Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
300
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / ОБЪЕМ ПЕРЕВОЗОК / ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ / КАТАСТРОФЫ / СТАТИСТИКА / CIVIL AVIATION / VOLUME OF TRAFFIC ISSUES IN THE INDUSTRY / CATASTROPHES / STATISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролов В.В., Олейников Е.П.

Рассматривается основные проблемы развития гражданской авиации, статистика авиакатастроф, возможные пути решения рассматриваемых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF CIVIL AVIATION IN THE RUSSIAN FEDERATIO AND WAYS TO SOLVE THEM

The article deals with the main problems of civil aviation development, statistics of air crashes, possible solutions to the problems under consideration.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ»

УДК 338.246

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

В. В. Фролов, Е. П. Олейников

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: pricladnaya.i@yandex.ru

Рассматривается основные проблемы развития гражданской авиации, статистика авиакатастроф, возможные пути решения рассматриваемых проблем.

Ключевые слова: гражданская авиация, объем перевозок, проблемы отрасли, катастрофы, статистика.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF CIVIL AVIATION IN THE RUSSIAN FEDERATIO AND WAYS TO SOLVE THEM

V. V. Frolov, E. P. Oleynikov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: pricladnaya.i@yandex.ru

The article deals with the main problems of civil aviation development, statistics of air crashes, possible solutions to the problems under consideration.

Keywords: Civil aviation, volume of traffic issues in the industry, catastrophes, statistics.

Гражданская авиация (ГА) - это отрасль, которая занимается обслуживанием потребностей экономики в воздушных перевозках, таких как: перевозка пассажиров, багажа, груза и почты, оказание медицинской помощи населению и проведение санитарных мероприятий, оказание помощи при стихийных бедствиях. Основными проблемами развития рынка гражданской авиации в РФ являются:

1. Увеличение объема перевозок, что в первую очередь связано с увеличением спроса на данные услуги. С 2000 г. наблюдалось устойчивое увеличение объемов воздушных перевозок и авиационных работ в ГА России [1].

После более чем 10-летнего спада объемов перевозок, начиная с 2007 года до 2017, российский авиатранспортный рынок вступил в стадию устойчивого роста, рост услуг для пассажирских перевозок составил 108,8 % (примерно по 10 % за год). С 2010 года по 2015 год объем перевозок вырос на 60 %, но с 2015-2016 снизился на 5 %. За январь 2018 года, по данным Федерального агентства воздушного транспорта РФ было перевезено более двенадцати миллионов человек [2; 3].

За 2017 год авиакомпании России перевезли более 105 млн человек - на 18,6 % больше, чем в 2016 году. На первом месте по пассажиропотоку располагается компания «Аэрофлот» -32,8 млн пассажиров, совместно с дочерними авиакомпаниями «Россия», «Победа» и «Аврора» было обслужено 47,7 % всего потока пассажиров - более 50 млн пассажиров. В пятерку лидеров также входит авиакомпании «S7 Airlines» - 10 млн пассажиров, что на 4,9 % больше, чем в 2016 году [3; 4].

2. Уменьшение количества авиакомпаний.

За последние 5 лет количество авиакомпаний в России сократилось более чем на 80. Об этом говорится в подготовленном недавно компанией РосБизнесКонсалтинг аналитическом обзоре «Гражданская авиация в России».

Секция «Перспективные технологии и производство РКТдвойного назначения»

Причинами сокращения является следующее: уход мелких авиакомпаний с рынка воздушных перевозок в связи с повышением требований к перевозчикам; слияние российских авиакомпаний; серьезные финансовые проблемы и вероятность банкротства.

Угрозу для рынка гражданской авиации РФ представляет отсутствие кадрового резерва. Назревает дефицит пилотов гражданской авиации. Причины: нехватка учебных заведений, выпускающих пилотов; недостаточное финансирование учебных заведений, выпускающих пилотов; сокращение числа действующих пилотов [5].

Из 5,5 тысячи самолетов, которые имеются у российских авиакомпаний, использоваться могут лишь 46 %.

Парки авиакомпаний требуют серьезной амортизации и это серьезно бьет по бюджету государства.

Государственные инвестиции отрасли воздушных перевозок и смежных секторов в 2014 г. составили 104.4 млрд руб.

Несмотря на рост бюджетных инвестиций механизмы привлечения внебюджетных источников не задействованы. Именно поэтому возникает еще одна проблема - понижение конкурентоспособности отечественных авиакомпаний на международном рынке [6].

