Научная статья на тему 'Механизм управления развитием финансовой инфраструктуры региона'

Механизм управления развитием финансовой инфраструктуры региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБСТВЕННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / OWN FINANCIAL INSTITUTIONS / INFORMATION AND ANALYTICAL DATA / INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Князев Александр Витальевич

В статье рассматривается идея создания единого базового информационно-аналитического центра экономики Тамбовской области, содействующего развитию финансовой инфраструктуры региона. Рассмотрены меры, способствующие наиболее полной мобилизации финансовых ресурсов территории. Приведены пути решения проблем непроработанности действий органов власти, инвесторов, осуществляемых с целью развития региона. Обоснована необходимость всестороннего воспроизводства, внедрения в финансовую инфраструктуру региона инновационного потенциала, позволяющего модернизировать технологическую базу кредитно-финансовых отношений региона и существенно повысить эффективность управления движением денежных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT MECHANISM OF DEVELOPMENT OF REGION'S FINANCIAL INFRASTRUCTURE

In article the idea of creation of the united base information and analytical center of economy of the Tambov region, promoting development of financial infrastructure of region, is considered. The measures promoting the fullest mobilization of financial resources of territory are scrutinized. Ways of the decision of problems of unworked actions of authorities, investors carried out for the purpose of region development are resulted. The necessity of all-round reproduction, introduction for a financial infrastructure of region of the innovative potential is proved, allowing to modernize technological base of credit and financial relations of region and to raise essentially the management efficiency movement of funds.

Текст научной работы на тему «Механизм управления развитием финансовой инфраструктуры региона»

УДК 330+336

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ФИНАНСОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

© Александр Витальевич Князев

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, e-mail: knyazev_aleks@mail.ru

В статье рассматривается идея создания единого базового информационно-аналитического центра экономики Тамбовской области, содействующего развитию финансовой инфраструктуры региона. Рассмотрены меры, способствующие наиболее полной мобилизации финансовых ресурсов территории. Приведены пути решения проблем непроработанности действий органов власти, инвесторов, осуществляемых с целью развития региона. Обоснована необходимость всестороннего воспроизводства, внедрения в финансовую инфраструктуру региона инновационного потенциала, позволяющего модернизировать технологическую базу кредитно-финансовых отношений региона и существенно повысить эффективность управления движением денежных средств.

Ключевые слова: собственные финансовые институты; информационно-аналитические сведения; инновационные технологии

В основе развития экономики региона лежит современная структурированная финансовая инфраструктура, адаптированная к условиям рыночной экономики. Существующее состояние финансовой инфраструктуры Тамбовской области свидетельствует о необходимости создания в регионе новых механизмов управления развитием финансовой инфраструктуры.

Социально-экономическому развитию

Тамбовской области, привлечению инвестиций в регион, в т. ч. на выполнение и развитие региональных программ, повышению экономической самостоятельности региона и его хозяйствующих субъектов, укреплению единого экономического пространства региона, применению инновационных технологий в экономике региона, созданию единой экономической информации должно способствовать, на наш взгляд, создание Единого базового информационно-аналитического

центра экономики Тамбовской области (далее - Центр).

Цели Центра будут заключатся, во-первых, в содействии созданию в области собственных финансовых институтов [1], деятельность которых направлена на обеспечение решений социально-экономических и других задач.

Во-вторых, в оказании пользователям, клиентам Центра комплекса информационных, аналитических услуг в интересующей их сфере экономики региона о состоянии

финансово-экономического положения региона.

В-третьих, в расширенном воспроизводстве инновационного потенциала с целью модернизации технологической базы региональной экономики.

Важным звеном в деятельности Центра с целью развития и оптимизации функционирования финансовой инфраструктуры Тамбовской области является создание собственных конкурентоспособных финансовых институтов региона.

В центре эффективной финансовой инфраструктуры значительное место занимают финансовые ресурсы населения. Они направлены в первую очередь на подготовку условий для вовлечения самого населения в активное производительное использование имеющихся у него денег, пробуждение его к независимости и самоорганизации. Это возможно, в частности, путем развития малого предпринимательства, которое быстро дает отдачу на вложенный капитал и приносит многосторонний положительный социальноэкономический эффект.

Мы согласны с позицией С.Б. Мельникова, утверждающего, что при наличии собственной сети финансовых институтов аккумулируются различные (финансовые, интеллектуальные и т. д.) ресурсы, которые начинают работать на муниципальное образование и его жителей) [2]. В современной финансовой сфере значительные сбережения населения и юридических лиц просто «вымываются» из

региона различными финансовыми институтами, начиная с местных филиалов коммерческих банков, страховых компаний, пенсионных фондов, фирм-эмитентов российского масштаба. Это приводит к тому, что аккумулированные средства не инвестируются в экономику региона, не приносят дополнительного дохода, товаров и услуг. Это приводит к снижению темпов социально-экономического развития территориальных образований: падению производства, потребления, росту безработицы, социальной напряженности и т. п.

