Научная статья на тему 'Проблемы развития сферы услуг на современном этапе хозяйствования'

Проблемы развития сферы услуг на современном этапе хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3131
454
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития сферы услуг на современном этапе хозяйствования»

УДК 631.117

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

М.А. Алиев, д.э.н., профессор ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

З.Ш. Алиева, соискатель ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» И.Л.Лукманова, соискатель ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

С появлением большого количества организационно-правовых форм предприятий, независимых владельцев собственности и предпринимателей в разных отраслях хозяйствования происходит разделение функций владения и распоряжения ресурсами между муниципальными исполнительными органами власти и системой представительной власти региона [2]. В то же время в процессе перестройки произошли значительные изменения между отраслями экономики и в ее структуре, которые базируются на структуре ресурсного потенциала региона. Позитивные результаты социально-экономических преобразований могут быть обеспечены, как показывает опыт развитых стран, развитием сферы услуг в различных отраслях производственного и непроизводственного назначения, проблемы функционирования и развития которых связаны с несоответствием между их функциями и проблемами повышения доходности в этих отраслях.

При всеобщем характере инвестиционного кризиса в России в ряде отраслей сферы услуг он проявляется в менее острых формах, чем в материальном производстве. Основные причины падения инвестиций в сфере услуг те же, что и в материальном производстве: информация, ограниченность финансовых ресурсов при резком удорожании инвестиционной продукции, острый дефицит государственного финансирования. Производство услуг имеет свои особенности, к которым относятся сравнительно низкая капиталоемкость, незначительная средняя степень инвестиционного риска даже в условиях инфляции. В мировой экономике наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая составляет более 70% от общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров. В наиболее развитых странах мира доля занятых в сфере услуг также более 70% от общей численности занятых в экономике, в то время как в России рыночные и нерыночные услуги в среднем составили не более 30% (к итогу ВВП).

В сфере услуг более быстро стало развиваться предпринимательство, новые формы хозяйственных отношений. По динамике приватизации и разгосударствления большинство услуг значительно опережает промышленность и другие отрасли материальной сферы [5]. В таких условиях более полно проявилась инициатива экономических субъектов в поисках решения инвестиционных проблем. За счет более быстрого накопления капитала сравнительно легче в сфере услуг решается и проблема финансирования капиталовложений. В последние годы в стране наблюдается повышение доли сферы услуг в общем объеме капиталовложений, что, в основном, можно объяснить разными темпами падения инвестиций в двух секторах экономики, что отражает и бурное развитие широкого спектра отраслей услуг, которые раньше практически отсутствовали. Особенно динамично развиваются структурно разветвленные группы финансово-кредитных и деловых услуг, мелкорозничная торговля, индивидуальное жилищное строительство, транспортные услуги, подотрасли общественного питания, многие виды услуг населению и организациям.

В отраслевом разрезе роль сферы услуг в формировании экономики начинает соответствовать материальной сфере. В группу лидеров входят такие виды услуг, которые связаны с деятельностью инвестиционных фондов и компаний, фирмами, занятыми операциями с недвижимостью, маркетингом, менеджментом, гостиничным бизнесом, пассажирскими перевозками ремонтом и реконструкцией помещений, инновационных компаний и т.д. В то же время необходимо отметить, что, несмотря на общехозяйственное значение этих изменений, масштабы этого «сектора роста» в экономике России статистически недооцениваются. Поэтому необходима четкая политика развития сферы услуг в России, которую надо рассматривать с позиции наблюдаемых общих структурных изменений, являющихся факторами обеспечения экономического роста экономики страны в целом. В связи с произошедшими изменениями пропорций распределения труда между производственной и не-

производственной сферами созданы общие условия, способствующие увеличению занятости населения в сфере услуг, чему способствует также и то, что в различных отраслях происходит изменение структуры потребностей населения в услугах культуры и искусства, образования, здравоохранения, пассажирских перевозок и др. Такое положение ведет к расширению сферы их деятельности и увеличению численности занятых в этих отраслях. В процессе развития сферы услуг необходимо особое внимание уделять ее инновационной направленности за счет применения современного оборудования, механизации и автоматизации труда, ведущих к повышению качества услуг, росту спроса на них, сокращению затрат труда. Такой подход определяется ролью и значимостью развития сферы услуг, что приводит к повышению благосостояния, уровня жизни населения, а также научно-технического уровня производства, способствует расширению спроса, развитию предпринимательства во многих отраслях. Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворять запросы потребителей, уйти от сложившегося понятия «услуги», ассоциирующегося с узким кругом бытовых услуг. Анализ развития сферы услуг в регионе РД показывает значительный рост объема платных услуг, оказанных населению через все каналы реализации в 2004 году, которые составили 11663,3 млн.руб., что в сопоставимых ценах на 45,9% больше, чем в аналогичном периоде 2004 г.

