Научная статья на тему 'Проблемы реализации информационно-аналитической функции управления'

Проблемы реализации информационно-аналитической функции управления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1680
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INFORMATION / ANALYSIS / INFORMATION SOFTWARE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бавсун И.Г.

Статья посвящена проблемам организации и осуществления информационно-а-налитической работы в органах внутренних дел. В частности, рассматриваются сложности правового, организационного, методического, кадрового и технического характера. На осно-ве общих принципов управленческой деятельности, в представленной работе анализируется функция управление на примере одной из систем, имеющей замкнутый характер. На основе проведенного анализа формулируются основные направления, следование которым необходи-мо для выведения данной конкретной системы из управленческого кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REALIZATION OF INFORMATIONAL AND ANALYTICAL FUNCTIONS OF MANAGEMENT

The article is devoted to the problems of the Organization and implementation of informational and analytical work in the organs of internal affairs. In particular, it examines the complexity of legal, organizational, methodological, human and technical nature. On the basis of the General principles of management activities, in this work examines the function of management on the example of one of the systems with a vicious nature. On the basis of the conducted analysis basic directions are formulated, following which it is necessary for removing that particular system of crisis management.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации информационно-аналитической функции управления»

РАЗДЕЛ IV. ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 351.74/76

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

И.Г. Бавсун Омская академия МВД России

Аннотация. Статья посвящена проблемам организации и осуществления информационно-аналитической работы в органах внутренних дел. В частности, рассматриваются сложности правового, организационного, методического, кадрового и технического характера. На основе общих принципов управленческой деятельности, в представленной работе анализируется функция управление на примере одной из систем, имеющей замкнутый характер. На основе проведенного анализа формулируются основные направления, следование которым необходимо для выведения данной конкретной системы из управленческого кризиса.

Ключевые слова: информация, аналитическая работа, информационное обеспечение.

ВВЕДЕНИЕ

Систематические сбор и систематизация достоверной и актуальной информации, характеризующей внешнюю и внутреннюю среду организации, а также ее своевременный и качественный анализ являются важнейшими условиями успешной деятельности системы управления. Учет и анализ - общие функции управления, от уровня осуществления которых напрямую зависит и качество принимаемых управленческих решений, определяющих как направление развития организации, так и разрешающих текущие оперативные проблемы. Важнейшей деятельностью, обеспечивающей возможность самого существования и развития общества, является деятельность по обеспечению общественной безопасности, поддержанию общественного порядка и противодействия преступности, а основным ее субъектом остаются органы внутренних дел. В то же время проблемы реализации инфор-

мационно-аналитической функции в данной системе не теряют своей актуальности.

ПРОБЛЕМАТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕТА

Проблемы правового обеспечения. Порядок осуществления информационно-аналитической работы в самых общих чертах был определен Временным наставлением по службе штабов органов внутренних дел [1] (штабы всех уровней системы МВД России занимают особое место среди субъектов организации и осуществления аналитической деятельности, так как призваны организовывать ее в службах и подразделениях самих аппаратов управления, а также подчиненных территориальных органов внутренних дел). Но в настоящее время данный нормативный акт утратил силу, оставив за пределами правового регулирования нормативных актов федерального уровня многие аспекты рассматривае-

мой деятельности. В таких условиях органы внутренних дел МВД России на региональном уровне вынуждены самостоятельно решать многие вопросы информационно-аналитического обеспечения, в связи с чем в разных регионах складывается разная практика. Таким образом, тенденция децентрализации правового регулирования информационно-аналитического обеспечения органов внутренних дел [2, с. 12] давно имевшая место, усилилась.

Решение этой проблемы видится в разработке единого нормативного акта, регламентирующего информационно-аналитическую деятельность в целом в системе МВД России, который бы четко установил перечень собираемой информации, унифицировал показатели оперативной обстановки и результатов деятельности органов и подразделений внутренних дел, разработал бы формы и содержание аналитических документов, определил конкретных должностных лиц, выполняющих эту работу, ограничил число адресатов предоставления информации. Региональные особенности компонентов оперативной обстановки и специфика информационно-аналитической работы могут быть прописаны в нормативных актах органов внутренних дел регионального уровня.

