10 (103) - 2009
Туристско-рекреационные зоны
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕКТОРОВ АГРАРНОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В КАЛУЖСКОМ РЕГИОНЕ В КАЧЕСТВЕ ЛОКОМОТИВОВ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
в. н. круглов,
кандидат экономических наук, доцент образовательный консорциум Среднерусский университет (Институт управления, бизнеса и технологий)
В течение последних нескольких лет стратегия развития Калужского региона складывается из трех составляющих: инноваций, инвестиций и индустрии туризма. И, если первые две из них до сих пор имели неплохую динамику, то о третьей этого сказать нельзя. Между тем туризм является одним из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики, оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопряженных с ним отраслей, таких как транспорт, строительство, связь, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления. К тому же в данном плане у региона имеется неплохой потенциал.
Калужская область — один из важнейших про-мышленно-сельскохозяйственных регионов Российской Федерации. Политическая стабильность, разнообразие исторического наследия, высокие интеллектуальный и культурный потенциалы определяют благоприятные долгосрочные перспективы развития туристского комплекса области.
В бюджетном послании Губернатора области на 2009 г. и на плановый период до 2011 г. особо отмечено: «Мы просто обязаны превратить туризм в одну из самых развитых отраслей нашей экономики. В развитии туристской инфраструктуры более активно должны использоваться принципы частно-государственного партнерства. Увеличение потока туристов позволит существенно увеличить доходы бюджетов всех уровней, особенно муниципальных» [1].
Обладая богатой историей, многовековыми традициями и живописными природными ландшафтами, Калужская область имеет возможность развивать различные формы туризма: от делового, экскурсионного, паломнического до спортивного туризма с активными формами отдыха. Развитию внутреннего и въездного туризма способствует удобное географическое расположение области, в том числе и близость к Москве, в которой есть спрос и платежеспособный потребитель.
По статистическим данным, на первое полугодие 2008 г. в области осуществляют туристскую деятельность 83 туристские фирмы. Общее число занятых в туристской индустрии составило более 4,0 тыс. чел. [3, с. 31].
В 2007 г. объем оказанных калужанам и гостям области туристских услуг составил 151,9 млн руб., их доля в общем объеме платных услуг в туристской экскурсионной сфере, оказанных населению, превышает 16 % (рис. 1) [3, с. 39].
Одним из самых перспективных направлений, по всей видимости, может стать аграрный туризм, который сейчас находится в зачаточном состоянии. Ведь агротуризм, или сельский туризм, — одно из перспективных направлений развития туризма в России. Существует целый ряд факторов, которые делают особо актуальным и необходимым развитие этого вида деятельности. Есть для этого и огромный ресурсный потенциал, и природно-климатические, социально-культурные и экономические условия. Ос-
Услуги учреждений культуры (12,7%)
Услуги гостиниц
(33%)
Туристские услуги (16,8%)
Санаторно-оздоровительные услуги (37,5%)
Рис. 1. Структура платных услуг населению в туристско-экскурсионной сфере за 2007 г.
новные элементы подлинного сельского туризма:
• наличие сельской местности;
• виды деятельности, связанные с небольшими сельскими предприятиями, с землей, дикой природой и традиционным образом жизни;
• возможность участия в жизни и деятельности местного населения;
• гибкий контакт с сельским населением;
• относительно небольшой (по сельским понятиям) размер поселений, зданий, сооружений;
• традиционный, органичный окружающей среде образ жизни;
• достаточно высокий процент отчислений от доходов сельскому сообществу.
Для оценки сельского туристского продукта важны достопримечательности, жилье, деревенская пища, фестивали, развлечения.
В последнее время за счет развития инфраструктуры — строительства и реконструкции дорог, активной газификации сельской местности Калужская область стала привлекательной как для постоянного проживания, так и для сезонного отдыха. В области наблюдается положительная динамика
Объем, млн руб.
54
35
42
2004
2005
2006
Рис. 2. Динамика объемов туристско-экскурсионных услуг в 2004—2007 гг.
оказанных туристско-экскурсионных услуг. За 2004—2007 гг. их объем вырос в 4,3 раза (рис. 2) [2, с. 47].