В структуре платных услуг в декабре 2005 г. [4] по сравнению с тем же периодом прошлого года выросла доля туристических услуг (на 4,4 %), бытовых услуг (на 3,6), транспортных услуг (на 1,9), услуг здравоохранения (на 1,5) и услуг правового характера (на 1.4). Вместе с тем уменьшилась доля услуг образования (на 4,7), связи (на 2,3), прочих видов платных услуг (на 2,0), коммунальных услуг (на 1,9), услуг культуры (на 0,3). Структура и динамика объема платных услуг населению по видам показаны в таблице 1.

Наибольший удельный вес в общем объеме, оказанных в декабре 2005 г. услуг приходится на транспортные услуги (30,6%) жилищно-коммунальные услуги и услуги гостиниц и аналогичных средств размещения (24,9%), туристические услуги (12,7%) и бытовые услуги (11,0%).

Динамика объема платных услуг населению по секторам реализации показывает увеличение объема услуг, оказанных крупными и средними организациями, в 2005 г. по сравнению с 2004 г. на 42,0%, а субъектами малого предпринимательства на 78,8%, причем из них 99,2% приходится на физические лица.

Анализ динамики услуг населению по секторам реализации и видам услуг показывает, что, несмотря на незначительный рост объемов услуг, оказываемых физическими лицами, большая часть услуг оказывается населению организациями, что является положительной тенденцией. Однако остается низким объем услуг, связанных с культурой, образованием, медициной, туризмом, социальной сферой, что является негативным фактором развития сферы услуг региона в целом. Существенно сократились инвестиции в службе быта. Рост цен на услуги вследствие либерализации цен и их опережающий рост в последующие годы привели к резкому падению потребительского спроса, объемов реализации услуг и, естественно, доходов. За период январь-декабрь 2005 г. бытовых услуг реализовано населению на 1204,0 млн.руб., что в 2 раза больше в сопоставимых ценах соответствующего периода 2004 года. Основная доля бытовых услуг приходится на изделия текстильной галантереи (14,1 %), техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (14,4%), услуги предприятий по прокату (21,0%), услуги парикмахерских (13,0%), ремонт и строительство жилья и других построек (11,5%). Доля услуг по ремонту и строительству жилья выросла за год на 10,3%, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств на 9,4%, ремонту и пошиву швейных, легковых и кожаных изделий, головных уборов, изделий текстильной галантереи, пошиву трикотажных изделий - на 6,9%. Уменьшилась доля прочих видов бытовых услуг (на 27,8%), ремонту

Таблица 1.

Структура и динамика объема платных услуг населению по видам

Декабрь 2005г. Справочно

Млн. рубл. в % к декабрь 2004 г. в % к

декабрю 2004 г. итогу декабрю 2003г. итогу

Всего оказано услуг

населению 1281,1 163,2 100 122,0 100

В том числе:

- бытовые услуги 141,2 в 2,5 р. 11,0 128,5 7,4

- транспортные 192,0 166,3 30,6 110,4 28,7

- услуги связи 38,4 94,5 3,0 65,8 5,3

- жилищные услуги 18,0 156,8 1,4 97,4 1,4

- коммунальные 299,4 150,5 23,4 142,9 25,3

- услуги культуры 5,3 101,5 0,4 143,9 0,7

- туристические 162,8 в 2,6 р. 12,7 117,5 8,3

- услуг гостиниц 1,1 184,4 0,1 65,1 0,1

- услуги физкультуры и

спорта 12,2 69,3 1,0 - 2,5

- медицинские 26,6 в 4,8 р. 2,1 65,4 0,6

- санаторно-

оздоровительные 0,1 59,4 - - -

- ветеринарные 0,3 59,4 - 130,5 0,1

- услуги правового

характера 25,8 в 6,5 р. 2,0 98,3 0,6

- услуги образования 49,9 80,9 3,9 62,6 р. 8,6

- прочие виды плат-

ных услуг 108,0 131,1 8,4 110,2 10,4

и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий (на 6,6), услуг парикмахерских (на 4,7), ритуальных услуг (на 0,7). [4]

