Научная статья на тему 'Проблемы развития внешнеэкономической деятельности, определяемые условиями осуществления трансграничных автомобильных перевозок'

Проблемы развития внешнеэкономической деятельности, определяемые условиями осуществления трансграничных автомобильных перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / МСАТ / PROBLEMS OF DEVELOPMENT / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / CROSS-BORDER ROAD TRANSPORT / IRU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тебекин А. В.

Представлена оценка степени зависимости трансграничных автомобильных перевозок различных стран от использования документов МСАТ. Показана зависимость уровня использования документов МСАТ различными странами от уровня экономической свободы этих стран. Отражена методология исследования. Представлены предложения по развитию трансграничных автомобильных перевозок в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тебекин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES DUE TO THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF CROSS-BORDER ROAD TRANSPORT

The paper presents the assessment of the degree of dependence of the cross-border road transport in different countries from the use of the documents by the IRU. The dependence of the level of use of the documents by the IRU in different countries the level of economic freedom in these countries. Reflects the research methodology. Submitted proposals for the development of cross-border road transport in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития внешнеэкономической деятельности, определяемые условиями осуществления трансграничных автомобильных перевозок»

УДК 338

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ УСЛОВИЯМИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ

АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Тебекин А.В., д.т.н., д.э.н., профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры «Менеджмент» Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России

Представлена оценка степени зависимости трансграничных автомобильных перевозок различных стран от использования документов МСАТ. Показана зависимость уровня использования документов МСАТразличными странами от уровня экономической свободы этих стран. Отражена методология исследования. Представлены предложения по развитию трансграничных автомобильных перевозок в Российской Федерации.

Ключевые слова: проблемы развития, внешнеэкономическая деятельность, трансграничные автомобильные перевозки, МСАТ.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES DUE TO THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF CROSS-BORDER ROAD

TRANSPORT

Tebekin A., doctor of technical Sciences, doctor of economic Sciences, Professor, honored worker of science and technology of the Russian Federation, Professor of chair of management, Moscow state Institute of international relations (University) MFA Russia

The paper presents the assessment of the degree of dependence of the cross-border road transport in different countries from the use of the documents by the IRU. The dependence of the level of use of the documents by the IRU in different countries the level of economic freedom in these countries. Reflects the research methodology. Submitted proposals for the development of cross-border road transport in the Russian Federation.

Keywords: problems of development, foreign economic activity, cross-border road transport, the IRU.

В условиях продолжающихся западных санкций для Российской Федерации большое значение играет как решение проблем импортозамещения, так и наращивание экспортного потенциала [1, с. 12-17], определяющего объемы внешнеэкономической деятельности (ВЭД) страны.

Современные проблемы развития национальной экономики определяются не только суперпозицией фаз больших (БЦЭА), средних (СЦЭА) и малых (МЦЭА) циклов экономической активности, присущих России (табл.1) [2, с.27].

Во многом проблемы отечественной экономики связаны и с мировыми тенденциями, обусловленными надвигающимся глобальным экономическим кризисом, пик которого, предопределяемый сменой технологических укладов [3, с.34-38],ожидается на рубеже 2020-х годов [4, с.2-8].

Известно, что в период кризиса любая организация стремится к минимизации издержек [5, с.335-361].

Поэтому все издержки непроизводительного характера, к коим относятся любые логистические издержки, связанные с физическим перемещением товаров [6, с.11].

В этой связи представляет интерес знакомство с данными, изложенными в письме Марека Ретельски Генеральной Ассамблее Международного союза автомобильного транспорта - (МСАТ, англ.

TheInternationalRoadTransportUnion - IRU) и своим коллегам - членам МСАТ об общем количестве таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных гарантирующих организаций Международных дорожных перевозок (МДП, фр. TransportsInternationalRoutiers

- TIR) с 1995 по 2015 год и суммах комиссий, которые могут быть возвращены членам МСАТ (табл.2) [7].

Напомним, что МСАТ -это Международный союз автомобильного транспорта - (англ. TheInternationalRoadTransportUnion - IRU). Эта международная организация, объединяющая интересы национальных автотранспортных союзов (ассоциаций и организаций) была основана в Женеве в 1948 году и на сегодняшний день насчитывает порядка 180 членов - национальных союзов и ассоциаций в сфере международных/внутренних грузовых и пассажирских перевозок различными видами автотранспортных средств (грузовиков, автобусов, такси и др.)[8].

