Научная статья на тему 'Проблемы реализации концепции социального государства в современной России'

Проблемы реализации концепции социального государства в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
436
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция Российской Федерации / социальное государство / социальные функции государства / социальные гарантии / право на образование / право на труд / right to education / right to work / social guarantees / social state / social state functions / the Constitution of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комбарова Елена Валерьевна, Корнукова Елена Владимировна, Cтаршова Ульяна Александровна

Введение: в данной статье проанализированы основные идеи развития социального государства и проблемы их реализации. Социальное государство — основа конституционного строя, и его реальное воплощение является в определенной степени обязанностью государства. Цель: построение правового и демократического государства не представляется без его социальной основы. Функционирование любого современного цивилизованного государства невозможно без развитой социальной сферы, которая создает условия для обеспечения благосостояния людей, стабильности, установления социального мира и партнерства в обществе. Данные проблемы были подняты и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 21 апреля 2021 года, в котором важнейшими приоритетами названы «сбережение народа нашей страны, защиту семьи, укреплении социальных гарантий, развитие экономики, образования и культуры». Методологическая основа: диалектический и формально-юридический методы позволили показать взаимосвязь и взаимовлияние различных социальных функций государства, классифицировать и систематизировать их. Историко-правовой и сравнительно-правовой методы были задействованы при выявлении этапов правового регулирования институтов социального государства в разные периоды развития страны. Результаты: реализация конституционного принципа социального государства осуществляется через социальные функции. Авторами изучены и проанализированы некоторые из них. Особое внимание уделяется проблемам доступности образования и достойного труда в России. Социальные функции и их реализация государством непосредственно связаны с качеством и уровнем развития социальной ориентации государства. Выводы: современная концепция социального государства рассматривается во взаимосвязи с его социальными функциями. Данный вид деятельности государства осуществляются в рамках внутренней социальной политики, которая необходима для поддержания определенного уровня жизни. Более того, если исходить из цели социального государства, сформулированной в ст. 7 Конституции России, то речь идет о достойной жизни каждого человека и соблюдении гарантий особенно для тех, кто по объективным причинам не в состоянии реализовать свои возможности. Достижению этой цели должны способствовать социальные функции государства, такие как социальная защита и социальное обеспечение, доступное образование, здравоохранение, определенный набор социальных льгот и услуг, достойные условия труда и соразмерная заработная плата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Implementing the Concept of the Social State in Contemporary Russia

Background: this article analyzes the main ideas of social state development and the problems of their implementation. The social state is the basis of the constitutional order, and its real embodiment is to some extent the responsibility of the state. Objective: constructing a state based on the rule of law and democracy is not possible without its social basis. . No modern civilized state can function without a developed social sphere, which creates conditions for people’s well-being, stability, maintaining public peace and community partnership. These problems were raised in the Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on April 21, 2021, in which top priorities were mentioned as “saving the people of our country, protecting the family, strengthening social guarantees, developing the economy, education and culture”. Methodology: dialectical and formal-legal methods allowed to show the interrelationship and mutual influence of various social functions of the state, to classify and systematize them. Historical-legal and comparative-legal methods were used to identify the stages of legal regulation of social state institutions in different periods of the country’s development. Results: the implementation of the constitutional principle of the social state is carried out through social functions. The authors have studied and analyzed some of them. Particular attention is paid to the problems of accessibility of education and decent labor in Russia. Social functions and their implementation by the state are directly related to the quality and level of development of social orientation of the state. Conclusions: the modern concept of the social state is considered in relation to its social functions. This type of state activity is carried out within the framework of domestic social policy, which is necessary to maintain a certain standard of living. Moreover, if we proceed from the goal of the social state, formulated in article 7 of the Constitution of Russia, it is about a worthy life of each person and the observance of guarantees especially for those who for objective reasons are not able to realize their capabilities. The achievement of this goal should be facilitated by the social functions of the state, such as social protection and social security, accessible education, health care, a certain set of social benefits and services, decent working conditions and commensurate wages.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации концепции социального государства в современной России»

