Научная статья на тему 'Личный прием граждан как форма реализации субъективного конституционного права на обращение'

Личный прием граждан как форма реализации субъективного конституционного права на обращение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
690
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ / ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНИНА / ЛИЧНЫЙ ПРИЕМ / КАРТОЧКА ЛИЧНОГО ПРИЕМА / УСТНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ПИСЬМЕННОЕ ОБРАЩЕНИЕ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНА / RIGHT TO APPEAL / CITIZEN'S APPEAL / PERSONAL RECEPTION / PERSONAL RECEPTION CARD / ORAL APPEAL / WRITTEN APPEAL / HEAD OF THE AUTHORITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галицков Владимир Александрович, Мещерягина Вероника Александровна

Статья 33 Конституции РФ предоставляет гражданину право обращаться лично в государственные и муниципальные органы, а также к их должностным лицам. Вместе с тем законодательная регламентация этого субъективного права крайне недостаточна, что на практике породило различные подходы к организации личного приема граждан. В статье представлены признаки личного приема, позволяющие отличать его от иного общения гражданина с должностными лицами органов власти; рассматривается расширение числа лиц, уполномоченных на проведение личного приема; выявляются проблемы, связанные с подтверждением личности заявителя (в том числе представителя организации), организацией и оформлением личного приема. Отдельно анализируется тенденция делегирования руководителями органов власти своей обязанности проведения личного приема нижестоящим должностным лицам, а также предлагаются изменения в законодательство, в том числе формулируются законодательные предложения в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», направленные на совершенствование личного приема и обеспечение доступности руководителей органов власти для граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal reception of citizens as a form of implementation of a subjective constitutional right to appeal

The article presents the signs of personal reception, allowing to distinguish it from other communication of a citizen with government officials; analyzes the expansion of the number of persons authorized to conduct personal reception; identify problems associated with confirming the identity of the applicant (including a representative of the organization), organization and registration of personal reception. Separately, the tendency of the delegation of the heads of the authorities of their duties to conduct personal receptions to lower officials is analyzed; It also proposes amendments to the legislation, including the formulation of legislative proposals to the Federal Law «On the Procedure for Considering Appeals from Citizens of the Russian Federation», aimed at improving personal reception and ensuring the accessibility of government leaders to citizens.

Текст научной работы на тему «Личный прием граждан как форма реализации субъективного конституционного права на обращение»

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УДК 342.736

Личный прием граждан как форма реализации субъективного конституционного права на обращение

Галицков Владимир Александрович, Уральский юридический институт МВД России, кандидат юридических наук

e-mail: v_galitskov@mail.ru

Мещерягина Вероника Александровна, Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ - СИНХ), кандидат юридических наук, доцент

e-mail: metsheryagina@yandex.ru

Статья 33 Конституции РФ предоставляет гражданину право обращаться лично в государственные и муниципальные органы, а также к их должностным лицам. Вместе с тем законодательная регламентация этого субъективного права крайне недостаточна, что на практике породило различные подходы к организации личного приема граждан.

В статье представлены признаки личного приема, позволяющие отличать его от иного общения гражданина с должностными лицами органов власти; рассматривается расширение числа лиц, уполномоченных на проведение личного приема; выявляются проблемы, связанные с подтверждением личности заявителя (в том числе представителя организации), организацией и оформлением личного приема. Отдельно анализируется тенденция делегирования руководителями органов власти своей обязанности проведения личного приема нижестоящим должностным лицам, а также предлагаются изменения в законодательство, в том числе формулируются законодательные предложения в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», направленные на совершенствование личного приема и обеспечение доступности руководителей органов власти для граждан.

Ключевые слова: право на обращение; обращение гражданина; личный прием; карточка личного приема; устное обращение; письменное обращение; руководитель органа.

Personal reception of citizens as a form of implementation of a subjective constitutional right to appeal

Galitskov Vladimir Aleksandrovich,

Ural Law Institute of the Ministry of the Interior

of Russia, Candidate of Law

Mesheryagina Veronika Aleksandrovna, Ural State Economic University, Candidate of Law, Associate professor

The article presents the signs of personal reception, allowing to distinguish it from other communication of a citizen with government officials; analyzes the expansion of the number of persons authorized to conduct personal reception; identify problems associated with confirming the identity of the applicant (including a representative of the organization), organization and registration of personal reception.