Численность населения области в летний период увеличивается до 3 млн чел. Наблюдается устойчивый интерес со стороны инвесторов, вкладывающих средства в туристский бизнес, в том числе с целью реализации крупных туристских проектов на территориях Боровского, Жуковского и Тарусского районов, малых форм — на территориях Козельского, Малоярославец-кого, Мещовского, Юхновского, Сухиничс-кого, Износковского и ряда других районов. В этой связи агротуризм может стать частью инвестиционной деятельности региона по развитию территорий, сельскохозяйственного производства и поддержания жизни в сельской местности.
Перспективность аграрного туризма в значительной степени связана с необходимостью многофункционального развития сельской местности. Многофункциональность предопределяет необходимость развития в сельской местности разных видов хозяйственной деятельности, а не только сельскохозяйственного производства. Особую роль многофункциональное развитие призвано сыграть в решении проблемы рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, сохранения и развития местной культуры, традиций, обычаев, устранения негативных последствий урбанизации, улучшению структуры частных хозяйств и внешнего облика населенных пунктов. Развитие сельской местности призвано обеспечить сохранение исторического уклада жизни с культурными, национальными особенностями и традициями.
Организация нового специфического сектора экономики сельского туризма может способствовать социально-экономическому возрождению и развитию Калужской области в аграрном секторе.
В Европе сельский туризм приносит, по разным данным, 10—20 % общего дохода туристской индустрии. Во многих европейских странах (Великобритания, Голландия, Ирландия, Франция, Германия) привлечение к деятельности в сфере сельского туризма поощряется на национальном уровне. По популярности отдых в сельской местности в этих странах зани-
151,9
н> Год
2007
мает второе место после отпусков на море. Надо отметить, что в зарубежных странах развитие сельского туризма имеет существенную государственную поддержку.
Сегодня в регионах Российской Федерации складывается такая же ситуация, как в 1980-х гг. в Италии и Франции, когда эти страны ввели систему квотирования и объемы сельскохозяйственного производства резко сократились. Чтобы приостановить массовый отток населения в город, возникла необходимость создания новых рабочих мест. Этой сферой стал агротуризм.
Из стран ближнего зарубежья можно отметить Литву, Латвию, Белоруссию, Украину. По данным Ростуризма, в России потенциал этого сектора туристского рынка уже сейчас превышает 25 млн чел., из которых 70 % — неорганизованные туристы, совершающие поездки частным образом. Около 6 млн чел. посещают центр европейской части России, который, по прогнозу Ростуризма, является наиболее привлекательным для развития сельского туризма [3, с. 112].
Агротуризм — важнейший фактор преодоления процесса деградации сельских территорий, сохранения и воссоздания культурного наследия, национальной самобытности региона. Он должен способствовать повышению уровня доходов сельского населения, сравнимых с другими секторами экономики, развитию социальной и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований, более рациональному использованию труда сельских жителей, производственных и природных ресурсов села.
Агротуризм является альтернативным способом предоставления временного жилья, а также способствует:
• развитию сельского хозяйства в регионе;
• развитию несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности:
• увеличению занятости населения.
Развитию агротуризма способствует наличие
целевого сегмента рынка аграрного туризма (жители мегаполиса Москва, а также иностранные туристы).
Туристов из Москвы можно условно разделить на три группы:
1) деловые люди, которые не могут в силу своей деятельности позволить себе длительного отпуска;
2) лица с относительно низкими доходами и ограниченными возможностями для организации зарубежных поездок;
3) дети в каникулярное время, родители ко-
торых не всегда положительно воспринимают большое скопление детей в летних лагерях и альтернативным отдыхом для своих детей могут считать агротуризм.
Иностранных туристов также можно разделить на три группы:
1) иностранных туристов, приезжающих в Калужскую область с деловыми и иными целями, предпочитающих останавливаться в спокойных местах в силу особенностей своего характера;
2) транзитных туристов, передвигающихся по территории региона;
3) гостевых туристов, посещающих Калужскую область с ностальгическими мотивами.
Однако существует ряд причин, тормозящих развитие сельского туризма в регионе. Эти причины в большинстве своем связаны как с внутренними, так и с внешними обстоятельствами, среди них:
• слабая предпринимательская активность местных жителей, специфичность менталитета и, ввиду этого, неготовность к собственному бизнесу вообще и в данной сфере в частности:
• административные барьеры;
• отсутствие инфраструктуры;
• низкий спрос на гостевые дома из-за некомфортного уровня жилья и узкого спектра предлагаемых услуг, и, как следствие, невысокая стартовая рентабельность гостевого бизнеса для хозяев домов;
• слабое продвижение данного туристского продукта на рынок услуг: отсутствие буклетов, путеводителей-справочников, специальной рекламы в Интернете и т. д.;
• отсутствие налоговых льгот для данного бизнеса;
• слабое задействие принципов частно-государственного партнерства, отсутствие грантовой поддержки различных фондов.
