Научная статья на тему 'Проблемы реализации государственной культурной политики: о разработке региональной стратегии в Орловской области'

Проблемы реализации государственной культурной политики: о разработке региональной стратегии в Орловской области Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
503
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ливцов Виктор Анатольевич

Автором рассматривается вопрос сохранения культурного наследия в Российской Федерации. Особое внимание уделяется региональному аспекту проблемы, используя в качестве примера Орловскую область. Привлекая данные социологических опросов и официальной статистики, автор обосновывает необходимость разработки новой Региональной стратегии реализации государственной культурной политики в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации государственной культурной политики: о разработке региональной стратегии в Орловской области»

СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 316.36:351.86 DOI: 10.12737/11953

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ:

О РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(доклад на межвузовском круглом столе «Культура как фактор модернизации», в Орловском государственном институте искусств и культуры)

Ливцов В.А.1

Автором рассматривается вопрос сохранения культурного наследия в Российской Федерации. Особое внимание уделяется региональному аспекту проблемы, используя в качестве примера Орловскую область. Привлекая данные социологических опросов и официальной статистики, автор обосновывает необходимость разработки новой Региональной стратегии реализации государственной культурной политики в регионе.

Ключевые слова: культурное наследие, социокультурные проблемы, национальная идентичность, государственная культурная политика, региональное законодательство, культурноисторические ценности.

TO THE QUESTION OF THE NEED TO DEVELOP THE REGIONAL STRATEGY OF REALIZATION OF STATE CULTURAL POLICY IN THE OREL REGION

(report on interuniversity round table "Culture as a factor of modernization"

Orel State Institute of Arts and Culture)

LIVTSOV V.A. - Doctor of Historical Sciences, Professor, Deputy Director, Professor of the Department of Political Science, Public and Municipal Administration, Russian Presidential Aca-demy of National Economy and Public Administration of the Orel branch (Russian Federation, Orel), e-mail: livcov@orel.ranepa.ru

In the article the question of preservation of cultural heritage in the Russian Federation is considered. Special attention is paid to the regional aspect of the problem, using the Orel region as an example. Using data of sociological polls and official statistics, the author substantiates the need to develop a new regional strategy of realization of state cultural policy for the given region.

Keywords: cultural heritage, sociocultural problems, national identity, state cultural policy, regional legislation, cultural historical values.

Ливцов Виктор Анатольевич - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал; заместитель директора, профессор кафедры политологии, государственного и муниципального управления, доктор исторических наук, профессор (Российская Федерация, г. Орел), е-mail: livcov@orel.ranepa.ru

114 Central Russian Journal of Social Sciences -volumе 10 issue 4 - 2015

СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ

Проблема сохранения историко-культурного наследия является одной из главных в деле культурного строительства. Это одна из коммуникационных площадок для определения значимости институтов гражданского общества1.

По данным ВЦИОМ за 2014 г., культурных людей в России в последние 3-5 лет стало меньше - это отмечают более половины респондентов (59%). И только 9% опрошенных могут уверенно заявить, что в нашем обществе стало больше людей с высоким культурным уровнем2. Такая статистика свидетельствует о серьезных социокультурных проблемах российского общества, в отличие, например, от населения Шотландии, где в последние годы отмечается рост культурного уровня3. Поэтому, не случайно проблема необходимости перемен в сфере культуры нашла своё отражение в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина -нашего общенационального лидера.

Мысль о том, как сохранить, не растерять культурную, национальную идентичность в глобальном мире, Президент РФ озвучил на встрече Валдайского клуба.

В Послании Федеральному Собранию Президент подчеркнул: «... духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории»4. На состоявшемся 24 декабря 2014 года в Кремле Совместном заседании Государственного совета и Совета при Президенте по культуре и искусству В.В. Путин отметил: «.культура - это . мощный фактор общественного развития, экономического роста, даже, в полном смысле этого слова, обеспечения национальной безопасности и суверенитета России...»5.