Separately, the tendency of the delegation of the heads of the authorities of their duties to conduct personal receptions to lower officials is analyzed; It also proposes amendments to the legislation, including the formulation of legislative proposals to the Federal Law «On the Procedure for Considering Appeals from Citizens of the Russian Federation», aimed at improving personal reception and ensuring the accessibility of government leaders to citizens.

Key words: right to appeal; citizen's appeal; personal reception; personal reception card; oral appeal; written appeal; head of the authority.

В силу особенностей российского менталитета личное обращение к руководителю органа власти традиционно рассматривается гражданами как наиболее эффективное. Наверное поэтому, несмотря на развитие новых способов подачи обращений (прежде всего, посредством сети «Интернет»), личный прием граждан по-прежнему остается не только востребованным, но и обогащается новыми формами (федеральный и региональные единые дни личного приема, а также личный прием в формате видеокон-ференцсвязи).

Право гражданина обращаться лично гарантировано непосредственно ст. 33 Конституции РФ, вместе с тем его предполагаемая регламентация в законах Российской Федерации минимальна. Так, личному приему посвящена только ст. 13 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»1, лишь частично регулирующая вопросы организации и проведения личного приема.

По общему правилу, личный прием - это подлежащее особому документальному оформлению (фиксации) непосредственное общение гражданина и должностного лица (уполномоченного представителя органа власти), проходящее в заранее установленном месте и времени. Таким образом, признаками личного приема являются: адресат обращения - руководитель органа власти или иные уполномоченные на проведение личного приема должностные лица (чаще всего заместители руководителя и руководители структурных подразделений, но могут быть и «рядовые» служащие); заявитель - только физическое лицо (даже если он представляет организацию); время личного приема - конкретные дни или даже часы (но не весь период рабочего времени органа власти, если только речь не идет о подразделениях, специально созданных для проведения личного приема); место личного приема (чаще всего помещение в органе власти или иное заранее определенное помещение при выездных личных приемах).

Важно понимать, что личный прием - это форма реализации конституционного права гражданина на обращение, поэтому личный прием обязателен для всех органов власти, в том числе судов, осуществляющих правосудие и занимающих особе место в системе

1 Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ») // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

разделения властей. При этом личный прием, проводимый председателями соответствующих судов, теоретически не должен касаться вопросов отправления правосудия (что на практике вряд ли возможно) и влиять на принятие решений судьями по рассматриваемым делам, хотя в практике работы судов такое случалось. Так, например, по итогам личного приема ответчицы по гражданскому делу заместитель Председателя Верховного Суда РФ принес протест в порядке надзора на судебное решение, и оно было отменено2.

Учитывая, что Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» с 2013 г. распространяет свое действие не только на органы власти, но и на государственные и муниципальные учреждения, а также организации, осуществляющие публично значимые функции, руководители указанных организаций также должны проводить личный прием. Вместе с тем даже государственные и муниципальные учреждения крайне редко его организуют. Например, в числе федеральных казенных учреждений только Пробирная палата России опубликовала соответствующий документ3, а остальные, видимо, руководствуются положениями федерального закона напрямую.

В условиях явно недостаточного федерального законодательного регулирования, в практической деятельности возникли и по-разному решаются следующие проблемы: предварительная запись на личный прием, удостоверение личности явившегося заявителя, неадекватное поведение заявителей в ходе личного приема, оформление личного приема, основания отказа в продолжении личного приема, проведение единых дней личного приема и другие. Проблемам предварительной записи на личный прием посвящена отдельная статья, поэтому, не останавливаясь на этом вопросе, перейдем непосредственно к вопросам процедуры проведения личного приема.

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» при личном приеме гражданин предъявляет документ,

2 См.: Определение Верховного Суда РФ от 28 марта 2002 г. № 4-В02-27 // Документ опубликован не был. СПС «Консуль-тантПлюс».

3 См.: Приказ ФКУ «Пробирная палата России» от 28 мая 2015 г. № 126 (ред. от 29 февраля 2016 г.) «Об утверждении Порядка организации федеральным казенным учреждением «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» приема граждан и рассмотрения устных и письменных обращений граждан» // Документ опубликован не был. СПС «Консуль-тантПлюс».