DOI 10.24412/2227-7315-2022-5-276-281 УДК 342.4

Е.В. Комбарова, Е.В. Корнукова, У.А. Старшова

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Введение: в данной статье проанализированы основные идеи развития социального государства и проблемы их реализации. Социальное государство — основа конституционного строя, и его реальное воплощение является в определенной степени обязанностью государства. Цель: построение правового и демократического государства не представляется без его социальной основы. Функционирование любого современного цивилизованного государства невозможно без развитой социальной сферы, которая создает условия для обеспечения благосостояния людей, стабильности, установления социального мира и партнерства в обществе. Данные проблемы были подняты и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 21 апреля 2021 года, в котором важнейшими приоритетами названы «сбережение народа нашей страны, защиту семьи, укреплении социальных гарантий, развитие экономики, образования и культуры». Методологическая основа: диалектический и формально-юридический методы позволили показать взаимосвязь и взаимовлияние различных социальных функций государства, классифицировать и систематизировать их. Историко-правовой и сравнительно-правовой методы были задействованы при выявлении этапов правового регулирования институтов социального государства в разные периоды развития страны. Результаты: реализация конституционного принципа социального государства осуществляется через социальные функции. Авторами изучены и проанализированы некоторые из них. Особое внимание уделяется проблемам доступности образования и достойного труда в России. Социальные функции и их реализация государством непосредственно связаны с качеством и уровнем развития социальной ориентации государства. Выводы: современная концепция социального государства рассматривается во взаимосвязи с его социальными функциями. Данный вид деятельности государства осуществляются в рамках внутренней социальной политики, которая необходима для поддержания определенного уровня жизни. Более того, если исходить из цели

© Комбарова Елена Валерьевна, 2022 ч: Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права имени профессора И.Е. Фарбера

8 (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: kombarova_ev@mail.ru >g © Корнукова Елена Владимировна, 2022

S Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права имени профессора И.Е. Фарбера

° (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: kornukovaev@mail.ru § © Старшова Ульяна Александровна, 2022

^ Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права имени профессора И.Е. Фарбера

i (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: Starshova@yahoo.com

и CL

© Kombarova Elena Valeryevna, 2022

Candidate of Law, Associate Professor, Department of Constitutional Law named after Professor I.E. Farber (Saratov State Law Academy)

© Kornukova Elena Vladimirovna, 2022

Candidate of Law, Associate Professor, Department of Constitutional Law named after Professor I.E. Farber (Saratov State Law Academy)

© Starshova Ulyana Aleksandrovna, 2022

Candidate of Law, Associate Professor, Department of Constitutional Law named after Professor I.E. Farber 276 (Saratov State Law Academy)

социального государства, сформулированной в ст. 7 Конституции России, то речь идет о достойной жизни каждого человека и соблюдении гарантий особенно для тех, кто по объективным причинам не в состоянии реализовать свои возможности. Достижению этой цели должны способствовать социальные функции государства, такие как социальная защита и социальное обеспечение, доступное образование, здравоохранение, определенный набор социальных льгот и услуг, достойные условия труда и соразмерная заработная плата.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, социальное государство, социальные функции государства, социальные гарантии, право на образование, право на труд.