Образование и развитие собственных инфраструктур региона должны стать одним из основных направлений экономической политики. Целью этих мер является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов территории, проведение превентивных мер по уменьшению «оттока» денежных средств из региона и увеличению «притока» инвестиций в регион.

Роль Центра в данном случае будет заключаться в содействии тем, кто решил создать в области самостоятельный финансовый институт. Данное содействие, в частности, может быть выражено в следующем: с одной стороны, потенциальному учредителю финансового института Центр, используя свою информационную базу о финансово-экономическом состоянии области, указывает на потребности населения, предприятий и организаций в финансовых услугах, на то, какие должны быть созданы условия для удовлетворения финансовых потребностей непосредственных клиентов, экономических

агентов. С другой стороны, если в этом есть необходимость у клиента, Центр обеспечивает поиск инвесторов, наделяя последних соответствующей информацией для принятия ими решения об инвестировании того или иного проекта (создания, например, аудиторской фирмы).

В результате оказания таких услуг Центр должен повлиять на расширение конкуренции между финансовыми институтами, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия удовлетворения финансовых потребностей и тем самым стимулировать рост производства и потребления.

Финансовая инфраструктура через внедрение новых финансовых институтов должна содействовать формированию позитивно-

го экономического имиджа региона, улучшению инвестиционного климата, оптимизации ресурсопотребления и развитию конкурентоспособности предприятий, обеспечению устойчивого экономического развития территории [3].

Проблема слабого информационного обеспечения, недостатка достоверной информации об экономическом состоянии региона ведет к непроработанности многих решений, принимаемых с целью развития региона, в т. ч. и основными субъектами управления инвестиционной деятельностью - инвесторами [4]. В результате чего субъекты инвестирования крайне неудачно выбирают партнеров, большинство организаций недоиспользуют преимущества рыночной экономики. Затруднена как реализация совместных бизнес-проектов, так и проектов, финансируемых одними только зарубежными инвесторами.

Решить данную проблему способен, на наш взгляд, вышеуказанный Центр. Главная, в данном случае, цель Центра - обеспечение актуальной, достоверной информацией,

обеспечивающей возможность принятия инвестиционных и прочих решений с наименьшей степенью риска.

В рамках региона необходима подготовка комплексной информации о бизнес-проектах предприятий, а кроме того, информация об экономической ситуации в регионе: спросе на продукцию производственно-экономического назначения, ведущихся или законсервированных стройках промышленных и социальных объектов, производимой в регионе продукции промышленного назначения, оптовых и розничных ценах на нее, объемах реализации в регионе и за его пределами, данные об оценке промышленной недвижимости, информация о количестве финансовых институтов, характеристики основных проводимых операций для кредитных потребительских кооперативов, управляющих компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвестиционных фондов, информация о показателях, характеризующих выполнение государственными органами управления их основных функций и т. д.

Особенность работы с подобной информацией определяется тем, что она достаточно велика по объему и часть ее имеет неболь-

шой срок жизни. По нашему мнению, возможность скорейшего выхода из информационной неопределенности в регионах - создание в субъекте вышеуказанного центра информационной инфраструктуры, который также должен стать и элементом финансовой инфраструктуры, поскольку нацелен на обеспечение нормального режима функционирования кредитно-финансовых отношений, в некоторой степени, на размещение, направление инвестиционных ресурсов.

Инвестиционная деятельность должна быть обеспечена механизмом прогнозирования ситуации. В ходе управления инвестиционными процессами субъекты управления осуществляют функции анализа и прогноза инвестиционной ситуации с учетом внутренних и внешних обстоятельств в регионе. Центр предоставляет всю необходимую для анализа и прогноза информацию. По заказу субъектов, пользователей, он проводит анализ и прогноз развития инвестиционных процессов. На основе проведенного анализа подготавливает для федеральных и региональных органов власти предложения по разработке нормативных документов, способствующих активизации инвестиционной деятельности.

Инвестиционный процесс должен максимально охватывать субъекты и объекты хозяйственной деятельности. Как можно большее число субъектов и объектов технологически обеспечено и задействовано при активизации инвестиционной деятельности. Все объекты инвестиционной деятельности должны быть доступны для понимания всеми субъектами этого процесса; нормативно, инструктивно и технологически определены. Центр позволит объединить все объекты инвестиционной деятельности в конечное и обозримое число классов для удобства исследования и управления развитием инвестиций.