удостоверяющий его личность. Подзаконные акты о личном приеме в качестве такого документа традиционно называют только паспорт, что не совсем верно. Помимо паспорта такими документами для граждан России признаются: удостоверение личности военнослужащего РФ1 и временное удостоверение личности гражданина РФ (выдаваемое при оформлении нового паспорта)2, а для иностранных граждан и апатридов: разрешение на временное проживание или вид на жительство3; удостоверение беженца4 и иные документы, предусмотренные федеральным законом (например, документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации5).

Отдельную проблему здесь образует прием представителя юридического лица, т. к. в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» отсутствуют какие-либо требования к таким заявителям, а значит, подобные заявители могут не подтверждать своих полномочий действовать от имени юридического лица (по крайней мере, должностным лицам органов власти нечем обосновать свое требование подтвердить полномочие обращаться от имени представляемого юридического лица). Решение этой проблемы видится в комплексном изменении Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», как это было сделано, например, в Белоруссии, где на смену закону «Об обращениях граждан» был принят закон «Об обращениях граждан и юридических лиц»6, отдельно установивший требования как к письменным, так и к устным обращениям юридических лиц.

После подтверждения личности заявителя ему предоставляется возможность изложить суть своего устного обращения принимающему должностному лицу. Сложность здесь кроется в том, что Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и инструкциями по организации лично-

1 См.: Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 91 (ред. от 29 декабря 2016 г.) «Об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 7. Ст. 654.

2 См.: Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 (ред. от 18 ноября 2016 г.) «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3444.

3 См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 31 декабря 2017 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

4 Там же.

5 См.: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

6 Закон Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. № 407-Х111 «Об

обращениях граждан» // Ведомости Верховного Совета Ре-

спублики Беларусь. 1996. № 21. Ст. 376.

го приема это общение не формализовано. Хотя на самом деле предполагает соблюдение установленных иными законами универсальных требований на запрет оскорблений, клеветы, нецензурных выражений и т. п.

Если обратиться к процедурным аспектам, то вопросами организации личного приема может заниматься как само должностное лицо, его проводящее, так и сотрудник соответствующего подразделения (ведающего делопроизводством или работой с обращениями). В последнем случае возникает вопрос: кто должен подписать карточку личного приема? Федеральный закон не регламентирует ни ее форму, ни должностное лицо, ответственное за ее заполнение. Большинство актов о работе с устными обращениями лишь упоминают о карточке личного приема, однако много и таких, которые содержат подробные требования к ее оформлению. Например, встречаются карточки личного приема без подписи7, подписываемые лицом, проводившим личный прием8, или лицом, организовывавшим, но не проводившим личный прием (то есть техническим специалистом соответствующего подразделения)9. Встречаются даже карточки с двумя подписями: должностного лица, проводившего личный прием, и оформлявшего карточку10.

Еще более вариативным является содержание карточки личного приема. Традиционные реквизиты: фамилия, имя, отчество заявителя; адрес для направления ответа; данные должностного лица, осуществляющего личный прием; краткое содержание устного обращения; отметка о принятом в ходе личного приема решении; отметка о согласии (несогласии) гражданина с устным ответом, полученным в ходе

7 См.: Приложение № 5 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации: утв. указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 (ред. от 22 января 2018 г.) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 47 (ч. 1). Ст. 5749.

8 См.: Приложение к Инструкции об организации рассмотрения в Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» обращений граждан: утв. приказом Госкорпорации «Роскосмос» от 11 января 2017 г. № 4 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21 марта 2017 г.).

9 См.: Пункт 86 Инструкции об организации работы с обращениями и личного приема граждан в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии: утв. приказом Росреестра от 26 августа 2015 г. № П/450 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 8 сентября 2015 г.).

10 См.: Приложение к Инструкции по работе с обращениями граждан в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору: утв. приказом Ростехнадзора от 20 августа 2013 г. № 366 (ред. от 10 мая 2017 г.) // Документ опубликован не был. СПС «Консуль-тантПлюс»; Приложение 1 к Инструкции по работе с обращениями граждан в Федеральном агентстве научных организаций: утв. приказом ФАНО России от 28 октября 2014 г. № 32н // Российская газета. 2014. № 278. 5 декабря.

