Научная статья на тему 'Проблемы развития рынка факторинговых услуг в России'

Проблемы развития рынка факторинговых услуг в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
345
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабичев С.Н.

В России появилось большое количество новых финансовых инструментов, использование которых до недавнего времени могли себе позволить только иностранные компании. Одним из таких инструментов является факторинг. За последние несколько лет, данный продукт завоевал значительную долю финансового рынка и получил широкое признание в среде отечественных промышленников и предпринимателей. Отдельные российские компании начали использовать в своей деятельности факторинг с середины 90-х годов, однако подлинный рост рынка начался только после 1998 г. Произошедший тогда финансовый кризис значительно изменил положение ведущих финансовых институтов и принудил их обратить внимание на новые для них механизмы инвестирования ресурсов и направления развития бизнеса. Каковы же перспективы внедрения факторинга на российском рынке?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития рынка факторинговых услуг в России»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФАКТОРИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ

С.Н. БАБИЧЕВ

В России появилось большое количество новых финансовых инструментов, использование которых до недавнего времени могли себе позволить только иностранные компании. Одним из таких инструментов является факторинг. За последние несколько лет данный продукт завоевал значительную долю финансового рынка и получил широкое признание в среде отечественных промышленников и предпринимателей.

Отдельные российские компании начали использовать в своей деятельности факторинг с середины 1990-х гг., однако подлинный рост рынка начался только после 1998 г. Произошедший тогда финансовый кризис значительно изменил положение ведущих финансовых институтов и принудил их обратить внимание на новые для них механизмы инвестирования ресурсов и направления развития бизнеса.

Первые попытки внедрения факторинга на российском рынке были предприняты в декабре 1991 г. Токобанком, затем «всплеск» интереса к факторингу повторился в 1994 г. — Тверьуниверсалбанк и чуть позже к нему присоединился Мосбизнесбанк. Но, как показало время, рынок был еще не готов принять факторинг, да и, по мнению специалистов, «тот» факторинг с трудом можно назвать полноценным, так как при внутреннем факторинге банки брали с российских компаний залог, что является нонсенсом в мировой практике.

По сути, настоящим пионером в проведении факторинга в России выступил банк «НИКойл», первым после кризиса сформировавший эффективную команду единомышленников и предложивший компаниям новую услугу. Именно этот банк сразу захватил лидерство на рынке, как по качеству, так и по номенклатуре предлагаемых продуктов. Фактически формирование россий-

800-, X

700 -

600-

500-

400- ✓

300- /

200- /

100-0- ж"-

ского факторингового рынка и обучение контрагентов было полностью проведено «НИКойлом». Признанием этого факта стал прием ОАО АБ «ИБГ «НИКойл» в 1999 г. в старейшую международную факторинговую ассоциацию International Factors Groupsc (IFG). Всего в мире существует несколько международных факторинговых ассоциаций, крупнейшими из которых являются IFG, основанная в 1962 г. и объединяющая на сегодняшний момент более 60 компаний из почти 40 стран, и Factors Chain International (FCI). В FCI на сегодняшний день входят два российских представителя: это АКБ «ПромСвязьБанк» и НФК«Уралсиб-НИКойл».

Интересно отметить, что в мировой практике очень редки случаи одновременного членства компании сразу в двух крупнейших международных факторинговых ассоциациях. Данный факт свидетельствует о признании на мировом уровне большого вклада компании в формирование факторинговой культуры, высокий профессиональный уровень специалистов и достижение значительных успехов в разработке и внедрении новых финансовых технологий в области факторингового обслуживания.

По мере роста объема рынка (рис. 1) и количества клиентов, понимающих преимущества ис-

,_- •

доке»* -П: «

1999 2000 2001 2002 2003

Рис. 1. Оборот рынка факторинга в России, млн дол.

пользования факторинга, появлялись все новые участники: банк «Диалог-оптим», «Промстройбанк», «НОМОС-банк» и другие.

Так, на начало 2004 г. 166 банков заявляли о наличии факторинга в своем портфеле услуг. Однако эти заявления носят в большинстве своем декларативный характер, о чем свидетельствуют и нулевые объемы операций, отраженные на балансовых счетах, предназначенных для форфейтинговых и факторинговых операций.

