ГРАЖДАНСКОЕ, ТРУДОВОЕ И ГРАЖДАНСКО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2013. № 4 (37). С. 80-84.
УДК 347.121.2
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ АКЦИОНЕРОВ (АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)
PROBLEMS OF REALIZATION OF THE NON-PROPERTY RIGHTS OF SHAREHOLDERS (ANALYSIS OF THE LEGISLATION OF REPUBLIC OF BELARUS)
Н. Л. БОНДАРЕНКО (N. L. BONDARENKO)
Анализируются основные неимущественные права акционеров: право на участие в управлении акционерным обществом и право на получение информации о деятельности общества. В ходе исследования норм действующего законодательства Республики Беларусь выявляются его недостатки и вносятся предложения по его совершенствованию с целью наиболее полной реализации личных неимущественных прав акционеров.
Ключевые слова: акционер, права акционеров, неимущественные права, право на информацию, право на участие в управлении обществом.
In article the basic non-property rights of shareholders are analyzed: right to participation in management of joint-stock company and right to information on society activity. Investigating standards of the current legislation of Republic of Belarus, the author reveals his shortcomings and makes offers on his improvement for the purpose of the fullest realization of the personal non-property rights of shareholders.
Key words: shareholder, rights of shareholders, non-property rights, right to information, right to participation in management of society.
Классик цивилистики Г. Ф. Шершеневич полагал, что, несмотря на чисто капиталистический характер акционерного предприятия, выражающийся в принадлежащих акционеру праве участия в доходах и праве на имущество акционерного товарищества, акционер имеет также «возможность, если только пожелает, проявить свою личность в товарищеском деле» [1]. Предложенное учёным подразделение прав акционеров на имущественные и права личного участия в делах предприятия поддерживается и современными исследователями, подразде-
ляющими права акционеров на имущественные и личные неимущественные, в частности Т. А. Еремеевой [2], В. В. Лаптевым [3],
Ю. А. Метелевой [4], Ю. С. Поваровым [5] и др.
Наиболее значимыми личными неимущественными правами акционера являются право на участие в управлении акционерным обществом и право на получение информации о деятельности общества. Правомочие управления акционерным обществом реализуется посредством участия в общем собрании акционеров и голосования на нем. Для этого акционеру предоставлено право получить информацию о дате и месте проведения общего собрания акционеров; требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров; участвовать в формировании повестки дня; знакомиться со списком лиц, имеющих
© Бондаренко Н. Л., 2013 S0
право на участие в общем собрании акционеров; голосовать по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров и включенным в повестку дня общего собрания; избирать и быть избранным в органы управления акционерного общества.
Необходимым условием участия в общем собрании является включение акционера в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, который составляется на основании данных реестра владельцев ценных бумаг, сформированного на дату, установленную уполномоченным органом хозяйственного общества (ст. 81 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» № 2020-Х11 от 9 декабря 1992 г. (далее - Закон о хозяйственных обществах)) [6]. Закон не устанавливает каких-либо особых требований к форме списка, она может быть произвольной, но контролирует его содержание. Так, в списке обязательно следует указать данные, необходимые для идентификации лица, имеющего право на участие в общем собрании: имя (фамилию, имя, отчество), а для юридических лиц - наименование (полное и сокращенное), адрес, которым обозначается место жительства (для физических лиц) или место нахождения (для юридических лиц), сведения о количестве и категории (типе) акций, правом голоса по кото -рым данное лицо обладает. Необходимо также указание почтового адреса, по которому будут направляться документы, связанные с проведением общего собрания акционеров, бюллетени для голосования и решения, принятые общим собранием. При несоблюдении указанных требований список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, не будет иметь значения документа, предоставляющего право на участие в общем собрании. Очевидно, что предъявляя такие требования к содержанию списка, законодатель стремится предотвратить возможные нежелательные манипуляции в ходе голосования.
Акционерам, обладающим в совокупности не менее чем одним процентом голосующих акций, предоставлена возможность осуществления контроля полноты и правильности составления названного списка лиц. При этом каждый акционер вправе проверить факт включения его в список лиц, имеющих право
на участие в общем собрании акционеров, а также правильность и полноту отражения в нем всех касающихся его сведений. Законодательством предусмотрена обязанность общества в трёхдневный срок выдать заявителю выписку из списка или справку о том, что он не включен в список, т. е. не имеет права участвовать в общем собрании акционеров.
