Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турсынбаев А.З, Оралбаев А.Б, Сайдуллаева Н.С, Куралова Г.Ж.

Система образования страны предполагает рассмотрение различных путей решения важнейших проблем становления каждого ребенка как личности. Ведь основная сфера нашего цивилизованного общества, занимающая важное место в становлении каждого ребенка человеком – это система образования. Главная цель общего образования на национальном уровне – формирование компетентной личности, готовой активно участвовать в социальной, экономической, общественно-политической жизни Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турсынбаев А.З, Оралбаев А.Б, Сайдуллаева Н.С, Куралова Г.Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО

УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ 1Турсынбаев А.З., 2Оралбаев А.Б., 3Сайдуллаева Н.С., 4Куралова Г.Ж.

1,2'3Южно-Казахстанский университет им.М.Ауезова, доцент 4Навоийский государственный педагогический институт, преподаватель https://doi.org/10.5281/zenodo.10993189

Система образования страны предполагает рассмотрение различных путей решения важнейших проблем становления каждого ребенка как личности. Ведь основная сфера нашего цивилизованного общества, занимающая важное место в становлении каждого ребенка человеком - это система образования. Главная цель общего образования на национальном уровне - формирование компетентной личности, готовой активно участвовать в социальной, экономической, общественно-политической жизни Республики Казахстан.

В последние годы открытость общества и преобразования в нем, новые стратегические ориентиры в развитии экономики страны, ее оперативная информированность и динамичное развитие кардинально изменили требования к образованию. Ведь ведущие страны мира оценивают цели, содержание и технологии образования, исходя из его результатов. В связи с этим основной целью образования является обучение учащихся и студентов на основе полученных знаний, умений и навыков саморазвитию, самостоятельному поиску, анализу и рациональному использованию данных, правильному выполнению своего дела [1].

Методическая подготовка является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущего учителя. В соответствии с методическими аспектами выполняемых им действий в профессиональной деятельности, в зависимости от особенностей решаемых учебных задач, имеет свое значение.

Главными функциями методической подготовки являются обеспечение анализа, выявления и обоснования эффективных путей обучения на любой стадии обучения физике, интеграции научных знаний и различных педагогических ситуаций путем определения и назначения ее специальных задач, принципов, содержания, форм и методов. Здесь задача методического аспекта профессиональной подготовки учителя не ограничиваться обоснованием и выбором путей обучения, а научить учащихся разнообразным методам учебно-познавательного процесса и научной организации их деятельности [2].

Основные компоненты профессионально-методической подготовки студентов: направленность, совокупность соответствующих знаний, умений и навыков, развитое логическое мышление и сознание, личностные способности и качества, опыт выполнения действий. Формирование и развитие перечисленных компонентов составляет главную цель методической подготовки будущего учителя.

При рассмотрении основ закономерностей обучения мы исходим из уровней, учитывающих зависимость его реализации, от различных ступеней системы образования и ее основных задач (курс обучения, методика прохождения отдельной главы, система развития степени профессиональной подготовки и др.):

• методы и формы организации учебно-познавательной деятельности;

• структура и содержание рассматриваемого учебного материала;

• структурный характер организации учебно-познавательной деятельности;

• структура целей и основных задач учебного курса [3].

На современном этапе, в процессе подготовки будущего учителя физики, реализация системы этих уровней осуществляется, в основном, на уровне методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Этого, конечно, недостаточно для учета многообразия, многоплановости объективных и субъективных факторов, способствующих эффективной организации профессионально-методической подготовки учителя. Интеграция процессов теоретической и методической подготовки учителя, позволяет реализовать вариативность его подготовки к профессиональной деятельности на всех вышеперечисленных уровнях [4].

