ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА
А. В. КНЯЗЕВ
В статье обозначены проблемы развития финансовой инфраструктуры, которая призвана обеспечивать непрерывность оборота финансовых ресурсов, как во времени, так и в пространстве.
Рассмотрена причина межрегиональной дифференциации финансовой инфраструктуры, выявлено определяющее условие развития финансовой инфраструктуры региона - благоприятный инвестиционный климат. Предложено создание в регионе собственных финансовых институтов непосредственно влияющих на развитие финансовой инфраструктуры. Указано на необходимость развития информационного обеспечения, позволяющего получать достоверную информацию об экономическом состоянии региона, на решение проблемы общей финансовой, экономической грамотности населения, проблемы повышения уровня обеспеченности населения.
Ключевые слова: финансовая инфраструктура, региональная дифференциация, инвестиционный климат, собственные финансовые институты.
В основе развития экономики региона и страны в целом должна находиться современная, структурированная финансовая инфраструктура, адаптированная к динамичным условиям рыночной экономики. Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Финансовая инфраструктура в данном случае призвана обеспечивать непрерывность оборота финансовых ресурсов, как во времени, так и в пространстве.
В. В. Мищенко дает следующее определение финансовой инфраструктуре: «Финансовая инфраструктура - это совокупность банков и других кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих мобилизацию денежных средств и предоставление ссуд. Включает в себя: государственные учреждения (центральный эмиссионный банк, коммерческие банки, почтово-сберегатель-
ные кассы и др.), частные учреждения (коммерческие банки, инвестиционные банки, специализированные банковские учреждения - ипотечные банки, различные фонды). Все эти учреждения нуждаются в оперативном обмене информацией. Для этого они имеют еще несколько элементов инфраструктуры: средства связи и средства автоматизации» [3].
В настоящее время финансовая инфраструктура России недостаточно развита. По данным Российского статистического ежегодника [5; 7] на 1 июля 2010 г. в России зарегистрировано 102,35 тыс. (2,1 %) организаций, занимающихся финансовой деятельностью от общего числа предприятий и организаций, осуществляющих иную экономическую деятельность, которая составляет 4820,4 тыс. Количество организаций, занимающихся в России финансовой деятельностью, за последние несколько лет отражено в таблице 1.
Таблица 1
Количество предприятий, занимающихся финансовой деятельностью в РФ за 2008-2010 г.
2008 г. 2009 г. На 1 июля 2010 г.
тыс. в процентах тыс. в процентах тыс. в процентах
Всего организаций 4 674,9 100 4 771,9 100 4 820,4 100
Организации, занимающиеся финансовой деятельностью 98,9 2,1 101,2 2,1 102,35 2,1
Разница в количестве предприятий, занимающихся финансовой деятельностью в регионах на 2009 г. составляет 973 раза. Минимальное ко-
личество предприятий в Чукотском автономном округе (33 организации), максимальное - в Москве (32 113 организаций).
Причиной межрегиональной дифференциации финансовой инфраструктуры является, прежде всего, разрыв в сфере социально-экономического развития регионов. Следует воздействовать, отмечает Е. Балацкий, на такие характеристики территории, как валовой региональный продукт, фактическое конечное потребление домашних хозяйств, доля регионального «среднего класса», активы, позволяющие формировать рыночный портфель, сочетание риска, доходности и информационной прозрачности рынка, преодолевающее стремление к обладанию активами в ликвидной форме [2].
Наряду с указанным, на наш взгляд, одним из определяющих условий развития финансовой инфраструктуры региона является благоприятный инвестиционный климат.
Региональный инвестиционный климат, т. е. совокупность процессов и факторов различного уровня, определяющих инвестиционное поведение хозяйствующих субъектов в регионе, включает два системообразующих компонента: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.
Инвестиционный потенциал - это объективные предпосылки (возможности) региона для инвестиций, т. е. насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. д.), которые могут быть выражены количественно.
Инвестиционный риск - законодательные условия деятельности инвесторов с точки зрения вероятности потери инвестиций и дохода от них. В наиболее общем виде инвестиционный риск можно определить как возможность полной или частичной потери инвестируемого капитала, вследствие каких бы то ни было причин.
