Научная статья на тему 'Проблемы развития внешнеэкономической деятельности, определяемые условиями осуществления трансграничных автомобильных перевозок'

Проблемы развития внешнеэкономической деятельности, определяемые условиями осуществления трансграничных автомобильных перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / МСАТ / PROBLEMS OF DEVELOPMENT / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / CROSS-BORDER ROAD TRANSPORT / IRU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тебекин А. В.

Представлена оценка степени зависимости трансграничных автомобильных перевозок различных стран от использования документов МСАТ. Показана зависимость уровня использования документов МСАТ различными странами от уровня экономической свободы этих стран. Отражена методология исследования. Представлены предложения по развитию трансграничных автомобильных перевозок в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тебекин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES DUE TO THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF CROSS-BORDER ROAD TRANSPORT

The paper presents the assessment of the degree of dependence of the cross-border road transport in different countries from the use of the documents by the IRU. The dependence of the level of use of the documents by the IRU in different countries the level of economic freedom in these countries. Reflects the research methodology. Submitted proposals for the development of cross-border road transport in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития внешнеэкономической деятельности, определяемые условиями осуществления трансграничных автомобильных перевозок»

Литература:

1. Андрей Панфилов, руководитель отдела налоговой практики Юридической фирмы Sameta. Правовые проблемы налогообложения личного имущества в Российской Федерации/ http://www.nalog-forum.ru/attachfiles/6.pdf

2. Красницкий Борис Романович РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Специальность 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва - 2015/ http://www.rusacad.ru/docs/disertsovet/zashiti/ KrasnitskiyBR/disser_KrasnitskiyBR.pdf

3. Мониторинг местных бюджетов за 2014 г. - Москва: [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.minfin. ru/common/upload/library/2015/07/main/Rezultaty_provedeniya_ monitoringa_mestnykh_budzh etov_2014.pdf

4. Налог на имущество физических лиц: старый налог по новому/ Министерство финансов Сахалинской области/http://www.nogliki-adm.ru/assets/files/announces/20-01-16/prnalog.pdf

5. Пылаева Алена Владимировна Методология налогообложения и кадастровой оценки недвижимости Специальность: 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук Нижний Новгород , 2016 г/https://guu.ru/files/dissertations/2016/01/pylaeva_a_v/ autoreferat.pdf

6. Сарбашев С.З. вице-президент РОО Генеральный директор ЗАО «Эксперт-Оценка»/http://www.myshared.ru/slide/94417/

7. УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ/http://adm-gruzino.ru/files/any/ news_nalog/ Nal_im_fl.pdf

8. http://mybiblioteka.su/3-10069.html

УДК 338

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ УСЛОВИЯМИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ

АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Тебекин А.В., д.т.н., д.э.н., профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России

Представлена оценка степени зависимости трансграничных автомобильных перевозок различных стран от использования документов МСАТ. Показана зависимость уровня использования документов МСАТразличными странами от уровня экономической свободы этих стран. Отражена методология исследования. Представлены предложения по развитию трансграничных автомобильных перевозок в Российской Федерации.

Ключевые слова: проблемы развития, внешнеэкономическая деятельность, трансграничные автомобильные перевозки, МСАТ.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES DUE TO THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF CROSS-BORDER ROAD

TRANSPORT

Tebekin A., Doctor of technical Sciences, Doctor of economic Sciences, Professor, honored worker of science and technology of the Russian Federation, Professor of chair of management, Moscow state Institute of international relations (University) MFA Russia

The paper presents the assessment of the degree of dependence of the cross-border road transport in different countries from the use of the documents by the IRU. The dependence of the level of use of the documents by the IRU in different countries the level of economic freedom in these countries. Reflects the research methodology. Submitted proposals for the development of cross-border road transport in the Russian Federation.

Keywords: problems of development, foreign economic activity, cross-border road transport, the IRU.

В условиях продолжающихся западных санкций для Российской Федерации большое значение играет как решение проблем импортозамещения, так и наращивание экспортного потенциала [1, с. 12-17], определяющего объемы внешнеэкономической деятельности (ВЭД) страны.