Многие члены МСАТ, список которых представлен на сайте ЕЭК ООН [9] и на рис.1 [10], в том числе его российский член

- Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АС-МАП), функционируют в рамках системы гарантий международных автомобильных перевозок товаров с использованием книжки МДП (Carnet TIR). Система таможенного транзита МДП осуществляет свою деятельность в рамках Таможенной конвенции о междуна-

Рис. 1. География стран, использующих книжки МДП.

Таблица 1. Результаты анализа совместного влияния больших (БЦЭА), средних (СЦЭА) и малых (МЦЭА) циклов экономической активности на российскую экономику.

Годы Динамика по БЦЭА Н. Конратьева Динамика по СЦЭА С. Кузнеца Динамика по МЦЭА К.Жугляра

1991 Подъем Спад Подъем

1992 Подъем Кризис Подъем

1993 Подъем Подъем Пик

1994 Подъем Подъем Спад

1995 Пик Подъем Спад

1996 Спад Подъем Спад

1997 Спад Подъем Спад

1998 Спад Подъем Кризис

1999 Спад Подъем Подъем

2000 Спад Подъем Подъем

2001 Спад Подъем Подъем

2002 Спад Пик Подъем

2003 Спад Спад Подъем

2004 Спад Спад Пик

2005 Спад Спад Спад

2006 Спад Спад Спад

2007 Спад Спад Спад

2008 Спад Спад Спад

2009 Спад Спад Кризис

2010 Спад Спад Подъем

2011 Спад Спад Подъем

2012 Спад Кризис Подъем

2013 Спад Подъем Подъем

2014 Спад Подъем Подъем

2015 Спад Подъем Пик

2016 Спад Подъем Спад

2017 Спад Подъем Спад

2018 Спад Подъем Спад

2019 Спад Подъем Спад

2020 Кризис Подъем Кризис

родной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.).

Необходимо отметить, что книжка МДП как документ таможенного транзита, дающий право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней кузовах автомобилей или контейнерах с упрощением таможенных процедур, покрывает автомобильные и мультимодальные перевозки грузов (осуществляемые в автофургонах, трейлерах, полутрейлерах и контейнерах) между государствами, признавшими «Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки (МДП)» 1957г. и 1975г. При этом все автомобильные транспортные средства должны иметь соответствующие разрешения компетентных органов на их использование, которые выдаются национальным гарантийным объединением (ассоциацией), авторизованной в свою очередь компетентными органами страны [10].

Не вдаваясь в подробности взаимоотношений профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, у которых усилились опасения в отношении прозрачности деятельности МСАТ [7], анализируя табл.2, обратим внимание на диспропорции между общим количеством таможенных документов, выпущенных МСАТдля национальных гарантирующих организаций МДП и соответствующими суммами комиссий, которые могут быть возвращены членам МСАТ, с одной стороны, и размерами экономик разных стран, с другой стороны.

В частности, обращает на себя внимание лидерство по абсолютному лидерству Турции (17-я экономика мира по ВВП по паритету покупательной способности на 2015 год) по общему количеством таможенных документов, выпущенных МСАТдля национальной гарантирующей организации МДП - ТОВВ- 10 046 100 (ед.). В то время как для Германии (5-я экономика мира на 2015 год) было выпущено МСАТ всего 771000 таможенных документов.То есть в 13 раз меньше, при том, что ВВП Германии в 2,24 раза больше ВВП Турции.

Тоже самое можно сказать и о многих других лидерах по обще-

му количеству таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных гарантирующих организаций МДП:

- Польша - 24-я экономика мира,

- Румыния - 45-я экономика мира,

- Украина - 49-я экономика мира,

- Венгрия - 59-я экономика мира,

- Белоруссия - 69-я экономика мира,

- Болгария - 76-я экономика мира,

- Литва - 88-я экономика мира,

- Латвия - 107-я экономика мира,

- Эстония - 111-я экономика мира.

Исключение составляет Россия - 6-я экономика мира по ВВП по паритету покупательной способности на 2015 год [11].

