25 (262) - 2014
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
УДК 339.924
проблемы развития интеграционных процессов в рамках единого экономического пространства и новые угрозы экономической
безопасности россии
Н.П. ГУСАКОВ,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой международных экономических отношений E-mail: gnp45@mail.ru И.В. АНдРОНОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений E-mail:aiv1207@mail.ru Российский университет дружбы народов
Расширение и углубление участия России в интеграционных процессах серьезным образом влияет на ее экономическую безопасность. С одной стороны, формируются факторы коллективной безопасности, а с другой — прослеживается конфликт интересов участников экономических группировок. Соблюдение баланса коллективных и индивидуальных интересов стран — участниц интеграционных блоков представляется залогом успеха экономической интеграции и обеспечения их экономической безопасности.
Ключевые слова: Единое экономическое пространство, интеграционные процессы, конфликт, экономическая безопасность, угрозы, национальные интересы, торгово-экономическое сотрудничество
В конце 2010 г. страны — члены Таможенного союза — Россия, Белоруссия и Казахстан подписали пакет из 17 документов по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП), а 18 ноября 2011 г. — Декларацию о евразийской экономической интеграции, в которой было объявлено о переходе к следующему этапу интеграционного строитель-
ства — к Единому экономическому пространству1. ЕЭП предусматривает свободное движение товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, что является серьезным достижением на постсоветском пространстве. Вместе с тем необходимо проанализировать, насколько успешно развиваются интеграционные процессы в данном направлении не только институционально, но в большей степени с точки зрения влияния на экономическую безопасность стран-участниц.
Одним из важнейших показателей развития интеграционных процессов является внутрирегиональная торговля, ведь не зря интеграционные процессы начинаются именно с заключения соглашения о зоне свободной торговли. Следовательно, интегрирующиеся страны предполагают, что изменения условий торговли значительно скажутся на их социально-экономическом развитии. В более развитых интеграционных группировках (таких как Европейский союз) доля взаимной торговли имеет
1 Декларация о евразийской экономической интеграции от 18.11.2011. URL: http://www.kremlin.ru/ref_notes/1091.
устойчивую тенденцию к росту и в настоящее время составляет порядка 65%, НАФТА — около 49%.
Насколько же важны друг для друга Россия, Белоруссия и Казахстан как торговые партнеры? Обратимся к статистике. Доля стран Единого экономического пространства в товарообороте России в 2012 г. составила чуть более 7%, в товарообороте Казахстана — около 17,9% в 2012 г. и 18,4% в 2013 г. В Белоруссии на долю стран ЕЭП приходится почти половина внешней торговли Белоруссии: 48,5% — в 2012 г.; 50,6% — в 2013 г. При этом в 2000 г. данные доли составляли — 7,7% у России, 20,8 — у Казахстана, 58,6% — у Белоруссии2. Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на постоянное увеличение стоимостного объема товарооборота между странами, реальных существенных изменений с вступлением в силу соглашений о Таможенном союзе, а затем и о Едином экономическом пространстве между странами все же не произошло [3, 7].
Еще важнее посмотреть на развитие торговых связей не просто в целом по ЕЭП, но и между парами стран-участниц. Доля России в экспорте и импорте Казахстана достаточно большая, но, тем не менее, имеет устойчивую тенденцию к сокращению. Если в 2000 г. доля России в экспорте Казахстана составляла 9,8%, то в 2013 г. — уже 7,0%, при этом доля стран Евросоюза в 2013 г. в экспорте составила 53,1%, а Китая — 17,3%. С чем связаны эти цифры? За объяснением обратимся к товарной структуре казахского экспорта.
Основными экспортными товарами на протяжении всего существования независимого Казахстана являлись углеводородное сырье и металлы, на долю которых только в 2012 г. пришлось 88,1% совокупного объема экспорта. Собственно, эта структура экспорта практически на 100% повторяет российскую структуру. Отсюда можно сделать логический вывод о том, что по экспорту Россия и Казахстан на 85-90% являются конкурентами. При этом и та, и другая страна уже многие годы ставит перед собой задачу диверсификации экспорта, но пока доля вышеназванных статей в экспорте как той, так и другой страны только увеличивается. Причем доля поставок минеральных продуктов из Казахстана в Россию составляет 1,2% от экспорта казахских
2 Информационное агентство Zakon.kz. иКЬ: http://www.
zakon.kz/kazakhstan/4512236-kontrabanda-tnp-iz-kitaja-na-1-mln.html.