В перспективе же речь необходимо вести о разработке аналогичного документа на федеральном уровне для правоохранительных органов, реально участвующих в обеспечении правопорядка и борьбе с преступностью, т.к. задача по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений возложена не только на органы системы МВД, и чтобы эффективно бороться с преступностью в стране в целом, нужна четкая картина оперативной обстановки независимо от ведомственной подследственной принадлежности.

Проблемы организационного обеспечения. Данное направление связано, прежде всего, с информационной составляющей рассматриваемой функции. Следует согласится с тем, что первым и необходимым условием оптимизации информационного обеспечения управленческой деятельности органов внутренних дел - построение информационного фонда органа и определение порядка движения информации в строгом соответствии с характером и объемом задач, возложенных на каждое конкретное подразделение или службу в соответствии с их местом в иерархической структуре управления, структурой органа. Информацию следует приводить в стройную систему, с логической связью позиций и показа-

телей, четко определять объем и содержание необходимых сведений [3, с. 15].

В целях упорядочения потоков внутренней информации штаб согласовывает с руководителями подразделений номенклатуру, периодичность представления и лиц, ответственных за предоставление в штаб информационно-аналитических, справочных и иных материалов. Следует заметить, что для каждого уровня управления требуется свой объем информации для анализа. Поэтому следует разрабатывать перечни информации, поступающие в органы и подразделения органов внутренних дел всех уровней. Подобные перечни, во-первых, обеспечат необходимый для анализа минимум информации, а, во-вторых, избавят информационный фонд от избыточных и ненужных сведений, а кроме того, введет поступление информации в строго регламентированные рамки.

Что касается обмена информацией с внешними источниками, то он требует налаживания связей с различными организациями и ведомствами. Одной из форм такого взаимодействия можно считать заключение договоров о взаимообмене необходимой информацией, подписание совместных приказов и соглашений.

Необходимо упорядочить и потоки производной информации, полученной в результате анализа. Важно четко определить содержание, объем, порядок, сроки представления обобщенной аналитической информации об оперативной обстановке или отдельным вопросам организации и деятельности органов и подразделений внутренних дел конкретно для каждого адресата - руководителей органов внутренних дел и их структурных подразделений, органов государственной власти, контрольно-надзорных и правоохранительных органов, иных инстанций и т.д. В связи с этим в нормативных актах по организации информационно-аналитической работы должно быть четко определено: кто осуществляет информирование, объем предоставляемой информации, в какие инстанции на постоянной основе такая информация направляется, какова периодичность предоставления такого рода информации. Кроме того, может быть предусмотрена возможность предоставления информации и иным должностным лицам органов власти и управления в случае, когда это регламентировано совместными приказами, договорами, соглашениями.

Проблемы методического обеспечения информационно-аналитической работы в на-

стоящий момент представляется одним из самых проблемных. Алгоритм комплексного анализа оперативной обстановки охватывает своим содержанием состояние правопорядка, внешней среды функционирования и результатов деятельности органов внутренних дел. Но на практике в большинстве случаев предоставляемые из служб и территориальных подразделений аналитические материалы, а зачастую и материалы информационно-аналитических подразделений содержат только описание статистических показателей состояния преступности по направлениям деятельности или на обслуживаемых участках. При проведении анализов не учитывается связь с внешними факторами, а также их влияние на состояние преступности, как следствие, отсутствуют объективные выводы и не вырабатываются конкретные мероприятия.

Причем такое состояние дел в аналитической сфере характерно не только для органов внутренних дел - это проблема, можно сказать, всероссийского масштаба. Профессор В.В. Лунеев утверждает: «Мы глубинно и системно не изучаем и не прогнозируем проблемы преступности. К этим проблемам даже близко не подходит и РАН... в России нет для этого соответствующих аналитических научных «мозговых» центров и квалифицированных кадров... Мы привыкли ко всему этому «незнанию», как к стихии. Довольствуемся статистической ложью, а она не отражает и сотой части реалий» [4]

В органах внутренних дел анализ зачастую сводится к механическому сравнению показателей и выводам в категориях «уменьшилось» - «увеличилось». Тогда как криминологический анализ предполагает выявление влияние внешних факторов на динамику преступности и глубокое исследование того, как каждый фактор (изменение демографической ситуации, увеличение числа иностранных граждан на обслуживаемой территории, объявление амнистии, открытие на участке обслуживания нового торгового комплекса, объектов досуга, заселение нового микрорайона и др.) может повлиять на изменение качественно-количественных характеристик преступности.

