Научная статья на тему 'Проблемы реализации конституционных прав и гарантий лиц, содержащихся в СИЗО ФСИН РФ по подозрению и обвинению в совершении преступлений'

Проблемы реализации конституционных прав и гарантий лиц, содержащихся в СИЗО ФСИН РФ по подозрению и обвинению в совершении преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
220
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
защита прав обвиняемых и подозреваемых / конституционные права и гарантии / жалобы заключенных в ЕСПЧ. / protection of the rights of the accused and suspects / constitutional rights and guarantees / complaints of prisoners to the ECHR.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виталий Викторович Копылов, Евгения Юрьевна Коновалова, Алексей Александрович Субботин

Анализируются современные проблемы реализации конституционных прав и гарантий лиц, содержащихся в СИЗО ФСИН РФ по подозрению и обвинению в совершении преступлений; влияние международных организаций (ЕСПЧ) на соблюдение прав, заключенных в местах предварительного заключения; причины неудачного реформирования УИС РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Виталий Викторович Копылов, Евгения Юрьевна Коновалова, Алексей Александрович Субботин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE IMPLEMENTATION OF CONSTITUTIONAL RIGHTS AND GUARANTEES OF PERSONS CONTAINED IN THE SIZO OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION ON SUSPICION AND CHARGED WITH COMMITTING CRIMES

Analyzed the problems of the implementation of constitutional rights and guarantees of persons detained in the FSIN SIZO of the Russian Federation on suspicion and charged with committing crimes; the influence of international organizations (ECHR) on the rights of prisoners in pre-trial detention; the cause of the failed reform of the penal correction system of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации конституционных прав и гарантий лиц, содержащихся в СИЗО ФСИН РФ по подозрению и обвинению в совершении преступлений»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10209 © В.В. Копылов, ЕЮ. Коновалова, А.А. Субботин, 2019

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И ГАРАНТИЙ ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В СИЗО ФСИН РФ ПО ПОДОЗРЕНИЮ И ОБВИНЕНИЮ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Виталий Викторович Копылов,

профессор кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки»,

кандидат юридических наук

Тверской филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (170040, Тверь, ул. Кривичская, д. 12)

E-mail: [email protected]; Евгения Юрьевна Коновалова, преподаватель-методист кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки» Тверской филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (170040, Тверь, ул. Кривичская, д. 12)

E-mail: [email protected]; Алексей Александрович Субботин, начальник кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки» Тверской филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (170040, Тверь, ул. Кривичская, д. 12)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Анализируются современные проблемы реализации конституционных прав и гарантий лиц, содержащихся в СИЗО ФСИН РФ по подозрению и обвинению в совершении преступлений; влияние международных организаций (ЕСПЧ) на соблюдение прав, заключенных в местах предварительного заключения; причины неудачного реформирования УИС РФ.

Ключевые слова: защита прав обвиняемых и подозреваемых, конституционные права и гарантии, жалобы заключенных в ЕСПЧ.

PROBLEMS OF THE IMPLEMENTATION OF CONSTITUTIONAL RIGHTS AND GUARANTEES OF PERSONS CONTAINED IN THE SIZO OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION ON SUSPICION AND CHARGED WITH COMMITTING CRIMES

Vitaliy V. Kopylov,

Professor of the Department of Tactical-Special, Fire and Physical Training,

Candidate of Law

Tver branch of Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya (170040, Tver', ul. Krivichskaya, d. 12);

Evgeniya Yu. Konovalova,

Teacher-methodologist of the Department of Tactical-Special, Fire and Physical Training Tver branch of Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya (170040, Tver', ul. Krivichskaya, d. 12);

Aleksey A. Subbotin,

Head of the Department of Tactical-Special, Fire and Physical Training Tver branch of Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya (170040, Tver', ul. Krivichskaya, d. 12)

Abstract. Analyzed the problems of the implementation of constitutional rights and guarantees of persons detained in the FSIN SIZO of the Russian Federation on suspicion and charged with committing crimes; the influence of international organizations (ECHR) on the rights of prisoners in pre-trial detention; the cause of the failed reform of the penal correction system of the Russian Federation.

Keywords: protection of the rights of the accused and suspects, constitutional rights and guarantees, complaints of prisoners to the ECHR.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Копылов В.В., Коновалова Е.Ю., Субботин А.А. Проблемы реализации конституционных прав и гарантий лиц, содержащихся в СИЗО ФСИН РФ по подозрению и обвинению в совершении преступлений. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):36-41.