Всего в России оперирует около 70 участников, осуществляющих именно факторинговые операции, наиболее серьезными из которых, кроме упомянутой Национальной факторинговой компании «Уралсиб-НИКойл», являются ПромСвязьБанк, ЕвроКоммерц, НОМОС-банк и Пробизнес-банк. Остальные, составляющие большинство из этого числа банков, являются «театром одного актера», так как создают факторинговые отделы, состоящие из 2-3 человек под нужды одного клиента, являющегося ключевым для данного банка, либо осуществляют откровенно серые схемы под «маской» факторинга, не имеющие по своей экономической и юридической природе никакого отношения к факторингу.

Обратимся к анализу итогов 2003 г., результаты говорят сами за себя:

• «Пробизнес-банк», около 10 клиентов;

• «ЕвроКоммерц», более 20 клиентов и 250 дебиторов;

• НФК «Уралсиб-НИКойл», более 500 заключенных договоров из более чем 40 отраслей, 10 000 дебиторов.

400,00

350,00-

300,00

250,00

200,00

150,00

100,00

50,00

0,00

Рис. 2. Годовой оборот российского рынка факторинга, млн дол.

В мировой практике всех операторов факторингового обслуживания можно условно разделить на три категории: подавляющее большинство это подразделения банков (пример: Bank of America Commercial Finance и НОМОС-банк) -, компании при банках или крупных промышленных холдингах (пример: General Electric Capital и ЕвроКоммерц) и специализированные факторинговые компании (пример: Heelert International Group).

В настоящий момент на российском рынке присутствует всего одна специализированная факторинговая компания, обладающая к тому же и развитой филиальной сетью, — Национальная факторинговая компания «Уралсиб-НИКойл» (ранее подразделение банка «НИКойл»), чья доля по итогам 2003 г. составила более 50% от общего объема рынка, что соответствует - 380 млн дол., при обороте всего рынка — 750 млн дол. (табл. 2).

Надо отметить, что сейчас рынок факторинговых услуг России характеризуется достаточно высоким уровнем рентабельности по сравнению с другими направлениями банковской деятельности. Но главной отличительной чертой российского факторингового рынка является его чрезвычайно быстрое развитие. Ежегодный рост факторингового рынка России составляет не менее 200%, для сравнения в Западной Европе — 20% в год. Объяснение такой ситуации найти довольно легко. Россия сегодня испытывает «факторинговый бум», который Запад испытал в 80-е годы прошлого века. В тот период количество факторинговых компаний возросло в четыре раза, оборот в Италии вырос в 74 раза, в Испании — в 14 раз, в Великобритании и Франции — в 7,5 раза. Последними к «факторинговому буму» присоединились прибалтийские государства. Кроме того, на сегодняшний день в России нет серьезных препятствий, которые бы могли затормозить такие высокие темпы роста. К тому же объем продаж факторинговых услуг в РФ составляет лишь 0,1% ВВП. Интересны соотношения объемов товарооборота, обслуживаемых по факторинговым схемам, к ВВП различных стран мира (табл. 3). И, как мы видим из приведенных данных, среднее соотношение объема факторинговых

Италия Англия Эстония Латвия Франция Германия

Литва

Россия

□ 2002 ■ 2003

Рис. 3. Соотношение факторингового оборота к ВВП

операций к ВВП составляет 6-7%. К тому же даже в странах, где факторинг насчитывает несколько десятилетий, присутствует положительная динамика роста данного показателя.

Различные специалисты оценивают емкость рынка в РФ по-разному. Одни говорят, что сегодня он заполнен на 1-2%, другие называют цифру аж в 10%, но все сходятся в том, что спрос на факторинг в России огромен и до полного насыщения рынка пройдет не один десяток лет.

В подтверждение этого можно привести прогнозы потенциального объема рынка факторинговых услуг, сделанные НФК «Уралсиб-НИКойл» и «МсЮшеу» (табл. 4).

