Научная статья на тему 'Проблемы развития промышленного комплекса Республики Тыва в условиях модернизации'

Проблемы развития промышленного комплекса Республики Тыва в условиях модернизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
624
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕСПУБЛИКА ТЫВА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВОСПРИИМЧИВОСТЬ РЕГИОНА / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ / INDUSTRIAL COMPLEX / REGION / TUVA REPUBLIC / MODERNIZATION / SUSCEPTIBILITY / FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балакина Г.Ф., Ооржак В.О.

Предмет. Статья посвящена проблемам развития промышленности Республики Тыва в 1990-2013 гг. Цели. Выявить факторы, сдерживающие и способствующие развитию отрасли; определить пути совершенствования промышленной политики в условиях модернизации социально-экономических систем регионов; обосновать концептуальные направления развития отрасли в долгосрочной перспективе. Методология. Использованы факторный и экономико-статистический виды анализа. Результаты. Апробирована авторская методика расчета и анализа модернизационной восприимчивости региона для определения основных направлений регулирования социально-экономических процессов в регионе. Выявлены наиболее перспективные направления регулирования развития промышленного производства в Республике Тыва. Проанализированы этапы развития промышленного комплекса региона в условиях становления рыночной системы хозяйствования. В условиях экономических санкций развитых стран по отношению к России (2014-2015 гг.) и необходимости решения проблемы импортозамещения формирование стратегии промышленного развития страны и регионов, предусматривающих применение новых инструментов регулирования экономического роста, становится особенно актуальным. Выделены основные стратегические цели промышленного развития региона: достижение стабильного экономического роста для повышения уровня занятости трудоспособного населения и роста доходов регионального бюджета; инновационный характер прироста промышленной продукции; приоритетное формирование высокотехнологичных отраслей и видов производства; совершенствование механизмов профессиональной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями экономики; восстановление мощностей обрабатывающих предприятий; создание развитой сети малых предприятий, обладающих необходимой гибкостью для быстрой реакции на требования рынка. Выводы. Сделан вывод о необходимости системного определения стратегических направлений развития промышленности Республики Тыва в рамках концепции развития отрасли до 2030 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the industrial complex of the Tyva Republic in conditions of modernization

Importance The paper considers the industrial development of the Tyva Republic for 1990-2013. Objectives The aim is to identify the factors constraining and promoting the industrial sector's development; identify ways to improve the industrial policy in conditions of modernization of socio-economic systems; justify the conceptual development of the industry in the long term. Methods For the study, we used factor and economic-statistical analyses. Results We have analyzed the development stages of the industrial complex of the region in terms of market economic system. We propose our own tested methodology to calculate and analyze the susceptibility of the region to determine main directions of management of socio-economic processes in the region. We revealed the most perspective areas of development management of the industrial production in the Tyva Republic. Conclusions We conclude of a necessity of system-based determining the strategic directions of development of the industry of the Tyva Republic in the framework of the concept of development of the industry until 2030.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития промышленного комплекса Республики Тыва в условиях модернизации»

надежда на то, что рынок все сам по себе отрегулирует, привели к формированию комплекса социально-экономических проблем, к которым относятся:

— ликвидация или финансовая убыточность значительного числа промышленных предприятий;

— увеличение числа проблемных регионов в стране;

— упадок моногородов при возникновении проблем развития или закрытии градообразующих предприятий;

— рост безработицы, уровня бедности и социальной напряженности;

— отток квалифицированных кадров с проблемных предприятий и из депрессивных регионов, в особенности из Сибири и с Дальнего Востока;

— ухудшение состояния природной среды.

В современных условиях важно на основе системного анализа определить концептуальные направления развития промышленного комплекса региона.