Соблюдение прав лиц, заключенных в местах предварительного содержания ФСИН РФ — это неновая, но вместе с тем очень актуальная тема. Достаточно сказать, что в заключении № 193 Парла-

ментской Ассамблеи Совета Европы от 25 января 1996 года в качестве одного из обязательных условий вступления России в Совет Европы указывалось, что в России будут улучшены условия содер-

жания заключенных, в частности, нечеловеческие по сути условия содержания во многих следственных изоляторах (Рекомендация А (87)3 о Единых европейских пенитенциарных правилах) [6], кроме того инспекторы Совета Европы еще в 2000 году признали следственные изоляторы России местом, приравненным к пыткам [19], что в свое время в соответствии со ст. 9 УПК РФ [2] ставило под вопрос законность уголовного судопроизводства в отношении лиц, находящихся по обвинению и подозрению в СИЗО РФ.

В настоящее время условия содержания обвиняемых и подозреваемых в СИЗО ФСИН РФ существенно улучшились, но по некоторым параметрам остаются значительно суровее, чем у осужденных в исправительных колониях (тюрьмах), что, по нашему мнению, является ситуацией, противоречащей Конституции РФ, статье 49 «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» [1]. Эти требования должны быть применимы к лицам обвиняемым, подозреваемым, находящимся в СИЗО РФ. Осуществляться они должны в том, что условия содержания в СИЗО не должны быть схожи (а уж тем более хуже) с условиями содержания осужденных в исправительных учреждениях.

Но по факту получается, что условия содержания лиц, чья вина еще не доказана, значительно уступают тем, в которых содержатся уже осужденные преступники.

Пенитенциарная система России стремится ре-ализовывать положения Конституции РФ и перестраивать свою деятельность в соответствии со статьей 7 Конституции РФ, провозгласившей Российскую Федерацию — социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. Это положение наделяет правом всех граждан, в том числе и лиц, обвиняемым, подозреваемым, находящимся в СИЗО, обладать и пользоваться благами цивилизации, а значит, все должны иметь надлежащие жилищные условия, медицинское обслуживание, современную бытовую технику, качественное питание, возможность для поддержания здоровья и т.п.

Представления о достойной жизни осужденных и обвиняемых, подозреваемых в европейских странах и России различается. Практике известны случаи, когда заключенные в СИЗО жаловались на отсутствие спальных мест. При очень усредненном расчете содержание одного заключенного в Европе составляет около — 103 €, в Болгарии — 3 €, в Швеции — 620 €, в Нидерландах — 250 € [9], в РФ — 25 € [21], на питание — (107,4 руб.) или около 1,5 €. Это при том, что бюджет российской тюремной системы составил рекордные € 5,4 млрд — это на 2 млрд больше, чем у Великобритании [15].

Причиной разницы в суммах является прежде всего масштаб российской уголовно-исполнительной системы. Россия по-прежнему лидирует среди европейских стран по абсолютной численности тюремного населения, хотя и неуклонно снижает его за счет назначения наказаний, не связанных с лишением свободы.

В п. 3 ст. 46 Конституции определяется, что «каждый в праве в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» [1]. В полной мере это положение распространяется на лиц, обвиняемым и подозреваемым в совершении преступлений, содержащихся в СИЗО ФСИН РФ, и они им активно пользуются.

Из года в год сохраняется высокое количество обращений, связанных с нарушением гражданских прав в пенитенциарных учреждениях [20]. Число жалоб заключенных на условия их содержания с 2007 по 2016 год и удовлетворенных ЕСПЧ выросло в 28,5 раза [11], такое положение дел может свидетельствовать о том, что системные проблемы не решаются должным образом, а в постановлениях ЕСПЧ признается, что в местах предварительного заключения применяется насилие в отношении лиц, задержанных, обвиняемых или подсудимых, если в 2016 г. таких нарушений было 64, то в 2017 г. уже 107 случаев» [7]. Такое положение дел не остается без внимания Президента РФ, который в своем выступлении отметил, что соблюдение прав человека в местах лишения свободы является очень острой темой и власти пытаются держать ее в поле зрения [16]. Руководство страны предпринимает

попытки выправить данную ситуацию, так в рамках реализации положений «Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г.» предполагалось завершить к 2017 году строительство и ввод в эксплуатацию 26 следственных изоляторов, соответствующих требованиям европейских стандартов в части условий содержания, а также провести реконструкцию следственных изоляторов. Реализация этих мероприятий позволила бы создать современные условия содержания подозреваемых и обвиняемых, находящихся в следственных изоляторах, с учетом требований международных стандартов и российского законодательства, и тем самым не давать повод для обращений российских граждан в Европейский Суд по правам человека [5]. Указанные мероприятия не были реализованы вследствие многочисленных фактов мошенничества, растраты денежных средств при строительстве СИЗО со стороны руководства ФСИН РФ, о чем свидетельствуют возбужденные уголовные дела и обвинительные приговоры в отношении бывшего директора ФСИН России А.А. Реймера и других должностных лиц, что стало одним из существенных факторов провала реализации реформы уголовно-исполнительной системы, намеченной Концепции.