Исключительное внимание к сфере культуры, стало тем фактором, который позволил состояться такому приоритетному документу, каким стали Основы государственной культурной политики. Этот концептуальный документ построен на новой мировоззренческой парадигме, предполагающей кардинальное переосмысление роли культуры, которую вплоть до недавнего времени привыкли воспринимать просто как часть социального блока или, как только работу учреждений культуры. Но чаще всего сфера культуры воспринимается как сфера услуг, досуга и развлечений. Такой устаревший подход был подвергнут критике, прозвучавшей в выступлении Президента России В.В. Путина на Совместном заседании Государственного совета и Совета при Президенте по культуре и искусству. Президент отметил: «Такой узкий, отраслевой подход не соответствует ни

1 Исаев А.П., Гуркина Н.К. Российская историография: проблемы сохранения культурного наследия// Управленческое консультирование. -2013. — № 11 (59). — С. 83-91.

2 Россияне отметили снижение культуры населения в последние три-пять лет // KM.RU / В

РОССИИ. - URL: http://www.km.ru/v-rossii/2014/02/25/vserossiiskii-tsentr-izucheniya-

obshchestvennogo-mneniya-vtsiom/733236-rossiyane. (Дата обращения: 20.06.2015).

3 Тюрин Е.А., Савинова Е.Н. Этничность как социокультурная основа развития политического процесса в современной Шотландии: теоретико-методологические аспекты // Концепт. — 2014. — Современные научные исследования. Выпуск 2. — URL: http://e-koncept.ru/2014/54585. (Дата обращения: 20.06.2015).

4 Послание Президента Федеральному Собранию (26.04.2007) // Президент России. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47173. (Дата обращения: 20.06.2015).

5 Совместное заседание Государственного совета и Совета при Президенте по культуре и

искусству (24.12.2014) // Президент России. -URL: http://news.kremlin.ru/news/47324. (Дата

обращения: 20.06.2015).

Среднерусский вестник общественных наук том 10 №4 - 2015 115

СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ

задачам развития страны, ни запросам общества, ни требованиям времени»1. Это предопределяет стратегические, тактические и оперативные цели и задачи, которые должны быть реализованы в Орловской области в рамках региональной культурной политики.

Необходимо разработать новую Региональную стратегию реализации государственной культурной политики в регионе. Такой документ должен рассматриваться в качестве регионального компонента общефедеральной стратегии государственной культурной политики. Доказательством этого служат слова Президента России о том, что «регионы уже сейчас должны ориентироваться на положения Основ и принимать активное участие в разработке Стратегии»2.

При этом необходимо реализовать следующие направления:

Во-первых, постепенный перевод существующей системы регионального управления культурой в новое качество. При этом в основе разработки соответствующих управленческих решений должно быть понимание того, что действие культурной политики охватывает очень широкий круг объектов - начиная от воспитания подрастающего поколения и заканчивая международным межкультурным обменом и сотрудничеством. Все это требует постановки и решения целого комплекса управленческих целей и задач в различных сферах общественной жизнедеятельности нашего региона. В этой связи очевидна необходимость создания надведомственной, координирующей структуры, которая выступала бы в роли модератора управленческих мероприятий в сфере реализации культурной политики в Орловской области. Кроме того, Президентом было озвучена идея создания российского фонда культурного развития, что, в свою очередь, актуализирует вопрос о необходимости создания регионального отделения такого фонда.

Другое важное направление при разработке Региональной стратегии реализации государственной культурной политики в Орловской области - это качественное нормативно-правовое сопровождение соответствующих задач. Региональная стратегия реализации государственной культурной политики в Орловской области должна определять основные этапы реализации культурной политики в нашем регионе, что предполагает своевременное внесение изменений в региональное законодательство.

Третья задача Региональной стратегии - создание условий для развития государственно-частного партнёрства, социального и творческого предпринимательства, для благотворительности и меценатства, для широкого вовлечения граждан в реализацию региональной культурной политики.

Особо следует выделить проблему подготовки квалифицированных кадров. Ведь эффективно управлять процессами реализации как региональной, так и общегосударственной стратегий можно лишь при наличии профессионального понимания их целей и задач, а также при глубоком осознании особенностей и тенденций развития региональной, российской и мировой культуры. Здесь должны работать не только грамотные управленцы, но и истинные ревнители культуры, те, кто душой болеет за её развитие, за сохранение культурно-исторических ценностей.

При разработке Региональной стратегии реализации государственной культурной политики в Орловской области необходимо учесть и то обстоятельство,

1 Совместное заседание Государственного совета и Совета при Президенте по культуре и

искусству (24.12.2014) // Президент России. — URL: http://news.kremlin.ru/news/47324. (Дата

обращения: 20.06.2015).