Таким образом, общее количество таможенных документов, выпущенных МСАТдля национальных ассоциаций, по странам-пользователям книжек МДП далеко не равномерно. В абсолютном выражении лидерами по общему количеству таможенных документов, выпущенных МСАТ, являются Турция и Россия, следом идут Польша, Болгария, Литва и Беларусь. То есть, это не самые богатые страны в географии хождения книжек МДП. Эти же страны стали «лидерами» по суммам комиссий от страховых премий, возможно сокрытых МСАТ и подлежащих возврату перевозчикам. Это может свидетельствовать о том, что степень распределения комиссионных МСАТ по странам-пользователям книжек МДП напрямую зависит от количества использованных книжек МДП. И Россия здесь является одним из трёх лидеров.

В процессе исследований был поставлен вопрос - как соотносится количество используемых странами-членами Конвенции МДП таможенных документов, выданных МСАТ, с масштабами внешнеторговой деятельности этих стран?

В основу расчетов было положено отношение общего количества таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных ассоциаций (табл.2), к объемам ВЭД этих стран в части импорта за этот же период (с 1995 по 2015 год).

Результаты оценок отношения общего количества таможенных

128 ТКАШРОКГ ВШШБББ Ш КШБТА | №3 2016 |

Таблица 2. Оценки общего количества таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных гарантирующих организаций МДП на основе статистики выпуска таможенных документов с 1995 по 2015 год

Страна Ассоциация Общее количество таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных гарантирующих организаций МДП (1995-2015) Сумма комиссий, которые могут быть возвращены членам МСАТ (в швейцарских франках)

Азербайджан ABADA 99 800 158 100 СИР

Таджикистан ABBAT 17 300 27 900 СИР

Болгария AEBTRI 4 105 200 6 528 600 СИР

Франция AFTRI (SCT/ACF) 219 600 353 400 СИР

Армения AIRCA 11 550 18 600 СИР

Узбекистан AIRCUZ 99 550 158 100 СИР

Босния AIRH 7 200 9 300 СИР

Кыргызстан AIRTO 181 650 288 300 СИР

Австрия AISO 340 800 539 400 СИР

Германия AIST 208 700 334 800 СИР

Молдова AITA 971 700 1 543 800 СИР

Македония AMERIT 580 650 920 700 СИР

Албания ANALTIR 13 500 18 600 СИР

Португалия ANTRAM 6 100 9 300 СИР

Румыния ARTRI 2 741 400 4 361 700 СИР

Россия ASMAP 7 589 750 12 071 400 СИР

Украина ASMAP UA 4 824 900 7 672 500 СИР

Швейцария ASTAG 40 900 65 100 СИР

Испания ASTIC 49 200 74 400 СИР

Беларусь BAMAP 3 742 250 5 952 000 СИР

Германия BGL 562 300 892 800 СИР

Чешская Республика CESMAD BOHEMIA 723 000 1 153 200 СИР

Словакия CESMAD SLOVAKIA 836 400 1 329 900 СИР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дания DTL 126 450 204 600 СИР

Эстония ERAA 1 062 500 1 692 600 СИР

Нидерланды EVO-SIEV 11 150 18 600 СИР

Бельгия FEBETRA 31 050 46 500 СИР

Великобритания FTA 71 550 111 600 СИР

Грузия GIRCA 72 650 111 600 СИР

Иран ICCIMA 987 000 1 571 700 СИР

Словения INTERTRANSPORT 370 650 585 900 СИР

Казахстан KAZATO 369 250 585 900 СИР

Нидерланды KNV 10 500 18 600 СИР

Латвия LATVIJAS AUTO 1 968 600 3 134 100 СИР

Литва LI NAVA 3 794 400 6 035 700 СИР

Венгрия MKFE 1 983 850 3 152 700 СИР

Норвегия NLF 8 700 9 300 СИР

Греция OFAE 430 500 688 200 СИР

Иордания RACJ 10 600 18 600 СИР

Великобритания RHA 85 550 139 500 СИР

Швеция SA 81 650 130 200 СИР

Сербия SCC-ATT 307 300 325 500 СИР

Финляндия SKAL 382 700 604 500 СИР

Сирия SNC ICC 26 800 46 500 СИР

Кипр TDA 11 650 18 600 СИР

Туркменистан THADA 51 300 83 700 СИР

Нидерланды TLN-NIWO 592 200 939 300 СИР

Турция TOBB 10 046 100 15 968 100 СИР

Хорватия TRANSPORTKOMERC 156 200 251 100 СИР

Италия UICCIAA 469 150 744 000 СИР

Румыния UNTRR 1 542 300 2 455 200 СИР

Польша ZMPD 5 550 850 8 825 700 СИР

ВСЕГО 58 494 500 93 000 000 СИР

документов, выпущенных МСАТ для национальных ассоциаций к объемам ВЭД этих стран в части импорта в период с 1995 по 2015 год, именуемые коэффициентом «МСАТо зависимости» стран, и выраженные в условных пунктах, представлены в табл.3.