Развитие промышленного производства Республики Тыва отличается сырьевой специализацией, преобладанием объема производства добывающих отраслей, слабой диверсифицированностью отраслевой структуры, низкой конкурентоспособностью продукции. Рост эффективности производства в регионе сдерживается высокими транспортными затратами, обусловленными территориальной удаленностью республики от транспортных, финансовых и торговых центров, отсутствием железной дороги. Вследствие убыточности значительной части промышленных предприятий источники инвестиций в обновление фондов существенно ограничены.

Этапы развития промышленности республики тыва. К началу экономических реформ в Российской Федерации промышленный комплекс Республики Тыва отличался достаточно высокими темпами формирования инфраструктуры (энергообеспечение, строительные мощности, связь), которую нужно было и дальше развивать в целях создания условий для освоения имеющихся природно-сырьевых ресурсов. Но в связи с уменьшением объемов капитальных вложений в производственные отрасли и в промышленность сделать это не удалось. В развитии промышленного производства Республики Тыва в рыночных условиях можно выделить несколько этапов:

— 1990-1998 гг. - период становления рыночных условий хозяйствования;

— 1998-2008 гг. - период стабилизации темпов роста, начало осуществления положений концепции промышленного развития республики;

— 2009 г. - по настоящее время - период выхода из циклического кризиса, формирование основ импортозамещения, возрождение обрабатывающих производств на базе развития малого бизнеса.

Основной характеристикой развития России и Республики Тыва в 1990-х гг. является экономический кризис. Начавшийся процесс стихийного формирования рыночных отношений, приватизация предприятий [4, с. 87-88] в эти годы и обособление территорий привели к разрыву долговременных производственных связей, что усилило темпы падения производства в отраслях народного хозяйства. Наиболее серьезными проблемами стали снижение объемов производства во всех отраслях экономики, ухудшение финансового состояния предприятий, рост неплатежей и острый дефицит бюджетных средств, что в итоге повлияло на уровень жизни населения республики. Значительное сокращение объемов капитального строительства в эти годы привело к остановке многих предприятий, выпускающих строительные материалы. Резко сократилось число промышленных предприятий. Если в 1990 г. в промышленности республики функционировало 554 предприятия, в 2000 г. — 335, в 2006 г. — 285, то в 2014 г. — 24. Существенно снизилось количество предприятий обрабатывающей промышленности (машино стро ения и ме таллообработки, лесопереработки, производства строительных материалов).

Республиканские органы власти были вынуждены принимать срочные меры по стабилизации обстановки, реанимации оставшихся промышленных предприятий, разработке мероприятий по формированию новых конкурентоспособных отраслей экономики. Разработка и утверждение в 1997 г. концепции промышленного развития Республики Тыва1 придали развитию отрасли в посткризисный период более системный характер. В ходе реализации концепции созданы новые производства (овчинно-шубная фабрика на основе инновационной германской технологии, прядильное производство по переработке местной

1 О концепции промышленного развития Республики Тыва. Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 1997. 88 с.

Рисунок 1

Динамика промышленного производства Республики Тыва в 1990-2014 гг.

млн руб., до 1998 г. -млрд руб.

9 000 8 000 7 000 6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 0

уо к предыдущему году

106

110

110

106

93

92

97

104 106 8 218

. 7 739 / 7 241

6 640 6 758

4 983

2 236 4 240

0 259 692

120

100

80

60

40

20

Д Индексы физического объема промышленного производства А Объемы промышленного производства

Источники: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: стат. сборник. М.: Росстат, 2013. С. 467; Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сборник. М.: Росстат, 2014. С. 483-490.

шерсти, ковроткацкая фабрика, а также ряд малых предприятий). В эти годы проведено техническое перевооружение Ак-Довуракской швейной фабрики, комбината «Туваасбест», Кызылского мясокомбината, завершено строительство нового кирпичного завода и других промышленных предприятий. На конкурсной основе определены компании, имеющие право на освоение минерально-сырьевых месторождений и создание новых производств. Это золотодобывающее предприятие «Тардан-Гол» (Бай-Сутское месторождение), а также компания «Лунсин» (КНР) по добыче свинцово-цинковых руд (Кызыл-Даштыгское месторождение) и др.