Наиболее серьезное положение складывается в социально-культурной сфере, в чем сказываются результаты остаточного принципа финансирования социально-культурных услуг, а это влечет за собой серьезные последствия социального развития населения. Низкий уровень образования и нравственности, бескультурье, социальное невежество и инфантилизм немалой части населения, разгул преступности стали одним из основных препятствий на пути реформ. Для решения вопросов развития социально-культурных отраслей сферы услуг необходим комплекс мер, направленных на перестройку механизма финансирования капитальных вложений за счет расширения внебюджетных источников, привлечение средств частных фирм других отраслей, фондов обязательного и добровольного медицинского страхования, благотворительные пожертвования, иностранные инвестиции и др. В условиях коммерциализации услуг возникает необходимость роста собственных средств предприятий сферы услуг этих отраслей. Не менее важным становится необходимость поиска путей решения инвестиционных проблем в каждой из отраслей, на каждом предприятии, используя современные инвестиционные модели и развитие новых форм экономических отношений. Главное место в нормализации инвестиционного климата в сфере услуг принадлежит развитию малого и среднего предпринимательства, которое должно занять в большинстве ее отраслей доминирующие позиции. Мировой опыт свидетельствует о том, что только на этой основе в сфере услуг формируется конкурентная среда, усиливается мотивация к инвестированию в развитие производства услуг, к более интенсивному использованию основных средств.

Анализ развития предпринимательства в сфере услуг свидетельствует о том, что пока Россия находится на начальном этапе фор-

мирования потребительского сектора, уровень развития малого и среднего предпринимательства остается низким, доля малых и средних предприятий в ВВП составляет не более 10%, в то время как в развитых странах превышает 50% [1].

Негативной тенденцией является снижение числа малых предприятий начиная с 2000г., изменились также основные показатели развития малого предпринимательства в сфере услуг в регионах. Причем, в некоторых регионах РФ после кризиса произошло снижение числа зарегистрированных малых предприятий и среднесписочной численности занятых на этих предприятиях, в других регионах уменьшились физические объемы работ и услуг, производимых предпринимательскими структурами (~60% регионов). В последние 4 года наблюдается незначительный рост инвестиционной активности малых предприятий, увеличение размеров налоговых поступлений, взимаемых с субъектов малого предпринимательства, что говорит о преодолении кризисной ситуации. Однако, сегодня еще рано говорить об интенсивном развитии сферы услуг нельзя, т.к. остается достаточно узким спектр предприятий сферы услуг различной специализации, видов деятельности, отраслевой принадлежности. Наибольшее число малых предприятий сосредоточено в торговле и общественном питании, строительстве и транспорте. В торговле и общественном питании занято 34,5% малых предприятий. По данным Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГР-ПО) на 1 января 2005 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года снизилось число учтенных хозяйствующих субъектов всех отраслей экономики, распределение которых по организационно-правовым формам на 1 января 2005 г. показано в таблице 2.

Как видно из таблицы приоритет принадлежит коммерческим организациям.

По формам собственности большинство хозяйствующих субъектов является частными (70% от общего числа) и муниципаль-

Таблица 2

Распределение хозяйствующим субъектов по организационно-правовым формам

на 1 января 2005г.

единиц в % к 2004г. в % к итогу

Всего учтено субъектов 36515 97,2 100

в том числе:

юридические лица 35353 103,3 96,8

из них:

коммерческие организации 29036 103,0 79,5

некоммерческие организации 6318 104,3 17,3

организации без прав юридическо-

го лица, индивидуальные предпри-

ниматели 1161 34,9 3,2

ными (государственными) (~22%). Наибольшее количество вновь зарегистрированных предприятий и организаций приходится на торговлю и общественное питание (18,9%), строительство (17,0%), сельское хозяйство (15,6%), образование (8,9%), здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение (4.7%), общественные объединения (3,9%), управление (2,4%). Доля официально ликвидированных предприятий и организаций торговли и общественного питания составила 39,1% от общего количества ликвидированных структур, народного образования - 6,0%, управления - 5,4%.