По мнению О. И. Голевой наличие развитой финансовой инфраструктуры является одним из важнейших факторов привлечения инвестиций в страну (регион), рационального их размещения и, соответственно, обеспечения устойчивого экономического развития территории [1].
Трансформация сбережений в инвестиции невозможна без наличия связующего элемента -финансовой инфраструктуры. Финансовая инфраструктура имеет для каждой страны «стратегическое и символическое значение» [6].
С одной стороны, инвестиционная привлекательность обуславливает наличие в регионе развитой финансовой инфраструктуры как важнейшего сегмента экономики, без которого не возможна полноценная инвестиционная деятель-
ность. С другой стороны, стремление региона к инвестиционной привлекательности логически приводит к развитию региональной финансовой инфраструктуры, динамичного и крайне сложного по своей структуре образования.
В связи с тем, что оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения, необходимо воздействовать на компоненты инвестиционного потенциала (природноресурсный, трудовой, производственный, инновационный, институциональный, инфраструктурный, финансовый, потребительский, туристический), совершенствуя его, развивая, делая конкурентоспособным. Воздействие на компоненты инвестиционного риска (экономический, финансовый, социальный, экологический, криминальный, законодательный, управленческий) должно заключаться в том, чтобы минимизировать убытки инвесторов от потери вложенного капитала.
Проблема отсутствия в регионе собственных финансовых институтов непосредственно влияет на развитие финансовой инфраструктуры.
В современной финансовой сфере значительные сбережения населения и юридических лиц просто «вымываются» из региона различными финансовыми институтами, начиная с местных филиалов коммерческих банков, страховых компаний, пенсионных фондов, фирм-эмитентов российского масштаба, поскольку указанные организации имеют основную штаб-квартиру за пределами региона. Это приводит к тому, что аккумулированные средства не инвестируются в экономику региона, не приносят дополнительного дохода, товаров и услуг. Это приводит к снижению темпов социально-экономического развития территориальных образований: падению производства, потребления, росту безработицы, социальной напряженности и т. п.
Организация собственных финансовых инфраструктур региона - это комплекс мероприятий, предусматривающих решение крупных управленческих задач, определяемых социальноэкономической стратегией развития региона.
Образование и развитие собственных инфраструктур региона должно стать одной из основных направлений экономической политики. Целью этих мер является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов территории, проведение превентивных мер по уменьшению «оттока» денежных средств из региона и увеличению «притока» инвестиций в регион.
Финансовая инфраструктура через внедрение новых финансовых институтов должна содейство-
вать формированию позитивного экономического имиджа региона, улучшению инвестиционного климата, оптимизацию ресурсопотребления и развитие конкурентоспособности предприятий.
Проблема слабого информационного обеспечения, недостатка достоверной информации об экономическом состоянии региона ведет к непро-работанности многих решений принимаемых с целью развития региона, в том числе и основными субъектами управления инвестиционной деятельностью - инвесторами и, как следствие, тормозит создание новых финансовых институтов. В результате чего субъекты инвестирования крайне неудачно выбирают партнеров, большинство организаций недоиспользуют преимущества рыночной экономики. Затруднена как реализация совместных бизнес-проектов, так и проектов, финансируемых одними только зарубежными инвесторами.
Целью решения данной проблемы должно стать, на наш взгляд, создание единого базового информационно-аналитического центра экономики региона, который будет оказывать своим пользователям комплекс информационных, аналитических услуг в интересующей их сфере экономики региона.
Главная цель центра - обеспечение актуальной, достоверной информацией, обеспечивающей возможность принятия инвестиционных и прочих решений с наименьшей степенью риска.
На сегодняшний день перспективы развития экономики региона и общества принято связывать с инновациями. Бесспорен тот факт, что динамика развития региона зависит от его возможности использовать инновации и технологии и обеспечивать гибкое изменение структуры производства в сторону повышения доли эффективных отраслей. Регионы, обладающие инновационным потенциалом и создающие благоприятные условия для возникновения и распространения инноваций, приобретают заметные конкурентные преимущества.
