ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2016. № 6(57). Т. V.
УДК 330
А.С. Севрюкова, В.Н. Лапыкина ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Статья посвящена рассмотрению проблем развития малого предпринимательства в России. В работе были указаны основные функции этих хозяйствующих субъектов. По данным литературных источников были проанализированы основные проблемы развития малого бизнеса.
Ключевые слова: предпринимательство, малые предприятия, функции малого предпринимательства, проблемы развития.
В настоящее время предпринимательская деятельность является важнейшим элементом любой рыночной экономики, так как способствует экономическому росту страны. Предпринимательству всегда свойственны принципы новаторства и использование инноваций в процессе производства товаров и услуг. Также основными чертами предпринимательства являются:
1. Самостоятельная деятельность хозяйствующих субъектов. Каждый предприниматель свободен в выборе своих действий и может лично принимать любое решение;
2. Экономическая заинтересованность. Главной целью предпринимательской деятельности является получение максимальной прибыли;
3.Риск и ответственность. Предприниматель всегда имеет риск, связанный с несением убыток, и ответственен за результаты своей деятельности перед обществом;
4.Мобильность предпринимательских действий. Предприниматель должен суметь вовремя уловить изменение спроса, угадать развитие рыночной тенденции [5, с.10].
К основным чертам малого бизнеса можно отнести: единство права собственности и управления предприятия; ограниченность в масштабах; небольшие рынки ресурсов и сбыта; узкий круг потребителей; руководитель предприятия полностью непосредственно включен в производственный процесс; семейное ведение дела.
В России данный вид предпринимательства обладает следующими характерными особенностями: низкий управленческий уровень и недостаток опыта рыночных отношений; низкая технологическая оснащенность; работа в условиях отсутствия полной информации о состоянии рынка; субъекты имеют в собственности очень мало вещественного основного капитала; трудно налаживаются кооперация и деловые контакты между малыми предприятиями [6, с.223].
Сущность малого предпринимательства проявляется в его функциях:
Экономическая функция. В работе на малых предприятиях задействована большая часть населения. Решается проблема занятости через формирование новых рабочих мест. Роль предпринимателя определяется как производителя продукции и услуг, налогоплательщика и агента рыночных отношений.
Социальная функция. Способствуют созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние. Также малый бизнес помогает раскрыть внутренний потенциал личности.
Политическая функция. Мелкие предприниматели отличаются приверженностью принципам демократии и стабильной политики, они выступают за сохранение и поддержание собственности.
Характерные черты малого предпринимательства напрямую влияют на основные проблемы, которые возникают и препятствуют развитию рыночных отношений и экономики в нашей стране.
Рассмотрим административные барьеры в предпринимательской деятельности. Для открытия своего дела, нужно пройти процедуры: регистрации, инспекции, лицензирования и сертификации. Все перечисленные действия относятся к составляющим государственного регулирования действий хозяйствующих субъектов. Такой стандартизированный процесс должен помочь предпринимателям на начальных этапах их деятельности. Надзор за четким исполнением всех пунктов производят представители исполнительной власти, которые действую от имени государства. Но стоит отметить, что во всех сферах государственного регулирования отсутствует строгость их выполнения. Данная ситуация не способствует развитию малого бизнеса [3, с.83].
© Севрюкова А.С., Лапыкина В.Н., 2016.
Научный руководитель: Гусарева Надежда Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства, Российский государственный социальный университет, Россия.
Вестник магистратуры. 2016. № 6(57). Т. V.
ISSN 2223-4047
Для начинающих предпринимателей значительной проблемой является труднодоступность ресурсов, так как у них отсутствует информация о наличии и условиях их предоставления. Найти различное сырье и материалы всегда временезатратный и трудоемкий процесс, а усложненная система доступа так называемым «новичкам» иногда попросту не дает возможность развиваться малому бизнесу.
На рынке недвижимости существует тенденция предоставления недвижимости малым предприятиям только на условиях договора краткосрочной аренды, что чаще всего бывает невыгодно.
Дефицит специализированного отечественного и импортного оборудования на рынке средств производства в настоящее время не является серьезной проблемой. Наше производство развивается и предоставляет достаточное количество полностью готового к использованию оборудования, но не все предприниматели имеют достаточно денежных средств на закупку дорогостоящих средств производства.
Периодические изменения процента рефинансирования на финансовом рынке подвергает бизнес серьезному риску и не гарантирует предприятию защиту от банкротства.
С одной стороны, рынок труда переполнен кадрам, а с другой стороны, существует серьезная нехватка квалифицированных рабочих, которые будут согласны работать на достаточно нестабильном малом предприятии.
Рынок информации редко бывает актуальным. Ни предприниматели, у которых нет возможности пользоваться дорогостоящими источниками анализа рыночной ситуации, ни потребители не получают качественные сведения об экономической ситуации в стране, хотя при помощи электронных ресурсов данная проблема устраняется [2 с.138].
Таким образом, мы видим немало проблем, с которыми сталкиваются предприниматели в сфере малого бизнеса. Каждая из них негативно сказывается на его развитии. Однако именно за малым предпринимательством - будущее российской экономики.
Библиографический список
1. Буров В. Ю. Малое предпринимательство в Забайкальском крае / В.Ю. Буров, Н.А. Кручинина - Иркутск, 2011. - 201 с.
2. Лапуста М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Ю.Л. Предпринимательство. Учебник / М.Г.Лапуста. - М.: Инфа-М, 2008г.
3. Пиньковецкая Ю.С. / Государственное регулирование и поддержка развития предпринимательства: учебное пособие - М.: «Русайнс», 2015. - 244 с.
4. Ручкина Г.Ф., Демченко М. В., Ключникова Я. А., Венгеровский Е.Л. / Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: совершенствование правового регулирования: монография — М.: Издательство «Русайнс», 2015. — 96 с.
5. Самарина В.П. / Основы предпринимательство: учебное пособие - 2-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2015. -
222 с.
6. Туренко Т.А. / Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики - Иркутск, 2010. - №5. - С.223-227
7. Цыпин А.П. Развитие малого предпринимательства в Оренбургской области / А.П. Цыпин, Л.Р. Фаизова // : Наука и образование: фундаментальные основы, технологии, инновации: Сб. мат. межд. науч. конф. посвященной 60-летию Оренбургского государственного университета. 2015. - С. 248-252.
СЕВРЮКОВА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА - студент направления подготовки «Менеджмент» экономического факультета, Российский государственный социальный университет, Россия.
ЛАПЫКИНА ВАЛЕРИЯ НИКОЛАЕВНА - студент направления подготовки «Менеджмент» экономического факультета, Российский государственный социальный университет, Россия.