Научная статья на тему 'Проблемы развития российской промышленности автокомпонентов'

Проблемы развития российской промышленности автокомпонентов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК / АВТОЗАПЧАСТИ / РЫНОК АВТОКОМПОНЕНТОВ / РЕЖИМ ПРОМЫШЛЕННОЙ СБОРКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанов А.А., Купцова Е.В., Кондратьев А.Е.

в статье описано актуальное состояние и проблемы развития российской автокомпонентной отрасли, приведены рекомендации по разработке мер государственной поддержки российских производителей автокомпонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития российской промышленности автокомпонентов»

А.А. Степанов Е.В. Купцова А.Е. Кондратьев

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ АВТОКОМПОНЕНТОВ PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN INDUSTRY OF AUTOCOMPONENTS

Аннотация: в статье описано актуальное состояние и проблемы развития российской автокомпонентной отрасли, приведены рекомендации по разработке мер государственной поддержки российских производителей автокомпонентов.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, автомобильный рынок, автозапчасти, рынок автокомпонентов, режим промышленной сборки.

Abstract: аrticle describes an actual condition and problems of development of the Russian autocomponental branch. Includes recommendations about development of measures of the state support of the Russian producers ofautocomponents.

Keywords: automotive industry, automobile market, auto parts, market of autocomponents, mode of industrial assembly. Производство автомобилей в России стабильно росло в докризисный период. Несмотря на спад в 2009 г., общая тенденция роста в настоящее время сохраняется (таблица 1). Автомобильный парк страны также стремительно увеличивается [4].

Таблица 1.

Производство автомобилей в РФ по данным OICA

Год 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Количество единиц 1508358 1660120 1790301 725012 1403244 1988036

Количество сборочных производств, выпускающих автомобили иностранных брэндов, в последние годы также стабильно росло (рис. 1).

Рис. 1. Количество производств иномарок в РФ.

Режим промышленной сборки моторных транспортных средств, действующий на территории РФ с 2011 г. [1, с. 1-15] и предусматривающий порядок локализации производства, можно представить схемой (рис. 2).

В настоящее время в России созданы законодательные основы для развития рынка автокомпонентов (в частности, определены условия, определяющие условия промышленной сборки узлов и агрегатов моторных транспортных средств) [1, с. 15-22].

Реализация данных условий предусмотрена в 3 этапа:

- 2011 - 2014 гг (процент локализации производства по различным узлам и агрегатам - 10 - 15%);

- 2015 - 2017 гг. (процент локализации производства по различным узлам и агрегатам - 30 - 45%);

- 2018 - 2020 гг. (процент локализации производства по различным узлам и агрегатам - не менее 45% с расширением количества выполняемых производственных и технологических операций).

Ёмкость российского рынка автокомпонентов в 2011 г. по оценке агентства «Автостат» составила 37,55 млрд. USD (рис. 3).

Однако, следует отметить существенный разрыв между производством автомобилей и локализацией производства автокомпонентов. Между тем, локализация производства автокомпонентов в России могла бы стать «точкой роста» для региональной и национальной экономики.

Всего на российском рынке представлено более 270 отечественных производителей автокомпонентов и около полусотни зарубежных. В целом можно сказать, что российская промышленность автокомпонентов в настоящее время представлена тремя основными группами участников (согласно Стратегии развития автомобильной промышленности до 2020 г.) (табл. 2).

Среди поставщиков сборочных производств иномарок отечественные предприятия и СП составляют чуть более половины (рис. 3) [3], всего отечественных поставщиков насчитывается 110 (табл. 3) [2].

Рис. 3. Ёмкость российского рынка автокомпонентов, млрд. долл.

Рис. 4. Структура поставщиков сборочных производств иномарок, %.

Российские производители компонентов, входящие в состав предприятий-производителей автомобилей, а также самостоятельные предприятия (предприятия группы «СОК», «Ителма» и т.п.)

Совместные предприятия (СП) российских и иностранных производителей (таких как ZF, Faurecia, Delphi и т.д.)

Иностранные производители компонентов (например, Lear, Bosch, FederalMogul и т.д.)