Возможность инновационного типа развития экономики региона обусловлена в первую очередь тем, что именно такой тип развития в наибольшей степени соответствует закономерностям и логике современных научно-воспроизводственных процессов, протекающих в регионе. Он оптимизирует использование основных факторов производства, максимизирует экономическую эффективность в процессе достижения экономической системой ее основных целей.
Всестороннее воспроизводство, внедрение в финансовую инфраструктуру региона инновационного потенциала позволяет модернизировать технологическую базу кредитно-финансовых от-
ношений региона и существенно повысить эффективность управления движением денежных средств.
В целях решения данной проблемы необходимо создать в регионе новый элемент финансовой инфраструктуры - региональный финансовоинновационный центр.
Региональный финансово-инновационный
центр должен стать составляющей частью финансовой инфраструктуры области, не обеспечивающим движение финансов как таковых, а внедряющим в работу финансовых институтов инновационные достижения с целью эффективного, оперативного управления денежными средствами.
Вышеуказанные проблемы развития финансовой инфраструктуры невозможно разрешить без решения проблемы общей финансовой, экономической грамотности населения.
Среди мер, призванных обеспечить развитие финансовой инфраструктуры, устойчивость финансового благосостояния населения, как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, а также повысить уровень защиты прав потребителей целесообразным является разработка и применение в регионах страны специальных программ повышения финансовой и экономической грамотности населения. Данная проблема обусловлена тем, что значительная часть населения страны в силу отсутствия знаний в сфере экономики и финансов является просто отстраненной от участия в создании и развитии финансовых институтов.
В рамках данного аспекта необходимо создание во всех абсолютно финансовых организациях (банках, кредитных организациях, страховых, инвестиционных компаниях и др.) консультационных отделов, групп, состоящих из компетентных сотрудников, которые грамотно и доступно могли бы объяснить любому обратившемуся гражданину основы, принципы, цели работы тех или иных финансовых институтов, научить пользоваться внедряемыми технологиями в целях оптимизации движения денежных средств.
Не редки случаи, когда, например, банк сталкивается с проблемой внедрения пластиковых карт, используемых для получения заработной платы, погашения кредитов, оплаты коммунальных услуг, иного спектра услуг. Человек не хочет расставаться с привычным для него наличным оборотом денежных средств, поскольку, зачастую, просто боится элементарно не справиться, не разобраться в работе терминалов.
В силу отсутствия необходимой и понятной человеку информации у последнего появляется боязнь всего нового и как следствие недоверие не
только к финансовым институтам, но и к власти страны в целом. Для преодоления этого, скорее психологического барьера, необходимо через средства массовой информации просвещать, опять же на доступном и понятном языке, население. Это могут быть телевизионные программы, посвященные основам экономики и финансам, программы на радио, статьи в сети Интернет, публикации в газетах. Возможно создание самостоятельных организаций, которые могли бы давать консультации в сфере финансов и экономики. Такие функции мог бы принять на себя информационно-аналитический центр экономики региона, о котором шла речь выше.
Указанные меры должны стимулировать спрос населения на финансовые институты, способствовать постоянному и осмысленному участию населения на финансовом рынке, внедрению населения в финансовый механизм, в инвестиционную деятельность.
Информационно-аналитический центр экономики региона помогал бы в данном случае инвесторам выбрать наиболее подходящую для них инвестиционную стратегию. Инвестиционные консультации являются одними из лучших способов продвижения финансовых услуг населению, поскольку повышают качество инвестиционных услуг.
Все это является одним из признаков не только повышения уровня жизни в стране, но и пока-
Для того чтобы развивалась финансовая инфраструктура необходимо увеличение удельного веса лиц с высоким уровнем обеспеченности, значительное повышение доходов на душу населения, сокращение их дифференциации, а также снижение уровня бедности.