Современные проблемы развития национальной экономики определяются не только суперпозицией фаз больших (БЦЭА), средних (СЦЭА) и малых (МЦЭА) циклов экономической активности, присущих России (табл.1) [2, с.27].

Во многом проблемы отечественной экономики связаны и с мировыми тенденциями, обусловленными надвигающимся глобальным экономическим кризисом, пик которого, предопределяемый сменой технологических укладов [3, с.34-38],ожидается на рубеже 2020-х годов [4, с.2-8].

Известно, что в период кризиса любая организация стремится к минимизации издержек [5, с.335-361].

Поэтому все издержки непроизводительного характера, к коим относятся любые логистические издержки, связанные с физическим перемещением товаров [6, с.11].

В этой связи представляет интерес знакомство с данными, изложенными в письме Марека Ретельски Генеральной Ассамблее Международного союза автомобильного транспорта - (МСАТ, англ. ThelnternationalRoadTransportUnion - IRU) и своим коллегам - членам МСАТ об общем количестве таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных гарантирующих организаций Международных дорожных перевозок (МДП, фр. TransportsInterna-tionalRoutiers - TIR) с 1995 по 2015 год и суммах комиссий, которые могут быть возвращены членам МСАТ (табл.2) [7].

Напомним, что МСАТ -это Международный союз автомобильного транспорта - (англ. TheInternationalRoadTransportUnion - IRU). Эта международная организация, объединяющая интересы национальных автотранспортных союзов (ассоциаций и организаций) была основана в Женеве в 1948 году и на сегодняшний день насчитывает порядка 180 членов - национальных союзов и ассоциаций в сфере международных/внутренних грузовых и пассажирских перевозок различными видами автотранспортных средств (грузовиков, автобусов, такси и др.)[8].

Многие члены МСАТ, список которых представлен на сайте ЕЭК ООН [9] и на рис.1 [10], в том числе его российский член - Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), функционируют в рамках системы гарантий международных автомобильных перевозок товаров с использованием книжки МДП (Carnet TIR). Система таможенного транзита МДП осуществляет свою деятельность в рамках Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.).

Рис. 1. География стран, использующих книжки МДП.

Необходимо отметить, что книжка МДП как документ таможенного транзита, дающий право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней кузовах автомобилей или контейнерах с упрощением таможенных процедур, покрывает автомобильные и мультимодальные перевозки грузов (осуществляемые в автофургонах, трейлерах, полутрейлерах и контейнерах) между государствами, признавшими «Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением

Таблица 1. Результаты анализа совместного влияния больших (БЦЭА), средних (СЦЭА) и малых (МЦЭА) циклов экономической активности на российскую экономику.

Годы Динамика по БЦЭА Н. Конратьева Динамика по СЦЭА С. Кузнеца Динамика по МЦЭА К.Жугляра

1991 Подъем Спад Подъем

1992 Подъем Кризис Подъем

1993 Подъем Подъем Пик

1994 Подъем Подъем Спад

1995 Пик Подъем Спад

1996 Спад Подъем Спад

1997 Спад Подъем Спад

1998 Спад Подъем Кризис

1999 Спад Подъем Подъем

2000 Спад Подъем Подъем

2001 Спад Подъем Подъем

2002 Спад Пик Подъем

2003 Спад Спад Подъем

2004 Спад Спад Пик

2005 Спад Спад Спад

2006 Спад Спад Спад

2007 Спад Спад Спад

2008 Спад Спад Спад

2009 Спад Спад Кризис

2010 Спад Спад Подъем

2011 Спад Спад Подъем

2012 Спад Кризис Подъем

2013 Спад Подъем Подъем

2014 Спад Подъем Подъем

2015 Спад Подъем Пик

2016 Спад Подъем Спад

2017 Спад Подъем Спад

2018 Спад Подъем Спад

2019 Спад Подъем Спад

2020 Кризис Подъем Кризис

Таблица 2. Оценки общего количества таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных гарантирующих организаций МДП на основе статистики выпуска таможенных документов с 1995 по 2015 год

