ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
М. А. Григорович
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ - СТАРОПРОМЫШЛЕННЫХ ЦЕНТРОВ (НА ПРИМЕРЕ Г. НИЖНИЙ ТАГИЛ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ)
Старопромышленными регионами являются территории или районы, профилирующие отрасли которых в силу научно-технического прогресса и изменений спроса потеряли рынок сбыта, стали убыточными и либо полностью прекратили производственную деятельность, либо находятся и стадии стагнации [6]. В результате и экономика районов размещения таких отраслей приходит в упадок, и ранее высокоразвитые территории становятся депрессивными. Для городов Урала, как старопромышленного региона характерны следующие черты:
- типично индустриальная отраслевая структура региональной экономики, когда не менее половины промышленного потенциала сосредоточено в отраслях первичного сектора, а именно - в черной и цветной металлургии;
- преобладание особого типа производственной организации, основанной по принципу "единой фабрики", или комбината, что вытекает из технологических особенностей горнодобывающей промышленности и металлургического производства;
- привязка к наличию определенного набора факторов размещения, которые являются географически немобильными ресурсами и выступают как специфические активы.
Исходя из вышеизложенного, под горо-дами-старопромышленными центрами мы понимаем те из них, которые располагаются на территории старопромышленных регионов и сосредотачивают производства отраслей первого индустриального цикла развития (черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка).
В ходе исторического развития, промышленность Урала специализируется в горнодобывающей, металлургической промышленности и топливно-энергетическом комплексе. Здесь имеется сложившийся производственноэкономический комплекс, ядро которого образуют отрасли первых стадий индустриализации. Данный район был сформирован как замкнутая система, как единый территориальнопроизводственный комплекс страны со значительными межобластными потоками сырья и готовой продукции, интенсивной межобластной миграцией населения, общими транспортными коммуникациями [4]. В 1958 г. именно Уралу принадлежало пятое место в мире по выплавке чугуна среди районов черной металлургии. По производству железа регион превосходил любую капиталистическую страну, кроме США, ФРГ и Великобритании [7].
Под влиянием промышленного развития на Урале сформировался фабрично-заводской тип расселения. Он характеризуется наличием многоуровневой системы городского расселения с высоким удельным весом монопрофиль-ных городов и поселков, для которых характерны высокая концентрация производства на небольшом числе предприятий. Такой ограниченный выбор рабочих мест наряду с глубокой привязанностью работников к месту проживания и работы создает условия для замкнутости локальных рынков труда и действия "эффектов монопсонии".
На низшем уровне фабрично-заводского типа расселения формируются т.н. "низовые" системы расселения, которые состоят из нескольких городских округов или муниципальных районов, и их центров. При благоприятных условиях (наличие у системобразующего центра потенциала для полноценного вовлечения в сферу своего влияния поселений-"спут-ников" и более отдаленных территорий, и хорошо развитая транспортная система) "низовые" системы расселения трансформируются в локальные системы расселения (ЛСР). Они состоят из иерархически взаимоподчиненных поселений, которые объединены между собой межселенными социально-экономическими и технико-производственными взаимосвязями. В ходе дальнейшего развития, концентрируя социально-экономический потенциал, ЛСР могут трансформироваться в более крупные скопления городских поселений - городские агломерации. Они представляют собой компактные пространственные группировки городских и сельских поселений, которые объединены между собой и городом-"ядром" производственными, трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными взаимосвязями. Как правило, локальные системы расселения занимают более обширную территорию, чем городские агломерации, и характеризуются меньшей интенсивностью взаимосвязей между "ядром" системы и отдаленными от него поселениями.