минеральных продуктов в целом, в Белоруссию минеральные продукты из Казахстана не поставляются вовсе. Доля металлов и изделий из них в экспорте из Казахстана в Россию — 8,2% от общего экспорта металла, а Белоруссии — 0,19%.
Однако, что касается такой важнейшей позиции для любой страны, как «Машины, оборудование и транспортные средства», которая составляет всего 1,4% казахского экспорта, то 62% экспорта этих машин и оборудования приходится на Россию, на Белоруссию приходится лишь 0,15%. При этом более 60% всех необходимых машин и оборудования Казахстан закупает у стран дальнего зарубежья, на долю же России приходится чуть более 20%, Белоруссии — около 15% [3].
Здесь надо отдельно отметить, что торговля между Казахстаном и Белоруссией в целом имеет минимальные значения. Доля Казахстана в экспорте Белоруссии в 2013 г. составила 0,85% , а в импорте — 0,082%. Доля Белоруссии в экспорте Казахстана — 0,06%; в импорте — 0,68%. Это даже меньше, чем доля России в товарообороте Бразилии.
Россия является гораздо более значимым торговым партнером Белоруссии. Ее доля в белорусском экспорте составляет 45,5%, а в импорте — 53,2%. Конечно, обращает на себя внимание тенденция сокращения этих показателей. Так, в 2000 г. они были равны 50,5 и 64,9% соответственно [7].
Что касается товарной структуры экспорта Белоруссии в общем и со странами ЕЭП в частности, то основными товарами белорусского экспорта как в России, так и в Казахстане являются нефтепродукты — 32% всего экспорта. Это значит, что республика имеет схожие проблемы со структурой экспорта (следовательно, и производства также), что и в России, и в Казахстане. Товарная структура экспорта ухудшается, об этом свидетельствует снижение удельного веса сложнотехнической продукции в общем объеме экспорта республики. Минэкономики Беларуси прогнозирует, что доля сложнотехни-ческой продукции в общем объеме экспорта будет продолжать снижаться в 2014 г. (показатель составил в 2011 г. — 38,6%, в 2012 г. — 29,6%).
Основной сложнотехнической продукцией Белоруссии со времен Советского Союза являются тракторы, грузовые автомобили, седельные тягачи. Ничего принципиально нового в этом списке за 20 лет независимости не появилось. Основным потребителем данной продукции является Россия, которая закупает 78% всех грузовых автомобилей, произве-
денных на экспорт (Казахстан — 3,6%), 58% — седельных тягачей и тракторов (Казахстан — 7,5%), 75% всей сельскохозяйственной техники (Казахстан — 11,5%) и 65% частей и принадлежностей для автомобилей и тракторов (Казахстан — 2%). Кроме того, в Белоруссии закупаются 66% холодильников (Казахстан — 6%); шин — 49% (Казахстан — 23%); мебели — 27% (Казахстан — 2,7%) [7].
Таким образом, с точки зрения потребителя готовой продукции российский и казахский рынок крайне важен для Белоруссии. Так же, как важен рынок потребления продукции сельского хозяйства. На долю России приходится 88,2% произведенного на экспорт молока и сливок (сгущенных и сухих), на долю Казахстана — 6,8% (в совокупности на ЕЭП приходится 95%). Доля России в экспорте сыра и творога — 97%, Казахстана — 1,8%. На страны ЕЭП приходится более половины экспорта мяса и мясных субпродуктов. Приблизительно такие же цифры по реализации продукции фармацевтической промышленности.
Здесь надо отметить, что доля стран ЕС в белорусском товарообороте приближается к российской, но основу его составляют сырая нефть и нефтепродукты — более 87% от всего экспорта, далее следуют растворители, разбавители, смазочные масла, сжиженный газ. Причем 96,3% сырой нефти и газового конденсата, а также 98,2% нефтепродуктов и 100% газа Белоруссия импортирует из России [2]. Выходит, фактически 1/3 белорусского экспорта является реэкспортом российских ресурсов.
Отметим, что именно по указанным товарным группам у Белоруссии и России возникали проблемы. Согласно Соглашению о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации3 от 09.12.2010, а также Соглашению о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отде-
3 Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: соглашение Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 09.12.2010. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113004.
льных категорий товаров, выработанных из нефти4, от 09.12.2010 при вывозе с таможенной территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, Беларусь полностью перечисляет в российский бюджет экспортные пошлины на нефтепродукты, произведенные из российской нефти и экспортированные за пределы Таможенного союза.