Страна Ассоциация Общее количество таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных гарантирующих организаций МДП (1995-2015) Сумма комиссий, которые могут быть возвращены членам МСАТ (в швейцарских франках)

Азербайджан ABADA 99 800 158 100 CHF

Таджикистан ABBAT 17 300 27 900 CHF

Болгария AEBTRI 4 105 200 6 528 600 CHF

Франция AFTRI (SCT/ACF) 219 600 353 400 CHF

Армения AIRCA 11 550 18 600 CHF

Узбекистан AIRCUZ 99 550 158 100 CHF

Босния AIRH 7 200 9 300 CHF

Кыргызстан AIRTO 181 650 288 300 CHF

Австрия AISO 340 800 539 400 CHF

Германия AIST 208 700 334 800 CHF

Молдова AITA 971 700 1 543 800 CHF

Македония AMERIT 580 650 920 700 CHF

Албания ANALTIR 13 500 18 600 CHF

Португалия ANTRAM 6 100 9 300 CHF

Румыния ARTRI 2 741 400 4 361 700 CHF

Россия ASMAP 7 589 750 12 071 400 CHF

Украина ASMAP UA 4 824 900 7 672 500 CHF

Швейцария ASTAG 40 900 65 100 CHF

Испания ASTIC 49 200 74 400 CHF

Беларусь BAMAP 3 742 250 5 952 000 CHF

Германия BGL 562 300 892 800 CHF

Чешская Республика CESMAD BOHEMIA 723 000 1 153 200 CHF

Словакия CESMAD SLOVAKIA 836 400 1 329 900 CHF

Дания DTL 126 450 204 600 CHF

Эстония БЯЛА 1 062 500 1 692 600 СОТ

Нидерланды БУО-81БУ 11 150 18 600 СОТ

Бельгия FEBETRA 31 050 46 500 СОТ

Великобритания FTA 71 550 111 600 СОТ

Грузия етксл 72 650 111 600 СОТ

Иран 1СС1МА 987 000 1 571 700 СОТ

Словения ютЕктклдарокт 370 650 585 900 СОТ

Казахстан КА7АТО 369 250 585 900 СОТ

Нидерланды К№У 10 500 18 600 СОТ

Латвия LATVIJAS АиТО 1 968 600 3 134 100 СОТ

Литва LI ^УА 3 794 400 6 035 700 СОТ

Венгрия М^Е 1 983 850 3 152 700 СОТ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Норвегия NLF 8 700 9 300 СОТ

Греция OFAE 430 500 688 200 СОТ

Иордания КАСТ 10 600 18 600 СОТ

Великобритания КНА 85 550 139 500 СОТ

Швеция SA 81 650 130 200 СОТ

Сербия SCC-ATT 307 300 325 500 СОТ

Финляндия SKAL 382 700 604 500 СОТ

Сирия SNC 1СС 26 800 46 500 СОТ

Кипр TDA 11 650 18 600 СОТ

Туркменистан ШАБА 51 300 83 700 СОТ

Нидерланды 592 200 939 300 СОТ

Турция ТОВВ 10 046 100 15 968 100 СОТ

Хорватия TRANSPORTKOMERC 156 200 251 100 СОТ

Италия иГССТАА 469 150 744 000 СОТ

Румыния ишта 1 542 300 2 455 200 СОТ

Польша 7МРБ 5 550 850 8 825 700 СОТ

ВСЕГО 58 494 500 93 000 000 СОТ

книжки международной дорожной перевозки (МДП)» 1957г. и 1975г. При этом все автомобильные транспортные средства должны иметь соответствующие разрешения компетентных органов на их использование, которые выдаются национальным гарантийным объединением (ассоциацией), авторизованной в свою очередь компетентными органами страны [10].