За 2004 год на территории РД вновь зарегистрировано 1479 предприятий и организаций, официально ликвидировано - 299. Таким образом, наблюдается рост количества предприятий и организаций во всех отраслях экономики, но лидирующее место принадлежит торговле и общественному питанию. Однако, положительным моментом является рост числа организации по операциям с недвижимым имуществом (на 8,9%), связи, услуг по оптовой торговле.

В структуре основного капитала зарегистрированных организаций и предприятий преобладает смешанная российская собственность (85,4%).

Статистика показывает рост материального благосостояния населения, который оказывает воздействие на структуру его потребностей, изменяя пропорции между сферой услуг и производственной сферой. Увеличивается численность занятых в сфере услуг культурного и образовательного характера, искусства, здравоохранения, транспорта и связи, информатики и др. В то же время наблюдается снижение экономически активного населения, ухудшение материального положения безработных, вызванное несовершенством пособий и задержкой выплат [4]. Результаты анализа показывают, что наихудшее положение в структуре сферы услуг региона наблюдается в социальном обеспечении и бытовом обслуживании, что отражает проблемы социально-экономического развития региона, его прямой зависимости от общего состояния экономики и организации системы управления и государственного регулирования финансовых потоков в пользу групп населения и предприятий отдельных отраслей сферы услуг, нуждающихся в поддержке. Общая трудоемкость бытовых услуг при качественном их исполнении достаточно велика, что формирует высокий уровень цен и снижает круг потенциальных потребителей и заказчиков. Многие отрасли не сумели адаптироваться к новым условиям хозяйствования, несмотря на необходимость и востребованность их услуг (здравоохранение, образование). Социальная значимость таких услуг постоянно возрастает, особенно бесплатных, для реализации чего необходим поиск путей реформирования экономических механизмов стимулирования этих отраслей сферы услуг, который должен базироваться не на долевом участии негосударственных средств, а на пути дифференциации схем привлечения новых средств. Сегодня, когда функционирует значительное количество коммерческих организаций в области образования, нельзя говорить об их положительном влиянии на образовательный процесс, т.к. пока чисто коммерческие

принципы организации учебного процесса сказываются отрицательно на качестве получаемого образования на региональном уровне возможность государственного регулирования образовательных и медицинских услуг фактически перерастает в функцию обобщения и отслеживания уровней удовлетворения соответствующих потребностей, т.е. защиты прав личности [3].

Таким образом, на основании результатов проведенного анализа можно сделать вывод о том, что уровень развития отдельных отраслей сферы услуг региона остается низким, во многих отраслях экономики сфера услуг практически не функционирует, мал ассортимент оказываемых населению и организациям услуг. Такое положение связано, прежде всего, с особенностями и спецификой требований к развитию производственной сферы, сферы обращения, кадровому обеспечению инновационной деятельности и образования. Уровень развития сферы услуг определенным образом отражается на формировании стоимости регионального совокупного продукта через развитие рынка соответствующих услуг и повышение цены обоснования управленческих решений. Все изменения, наблюдаемые в динамике сферы услуг, происходят практически стихийно, без учета специфики территориальных интересов, возможности адаптации к рыночным условиям, без участия государства в развитии сферы услуг, их сбалансированности по каждой отрасли отдельно. Все проблемы развития сферы услуг, по нашему мнению, непосредственно отражают проблемы системы управления, отсутствие единого организационного механизма управления развитием сферы услуг, которые могут быть решены только при активном участии государства в этом процессе. Для этого необходимо решение проблем ценообразования, разработки и внедрения форм и методов экономического взаимодействия предприятий сферы услуг и государственных структур в различных отраслях ее деятельности, базирующейся на особенностях современной продукции и услуг, удовлетворением интересов которых занимается сфера услуг. Специфика и особенности сферы услуг выдвигают приоритетные для решения вопросы интеграции систем управления и информационных структур в единый механизм, направленный на максимальное использование производственного и интеллектуального потенциала региона.

Литература:

1. Аброскин А. Сфера услуг и экономическое развитие (методологические аспекты статистического анализа)// Вопросы статистики, 1998, №10 .

2. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития - Калининград. БИЭФ, 2001.

3. Ильчиков М.З. Предпринимательство как сфера и способ деятельности. - М.: Институт международного права и экономи-ки,1997

4. Социально-экономическое положение РД, 2001?2005.

5. Сфера услуг: новая концепция развития/ В. М. Рутгайзер, Т. И. Корягина, Т. И. Арбузова и др. - М.: Экономика, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.