В странах Западной Европы и США из всего объема дебиторской задолженности более 70% пе-

редается на факторинговое обслуживание специализированным компаниям или банкам. Причиной тому служит экономическая нецелесообразность получения оплаты за поставленные товары через значительный период времени после отгрузки. Кроме того, западные компании небезосновательно считают для себя более выгодной передачу функций по обслуживанию и взысканию дебиторской задолженности на аутсорсинг, т.е. независимой специализированной компании. В России же процент передаваемой на факторинговое обслуживание дебиторской задолженности на порядок ниже. Но законы бизнеса везде одинаковы. И все большее количество компаний осознают те выгоды, которые сулит использование факторинга в своей деятельности и обращаются в факторинговые компании.

7000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

□ НФК "Уралсиб-НИКойл"

I МсКгаеу

Рис. 4. Прогноз потенциального рынка факторинга в РФ, млн дол.

Несмотря на практически уже десятилетнюю историю российский рынок факторинговых услуг до сих пор находится на начальной стадии своего развития. Наблюдается очевидная нехватка квалифицированных специалистов, способных построить в финансовых организациях эффективно работающий факторинговый бизнес, способный приносить прибыль и перевести, таким образом, факторинг из разряда декларативных банковских услуг или дотируемых другими бизнесами в самостоятельное, эффективно действующее направление, приносящее высокую прибыль.

Каков же прогноз дальнейшего развития событий? Направление дальнейшего развития факторингового бизнеса в России на ближайшие несколько лет можно определить, проанализировав процесс формирования российского рынка потребительского кредитования.

На начальном этапе формирования рынка потребительского кредитования появилось несколько участников, за которыми пристально наблюдали все остальные банки в ожидании первых результатов. Это либо получение высоких доходов, либо полный крах. Через год, после успешной работы и получения банками-первопроходцами «сверхприбылей», десятки банков без оглядки хлынули на рынок потребительского кредитования в надежде на высокую отдачу от вложенных инвестиций. С появлением большого количества новых участников, да еще и таких, которые компенсировали низкое качество предоставляемых услуг демпинговыми ценами, ожесточилась конкуренция, рентабельность операций началась стремительно снижаться, и, соответственно, на рынке остались только те банки, которые пришли всерьез и надолго, кто оказывает клиентам услуги международного качества.

В ближайшие два-три года на рынке факторинга ожидается появление десятков новых участников. Компании, которые хоть что-то слышали о факторинге, ориентируясь на успешный опыт лидеров и следуя по проторенной ими дороге, будут пытаться занять свой сегмент рынка, найти своего клиента. В такой ситуации будет появляться масса заманчивых предложений сомнительного качества, подкупающих своей дешевизной и доступностью. Это будет серьезным испытанием на прочность для сегодняшних лидеров, но таковы законы бизнеса — выживает сильнейший. Как показала мировая практика, из множества компаний на рынке будут доминировать 5-7, на долю которых будет приходиться до 80-90% всего факторингового оборота. Этим

компаниям придется обзавестись «изюминками», которых не будет у коллег по цеху, так как возможность конкурировать по цене в условиях сформировавшегося рынка практически отсутствует.

В силу объективных причин факторинг всегда будет дороже кредита, так как помимо финансирования оборотного капитала фактор предоставляет клиенту пакет дополнительных услуг. Он включает в себя учет дебиторской задолженности клиента и регулярные отчеты о ее состоянии, контроль за своевременностью платежей по поставкам со стороны дебиторов, а также защиту от различных рисков.

На сегодняшний день в российской практике структура факторинговой комиссии идентична мировой и состоит из следующих частей:

1. Сбор за обработку документов по поставке в среднем от 1 до 3 дол.

2. Комиссия за предоставление денежных ресурсов взимается от суммы осуществленного финансирования и зависит от срока фактического использования финансирования по поставке дебитору с фиксацией ее начисления, как правило, не более 30 дней от даты неисполнения дебитором своих обязательств, в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ+ 2-3%.

3. Комиссия за административное факторинговое (сервисное) обслуживание, которая зависит от объема дебиторской задолженности, передаваемого на факторинговое обслуживание, а также от количества дебиторов:

• для факторинга с регрессом — это, как правило, в диапазоне сумм от 0,5 до 2,5% от суммы поставки;

• для факторинга без регресса — в диапазоне сумм от 1,4 до 3,6% от суммы поставки.

В некоторых факторинговых компаниях берут сбор за начальную проверку и установление кредитного лимита дебиторов. Размер подобного сбора составляет от 5 до 45 дол., в зависимости от суммы запроса клиента и доступности информации по дебитору во внешних источниках.