Выполняя функцию организующих центров для нижележащих территориальных иерархических систем расселения, города выступают в качестве основных элементов опорного каркаса расселения. По определению Н.Н. Баранского, опорный каркас расселения составляют "...с экономико-географической точ-
ки зрения, города плюс дорожная сеть - каркас, это остов, на котором все держится, остов, который формирует территорию, придает ей определенную конфигурацию" [2, с. 156]. Под ним понимается совокупность узлов (крупных городов-центров и агломераций) и линий (транспортных магистралей и полимагистралей). Под воздействием опорного каркаса происходит дифференциация территории страны на части, отличающиеся экономической плотностью, густотой и рисунком сети поселений. Узловые элементы опорного каркаса (города) выступают в роли ареалов концентрации разнообразной деятельности, линейные элементы (транспортные артерии, сырьевые потоки)
- как оси развития. Следовательно, данный процесс формирует предпосылки для экономического районирования территории страны, что позволяет более качественно формировать стратегию развития.
Схожее понятие существует в зарубежной социально-экономической географии. Каждый город, в соответствии со своим положением в системе расселения, составляет часть пространственного каркаса территории. Этот термин был введен во Франции П. Жоржем в 1950-е гг. [3, с. 303]. Основу теории пространственного каркаса территории составляют два тезиса. В основе первого лежит утверждение о том, что города не являются экономически изолированными экономическими субъектами, поскольку включены в систему связей с другими городами. Эти связи могут быть иерархического, взаимодополняющего или конкурентного типа.
Во втором тезисе утверждается, что характер экономического пространства страны или региона во многом определяется спецификой взаимосвязей городов между собой. Города характеризуются высокой интенсивностью экономической жизни и соответственно высокой плотностью освоения территории. По сравнению с ними территория сельскохозяйственного расселения представляется экономически малоинтенсивным и малоосвоенным пространством. Города взаимосвязаны между собой дорожной сетью, линиями связи, товарно-сырьевыми потоками и т.д. Таким образом, формируется своеобразный территориальный каркас, состоящих из множества городов со связывающими их друг с другом коммуникационными
нитями, на которые "натянута" "ткань" полей влияния. В них входит сельская местность. Данный территориальный каркас формирует единое социально-экономическое пространство региона или страны, уровень урбанизации которого напрямую влияет на темпы развития городских и сельских поселений.
Любой город представляет собой сложный социально-экономический организм, поэтому развивается, прежде всего, как центр сосредоточения экономической жизни и производства. Противоположность городу составляют сельские поселения, которые отличаются от городов сельскохозяйственной специализацией. Поэтому города и села сосредотачивают в себе производительные силы. Это наглядно иллюстрируется мыслью Л.В. Никифорова о том, что именно "в рамках города и села, как наиболее всеохватывающих общественных структурах, реализуются разнообразные стороны взаимосвязей между производительными силами и производственными отношениями, человеком и окружающей средой, производством и условиями жизни, различными социальными группами и т.д." [5, с. 47]. В городах как опорных центрах каркаса расселения сосредотачиваются производительные силы в виде предприятий, к которым примыкают вспомогательные производства, расположенные в городах-спутниках. Объем промышленного производства на предприятиях, расположенных в бывших поселках городского типа, ничтожно мал по сравнению с объемами выпуска продукции в городах.
Формирование градообразующих отраслей городов Урала было предопределено разнообразным природно-ресурсным потенциалом, представленным ценными видами химического и неметаллического ископаемого сырья (асбест, калийные соли, магнезит и т.д.). Таким образом, можно утверждать, что развитие старопромышленных регионов происходит за счет развития производительных сил, сосредоточенных в городах.