Начиная с 1998 г. объемы промышленной продукции ежегодно стабильно увеличивались (рис. 1), разрушительные последствия кризиса в ряде отраслей были преодолены - увеличивались объемы ВРП и промышленного производства, хотя это происходило в основном за счет роста добычи полезных ископаемых.

Финансово-экономические кризисы 2009 г. и начала 2014 г. негативно сказались на развитии промышленного комплекса республики. По мнению академика А.Г. Аганбегяна, особенностями

кризиса 2009 г. стали его глобальный характер, всесторонность, глубина, продолжительность и затяжной выход из него [5, 6]. В республике кризисные процессы проявляются позднее, чем в других российских регионах, но носят более глубокий и затяжной характер. Во время кризиса 2009 г. в регионе выросла безработица, снизились объем ВРП, темпы ввода жилья, объемы промышленной и сельскохозяйственной продукции [7, с. 49-50].

В отраслевой структуре производства Республики Тыва наибольший объем продукции производят добывающие предприятия, а также отрасли по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (табл. 1).

Характерной особенностью республики по сравнению с другими регионами Сибири является традиционно низкий уровень развития обрабатывающих отраслей. В годы трансформационного кризиса значительно сократился объем выпуска продукции на предприятиях обрабатывающей промышленности, что привело к снижению их удельного веса в отрасли с 30 до 11,6%. Производство кирпича строительного составило в натуральном выражении в 2013 г. лишь 12,5% от уровня 1990 г., сборных железобетонных

0

Таблица 1

Объем промышленного производств Республики Тыва, млн руб.

Вид экономической деятельности Объем производства Удельный вес,%

2005 г. 2010 г. 2013 г. 2005 г. 2010 г. 2013 г.

Добыча полезных ископаемых 1 014 3 011 45,3 45,3 3 624 46,8

Обрабатывающая промышленность 427 769 11,6 19,1 895 11,6

Производство электроэнергии, газа и воды 795 2 860 43,1 35,6 3 220 41,6

Всего... 2 236 6 640 100 100 7 739 100

Источники: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: стат. сборник. М.: Росстат, 2013. С. 467; Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сборник. М.: Росстат, 2014. С. 483-490.

конструкций — 3,4%, пиломатериалов — 11,1%, тепловой энергии — 73,7%, вывоз древесины -16,1%.

Современный этап развития промышленного комплекса Республики Тыва характеризуется действием ряда факторов, сдерживающих развитие промышленного производства.

1. Неразвитость транспортной системы. Высока степень зависимости от ввоза сырья и комплектующих материалов. Отсутствует железная дорога. Имеющийся автомобильный транспорт, перевозящий более 90% грузов, является дорогостоящим, конкурентоспособность произведенных в республике товаров низкая и ограничивает ее участие в межрегиональных экономических процессах, а также возможности освоения природных ресурсов.

2. Слабая энергетическая база. В республике практически отсутствуют генерирующие мощности, производимая ими электроэнергия (турбины Кызылской ТЭЦ и дизельные станции) покрывает менее 1 0% потребности республики. Острой проблемой для развития промышленности республики и экономики в целом является практиче ски полное отсутствие резерва мощностей по тепловой и электрической энергии. Остро стоит вопрос по поиску дополнительных источников тепло- и электроэнергии (строительство дизель-генераторных станций, в том числе в труднодоступных районах, альтернативные источники, ТЭС-2 и т.д.);

3. Низкий уровень освоения природных ресурсов. В настоящее время ряд месторождений полезных ископаемых находится в нераспределенном фонде недр. Имеется возможность развития горнодобывающей отрасли за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений при развитии транспортной и энергетической инфраструктур и благоприятной ситуации на сырьевом рынке. Истощение отдельных видов природных ресурсов, в первую очередь россыпного золота, требует особых подходов к развитию экономической базы республики.