Если сравнивать факторинг без регресса с другими продуктами, которые предлагают в отдельности финансирование, защиту (страхование) рисков и кредитный менеджмент, то его цена будет существенно меньше, так как совокупные затраты на эти услуги могут достигать 5-6% от оборота.

Несомненно, для резкого увеличения интереса к факторингу необходимо, чтобы разница в цене между кредитом и факторингом была менее существенной. Пока же падению цены препятствует от-

4,2% 1,7% 1,7% 1,8%

3,9%

22,9%

19,8%

Ш Металлургия и металлопрокат ■ Химия и нефтехимия В Прочие ТНП ШЗ Бытовая химия

□ Строительные и отделочные материалы

□ Продукты питания

6,1%

10,3%

19,2%

Ш Мебель

0 Галантерея, легкая промышленность О Парфюмерия и косметика И Бытовая техника и электроника □ Алкогольные напитки ¡1 Прочие отрасли включая работы и услуги

сутствие в России привычной для западного рынка инфраструктуры. Там кредитные бюро аккумулируют информацию о добросовестности компаний заемщиков и физических лицах, их учредителях. Имея доступ к такой информации, компания-фактор может резко снизить свои расходы по проверке надежности своих клиентов и их дебиторов. В Российской Федерации создание кредитных бюро, к сожалению, всего лишь проект, да и в первое время, скорее всего, они будут работать с кредитными историями только физических лиц.

Где наиболее востребован на сегодняшний день факторинг? Можно выделить несколько отраслей народного хозяйства, которые первыми в России начали активно использовать в своей финансово-хозяйственной деятельности услуги факторинговых компаний (табл. 5).

Одной из причин обращения компаний из этих отраслей к услугам факторинговых компаний можно назвать необходимость в сложившихся рыночных условиях предоставления достаточно больших отсрочек платежей. При этом можно проследить некую динамику в этом вопросе. За последние 5 лет наметилась тенденция увеличения отсрочки платежа дебиторам. В 1999-2000 гг. срок отсрочки в среднем составлял по 15-30 дней. В настоящее время средняя отсрочка составляет 50-60 дней. Можно привести наиболее часто встречаемые сроки отсрочки в разбивке по отраслям:

Алкогольные напитки — 50 - 60 дней;

Бытовая техника — 20-30 дней;

Бытовая химия - 30-40 дней;

Детское питание — 50 —60 дней;

Канцтовары — 40-50 дней;

Мебель — 50-60 дней;

Металлургия и металлопрокат — 60-80 дней;

Парфюмерия и косметика — 30-40 дней;

Продукты питания — 30-40 дней;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Строительные и отделочные материалы — .

30-40 дней;

Телекоммуникации и связь — 30 —35 дней;

Ювелирные изделия — 60-80 дней.

Что ждет российский факторинг в будущем? С

1997 г. мировой факторинговый оборот увеличил-

Рис. 5. Основные отрасли

ся практически в два раза, и все больше новых компаний вовлекается в эту схему. Обусловлено это тем, что она имеет массу преимуществ перед такими продуктами, как кредит, аккредитив и страхование финансовых рисков, которые выступают основными конкурентами факторинга на мировом рынке.

Общая тенденция, по которой в настоящий момент развивается факторинг в России, повторяет классическую модель, по которой развивались практически все рынки факторинговых услуг развитых стран.

Доля факторинга с регрессом в общем объеме рынка факторинговых услуг будет сокращаться, а доля факторинга без регресса и созданных на его основе неклассических факторинговых продуктов будет расти, что объясняется большей востребованностью данного инструмента у клиентов. Смотря в будущее, можно предположить, что данные продукты смогут не только увеличить привлекательность факторинга для российских клиентов, которые до этого времени им не пользовались, но расширить список отраслей, предприятия которых смогут воспользоваться услугами факторов.

Только те факторинговые компании, которым удастся предложить продуктовый ряд, наиболее полно отвечающий всем потребностям клиентов, а также предложить эффективную систему клиентского обслуживания и сбалансированную ценовую политику, смогут занять лидирующие позиции на рынке, тем самым повышая культуру и эффективность всей банковской системы страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.