E.V. Kombarova, E.V. Kornukova, U.A. Starshova

PROBLEMS OF IMPLEMENTING THE CONCEPT OF THE SOCIAL STATE IN CONTEMPORARY RUSSIA

Background: this article analyzes the main ideas of social state development and the problems of their implementation. The social state is the basis of the constitutional order, and its real embodiment is to some extent the responsibility of the state. Objective: constructing a state based on the rule of law and democracy is not possible without its social basis. . No modern civilized state can function without a developed social sphere, which creates conditions for people's well-being, stability, maintaining public peace and community partnership. These problems were raised in the Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on April 21, 2021, in which top priorities were mentioned as "saving the people of our country, protecting the family, strengthening social guarantees, developing the economy, education and culture". Methodology: dialectical and formal-legal methods allowed to show the interrelationship and mutual influence of various social functions of the state, to classify and systematize them. Historical-legal and comparative-legal methods were used to identify the stages of legal regulation of social state institutions in different periods of the country's development. Results: the implementation of the constitutional principle of the social state is carried out through social functions. The authors have studied and analyzed some of them. Particular attention is paid to the problems of accessibility of education and decent labor in Russia. Social functions and their implementation by the state are directly related to the quality and level of development of social orientation of the state. Conclusions: the modern concept of the social state is considered in relation to its social functions. This type of state activity is carried out within the framework of domestic social policy, which is necessary to maintain a certain standard of living. Moreover, if we proceed from the goal of the social state, formulated in article 7 of the Constitution of Russia, it is about a worthy life of each person and the observance of guarantees especially for those who for objective reasons are not able to realize their capabilities. The achievement of this goal should be facilitated by the social functions of the state, such as social protection and social security, accessible education, health care, a certain set of social benefits and services, decent working conditions and commensurate wages.

Key-words: right to education, right to work, social guarantees, social state, social state functions, the Constitution of the Russian Federation.

Сегодня в Российской Федерации сложилась своя собственная концепция социального государства, основанная в первую очередь на нормах Основного Закона. Конституция Российской Федерации одной из основ конституционного строя в ст. 7 закрепляет социальное государство, основной целью которого явля- 277

ется обеспечение достойной жизни каждого человека. Современная концепция российского социального государства подразумевает, что обеспечить достойную жизнь себе и членам своей семьи — обязанность гражданина, а государство предоставляет каждому равные возможности для достижения этой цели.

Конституционные гарантии социального государства закрепляются, в первую очередь, в ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации. Это установленный государством минимальный размер оплаты труда (который сегодня не может быть ниже прожиточного минимума); обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан и т.п. Далее они находят свое продолжение в основных социально-экономических правах и свободах.

Авторы использовали общенаучные и частнонаучные методы познания. Диалектический и формально-юридический методы позволили показать взаимосвязь и взаимовлияние различных социальных функций государства, классифицировать и систематизировать их. Историко-правовой и сравнительно-правовой методы были задействованы при выявлении этапов правового регулирования институтов социального государства в разные периоды развития страны. Большое значение для исследования, проведенного в данной статье, имеет системный метод. Актуализация системного метода обусловлена все более настоятельной теоретической и практической необходимостью комплексного и системного подхода освоения и преобразования социальных условий жизни и соответствующих общественных отношений.

Современная концепция социального государства рассматривается во взаимосвязи с социальными функциями государства. Действительно, «...уровень и й качество социальной ориентации государств напрямую связан с выполнением и « содержанием социальных функций» [1, с. 57]. А.В. Шарков в своей работе рас-

ш сматривал социальные функции государства как комплекс мер, применяемый в

01

? рамках внутренней государственной политики для воспроизводства населения

1 и поддержания определенного уровня его жизни [2].

| Некоторые ученые говорят о невозможности взаимосуществования демокра-

>§ тического политического режима и социальных функций. Только рыночная

й экономика является фундаментом демократии [3, с. 203]. Ф. Хайек — крупней-

| ший философ, классический либерал, выступавший против социалистических

® режимов, считал, что любая государственная деятельность, прямо нацеленная на

§ распределительную справедливость, приведет к уничтожению господства права

£ [4, с. 266]. На наш взгляд, данные выводы неконкурентоспособные. В передовых

Ц западных странах давно известна практика построения правового государства

2 совместно с социальным. Так, ФРГ на уровне Основного Закона закрепила § правовое социальное государство и осуществляет социально-ориентированную

£ внутреннюю политику. В научной мысли превалировала доктрина о правовом <3 социальном государстве, сущность которой заключается в данных функци-1 ях [5, с. 367]. В Конституции Японии 1947 г. (еще раньше, чем в Германии), т провозглашается, что: «Во всех сферах жизни государство должно прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здоровья». Данная практика в последующем стала характерной для закрепления социального государства как конституционного принципа и в других странах. Так, в Конституции Испании 1978 г. И Португалии 1975 г. закрепляется правовое социальное государство,

278

основная цель которого — справедливое и солидарное общество. Конституция

Швеции 1974 г. устанавливает обязанность государства в области обеспечения благосостояния граждан. Данный вектор развития поддержали и страны Восточной Европы. Например, Румыния «является правовым, демократическим и социальным государством». В современном мире абсолютное большинство стран так или иначе фактически ориентированы на социальное государство, независимо от закрепления такой нормы в основном законе.