4. Неоптимальная отраслевая структура промышленного комплекса, низкий удельный вес промышленности в валовом региональном продукте (табл. 2).

Хотя валовая добавленная стоимость промышленности в номинальном выражении постоянно растет, ее удельный вес в ВРП изменяется незначительно (см. табл. 2), что обусловлено результатами деятельности других отраслей хозяйства, в особенности агропромышленного комплекса.

5. Низкие показатели эффективности промышленного производства. Технологическая отсталость ряда предприятий республики, низкая производительность труда в обрабатывающем секторе промышленности обусловлены низкой фондовооруженностью и высокой степенью физического и морального износа основных фондов

Таблица 2

Доля промышленности в валовом региональном продукте Республики Тыва

Показатель 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2012 г. 2013 г.

Валовой региональный продукт, млн руб. 3 638,7 11 662,5 30 772,8 37 653,0 41 749,2

В том числе:

— валовая добавленная стоимость промышленности, млн руб. 416,5 1 411,2 4 123,6 4 330,1 3 794,5

— удельный вес промышленности в ВРП, % 11,5 12,1 13,4 11,5 9,1

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: стат. сборник. М.: Росстат, 2015. С. 348, 353-363.

Региональная экономика: Regional Economics:

теория и практика 38 (2015) 33-43 Theory and Practice

Таблица 3

Обеспеченность основными фондами и степень износа основных фондов

Субъект 2005 г. 2010 г. 2012 г. 2012 г., в % к 2005 гТ Стоимость основных фондов на 1 млн руб. ВРП (для РФ - ВВП), млн руб.

РФ 2,3 2,5 2,4 105,6 ~

Сибирский федеральный округ 2,3 2,2 2,2 95,6

Республика Тыва 1,7 1,3 1,5 88,2

Степень износа основныьх фондов, %о

РФ 44,1 45,7 45,9 104,1 ~

Сибирский федеральный округ 38,9 35,9 38,3 98,5

Республика Тыва 46,1 42,7 37,5 81,3

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сборник. М.: Росстат, 2015. С. 373-376, 401-402.

(табл. 3), использованием устаревших технологий и оборудования. Низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции (легкая промышленность, деревообрабатывающее производство) республики связана с ее высокой себестоимостью.

6. Растущий дефицит квалифицированных кадров в отдельных отраслях промышленности, отсутствие структурированного и открытого рынка трудовых ресурсов, несбалансированная структура рабочей силы. В условиях современной экономики с учетом тенденции к сокращению численности трудоспособного населения повышение квалификации персонала, подготовка новых инженерных кадров и совершенствование системы мотивации сотрудников становятся основными факторами обеспечения стратегической конкурентоспособности предприятий.

7. Низкий уровень освоения новых видов наукоемкой конкурентоспособной продукции, незначительная доля инновационно активных предприятий, невысокая инновационная активность предприятий, низкий уровень модернизационной восприимчивости. Одной из главных причин низкого уровня внедрения инноваций следует признать слабый инвестиционный потенциал действующих предприятий региона. Другим фактором, тормозящим развитие республики, являются несформированные условия для создания благоприятного инвестиционного климата.

Концептуальные основы промышленного развития Республики Тыва. В настоящее время происходит смена парадигм регионального экономического развития и региональной политики, осуществляется поиск путей повышения эффективности управления территориальным развитием, новых форм, методов и механизмов участия региональных органов власти в управлении территорией. В последние 10-15 лет были выполнены циклы исследований по проблемам развития

теории, методологии и практики регионального стратегического управления [8-11].

Для исследователей становится очевидным факт дифференциации результатов модернизационных преобразований в регионах. В основе такой дифференциации лежит разница в модернизационной восприимчивости регионов. До последнего времени в научной литературе не использовалось понятие модернизационной восприимчивости региона. Это понятие значительно более емкое, системно характеризующее, с одной стороны, достигнутый уровень социально-экономического развития региона, с другой стороны, возможную степень реализации стоящих перед регионом задач реформирования социально-экономических процессов.