С целью разрешения этой ситуации был принят и вступил в силу федеральный закон № 186 от 3 июля 2018 года «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации», которые предполагают зачет 1-го дня нахождения заключенного в СИЗО (в случае осуждения) как: 1,5 дня в колонии общего режима; 1,5 дня в колонии воспитательного типа; 2 дня в колонии-поселении [4].

Насколько эффективно данное решение покажет время.

По открытым статистическим данным, в учреждениях уголовно-исполнительной системы на 1 декабря 2018 г. содержалось 567 789 чел., из них 465 181 чел. отбывало наказание в 707 исправительных колониях, 34 417 чел. в 123 колониях-поселениях, 2 017 чел. отбывало наказание в 7 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы и лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, 100 065 чел. содержалось в 212 следственных

изоляторах и 97 помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора при колониях, 1 227 чел. отбывало наказание в 8 тюрьмах, 1 316 чел. в 23 воспитательных колониях для несовершеннолетних [12].

Нововведение затронет несовершеннолетних, отбывающих срок наказания в воспитательных колониях — 1 316 чел., и осужденных, отбывающих срок наказания в колониях-поселениях — 34 417, осужденных, отбывающих срок наказания в ИК общего режима — 186 072 (так как более 61% заключенных, находящихся в исправительных колониях, ранее отбывали срок наказания, около 40% от 465 181) итого 221 805 осужденных, т.е. менее половины.

Получается, что половине заключенных за содержание в СИЗО в условиях, не соответствующих требованиям, предъявляемым европейскими нормами, компенсируется льготным исчислением срока отбытия наказания, а другой половине (осужденным строгого и особого режима) — нет.

С нашей точки зрения — это нарушение Конституции РФ, в частности статьи 19 п. 2. Провозглашающего, что «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» [1].

Кроме того, очевидно, что данная поправка не устраняет таких распространенных проблем как:

• Несовершенство механизма предварительного заключения лиц, обвиняемых, подозреваемых в совершении преступлений. Так, ежемесячно из следственных изоляторов в 2005 году освобождалось в связи с изменением меры пресечения, вынесением оправдательных приговоров и приговоров, не связанных с лишением свободы, от 5 до 6 тысяч человек, или примерно 20—25% от числа вновь арестованных. За 2006 г. по этим основаниям было освобождено из СИЗО свыше 65 тысяч обвиняемых (подозреваемых), или каждый шестой от общего числа вновь арестованных [10]. С начала 2014 года, в связи с вынесением обвинительных приговоров с назна-

чением наказания, не связанного с лишением свободы, или наказания в виде лишения свободы условно, из СИЗО освобождено 16,6 тыс. заключенных, еще 7,7 тыс. человек — в связи с изменением меры пресечения, и еще 2,2 тыс. человек — в связи с прекращением дел судами и вынесением оправдательных приговоров. Таким образом, вышли на свободу 26,5 тыс. обвиняемых, подозреваемых, водворенных в СИЗО или 10,7% [13]. А кто из руководителей следственных органов понес за это ответственность? А ведь не секрет, что в ряде случаев водворение в СИЗО используется для того, чтобы отобрать у предпринимателя его бизнес.

• Недостаточное финансирование медицинского обеспечения заключенных, отсутствие в учреждениях узкопрофильных мед.специалистов в российских местах заключения — самый высокий среди европейских стран: 6 человек на 1 000 заключенных, когда в остальных странах такой показатель — 2,8 [21]. В 2012 году общее число умерших в СИЗО составило 445 человек, в 2013 году умерли уже 460 человек. Напомним смерть Магницкого С.Л. 16.11.2009 г. в изоляторе «Матросская тишина», первые санкции США в рамках «списка Магницкого» против РФ.

• Лица, находящиеся под стражей не могут продолжить ранее начатого лечения, так как медсанчасть УФСИН не включена в электронную систему медицинских карт. Это означает, что для назначения лечения требуется новые обследования, которые могут растянуться на продолжительный срок в силу нехватки узкопрофильных специалистов. Отдельная тема — снабжение больных заключенных лекарствами. Не всегда в наличие есть все необходимые препараты. Пока лекарство придет, человека уже могут осудить и отправить в колонию [23].

