Научная статья на тему 'Политика регулирования этноконфессиональных отношений в регионе: опы1т Орловской области'

Политика регулирования этноконфессиональных отношений в регионе: опы1т Орловской области Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
561
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭТНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЩНОСТИ / ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ / ЭТНО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭТНИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО-ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ливцов В. А., Тюрин Е. А., Исаев А. В.

В статье рассматривается проблема регулирования этнокофессиональных отношений на уровне отдельно взятого региона. Авторы доказывают актуальность данной проблемы для стран современного мира, аргументируя тезис о том, что этноконфессиональный фактор имеет амбивалентный характер и может выступать явлением как дестабилизирующим, так и укрепляющим государственные основы конкретной страны. Авторы подчеркивают особое значение для сохранения российской государственности решения проблемы национальной и конфессиональной консолидации общества с учетом этнокультурной и религиозной самобытности того или иного региона. В качестве примера для анализа политики регулирования этноконфессиональных отношений в регионе авторы используют Орловскую область. В статье представлен анализ развития этноконфессиональных отношений в данном регионе в динамике за несколько лет. Для анализа авторами были использованы результаты социологического опроса, проведенного на базе Орловского филиала РАНХиГС при Президенте РФ. В статье также показаны позитивные изменения, наметившиеся в политике, проводимой региональными властями Орловской области в сфере этноконфессиональных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ливцов В. А., Тюрин Е. А., Исаев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика регулирования этноконфессиональных отношений в регионе: опы1т Орловской области»

УДК 323.1

ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЬХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНЕ: ОПЫТ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Ливцов В А, Тюрин ЕА, Исаев А.В.

POLICY OF REGULATION OF ETHNIC AND CONFESSIONAL RELATIONS IN THE REGION: EXPERIENCE OF THE OREL REGION

Livtsov VA., Turin EA., Isaev A.V.

Livtsov V.A. - Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Political Science, State and Municipal Management, Deputy Director of the Orel branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russian Federation, Orel, e-mail: [email protected]

Turin E.A. - Candidate of Political Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of Political Science, State and Municipal Management, Academic Secretary of the Academic Council of the Orel branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russian Federation, Orel, e-mail: [email protected]

Isaev A.V. - Candidate of Political Sciences, Associate Professor at the Department of Constitutional and Municipal Law, Head of the Department of Quality of Vocational Education of Orel branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch, Russian Federation, Orel, e-mail: isaevlesha@ yandex.ru

The problem of regulation of ethno-confessional relations at the level of a certain region is presented. The authors prove the relevance of the problem for the modern world, arguing the idea that ethnic and religious factor is ambivalent and can act as a destabilizing phenomenon and strengthening the state basis for a particular country. The authors emphasize the special importance of the solution of the problem of national and confessional consolidation of the society for the conservation of the Russian state based on ethno-cultural and religious identity of a particular region. As an example for the analysis of regulatory policy of ethno-confessional relations in the region, the authors use the Orel region. The paper presents an analysis of the development of ethno-confessional relations in the region in the dynamics for a few years. The authors use the results of the poll for the analysis conducted on the basis of the Orel branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. The article also shows positive changes emerging in the policies pursued by regional authorities of the Orel region in ethno-confessional relations.

Keywords: region, regional policy, ethno-cultural communities, traditional religion, ethno-confessional relations, ethnicity, national identity, multi-confessional state, multi-ethnicity, intercultural dialogue, national consolidation, State civilization.

Проблема выработки эффективной политики регулирования этнокон-фессиональных отношений сегодня стоит очень остро для многих государств мира. Ярким примером является государственный кризис на Украине, который с особой остротой актуализировал проблему влияния этно-конфессионального фактора на харак-

тер протекания и содержание политических процессов регионального и общенационального уровней.

Действительно, развитие политической ситуации в различных регионах мира подчас имеет ярко выраженную этническую или религиозную окраску.