Однако до недавнего времени растворители и разбавители не входили в перечень товаров, при экспорте которых Беларусь должна была перечислять пошлины в российский бюджет. По мнению экспертов, это обстоятельство вызвало резкое увеличение экспорта Беларусью указанной продукции с 5 тыс. т в 2007 г. до 1,3 млн т в 2009 г. Затем, в связи с конфликтом между Москвой и Минском и введением российской стороной пошлины на нефть и нефтепродукты для Белоруссии экспорт Белоруссии упал до 0,24 млн т в 2010 г. В 2011 г. Белоруссия вновь получила право беспошлинного импорта нефти и нефтепродуктов из России. Экспорт растворителей и разбавителей вырос до 2,1 млн т в 2011 г. и до 3,25 млн т (стоимостью 2,78 млрд долл.) в январе-августе 2012 г., хотя весь мировой рынок экспорта растворителей и разбавителей оценивается в 1,5 млн т в год. Данная ситуация вызвала резкую озабоченность российских властей, ведь по самым скромным расчетам российский бюджет недополучил в результате незамысловатых действий белорусской стороны порядка 1-1,5 млрд долл.5. После серии переговоров растворители и разбавители вошли в перечень товаров, при экспорте которых Беларусь должна была перечислять пошлины в российский бюджет. Это не единственный конфликт между странами ЕЭП в торговой сфере.
Принятие единого таможенного кодекса отнюдь не означает принятие единых ставок таможенных пошлин по 100% товарных позиций. Естественно, что из указанных соглашений есть изъятия. Допу-
4 Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти: заключено в г. Москве 09.12.2010 (ред. от 15.03.2012, с изм. от 13.12.2013). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=130524;fld=134;dst=4294967295;rnd=0 .285132904646236;from=109624-0.
5 Информационно-аналитическое издание. URL: httpV/про-вэд.рф/analysis/4440-itogi-vt-ts.html.
щение изъятий — это нормальная мировая практика, однако здесь существует определенная опасность для российского рынка. Связана она с предполагаемым в ближайшем будущем вступлением Казахстана в ВТО. В связи с тем, что в ВТО вступает не Таможенный союз, а конкретная страна, то переговоры по либерализации рынка ведутся непосредственно с ней. А это значит, что, принимая на себя обязательства по либерализации рынка того или иного товара, Казахстан, если это не совпадает с существующей в ЕЭП ставкой таможенного тарифа, будет вынужден оформлять это как изъятие из общих правил, а страны — члены ЕЭП вводить по этому изъятию переходный период, в конце которого вынуждены будут принять эту пониженную ставку. Эта система изъятий привела к тому, что экспортеры научились играть на разнице таможенных ставок и, что также немаловажно, на разнице в национальном налогообложении (ставка НДС в России — 18%, в Казахстане — 12, в Белоруссии — 20%). Учитывая низкий НДС в Казахстане, ввозить товары через него выгодней.
Еще одной проблемой взаимоотношений является сложность определения страны происхождения технически несложных товаров. К таким товарам относится продукция сельского хозяйства, текстильного сектора и ряда других секторов. Сделать в современных условиях на такие товары сертификат страны происхождения товара несложно, а вот реально выяснить, где же произведен данный товар, практически невозможно. Плюс проблема коррупции на пропускных пунктах. Как результат сложившейся ситуации, российский рынок наполнен так называемым киргизским текстилем.
Реально оценить объемы присутствия такого рода товаров на рынке Таможенного союза чрезвычайно сложно, но некоторые эксперты приводят следующие цифры: самым главным поставщиком указанных товаров является Китай (на него приходится 34% всех таких товаров), на 2-м месте — Германия (7,3%); на 3-м месте — Италия (5,7%).
Однако, по мнению экспертов, это лишь верхушка айсберга. Неконтролируемые потоки контрабандного груза идут через Казахстан в Россию. На казахских новостных лентах регулярно появляются сообщения о задержании контрабандного груза из Китая. Не так давно в Казахстане начался громкий судебный процесс, который получил название «дело Хоргос», по названию одноименного пограничного поста. Преступная группировка, состоявшая из высокопоставленных таможенников и сотрудников
комитета национальной безопасности, обеспечивала беспрепятственное прохождение контрабандных товаров через таможенные посты «Хоргос», «Кал-жат» и «Достык». Теневые доходы группировки, по информации следственных органов Казахстана, составляли до 6 млн долл. в неделю. Отсюда следует, что нелегальный ввоз товаров из Китая в разы превышает официальный импорт. Таким образом, это уже серьезная угроза экономической безопасности России, на снижение которой Российская Федерация пока никак повлиять не может.