Необходимо, что бы в методических рекомендациях Организационно-аналитического департамента МВД России была раскрыта примерная методика общего и частного анализов, приведены примеры анализа отдельных видов преступлений (уличных, имущественных, экономических и др.) с указанием влияния внешних факторов и примерными выводами

о состоянии обстановки по анализируемому направлению деятельности; указан перечень сведений, составляющих внешние факторы, которые необходимы для проведения анализа деятельности конкретной службы (на примере какой либо службы: БЭПиПК, УР, УУМ); отражена специфика анализа оперативной обстановки в городских и сельских территориях с учетом особенностей исследуемых объектов и многое другое.

Проблемы технического обеспечения информационного и аналитического обеспечения правоохранительной деятельности предусматривает, прежде всего, оснащение всех структур управления средствами современной компьютерной техники, включая средства компьютерной связи, а также соответствующее программное обеспечение: операционные системы, системы управления базами данных, программные средства защиты и кодирования информации.

Другим важным моментом данного направления является максимально возможная стандартизация и унификация информационно-аналитических документов, по меньшей мере, в рамках регионального органа внутренних дел. Это касается форм статистической и текстовой, первичной и производной информации. Пока же остается открытым вопрос не только о формах, но и о видах информационно-аналитических документов: по результатам комплексного анализа и оценки оперативной обстановки готовятся справки, докладные записки, обзоры, иные документы информационно-аналитического характера. Формулировка «иные документы информационно-аналитического характера», влекущая за собой расширительное толкование, не позволяет сформировать единый унифицированный перечень информационно-аналитических документов, подготавливаемых на всех уровнях управления органами внутренних дел. В результате этого в регионах складывается разная практика, не способствующая повышению качества информационно-аналитической работы. Проведение же работы по унификации и стандартизации позволит в определенной степени сократить разнообразие документов, ускорит процесс их подготовки, повысит степень восприятия.

Проблемы кадрового обеспечения. Совершенствование информационно-аналитической деятельности органов внутренних дел не мыслимо без коренного улучшения подготовки кадров, ее осуществляющих. Выдающийся ученый П.М. Керженцев, подчеркивая

значение штабной функции, писал: «Всякий штаб, в чистом виде, - есть, так сказать, мозг организации, т.е. тот центр, который детально изучает происходящую работу и обдумывает все методы, по каким работа должна совершаться в будущем» [5, с. 33]. Это обуславливает высокие требования к профессионализму сотрудников информационно-аналитических подразделений.

Аналитик - это специалист с аналитическим складом ума, умеющий работать с большим количеством информации, отлично разбирающийся в объекте исследования, с которым он работает, профессионал, владеющий методикой анализа. Подготовка такого рода сотрудника - процесс сложный и трудоемкий, но абсолютно необходимый для организации, заинтересованной в успехе своей деятельности. В то же время следует признать, что в системе МВД России подготовка сотрудников информационно-аналитических подразделений осуществляется только в рамках повышения квалификации. А этого не всегда достаточно. Поэтому в перспективе целесообразно вести речь о появлении новой специальности в образовательных учреждениях МВД России - «Информационно-аналитическое обеспечение органов внутренних дел».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, можно сказать, что совершенствование информационно-аналитической деятельности органов внутренних дел требует комплексного решения проблем правового, организационного, методического, технического и кадрового характера. А именно, необходимо:

совершенствование правового обеспечения (максимально полное и объективное закрепление информационно-аналитической функции в нормативных актах МВД России);

надлежащая организация этого вида деятельности (упорядочение информационных потоков; определение внутренних и внешних источников получения информации; установление содержания, объема, форм и периодичности поступления информации, необходимой для решения аналитических задач; закрепление видов и форм аналитических документов, адресатов их получения, содержания, объема, порядка и сроков их представления конкретно для каждого адресата);