личного приема. Нетрадиционные элементы карточки личного приема: сведения о документе, удостоверяющем личность1; социальный статус заявителя2; номер телефона (факса) заявителя3; место работы и должность заявителя4; данные о перенаправлении обращения5; данные о лице, составившем карточку6; информация о предшествующих личному приему обращениях7; отметка об отказе в рассмотрении устного обращения8; отметка о направлении письменного ответа гражданину9; содержание поручения, данного во исполнение просьбы гражданина10; код вопроса в

1 См.: Приложение к Регламенту Федерального архивного агентства: утв. приказом Росархива от 15 декабря 2016 г. № 146 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11 января 2017 г.).

2 См.: Приложение № 12 к Методическим рекомендациям по проведению общероссийского дня приема граждан: утв. Администрацией Президента РФ 28 сентября 2017 г. № А1-3936о (протокол заседания от 28 сентября 2017 г. № 14) // Документ опубл икован не был. СПС «КонсультантПлюс».

3 См.: Приложение к Инструкции об организации работы с обращениями (запросами) граждан в Федеральном агентстве по делам национальностей: утв. приказом ФАДН России от 11 марта 2016 г. № 37 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 19 мая 2016 г.).

4 См.: Приложение № 2 к Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки: утв. приказом Рособрнадзо-ра от 11 декабря 2014 г. № 1900 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 1 апреля 2015 г.).

5 См.: Приложение к Инструкции ФСТЭК России об организации рассмотрения обращений граждан и приема граждан в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю: утв. приказом ФСТЭК России от 2 июля 2014 г. № 79 // Российская газета. 2014. № 238. 17 октября.

6 См.: Приложение № 4 к Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: утв. приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 (ред. от 1 декабря 2016 г.) // Российская газета. 2014. № 9. 17 января.

7 См.: Приложение к Инструкции по работе с обращениями граждан в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору: утв. приказом Ростехнад-зора от 20 августа 2013 г. № 366 (ред. от 10 мая 2017 г.) // Документ опубл икован не был. СПС «КонсультантПлюс».

8 См.: Приложение к Инструкции об организации рассмотрения в Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» обращений граждан: утв. приказом Госкорпорации «Роскосмос» от 11 января 2017 г. № 4 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21 марта 2017 г.).

9 Там же.

10 См.: Приложение № 1 к распоряжению Ространснадзора

от 2 августа 2010 г. № ГК-159-р(фс) «Об организации личного приема граждан в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органах» // Документ

опубл икован не был. СПС «КонсультантПлюс».

соответствии с типовым общероссийским классификатором обращений11 и др.

Столь широкий перечень реквизитов карточки личного приема порождает закономерный вопрос об их допустимости и необходимой достаточности. По нашему мнению, назначение карточки личного приема - сохранить содержание устного обращения и формализовать работу по нему. Поэтому в части содержания обращения и сведений об его авторе следует ориентироваться на положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а в части реквизитов о дальнейшем его рассмотрении и разрешении - на требования ведомственных актов, а также закрепить унифицированную форму карточки личного приема постановлением Правительства РФ.

Говоря о проблемах организации личного приема, нельзя не упомянуть повсеместную практику отказов от проведения личного приема (особенно если будет установлено, что устное обращение гражданина повторяет ранее поданные им письменные или устные обращения, не содержит иных аргументов или требований и гражданин уже получил ответ по существу поставленных вопросов12). Так, массово встречаются в подзаконных актах (преимущественно регионального и муниципального уровня) ограничения на повторный личный прием (например, до вынесения пись-

11 См.: Приложение 1 к Положению об Общественной приемной Федеральной антимонопольной службы: утв. приказом ФАС России от 4 сентября 2013 г. № 561/13 (ред. от 5 декабря 2016 г.) // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

