Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контейнерные перевозки / железнодорожный транспорт / транспортная логистика / container transportation / railway transport / transport logistics

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.А. Плотникова, А.А. Рыжая

В статье анализируется современное состояние железнодорожных контейнерных перевозок в России. Выделены ключевые проблемы развития железнодорожных контейнерных перевозок и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF RAILWAY CONTAINER TRANSPORTATION IN RUSSIA

The article analyzes the current state of railway container transportation in Russia. Proposed the key problems of development the railway container transportation and identified ways to solve them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ»

УДК 658

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК

В РОССИИ

Н.А. Плотникова Научный руководитель - А. А. Рыжая

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: nataliaplotnikova1@yandex.ru

В статье анализируется современное состояние железнодорожных контейнерных перевозок в России. Выделены ключевые проблемы развития железнодорожных контейнерных перевозок и предложены пути их решения.

Ключевые слова: контейнерные перевозки, железнодорожный транспорт, транспортная логистика

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF RAILWAY CONTAINER TRANSPORTATION

IN RUSSIA

N.A. Plotnikova Scientific supervisor - A.A. Ryzhaya

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

The article analyzes the current state of railway container transportation in Russia. Proposed the key problems of development the railway container transportation and identified ways to solve them.

Keywords: container transportation, railway transport, transport logistics

В современном мире логистика является ключевым звеном транспортной системы, она связывает все элементы в единую систему. Логистика - это сфера организации доставки предварительно заказанной продукции в строго установленное место за согласованное время по оптимальным маршрутам с предельно низкими финансовыми расходам.

В 2020 году из-за пандемии COVID-19 серьезно пострадала вся логистическая сфера, включая грузоперевозки. По итогам 2020 года рынок грузоперевозок в России снизился на 4,9 % в годовом выражении. Так, совокупный объём грузоперевозок автотранспортом в РФ в 2020 году снизился в годовом выражении на 5,9 % до 5,398 млрд тонн, грузооборот составил 271,502 млрд тонно-километра, что на 1,4 % меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Падение грузооборота воздушного транспорта произошло на 3,8 %, железнодорожного - на 2,2 % [3, 4].

Стоит отметить, что в исследуемом периоде, несмотря на падение объема грузоперевозок железнодорожным транспортом, наблюдался рост в железнодорожных контейнерных перевозках (на 16 %), это, в свою очередь, объясняется тем, что в условиях пандемии морской и воздушный транспорт не смогли обеспечить грузоотправителям стабильной бесперебойной работы «точно в срок». На рисунке 1 представлена динамика грузооборота

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

железнодорожных контейнерных перевозок в России в 2020 году в сравнении с аналогичным периодом 2019 года [1, 2].

16 14 12 10 8 6 4 2 0

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Рис.1. Динамика грузооборота железнодорожных контейнерных перевозок в России 2020 г. к 2019 г., в %

В I квартале наблюдался подъем рынка на 9% относительно 2019 года. Однако, в феврале-марте из-за всплеска Covid-19 в Китае произошло ограничение транспортировки грузов с КНР, так как китайская сторона стала включать лимитирование на перевозку, что негативно отразилось и на российских железнодорожных контейнерных перевозках в целом.

Во II квартале подъем рынка составил 6 %. Многие эксперты-экономисты предсказывали негативные последствия на первое полугодие 2020 года, но, несмотря на все возможные исходы, спад рынка российских контейнерных перевозок оказался всего 3 %.

В III квартале подъем рынка составил 13 % относительно 2019 года и на 7 % больше по сравнению с предыдущим кварталом 2020 года. Китай начал восстанавливать свою экономику в основном за счет стимулирования внутреннего потребления. С конца III квартала начала наблюдаться положительная динамика импорта грузоперевозок относительно 2019 года. Это связывается c перераспределением затрат населения с услуг на товары.

В последнем квартале 2020 года также заметен рост рынка контейнерных перевозок на 15 % в сравнении с 2019 годом. Это стало возможным ввиду более мягких мер по борьбе с пандемией Covid-19 и открытия границ для межгосударственного сообщения.