нацелены преимущественно на

производство компонентов для

существующих и устаревших российских моделей;

располагают в основном морально и физически изношенной технологической базой;

характеризуются нехваткой новых разработок и технологий,

профессионального менеджмента; не имеют достаточных инвестиционных ресурсов и инжиниринговых навыков для освоения новых видов продукции и расширения клиентской базы; имеют низкий уровень качества, не позволяющий поставлять продукцию международным OEM и OES.

располагают относительно современными технологиями производства и

оборудованием, полученными от

международных партнеров;

фокусируются на производстве

технологически простых компонентов с низким уровнем добавленной стоимости (бамперы, жгуты, светотехника и т.д.), разработанных международными

партнерами, либо на лицензионной сборке сложных компонентов с низким уровнем локализации субкомпонентов (КПП, двигатели и пр.);

практически не имеют прав на ИС, собственного инжиниринга и НИОКР; имеют узкую специализацию обычно в небольшом ассортименте продуктов из одной - двух категорий компонентов.

являются относительно новым

производителями на российском рынке: характеризуются низким уровнем

локализации, как субкомпонентов, так сырья;

имеют узкую специализацию и неразвитую клиентскую базу, что приводит к малому масштабу производства;

ориентированы на поставку на внутреннем рынке;

фокусируются на технологически просты компонентах с низким уровнем добавленной стоимости (напр. сиденья, свечи, выхлопные системы и т.д.).

Таблица 2

Сравнительная характеристика групп участников российской промышленности автокомпонентов

Таблица 3

Поставщики автокомпонентов для сборочных производств иномарок

Регион Количество заводов Регион Количество заводов

Владимирская область 2 Оренбургская область 1

Вологодская область 2 Орловская область 1

Ивановская область 1 Псковская область 1

Иркутская область 1 Республика Башкортостан 2

Калужская область 16 Республика Татарстан 8

Кировская область 1 Рязанская область 2

Красноярский край 3 Самарская область 15

Ленинградская область 4 Санкт-Петер бур г 19

Липецкая область 1 Ульяновская область 1

Москва 3 Челябинская область 2

Московская область 8 Республика Чувашия 1

Нижегородская область 14 Ярославская область 1

Всего 110

Количество присутствующих в России крупнейших международных поставщиков (всего их около 40) с 2003 г. выросло с 12 до 21.

^ —

Структура рынка автокомпонентов по данным журнала «Эксперт» выглядит согласно рис. 5 (данные по миру в целом).

Рис. 5. Структура рынка автокомпонентов

Структура себестоимости машинокомплекта в РФ согласно оценке ИКСИ

приведена в табл. 4.

Таблица4

Структура себестоимости машинокомплекта в РФ согласно оценке ИКСИ.

Основные категории автокомпонентов Стоимость, долл. США Структура,%

Всего стоимость машинокомплекта 8400 100

Двигатель 2000 23,8

Трансмиссия 1300 15,5

Кузов 1100 13,1

Электрика и электронные компоненты 1000 11,9

Сидения и детали интерьера 600 7,1

Тормозные системы 500 6,0

Рулевое управление и подвеска 450 5,4

Пластик и аналогичные материалы 260 3,1

Шины 200 2,4

Стекло 180 2,1

Прочие 810 9,6

Одной из проблем локализации производства иностранных автокомпонентов в России является более высокая себестоимость производства единицы продукции (согласно данным АО «АВТОВАЗ»).

Основные направления развития российской автокомпонентной отрасли приведены в табл. 5 [3].

Таблица 5

Текущие и перспективные направления производства автокомпонентов в России

Освоено Слабо освоено, не освоено совсем Освоено в средней степени

Кузнечные и литые заготовки, кузовная штамповка, арматура, инструментальная оснастка Силовые агрегаты, блоки управления двигателем Мосты и оси, подвеска, сцепление

Рулевая колонка, топливная система, тормозные и топливные трубки Комплексные системы безопасности Подшипники

Топливные баки, бачок омывателя Система шасси и её элементы, амортизаторы Элементы выхлопной системы

Автомобильные диски Электронное управление Тормозная система

Сидения, пластиковые детали интерьера, пластиковые панели, бамперы, шины, резиновые уплотнительные материалы, напольные коврики, элементы внутренней отделки салона и багажного отделения СЛБ-моделирование, дизайн кузова КПП