Иными словами, формирование и развитие финансовой инфраструктуры в регионе во многом
зателем определенной зрелости финансовой инфраструктуры, обеспечивающей трансформацию индивидуальных сбережений в необходимые экономике инвестиции. Государственное регулирование в этой области должно быть направлено на усиление элементов сознательного поведения розничных инвесторов (населения), защиту их прав и законных интересов, создание условий снижения рисков индивидуальных инвестиций.
Повышение интереса населения к финансовому рынку и стимулирование инвестирования на финансовом рынке индивидуальных сбережений должно обеспечиваться рядом мер, в частности, страхованием инвестиционной деятельности.
Вышеуказанные положительные моменты неизбежно сталкиваются с проблемой уровня доходов населения. Важно заметить, что лица с низким уровнем дохода не оказывают влияния на развитие финансовой инфраструктуры. В таблице 2 показана численность населения с денежным доходом ниже средней величины прожиточного минимума. Получается, что в настоящее время в России 18,5 млн чел. или 13,1 % от общей численности населения не то чтобы не способны влиять на развитие финансовой инфраструктуры, участвовать на финансовом рынке в качестве розничных инвесторов, а не способны даже удовлетворить себя элементарными бытовыми потребностями (в еде, одежде, образовании и т. д.), находясь за «чертой» бедности.
зависит от таких факторов как: привлекательный инвестиционный климат, специализация и концентрация производства, концентрация финансовых ресурсов путем создания собственных институтов, уровень доходов населения и организаций, предрасположенность к инвестированию или сбережению, использование инновационных технологий, общая экономическая грамотность и дове-
Таблица 2
Численность населения РФ с денежным доходом ниже средней величины прожиточного минимума за 2001-2010 гг.
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения):
руб. в месяц 1500 1808 2112 2376 3018 3422 3847 4593 5339 6085
в % к предыдущему году 124,0 120,5 116,8 112,5 118,6 113,4 112,4 119,4 126,4 128,3
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:
млн человек 40,0 35,6 29,3 25,2 25,2 21,5 18,7 18,5 18,8 18,6
в % от общей численности населения 27,5 24,6 20,3 17,6 17,7 15,2 13,3 13,1 13,3 13,2
рие населения финансовым институтам, наличие соответствующей стратегии развития региона и др.
В то же время институты, составляющие финансовую инфраструктуру, необходимо «выращивать». «Нечто созданное может стать институтом, но не потому, что его создали как институт, а потому, что он прижился в социальной среде, стал ее частью, причем такой частью, которая представляет собой организационное образование, исполняющее свою функцию не в силу того, что оно включено в иерархическую структуру в качестве ее исполнительного органа, а в силу того, что оно самостоятельно благодаря условиям и ресурсам, создаваемым им самим в процессе своей деятельности, т. е. автономно» [4].
Литература
1. Голева О. И. К вопросу о финансовой инфраструктуре региона // Успехи современного естествознания. 2007. № 12. C. 11-14.
2. Иванова Т. Дифференциация финансовой инфраструктуры современной России: формы проявления и пути устранения. URL: http://www.rags.ru
3. Мищенко В. В. Экономика регионов: учеб. пособие. URL: http:// www.business.polbu.ru
4. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение. М., 1993.
5. Российский статистический ежегодник 2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009.
6. Шамраев А. В. Платежные системы как элемент финансовой инфраструктуры / Расчеты и операционная работа в коммерческом банке // Правовая система: Консультант Плюс.
7. иКЬ: http://www.gks.ru
* * *
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF FINANCIAL INFRASTRUCTURE OF REGION
A. V. Knyazev
This article emphasizes problems of development of the financial infrastructure that intended to provide the continuity of turnover of financial capital, both temporally and spatially.
The cause of interregional differentiation of the financial infrastructure is examined. The author points to the determinating condition of development of the financial infrastructure of the region, which is favourable investment climate. It is suggested to create owned financial institutions of the region, which will indirectly influence development of the financial infrastructure. In addition, the author points to the necessity to develop the dataware allowing to receive reliable information about economic state of the region, to solve the problems of general financial and economic competence, as well as the problems of improvement of well-being of the people.
Key words: financial infrastructure, regional differentiation, investment climate, owned financial institutions.