Еще одной новой угрозой для экономической безопасности России является валютная политика стран — членов ЕЭП. Создание единой таможенной территории трех стран усиливает конкуренцию на всем таможенном пространстве. И это касается в том числе и национальных производителей. Поэтому девальвация национальной валюты, которая велась Белоруссией в 2009-2011 гг., самым негативным образом сказалась на российских производителях (прежде всего производителях сельскохозяйственных товаров).
Значительно более негативным образом скажется на российских производителях белорусская и казахская политика привлечения прямых иностранных инвестиций через создание свободных экономических зон (СЭЗ).
В ноябре 2011 г. для углубления и развития отношений с Китаем Президент Республики Казахстан подписал Указ о создании свободной экономической зоны «Хоргос — Восточные ворота» (г. Хоргос). Что особенно интересно, данная СЭЗ располагается на территории 2 государств. Общая площадь Хоргоса составляет 528 га, из них 185 га находится на территории Казахстана и 343 га — в Китае. Она будет включать в себя следующие объекты: сеть торгово-выставочных комплексов и площадку для переговоров; сухой порт — транс-портно-логистический комплекс; индустриальную зону — комплекс промышленных предприятий; жилую зону; территорию вспомогательной инфраструктуры и перспективного развития. Кроме того, на территории Хоргоса предусмотрен безвизовый режим пребывания для граждан Китая, Казахстана и третьих стран.
По проекту 80% производимой в рамках СЭЗ продукции будет отправляться на экспорт, а именно на российский и европейский рынок [6].
Указом Президента Белоруссии от 05.07.2012 № 253 был создан Китайско-Белорусский индус-
триальный парк, официальной целью которого является создание высокотехнологичных экспортно ориентированных производств. Индустриальный парк создан в форме зоны свободной торговли с льготным налогообложением. Резидент парка с момента регистрации освобождается на 10 лет от всех корпоративных налогов, а именно:
• от налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных на территории парка;
• от налога на недвижимость по зданиям и сооружениям, расположенным на территории парка;
• от земельного налога за земельные участки на территории парка, находящиеся в частной собственности.
В последующие 10 лет резидент будет обязан платить лишь 50% от действующих ставок этих налогов.
Ставка индивидуального подоходного налога фиксированная и составляет всего 9%, что на 25% меньше общереспубликанской.
Кроме того, резиденты парка освобождаются от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе в Беларусь товаров для использования в целях реализации инвестиционных проектов в парке. Причем в указе президента есть оговорка о том, что льготируется ввоз оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), а также сырья и материалов, если такое сырье и материалы не производят в странах Таможенного союза (или они производятся в недостаточном количестве, или не соответствуют техническим характеристикам инвестиционного проекта). Понятно, что при желании технические требования можно сформулировать так, что комплектующие из России или Казахстана никогда не будут соответствовать этим требованиям.
Еще один немаловажный момент, прописанный в указе президента, касающийся привлечения иностранной рабочей силы. В частности, предусматривается проведение особой политики в отношении привлекаемой иностранной рабочей силы, а именно «освобождение от уплаты пошлины за выдачу, продление срока действия разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Беларуси, за выдачу разрешений на временное проживание в Беларуси». Кроме того, «резиденты парка, а также их работники из числа иностранных граждан, освобождаются от уплаты
обязательных страховых взносов с фонда их заработной платы» [5].
Для потенциальных инвесторов Индустриальный парк представляет собой интерес не только серьезными льготами, но и месторасположением. Парк занимает 8 048 га и находится в 15 км от Минска. Следовательно, парк имеет готовую транспортную и инженерную инфраструктуру, подведенную к выбираемому земельному участку. Земельные участки на территории парка инвестор может получить в пользование (аренду) сроком до 99 лет либо приобрести в частную собственность. В целом условия очень привлекательные, российские инвесторы потенциально также могут ими воспользоваться, но есть одно «но». За стратегию развития парка, сдачу в аренду и продажу земельных участков отвечает управляющая компания. Управление этой компанией осуществляют совместно Белоруссия и Китай. Характерно, что при этом распределение долей в уставном фонде следующее: 30% принадлежит минскому областному исполнительному совету; 10% — холдингу «Горизонт», действительно крупнейшему производителю промышленной продукции в Белоруссии; 60% — ОАО «Китайская корпорация инжиниринга САМС», специализирующемуся на реализации международных инвестиционных проектов под ключ и привлечении инвесторов.