Основными педагогическими средствами, реализующими трансформацию подготовки будущего учителя физики в педагогических учебных заведениях на основе философских, педагогических и психологических идей и закономерностей, являются:

• в профессионально-методической подготовке будущего учителя физики, реализации циклического принципа его учебно-познавательной деятельности;

• внедрение в содержание обучения методологических знаний и умений, обеспечивающих подготовку учителя физики к профессиональной деятельности;

• при определении структуры специальных и методических дисциплин учитывать стадию и сроки формирования теоретических и профессионально-методических знаний, умений и навыков, обеспечение постепенного возрастания значимости и сложности учебного материала, исключающего строго линейное построение учебного курса;

• обеспечение развития аналитических, творческих и рефлексивных способностей будущих учителей путем определения и выполнения задач каждой ступени обучения [5].

При осуществлении профессионально-методической подготовки учителя физики основываются на:

- использование взаимодополняющих друг друга идей;

- развитие активности и самостоятельности студентов на основе методов и приемов, применяемых в самостоятельной работе;

- организация учебно-познавательной деятельности студентов, адекватную их профессиональной деятельности в будущей школе за счет осуществления на научной основе передачи содержания учебного материала и выбора форм его организации;

- расширение мотивационных рамок, определяющих и реализующих профессиональную направленность будущего учителя физики [6].

В профессиональной подготовке будущего учителя физики предполагается организация специальных курсов и семинаров, обеспечивающих активную и плодотворную учебно-познавательную, творческую деятельность студентов, создание системы учебно-познавательных и методических заданий и упражнений, целью которых является расширение теоретических знаний, обучение их свободному использованию. К числу ведущих функций методического компонента подготовки будущего учителя физики к профессиональной деятельности в педагогических вузах можно отнести:

- формирование у будущего учителя физики любознательного, творческого подхода к профессиональной деятельности (мотивационно-ценностная функция);

- формирование у учителя физики комплекса, набора фундаментальных теоретических, профессионально-методических и методологических знаний и умений, необходимых для эффективного и успешного выполнения своей профессиональной деятельности (обучающие, контрольные и методологические функции);

- формирование сознания, мировоззренческих установок будущего учителя физики (мировоззренческая функция);

- формирование опыта деятельности, практической профессиональной деятельности учителя физики на поисково-эвристическом, учебно-исследовательском уровнях (профессионально-практическая функция) [7].

В соответствии с этим структура методической системы подготовки учителя физики к профессиональной деятельности должна состоять, условно, из трех основных компонентов: целей; средств и полученных результатов. Цели системы профессионально-методической подготовки будущего учителя физики в педагогических учебных заведениях должны раскрываться с точки зрения их иерархической структуры, компонентных составляющих и взаимосвязей. При определении состава целей требования деятельностного согласия должны рассматриваться как ведущие и формулироваться через термины формируемых действий. При этом в качестве операционных составляющих целей берутся элементы теоретической, профессионально-методической подготовки учителя физики. Но поскольку реализация отдельных элементов действий требует овладения определенным набором знаний и умений, их перечень конкретизирует виды и элементы действий.

Элементы профессионально-методической деятельности определяются возможными видами взаимодействия между учителем, учеником и информатикой. Здесь должны быть предусмотрены следующие основные виды деятельности учителя физики: учебно-методическая работа, самостоятельная учебно-исследовательская работа, направленная на научную организацию познавательной, поисковой деятельности учащихся [8].

В состав основных целей методической системы развития готовности учителя физики к профессиональной деятельности входят:

- физические знания и умения, необходимые им для плодотворного выполнения своей преподавательской деятельности;

- совокупность учебно-методических знаний и умений, обеспечивающих осуществление свободного применения уроков физики и различных видов внеклассной работы учащихся и овладение ее подготовкой на методической основе;

- специальные многофункциональные средства обучения физике (физический учебный эксперимент, методы решения физических задач, методы, приемы, способы вовлечения учащихся в учебно-познавательную, поисковую и творческую деятельность и др.);

- совокупность организационно-методических умений и навыков, позволяющих учителю физики создавать и развивать материальную базу своего предмета; учебно-познавательные и творческие знания и умения, обеспечивающие учителю, учащимся адекватное восприятие результатов своей работы в процессе обучения физике;

- внедрены специальные умения, позволяющие на научной основе совершенствовать методы, приемы и средства обучения, грамотно применять их в различных ситуациях, возникающих в учебном процессе [9].