Под модернизацией социально-экономической системы регионов понимается многомерный процесс усовершенствования институтов и инструментов регулирования экономики и социальной сферы для приведения в соответствие с требованиями ориентации экономики на инновационное развитие, обеспечения уровня благосостояния населения, соизмеримого со стандартами жизни развитых стран, на основе устойчивого развития и расширения ресурсных возможностей регионов.

Под модернизационной восприимчивостью региона (МВР) понимается способность субъекта Федерации использовать производственный, инфраструктурный и интеллектуальный потенциалы региона на базе институциональных преобразований, проведения эффективной инвестиционной и инновационной политики.

В научной литературе формирование региональной промышленной политики рассматривается как первоначальный этап разработки промышленной политики макрорегионов и страны в целом. На базе определения перспективных направлений

концентрации ресурсов регионов (сырьевых, финансовых и интеллектуальных) возможно формирование межрегиональных промышленных стратегий и общенациональной стратегии. С точки зрения авторов, в России необходима разработка стратегических направлений совершенствования промышленного производства в регионах в соответствии с общенациональными приоритетами развития.

Формирование стратегических направлений целесообразно осуществлять на основе анализа модернизационной восприимчивости региона. Приоритетность направлений совершенствования процессов модернизации определяется по отклонению локальных показателей МВР от 1. По расчетам авторов, по указанному показателю Республика Тыва относится к группе регионов с низкой модернизационной восприимчивостью со значением интегральной оценки от 0 до 0,4 и находится в зоне риска (табл. 4). В данной группе регионов у предприятий при низкой обеспеченности производственными фондами снижены стимулы к внедрению инноваций, низкий уровень инвестиционной привлекательности, низкие показатели развития жилищно-коммунальной инфраструктуры, развитие инновационных кластеров только прогнозируется. В республике требуется принятие комплекса срочных мер, направленных на поиск ресурсов для активизации модернизационных процессов, мер по конструированию новых инструментов регулирования развития регионов.

На основе анализа полученных данных выявлено, что наиболее перспективными направлениями регулирования развития промышленного производства в Республике Тыва являются формирование благоприятного инвестиционного климата, модернизация действующих предприятий на инновационной основе, создание малых инновационных предприятий. Необходима организация выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью (возобновление производства мебели, пиломатериалов высокого качества, строительных материалов, мясных консервов), а также выпуска углеродных материалов, сорбентов, моторного топлива, полимеров, биогуматов (возобновление производства по глубокой переработке минерального сырья). Целесообразно сосредоточить усилия органов управления на совершенствовании нормативно-законодательной базы, взаимодействии с инвесторами для привлечения их в регион, формировании и применении новых

Таблица 4

Уровень модернизационной восприимчивости Республики Тыва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Составляющие модернизационной восприимчивости 2010 г. 2013 г.

Экономико-технологическая 0,383 0,367

Инвестиционно-финансовая 0,234 0,274

Инфраструктурная 0,366 0,347

Интеллектуальная 0,354 0,385

Институциональная 0,155 0,199

Территориально-организационная 0,494 0,499

Инновационная 0,404 0,428

Интегральный показатель... 0,342 0,357

Источник: авторская разработка.

инструментов регулирования промышленного развития (специальных экономических зон, целевых программ, кластеров, частно-государственного партнерства). В законодательной подготовке использования указанных инструментов республика отстает от других регионов страны.