Как видно из табл. 3, лидером по «МСАТо зависимости» является Молдова (140 место в рейтинге стран по размеру ВВП на душу населения по данным МВФ), а среди «аутсайдеров» - Норвегия

(4 место в рейтинге стран по размеру ВВП на душу населения по данным МВФ)[12].

Россия (66 место в рейтинге стран по размеру ВВП на душу населения по данным МВФ)в этом условном рейтинге находится ближе к началу списка - на 12 месте (между Киргизией и Польшей) среди 47 рассмотренных стран в рамках исследования.

Таким образом, проведенный анализ данных за 1995-2015 годы

Таблица 3. Уровень «МСАТо зависимости» стран в условных пунктах

Коэффициент «МСАТо

№ Страна зависимости» (в условных пунктах)

1 Молдова 2,857390204

2 Латвия 1,729996181

3 Литва 1,719314132

4 Болгария 1,703826698

5 Беларусь 1,331883622

6 Македония 1,242071938

7 Украина 0,960944742

8 Румыния 0,784767184

9 Эстония 0,768466718

10 Турция 0,62976937

11 Кыргызстан 0,541949184

12 Россия 0,417759559

13 Польша 0,375026304

14 Венгрия 0,252602427

15 Иран 0,250061643

16 Сербия 0,165619748

17 Азербайджан 0,158885139

18 Словения 0,157097925

19 Узбекистан 0,141714139

20 Словакия 0,156210615

21 Грузия 0,15385075

22 Казахстан 0,142000981

показал, что количество используемыхстранами, участвующими в Конвенции МДП таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных ассоциаций, находится в обратно пропорциональной зависимости от объема внешнеэкономической деятельности стран - членов Конвенции МДП. Это свидетельствует об отказе экономически развитых стран от книжек МДП - услуги,предоставляемой МСАТ.

Закономерно возникает вопрос - а нужно ли России «тянуться» за Молдавией, и почему экономически развитые страны лишь в очень незначительных объемах пользуются услугами данной структуры?

Так, например, у Швейцарии, где и зарегистрирован МСАТ, и которой нет выхода к морю, коэффициент «МСАТо зависимости» в 140 раза меньше, чем у России, имеющей выходы к множеству морей.

В дополнение к уже представленным результатам был рассчитан коэффициент корреляции «МСАТо зависимости» стран-пользователей книжек МДП и уровня (индекса) экономической свободы этих стран.

Напомним, что индекс экономической свободы рассчитывается для Всемирного экономического форума по среднему арифметическому десяти контрольных показателей:

1) Права собственности.

2) Свобода от коррупции.

3) Фискальная свобода.

4) Участие правительства.

5) Свобода предпринимательства.

6) Свобода труда.

7) Монетарная свобода.

8) Свобода торговли.

9) Свобода инвестиций.

10) Финансовая свобода.

Обратим внимание, что индекс экономической свободы охватывает как свободу торговли, так и свободу от коррупции, и свободу предпринимательства.

Расчеты показали, что коэффициент корреляции «МСАТо зависимости» стран-пользователей книжек МДП и уровня (индекса) экономической свободы этих стран - минус 0,67.

То есть связь отрицательная (чем ниже уровень экономической свободы, тем выше «МСАТо зависимость» страны), и приближающаяся к сильной. Сильной считается связь при которой коэффициент корреляции находится в диапазоне от 70% до 90%.