Вопрос оказания квалифицированной медицинской помощи стоит особо остро. Согласно ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме. Также этот ФЗ в ст. 10 устанавливает и понятие доступности и качества оказываемых медицинских услуг, которое выражается наличием необходимого количества

медицинских работников и уровнем их квалификации [3].

Как подчеркивает уполномоченный по правам человека в Московской области Екатерина Семенова, оказание своевременной и квалифицированной медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным — проблема серьезная и, к сожалению, распространенная.

Среди наиболее часто встречающихся жалоб — это — отсутствие лицензий на оказание медицинской деятельности в изоляторах временного содержания, неквалифицированное оказание медпомощи (или вообще неоказание), проблемы с лекарственным обеспечением по тяжелым заболеваниям (в том числе ВИЧ), транспортировка обвиняемых и подозреваемых совместно с больными туберкулезом, а также размещение таких больных вместе со здоровыми заключенными [20].

• Содержание обвиняемых, подозреваемых в СИЗО с нарушением сроков. Так, в 2014 году в следственных изоляторах ФСИН РФ содержалось с нарушением сроков УПК РФ — 1 401 заключенных.

• Отсутствие механизма возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Данное положение предусмотрено в статье 53 Конституции РФ: «право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц» [20].

К примеру, по законам ФРГ обвиняемый (подозреваемый), водворенный на период следствия в места предварительного заключения и в последствии признанный невиновным, получает от государства компенсацию в размере 10 марок за каждый день нахождения в СИЗО. В Италии (Венеция), если администрация мест лишения свободы не обеспечивает обвиняемым (подозреваемым) санитарную норму жилой площади — 7 кв.м. на человека, то по решению суда она должна выплатить каждому заключенному за неудобства по — 100 евро за каждые сутки пребывания.

Поэтому получается, что принятый федеральный закон № 186 от 3 июля 2018 г. «О внесе-

нии изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации» не устраняет и не решает полностью проблем с содержанием обвиняемых и подозреваемый в СИЗО РФ, но и создает новые.

В настоящий момент ряд положений Конституции РФ для лиц, подозреваемых (обвиняемых) содержащихся в СИЗО продолжают оставаться не реализованными. Льготное исчисление сроков отбытия наказания распространяется только на половину заключенных. Это в свою очередь послужит поводом для новых обращений, осужденных которые будут отбывать срок наказания в ИК строгого, особого режима, а также в тюрьмах в ЕСПЧ и как следствие Российское государство будет выплачивать по постановлениям ЕСПЧ компенсации.

По итогам прошедшего заседания при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, который состоялся 11 декабря 2018 года был утвержден перечень вопросов, подлежащих решению в течении 2019 года.

Так в частности шестым вопросом в этом списке стало решение проблемы соблюдения норм санитарной площади в помещениях, предназначенных для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Установлен срок до 1 июля 2019 года для предоставления предложений, касающихся улучшения условий содержания указанных лиц [14].

Еще оно важное поручение — повышение эффективности общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, в том числе путем совершенствования порядка формирования и деятельности общественных наблюдательных комиссий. Этой осенью будет очередной новый набор в ОНК и хочется верить, что туда войдут настоящие правозащитники, а не сомнительные персонажи. Членам ОНК, скорее всего, будут оплачивать транспортные расходы и командировочные, тем более, что в некоторых регионах колонии располагаются на расстоянии 500—700 км друг от друга [17].

Положительным моментом можно является и то, что с 30 сентября 2018 года вступил в силу приказ Минюста, устанавливающий повышенные нормы питания для подростков, беременных женщин и инвалидов, содержащихся в учреждениях Феде-

ральной службы исполнения наказаний, сообщает пресс-служба министерства [8].

Также из последних нововведений можно отметить то, что тюремное ведомство начинает масштабный проект: в следственных изоляторах по всей стране должны появиться площадки для активных спортивных игр, футбола, волейбола и т.п.

Пилотный проект стартовал в знаменитом столичном СИЗО «Бутырка», причем в первом в истории матче с участием арестованных принял участие футболист Павел Мамаев. В ближайшее время спортивные площадки появятся в каждом СИЗО в столице, а в перспективе планируется распространить начинание по всей стране.