Нельзя не согласиться с мнением Е.А. Кулагиной, что основными функциями социального государства являются социальная защита и социальное обеспечение, доступное образование, здравоохранение, определенный набор социальных льгот и услуг [6, с. 155]. На наш взгляд, сюда необходимо отнести и функцию обеспечения достойного труда и его оплаты.

Проблемы реализации современной российской концепции социального государства связаны, в том числе, с выполнением государством своих социальных функций. Невозможно поддержать определенный (высокий) уровень жизни гражданина без реализации и обеспечения основных социальных функций. Хотелось бы рассмотреть некоторые из них.

Так, защита детства — одно из главных направлений современной социальной политики России. В 2020 г. были внесены поправки в Конституцию РФ 1993 г., которые провозгласили детей важнейшим приоритетом и обязали государство создавать условия для всестороннего их развития.

С целью реализации этого положения Президент РФ, воспользовавшись своим правом законодательной инициативы, внес предложение об укреплении воспитательной функции образовательной системы. В июле 2020 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся».

Основной упор в законе делается на то, что воспитание должно способствовать всестороннему интеллектуальному и нравственному развитию. Воспитание должно быть направлено на развитие чувства любви к Родине, гражданственности, труду. В законе дается определение воспитания как деятельности, которая имеет определенную направленность. Это и развитие личности ученика, и создание условий для самоопределения и уважения закона, культурного наследия, окружающей среды.

7 мая 2018 г. Президент РФ подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В рамках реализации данного акта были приняты различные национальные проекты в сфере образования. Основная цель данных проектов — обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей.

Отдельно необходимо отметить федеральный проект «Цифровая образовательная среда» в рамках Национального проекта «Образование», который направлен на решение задачи по созданию к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Современные подходы к организации образовательного процесса в России предполагают существенное обновление содержания образования: акцент на воспитательную составляющую; внедрение образовательных технологий;

обеспечение индивидуальных подходов к обучению через выстраивание индивидуальных образовательных траекторий;

выстраивание объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся.

Должное развитие современной российской концепции социального государства сегодня не представляется без обеспечения достойного труда с определенным уровнем его минимальной оплаты. Право на труд в большинстве конституций стран мира появилось лишь после Второй мировой войны, однако в Советском Союзе данное право закрепилось несколько раньше. Так, например, уже в Конституции СССР 1936 года в ст. 118, 119 достаточно подробно фиксировалось что такое право на труд и отдых, чем они обеспечиваются. Данные права гарантировались политикой всеобщей занятости населения. В некоторых конституциях зарубежных стран (США, Япония) право на труд не закреплено, закрепляется лишь право на занятие предпринимательской (экономической) деятельностью. Предполагается, что право на труд является составляющей данного права.

Сегодня в России конституционализация трудовых отношений вышла на новый этап развития. В основной закон страны внесены изменения, затрагивающие размер минимальной оплаты труда. На высшем уровне узаконено, что он не может быть ниже прожиточного минимума. Это представляется абсолютно своевременным и правильным, так как право на достойный труд, который включает в себя и достойную его оплату, является одной из гарантий социального государства.

Еще принятие Декларации Международной организацией труда (МОТ) о й социальной справедливости в целях справедливой глобализации от 10 июня « 2008 года дало понимание того, что необходим комплексный подход к обеспе-

ш чению права на достойный и справедливый труд. В ч. 2 ст. 7 Конституции РФ

01

? установлена одна из гарантий реализации социального государства — мини-

1 мальный размер оплаты труда.