2 Совместное заседание Государственного совета и Совета при Президенте по культуре и

искусству (24.12.2014) // Президент России. — URL: http://news.kremlin.ru/news/47324. (Дата

обращения: 20.06.2015).

116 Central Russian Journal of Social Sciences -volumе 10 issue 4 - 2015

СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ

что в условиях глобальной конкуренции и нарастающей агрессии культуры постмодерна на первый план выходят процессы просвещения граждан, особенно детей и молодёжи. Повышенное внимание должно уделяться их духовному, творческому развитию, воспитанию патриотизма, а также созданию в нашем регионе качественной культурной среды, доступных культурных благ, равных условий для творческой деятельности.

Сегодня нашему региону нужны по-настоящему действенные усилия всех творческих, просветительских, интеллектуальных ресурсов, чтобы культура в ее исторических, традиционных проявлениях стала естественным регулятором жизни населения Орловской области, определяла поведение, поступки людей, влияла на формирование у них позитивного отношения к своей малой родине, к стране в целом, к семье, ко всем традиционным ценностям.

В этой связи необходима исследовательская работа, проекты в сфере сохранения памятников, развития музейного дела и историко-культурного познавательного туризма. Сейчас востребовано такое направление, как краеведение. В российских регионах в этой сфере много содержательных, ярких проектов. Орловская область может активизировать здесь свои усилия, тем более что наш край исторически культурно богат многими памятными событиями и местами. Поэтому надо обязательно поддерживать стремление граждан участвовать в различных проектах по сохранению объектов культурного наследия Орловской области.

Небезосновательна надежда на то, что руководство области, все органы государственной и муниципальной власти нашего региона в сотрудничестве с институтами гражданского общества, образовательными учреждениями, экспертным сообществом совместными усилиями смогут добиться успеха в реализации решений, принятых на федеральном уровне, и вывести культуру на истинную высоту её общественного предназначения.

Мы не только должны дорожить культурными традициями России и в том числе Орловщины, но и обязаны делать всё возможное для сохранения, развития и преумножения этих традиций.

2015 год объявлен в нашей стране Годом русской литературы. По данным ВЦИОМ, за 2014 г. россияне стали читать больше — в среднем 4,55 книги за последние три месяца, тогда как год назад этот показатель составлял 4,23, а в 2011 году — 3,94. Однако эта цифра по-прежнему не превышает уровень двадцатилетней давности: 5,14 книги в 1992 году. И, к сожалению, необходимо отметить, что произведения классической литературы (русской или зарубежной) выбирают лишь 9% участников опроса. Еще 7% предпочитают художественные произведения современных авторов. 35% опрошенных вообще не читают книг1! По сути, это катастрофическая статистика в масштабах всей страны. И как показывает опыт прошедших лет, общероссийские данные в основном отражают ситуацию в регионах. Поэтому очень важно, чтобы в Орловской области возрождались традиции высокой литературы, которыми так славен наш край. Думаю, руководство Орловской области сможет предложить комплекс мер, которые бы способствовали изменению ситуации в плане повышения интереса жителей нашего региона к классическому русскому литературному наследию, тем более что вклад наших великих земляков в это наследие более чем значителен.

1 Исследование ВЦИОМ: Тенденции чтения в России в 2014 году // Центр гуманитарных технологий. — URL: http://gtmarket.ru/news/2014/06/02/6790. (Дата обращения: 20.06.2015)._______

Среднерусский вестник общественных наук том 10 №4 - 2015 117

СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ

Библиография/ References:

1. Исаев А.П., Гуркина Н.К. Российская историография: проблемы сохранения культурного наследия // Управленческое консультирование. — 2013. — № 11 (59). — С. 83-91.

2. Яркова Е.Н. Российский провинциализм как социокультурный институт // Социум и власть. — 2015. — № 1 (51). — С. 7 — 12.

1. Isaev, A.P., Gurkina, N.K. (2013) Rossiiskaia istoriografiia: problemy sokhraneniia kul'turnogo naslediia [Russian historiography: problems of preservation of cultural heritage] // Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Administrative Consulting]. — №1 (59). — Р. 83-91. (In Russ.)

2. Jarkova, E.N. (2015) Rossijskij provincializm kak sociokul'turnyi institut [Russian provincialism as a sociocultural institution] // Socium i vlast' [Society and Power]. — № 1(51). — P. 7—12. (In Russ.)

118 Central Russian Journal of Social Sciences —volumе 10 issue 4 — 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.