Активизировавшаяся этничность1 многих народов, проживающих на территории тех или иных регионов, подчас ставит под сомнение целостность, казалось бы, вполне благополучных государственных образований. Шотландцы, каталонцы, венецианцы, бретонцы, корсиканцы, ирландцы и многие другие народы сегодня отстаивают право на государственную институализацию своих этнических притязаний2. С другой стороны, активизировался и конфессиональный фактор в политике3. И если понятие «исламского экстремизма» уже прочно вошло в политологический лексикон, то о «греко-католическом» экстремизме4 на Украине, «католическом» терроризме в Северной Ирландии или «пресвитерианском национализме» в Шотландии западные аналитики предпочитают стыдливо умалчивать.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что эскалация межэтнических и межконфессиональных конфликтов, активизация разнонаправленных процессов глобализации и регионализации, усиление международной агрессии в отношении России актуализируют проблему национальной и конфессиональной консолидации российского общества с учетом этнокультурной и религиозной самобытности того или иного региона5.

В основе такой консолидации находится вопрос укрепления национальной идентич-

1 Тюрин Е.А., Савинова Е.Н. Этничность как социокультурная основа развития политического процесса в современной Шотландии: теоретико-методологические аспекты // Концепт.

- 2014. - Современные научные исследования. Выпуск 2. - ART 54585. - URL: http://e-koncept. ru/2014/54585.htm. - Гос. рег. Эл No ФС 77-49965.

- ISSN 2304-120X.

2 Тюрин Е.А., Савинова Е. Н. Этнический фактор политического развития современной Шотландии // Вестник государственного и муниципального управления. -2014. - №3. - С. 116-124.

3 Подробнее см.: Тюрин Е.А. Теократический фактор в политике. - Орел, Изд-во ОРАГС, 2009.

- 192 с.

4 Ливцов В.А. Взаимодействие Русской православной церкви с экуменическим движением (конец XIX - начало XXI вв.). - СПб., 2013. - 580 с.

5 Ливцов В.А. Экуменическая деятельность Русской православной церкви в контексте глобализа-

ции // Власть. -2006. - №11. - С. 60-64.

ности, который носит для России фундаментальный характер.

Не случайно, выступая перед участниками Валдайского форума, Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «...Россия формировалась именно как многонациональное и многоконфессиональное государство с первых своих шагов, и, ставя под вопрос нашу многонациональность, . мы встаем на путь уничтожения своего генетического кода». Президент отметил, что «. у нас накоплен уникальный опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур. Эта поликультурность, полиэтничность живет в нашем историческом сознании, в нашем духе, в нашем историческом коде. На этом естественным образом тысячелетие строилась наша государственность6».

К вопросу о необходимости сохранения национальных традиций и культур Президент РФ неоднократно обращался в своих посланиях Федеральному Собранию (2013 г, 2014 г).

Разделяя точку зрения общенационального лидера, мы приходим к выводу, что отношение к России как к государству-цивилизации позволяет решить проблему межэтнических и межконфессиональных противоречий без давления на тот или иной этнос или конфессию.

Безусловно, в данном контексте Орловская область не является исключением.

В этой связи необходимо отметить существенные положительные изменения в вопросе формирования позитивного этнокон-фессионального климата и межкультурного диалога, наметившиеся в данном регионе во многом благодаря личному отношению к указанной проблеме Губернатора Орловской области В.В. Потомского.

Так, в целях содействия укреплению общественного согласия, гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений региональная власть инициировала создание координационного совета по вопросам межнациональных и межконфес-

6 Выступление Владимира Путина на заседании клуба «Валдай» - URL: http://www. rg.ru/2013/09/19/stenogramma-site.html (Дата обращения: 20.03.2015).

сиональных отношений при Губернаторе Орловской области.

Впервые в Орловской области появилась структура, основной задачей которой является всесторонний практико-ориенти-рованный прогностический анализ в сфере этноконфессиональных отношений, что позволит региональным органам власти осуществлять своевременную выработку и принятие соответствующих управленческих решений.

Важно подчеркнуть, что доминантой при этом являются социально-политическое партнерство заинтересованных акторов7, этнокультурный8 и межконфессиональный диалог, степень продуктивности которого зависит от этноконфессионального состава нашего региона.

В этой связи в 2014 году на базе Орловского филиала РАНХиГС было проведено исследование, ориентированное на выявление отношения жителей Орловской области к межэтническим противоречиям в контексте их конфессиональной окраски9.

Так, Орловская область - регион, который, согласно переписи 2010 года, представлен 24 этносами, в том числе русскими (96%), украинцами (1,01%), армянами (0,50%), азербайджанцами (0,28%), белорусами (0,22%), чеченцами (0,14%). Оставшийся 1,85% делят между собой евреи, молдаване, татары, курды и другие10.