На сегодняшний день перспективы развития экономики региона и общества принято связывать с инновациями. Бесспорен тот факт, что динамика развития региона зависит от его возможности использовать инновации и технологии и обеспечивать гибкое изменение структуры производства в сторону повышения доли эффективных отраслей. Регионы, обладающие инновационным потенциалом и создающие благоприятные условия

для возникновения и распространения инноваций, приобретают заметные конкурентные преимущества.

Возможность инновационного типа развития экономики региона обусловлена в первую очередь тем, что именно такой тип развития в наибольшей степени соответствует закономерностям и логике современных научно-воспроизводственных процессов, протекающих в регионе. Он оптимизирует использование основных факторов производства, максимизирует экономическую эффективность в процессе достижения экономической системой ее основных целей. Всестороннее воспроизводство, внедрение в финансовую инфраструктуру региона инновационного потенциала позволяет модернизировать технологическую базу [5] кредитно-финансовых отношений региона и существенно повысить эффективность управления движением денежных средств.

В рамках указанного аспекта основополагающими направлениями в работе Центра должны стать:

- аналитическая, информационная и консультационная поддержка банков, кредитных организаций, страховых и инвестиционных компаний, аудиторских фирм и других институтов, входящих в финансовую инфраструктуру Тамбовской области в сфере инновационного развития территорий, разработка программ социально-экономического и научно-технологического развития, проведение выставок, конференций, семинаров, иных мероприятий с целью продвижения и внедрения инновационных технологий;

- поддержка развития финансовых институтов в научно-технической сфере, выполнение инновационных проектов, направленных на развитие науки, создание и внедрение новых наукоемких конкурентоспособных технологий на предприятиях региона;

- проведение экспертизы научно-технических проектов, новых технологий, областных программ, обеспечивающих создание конкурентоспособных образцов техники и продукции и способствующих насыщению рынка произведенными на их основе товарами, оказываемыми при их использовании финансовых услуг;

- организационно-экономическая поддержка и внедрение новых технологий и ноу-хау с использованием патентов;

- привлечение на конкурсной основе субъектов предпринимательства, отечественных и иностранных инвесторов к реализации инновационных программ;

- формирование банка данных по существующим инновационным разработкам, исследованиям, проектам, внедрение и использование которых возможно также финансовыми институтами;

- формирование пакета запросов финансовых институтов на решение наиболее острых проблем на основе новейших технологий;

- выявление и оценка проектов, обладающих коммерческим потенциалом, маркетинговые исследования рынка и создание баз данных;

- создание информационных каналов для продвижения продукта;

- оценка интеллектуальной собственности, поиск финансовых организаций, промышленных предприятий, заинтересованных в конкретных разработках;

- финансирование бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла;

- развитие информационной инфраструктуры инновационной деятельности.

Реализация вышеуказанных направлений будет способствовать созданию конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства; созданию эффективной региональной инновационной системы; развитию институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок; модернизации экономики и, в частности, финансовой инфраструктуры на основе технологических инноваций.

По мере развития потенциала и формирования адекватной спросу структуры предложения сектора исследований и разработок должны будут способствовать реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Тамбовской области и приоритетов технологического развития. Одновременно будет расти объем экспорта научных услуг и результатов деятельности инновационного сектора как самостоятельной отрасли экономики. Ориентация региональной экономической политики на поддержку и стимулирование инновационной активности финансовых предприятий и организаций позволит обеспечить развитие кон-

курентоспособного сектора исследований и разработок и условия для его расширенного воспроизводства.

Источниками инновационных технологий, в т. ч. внедряемых в деятельности финансовых институтов, должны стать высшие учебные заведения области, такие как ТГУ им. Г.Р. Державина, Тамбовский государственный технический университет, Мичуринский государственный аграрный университет.

Центр должен действовать на основе современных технологий, организующих сбор. обработку, хранение и предоставление пользователям экономической и иной информации. В основе его функционирования лежит процесс производства информации.

Кадровые ресурсы центра составляют специалисты - профессионалы в сфере экономики, финансов, менеджмента, юриспруденции и т. д.

Формы оказания информационных услуг возможны следующие:

- непосредственное консультирование, оказываемое специалистами в центре клиентам по интересующим их вопросам;

- подготовка интересующей информации, если ее предоставление связано с затратой определенного количества времени, обусловленного проведением исследований и подготовкой заключений;

- размещение информации в сети Интернет: размещение базовых регулярно обновляемых экономических показателей, сведений на официальном сайте Центра; предоставление ответов на заданные вопросы на сайте в режиме online, создание на сайте перекрестных ссылок на сайты других государственных и негосударственных финансовых институтов;

- заключение долгосрочных договоров с организациями и предприятиями на предоставление регулярно обновляемой информации, которая может предоставляться в режиме: на момент поступления (изменения) информации; каждый день; один раз в неделю или месяц и т. д.