В настоящее время в таких городах сосредоточен высокий промышленный потенциал, но при этом основные фонды значительно морально и физически устарели. Имеется высокая финансово-бюджетная и социальная зависимость городов от нескольких крупных предприятий. Ярким примером городов-
"старопромышленных" центров является Нижний Тагил. Город располагается на восточном склоне Уральских гор, был и остается одним из старейших горнопромышленных городов России. Экономическое значение города в дореволюционный период определялось высокими конкурентными позициями тагильского металла на внешнем рынке, известного под маркой "Старый соболь". В то время Нижний Тагил превосходил по численности населения многие города России, а в Пермской губернии уступал Перми и Екатеринбургу. При этом город находился в весьма сложной статусно-правовой ситуации. Нижний Тагил находился в посессионном владении Демидовых, хотя формально являлся горнозаводским поселком. В случае наделения Нижнего Тагила статусом города необходимо было развивать местное самоуправление, изменять принципы финансовой политики и т.д. Об этих сложностях упоминает Д.И. Менделеев при описании своей поездки 1899 г. по Уралу. Он писал, что "Ниж-не-Тагильск - целый город, 32 тыс. жителей. не сделан он городом, вероятно по той причине, что состоит в посессионном владении рода Демидовых, и с городским устройством еще более запутались бы еще без того сложнейше путаные отношения между владельцем, казною и жителями" [8, с. 91]. В отличие от горнозаводских поселков, функциональную основу большинства городов, составляли отрасли, обслуживающие горнозаводскую промышленность: транспорт, торговля, переработка сельскохозяйственного сырья, переработка и доведение до массового потребителя изделий горнозаводской промышленности [1].
В советский период в городе создается мощнейшая индустриальная база. На сегодняшний день ведущую роль в городской экономике играет горнодобывающая, металлургическая и обрабатывающая промышленность, к ведущим предприятиям которой относятся ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат", ОАО "НПК "Уралвагонзавод", ОАО "Высокогорский горнообогатительный комбинат", ОАО "Уралхимпласт", ФКП "Нижнетагильский институт испытания металлов", ФГУП "Планта", ООО "Нижнетагильский завод металлоконструкций" и др. [9].
Таким образом, формирование производительных сил города Нижний Тагил в советский период на плановой основе сыграло
положительную роль в развитии экономики Свердловской области. Тем не менее, экономика города сохраняет "старопромышленный" характер и до сих пор остается перегруженной индустриальными производствами, которым свойственно технико-экономическое отставание от более современных производств постиндустриальной стадии развития. Безусловно, Нижний Тагил как отнесенный к моногородам, нуждается в государственной поддержке, поскольку существовавшая ранее плановая система обеспечивала снабжение ресурсами и предоставляла необходимый рынок сбыта продукции предприятий. В настоящее время про-
блемы, связанные со спадом производства на основных градообразующих предприятиях, преодолены. Основные производства загружены заказами, удалось остановить рост безработицы. Основные направления развития Нижнего Тагила связаны с реализацией инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию экономики. Привлечение инвесторов позволит создать не только новые производства и рабочие места, но и произвести обновление основных фондов. Данный процесс носит долговременный, стратегический характер, поэтому успех его реализации во многом связан с внешней экономической конъюнктурой.
Литература
1. Алферова Е.Ю. Основные тенденции развития городских поселений Урала на рубеже XIX - XX веков // Размещение производительных сил Урала: сборник статей. - Свердловск: СИНХ, УрГУ, 1985. - С. 81.
2. Баранский Н.Н. Об экономико-географическом изучении города // Экономическая география. Экономическая картография. - М.: Географгиз, 1956. - С. 156.
3. Занадворов В.С., Занадворова А.В. Экономика города: (Ввод. курс): Учеб. пособие / Ин-т "Открытое о-во". - М.: Магистр, 1997. - С. 303.
4. Нестерова Д.В. Модернизация экономики старопромышленного региона. Политико-экономический подход // Журнал экономической теории. 2006. № 4. - С. 17.
5. Никифоров Л.В. Преодоление социально-экономических различий между городом и селом // Вопросы экономики. № 12. 1985. - С. 47.
6. Реструктуризация старопромышленных регионов: опыт России и мира / А. Гранберг, С. Артоболевская, Г. Ковалева, 3. Россель // Региональное развитие и сотрудничество. 1998. № 1-2. - С. 6.
7. Татаркин А.И., Юрганова Л.А. Старопромышленный регион. Трудности, перспективы // Федерализм. 2000. № 1. - С. 66.
8.Уральская железная промышленность в 1899 году / Под ред. Д.И. Менделеева. - СПб., 1900. - С. 91.
9. иКЪ: http://www.ntagil.org/gorod/pasport.php?ELEMENT_ГО=3181