Участие этнических сообществ в решении этнокультурных проблем и стремление

7 Исаев А.В. Социально-политическое партнерство органов государственной власти и Русской Православной Церкви в современной России: проблемы и пути оптимизации // Среднерусский вестник общественных наук. - 2011. - № 1. - С. 103-110.

8 Елисеев А.Л., Тюрин Е.А. Культурология. - Орел: ОрелГТУ 1998. - 234 с.

9 Метод исследования - интервью по месту жительства. Опрошено 404 респондента, проживающих в г. Орел. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, сфере занятости. Опрос проведен в феврале 2014 г. Руководитель: Проказина Н.В., д-р соц. наук, доцент.

10 Итоги Всероссийской переписи населения

2010 года в отношении демографических и соци-

ально-экономических характеристик отдельных

национальностей / Федеральная служба госу-

дарственной статистики - URL: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/perepis2010/croc/results2.html

(Дата обращения: 20.03.2015).

присоединиться к общественной, социальной жизни региона привело к созданию в Орловской области отделения Всероссийской общественной организации «Ассамблея народов России». Организация уже прошла государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 марта 2014 года. В ее состав вошли представители азербайджанской, армянской, афганской, узбекской, чеченской и других общин.

Относительно религиозных организаций следует отметить, что по состоянию на конец 2014 года в Орловской области их зарегистрировано 20311. Статистические данные указывают на количественный рост зарегистрированных религиозных объединений на территории региона (со 162 в 2009 году до 203 в 2014 году). При этом в количественном измерении самым крупным из религиозных объединений является Русская Православная Церковь. Так, в 2002 году официально было зарегистрировано 95 приходов, а в 2014 - 15812.

По данным социологического опроса в 2014 года, конфессиональный состав жителей Орловской области выглядит следующим образом: православными верующими себя считают 73,1%, исповедующими ислам указали 4,8%, к иным вероисповеданиям себя отнесли 1,8 %, в том числе к иудаизму - 1%, протестантизму - 0,8%, никакой религии не исповедуют 20,4% опрошенных. По сравнению с данными 2013 года13 наблюдается уменьшение числа православных

11 О деятельности некоммерческих организаций / Информационный портал Министерства юстиции РФ - URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (Дата обращения: 20.03.2015).

12 О деятельности некоммерческих организаций / Информационный портал Министерства юстиции РФ - URL: http://unro.minjust.ru/NKOs. aspx (дата обращения: 20.03.2015); Число религиозных организаций, зарегистрированных в Орловской области / Федеральная служба государственной статистики по Орловской области - URL: http://orel.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ orel/ru/statistics/government/ (Дата обращения: 20.03.2015).

13 Исаев А.В. Проблемы и пути оптимизации вероисповедной политики российского государства: политико-правовой аспект // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 1. - С. 85-93.

верующих (на 14,3%), увеличение доли придерживающихся ислама (на 3,8%), а также не придерживающихся никакой религии (на 10,4%). Численность представителей других вероисповеданий находится на уровне статистической погрешности.

По сути, можно отметить, что в Орловской области религиозные группы в целом совпадают с этническими общностями14. Эти данные коррелируются с общероссийскими15. Таким образом, религиозное сознание хотя и не доминирует, но значительно влияет на специфику этноконфесси-онального диалога в нашем регионе.

Жители Орловской области довольно терпимы, они чаще всего не обращают внимания на то, что рядом с ними работают и отдыхают представители другой национальности (36,4%). Для 33,9% опрошенных этот фактор является значимым. Возможно, это связано с устоявшейся в сознании «коренных» жителей взаимосвязью миграции и криминализации. 29,6% респондентов вопрос о национальной принадлежности окружения интересует лишь иногда. Более половины опрошенных (55,5%) в повседневной жизни или не сталкивались с конфликтами на межэтнической основе, или лишь иногда сталкивались (28,9%), и только 15,6% участвующих в опросе указали на подобные факты.

