УДК 338
Хованских И.С. студент магистратуры 2 курса Российский университет транспорта (МИИТ)
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО
РЫНКА РОССИИ
Аннотация.: На настоящий момент показатель логистических расходов в производственном сегменте в России - занимает лидирующие позиции в мире.
Показатели затрат на содержание и развитие транспортной и логистической сферы в России сильно отличаются от показателей других развитых стран. Если в Европе тратится около 9% ВВП, а в Китае - 14% на внешние и внутренние затраты, то в России данный показатель составляет около 20%.
Протяженность территории России во многом объясняет данную разницу в показателях, но не является единственной причиной данной проблемы. Основным фактором является - низкая эффективность логистических услуг.
Ключевые слова: рынок, логистика, логистические услуга, транспортно-логистические услуги
Khovanskikh I.S.
2nd year master Russian University of Transport (MIIT)
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT AND LOGISTICS MARKET OF RUSSIA
Annotation: At the moment, the indicator of logistics costs in the production segment in Russia - occupies a leading position in the world.
The cost indicators for the maintenance and development of the transport and logistics sector in Russia are very different from those of other developed countries. If in Europe about 9% of GDP is spent, and in China-14% on external and internal costs, then in Russia this figure is about 20%.
The length of the Russian territory largely explains this difference in indicators, but is not the only reason for this problem. The main factor is the low efficiency of logistics services.
Keywords: market, logistics, logistics services, transport and logistics services.
В настоящий момент однозначно можно сделать вывод, что неэффективность транспортно-логистической системы - важный фактор,
объясняющий медленные темпы роста российской экономики. В случае разрешения данной проблемы в результате страна получит ряд преимуществ.
Ежегодные вложения в инфраструктуру составляют в России около 45 млрд долл. Существует возможность понизить расходы на транспортно-логистические услуги до среднего уровня по миру (11% от ВВП), что позволит высвободить около 200 млрд. долларов каждый год.
Грамотное развитие транспортно-логистической системы может помочь оптимизировать затраты, решить вопрос с сокращением рабочего капитала логистических предприятий.
Долгое время вопрос эффективности логистики не был в приоритете у российских компаний. В комфортных экономических условиях, транпспортно-логистические компании концентрировались только лишь на развитие собственного бизнеса и роста объемов.
В первую очередь, их логистические отделы решали задачи по доставки грузов, обеспечения исполнения договоров в назначенный срок. К сожалению, во время исполнения своих обязательств по договорам, оптимизация логистических затрат отходила на второй план.
На сегодняшний день Российская экономика, по мнениям многих экспертов, находится в состоянии стагнации и оптимизация затрат стала приоритетной задачей транспортно-логистические компаний в России. Помимо очевидных преимуществ, эффективность системы логистики, надежная и быстрая доставка товара для транспортно-логистических компаний также является основным методом конкурентной борьбы, важным условием развития бизнеса.
Спрос на логистические услуги с каждым годом возрастает, но не все российские компании придают логистики должного значения. Лишь некоторые компании видят в эффективных и качественных логистических услугах огромный потенциал. Логистика - при грамотном планировании и использовании может стать важным стратегическим инструментом менеджмента и создания новой ценности для клиентов.
Пока в большинстве российских компаний планирование логистики слабо связано с производственным планированием, планированием продаж и планированием запасов. Логистика для многих менеджеров - это простая транспортировка, связанная несколькими договорами.
Рынок транспортно-логистические услуг - это, по сути, та часть транспортно-логистических видов деятельности, которую выполняют специализированные компании. Еще по состоянию на 2012 год объем рынка транспортно-логистических услуг в России оценивался примерно в 80 млрд долларов (без учета трубопроводного транспорта).
Относительный вес рынка остаётся слишком маленьким: доля аутсорсинга относительно других компаний в сфере транспортных услуг составляет лишь 5%. Абсолютное большинство предприятий, как и прежде, производят логистику и перевозки при помощи собственных отделов, не желая доверять обслуживание сторонним компаниям.
Сам рынок состоит преимущественно из этих сторонних компаний, а также дочерними компаниями крупных грузоотправок, которые в большинстве случаев занимаются организацией внешней логистики своих учредителей. Последних нельзя в полной мере назвать влияющими на рынок, однако именно они составляют большую часть рынка, наиболее проявляясь в области сырьевых грузов.
Для характеризации российского рынка транспортно-логистических услуг можно выделить что доля аутсорсинга транспортно-логистических услуг в России в 23% тогда, когда в мире среднее значение доходит до 42 -55%. Рынок явно мал и находится в начальном этапе развития, а значит имеет огромный потенциал роста при определенных условиях.
Реализация такого потенциала сдерживается существованием следующих основных проблем, препятствующих росту рынка транспортно-логистических услуг:
• Малый масштаб бизнеса транспортно-логистических компаний;
• Нехватка обученных специалистов с нужными компетенциями;
• Низкое количество терминалов и складов, и в целом качественной и эффективной инфраструктуры;
• Отсутствие необходимого уровня инвестирования в сферу логистики;
• Тарифные и таможенные барьеры.
Использованные источники:
1.Терешина Н.П., Резер А.В. Конкурентоспособность интегрированных транспортно-логистических систем. - М.: ВИНИТИ РАН, 2015. - 268 с.
2. Гаджинский А.М. Логистика. - М.: Дашков и Ко - 2016 - 419 с.
3.Фёдоров Л.С. Общий курс транспортной логистики: учебное пособие / Л.С. Фёдоров, В.А. Персианов, И.Б. Мухаметдинов; под. Общ. Ред.Л.С. Фёдорова. - М.: КНОРУС, 2014 - 312 с.