ОАО «Китайская корпорация инжиниринга САМС» входит в группу компаний China National Machinery Industry Corporation (SINOMACH). SINOMACH Group — это огромный холдинг, состоящий из 28 компаний, который входит в список 500 крупнейших корпораций в мире. Занимается разработкой, производством и продажей тяжелой техники и промышленного оборудования, оказанием услуг в области муниципального строительства, телекоммуникаций, металлургии, кораблестроения, нефтехимии, машиностроения, электроэнергетики, авиакосмической промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, строительных материалов, легкой промышленности и других сфер. То есть SINOMACH Group является серьезнейшим конкурентом многих российских производителей готовой продукции.
Индустриальный парк имеет все шансы стать китайской промышленной площадкой для российского и европейского рынков. 14 октября 2013 г. был утвержден детальный план территории первоочередного освоения Китайско-Белорусского индустриального парка, который состоит из двух
площадок — северной (промышленно-логистичес-кой) и южной (административно-жилой). Очевидно, что жилой комплекс будет строиться для китайских специалистов. Всего же в индустриальном парке будут работать до 600 тыс. чел. Кстати, по данным последней переписи населения, за последние 10 лет численность китайцев, постоянно проживающих в Беларуси, выросла более чем в 20 раз (!). Сейчас более 2 тыс. китайских студентов обучаются в белорусских высших учебных заведениях и более 150 белорусских — в Китае. Интересно, что число обучающейся в китайских вузах белорусской молодежи постоянно растет. Белорусские студенты получают стипендии, предоставленные правительством КНР. Во всех областях Беларуси есть школы, где преподается китайский язык.
Кроме компании SINOMACH резидентом парка уже стали китайская компания ZTE — крупнейший производитель телекоммуникационного оборудования и мобильных телефонов, а также корпорация Zhejiang Geely Holding Group — крупнейший китайский автопроизводитель, который уже имеет опыт работы в Белоруссии. Корпорация совместно с ОАО «БелАЗ» и белорусско-китайским предприятием по производству автокомпонентов «Союзавтотехноло-гии» создала СЗАО «БелДжи» в декабре 2011 г.
Для СЗАО «БелДжи» белорусское правительство предоставило в аренду на 99 лет земельный участок площадью 118,87 га — для строительства и эксплуатации объектов предприятия, а также выделило участки для строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры. В 2013 г. уже были выпущены первые модели, хотя на полную проектную мощность предприятие выйдет в 2019 г. Планируется выпускать 120 тыс. автомобилей в год, причем 90% выпуска планируется экспортировать. Планируемый среднесписочный состав рабочих — 1,9 тыс. чел. Очевидно, что с точки зрения экономических интересов Белоруссии это более чем выгодный проект. Для того чтобы поддержать совместное производство, белорусское правительство выпустило указ «Об упорядочении приобретения служебных легковых автомобилей», который жестко регламентирует максимальную стоимость приобретаемых чиновниками автомобилей — не более 25 тыс. евро с учетом раста-моживания. По со стоянию на март 2014 г. автомобили, выпускаемые на территории Белоруссии, стоят у дилеров менее 13 тыс. долл. [4]. Таким образом, когда завод выйдет на проектную мощность, он станет достаточно серьезным конкурентом российскому
АвтоВАЗу, а также другим автопроизводителям на российской территории.
Пока локализация СЗАО «БелДжи» составляет лишь 5%. Исправить эту ситуацию компания надеется, разместив часть производства комплектующих в индустриальном парке, а часть на уже существующих заводах Белоруссии. Компания уже провела аудит 10 предприятий и сформулировала технические задания с описанием конкретных мероприятий для того, чтобы наладить производство необходимых для корпорации автокомпонентов. Именно увеличение локализации в конечном итоге позволит китайским автомобилям беспошлинно попасть на российский рынок.
В целом же надо сказать, что, по данным правительства Белоруссии, в 2014 г. Китай реализует в Беларуси 20 проектов стоимостью в 5,5 млрд долл. 20 января 2014 г. Беларусь и Китай приняли программу развития всестороннего стратегического партнерства на 2014-2018 гг. Программа предусматривает конкретные шаги по углублению сотрудничества в области авиации и космоса, машиностроения, контроля и управления фондовыми бумагами и пр.
