Научная статья на тему 'Проблемы развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности'

Проблемы развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНАЯ И НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ДИФФУЗИЯ ИННОВАЦИЙ / КОММУНИКАЦИОННЫЙ РАЗРЫВ / ДОВЕРИЕ И ПАРТНЕРСТВО / TANGIBLE AND INTANGIBLE INFRASTRUCTURES / DIFFUSION OF INNOVATIONS / COMMUNICATION GAP / TRUST AND PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркова В.Д.

В статье рассмотрены материальная и нематериальная инфраструктура поддержки инновационной деятельности. Выделены проблемы развития «мягкой» (нематериальной) инфраструктуры. Отмечено, что основными проблемами роста инновационных компаний являются проблемы доверия и развития кластерного (сетевого) сотрудничества, а также коммуникационные разрывы между компаниями и потенциальными потребителями. Приведены примеры инфраструктурных проектов Новосибирской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infrastructures for innovation support:problems of development

The paper deals with tangible and intangible infrastructures for innovation support. The problems of “soft” (intangible) infrastructure were highlighted. It has been shown that the major barriers for growth of innovative companies are connected with the level of trust, the development of a cluster (network) cooperation, as well as the communication gap between companies and potential customers. Cases of infrastructure projects of Novosibirsk region are presented.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности»

Проблемы развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности

В статье рассмотрены материальная и нематериальная инфраструктура поддержки инновационной деятельности. Выделены проблемы развития «мягкой» (нематериальной) инфраструктуры. Отмечено, что основными проблемами роста инновационных компаний являются проблемы доверия и развития кластерного (сетевого) сотрудничества, а также коммуникационные разрывы между компаниями и потенциальными потребителями. Приведены примеры инфраструктурных проектов Новосибирской области.

Ключевые слова: материальная и нематериальная инфраструктура; диффузия инноваций; коммуникационный разрыв; доверие и партнерство.

В. Д. Маркова,

д. э. н., профессор, зав. сектором, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН

markova.pro@yandex.ru

Инфраструктуру (infra — под) можно определить как совокупность объектов и процессов, призванных обеспечить эффективное функционирование более широкой структуры или системы. Считается, что именно инфраструктура обеспечивает целостность сложных систем.

Применительно к инновационной сфере в качестве такой более широкой структуры может выступать национальная/региональная инновационная система и рынок инноваций. Исходя из этого, инфраструктуру поддержки инновационной деятельности можно определить как особый класс объектов и механизмов, которые обеспечивают функционирование рынка инноваций и инновационной системы страны/региона.

В любой инфраструктуре можно выделить материальную (hard, «жесткая») и нематериальную (soft, «мягкая») части. В материальной части инфраструктуру поддержки инновационной деятельности формируют крупномасштабные объекты, которые характеризуются неделимостью элементов и многопользовательским характером потребления, причем наблюдается прямое использование этих элементов. Большие инвестиционные ресурсы на создание материальных объектов инфраструктуры приводят к тому, что преобладающую роль в инфраструктурном развитии играет государство. Именно государство поддерживает и финансирует создание технопарков, бизнес-инкубаторов, центров коллективного пользования уникальным оборудованием, центров прототи-пирования, инжиниринговых центров, промышленных (индустриальных) парков и других объектов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности.

Для иллюстрации в таблице приведены характеристики материальных объектов инфраструктуры

поддержки инновационной и высокотехнологичной деятельности Новосибирской области (НСО). Как результат, в 2014 г. Новосибирская область заняла 1-е место в общероссийском рейтинге по развитию малого инновационного бизнеса, а «Академпарк» занял 2-е место в рейтинге технопарков России.

Материальная инфраструктура поддержки инновационной и высокотехнологичной деятельности формирует каркас рынка инноваций, но ее функционирование выявляет множество проблем, относящихся к сфере «мягкой» (soft) инфраструктуры. Это в первую очередь информационные проблемы и проблемы коммуникаций, проблемы совместного использования знаний и продвижения продукции и услуг.

Считается, что в инновационной сфере должен быть интенсивный информационный обмен и перелив знаний (knowledge spillover), начиная с неформальных связей, участия в конференциях, симпозиумах и вплоть до взаимных консультаций конкурентов, создания профессиональных ассоциаций, динамичного рынка труда, который обеспечивает «живой трансфер технологий». Однако в процессе такого обмена знаниями в открытой среде не всегда соблюдаются (охраняются) коммерческие интересы участников.