Для устойчивого развития территорий, улучшения финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы, повышения занятости и уровня жизни сельского населения и систематизации огромного туристского потенциала необходимо сформировать инвестиционные паспорта туристских объектов на уровне муниципальных образований, а также выделить специалиста по туризму или закрепить эти функции за кем-то из сотрудников администрации.
Важным документом, направленным на создание условий устойчивого территориального и социально-экономического развития Калужской
области до 2025 г., является «Схема территориального планирования Калужской области», которая определила стратегические решения по организации территории.
Эти решения, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, должны развиваться и детализироваться документами территориального планирования муниципальных образований — схемами территориального планирования муниципальных районов; генеральными планами поселений и генеральными планами городских округов; правилами землепользования и застройки; проектами планировки территории. Ведь схема территориального планирования области является основополагающим документом для разработки специализированных тематических программ и проектов на уровне муниципальных образований.
Несомненно, что для муниципалитетов аграрный туризм можно рассматривать как одну из доминирующих отраслей в территориальном развитии. Ресурсный потенциал аграрного туризма связан:
• с небольшими сельскими предприятиями, с землей, дикой природой и традиционным образом жизни:
• возможностью участия в жизни и деятельности местного населения;
• гибким контактом муниципальной власти с сельским населением;
• традиционным, органичным с окружающей средой образом жизни;
• наличием достопримечательностей, жилья, приготовления деревенской пищи, в том числе деликатесов, ухода за животными, пчелами, фестивалей, развлечений.
Поэтому для каждого муниципалитета важен проектный и маркетинговый подход, который определяет комплексность решения задачи отдыха туристов.
В Калужской обл. насчитывается сегодня более 250 рекреационных объектов, включая базы отдыха, санатории и пансионаты, оздоровительные лагеря и восстановительные центры, свыше 30 объектов размещения туристов, санаторно-курортные предприятия с общим числом мест свыше 3 500. На территории области имеются памятные места, связанные со значительными историческими событиями Российского государства, действуют семь монастырей и свыше 130 храмов. Сохранились более 1 200 памятников истории, культуры, архитектуры и градостроительства.
Природные особенности Калужской области позволяют развивать активные формы отдыха.
Область располагает большим числом охотничьих и рыболовных хозяйств. Развитые хозяйства готовы предоставить необходимый перечень туристских услуг, среди них — Сафари-парк «Лесные угодья», «Рождественские пруды», ООО «Песочня», ООО «Устиново», 000 «Агропромышленная фирма «Хотьково», комплекс «Шалово». туристский центр «ЭТНОМИР».
Широкое распространение имеет место создание туристских деревень, имений и экологических поселений («Светлицы», «Голубка», «Родное», «Светлодар», «Ковчег»). Приоритетными их целями являются охрана окружающей среды, экологическое просвещение, знакомство туристов с культурой, промыслами, развитие инфраструктуры конкретной деревни и поднятие уровня жизни.
Важным направлением развития туризма в Калужском регионе как неотъемлемой части сельского туризма является также экологический туризм. Для развития данного направления необходима организация определенной инфраструктуры приема и размещения туристов с учетом принципов организации экологического туризма, а также подготовка необходимого туристского продукта в виде экскурсионно-туристских маршрутов (пешие, водные, автомобильные, конные, комбинированные). Данное направление в регионе можно развивать совместными усилиями (НП «Угра» и ГПЗ «Калужские засеки»). Основное содержание деятельности НП «Угра» — историко-природное. В границы парка вошли более 200 памятников истории и культуры, около 50 ценных природных объектов. В настоящее время в парке действует более 20 маршрутов экологического туризма. У приезжающих из других регионов России туристов начинают пользоваться спросом гостевые дома. Национальный парк «Угра» стоит на первом месте по гостевому туризму и организации отдыха в Калужской области. На территории парка располагаются экологические базы, базы отдыха, гостевые дома.