В результате сравнения показателей возникает вопрос - нужна ли России столь высокая «МСАТо зависимость»? Особенно учитывая,

23 Туркменистан 0,118461232

24 Хорватия 0,078751578

25 Греция 0,073033795

26 Таджикистан 0,070689172

27 Чешская Республика 0,068397569

28 Финляндия 0,059503811

29 Армения 0,040830255

30 Албания 0,036354919

31 Сирия 0,026596231

32 Австрия 0,024230307

33 Кипр 0,017058684

34 Дания 0,015629031

35 Нидерланды 0,014889732

36 Италия 0,011086328

37 Германия 0,008174743

38 Босния 0,008050806

39 Иордания 0,007620272

40 Швеция 0,006290557

41 Франция 0,004030354

42 Великобритания 0,002691681

43 Швейцария 0,002284928

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44 Испания 0,001640544

45 Норвегия 0,001270488

46 Португалия 0,000886715

47 Бельгия 0,000864406

что деньги за услуги МСАТ собираются с российских участников ВЭД и в значительной ее части «утекают» за рубеж, формируя доход нерезидентам, в то время как при системе гарантий таможенного транзита, предусмотренной в Таможенном кодексе, все вырученные деньги остаются внутри страны и работают на благо российской экономики.

Говоря о содержательной стороне проблемы необходимо отметить, что специалисты не случайно отмечают, что внутри Евросоюза не используются книжки МДП, а используется процедуравнутри-европейского транзита - Т1. Процедура Т1упрощает и удешевляет таможенный транзит, в то время как странам СНГ, Балтии и Китаю вместо создания своей единой и эффективной системой организации таможенного транзита - например по маршруту Шелкового пути - вероятно пытаются навязать устаревшие, менее конкурентоспособные с точки зрения экономических издержек документарные технологии на базе книжек МДП. Можно предположить, что целью таких действий является стремление достичь преимуществ в условиях транзита перед странами с переходной экономикой, к которым, в том числе, относятся страны Содружества Независимых Государств (СНГ).

Говоря о методической основе проведенных исследований, необходимо отметить, что при оценке коэффициентов «МСАТо зависимости» стран и коэффициент корреляции «МСАТо зависимости» стран-пользователей книжек МДП и уровня экономической свободы этих стран, мы исходим из того, что исходные данные, используемые в исследованиях удовлетворяют центральной предельной теореме, утверждающей, что сумма достаточно большого количества слабо зависимых случайных величин, где ни одно из слагаемых не является доминирующим, имеет распределение близкое к нормальному. Иначе говоря, всегда, когда случайная величина образуется в результате сложения большого числа независимых случайных величин, дисперсии которых малы по сравнению с дисперсией суммы, закон распределения этой случайной величины оказывается практически нормальным законом. А поскольку рассматриваемые случайные величины порождаются большим числом причин и ни одна из них не имеет дисперсии, сравнимой с дисперсией самой случайной величины, то рассматриваемые в данных исследованиях случайные величины подчинены нормальному закону распределения.

Действительно, рассматриваемые страны имеют разные объемы ВЭД, нет строгого тождества между объемами экспорта и импорта, не одинаковы у разных стран доли автомобильных перевозок в объемах международного грузооборота. То же можно сказать об ангажированности оценок уровня экономической свободы разных стран в субъективных экспертных оценках, и т.д.

130 ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБТА | №3 2016 |

Однако в большом массиве данных, взятых по 47 странам за 21 год, случайные величины достигают нормального распределенияза счет компенсационных механизмов объема данных.

Таким образом, проведенные исследованияпоказали, что чем выше уровень экономического развития стран, тем меньше степень их зависимости от действия монополий в той или иной сфере. В данном исследования, в частности показано, что выше уровень экономической свободы страны, тем меньше степень зависимости ее ВЭД от услуг Международного союза автомобильного транспорта (1Яи), предоставляющего для таможенного транзитакнижки МДП.

Высокоразвитые страны сами заботятся о создании наиболее благоприятных условий хозяйствования, в том числе в вопросах таможенного транзита, пекутся о своей страховой, информационной, финансовой, и в конечном итоге государственной безопасности. Ни одна из этих стран не доверяет обеспечение и сопровождение своей ВЭД зарубежным организациям, деятельность которых неподконтрольна и не регулируема. По этому пути следует идти и России.

Литература:

1. Тебекин А.В., Пуресев Д.Н. Анализ вариантов стратегического развития национальной экономики в условиях западных санкций. Транспортное дело России. 2014. № 6. С. 12-17.

2. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. Учебник / Мо-

сква, 2016. Сер. 68 Профессиональное образование (2-е изд., пер. и доп.).

3. Тебекин А.В., Серяков Г.Н. Влияние динамики циклов экономической активности на перспективы развития национальной экономики. Проблемы современной экономики. 2015, № 1 (53), С. 34-38.

4. Тебекин А.В., Конотопов М.В. Апрельские тезисы (О мировом экономическом кризисе) // Инновации и инвестиции. - 2009. - №2, С.2-8.