улучшение научно-методического обеспечения аналитической деятельности (разработка методики (программы) изучения и оценки

различных видов оперативной обстановки, ее отдельных блоков и компонентов; проведение работ по выявлению, изучению и внедрению в практику передового опыта и научно-технических достижений в области аналитической деятельности);

развитие технической базы информационно-аналитической работы (определение каналов передачи информации; обеспечение обработки информации посредством современных информационных технологий; разработка формализованные носители информации об оперативной обстановке; унификация и стандартизация информационно-аналитических документов);

повышение профессионализма сотрудников (организация специальной подготовки руководящего состава и сотрудников, непосредственно реализующих аналитическую функцию, в рамках повышения квалификации; открытие специальности «Информационно-аналитическое обеспечение органов внутренних дел» в образовательных учреждениях МВД России).

При этом не следует забывать, что главное значение рассматриваемой деятельности состоит в обеспечении выработки управленческих решений, которые, с одной стороны, должны ослаблять и упразднять негативные факторы внешней среды, способствующие росту противоправного поведения, а с другой - способствовать повышению эффективности деятельности правоохранительных органов. Зачастую принятие такого рода решений выходит далеко за рамки компетенции органов внутренних дел, а зависит от волеизъявления федеральных и региональных властей. Если такие решения не принимаются, теряется всякое значение информационно-аналитической деятельности, а траты на ее осуществление становятся бессмысленными.

В целях совершенствования информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел в МВД России создан Совет по созданию единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России [6], разработаны план мероприятий [7], а также Концепция создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России [8], которые призваны создать условия для поступления своевременной, полной, достоверной информации на основе новых информационных технологий. В МВД, ГУ МВД, УМВД субъектов Российской Федерации и во многих территориальных органах внутренних дел накоплен разносторонний

опыт организации информационно-аналитической работы. Задача МВД России организовать обобщение этого опыта, выявить положительные моменты. Ведущая роль в решении этой задачи принадлежит штабам как органам межотраслевого управления. Все это говорит об осознании значимости оптимизации информационно-аналитической функции, представляющей собой одну из основ практической деятельности всей системы органов внутренних дел. При этом необходим настрой на настойчивую, планомерную, кропотливую деятельность, основанную на желании объективно оценивать криминальную ситуацию, разумно оценить работу органов внутренних дел в целях поддержания правопорядка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Об утверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел: приказ МВД России от 12 февраля 1997 г. № 89. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

Бавсун И.Г. Вопросы организации информационно-аналитической работы в органах внутренних дел / И.Г. Бавсун, A.B. Клепиков // Законодательство и практика. - 2013. - № 2. - 6 с.

Ишин A.M. Информационно-аналитическое обеспечение и практика анализа оперативной обстановки на уровне горрайорганов внутренних дел: учеб.-практ пособие. - Калининград, 2005. - 123 с.

Лунеев В.В. Фактические и правовые реалии противодействия экономической преступности: тезисы доклада // http://crimpravo.ru/ blog/2454.html.

Керженцев П.М. Принципы организации. -Петроград: Госиздат, 1922. - 159 с.

О Совете по созданию единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России: приказ МВД России от 24 октября 2011 г. № 1097. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

О мероприятиях по созданию единой системы информационно - аналитического обеспечения деятельности МВД России: приказ МВД России от 30 июля 2011 г. № 891. Доступ из СПС «СТРАС Юрист».

Об утверждении концепции создания единой системы информационно - аналитического обеспечения деятельности МВД России в 2012-2014 годах: приказ МВД России от 30 марта 2012 г. № 205. Доступ из СТРАС «Юрист».

PROBLEMS OF REALIZATION OF INFORMATIONAL AND ANALYTICAL FUNCTIONS OF MANAGEMENT

I.G. Bavsun

Abstract. The article is devoted to the problems of the Organization and implementation of informational and analytical work in the organs of internal affairs. In particular, it examines the complexity of legal, organizational, methodological, human and technical nature. On the basis of the General principles of management activities, in this work examines the function of management on the example of one of the systems with a vicious nature. On the basis of the conducted analysis basic directions are formulated, following which it is necessary for removing that particular system of crisis management.