Для многих территорий региона, обладающих природными экологическими ресурсами, важным аспектом является вовлечение их в экономический оборот с максимальным сохранением природных ландшафтов. В этой связи целесообразно ввести экологический сбор для посетителей рекреационных зон, а взамен обустроить территории отдыха (выдача мешков для мусора, установка контейнеров, организация мест стоянок и розжига костров, выдача дров). Дополнительному экономическому эффекту будет способствовать развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности
Формирование и реализация стратегии развития туризма на уровне региона
Представление туристских интересов региона на федеральном уровне
Продвижение региона на межрегиональном и национальном туристском рынке
Поощрение и поддержка
программ и планов развития
туризма на муниципальном
уровне
_0 1
ь Поддержка создания и работы
< 1— туристских объединений
т на муниципальном
и региональном уровнях
X _о Организация обмена опытом,
—► обучения и повышения
< квалификации участников
О процесса развития туризма
ш п Создание гибкой системы
законодательства в области
туризма, учитывающей
приоритеты местной
экономики, социальной
и природной сред
Рис. 3. Задачи региональной власти по поддержке развития туризма
Разработка, реализация и мониторинг стратегии и программ развития туризма
Вовлечение в процесс планирования и развития туризма всех потенциальных партнеров
Создание условий для долгосрочного развития туризма
Использование в процессе планирования и управления туризмом инструментов содействия устойчивому развитию туризма
Оказание политической и финансовой поддержки процессам развития туризма
_0
н
о
<
СО гг
X
4— _0
<
П.
=г
X
>
2
Рис. 4. Задачи муниципальной власти по поддержке развития туризма
(торговля, народные промыслы и ремесла, бытовое и социально-культурное обслуживание сельского населения, заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений).
Наиболее слабым звеном в системе государственного регулирования в сфере туризма и отдыха Калужской области сегодня является отсутствие системы продвижения туристского продукта области за ее пределы, что не способствует росту устойчивого туристского потока, направленного в область. В этой связи муниципальным образованиям, представляется, можно было бы принять участие в формировании каталога эко- и аграрных туристских центров региона, а также в создании на базе Представительства регионального правительства в Москве постоянно действующей экспозиции туристского потенциала Калужской области.
В рамках соглашения между Правительством Калужской области и Правительством Москвы необходимо активизировать работу по продвижению туристских продуктов муниципальных образований за пределы региона. Вместе с тем разработка и подготовка инвестиционного паспорта и технико-экономического обоснования проектов в сфере аграрного туризма позволит привлекать серьезный инвестиционный потенциал Москвы.
Рост эко- и аграрного туризма в области даст серьезный социально-экономический импульс в развитии муниципальных образований. На рис. 3 и 4 представлено видение автором возможностей управления туристским потенциалом на региональном и муниципальном уровнях. На рис. 5 приведена концептуальная схема развития экологического туризма.
Но в первую очередь необходимо разработать концепцию развития сельского туризма в регионе,
Инициирование и поддержка структуры, которая содействует администрации в вопросах планирования и развития туризма
Управление процессом развития туризма с учетом интересов местной экономики населения и с минимизацией ущерба для окружающей среды
Создание положительного туристского и инвестиционного имиджа
Содействие объединению предпринимателей по вопросам развития туризма и их поддержка
Рис. 5. Концептуальная схема сельского экологически ориентированного туризма
которая в дальнейшем войдет составной частью в новую, измененную, программу развития туризма на территории области. Тогда, и только тогда, такая 1. программа в части развития сельского и экологического туризма будет способствовать:
• разработке инструкций для ведения аграрного 2. туристского бизнеса, в дальнейшем сертификации аграрных туристских хозяйств;
• формированию и реализации туристских продуктов муниципальных районов и Калужской 3. области в целом;
• политической, информационно-рекламной и иной поддержке инициатив местного сообщества в сфере аграрного туристского бизнеса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агротуризм. Министерство сельского хозяйства Калужской области. Экономика и финансы. — http://www/admoЫkaluga.ra/. Государственная поддержка инвестиционной деятельности в Калужской области. Сборник материалов. — Калуга: Полиграфинформ.
2007. - 91 с.
Калужская область: экономика региона. Итоги работы в 2007 году. Перспективы работы на 2008 год. — Калуга: Полиграфинформ.
2008. — 142 с.