Реализуемая в настоящее время концепция промышленного развития Республики Тыва была разработана в 1997 г., в период трансформационного кризиса и определяла развитие промышленного комплекса до 2010 г. Целями промышленной политики признавались создание условий для перехода к следующему этапу реформ, переход от экстенсивных методов хозяйствования к интенсивным при последовательном сокращении доли субвенций в республиканском бюджете, устойчивый рост производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности, активизация инвестиционной деятельности и структурных изменений в производственном секторе, решение на этой основе социальных проблем. Предполагалось переориентировать промышленное производство на комплексную и глубокую переработку преимущественно местного сырья, на развитие промышленного производства в районах республики посредством создания сети малых предприятий, возрождающих традиционные народные промыслы коренного населения. Намечалось осуществление мер по совершенствованию правовой базы экономической деятельности, по подготовке кадров для промышленных предприятий, по информационному обеспечению промышленной политики, по материально-технической поддержке транспортной инфраструктуры, по созданию благоприятного инвестиционного климата и поддержке малого бизнеса. Однако в связи с

недостатком финансирования, ограниченностью источников инвестиций и кредитования реального сектора экономики, а также несовершенством механизма реализации цели концепции были достигнуты не в полной мере.

В настоящее время разрабатывается концепция развития промышленности Республики Тыва на период до 2030 г. Разработку стратегических направлений промышленного комплекса республики целесообразно осуществлять с учетом перспективных параметров развития основных секторов экономики региона (агропромышленного, строительного, топливно-энергетического, транспортно-логистического).

Целесообразно выделить следующие основные цели стратегии промышленного развития региона:

— достижение стабильного экономического роста для повышения уровня занятости трудоспособного населения и роста доходов регионального бюджета;

— внедрение научно-технических достижений в производство, инновационный характер прироста промышленной продукции;

— приоритетное внимание к формированию высокотехнологичных отраслей и видов производства;

— совершенствование механизмов профессиональной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями экономики;

— восстановление мощностей обрабатывающих предприятий для вывода их на мировой уровень конкурентоспособности и превращение их в главный источник роста экспортного потенциала региона и решения социальных проблем;

— создание развитой сети малых предприятий, обладающих необходимой гибкостью для быстрой реакции на требования рынка.

К факторам, способствующим развитию промышленности в Республике Тыва, можно отнести:

— значительные объемы ресурсов минерального сырья, пока слабо вовлеченных в хозяйственный оборот. Хотя процесс освоения ресурсного потенциала региона с 2005 г. идет достаточно активно: по итогам аукционов на получение права разработки месторождений редких и цветных металлов ежегодно выдается 5-8 лицензий на право пользования недрами;

— наличие незанятого населения в трудоспособном возрасте при достаточно низкой стоимости рабочей силы;

— приграничное положение региона, при котором соседние регионы зарубежных государств выступают как инвесторы и поставщики сырья, а также как потребители товаров и услуг, увеличивая емкость рынка сбыта для региона. Приграничное сотрудничество при согласовании в экспорте одноименной продукции позволяет не создавать между собой конкурентное ценовое единоборство, ослабляющее позиции добывающих предприятий на рынках третьих стран [12, с. 96-97];

— существование удобных площадок, обеспеченных водными ресурсами, для создания новых предприятий;

— динамичный рост инвестиций, особенно частных;

— сохранение у коренного населения навыков животноводства, которые позволят создать стабильную базу для развития мясопереработки, консервной промышленности, переработки шерсти и шкур [13, с. 9-10];

— возможность производить экологически чистую продукцию как следствие слабой индустриализации региона.

В Республике Тыва разведаны месторождения цветных, редких и благородных металлов, железных руд, пресных и минеральных вод, что позволяет создать комплекс высокорентабельных горнометаллургических предприятий по производству продукции с высокой добавленной стоимостью, осуществлению добычи и переработки руд Тарданского золоторудного месторождения, Улуг-Танзекского тантал-ниобиевого, Терлигхаинского ртутного, Таштыгского литиевого, Кызыл-Таштыгского свинцово-цинкового, Кара-Сугского месторождения флюорит-, барит-, седеритовых руд и других месторождений. Ресурсный потенциал развития топливно-энергетического комплекса представлен крупными запасами коксующихся и энергетических каменных углей. Наличие месторождений нерудных строительных материалов позволяет обеспечить ежегодный выпуск 115-120 тыс. т асбестового волокна высокого качества. На территории республики эксплуатируется крупнейшее Ак-Довуракское месторождение хризотил-асбеста. Разведаны и подготовлены к освоению более 20 месторождений различных строительных

