Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ОБРАЩЕНИЯ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В УСТНОЙ ФОРМЕ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ОБРАЩЕНИЯ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В УСТНОЙ ФОРМЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
410
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНЫЙ ПРИЕМ ГРАЖДАН / УСТНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН / ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСЬ НА ЛИЧНЫЙ ПРИЕМ / PERSONAL RECEPTION OF CITIZENS / ORAL APPEALS OF CITIZENS / COLLECTIVE APPEALS OF CITIZENS / PRELIMINARY APPOINTMENT FOR A PERSONAL RECEPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марченко Алина Максимовна

В статье рассмотрены некоторые проблемы реализации гражданами Российской Федерации права на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления в устной форме, выявлены препятствия в реализации данного права, касающиеся периодичности проведения личного приема граждан, возможности коллективных обращений граждан на личном приеме, проведение предварительной записи на личный прием. Рассмотрены не предусмотренные действующим федеральным законодательством способы реализации права на обращение в устной форме - «прямые линии», «горячие линии», «телефоны доверия» и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REALIZATION BY CITIZENS OF THE RIGHT TO ADDRESS TO PUBLIC AUTHORITIES IN ORAL FORM

The article deals with some problems of realization by citizens of the Russian Federation of the right to appeal to public authorities and local self-government in oral form, identifies obstacles to the realization of thisright, concerning the frequency of personal reception of citizens, the possibility of collective appeals of citizens at a personal reception, making a preliminary appointment for a personal reception. The article considers ways of exercising the right to address in oral form, which are not provided for by the current legislation - «direct lines», «hotlines», «support», and others.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ОБРАЩЕНИЯ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В УСТНОЙ ФОРМЕ»

УДК 342.924

Алина Максимовна Марченко, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Алтайского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия)

В статье рассмотрены некоторые проблемы реализации гражданами Российской Федерации права на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления в устной форме, выявлены препятствия в реализации данного права, касающиеся периодичности проведения личного приема граждан, возможности коллективных обращений граждан на личном приеме, проведение предварительной записи на личный прием. Рассмотрены не предусмотренные действующим федеральным законодательством способы реализации права на обращение в устной форме - «прямые линии», «горячие линии», «телефоны доверия» и другие.

Ключевые слова: личный прием граждан, устные обращения граждан, коллективные обращения граждан, предварительная запись на личный прием.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ОБРАЩЕНИЯ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

В УСТНОЙ ФОРМЕ

PROBLEMS OF REALIZATION BY CITIZENS OF THE RIGHT TO ADDRESS TO PUBLIC AUTHORITIES IN ORAL FORM

В целях обеспечения реализации права граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства и на осуществление местного самоуправления законодатель в статье 33 Конституции Российской Федерации предусмотрел возможность граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления [1]. Закрепляя данный правовой институт в основном законе, законодатель подчеркнул важность данного политического права, так как с помощью него граждане не только доводят до власти действительное положение дел в жизни народа, высказывают свои потребности, но и реализуют механизм защиты своих прав и свобод. Для развития положений Конституции Российской Федерации относительно реализации данного

права в России действует специальный нормативный правовой акт, направленный на регулирование правоотношений в сфере обращений граждан, а именно Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (далее - Закон № 59-ФЗ) [2].

Статья 4 Закона № 59-ФЗ содержит в себе два возможных варианта обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления - в устной и письменной форме. При этом законодатель наиболее подробно регламентирует именно возможность граждан обращаться в письменной форме, а устную форму обращений сводит исключительно к личному приему граждан. При этом в настоящее время существует достаточно большое количество вопросов относительно обращений граждан не только в устной форме, а также

и в целом к проведению личного приема граждан.

Исходя из сегодняшней действительности и потребностей современного общества, следует отметить, что устные обращения преобладают не только в формате обращения в органы государственной власти, местного самоуправления или должностным лицам на личном приеме. Практика выработала разные способы устного волеизъявления граждан, которые не закреплены в федеральном законодательстве, но активно используются гражданами, в числе которых, например, «прямые линии» с представителями органов государственной власти. В России ежегодно проходит телепередача «Прямая линия с Владимиром Путиным», где президент страны отвечает как на вопросы граждан России, так и на вопросы, поступающие из ближнего и дальнего

алтайский вестник

государственной и муниципальной службы

118Л

2020 ^■

зарубежья. Так, в 2019 г. поступило более двух миллионов обращений, что напрямую свидетельствует о востребованности такой формы обращений граждан. Кроме того, субъекты Российской Федерации, реализуя свое право, предоставленное федеральным законодателем, о возможности закрепления дополнительных положений, направленных на защиту права на обращения, также предусматривают в своих законах дополнительные гарантии рассмотрения обращений граждан в виде «прямых линий» органов государственной власти или органов местного самоуправления [3].

Еще одной разновидностью устных обращений являются обращения граждан, поступающие посредством «горячих линий» и «телефонов доверия». Такая возможность устного обращения предусмотрена в основном подза-кононными актами, однако пользуется достаточно большим спросом у населения. Так «телефон доверия» существует в Федеральной службе государственной статистики [4], в Управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов [5] и др.

Также в качестве устного обращения возможно рассматривать обращения, представленные средствами массовой информации в непечатном виде: на радио, телевидения, на веб-сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Так, п. 2 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [6] предусматривает, что по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, соответствующий орган проводит проверку. Также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях одним из поводов к возбуждению

производства об административном правонарушении рассматривает сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в СМИ, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения [7].