Деятельность студентов при выполнении практических, лабораторных работ во всех видах физических знаний складывается из практических и профессиональных действий. В ходе занятия студент овладевает одним из способов осознанной, целенаправленной организации своей деятельности - занятием (наблюдение, измерение, эксперимент, статистическая обработка результатов, обсуждение, составление конспекта и т.д.). На этой

основе он получает изучаемую информацию, получает много способов достижения цели анализирует эффективное изнутри.

Такие микроприемы деятельности студента являются необходимыми элементами развития подготовительного процесса. Кроме того, во время практикума определяется эффективность учебно-познавательной деятельности студента, качество обмена мнениями его с учителем, студентами группы, лаборантами. Таким образом, у будущего учителя физики сформирована готовность к выполнению действий, к которым можно достигать целенаправленно, с помощью взаимосвязанных воздействий. Для этого необходимо:

- проведение воспитательной работы, повышение интереса к их профессиональной деятельности, создание мотивации;

- создание системы знаний, определяющих условия и содержание профессиональных задач путем осуществления междисциплинарных связей;

- познакомить словами и наглядными пособиями с особенностями будущей деятельности;

- на основе эффективной организации учебно-познавательной деятельности студентов и использования упражнений вооружить их необходимыми умениями и навыками;

- отслеживание, адаптация самостоятельной подготовки студентов к будущей деятельности [5].

Важную роль в организации профессиональной подготовки играет реализация условий, оказывающих большое влияние на формирование у студентов позитивного отношения к обучению, знаниям (понимание теоретической и практической значимости усвоенных знаний и близких и отдаленных целей обучения, постепенное наращивание новизны и содержания учебного материала, создание ситуаций с информационными познавательными противоречиями, проблемных вопросов и др.). Конечно, они должны быть подобраны таким образом, чтобы будущие учителя физики были адекватны тем действиям, которые они будут выполнять в будущем.

REFERENCES

1. А.З.Турсынбаев Тенденции развития современного образования в Казахстане. Fergana state university conference. 2023/11/3. Источник: https://conf.fdu.uz/index.php/conf/article/view/2305.

2. А.З.Турсынбаев Проблемы современной сельской школы. Publisher of Kostanay Regional University named after Akhmet Baitursynov. 2021/9/29.

3. Г.М.Молдогазиева, А.А.Демеубаева, А.З.Турсынбаев Развитие маркетинга в сфере образования. «Человек, экономика, общество в условиях пандемии: региональные, глобальные и федеральные аспекты». 2021. С. 148-152. Издательство: Институт дружбы народов Кавказа.

4. Г.Абдикаримова, А.Турсынбаев, А.Тастанов, У.Алимкулова, Э.Абдрашова Важность использования новых технологий в сфере образования [PDF] с сайта kaznpu.kz. Педагогика и психология. Том 45. №4. 2020/12/31. С.58-66.

5. А.З.Турсынбаев Педагогические технологии в сфере учебно-воспитательной деятельности педагогов // ББК 74.200 Н 76. - 2013. - с.416.

6. А.З.Турсынбаев, М.С.Балганова, Г.М.Ходжаниязова, С.Н.Шаухан Исследование программного оборудования проектирования информационных систем [PDF] с сайта

kaznpu.kz. Вестник «Физико-математические науки». Том 72.№ 4. 2020/12/29. С.263-269.

7. А.Турсынбаев Социальная и психологическая ценность дошкольного детства. [PDF] с сайта soippo.edu.ua. Артюшкша Людмила. Суми. ВВП «М^я». 2015. С. 244-247.

8. Saparbayeva, E., Abdualiyeva, M., Torebek, Y., Madiyarov, N., Tursynbayev, A. Leveraging digital tools to advance mathematics competencies among construction students. 2024, 11(1), 2319436.

9. Н.Ядгарова, А.Турсынбаев, А.Мариева, А.Ануарова «Психологические особенности личностной тревожности современного учителя». - Международный журнал экспериментального образования. №11-2, 2014. С.23-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.