12 См., например: Пункт 61 Инструкции по рассмотрению обращений граждан в Федеральной службе по интеллектуальной собственности: утв. приказом Роспатента от 23 ноября 2016 г. № 324/Л // Официальный сайт Роспатента в сети «Интернет». URL: http://www.rupto.ru; Пункт 58 Инструкции об организации рассмотрения в Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» обращений граждан: утв. приказом Госкорпорации «Ро-скосмос» от 11 января 2017 г. № 4 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 21 марта 2017 г.); Пункт 54 Инструкции об организации работы с обращениями (запросами) граждан в Федеральном агентстве по делам национальностей: утв. приказом ФАДН России от 11 марта 2016 г. № 37 «Об организации работы с обращениями (запросами) граждан в Федеральном агентстве по делам национальностей» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 19 мая 2016 г.); Инструкции по работе с обращениями граждан в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору: утв. приказом Ростехнадзора от 20 августа 2013 г. № 366 (ред. от 10 мая 2017 г.) // Опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс»; Пункт 52 Инструкции по работе с обращениями граждан в Федеральном агентстве научных организаций: утв. приказом ФАНО России от 28 октября 2014 г. № 32н // Российская газета. 2014. № 278. 5 декабря и другие.

менного решения по факту первого обращения1). По материалам СПС «КонсультантПлюс», на конец 2018 г. таких актов насчитывается более четырехсот и встречаются они почти во всех субъектах Федерации. Однако Верховный Суд РФ уже давно признал такую практику недопустимой как нарушающую конституционное право на обращение и снижающую уровень гарантии прав граждан, предусмотренных Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»2. Поэтому, какими бы благими интересами ни руководствовались создатели подобных документов, нормы, ограничивающие доступность личного приема (в том числе повторного), должны быть отменены.

Еще одним актуальным вопросом организации личного приема является вопрос о должностном лице, его проводящем. Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» личный прием проводится руководителями органов власти и уполномоченными на то лицами. При этом союз «и» можно толковать не только как соединительный, но и как разделительный, что в последнем случае позволяет устанавливать нормы

1 См.: Пункт 5.5.4 Инструкции по делопроизводству в филиале федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Москве: утв. приказом Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве от 2 сентября 2015 г. № 177-П // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс»; Пункт 5 Положения «Об организации личного приема граждан в администрации Муниципального образования город Ирбит»: утв. постановлением Администрации МО «г. Ирбит» от 30 декабря 2016 г. № 2276 // Восход. 2017. № 4. 21 января; Пункт 3.2.6 Административного регламента предоставления администрацией Новоселицкого муниципального района Ставропольского края муниципальной услуги «Рассмотрение обращений граждан и организация личного приема граждан»: утв. постановлением администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края от 20 июня 2011 г. № 208 (ред. от 22 октября 2012 г.) // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс» и другие.

2 Определение Верховного Суда РФ от 1 апреля 2009 г. № 64-Г09-3 «О частичной отмене решения Сахалинского областного суда от 22 января 2009 г. и отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпункта 2.3.2 пункта 2.3; подпункта 2.4.3 пункта 2.4 и второго абзаца подпункта 3.2.1.3.4 пункта 3.2.1.3 Административного регламента по исполнению государственной функции «Рассмотрение обращений граждан в администрации Сахалинской области», утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 3 октября 2008 г. № 315-па» // Документ опубл икован не был. СПС «КонсультантПлюс»; Определение Верховного Суда РФ от 2 июля 2008 г. № 58-Г08-7 «Об оставлении без изменения решения Хабаровского суда от 18 апреля 2008 г., которым было удовлетворено заявление о признании противоречащими законодательству и недействующими п. 11, абзаца 2 п. 17, п. 20, п. 37, абзаца 9 п. 51, п. 54, п. 58, п. 59, п. 73 Административного регламента рассмотрения обращений граждан в Правительстве Хабаровского края, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 25 декабря 2007 г. № 180».

о делегировании руководителем органа власти своей обязанности проведения личного приема иному лицу.

Примерами такого регулирования являются: распоряжение Администрации Президента РФ от

2 октября 2009 г. № 1441 «О приемной Президента Российской Федерации в федеральном округе»3 и распоряжение Администрации Президента РФ от 10 мая 2011 г. № 631 «О мобильной приемной Президента Российской Федерации»4, согласно которым личный прием заявителей осуществляется должностными лицами Администрации Президента Российской Федерации или иными уполномоченными лицами (например, самой приемной). Из других примеров можно привести указание Банка России от 11 октября 2017 г. № 4580-У «О порядке организации и проведения личного приема граждан в Общественной приемной Банка России в центральном аппарате Банка России»5, согласно которому личный прием ведет «рядовой работник» (а не руководитель).