5. Тебекин А.В. Теория менеджмента: учебник. - М.: Кнорус, 2016. - 696с.

6. Тебекин А.В. Логистика. - М.: Дашков и К, 2104. - 352с.

7. IRU 'hid' $554 million of members' funds through T1R carnet scheme, claimswhistleblower. By Gavin van Marie 08/04/2016. hltp:. thcloadstar.co.ukiru-hid-554-inillion-mcmbers-l'unds-lir-carnet-schcme-claims-whistlcblower/

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Международный_союз_автомо-бильного_транспорта/

9. http://www.unece.org/tir/system/tir-system-countries.htm

10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Carnet_TIR

11. Gross domestic product based on purchasing-power-parity (PPP) valuation of country GDP.

12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_ВВП_(номи-нал)_на_душу_населения.

УДК 65

СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КАЧЕСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК СИСТЕМНОГО ЭЛЕМЕНТА ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Талалаева Т.В., аспирант, АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина»

Со сменой поколений снизился уровень компетентности и заинтересованности работников в области организации социально-трудовых отношений, что неумолимо приводит к снижению эффективности механизмов регулирования этих отношений. В этой связи в статье рассмотрены вопросы важности модернизации информационного обеспечения механизма регулирования социально-трудовых отношений.

Ключевые слова: социально-трудовые отношения; информационные технологии; интернет; коммуникации; сети.

THE NATURE AND ROLE OF THE QUALITY OF INFORMATION SUPPORT AS AN

ELEMENT OF THE SYSTEM FOR THE REGULATION OF SOCIAL AND LABOR

RELATIONS

Talalaeva T., the post-graduate student, AMHPE «Leningrad State University named after A.S. Pushkin»

With the change of generations has decreased the level of competence and commitment of employees in the organization of social and labor relations that inexorably leads to a decrease in the effectiveness of the mechanisms of regulation of these relations. In this regard, the article considers the importance of modernization of the information support mechanism of regulation of socio-labour relations.

Keywords: socio-labor relations; information technology; Internet; communications; network.

Социально-трудовые отношения традиционно привлекают к себе внимание исследователей. Особую ценность имеют исследования прикладного характера, предметом которых являются реальные системы и нормы социально-трудовых отношений, которые способны служить примером и образцом организации таких отношений, в том числе в сложные и кризисные времена[3 с.55-63].

Актуальность выбранной темы данной статьи заключается в особой важности качества организации социального взаимодействия сторон социально-трудовых отношений в условиях кризиса и перестройки глобальной экономики, связанной со сменой традиционных технологических укладов и способов коммуникаций.

В нашей стране для регулирования социально-трудовых отношений на законодательном уровне за основу принята концепция социального партнерства, но практика показывала на определенные проблемы в данной области[1 с.202-204]. Не в последнюю очередь, по нашему мнению, эти проблемы могут быть обусловлены сменой поколений работников, мировоззрение и привычные способы коммуникаций которых являются принципиально разными. И если мировоззрение новых работников достаточно легко может быть синхронизировано с традиционным мировоззрением наемных работников в легитимной системе социального партнерства в сфере труда, то сам процесс такой синхронизации может быть затруднен несовпадением типов привычных коммуникаций, используемых новыми

работниками (сетевые электронные системы, видеоряды и поток личностноориентированных сообщений) и традиционной системой социально-трудовых отношений (печатные издания, договорная документация в бумажном виде, личное общение при коллективной адресации сообщений). Поскольку данное несовпадение может приводить к снижению качества функционирования механизмов регулирования социально-трудовых отношений, то для исследователей становится очевидной важность модернизации информационного обеспечения механизма регулирования социально-трудовых отношений, приведение его в соответствие с современными теориями коммуникаций и техническими возможностями коммуникационных комплексов. Особое значение такая модернизация может иметь для высокотехнологичных отраслей, безопасность деятельности в которых, является залогом безопасности и социума в целом.

Вопросы качества и оптимальной организации информационного обеспечения в механизмах регулирования социально-трудовых отношений исследователями в области экономики труда ранее не рассматривались, поскольку данная постановка вопроса является междисциплинарной, требуя применить для решения задач регулирования социально-трудовых отношений не только основы теории управления, в частности - системно-организационный подход, но и современные достижения теории коммуникаций и связей с общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.