Стоит отметить, что несмотря на рост объемов грузов, перевозимых в контейнерах, данный вид транспортировки имеет ряд проблем, которые тормозят развитие российских железнодорожных контейнерных перевозок, например, такие как: отсутствие порожнего контейнерного оборудования, перераспределение транзитных грузопотоков, высокие тарифы на перевозку контейнерными отправками.

Высокий спрос на порожнее оборудование для перевозки грузов из Китая в Америку и Европу в условиях пандемии привел к дисбалансу тары. Наиболее остро ощутилось это во втором полугодии, когда экономика начала подниматься, стали сниматься ограничения и открылось большинство маршрутов, груженные контейнера отправлялись из Китая в европейские страны, но их возврат в порожнем состоянии был не выгоден, а для их загрузки

не было продукта. В результате сложившейся ситуации резко поднялись цены на фрахт, но даже по завышенной цене проблема с нехваткой порожних контейнеров осталась не решена. Грузоотправители пришли к выводу, что перевозка железнодорожным контейнерным сообщением в данных условиях будет более выгодной по сравнению с морским транспортом, так как груз будет доставляться без задержек.

Наиболее популярными железнодорожными маршрутами становятся Китай-Европа и Европа-Китай, которые проходят по территории Российской Федерации. Для развития данного направления через порты Дальнего Востока и Транссибирскую магистраль объединились крупнейшие российские операторы контейнерного подвижного состава, также была оказана государственная поддержка в виде субсидирования, что положительно сказалось на объеме транзита, который составил 8 тысяч ДЭФ (эквивалент двадцатифутового контейнера). Несмотря на привлекательность данного коридора меняется география грузоперевозок. Более 85 % транзитных контейнеров идет по маршрутам Китай - Казахстан - Европа и наоборот, в то время как объемы перевозок через территорию Дальнего Востока стали снижаться. Решением данной проблемы может служить снижение тарифов на перевозку транзитных груженных контейнеров, увеличение пропускной способности погранпереходов на границе с Китаем, оптимизация механизма гарантии наличия железнодорожного подвижного состава и т.д. Также данную проблему может решить сотрудничество России с такими странами как: Китай, Япония и Корея. Для развития контейнерных перевозок нужен механизм субсидирования транзитных перевозок, так как, например, стоимость доставки через Суэцкий канал грузов из Японии и Кореи дешевле доставки по Транссибу на 2-2,5 тыс. долл., при этом скорость доставки по Транссибу быстрее на 20-25 дней [5]. В такой ситуации клиенты готовы принять разницу до 1,5 тыс. долларов в зависимости от направления, остальные расходы должна покрывать субсидия. Когда клиенты оценят преимущества перевозки грузов по территории России, размер субсидирования можно будет уменьшить. При поддержке государства и привлечения частных инвесторов можно создать необходимые условия для перевозки грузов по Транссибирской магистрали из этих стран в Европу, и добиться выгодного сотрудничества между всеми участниками, что будет способствовать росту железнодорожных контейнерных перевозок в России.

Таким образом, решение рассмотренных проблем позволит повысить уровень контейнеризации грузов, что, в свою очередь, будет способствовать росту конкурентоспособности железнодорожного транспорта как в РФ, так и на международном уровне.

Библиографические ссылки

1. FESCO [Электронный ресурс]. URL: https://www.fesco.ru/ru/clients/container/ (дата обращения 20.04.202l).

2. Matltime news of Russia [Электронный ресурс]. URL: http://www.morvesti.ru/news/ (дата обращения 19.04.2021).

3. Объем коммерческих автогрузоперевозок в РФ в 2020 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.finmarket.ru/database/news/5402124 (дата обращения 20.04.2021).

4. Статистика грузоперевозок: итоги ковидного 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://zen.ati.su/article/2021/02/03/statistika-gruzoperevozok-itogi-kovidnogo-2020-202245/ (дата обращения 21.04.2021).

5. Проблемы и перспективы контейнерных перевозок [Электронный ресурс]. URL: http://www.morvesti.ru/analitika/1685/86587/ (дата обращения 21.04.2021).

© Плотникова Н.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.