Еще одним из механизмов проникновения Китая в белорусскую экономику являются кредиты Экспортно-импортного банка Китая и Государственного банка развития Китая. Правительство Белоруссии заключило договор с данными банками на предоставление экспортных потребительских кредитов. Причем из упомянутых уже выше 5,5 млрд долл. стоимости инвестиционных проектов около 3,5 млрд долл. поступили через механизм кредитной поддержки упомянутых банков. Размер кредита по проекту не превышает 85% стоимости коммерческого контракта. Условия выделения кредитов (процентная ставка, размер комиссии за обязательство, комиссия за управление, размер страховой премии и др.) устанавливаются по результатам договоренности сторон для каждого инвестиционного проекта отдельно и зависят от категории заемщика, особенностей инвестиционного проекта, сроков его реализации, заказчика и китайского подрядчика. Заемщиком может быть правительство Республики Беларусь или резидент Республики Беларусь под гарантию правительства Республики Беларусь.
Но самым главным условием при этом является то, что доля поставляемых китайских товаров должна быть не менее 50% стоимости торгового договора, а при заключении договора на выполнение подрядных работ доля китайской продукции, работ и услуг
должна составлять не менее 15% стоимости договора генерального подряда. Выходит, даже при существовании российских или казахских аналогов кредитный договор фактически блокирует их использование.
И последняя реальная угроза, на которой хотелось бы остановиться, касается угрозы российским транспортно-логистическим компаниям и перевозчикам. Относительная легкость прохождения казахстанской таможенной границы и дешевизна автомобильной перевозки грузов (в отличие от железнодорожной — в условиях постоянного роста российских железнодорожных тарифов) привели к заметному замещению маршрутов, идущих из Китая через российский Дальний Восток на Казахстан. Все вышеперечисленное вызвало огромные потери российских логистических компаний и перевозчиков, стало причиной открытого письма российских участников внешнеэкономической деятельности на имя Президента России, Председателя Правительства РФ, руководства Федеральной таможенной службы (ФТС).
Казахстан, в свою очередь, поставил себе в качестве стратегической цели создание транспорт-но-логистического хаба (логистический комплекс, включающий в себя следующие слагаемые: центр приграничного сотрудничества «Хоргос»; производственные помещения для обработки или подготовки к перевозке товарной продукции; ремонтные мастерские для грузового автотранспорта; железнодорожный терминал; а также автомагистраль международного класса Западная Европа — Западный Китай).
Для реализации данного проекта был создан Национальный центр развития транспортной логистики, построена железнодорожная линия Жетыген — Алтынколь (293 км). А также создано совместное предприятие Китайско-Казахская Синьцзянская компания логистики международных контейнерных перевозок.
Таким образом, обозначенная выше угроза превращения Белоруссии и Казахстана в поставщиков дешевых, но вместе с тем высококонкурентоспособных китайских товаров становится реальностью, в которой функционирует ЕЭП.
Фактически все вышеперечисленные угрозы можно объединить и назвать эту объединенную, системную угрозу конфликтом интересов стран-участниц [1, 8-10].
Таким образом, очевидно, что в любом случае каждая страна — член Единого экономического пространства будет всеми возможными способами отстаивать, прежде всего, свои национальные интересы.
Следовательно, Россия как государство системообразующее, ядро интеграционных процессов должна сосредоточить свои усилия на определении таких направлений развития интеграционных процессов, которые бы не противоречили российским интересам и не создавали новые угрозы экономической безопасности стране, но в то же время являлись бы привлекательными и не противоречащими интересам наших партнеров по интеграции. Речь идет об определении общих взаимовыгодных и взаимодополняющих страновых интересах, реализация которых будет иметь своей целью улучшение экономической ситуации во всех трех странах.
Список литературы
1. Андронова И.В. Национальные интересы страны: сущность и иерархия в условиях взаимозависимости // Вопросы новой экономики. 2013. № 3. С. 28-34.
2. Андронова И.В. Российско-белорусское инвестиционное сотрудничество: внешнеэкономическая безопасность России // Вестник Федерального бюджетного учреждения «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации». 2013. № 1. С. 35-43.
3. Информационно-аналитический ресурс Единого экономического пространства. URL: http:// customsunion.kz/info/4638.html.