Несмотря на то, что возможность реализации права граждан на обращение через личный прием предусмотрена действующим законодательством, ее регламентация является несовершенной и не в полном объеме соответствует требованиям современной действительности. Так, в настоящее время на федеральном уровне остается нерешенным вопрос относительно того, с какой периодичностью должен проводиться личный прием, но субъекты Российской Федерации попытались восполнить на своем уровне данный пробел. Закон Алтайского края «О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации на территории Алтайского края» от 29.12.2006 № 152-ЗС указывает, что личный прием граждан в государственных органах Алтайского края, в органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами не реже одного раза в месяц [8], что, по нашему мнению, является положительной тенденцией и федеральному законодателю следовало бы уделить повышенное внимание данному обстоятельству, так как это позволяет избежать нарушения организации периодичности проведения личного приема.

В Законе № 59-ФЗ не урегулирован вопрос о том, в каких случаях может быть прекращен личный прием. В этой связи Совет Федераций Федерального Собрания Российской Федерации, предве-

щая возможность возникновения ситуации, при которой заявитель находится в состоянии опьянения или каким-либо образом ведет себя неадекватно и агрессивно, утвердил «Инструкцию по работе с обращениями и запросами граждан». Согласно пунктам 43 и 44 данной Инструкции «граждане, находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, на личный прием не допускаются» [9]. Если гражданин, уже присутствующий на личном приеме, ведет себя агрессивно и грубо, прием может быть прекращен по усмотрению должностного лица, которое принимает обращение. Закрепление данной нормы на федеральном уровне, по нашему мнению, имело бы положительный эффект, так как злоупотребление своими правами со стороны граждан происходит довольно часто, что затрудняет эффективную работу государственных органов и органов местного самоуправления, полномочных рассматривать обращения таких граждан.

В федеральном законодательстве предусматривается возможность обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения граждан, но не урегулирован вопрос относительно коллективного присутствия граждан на личном приеме. При этом данная возможность для граждан является весьма актуальной, так как некоторые вопросы требуют коллективного обращения граждан. Стараясь более детально урегулировать данный вопрос, Алтайский край обозначил правила, касающиеся приема коллективных обращений на личном приеме. Должностное лицо для обеспечения безопасности граждан, в свою очередь, может ограничить возможность коллективного обраще-

управление

ния граждан на личном приеме, исходя из специфики технической возможности помещения. При этом граждане имеют право самостоятельно определять состав лиц, которые посетят личный прием, а остальные граждане не лишаются права прийти на личный прием в другие часы, предусмотренные расписанием проведения личного приема.

Остается не регламентированным вопрос по поводу проведения предварительной записи на личный прием. Региональное законодательство старается закрепить в законах, направленных на регулирование общественных отношений в сфере обращений граждан, вопрос о предварительной записи, но чаще всего данные нормы содержатся в подзаконных ведомственных актах. Но существуют случаи, когда норма о предварительной записи, закрепленная в ведомственных актах, напрямую нарушала федеральное законодательство, и права граждан в этой сфере были весьма ущемлены [10]. В настоящее время тенденция закрепления предварительной записи в качестве обязательного, а не альтернативного условия личного приема все больше получает свое распространение. Однако, по нашему мнению, право на обращение не может ставиться в зависимость от каких-либо дополнительных условий, закрепляемых в подзаконных актах. Таким образом, закрепление предварительной записи для личного

приема в качестве необходимого условия не может рассматриваться как обязательное положение, а только лишь как дополнительный инструмент организации процедуры приема граждан.

Из анализа действующего законодательства, закрепляющего права граждан на обращение, следует, что порядок рассмотрения устных сообщений, поступивших в органы государственной власти или в органы местного самоуправления не на личном приеме, не регламентируется федеральным законодательством, а при реализации права на обращение через личный прием граждане сталкиваются с массой нерешенных законодателем проблем и возникающих в связи с этим препятствий в реализации права. Все это свидетельствует о необходимости совершенствования законодательства в этой части и внесения изменений в Закон № 59-ФЗ, а возможно, и его реформирования с учетом требований современной реальности.

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. -2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 19. -Ст. 2060.

3. О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Архангельской области: Закон Архангельской области от 15.03.2012 № 436-29-ОЗ // Ведомости Архангельского

областного Собрания депутатов пятого созыва. - 2012. - № 29.

4. Об утверждении положения о «телефоне доверия» Федеральной службы государственной статистики: Приказ Росстата от 28.07.2014 № 491. - Документ опубликован не был. - Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

5. О реализации положений Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: Приказ Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.06.2013 № 66-пр (ред. от 24.11.2016). - Документ опубликован не был. - Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ, (ред. от 27.12.2019, с изм. от 30.01.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (часть I). -Ст. 4921.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, (ред. от 01.02.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (часть 1). -Ст. 1.

8. О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации на территории Алтайского края: Закон Алтайского края от 29.12.2006 № 152-ЗС (ред. от 02.03.2018) // Алтайская правда. -2007. - № 8-9.

9. Инструкция по работе с обращениями и запросами граждан в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (утв. распоряжением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23.06.2011 № 189рп-СФ) (ред. от 16.04.2015) // Парламентская газета. - 2011. - № 34.

10. Определение Верховного Суда РФ от 02.07.2008 № 58-Г08-7. - Документ опубликован не был. - Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

Alina Maksimovna Marchenko, Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law of the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia)

The article deals with some problems of realization by citizens of the Russian Federation of the right to appeal to public authorities and local self-government in oral form, identifies obstacles to the realization of this right, concerning the frequency of personal reception of citizens, the possibility of collective appeals of citizens at a personal reception, making a preliminary appointment for a personal reception. The article considers ways of exercising the right to address in oral form, which are not provided for by the current legislation - «direct lines», «hotlines», «support», and others.

Keywords: personal reception of citizens, oral appeals of citizens, collective appeals of citizens, preliminary appointment for a personal reception.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.