Как поясняют эксперты, сегодня по правилам арестанты из разных камер не могут пересекаться на прогулках. Потому и в футбол придется играть только с соседями по камере. Однако сейчас прорабатывается вопрос, чтобы разрешить совместные прогулки (а значит, и спортивные игры) арестантам одних категорий. То есть обвиняемых по похожим статьям, не проходящих по одному делу, имеющих одинаковые особенности (т.е. все в первый раз оказались за решеткой, или все уже неоднократно там бывали, или все бывшие сотрудники правоохранительных органов и т.п.). То есть принцип такой: если люди вполне могли оказаться в одной камере следственного изолятора, то и совместные прогулки, наверное, вполне допустимы. Но пока это только обсуждается [22].

Президент России Владимир Путин потребовал безусловного соблюдения прав заключенных, так как «закрепленные в законе стандарты содержания заключенных, их права на медицинскую помощь, иные права должны в полной мере соблюдаться» [18]. Очевидно, что требуется кардинальный пересмотр положений и принципов, определяющих условия содержания обвиняемых и подозреваемый в СИЗО.

Новые реформы в УИС РФ неизбежны, потому что, как сказал Ф.М. Достоевский: «об уровне цивилизации общества можно судить по его тюрьмам». Для того, чтобы реформы состоялись необходимо прежде всего создание системы эффективного противодействия коррупции в органах и учреждениях ФСИН РФ.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. на 21.07.2014) // Российская газета. 25.12.93 г. № 237. Ст. 5.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 12.11.2018) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. I). ст. 4921.

3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (с изм. и доп. от 31.01.2019 г.) // Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. № 48. ст. 6724.

4. О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 3 июля 2018 г. № 186-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 9.07 2018 г. № 28. ст. 4150

5. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. (с изменениями и дополнениями): распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собрании законодательства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 43 ст. 5544.

6. Заключение по заявке России на вступление в совет Европы 193(1996) // Совет Европы и Россия. Сборник документов. М.: Издательство «Юридическая литература». 2004.

7. В ЕСПЧ стало меньше жалоб против России// https://www.advgazeta.ru/novosti/v-espch-stalo-menshe-zhalob-protiv-rossii/

8. В колониях и СИЗО улучшат питание несовершеннолетних и беременных женщин// https:// regnum.ru/news/2491567.html

9. Генпрокуратура зафиксировала рост преступности // http://izvestia.ru/ news/590416#ixzz3xmgLpШO

10. Доклад Директора ФСИН на коллегии Минюста России по итогам работы в 2005 году и о задачах на 2006 год // http://www.index.org.ru/ nevol/2006-8/dfsin_n8.html

11. Жалобам заключенных назовут цену // https://www.kommersant.ru/doc/3701077

12. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы// http://fsin.su/structure/inspector/

iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20ШS/ (дата обращения 02.01.2019).

13. Наполняемость следственных изоляторов зависит от количества лиц, заключенных под стражу за малозначительные преступления // http://prisonlife.ru/analitika/2913-napolnyaemost-sledstvennyh-izolyatorov-zavisit-ot-kolichestva-lic-zaklyuchennyh-pod-strazhu-za-maloznachitelnye-prestupleniya.html

14. Утвержден перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека http://kremlin.ru/acts/ assignments/orders/59871

15. Первые по числу заключенных //https:// www.rbc.ru/newspaper/2017/03/15/58c702399a79473 b36f47d9c

16. Путин назвал недопустимым содержание десятков, заключенных в одной камере //https:// iz.ru/822658/2018-12-11/putin-nazval-nedopustimym-soderzhanie-desiatkov-zakliuchennykh-v-odnoi-kamere

17. Путин поручил улучшить условия для заключенных в СИЗО // https://www.mk.ru/ social/2019/02/21/putin-poruchil-uluchshit-usloviya-dlya-zaklyuchennykh-v-sizo.html.

18. Путин потребовал безусловного соблюдения прав заключенных //https://tass.ru/ obschestvo/3932154.

19. Система наказаний по УК РФ и проблемы ее реализации //http://www.pravo.vuzlib.su/book_ z786_page_24.html

20. Система оказания квалифицированной медицинской помощи заключенным нуждается в улучшении http://www.onk-mosobl.ru/novosti/ sistema-okazaniya-kvalifitsirovannoj-meditsinskoj-pomoshhi-zaklyuchennym-nuzhdaetsya-v-uluchshenii.

21. Совет Европы: экономический кризис ударил по тюрьмам // Преступление и наказание. № 4 . ОАО Мпк, 2015.

22. Судей хватает, футболистов тоже https:// rg.ru/2019/02/17/fsin-zapuskaet-masshtabnyj-proekt-po-razvitiiu-sporta-v-sizo.html.

23. Тюремная медицина: людей доводят до неизлечимого состояния https://www.miloserdie. ru/article/tyuremnaya-meditsina-lyudej-dovodyat-do-neizlechimogo

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.