Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК'

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
562
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕЙНЕРЫ / КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбинцева М.Д.

В статье проведен анализ современного состояния и основных преимуществ и недостатков контейнерных перевозок, определены перспективы их развития. Актуальность темы обусловлена общемировым ростом контейнерных перевозок грузов на магистральных видах транспорта, необходимостью поиска новых эффективных транспортно- технологических систем транспортировки грузов. Теоретической базой исследования являются научные труды М.В. Шилимова и Е.В. Смоляниновой, информаци я была использована из статистических сборников, также использовался материал из интернет- источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MAIN ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF CONTAINER TRANSPORTATION

The article is devoted to the analysis of the main advantages and disadvantages of container transportation. The current state of container transportation is analyzed, since container transportation is one of the most modern and most economical types of cargo transportation, widely used both in domestic, national and international, cross-border communications. Any cargo can be transported in containers, starting with perishable products, ending with all kinds of products and raw materials. Also, container transportation is considered the best option to quickly deliver the cargo and preserve its original appearance during the entire route. They make it possible to carry out non-transshipment delivery of commodity products from the sender to the recipient, thereby significantly reducing the volume of intermediate loading and unloading operations.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК»

DOI https//doi.org/10.46845/2541-8254-2021-5(32)-6-6 УДК 621.869.8

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Рыбинцева М.Д., курсант, e-mail margaritarybinceva7@ gmail.com, БГАРФ ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет»

В статье проведен анализ современного состояния и основных преимуществ и недостатков контейнерных перевозок, определены перспективы их развития. Актуальность темы обусловлена общемировым ростом контейнерных перевозок грузов на магистральных видах транспорта, необходимостью поиска новых эффективных транспортно -технологических систем транспортировки грузов. Теоретической базой исследования являются научные труды М.В. Шилимова и Е.В. Смоляниновой, информация была использована из статистических сборников, также использовался материал из интернет-источников.

Ключевые слова: контейнеры, контейнерные перевозки, современное состояние контейнерных перевозок

ВВЕДЕНИЕ

Проблема контейнеризации перевозок на морском транспорте не является новой. Из-за изменений в управлении перевозочным процессом изменились условия работы транспортных предприятий, что оказало существенное влияние на развитие транспорта.

Контейнерные перевозки - грузоперевозки с использованием стандартных контейнеров. С их помощью может осуществляться бесперегрузочная доставка товара от отправителя к получателю. Это сокращает объём промежуточных погрузочно-разгрузочных работ [6].

Согласно принятой правительством Российской Федерации Стратегии развития транспорта до 2030 г. в настоящее время решение вопроса рациональной организации контейнерных перевозок требует проработки с учетом современных реалий. Анализ объемов переработки контейнерных грузов на различных видах транспорта говорит о растущей потребности в данном виде перевозок.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом исследования работы являются контейнерные перевозки.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель работы - изучение состояния рынка контейнерных перевозок в России, проведение анализа основных преимуществ и недостатков контейнерных перевозок, выявление проблем, влияющих на развитие контейнерных перевозок.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: изучить особенности развития контейнерных перевозок в России; исследовать причины, по которым контейнерные перевозки имеют высокий спрос.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования его положений, выводов и рекомендаций в качестве дополнительного учебного материала аспирантами и студентами вузов по разработке данной темы в ходе работы по подготовке ВКР и дипломного проектирования.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

При выполнении данной работы были использованы следующие методы исследования:

1. Контент-анализ.

2. Метод сравнения.

3. Метод экспертных оценок.

Контейнерные перевозки подразумевают то, что груз постоянно находится в контейнере. Контейнер может выступать не только в качестве внешней тары, но и временного склада для хранения. Главным достоинством этого вида перевозок является прочность и надёжность контейнера. Это говорит о том, что груз во время всего пути не повредится, а его содержимое останется конфиденциальным.

Исследования современного состояния рынка контейнерных перевозок показывают, что динамика контейнерных перевозок за последние три года имеет относительный прирост на территории морских государств. Как отмечают эксперты, азиатские страны имеют больший спрос на контейнерные перевозки. Но дефицит порожних контейнеров затрудняет осуществление таких перевозок.

Объемы контейнерных перевозок в России растут с 2020 г., когда впервые была продемонстрирована положительная динамика, и самые высокие темпы роста наблюдались у контейнерных судов. В конце прошлого года рост контейнерного рынка России составил 11 % в годовом выражении.

Главной проблемой последних двух лет оказались эпидемиологические ограничения в портах по всему миру. Тем не менее, железная дорога показала грузовладельцам стабильность не только по срокам доставки контейнерных грузов, но и по наличию подвижного состава. Возникали проблемы, связанные со скоплением вагонов на погранпереходах с Китаем, но существенного влияния на контейнерные перевозки это не оказало.