материалов. Значительную часть территории республики покрывают леса с преобладанием сибирской лиственницы, кедра, сосен, елей с запасом древесины 1 млрд м3, расчетной лесосекой — 2,5

3 2

млн м3 в год2.

Начиная с 2000 г. в республике сформировалась тенденция роста инвестиционной активности. В 2014 г. объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 16,2 млрд руб., что в сопоставимых ценах превышает уровень 2007 г. в 6,8 раза, среднегодовой темп прироста составляет 27%. До 2007 г. объем инвестиций в республике складывался только за счет бюджетных средств. За 2007-2014 гг. существенно вырос объем средств частных инвесторов. С 2008 г. (с начала реализации крупных инвестиционных проектов) компаниями инвестировано 34,1 млрд руб., в том числе за 2014 г. — 8 млрд руб. В настоящее время в Республике Тыва реализуются семь крупных инвестиционных проектов с суммарным объемом инвестиций 350 млрд руб.

2 О проекте Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 г.: постановление Правительства Республики Тыва от 04.04.2007 № 442. С. 50-52.

Стратегию промышленного развития Республики Тыва на период до 2030 г. целесообразно формировать на основе:

— вовлечения в хозяйственный оборот месторождений минерального сырья;

— повышения уровня его переработки путем создания новых производств, ориентированных на выпуск современной импортозамещающей продукции с использованием экологически безопасных технологий;

— стратегии инновационного прорыва, п р е д у с м а т р и в а ю щ е й с о з д а н и е высокотехнологичных рабочих мест [14, 15];

— кластерного подхода [16, с. 206; 17, с. 7-15; 18, с. 90-98].

Необходимо начать формирование целевых экономических зон в республике. Перед экономистами и политиками стоит задача - найти дополнительные инструменты регулирования экономического развития, используя мировой опыт регулирования экономических процессов [19-20], которые бы позволили перейти промышленности региона на новый уровень развития.

Список литературы

1. Мау В. Социально-экономическая политика России в 2014 году: выход на новые рубежи? // Вопросы экономики. 2015. № 2. С. 5-31.

2. Gavin Kitching. Development and Underdevelopment in Historical Perspective — Populism, Nationalism and Industrialisation. Taylor and Francis, 2012. 224 p.

3. Heinrich Arnold, Michael Erner, Peter Mockel, Christopher SMüffer. Applied Technology and Innovation Management: Insights and Experiences from an Industry-Leading Innovation Centre. Springer Berlin Heidelberg, 2010. 224 p.

4. Bart van Ark, Marcel P. Timmer, Mary O 'Mahony, Robert Inklaar. Economic Growth in Europe: A Comparative Industry Perspective. Cambridge University Press, 2011. 310 p.

5. Аганбегян А.Г. Уроки кризиса: России нужна модернизация и инновационная экономика // ЭКО. 2010. № 1. С. 34-60.

6. Аганбегян А.Г. Экономика России на распутье... Выбор посткризисного пространства. М.: АСТ, 2010. 379 с.

7. ButzenP., DerooseM., Ide S. Global imbalances and gross capital flows // Economic Review. 2014. September. P. 39-60.

8. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Реформы и регионы: системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления. М.: ЛЕНАНД, 2012. 1024 с.

9. Пчелинцев О.С. Региональные условия экономического роста // Проблемы прогнозирования. 2004. № 3. С. 53-70.