Задачи государства в области развития информационной инфраструктуры, которые перекликаются с задачами развития инфраструктуры знаний, — защита всех форм собственности на информационные ресурсы, создание условий для информационного обеспечения организаций инновационной сферы. При этом важно обеспечить совместимость разрозненных информационных ресурсов для формирования единого информационного пространства в области создания, распространения и использования новых научно-технических знаний.

со о

(N

CD О N

СО

S S

J

<

СО

о

X X S

Технопарковые структуры и промышленные парки Новосибирской области

Название Год создания Инициатива Финансы Технологические сервисы Специализация

Академпарк: 340 резидентов, в том числе 122 в бизнес-инкубаторе. Построено 87 тыс. м2 2009 Госпрограмма «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий» Средства федерального и областного бюджетов Центр технологического обеспечения (прототипиро-вания). Инжиниринговый центр мультиплатформенного тестирования программных продуктов. Центр наноструктурирован-ных материалов (ЦНМ). Региональный центр «БиоИнжиниринг» Приборостроение. Информационные технологии. Нанотехнологии и новые материалы. Биотехнологии и биомедицина

Медицинский технопарк. Построено 13,3 тыс. м2 2012 Частно-государственное партнерство Частные инвестиции, средства МЭР РФ и областного бюджета Центр прототипирования. Центр инжиниринга. Инновационная клиника Медицина и здравоохранение

Биотехнопарк. Построено 6 тыс. м2 2015 Госпрограмма НСО «Создание научно-технологического парка в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово на 2011-2015 гг.» Средства бюджета НСО, муниципального бюджета и частные инвестиции Центр электронно-лучевой обработки. ЦКП Биотехнологии, фармацевтика, производство медицинского оборудования

Технопарк «Новосибирск». 16 тыс. м2 1996 Распоряжение Президента РФ и Постановление Правительства РФ Передано здание ПО «Север» Функционирует как промышленный парк

Бизнес-инкубатор Кольцово 2006 Средства МЭР РФ и областного бюджета Центр прототипирования

Новосибирские бизнес-инкубаторы 2011, 2015 В рамках городского центра развития предпринимательства Средства МЭР РФ, НСО 3 корпуса, в том числе производственный Офисно- производственный формат

Промышленно-логистический парк (ПЛП)1. 2000 га, 20 резидентов Госпрограмма НСО «Развитие ПЛП на территории НСО на 2011-2015 гг.». Полный комплекс инженерной и транспортной инфраструктуры, сервисы по обслуживанию территории Компании разных отраслей, в том числе инновационные

со

о с^

от о сч

со

<

СО О

Социологии и исследователи, занимающиеся инновационными процессами, установили, что новые товары в принципе не могут быстро охватить общество и потребителей, они постепенно просачиваются через различные группы потребителей, передаются по каналам коммуникации между членами социальной системы во времени. Эта специфика инноваций привела к появлению диффузной теории коммуникаций, наиболее известными представителем которой являются Э. Роджерс и Ф. Басс. В соответствии с теорией Роджерса [2] вначале о новинке должно узнать достаточно большое число людей, чаще всего из средств массовой информации. Потом новинку приобретает очень маленькая группа людей, которых называют новаторами, а за ними следуют ранние последователи — своего рода проповедники (евангелисты) инноваций. В последних исследованиях установлено, что такие люди склонны образовывать виртуальные сообщества, через которые формируется положительное мнение людей в части новинок.

Иными словами, для продвижения инноваций на рынок, формирования спроса на инновационные

продукты вначале необходимо создавать широкий информационный фон по поводу новинок, а затем целенаправленно управлять процессом проникновения новинок на рынок, заботясь о сотрудничестве с ранними последователями, которые являются лидерами мнений и без которых очень сложно преодолеть так называемую «долину смерти» Дж. Мура, которая отделяет ранних последователей от основного рынка [1].

Исследования показывают, что отсутствие такой целенаправленной работы по диффузии инноваций, а как результат — коммуникационные разрывы между региональными инновационными компаниями и потенциальными потребителями их продукции, являются основными факторами, сдерживающими инновационное развитие территории и самих компаний. Конечно, продвижением инноваций в первую очередь должны заниматься сами компании, но при поддержке административных структур.

