Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПЕРЕВОДОВ: ТАРИФЫ, НОВЫЕ УЧАСТНИКИ, НЕФОРМАЛЬНЫЕ КАНАЛЫ ПЕРЕВОДА'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПЕРЕВОДОВ: ТАРИФЫ, НОВЫЕ УЧАСТНИКИ, НЕФОРМАЛЬНЫЕ КАНАЛЫ ПЕРЕВОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАНТЫ / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ПЕРЕВОДЫ / ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ / ТАРИФЫ НА ПЕРЕВОД ДЕНЕГ / ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ / ХАВАЛА / MIGRANTS / CROSS-BORDER MONEY TRANSFERS / PAYMENT SYSTEMS / MONEY TRANSFER TARIFFS / MONEY LAUNDERING / HAWALA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Криворучко Светлана Витальевна, Лопатин Валерий Алексеевич, Дубова Светлана Евгеньевна

В статье рассматриваются проблемы развития трансграничных денежных переводов в пределах региона, охватывающего бывший Советский Союз. Сложность анализа данной проблемы заключается в наличии каналов неформальных денежных переводов, несовершенной типологии отправителей денег. Показано, что в странах, образованных на территории бывшего Советского Союза, существует различная степень легализации рынка трансграничных денежных переводов, уровня безналичного денежного обращения и теневой экономики. В ходе анализа было выявлено существенное влияние на тарифы систем денежных переводов таких факторов, как приход новых участников и функционирование неформальных систем перевода, а было выделено существенное расхождение соотношения исходящих и входящих переводов по странам. В заключении определено что дальнейшему развитию индустрии денежных переводов будут способствовать приход на рынок Финтех-компаний, финансовое образование и адекватное рискам регулирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT PROBLEMS OF MONEY TRANSFERS: TARIFFS, NEW PARTICIPANTS, INFORMAL TRANSFER CHANNELS

The article examines the problems of the development of cross-border remittances within the region, covering the former Soviet Union. The complexity of the analysis of this problem is there are channels of informal money transfers, an imperfect typology of money senders. It is shown that in the countries formed on the territory of the former Soviet Union, there is a different degree of legalization of the market for cross-border money transfers, the level of non-cash money circulation and the shadow economy. The analysis revealed a significant impact on the rates of money transfer systems such factors as the arrival of new participants and the functioning of informal transfer systems and highlighted a significant discrepancy in the ratio of outgoing and incoming transfers by country. In the conclusion, it is determined that the further development of the money transfer industry will be facilitated by the arrival of Fintech companies on the market, financial education and regulation adequate to risks.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПЕРЕВОДОВ: ТАРИФЫ, НОВЫЕ УЧАСТНИКИ, НЕФОРМАЛЬНЫЕ КАНАЛЫ ПЕРЕВОДА»

Проблемы развития денежных переводов: тарифы, новые участники, неформальные каналы перевода

Криворучко Светлана Витальевна,

доктор экономических наук, профессор департамента «Банковское дело и финансовые рынки», в.н.с. НИЦ Денежно-кредитных отношений, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» E-mail: SKrivoruchko@fa.ru

Лопатин Валерий Алексеевич,

кандидат экономических наук, доцент Департамента менеджмента и инноваций, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» E-mail: VALopatin@fa.ru

Дубова Светлана Евгеньевна,

доктор экономических наук, профессор департамента «Банковское дело и финансовые рынки», в.н.с. НИЦ Денежно-кредитных отношений, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» E-mail: SEDubova@fa.ru

В статье рассматриваются проблемы развития трансграничных денежных переводов в пределах региона, охватывающего бывший Советский Союз. Сложность анализа данной проблемы заключается в наличии каналов неформальных денежных переводов, несовершенной типологии отправителей денег. Показано, что в странах, образованных на территории бывшего Советского Союза, существует различная степень легализации рынка трансграничных денежных переводов, уровня безналичного денежного обращения и теневой экономики. В ходе анализа было выявлено существенное влияние на тарифы систем денежных переводов таких факторов, как приход новых участников и функционирование неформальных систем перевода, а было выделено существенное расхождение соотношения исходящих и входящих переводов по странам. В заключении определено что дальнейшему развитию индустрии денежных переводов будут способствовать приход на рынок Финтех-компаний, финансовое образование и адекватное рискам регулирование.

Ключевые слова: мигранты, трансграничные денежные переводы, платежные системы, тарифы на перевод денег, отмывание денег, хавала.

Введение

Значение трансграничных денежных переводов для развивающихся экономик постоянно растет. Это можно проследить на примере следующих изменений: так прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в последние годы имеют тенденцию к снижению, то объемы денежных переводов приблизились в 2018 году к объемам ПИИ. Денежные переводы в страны с низким и средним уровнем дохода (462 млрд. $) были значительно больше, чем потоки ПИИ в 2018 году (344 млрд. $), за исключением Китая. Это делает денежные переводы крупнейшим источником валютных поступлений в бедные страны. В будущем потоки трансграничных денежных переводов в страны с низким и средним уровнем дохода, вероятно, станут для них крупнейшим источником внешнего финансирования - больше, чем ПИИ, включая потоки в Китай. Поступления от денежных переводов уже более чем в три раза превышают официальную помощь этим странам в целях развития [1].

Специальная группа экспертов Всемирного банка проводит регулярный мониторинг тарифов на денежные переводы на глобальном уровне, охватывая многие страны мира. Задача этой группы состоит в поиске путей для снижения тарифов.

Анализ международной практики тарификации денежных переводов показал, что в мире средние затраты на отправку суммы 200 $ составили в первом квартале 2019 года 7,1%, что более чем в два раза превышает целевой показатель, рекомендуемый Всемирным банком на уровне 3%. Можно отметить на рисунке 1, что Африка остается самым дорогим местом для отправки денег, здесь средний размер тарифа достигает 9,4%.