Рычаги управления, комбинации приборов Шланги, радиаторы, система охлаждения двигателя, система кондиционирования

Аккумуляторы, элементы электропроводки Поперечина приборной панели

Автомобильное стекло, стеклоподъёмники, зеркала Светотехника

Окрасочные материалы Стартеры, генераторы

Обивка крыши, крышка люка, дверные накладки

Основными проблемами развития российских предприятий - производителей автокомпонентов являются следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в ряде случаев отсутствие конкурентоспособного продукта, связанного с неудовлетворительным уровнем инновационного потенциала;

- в ряде случаев неконкурентоспособное качество комплектующих;

- неудовлетворительные управленческие и производственные технологии (повышающие затратность производства, снижающие конкурентоспособ- ность продукции);

- недостаточные объемы для конкуренции с глобальными производителями автокомпонентов (минимальный объём выпуска автомобилей для организации рентабельного производства различных видов комплектующих показан на рис. 6, согласно данным Ко1апёВег§ег81ха1е§уСоп8и11ап18);

- финансовое состояние, связанное с чрезмерной долговой нагрузкой (перекредитованность).

Рис. 6. Необходимая критическая масса производства а/м в год для локализации производства автокомпонентов (тыс. шт.)

В результате можно констатировать следующее:

Имеющиеся производственные мощности, с одной стороны, не могут обеспечить перспективные потребности внутреннего рынка, а, с другой стороны, в большинстве своем остаются недозагруженными.

При сохранении сложившихся тенденций развития автомобильного рынка для обеспечения спроса на комплектующие и запасные части к автомобилям иностранного производства, собираемым на территории РФ, необходима коренная перестройка автокомпонентной отрасли, в т.ч. создание новых производств, включая производства

ключевых автокомпонентов (двигатели, трансмиссии, электронные компоненты и т.д.) и формирование сетей поставщиков автомобильных заводов на принципах, применяемых в современной мировой практике. Для развития российской автокомпонентной промышленности необходимы меры государственной поддержки. В противном случае отечественные компании могут быть исключены из этих процессов, что приведёт к таким нежелательным последствиям, как:

- закрытие производств и связанные с этим социальные проблемы;

- окончательная утрата российскими предприятиями компетенций в области разработки комплектующих, переход

к производству компонентов иностранной разработки либо компонентов, производство которых

является технологически простым, влияние на технические характеристики и качество производимых автомобилей -невысоким.

В рамках государственной поддержки представляется целесообразным:

1. Разработать типовые стратегии развития для российских производителей автокомпонентов первого, второго и третьего уровня, предусматривающие:

- позиционирование своей продукции на первичном и вторичном рынках;

- порядок интеграции в фирменные сети поставщиков мировых автопроизводителей на современных принципах.

2. Разработать набор мер государственной поддержки для производителей автокомпонентов первого, второго и третьего уровней, согласованный с предложенными вариантами стратегий развития и ориентированный на достижение следующих целей:

- повышение качества российской автокомпонентной продукции;

- обеспечение интеграции российской автокомпонентной промышленности в мировой автопром;

- приобретение российскими предприятиями компетенций, обеспечивающих самостоятельную разработку деталей и узлов, соответствующих мировому техническому уровню.

3. Определить методику отбора компаний, претендующих на предоставление государственной поддержки.

Литература

1. Приказ Минэкономразвития РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Минфина РФ от 15 апреля 2005 г. № 73/81/58н "Об утверждении порядка, определяющего понятие "промышленная сборка" и устанавливающем применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций

8701 - 8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов" в редакции Минэкономразвития РФ N 678, Минпромэнерго РФ № 1289, Минфина РФ № 184н от 24.12.2010.

2. Арабаджи Т. Ориентация на экспорт // Автобизнес, № 106, 2010. с. 20-26

3. Балыкина Т. Автокомпонентный сектор // Автобизнес, № 116, 2011. с. 20-29.

4. Купцова Е.В., Кондратьев А. Е. Автомобильный транспорт: воздействие на окружающую среду и направления экологизации // Вестник Государственного Университета Управления, № 14 (24), 2008. с. 184 - 193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.