Любопытно, что в решении конфликтных ситуаций на этноконфессиональной почве жители Орловской области чаще полагаются на государство (33,9%) и религиозные организации (22,9%). При этом, в оценках населения, региональные органы власти не в полной мере реализуют свои функции в дан-

14 Горшков М.К. Проблемы национальной безопасности в информационном обществе // Власть. - 2014. - № 11. - С. 8-12.

15 Кублицкая Е.А. Специфика межэтнического и этноконфессионального взаимодействия в регионах РФ (социологический мониторинг) // Социология религии в обществе Позднего Модерна (памяти Ю.Ю. Синелиной) : материалы Третьей Меж-ной науч. конф-ции. НИУ «БелГУ», 13 сентября 2013 г. / отв. ред. С.Д. Лебедев. Белгород: ИД «Белгород», 2013. С. 249-264; Зайцева Ю. Православная газета «Кифа» отметила свое пятилетие дискуссией о проблемах церковного возрождения / Агентство религиозной информации Бла-говест-Инфо - иР1_:Ь|Ир://\ммл/.Ь!адоуезЫ^о.ш/ ¡п<^ех.рИр (Дата обращения: 20.03.2015).

ной сфере (37,4%). 32,7% указывают на то, что властным структурам все равно, как живут люди разных этнических и религиозных групп. И только 27,1% уверены, что данный вопрос находится под контролем. Возможно, это связано с уровнем доверия тем или иным акторам. Так, согласно опросам социологических центров, в настоящее время Президенту РФ В.В. Путину доверяют около 84% россиян. В январе 2012 года данный показатель составлял 64%16. В 2013 году в Орловской области служителям РПЦ доверяли 47% респондентов и не доверяли 12%, при этом 24% доверяли и не доверяли в равной мере. 31% доверяли Губернатору и Правительству области, около 60% доверяли и не доверяли в равной мере. В 2014 году уровень доверия снизился как в отношении представителей Русской Православной Церкви (полностью религиозная организация вызывает доверие у 23,3% респондентов), так и высших органов власти (например, Губернатору полностью доверяют всего лишь 3,5%, скорее доверяют

- 44,3%)17.

Вышесказанное подтверждает своевременность создания координационного совета по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений при Губернаторе Орловской области.

Наше исследование также показало, что, при всей неоднозначности ответов, 35,7% опрошенных готовы сотрудничать с представителями других этноконфессиональ-ных групп. Чуть менее (34,4%) не готовы к подобным взаимоотношениям, а 29,9% затруднились ответить.

Таким образом, жители Орловской области в целом негативно относятся к межконфессиональным и межэтническим конфликтам и чаще всего терпимы к представителям других конфессий и этносов. Факты проявления национальной и религиозной нетерпимости не носят систематического и массового характера.

16 ФОМ: Уровень доверия Путину сохранил высокий показатель в 84% - URL: http://vz.ru/ news/2014/11/14/715297.html (Дата обращения: 20.03.2015).

17 Исаев А.В. Проблемы и пути оптимизации вероисповедной политики российского государства: политико-правовой аспект // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 1.

- С. 85-93.

Полагаем, что вопрос укрепления по-лиэтничной российской идентичности на территории Орловской области в контексте проблемы обеспечения этнокультурного единства и межконфессионального содружества может быть решен только с учетом необходимости повышения общекультурного уровня населения. Данная цель может быть достигнута в том числе и посредством включения в образовательный процесс учебных заведений всех уровней (от школы до вуза) таких предметов и дисциплин как «Основы религиозных культур и светской этики» (в средних школах по выбору родителей: Основы православной культуры, Основы мировых религиозных культур, Основы светской этики), а также в вузах «Теология», «Религиоведение», «История мировых цивилизаций», «Культурология» и т.п.

В настоящее время подготовлено к подписанию Соглашение о совместной деятельности органов образования Орловской области и Орловско-Болховской митрополии.

И, безусловно, особое значение для повышения эффективности государственной национальной и конфессиональной политики, реализуемой на территории Орловской области, могут иметь соответствующие региональные целевые программы по поддержке этнокультурных общностей на территории области. Может быть целесообразным создание центров этнических культур, дома дружбы народов, клубов интернациональной дружбы в учебных заведениях.

Итак, представляется, что важной задачей, стоящей перед органами власти и общественными организациями Орловской области, является реализация проектов, направленных на поддержку традиционных религий, на укрепление межконфессионального согласия, расширение межкультурного диалога18, на восстановление и сохранение национальных, культурных традиций этнических групп, проживающих на территории Орловской области.