Таким образом, работа с пользователями по всем направлениям основывается на принципах: моментального доступа, текущего пользования, долговременного пользования в виде адресно-справочных банков данных. В качестве поставщиков информационных услуг в Центре - хозяйствующие субъекты,

коммерческие компании, общественные организации, региональные органы власти.

Главными пользователями услуг в Центре являются, прежде всего, органы управления развитием региона, которым необходима информация для определения приоритетов перераспределения инвестиционных потоков, а также инвесторы - как основные участники инвестиционной деятельности.

Взаимоотношения с пользователями Центра строится на платной основе. При этом ценовая политика ставит перед собой задачи: ориентации на конкретного пользователя или группу пользователей; информационной деятельности на бесприбыльной основе. В соответствии с такой стратегией цены устанавливаются: дифференцированно по категориям пользователей; гибкими в рамках конкретной категории пользователей; на основе договорных отношений с пользователями. В отношении пользователей, и потребляющих, и поставляющих информацию, могут быть использованы взаимозачеты на основе разработанных методик расчета объемов предоставляемой информации.

Для создания и развития Центра требуются значительные финансовые средства. Для формирования такой структуры рациональнее будет создать Центр не на денежные средства региона, а объединив финансы, технику, профессионалов, информационные возможности всех заинтересованных организаций. Учредителями центра должны стать: региональные органы власти (например, администрация области); коммерческие организации: например, коммерческие банки (например, ОАО «Тамбовкредитпромбанк»); общественные организации, высшие учебные заведения (например, ТГУ им. Г.Р. Державина, Тамбовский государственный технический университет, Мичуринский государственный аграрный университет).

Указанный состав учредителей позволит быстро собрать уже имеющиеся в регионе информационные фонды, создать возможность для быстрого занятия ведущих позиций на региональном информационном рынке, сосредоточить усилия на доступе пользователей к банкам данных.

Образование и работа Центра обеспечит необходимые условия для устойчивого управления инвестиционным процессом в регионе: открытость инвестиционного процесса. Объекты инвестирования - отрасли, регионы, предприятия, предлагающие инвестиционные проекты, должны быть максимально открыты для потенциальных инвесторов. Субъекты инвестиционной деятельности должны иметь максимально возможный доступ к любой информации, отражающей инвестиционную деятельность. Информационная закрытость инвестиционного процесса усугубляет беспорядочность и снижает постоянство его развития.

Новый элемент финансовой инфраструктуры - Единый базовый информационноаналитический центр экономики Тамбовской области должен стать составляющей частью финансовой инфраструктуры Тамбовской области, не обеспечивающей движение финансов как таковых, а оказывающей содействие в развитии собственных финансовых институтов региона; предоставляющей всю необходимую финансовую, социально-эко-

номическую информацию о регионе; способствующей внедрению в работу финансовых институтов инновационных достижений с целью эффективного оперативного управления денежными средствами.

1. Сартыков С.П. Управление развитием финансовой инфраструктуры региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 1996.

2. Мельников С.Б. Муниципальный менеджмент. Участие населения в финансировании социально-экономических программ развития своего города (района). М., 1995. С. 36.

3. Голева О.И. К вопросу о финансовой инфраструктуре региона // Успехи современного естествознания. 2007. № 12. С. 18-19.

4. Коробова О.В., Герасимов Б.И., Быковский В.В. Региональная экономика: реструктуризация системы управления развитием региона: монография. Тамбов, 2002.

5. Белокрылова О.С., Бережной И.В. Стратегия расширенного воспроизводства инновационного потенциала региона // Успехи современного естествознания. 2007. № 12. С. 12-14.

Поступила в редакцию 11.08.2010 г.

UDC 330+336

MANAGEMENT MECHANISM OF DEVELOPMENT OF REGION’S FINANCIAL INFRASTRUCTURE Aleksander Vitalyevich Knyazev, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of Accounting, Analysis and Audit Department, e-mail: knyazev_aleks@mail.ru

In article the idea of creation of the united base information and analytical center of economy of the Tambov region, promoting development of financial infrastructure of region, is considered. The measures promoting the fullest mobilization of financial resources of territory are scrutinized. Ways of the decision of problems of unworked actions of authorities, investors carried out for the purpose of region development are resulted. The necessity of all-round reproduction, introduction for a financial infrastructure of region of the innovative potential is proved, allowing to modernize technological base of credit and financial relations of region and to raise essentially the management efficiency movement of funds.

Key words: own financial institutions; information and analytical data; innovative technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.