Безусловно, малым инновационным компаниям сложно продвигать свои разработки, особенно с учетом того, что рынок инноваций глобален, поэтому государство всячески поддерживает формирование не только

1 В 2015 г. ПЛП Новосибирской области и частный парк «Новосиб», созданный на площадях бывшего Новосибирского завода

низковольтной аппаратуры, получили сертификаты соответствия национальному стандарту «Индустриальные парки. Требова-

технопарковых, но и кластерных структур, призванных усилить потенциальные возможности компаний -участников кластера. Важным преимуществом кластерных структур является возможность совместного использования знаний и ресурсов на базе центров коллективного пользования, инжиниринговых и иных структур, а главное — совместных проектов. Кроме того весьма важными преимуществами могут быть совместное продвижение и сбыт продукции. Однако, как показывает наш опыт в сфере бизнес-образования и консалтинга, главной проблемой кластерных и иных сетевых структур, партнерских проектов является проблема доверия как soft-ресурса менеджмента. Эта ключевая проблема не решается в рамках «жесткой» инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, она требует развития культуры сотрудничества, формирования экосистем высокотехнологичного бизнеса [3], развития системы поддержки партнерских (кластерных) программ и иных мер, лежащих в плоскости «мягкой» инфраструктуры.

Отметим, что в формировании «мягкой» инфраструктуры значима роль региональных органов власти и управления. Так, процесс разработки программы ре-индустриализации экономики Новосибирской области активизировал деловое, научное и образовательное сообщество региона, способствовал осознанию необходимости сотрудничества, партнерства компаний и организаций региона. Политическая воля губернатора и Правительства Новосибирской области, которые запустили и поддерживали процесс разработки программы реиндустриализации, привела к формированию кластерных инициатив снизу, от компаний и научных организаций. Причем эти кластерные инициативы направлены на инновационное обновление и развитие современных технологий, продуктов и услуг,

именно такие инициативы привлекают иностранных партнеров и способствуют развитию локальных производственных систем как драйверов экономического роста региона.

В заключение можно отметить, что несбалансированное развитие составляющих рыночной инфраструктуры вынуждает основных участников инновационного процесса — научные организации и производственные компании — брать на себя выполнение несвойственных им функций инфраструктуры, что не всегда экономически оправданно.

Список использованных источников

1. Дж. А. Мур. Преодоление пропасти. Маркетинг и продажи хайтек-товаров массовому потребителю. М.: Изд. дом «Ви-льямс», 2006.

2. Э. Роджерс. Принятие и диффузия нового продукта. Классика маркетинга. СПб.: Питер, 2001. С. 243-265.

3. S. Muegge. Platforms, Communities and Business Ecosystems: Lessons Learned about Technology Entrepreneurship in an Interconnected World//Technology Innovation Management Review, February, 2013.

Infrastructures for innovation support: problems of development V. D. Markova, doctor of science, professor. The paper deals with tangible and intangible infrastructures for innovation support. The problems of "soft" (intangible) infrastructure were highlighted. It has been shown that the major barriers for growth of innovative companies are connected with the level of trust, the development of a cluster (network) cooperation, as well as the communication gap between companies and potential customers. Cases of infrastructure projects of Novosibirsk region are presented.

Keywords: Tangible and intangible infrastructures; diffusion of innovations; communication gap; trust and partnership.

Швейцарско-российский форум принимает инновационные проекты к соисканию

Суворовской премии

Швейцарско-российский форум при участии Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере объявил сбор заявок на шестой конкурс Суворовской премии за лучший швейцарско-российский инновационный проект. К участию приглашаются студенты, выпускники, аспиранты, научные сотрудники университетов и колледжей, а также компаний или их уполномоченных представителей. Генеральный спонсор конкурса - Газпромбанк. Премия вручается за лучший российский или швейцарский проект в области инноваций, имеющий кросс-национальное или международное значение. Лауреат премии получит до 9 млн руб. для своего проекта в рамках программы Фонда содействия «СТАРТ». Кроме того, финалистам предоставляется возможность участия в швейцарской государственной программе «CEO Trip» и в программе «Soft-landing in Switzerland», направленных на профессиональное сопровождение по подготовке к выходу инновационного продукта на рынок. При отборе проектов учитывается оригинальность и простота идеи, иновационное значение, креативность, социальная значимость, конкурентноспособность, финансовая состоятельность, а также швейцарско-российский контекст. Соискатели не должны ранее участвовать в программе Фонда содействия «СТАРТ». Для регистрации необходимо заполнить заявку и прислать на почту svetlana@swissruissianforum.org краткое описание проекта и бизнес-план. Материалы должны быть подготовлены на английском языке.

Прием заявок проводится до 19 сентября 2016 года. До конца сентября жюри определит шорт-лист полуфиналистов, из которых трое участников выйдут в финал, их имена станут известны в середине октября. Церемония награждения победителей состоится 5 декабря 2016 года в Москве.

Контактное лицо - Светлана Ширяева, тел. +41 44 261 19 71.

Источник: http://xpir.fcntp.ru/newsByAlias/Shveicarsko-Rossiiskii-Forum-prinimaet-innovacionnie-proekti-

k-soiskaniu-Suvorovskoi-premii.

J <

CQ О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.