Закон о хозяйственных обществах гарантирует акционерам право на голосование, в ходе которого избираются органы управления и контроля акционерного общества, а также принимаются решения по всем основным направлениям его деятельности. Правом голоса на общем собрании обладают акционеры - владельцы простых (обыкновенных) акций общества и акционеры - владельцы привилегированных акций в случаях, предусмотренных законом. Однако если простые (обыкновенные) акции дают их владельцу право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, то акционеры - владельцы привилегированных акций общества вправе участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества, о внесении изменений и (или) дополнений в устав общества, ограничивающих их права (ст. 71 Закона о хозяйственных обществах). В случае если на общем собрании акционеров принято решение о невыплате дивидендов по привилегированным акциям определённого типа или было принято решение об их неполной выплате либо решение о выплате дивидендов не было принято, акционеры - владельцы привилегированных акций такого типа могут участвовать в последующих общих собраниях акционеров с правом голоса с момента принятия (непринятия) такого решения до момента выплаты по указанным акциям дивидендов в полном объёме.
Принадлежащее акционеру право на участие в общем собрании акционеров он может реализовать прямо (принять личное участие в общем собрании) или опосредованно, например, через своего представителя, который действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях законодательства, акта уполномоченного на то го -сударственного органа или органа местного управления и самоуправления либо доверен-
ности, составленной в письменной форме. Доверенность на голосование должна быть оформлена в соответствии с требованиями п. 4 и 5 ст. 186 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК Республики Беларусь) или удостоверена нотариально и содержать сведения о представляемом и представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) [7]. Законодательством допускается также использование заочной формы голосования (ст. 41 Закона о хозяйственных обществах).
Ключевым в системе прав акционеров является право на получение информации о деятельности общества, которое, как точно заметил Ю. С. Поваров, не только является основой для осуществления ими контроля за деятельностью акционерного общества, но и создаёт предпосылки эффективного, осознанного участия в управлении юридическим лицом [8]. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 64 ГК Республики Беларусь, а также абз. 3 ч. 8 ст. 13 Закона о хозяйственных обществах, участники хозяйственного общества вправе получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его документацией в объёме и порядке, установленном уставом. Однако на практике реализация указанных норм затруднена тем обстоятельством, что уставы подавляющего большинства акционерных обществ, действующих на территории Республики Беларусь, не регламентируют объём и процедуру предоставления информации либо устанавливают это недостаточно чётко. Нередко это приводит к тому, что соответствующие лица органов управления акционерных обществ могут отказать акционерам в предоставлении требуемой информации.
В ходе последних изменений в законодательстве в ст. 14 Закона о хозяйственных обществах была включена норма, обязывающая хозяйственные общества указывать в уставе порядок предоставления участникам информации о хозяйственном обществе и объём её предоставления. По замыслу законодателя, данное законоположение призвано предоставить дополнительные гарантии реализации права акционеров на получение информации. Однако мы полагаем данную норму неэффективной.
Как свидетельствует практика, нередко руководство хозяйственного общества намеренно утаивает информацию и препятствует её получению акционерами. Перечень документов, которые предоставляются акционерам по их запросам, весьма ограничен, а получить какую-либо дополнительную информацию крайне сложно. Таким образом, ненадлежащее правовое регулирование даёт возможность для злоупотреблений, позволяя отказывать акционерам, прежде всего миноритарным, в ознакомлении с документами общества или под различными предлогами не предоставлять их в течение длительного срока.
Для преодоления существующей проблемы необходимо, чтобы механизм реализации права на получение информации был установлен непосредственно в Законе о хозяйственных обществах, а не в уставе общества. Каждый акционер независимо от размера пакета принадлежащих ему акций должен заранее знать, к каким документам общества у него имеется свободный доступ. Представляется оправданным, чтобы в Законе о хозяйственных обществах праву на получение информации корреспондировала обязанность общества предоставлять акционеру по его запросу документы, определённые законом для хранения обществом, а также регламентировались общие требования, предъявляемые к порядку и срокам предоставления такой информации.
Полезным в этом вопросе может быть законодательный опыт Российской Федерации. По сравнению с белорусским законодательством о хозяйственных обществах, российское законодательство предоставляет участникам общества гораздо больше гарантий и свободы в доступе к информации. В п. 1 ст. 89 Федерального закона «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. (далее - ФЗАО) дан достаточно обширный перечень документов, которые акционерное общество обязано хранить, обеспечивая к ним доступ акционеров [9]. Акционер, сделавший соответствующий запрос, может ознакомиться с указанными документами и получить с них копии (ст. 91 ФЗАО). Механизм реализации права на получение информации детализируется в Положении о дополнительных требованиях к порядку подготовки, со-
зыва и проведения общего собрания акционеров, утверждённом Приказом Федеральной Службы по финансовым рынкам Российской Федерации № 12-6/пз-н от 2 февраля 2012 г. [10]. Представляется, что данное решение российского законодателя правильно и обоснованно, поскольку направлено на защиту интересов всех акционеров общества, включая и владельцев мелких пакетов акций.