10. Селиверстов В.Е. Федерализм, региональное развитие и региональная наука в постсоветской России: модернизация или деградация? // Регион: экономика и социология. 2013. № 4. С. 3-36.

11. Селиверстов В.Е. Региональное стратегическое планирование: от методологии к практике: монография. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2013. 436 с.

12. Атанов Н.И., Мункодугарова А.Б. Экономическая динамика Забайкальской России и Монголии: приграничные сравнения трансформационного периода // ЭКО. 2014. № 12. С. 86-98.

13. Веселова Э.Ш. Что делает Татарстан успешным регионом // ЭКО. 2015. № 1. С. 5-25.

14. Yuri Sadoi, Yeo Lin, Rajah Rasiah (Eds.). Innovation and Industrialization in Asia. Taylor and Francis, 2013. 168 p.

15. Goos M., Manning A., Salomons A. The polarization of the European labor market // American Economic Review. 2009. Vol. 99. № 2. P. 58-63.

16. MichaelE. Porter. On Competition. Harvard Business School Press, 1998. 485 p.

17. RobertHuggins, Hiro Izushi. Competition, competitive advantage, and clusters: the ideas of Michael Porter. Oxford: Oxford University Press, 2011. 336 p.

18. Erikson S. (Eds.). Clusters and economic growth in Asia. Edward Elgar Publishing Ltd, 2013. 208 p.

19. MatildeMas, RobertStehrer. Industrial Productivity in Europe: Growth and Crisis. Springer Berlin Heidelberg, 2012. 496 p.

20. Sargant Florence P. Industry and the State. Routledge Taylor and Francis, 2013. 200 p.

9. Pchelintsev O.S. Regional'nye usloviya ekonomicheskogo rosta [Regional conditions for economic growth].

Problemyprognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2004, no. 3, pp. 53-70.

10. Seliverstov V.E. Federalizm, regional'noe razvitie i regional'naya nauka v postsovetskoi Rossii: modernizatsiya ili degradatsiya? [Federalism, regional development, and regional studies in post-Soviet Russia: modernization or degradation?]. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2013, no. 4, pp. 3-36.

11. Seliverstov V.E. Regional 'noe strategicheskoeplanirovanie: ot metodologii kpraktike: monografya [Regional strategic planning: from methodology to practice: a monograph]. Novosibirsk, Institute of Economy and Organization of Industrial Production of SB of RAS Publ., 2013, 436 p.

12. Atanov N.I., Munkodugarova A.B. Ekonomicheskaya dinamika Zabaikal'skoi Rossii i Mongolii: prigranichnye sravneniya transformatsionnogo perioda [Economic dynamics in Trans-Baikal Russia and Mongolia: frontier comparisons of the transformation period]. EKO = ECO, 2014, no. 12, pp. 86-98.

13. Veselova E.Sh. Chto delaet Tatarstan uspeshnym regionom? [Why the Republic of Tatarstan is a successful region?]. EKO = ECO, 2015, no. 1, pp. 5-25.

14. Yuri Sadoi, Yeo Lin, Rajah Rasiah (Eds.). Innovation and Industrialization in Asia. Taylor and Francis, 2013, 168 p.

15. Goos M., Manning A., Salomons A. The polarization of the European labor market. American Economic Review, 2009, vol. 99, no. 2, pp. 58-63.

16. Porter M.E. On Competition. Harvard Business School Press, 1998, 485 p.

17. Huggins R., Izushi H. Competition, Competitive Advantage, and Clusters: The Ideas of Michael Porter. Oxford, Oxford University Press, 2011, 336 p.

18. Erikson S. (Ed.). Clusters and Economic Growth in Asia. Edward Elgar Publishing Ltd, 2013, 208 p.

19. Mas M., Stehrer R. Industrial Productivity in Europe: Growth and Crisis. Springer Berlin Heidelberg, 2012, 496 p.

20. Sargant Florence P. Industry and the State. Routledge, Taylor and Francis, 2013, 200 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.