Keywords: information, analysis, information software.

REFERENCES

1. Approved by the Decree of the Ministry of Internal Affairs of Russia from February 12, 1997 No. 86 approving the Interim instructions on service of the staffs of the internal affairs authorities "// SFOR" STRAS lawyer ".

2. Bavsun I.G., The Organization of information and analytical work in the organs of Internal Affairs / I.G. Bavsun, A.V. Klepikov // legislation and practice. 2013. № 2. 6 p.

3. Ishin A.m. Informational and analytical sup-

port and practice of analyzing the operational situation on the level gorrajorganov Interior phychol-ogy. Scient. - Kaliningrad, 2005. - 123 p.

4. Luneev V.v. Factual and legal realities of counteraction to economic crime: abstracts // http :// crimpravo . ru / blog /2454. html.

5. Kerzhentsev Tm Principles of the organization.: Gosizdat 1922, Petrograd. - 159 p.

6. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from October 24, 2011 No. 1097 "on the creation of a unified system of information and analytical support to the activities of the Ministry

of Internal Affairs of Russia» // SFOR" STRAS lawyer ".

7. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from July 30, 2011 No. 891 "on measures for the establishment of a unified system of information and analytical support to the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia» // SFOR" STRAS lawyer ".

8. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from March 30, 2012 # 205 "on approval of the concept of establishing a single system of information and analytical support to the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in 2012-2014 years» // SFOR" STRAS lawyer ".

Бавсун Ирина Гзннадьевна (Россия, Омск), кандидат юридических наук, доцент кафедры управления и информационных технологий в деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России (644092, г. Омск, пр-т Комарова, д. 7; E-mail: irinasolo777@mail. ru).

Bavsun Irina (Russion Federation, Omsk), Candidate of low sciences, Omsk Academy of the Interior Ministry, the senior lecturer of the Chair of management and information technologies (644092, г. Omsk, pr-t Komarova 7; E-mail: irinasolo777@mail.ru).

IIII III III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III M

УДК 004.93

ТЕХНОЛОГИЯ БИОМЕТРИЧЕСКОЙ АУТЕНТИФИКАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПО ВЕНОЗНОМУ РИСУНКУ КИСТЕЙ РУК

С.О. Баранов, Д.Б. Абрамов

Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), Россия, г. Омск

Аннотация. В статье рассмотрена технология биометрической аутентификации пользователя по венозному рисунку кистей рук. Описано состояние рынка биометрических систем, проблемы биометрической аутентификации пользователей, связанные с конкретными биометрическими признаками, принцип действия, этапы процесса аутентификации пользователя, программно-аппаратная реализация устройства-считывателя описанной биометрической характеристики. Выявлены преимущества, отличительные особенности и сферы возможного применения технологии биометрической аутентификации по венозному рисунку кистей рук.

Ключевые слова: биометрическая аутентификация, венозный рисунок, биометрическая характеристика, биометрическая система.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время на фоне роста уровня преступности в сфере информационных технологий, появляется необходимость защиты от несанкционированного доступа на территорию и в помещения, а также значительные потребности в защите от завладения злоумышленниками конфиденциальной информацией, правами и привилегиями.

Злоупотребление информацией становится возможным из-за несовершенства систем безопасности: технологий разграничения доступа, процессов идентификации и аутентификации пользователя. В связи с этим, разработка новых методов обеспечения безопасности, а также модернизация и совершенствование

уже существующих - являются одними из наиболее приоритетных направлений развития систем безопасности [1].

Несанкционированное получение доступа к информации, в большинстве случаев, связано с нарушением процедуры аутентификации. Сама процедура может быть проведена на основе следующих факторов:

• исключительное знание, которым обладает пользователь;

• обладание неким атрибутом аутентификации;

• биометрическая характеристика пользователя (БХП).

В первом случае, в качестве «исключительно знания» наиболее часто выступает пароль пользователя. Однако, короткие пароли не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.