Не вдаваясь в подробности взаимоотношений профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, у которых усилились опасения в отношении прозрачности деятельности МСАТ [7], анализируя табл.2, обратим внимание на диспропорции между общим количеством таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных гарантирующих организаций МДП и соответствующими суммами комиссий, которые могут быть возвращены членам МСАТ, с одной стороны, и размерами экономик разных стран, с другой стороны.

В частности, обращает на себя внимание лидерство по абсолютному лидерству Турции (17-я экономика мира по ВВП по паритету покупательной способности на 2015 год) по общему количеством таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальной гарантирующей организации МДП - ТОВВ- 10 046 100 (ед.). В то время как для Германии (5-я экономика мира на 2015 год) было выпущено МСАТ всего 771000 таможенных документов. То есть в 13 раз меньше, при том, что ВВП Германии в 2,24 раза больше ВВП Турции.

Тоже самое можно сказать и о многих других лидерах по общему количеству таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных гарантирующих организаций МДП:

- Польша - 24-я экономика мира,

- Румыния - 45-я экономика мира,

- Украина - 49-я экономика мира,

- Венгрия - 59-я экономика мира,

- Белоруссия - 69-я экономика мира,

- Болгария - 76-я экономика мира,

- Литва - 88-я экономика мира,

- Латвия - 107-я экономика мира,

- Эстония - 111-я экономика мира.

Исключение составляет Россия - 6-я экономика мира по ВВП по паритету покупательной способности на 2015 год [11].

Таким образом, общее количество таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных ассоциаций, по странам-пользователям книжек МДП далеко не равномерно. В абсолютном

выражении лидерами по общему количеству таможенных документов, выпущенных МСАТ, являются Турция и Россия, следом идут Польша, Болгария, Литва и Беларусь. То есть, это не самые богатые страны в географии хождения книжек МДП. Эти же страны стали «лидерами» по суммам комиссий от страховых премий, возможно сокрытых МСАТ и подлежащих возврату перевозчикам. Это может свидетельствовать о том, что степень распределения комиссионных МСАТ по странам-пользователям книжек МДП напрямую зависит от количества использованных книжек МДП. И Россия здесь является одним из трёх лидеров.

В процессе исследований был поставлен вопрос - как соотносится количество используемых странами-членами Конвенции МДП таможенных документов, выданных МСАТ, с масштабами внешнеторговой деятельности этих стран?

В основу расчетов было положено отношение общего количества таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных ассоциаций (табл.2), к объемам ВЭД этих стран в части импорта за этот же период (с 1995 по 2015 год).

Результаты оценок отношения общего количества таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных ассоциаций к объемам ВЭД этих стран в части импорта в период с 1995 по 2015 год, именуемые коэффициентом «МСАТ о зависимости» стран, и выраженные в условных пунктах, представлены в табл.3.

Как видно из табл. 3, лидером по «МСАТо зависимости» является Молдова (140 место в рейтинге стран по размеру ВВП на душу населения по данным МВФ), а среди «аутсайдеров» - Норвегия (4 место в рейтинге стран по размеру ВВП на душу населения по данным МВФ)[12].

Россия (66 место в рейтинге стран по размеру ВВП на душу населения по данным МВФ)в этом условном рейтинге находится ближе к началу списка - на 12 месте (между Киргизией и Польшей) среди 47 рассмотренных стран в рамках исследования.

Таким образом, проведенный анализ данных за 1995-2015 годы показал, что количество используемых странами, участвующими в Конвенции МДП таможенных документов, выпущенных МСАТ для национальных ассоциаций, находится в обратно пропорциональной зависимости от объема внешнеэкономической деятельности стран - членов Конвенции МДП. Это свидетельствует об отказе экономически развитых стран от книжек МДП - услуги, предоставляемой МСАТ.