Таким образом, контейнеризация в России даже при самых неблагоприятных обстоятельствах в условиях пандемии показала свои преимущества при организации грузоперевозок.

Анализируя преимущества контейнерных перевозок, следует отметить их низкую себестоимость (снижение затрат на всех этапах работы с контейнерными грузами). Это достигается минимальным количеством ПРР, осуществляемым механизированным способом. Немаловажное значение имеет и возможность контроля на всех этапах перевозки [7].

В наше время при перевозке груза его состояние и местонахождения отслеживают системы транспортировки. Это помогает решить проблемы, если с товаром в пути что-то случится.

Контейнерные перевозки универсальны, и это является их преимуществом. Большая часть контейнеров имеет стандартные размеры, поэтому в них могут перевозить груз службы разных стран. Также можно отметить, что благодаря универсальности в контейнерах может перевозиться любой груз вне зависимости от объёмов и размеров.

Еще один плюс контейнерных перевозок - надежность. Контейнеры достаточно прочные, потому любой товар, даже самый хрупкий, не пострадает.

При отправке контейнерами требования к упаковке груза снижаются, поэтому можно уместить в нем больше груза, но необходимо более тщательно загрузить контейнер, чтобы груз не пострадал [10].

Благодаря этому перевозка становится более экономичной, ведь в таком случае используется всё грузовое пространство. Контейнерные перевозки освобождают от необходимости транспортной упаковки и маркировки, оптимизируют затраты на складские услуги и погрузо-разгрузочные работы, что лишний раз подтверждает, что это один из самых экономичных видов грузоперевозки.

При доставке «от двери до двери» или от склада до склада уменьшаются логистические издержки при использовании различных видов транспорта [3].

Условия транспортного предприятия бывают также различными, и возникает необходимость получения груза удалённо. Это может создать проблемы и дополнительные затраты как материалов, так и денег, что снизит рентабельность данной перевозки.

Выделяют и другие проблемы, например, несовершенство таможенного законодательства, недостаточную степень объединения с другим транспортом, дефицит порожних контейнеров и др. [9].

Проведенный анализ развития морских контейнерных перевозок показал, что данный вид перевозок в целом достиг определенного уровня стабильности. Помимо этого, создание новых шлюзов Панамского канала и образование новых маршрутов контейнерных перевозок между Африкой и Европой, а также между Юго-Восточной Азией значительно изменили систему грузоперевозок. Исходя из этого, судоходные компании, которые осуществляют данный вид перевозок, должны избавиться от проблемы несбалансированного грузопотока на встречных маршрутах и возврата порожних контейнеров, потому что именно по этой причине растут тарифы.

Направление «Один пояс - один путь» - один из примеров торгового соглашения, которое может помочь отчасти компенсировать нынешнее давление на рынке контейнерных перевозок [5].

Сейчас Россия имеет все возможности, чтобы развивать контейнерные перевозки. Во избежание проблемы простоев контейнеров требуется улучшить организационно-экономические формы управления контейнерными перевозками [9].

Для устранения вышеупомянутых проблем целесообразно использовать новую конструкцию контейнера с грузоподъемными стойками, позволяющую реализовать технологию контейнерных перевозок без использования контейнерных терминалов.

Для повышения эффективности грузоперевозок необходима модернизация и увеличение пропускной способности наиболее загруженных и ликвидация малодеятельных пунктов пропуска; стимулирование создания в России национальных контейнерных операторов [2].

Недостаточная пропускная способность межгосударственных пограничных станций, отсутствие унификации транспортных и иных перевозочных документов с сопредельными странами и низкая эффективность обмена информацией для целей таможенно-пограничного контроля сейчас являются основными проблемами. С решением данных трудностей достаточно хорошо справляется проект ИНТЕРТРАН, созданный ОАО «РЖД» и транспортной группой FESCO. Этот проект перенёс в цифровой вид интермодальный маршрут для железнодорожных контейнерных перевозок на маршруте Владивосток -Москва.

Перспективы развития контейнерных линий связывают с внедрением «умных контейнеров».

Создание «умных контейнеров» дает возможность развития контейнерных линий. «Умные контейнеры» обеспечены датчиками контроля, наличие которых помогает транспортной компании и заказчику следить за состоянием контейнеров на протяжении всего пути [1].

Также расширение сервисного обслуживания как одно из направлений развития может способствовать тому, что перевозочный процесс будет осуществляться без участия экспедитора. Контейнерные линии железнодорожного транзитного сервиса, такие, как

MAER.SK, уже не первый год благополучно осуществляют перевозку контейнеров в направлении Китай - Франция [6].