Исходя из содержания Закона о хозяйственных обществах, право акционера на получение информации об обществе, акциями которого он владеет, реализуется двумя способами: путём установления обязанности общества предоставить информацию акционерам независимо от их требований на этот счёт и путём предоставления акционерам права на получение информации по их желанию (заявлениям). Самую значимую и существенную информацию о своей деятельности общество обязано представлять акционерам при подготовке к общему собранию акционеров, через участие и голосование в котором реализуются иные права акционеров. Наиболее важным источником раскрытия информации о деятельности общества, позволяющим акционерам оценить работу общества за год, является годовой отчёт общества и годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность.
Согласно ст. 64 Закона о хозяйственных обществах общество предоставляет участникам при их обращении информацию, содержащуюся в его документах, с которой они могут ознакомиться непосредственно в обществе, они также могут получить эту информацию в установленный срок посредством почтовой связи или иными обеспечивающими её подлинность способами, установленными уставом или соответствующими локальными нормативными правовыми актами. Акционер, которому не была предоставлена информация в соответствии с положениями нормативных актов, вправе требовать от обязанных лиц её предоставления, а в случае отказа - обратиться за защитой своего нарушенного права в суд с требованием обязать ответчика совершить действия по предоставлению информации.
По мнению некоторых авторов, в частности Ю. С. Поварова, право на информацию коррелирует с правом на контроль, в силу которого акционеры могут требовать прове-
дения внутренней проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества со стороны ревизионной комиссии (ревизора) или аудиторской проверки [11]. Однако право на контроль за деятельностью общества со стороны акционера имеет опосредованный характер, поскольку акционер может предпринять действия, которые приведут к проверке деятельности акционерного общества со стороны соответствующих контролирующих органов, но не вправе осуществлять их самостоятельно. Следовательно, право на информацию как более широкое по содержанию поглощает право на контроль.
В качестве самостоятельного неимущественного права акционера некоторые учёные выделяют также право на судебную защиту [12]. Действительно, акционеру предоставлено право обжаловать в суд решение общего собрания акционеров, принятое с нарушением требований Закона о хозяйственных обществах и иных правовых актов Республики Беларусь, устава общества, в случае если акционер не принимал участия в общем собрании акционеров или голосовал против принятия такого решения и указанным решением нарушены его права и законные интересы. Однако право на судебную защиту является универсальным правом, которым наделены все участники гражданского оборота. Как справедливо отмечает О. А. Кузнецова, «с помощью суда могут быть защищены любые гражданские права и законные интересы всех субъектов права» [13]. Есть основания утверждать, что норма о судебной защите прав акционеров является лишь частным случаем гражданско-правового принципа судебной защиты гражданских прав, закрепленного в ст. 2 ГК Республики Беларусь.
Подводя итоги, отметим, что, являясь по своей природе неимущественными правами, право участия в общем собрании акционеров и право на получение информации о деятельности общества способствуют реализации имущественных прав акционера. Однако без надлежащего правового регулирования и правовой охраны, даже будучи закрепленными в законодательстве, неимущественные права могут превратиться в фикцию, что свидетельствует о необходимости продолжения работы над совершенствованием акционерного законодательства Республики Бела-
русь, в том числе и с привлечением позитивного опыта Российской Федерации.
1. Шершеневич Г Ф. Курс торгового права. Т. 1: Классика российской цивилистики. - М., 2003. - С. 36.
2. Еремеева Т. А. Имущественные и неимущественные права акционеров // Актуальные проблемы гражданского права. - Вып. 9. - М., 2005. - С. 127.
3. Лаптев В. В. Акционерное право. - М., 1999.
- С. 67.
4. Метелева Ю. А. Правовое положение акционера в акционерном обществе. - М., 1999. -С. 43.
5. Поваров Ю. С. Акционерное право России : учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2011. - С. 333.
6. О хозяйственных обществах : Закон Респ. Беларусь, 9 декабря 1992 г., № 2020-ХІІ: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15 июля 2010 г.
- Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс: Беларусь. Технология ПРОФ».
7. Гражданский кодекс Республики Беларусь : офиц. изд. - Минск : НЦПИ, 1999.
S. Поваров Ю. С. Указ. соч. - С. 361.
9. Об акционерных обществах : закон Рос. Федерации, 26 декабря 1995 г., № 20S^B в ред. Закона Рос. Федерации от 19 апреля 2013 г. -Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс: Российская Федерация».
10. Об утверждении Положения о дополнитель-
ных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров : приказ Федер. службы по финансовым рынкам Российской Федерации, 2 февраля 2012 г., № 12-6/пз-н. - URL: http://
www.consultant.ru/law/hotdocs/1S913.html.
11. ПоваровЮ. С. Указ. соч. - С. 369.
12. Ахметьянова З. А. Основные имущественные права акционеров // Закон. - 2002. - № S. -С. 5S.
13. Кузнецова О. А. Нормы-принципы российского гражданского права. - М., 2006. - С. 203.
S4