Закономерно возникает вопрос - а нужно ли России «тянуться»

Таблица 3. Уровень «МСАТ о зависимости» стран в условных

пунктах

№ Страна Коэффициент «МСАТ о зависимости» (в условных пунктах)

1 Молдова 2,857390204

2 Латвия 1,729996181

3 Литва 1,719314132

4 Болгария 1,703826698

5 Беларусь 1,331883622

6 Македония 1,242071938

7 Украина 0,960944742

8 Румыния 0,784767184

9 Эстония 0,768466718

10 Турция 0,62976937

11 Кыргызстан 0,541949184

12 Россия 0,417759559

13 Польша 0,375026304

14 Венгрия 0,252602427

15 Иран 0,250061643

16 Сербия 0,165619748

17 Азербайджан 0,158885139

18 Словения 0,157097925

19 Узбекистан 0,141714139

20 Словакия 0,156210615

21 Грузия 0,15385075

22 Казахстан 0,142000981

23 Туркменистан 0,118461232

24 Хорватия 0,078751578

25 Греция 0,073033795

26 Таджикистан 0,070689172

27 Чешская Республика 0,068397569

28 Финляндия 0,059503811

29 Армения 0,040830255

30 Албания 0,036354919

31 Сирия 0,026596231

32 Австрия 0,024230307

33 Кипр 0,017058684

34 Дания 0,015629031

35 Нидерланды 0,014889732

36 Италия 0,011086328

37 Германия 0,008174743

38 Босния 0,008050806

39 Иордания 0,007620272

40 Швеция 0,006290557

41 Франция 0,004030354

42 Великобритания 0,002691681

43 Швейцария 0,002284928

44 Испания 0,001640544

45 Норвегия 0,001270488

46 Португалия 0,000886715

47 Бельгия 0,000864406

за Молдавией, и почему экономически развитые страны лишь в очень незначительных объемах пользуются услугами данной структуры?

Так, например, у Швейцарии, где и зарегистрирован МСАТ, и которой нет выхода к морю, коэффициент «МСАТо зависимости» в 140 раза меньше, чем у России, имеющей выходы к множеству морей.

В дополнение к уже представленным результатам был рассчитан коэффициент корреляции «МСАТо зависимости» стран-пользователей книжек МДП и уровня (индекса) экономической свободы этих стран.

Напомним, что индекс экономической свободы рассчитывается для Всемирного экономического форума по среднему арифметическому десяти контрольных показателей:

1) Права собственности.

2) Свобода от коррупции.

3) Фискальная свобода.

4) Участие правительства.

5) Свобода предпринимательства.

6) Свобода труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) Монетарная свобода.

8) Свобода торговли.

9) Свобода инвестиций.

10) Финансовая свобода.

Обратим внимание, что индекс экономической свободы охватывает как свободу торговли, так и свободу от коррупции, и свободу предпринимательства.

Расчеты показали, что коэффициент корреляции «МСАТо зависимости» стран-пользователей книжек МДП и уровня (индекса) экономической свободы этих стран - минус 0,67.

То есть связь отрицательная (чем ниже уровень экономической свободы, тем выше «МСАТо зависимость» страны), и приближающаяся к сильной. Сильной считается связь при которой коэффициент корреляции находится в диапазоне от 70% до 90%.

В результате сравнения показателей возникает вопрос - нужна ли России столь высокая «МСАТо зависимость»? Особенно учитывая, что деньги за услуги МСАТ собираются с российских участников ВЭД и в значительной ее части «утекают» за рубеж, формируя доход нерезидентам, в то время как при системе гарантий таможенного транзита, предусмотренной в Таможенном кодексе, все вырученные деньги остаются внутри страны и работают на благо российской экономики.

Говоря о содержательной стороне проблемы необходимо отметить, что специалисты не случайно отмечают, что внутри Евросоюза не используются книжки МДП, а используется процедура внутриевропейского транзита - Т1. Процедура Т1упрощает и удешевляет таможенный транзит, в то время как странам СНГ, Балтии и Китаю вместо создания своей единой и эффективной системой организации таможенного транзита -например по маршруту Шелкового пути - вероятно пытаются навязать устаревшие, менее конкурентоспособные с точки зрения экономических издержек документарные технологии на базе книжек МДП. Можно предположить, что целью таких действий является стремление достичь преимуществ в условиях транзита перед странами с переходной экономикой, к которым, в том числе, относятся страны Содружества Независимых Государств (СНГ).