В завершение немаловажно вспомнить мысль выдающегося русского религиозного философа Константина Леонтьева о том, что Россия всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивили-

18 Елисеев А.Л., Тюрин Е.А. Культурология. -Орел: ОрелГТУ 1998. - 234 с.

зация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой. Именно из модели государства-цивилизации вытекают особенности нашего государственного устройства. Наша государственность немыслима без ориентира на национальную и религиозную специфику своих территорий, чем, собственно говоря, и обеспечивается многообразие в единстве.

Библиография/References

Горшков М.К. Проблемы национальной безопасности в информационном обществе // Власть. - 2014. - № 11. - С. 8-12.

Елисеев А.Л., Тюрин Е.А. Культурология.

- Орел: ОрелГТУ 1998. - 234 с.

Исаев А.В. Проблемы и пути оптимизации вероисповедной политики Российского государства: политико-правовой аспект // Среднерусский вестник общественных наук.

- 2014. - № 1. - С. 85-93.

Исаев А.В. Социально-политическое партнерство органов государственной власти и Русской Православной Церкви в современной России: проблемы и пути оптимизации // Среднерусский вестник общественных наук. - 2011. - № 1. - С.103-110.

Ливцов В.А. Взаимодействие Русской Православной Церкви с экуменическим движением (конец XIX - начало XXI в.). - СПб., 2013. - 580 с.

Ливцов В.А. Экуменическая деятельность Русской Православной Церкви в контексте глобализации // Власть. - 2006. -№11. - С. 60-64.

Тюрин Е.А., Савинова Е. Н. Этнический фактор политического развития современной Шотландии // Вестник государственного и муниципального управления. -2014. -№3. - С. 116-124.

Тюрин Е.А. Теократический фактор в политике. - Орел: Изд-во ОРАГС, 2009. - 192 с.

Gorshkov M.K. Problemy nacional'noj bezopasnosti v informacionnom obshchestve // Vlast' [Problems of National Security in the Information Society // Power]. 2014. № 11. S. 8-12, (In Russ.)

Eliseev A.L., Turin E.A. Kulturologyia [Cultur-ology]. Orel: OrelGTU. 1998.- 234 p. , (In Russ.)

Isaev A.V. Problemy i puti optimizacii ver-oispovednoj politiki rossijskogo gosudarstva: politiko-pravovoj aspekt // Srednerusskij vest-

nik obshchestvennyh nauk [Problems and ways to optimize the religious policy of the Russian state: the political and legal aspect // Sred-nerussky Gazette of Social Sciences]. - 2014. - № 1. - S.85-93, (In Russ.)

Isaev A.V. Social'no-politicheskoe partner-stvo organov gosudarstvennoj vlasti i Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v sovremennoj Rossii: prob-lemy i puti optimizacii // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk [Social and political partnership of state and the Russian Orthodox Church in modern Russia: problems and ways of optimization // Srednerussky Gazette of Social Sciences]. - 2011. - № 1. - S.103-110, (In Russ.)

Livtsov V.A. Vzaimodejstvie Russkoj pravoslavnoj cerkvi s ehkumenicheskim dvizheniem (konec XIX - nachalo XXI vv.) [The interaction of the Russian Orthodox Church with the ecumen-

ical movement (end of XIX - the beginning of XXI century.)]. SPb., 2013. 580 p, (In Russ.)

Livtsov V.A. Ekumenicheskaya deyatel'nost' Russkoj pravoslavnoj cerkvi v kontekste glo-balizacii // Vlast'. Obshchenacional'nyj nauch-no-politicheskij zhurnal [Ecumenical activity of the Russian Orthodox Church in the context of globalization // Power. National scientific and political magazine]. 2006. №11. S. 60-64, (In Russ.)

Turin E.A., Savinova E.N. Etnicheskij faktor politicheskogo razvitiya sovremennoj SHotlandii // Vestnik gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya [Ethnic factor of political development of modern Scotland // Bulletin of state and municipal government]. 2014. №3. pp 116-124, (In Russ.)

Turin E.A. Teokraticheskij faktor v politike [Theocratic factor in politics]. Eagle Publishing House ORAGS, 2009. - 192 p, (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.