С одной стороны, создание структурных подразделений, специализирующихся на личном приеме, безусловно, является прогрессивным начинанием, т. к. позволяет наиболее квалифицированно и массово проводить личный прием. С другой стороны, личный прием иными должностными лицами не должен исключать (блокировать) возможность обращения к руководству органа, поскольку для гражданина может быть принципиально важным обратиться не просто в орган власти, а лично к его руководителю. Так, например, в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору прямо указано, что личный прием осуществляется не только в Общественной приемной6, но и параллельно руководителем7. Потому в качестве меры, гарантирующей

3 Распоряжение Администрации Президента РФ от 2 октября 2009 г. № 1441 (ред. от 12 августа 2010 г.) «О приемной Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Документ опубликован не был. СПС «Консультант-Плюс».

4 Распоряжение Администрации Президента РФ от 10 мая 2011 г. № 631 (ред. от 12 октября 2012 г.) «О мобильной приемной Президента Российской Федерации» // Документ опубл икован не был. СПС «КонсультантПлюс».

5 Указание Банка России от 11 октября 2017 г. № 4580-У «О порядке организации и проведения личного приема граждан в Общественной приемной Банка России в центральном аппарате Банка России» // Вестник Банка России. 2017. № 88. 18 октября.

6 См.: Приказ Ростехнадзора от 30 октября 2006 г. № 968 «Об утверждении Регламента работы Общественной приемной центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» // Энергонадзор и энергобезопасность. 2006. № 4.

7 См.: Приказ Ростехнадзора от 27 июня 2006 г. № 625 «О порядке рассмотрения обращений граждан в центральном аппарате, территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и находящихся в ее ведении организациях» // Документ опубл икован не был. СПС «КонсультантПлюс».

реализацию конституционного права гражданина обращаться лично, нами предлагается дополнить Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» нормой, ограничивающей право руководителя делегировать свою обязанность проведения личного приема за счет получения согласия гражданина на его перенаправление к иному должностному лицу.

Библиографический список

1. Меженин Ю. Э. Становление и функционирование социального института обращений граждан в органы власти: автореф. дис____канд. социол. наук / Ю. Э.

Меженин. - Барнаул, 2013.

2. Мещерягина В. А. Юридическая природа конституционного права на обращение как субъективного права / В. А. Мещерягина // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 10 (59). - С. 64-69.

3. Савоськин А. В. Предварительная запись на личный прием (конституционно-правовой анализ) / А. В. Савоськин // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 1. - С. 73-79.

4. Широбоков С. А. Демократический механизм взаимодействия личности и государства как общеправовой феномен: монография / С. А. Широбоков. - Пермь: Пермский филиал Академии права и управления,2007.

5. Широбоков С. А. Специфика процесса реализации административно-демократического взаимодей-

ствия гражданина и органов государственной власти РФ / С. А. Широбоков // Актуальные проблемы российского права. - 2008. - № 3.

Bibliograficheskii spisok

1. Mezhenin YU. E. Stanovlenie i funkcionirovanie social'nogo instituta obrashchenij grazhdan v organy vlasti: avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk / YU. E. Mezhenin. - Barnaul, 2013.

2. Meshcheryagina V. A. YUridicheskaya priroda konstitucionnogo prava na obrashchenie kak sub»ektivnogo prava / V. A. Meshcheryagina // Aktual'-nye problemy rossijskogo prava. - 2015. - № 10 (59). -S. 64-69.

3. Savos'kin A. V. Predvaritel'naya zapis' na lichnyj priem (konstitucionno-pravovoj analiz) / A. V. Savos'kin // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. - 2017. -№ 1. - S. 73-79.

4. SHirobokov S. A. Demokraticheskij mekhanizm vzaimodejstviya lichnosti i gosudarstva kak obshchepravovoj fenomen: monografiya / S. A. SHirobokov. - Perm': Permskij filial Akademii prava i upravleniya, 2007.

5. SHirobokov S. A. Specifika processa realizacii administrativno-demokraticheskogo vzaimodejstviya grazhdanina i organov gosudarstvennoj vlasti RF / S. A. SHirobokov // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. -2008. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.