Говоря о методической основе проведенных исследований, необходимо отметить, что при оценке коэффициентов «МСАТо зависимости» стран и коэффициент корреляции «МСАТо зависимости» стран-пользователей книжек МДП и уровня экономической свободы этих стран, мы исходим из того, что исходные данные, используемые в исследованиях удовлетворяют центральной предельной теореме, утверждающей, что сумма достаточно большого количества слабо зависимых случайных величин, где ни одно из слагаемых не является доминирующим, имеет распределение близкое к нормальному. Иначе говоря, всегда, когда случайная величина образуется в результате сложения большого числа независимых случайных величин, дисперсии которых малы по сравнению с дисперсией суммы, закон распределения этой случайной величины оказывается практически нормальным законом. А поскольку рассматриваемые случайные величины порождаются большим числом причин и ни одна из них не имеет дисперсии, сравнимой с дисперсией самой случайной величины, то рассматриваемые в данных исследованиях случайные величины подчинены нормальному закону распределения.

Действительно, рассматриваемые страны имеют разные объемы ВЭД, нет строгого тождества между объемами экспорта и импорта, не одинаковы у разных стран доли автомобильных перевозок в объемах международного грузооборота. То же можно сказать об ангажированности оценок уровня экономической свободы разных стран в субъективных экспертных оценках, и т.д.

Однако в большом массиве данных, взятых по 47 странам за 21 год, случайные величины достигают нормального распределения за счет компенсационных механизмов объема данных.

Таким образом, проведенные исследования показали, что чем выше уровень экономического развития стран, тем меньше степень их зависимости от действия монополий в той или иной сфере. В данном исследования, в частности показано, что выше уровень экономической свободы страны, тем меньше степень зависимости

ее ВЭД от услуг Международного союза автомобильного транспорта (ЖИ), предоставляющего для таможенного транзита книжки МДП.

Высокоразвитые страны сами заботятся о создании наиболее благоприятных условий хозяйствования, в том числе в вопросах таможенного транзита, пекутся о своей страховой, информационной, финансовой, и в конечном итоге государственной безопасности. Ни одна из этих стран не доверяет обеспечение и сопровождение своей ВЭД зарубежным организациям, деятельность которых неподконтрольна и не регулируема. По этому пути следует идти и России.

Литература:

1. Тебекин А.В., Пуресев Д.Н. Анализ вариантов стратегического развития национальной экономики в условиях западных санкций. Транспортное дело России. 2014. № 6. С. 12-17.

2. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. Учебник / Москва, 2016. Сер. 68 Профессиональное образование (2-е изд., пер. и доп.).

3. Тебекин А.В., Серяков Г.Н. Влияние динамики циклов экономической активности на перспективы развития национальной

экономики. Проблемы современной экономики. 2015, № 1 (53), С. 34-38.

4. Тебекин А.В., Конотопов М.В. Апрельские тезисы (О мировом экономическом кризисе) // Инновации и инвестиции. -

2009. - №2, С.2-8.

5. Тебекин А.В. Теория менеджмента: учебник. - М.: Кнорус, 2016. - 696с.

6. Тебекин А.В. Логистика. - М.: Дашков и К, 2104. - 352с.

7. IRU 'hid' $554 million of members' funds through T1R carnet scheme, claimswhistleblower. By Gavin van Marie 08/04/2016. hltp:. thcloadstar.co.ukiru-hid-554-inillion-mcmbers-l'unds-lir-carnet-schcme-claims-whistlcblower/

8. https ://ru.wikipedia. org/wiki/Между народ ный_союз_ автомобильного_транспорта/

9. http://www.unece.org/tir/system/tir-system-countries.htm

10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Carnet_TIR

11. Gross domestic product based on purchasing-power-parity (PPP) valuation of country GDP.

12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_ВВП_ (номинал)_на_душу_населения.

УДК 336

ДЕОФШОРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Солтаханов А.У., к.э.н., доцент кафедры «Финансовый менеджмент», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В.