4. Информационный портал Белоруссии. URL: http://auto.tut.by/news/road/338660.html.
5. Китайско-Белорусский индустриальный парк. URL: http://www.industrialpark.by/investor/benefit/tax.
6. Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос». URL: http://www.mcps-khorgos.kz.
7. Министерство экономики Республики Беларусь. URL: http://www.economy.gov.by/ru/invpolicy/ sotrudnichestvo-china/Invest-Sotr-Kitai.
8. Хрусталёв Е.Ю., Рассадин В.Н. Социально-экономические основы национальной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 7. C. 29-34.
9. Хрусталёв Е.Ю., Рассадин В.Н. Социально-экономическая устойчивость и национальная безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 23. C. 8-13.
10. Хрусталёв Е.Ю., Хрусталёв Ю.Е. Оценка состояния экономической безопасности высокотехнологичных производств // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2006. № 2. C. 46-52.
Threats and security
INTEGRATION PROCESSES ISSUES IN THE CONTEXT OF THE COMMON FREE MARKET ZONE AND NEW THREATS TO THE RUSSIAN ECONOMIC SECURITY
Nikolai P. GUSAKOV, Inna V. ANDRONOVA
Abstract
The article points out that the widening and deepening of the Russia's participation in integration processes deeply affects its economic security. On the one hand, this process forms the factors of collective security, and on the other hand, we can observe the conflict of interests among the participating countries of the economic groupings. The balance of collective and individual interests of countries — participants of the integration blocs appears as the recipe for success of economic integration and for ensuring of their economic security.
Keywords: Common Free Market Zone, integration processes, conflict, economic security, threats, national interests, trade, economic cooperation
References
1. Andronova I.V. Natsional'nye interesy strany: sushchnost' i ierarkhiia v usloviiakh vzaimozavisimosti [National interests of a country: an essence and hierarchy in the conditions of interdependency]. Voprosy novoi ekonomiki — New economy issues, 2013, no. 3, pp.28-34.
2. Andronova I.V. Rossiisko-belorusskoe inves-titsionnoe sotrudnichestvo: vneshneekonomicheskaia bezopasnost' Rossii [Russian and Belarussian investment cooperation: external economic safety of Russia]. Vestnik federal'nogo biudzhetnogo uchrezhdeniia "Gosudarstvennaia registratsionnaia palata pri Min-isterstve iustitsii Rossiiskoi Federatsii" — Bulletin of Federal Budgetary Institution "State Registration Chamber under the Ministry of Justice of the Russian Federation", 2013, no. 1, pp. 35-43.
3. Informational and analytical resource of the Common Free Market Zone. Available at: http://cus-tomsunion.kz/info/4638.html. (In Russ.)
4. Information portal of Belorussia. Available at: http://auto.tut.by/news/road/338660.html. (In Russ.)
5. The Chinese-Belarussian industrial park. Available at: http://www.industrialpark.by/investor/benefit/ tax. (In Russ.)
6. The Khorgos International Centre of cross-border cooperation. Available at: http://www.mcps-khor-gos.kz. (In Russ.)
7. The Ministry of Economy of the Republic of Belarus. Available at: http://www.economy.gov.by/ ru/invpolicy/sotrudnichestvo-china/Invest-Sotr-Kitai. (In Russ.)
8. Khrustalev E.Iu., Rassadin V.N. Sotsial'no-ekonomicheskie osnovy natsional'noi bezopasnosti [Socio-economic foundations of national security].
Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost'— National interests: priorities and security, 2009, no. 7, pp. 29-34.
9. Khrustalev E.Iu., Rassadin V.N. Sotsial'no-eko-nomicheskaia ustoichivost' i natsional'naia bezopasnost' [Socio-economic stability and national security].
Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' — National interests: priorities and security, 2010, no. 23, pp. 8-13.
10. Khrustalev E.Iu., Khrustalev Iu.E. Otsenka sos-toianiia ekonomicheskoi bezopasnosti vysokotekhno-logichnykh proizvodstv [Assessment of the economic security of high-quality production]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' — National interests: priorities and security, 2006, no. 2, pp. 46-52.
Nikolai P. GUSAKOV
Peoples' Friendship University of Russia,
Moscow, Russian Federation
gnp45@mail.ru
Inna V. ANDRONOVA
Peoples' Friendship University of Russia,
Moscow, Russian Federation
aiv1207@mail.ru