Таким образом, наше исследование показало, что в контейнерах можно транспортировать любые грузы, начиная со скоропортящихся продуктов, заканчивая всевозможными изделиями и сырьем. Также перевозки считаются оптимальным вариантом быстро доставить груз и сохранить его первоначальный вид во время всего пути следования. Данный вид грузоперевозок позволяет выполнять бесперегрузочную транспортировку, что значительно снижает временные затраты на промежуточные погрузочно-разгрузочные работы. Совершенствование контейнерных перевозок, механизация перевозочного процесса, замена тяжелого физического труда на автоматизацию в пунктах перевалки грузов позволяет дать основания для оптимистического прогноза дальнейшего развития рынка контейнерных перевозок и выгодном участии Российской Федерации в мировом грузообороте [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования его положений, выводов и рекомендаций в качестве дополнительного учебного материала аспирантами и студентами вузов по разработке данной темы в ходе работы по подготовке ВКР и дипломного проектирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследовательской работы была подробно изучена современная инфраструктура логистики контейнерных перевозок, а именно компоненты контейнерной транспортной системы. Помимо этого, выявлены современные перспективы в развитии контейнерных перевозок.

Выяснено, что объем перевозки грузов на транспортных артериях за последние 50 лет увеличился в десять раз. Сделан вывод о том, что развитие перевозок на основе средств контейнерной транспортной системы является немаловажным направлением повышения эффективности перевозок. Проанализированы проекты, которые будут давать возможность перевозить в контейнерах груз, который раньше считался неперевозимым таким способом.

Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о влиянии экономического кризиса, вызванного пандемией Со^-19, на рынок контейнерных перевозок. На основании анализа, а также привлечения мнения экспертов, установлено, что ожидаемый рост мировой экономики увеличит спрос на российский экспорт, в том числе в контейнерах. Это предположение может быть рассмотрено в будущих исследованиях для применения и проверки начальных результатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТРЫ

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [утв. Указом Президента РФ № 204: принято 7 мая 2018 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 20. - Ст. 2817.

2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года / Москва: Минэкономразвития России, 2008. - 267 с.

3. Анисимов, И.А. Анализ основных преимуществ и недостатков контейнерных перевозок / И.А. Анисимов // Экономическая наука сегодня: теория и практика. - 2016. -С. 164-166.

4. Заостровских, Е.А. Обзор морских контейнерных перевозок: особенности и тенденции развития / Е.А. Заостровских // Транспорт азиатско-тихоокеанского региона. -2020. - №3(24). - С. 28-33.

5. Изотов, О.А. Перспективы экспедирования морских контейнерных перевозок / О.А. Изотов, А.Л. Кузнецов, А.В. Гультяев // Транспортное дело России. - 2019. - №4. -С. 130-133.

6. Мейлер, Л.Е. Общий курс транспорта, учебное пособие / Л.Е Мейлер. Калининград, Издательство БГАРФ. - 2020.

7. Савичев, А.И. Анализ контейнерного рынка Российской Федерации / А.И. Савичев // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». - 2018. -№11(27).

8. Тихонова, Л.А. Анализ и перспектива развития контейнерных перевозок в РФ / Л.А. Тихонова // Постулат. - 2019. - №6. - С. 91.

9. Хлопцов, К.В. Российский рынок международного контейнерного транзита в 2019 году и перспективы его развития / К.В. Хлопцов, П.Е. Раровский // Российский внешнеэкономический вестник. - 2019. - №9. - С. 61-68.

10. Шилимов, М.В. Контейнерные перевозки / М.В. Шилимов, Л.Ю. Ульянина // Наука в цифрах. - 2017. - №1. - С. 29-34.

ANALYSIS OF THE MAIN ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF CONTAINER

TRANSPORTATION

Rybintseva M.D., cadet, e-mail: margaritarybinceva7@gmail.com, Baltic State Fishing Fleet Academy of the Kaliningrad State Technical University

The article is devoted to the analysis of the main advantages and disadvantages of container transportation. The current state of container transportation is analyzed, since container transportation is one of the most modern and most economical types of cargo transportation, widely used both in domestic, national and international, cross-border communications. Any cargo can be transported in containers, starting with perishable products, ending with all kinds of p roducts and raw materials. Also, container transportation is considered the best option to quickly deliver the cargo and preserve its original appearance during the entire route. They make it possible to carry out non-transshipment delivery of commodity products from the sender to the recipient, thereby significantly reducing the volume of intermediate loading and unloading operations.

Key words: containers, container transportation, the current state of container transportation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.