ф

| Однако в ст. 37 Конституции Российской Федерации нет положения, за-

>§ крепляющего именно право на достойный труд, что позволяет сделать вывод

й о необходимости совершенствования и развития данного принципа. | В Российской Федерации действует государственная Программа «Содействие

® занятости населения», вступившая в силу 1 января 2022 г. В ней закрепляются

§ совокупность приемов и способов, обеспечивающих реализацию права граж-

§ дан на защиту от безработицы. Это предоставление возможности гражданам

ц повысить квалификацию, цифровизация данных процессов, формирование

2 культуры безопасного труда и др. Итогом реализации различных мероприятий, § заявленных в программе, должно повлиять на снижение уровня бедности среди

£ населения, сохранение его и благополучие.

<3 Нельзя не согласиться с Е.Ф. Довгань, что: «...право на достойный труд тес-

1 но связывается с реализацией концепции устойчивого развития во всех трех т компонентах (экономическом, экологическом и гуманитарном) и с правом на благоприятную окружающую среду.» [7, с. 40].

Результатом настоящего исследования является обоснование целесообразности дальнейшего реформирования в образовательной сфере с целью получения конкурентноспособного специалиста, способного достойно трудится, обеспечивая себя, и, как следствие, реализации в полном объеме права на достойный труд с 280 его соразмерной оплатой. Это является одной из гарантий построения социаль-

ного государства в России, главной целью которого является достойная жизнь и свободное развитие человека.

Проведенный анализ позволяет сделать ряд выводов. Без реализации основных социальных функций невозможно говорить о существовании российского социального государства. Новые подходы к организации образовательного процесса в России предполагают некое новое понимание содержания образования, которое кроме стандартных признаков, содержит внедрение новейших образовательных технологий, обеспечение развития индивидуальных подходов к обучению, а именно выстраивание индивидуальных образовательных траекторий, а также объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся.

Для формирования современной концепции социального государства, именно достойный труд с соразмерно высокой его оплатой имеет первостепенное значение и, мы считаем, можно увидеть наличие непосредственной связи между образованием, воспитанием конкурентноспособного специалиста и правом на достойный труд.

Библиографический список

1. Сафонова О.Д. К вопросу о возможности изменения социальных функций в эпоху глобализации // Вестник СПбГУ. Сер.: 6. 2016. Вып. 1. С. 56-72.

2. Шарков А.В. Социальная функция государства: философский анализ проблемы. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский ун-т, 2018. 210 с.

3. Renfew Ch.B. The interaction of business and democracy in our political system. Democracy: Its strength and weakness. 1988.

4. Hayek F.A. The Road to Serfdom., University of Chicago Press, 1943. 266 p.

5. Xecce К. Основы конституционного права ФРГ. М.: Юридическая литература, 1981. 368 с.

6. Кулагина ЕА. Доминантные функции социального государства: некоторые аспекты научной дискуссии // Вестник Волгоградского гос. ун-та. 2011. № 2 (20). С. 151-158.

7. Довгань Е.Ф. «Новые» права человека и международное право // Российское право он-лайн. 2018. № 3. С. 37-45.

References

1. Safonova O.D. On the Question of the Possibility of Changing Social Functions in the Era of Globalization // Bulletin of St. Petersburg State University. Ser.: 6. 2016. Issue 1. Р. 56-72.

2. Sharkov A.V. The Social Function of the State: a Philosophical Analysis of the Problem. Perm: Perm State National Research University, 2018. 210 p.

3. Renfew Ch.B. The Interaction of Business and Democracy in Our Political System. Democracy: Its Strength and Weakness. 1988.

4. Hayek F.A. The Road to Serfdom., University of Chicago Press, 1943. 266 p.

5. Hesse K. Fundamentals of Constitutional Law of Germany. M.: Legal literature, 1981. 368 p.

6. Kulagina E.A. Dominant Functions of the Social State: Some Aspects of DScientific discussion // Bulletin of the Volgograd State University. 2011. No. 2 (20). Р. 151-158.

7. Dovgan E.F. "New" Human Rights and International Law // Russian Law online. 2018. No. 3. Р. 37-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.