Плеханова», e-mail: [email protected] Османова А.Э., магистр кафедры «Банковское дело», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»,

e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены виды офшорных зон, отмечены преимущества и вместе с этим главная отрицательная черта ведения бизнеса при помощи данных зон. Обоснована актуальность проведения в России антиофшорной политики, кратко приведены значимые предпринятые меры на сегодняшний день по деофшоризации экономики. Также авторами выявлены внешние и внутренние причины, оказавшие влияние на проведение такой политики и предложены конкретные механизмы, направленные против офшоризации экономики страны.

Ключевые слова: экономическая безопасность, офшорные зоны, отток капитала, бюджет, изменения в законодательстве, налоговые льготы, деофшоризация экономики.

THE DEOFFSHORIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY

Soltakhanov A., Ph.D., associate professor of the Financial management chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail:

[email protected]

Osmanova A., magister, Banking chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail:[email protected]

The article describesthe types of offshore zones, marked advantages and with it the main negative feature of doing business with the help of these zones.The urgency of carrying out anti-offshorepolicyin Russiabrieflypresentedsignificant measures taken to date by deoffshorization economy. Also, by the authors identified external and internal reasons thatinfluenced the conduct of such a policy andproposedthe concrete mechanisms against offshorization economy.

Keywords: economic security, offshore zones, the outflow of the capital, budget, changes in the legislation, tax benefits, deoffshorization of the economy.

Одним из важнейших элементов национальной безопасности страны является экономическая безопасность. В России в 20142015 годах наблюдалась экономическая стагнация, обусловленная внутренними структурными проблемами в экономике, снижением мировых цен на энергетические ресурсы, усилением напряженности в международных отношениях. Сложившаяся экономическая ситуация в стране, а в особенностисокращающиеся доходы бюджета (по официальным данным дефицит бюджета составил около 1,3 % и 2,6 % ВВП в 2014 и 2015 гг. соответственно), требуют более оперативного и эффективного управления экономикой. Вывоз капитала как в целом, так и при помощи офшорных зон на сегодняшний день является одним из основных угроз для экономики страны, в связи с чем, общегосударственным приоритетом становится остановка и дальнейшее предотвращение оттока капитала из страны. Таким образом, деофшоризация экономики России в текущих условиях является одним из актуальных вопросов, в особенности, учитывая то,что с 2012 года наблюдается положительная тенденция в намерении государства по решению проблем деофшоризации, а конкретные действия со стороны государственных структур стали подкреплением поставленных целей и общим позитивным результатом.[12]

Под офшорной зоной понимают государство или ее часть, которая представляет в пределах своих границ для компаний, не являющихся резидентами, льготные условия для ведения бизнеса. Иными словами, офшор - это экономический центр, который аккумулирует

иностранный капитал с помощью предоставления особых налоговых и иных льгот компаниям иностранного происхождения, которые зарегистрированы в стране расположения офшора. Считается, что офшор является эффективным способом налогового планирования для компаний. Офшорной зоной можетбыть, как страна в целом, так и определенная ее часть, в зоне которой действует законодательство, которое устанавливает особый режим регистрации, налогообложения и функционирования организаций нерезидентов.[6, с.35]

Кроме облегченного налогового режима, который предоставляется и физическим, и юридическим иностранным лицам, возможно получение и иных льготных услуг в сфере банковского сектора, фондов, регистрации организаций, что в свою очередь способствует развитию мировой финансовой системы на макроуровне и частного бизнеса на микроуровне. Офшоры являются стимулом налоговой конкуренции, однако их непрозрачное законодательство зачастую способствовало укоренению негативного мнения о компаниях, зарегистрированных в офшорах. Деятельность таких организаций считается криминализированной и служащей только для отмывания денег, полученных незаконным способом. Безусловно, инвестиции в офшорную зону выступают привлекательным инструментом для инвесторов, которые делятся на три категории. Первая группа использует офшоры только для легализации незаконных денежных средств, вторая - ограничивает свою деятельность банковскими вкладами, а третья категория инвесторов считает, что офшор - эф-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.