3. Помимо проблем, описанных выше, стоит отметить проблему авиакатастроф.

Россия находится на втором месте в мировом рейтинге по авиакатастрофам. В 2015 году погибло 234 человек. Из них, за 2015 год, самым тяжелым авиа происшествием с российским самолетом стала катастрофа над Синайским полуостровом, где погибли 224 человека. Также в 2015 году при крушении в Красноярском Крае вертолета МИ-8 погибли 10 человек. В начале 2016 года при заходе на посадку в аэропорту Ростов-на-Дону потерпел катастрофу самолет Boeing 737-8KN авиакомпании flydubai. Погибли все 62 человека, находившихся на борту. 11 февраля 2018 года потерпел крушение самолет Ан-148, который следовал из Москвы в Орск. Спустя две минуты после взлета пропал с радаров - погибли 65 пассажиров и 6 членов экипажа [3].

Издание BusinessWeek составило список самых опасных самолетов в мире, в него входят 2 российских самолета: ИЛ-76 и Ту-154.

Несмотря на все проблемы, представить современный уровень цивилизации без авиации невозможно. В условиях глобализации она стала важным фактором интеграции России в систему международных экономических связей. Гражданская авиация играет огромную роль в развитии российской экономики, в решении социально-экономических задач, имеет особое значение как средство обеспечения дальних магистральных пассажирских сообщений, в том числе международных, и как средство пассажирских перевозок и грузоперевозок в регионах, лишенных наземного транспорта. Это важнейшая государственная миссия отрасли [7].

Из-за проблем в развитии гражданской авиации РФ усиливаются инфраструктурные ограничения, создается угроза замедления социального развития и формирования eдинoгo экономического пространства. Скорейшее разрешение этих вопросов становится особенно важным в условиях функционирования национальной экономики в фазе устойчивого роста, вследствие которого ожидается возвращение основных слоев населения России в клиентскую базу воздушного транспорта.

Способы решения проблем рынка гражданской авиации в РФ: увеличение государственных и частных инвестиций. Проверка навыков пилотов авиакомпаниями; улучшение качества технического обслуживания самолетов; ужесточение ответственности авиакомпаний; создание большего количества учебных заведений; кооперация в сфере ГА при применении воздушных судов местных авиалиний, предоставит шанс авиакомпаниям приобретать максимум прибыли при работе на неспециализированном направлении. При расстоянии существенно превышающем возможности маломестных самолетов, возможно снабжать дополнительные пересадки на воздушные суда вторых авиакомпаний, кроме этого рассчитанные на маленькое количество пассажиров, что со своей стороны, при маленьком и довольно несущественном повышении времени авиаперелета, разрешит выполнять рейсы на расстояния до 5 тысяч километров.

Библиографические ссылки

1. AVIA.PRO [Электронный ресурс]. URL: http://avia.pro/grazhdanskaya-aviaciya Гражданская авиация России и мира (дата обращения: 10.03.2018)

2. Газета.ру [Электронный ресурс] : Интернет-газета URL: http://www.gazeta.ru/business/ 2016/02/11/8069729.shtml (дата обращения: 10.03.2018).

3. Кабинет Эксперта - Оценщика [Электронный ресурс]. URL: http://rosozenka.ru/poslednie-zapisi/katalozhnyie-tsenyi-na-novyie-samoletyi-airbus-i-boeing). Взлет take-off.ru (дата обращения: 05.03.2018).

4. Гражданская авиация России и мира. История развития авиации [Электронный ресурс]. URL: http://avia.pro/grazhdanskaya-aviaciya (дата обращения: 07.03.2018).

5. РИА новости. Новости сегодня [Электронный ресурс]. URL:https://ria.ru/spravka/.html (дата обращения: 09.03.2018).

6. NaSamoletah.ru. Все о перелетах на самолетах [Электронный ресурс]. URL: http://nasamoletah.ru/poznavatelno/samye-krupnye-aviakatastrofy-v-rossii.html#i-2 (дата обращения: 07.03.2018).

7. Министерство транспорта Российской Федерации. Федеральное агентство воздушного транспорта. Росавиация [Электронный ресурс]. URL: http://www.favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-perevozki-passazhirov (дата обращения: 11.03.2018).

© Фролов В. В., Олейников Е. П., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.