Ое

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве РФ на 2020 г.

Тарифная политика российских платежных систем

В таблице 1 приведен разброс тарифов по странам бывшего СССР, которые подают информацию во Всемирный банк. Мы сделали сравнение тарифов на отправку денежных переводов из России на две даты: первые кварталы 2014 года и 2019 года, в долларах США, хотя предлагаются и рублевые переводы. Анализ данных показал, что преобладает тенденция к снижению тарифов; самые высокие тарифы сохраняются по странам Прибалтики (8-12%); заметно сократился круг операторов за счет ухода с рынка систем с самыми высокими тарифами; самые высокие тарифы предлагают компании Вестерн Юнион и Маниграм, но необходимо отметить значительный разброс тарифных ставок по странам (рис. 1).

Среднее значение в мире Всего страны Большой 20 Страны Большой 8 Россия Саудовская Аравия Южная Корея США Италия Франция Великобритания Австралия ФРГ Бразилия Канада Япония ЮАР

4,9% 5,1% 5,7% 6,0% 6,4% 7,0 7 7

% % %

7,7%

7

8% 10,4%

I

14,9%

Рис. 1. Средняя стоимость отправки 200 $ из ряда стран, 1 квартал 2019 года Источник: Remittance prices worldwide.- 2019.

Самое обширное присутствие помимо указанных компаний сохраняет платежная система «Контакт». Анализ показал, что ухудшение внешнеполитических отношений со странами является существенным фактором активности игроков на рынке переводов. Например, центральный банк Украины как орган наблюдения за платежными системами в октябре 2016 года запретил шести российским платежным системам работать на территории страны: «Юнистрим», «Лидер», «Золотая корона», «АпеНк», «Колибри» и «В^ко».

Рассматривая способы снижения тарифов на денежные переводы, необходимо выделить роль Финтех-компаний в развитии сегмента денежных переводов.

Анализ показывает, что на исследуемом на рынке активно действуют финтех-компании, некоторые из них показаны в таблице 2.

Таблица 1. Тарифы на отправку денег из России в страны бывшего СССР, сумма перевода 200 $

Страна-полу-чатель Период Средним Системы переводов из России

Blizko Unistream Money Gram Contact Western Union Zolotaya Korona Privat Money Migom FastMail Anelik Azia Express Intere xpress Leader

Армения 1кв.-2014 $2,8 $2,0 $2,0 - $0,0 - - - $7,0 - $3,6 - $2,0 -

1кв.-2019 $3,7 $2,0 $4,0 $5,0 $2,0 $2,0 $2,0 - - - - - - -

Азербайджан 1кв.-2014 $3,2 $2,0 - - $4,0 $3,0 $2,0 $4,0 - $5,0 - $3,0 $3,0 $3,0

1кв.-2019 $2,0 $2,0 - - $2,0 $2,0 $2,0 У - У - У У У

Беларусь 1кв.-2014 $3,7 $2,0 $3,0 $3,0 $4,0 $3,0 $2,0 $4,0 $7,0 $5,0 $3,6 - - -

1кв.-2019 $3,1 $3,6 $2,0 $5,0 $2,0 $4,0 $2,0 У У У У - - -

Эстония 1кв.-2014 $8,4 - $3,0 $20,0 $4,0 $20,0 $0,0 - - - $3,6 - - -

1кв.-2019 $8,3 - У $20,0 $3,0 $2,0 У - - - У - - -

Латвия 1кв.-2014 $8,3 $2,0 $3,0 $20,0 $4,0 $20,0 - - $7,0 - $3,6 - - $3,0

1кв.-2019 $8,0 - $2,0 $20,0 У $2,0 - - У - У - - У

Литва 1кв.-2014 $8,3 - $5,0 $20,0 $4,0 $20,0 - - - - - - - -

1кв.-2019 $12,3 - $2,0 $20,0 У У - - - - - - - -

Украина 1кв.-2014 $8,3 $2,0 $3,0 $3,0 $3,0 $3,0 $2,0 - - $5,0 $3,6 - $2,0 $3,0

1кв.-2019 $4,0 У У У У $4,0 У - - У У - У У

Грузия 1кв.-2014 $3,3 $2,0 $2,0 - $4,0 $3,0 $2,0 - $7,0 - - $3,0 - -

1кв.-2019 $2,5 $2,0 $2,0 $5,0 $2,0 $2,0 $2,0 - У - - У - -

Казахстан 1кв.-2014 $3,2 - $3,0 $3,0 $4,0 $3,0 $2,0 - $7,0 - $3,6 $0,0 - -

1кв.-2019 $2,6 - $2,0 $5,0 $2,0 $2,0 $2,0 - У - У У - -

Киргизия 1кв.-2014 $3,4 $2,0 $3,0 $3,0 $4,0 $3,0 $2,0 $4,0 $7,0 - $3,6 $2,0 $4,0 $3,0

1кв.-2019 ,8 ем $ $2,0 $2,0 $5,0 $2,0 $4,0 $2,0 У У - У У У У

Узбекистан 1кв.-2014 $3,9 $3,0 $3,0 - $4,0 $3,0 $3,0 $7,0 - $5,0 $3,6 - $4,0 $3,0

1кв.-2019 $3,3 $3,0 У $5,0 У $2,0 $3,0 У - У У - У У

Таджикистан 1кв.-2014 $3,8 $3,0 $3,0 $4,0 $3,0 $3,0 $3,0 $4,0 $7,0 $5,0 $3,6 - $3,6 $3,0

1кв.-2019 $3,2 $2,0 $2,0 $5,0 $4,0 $3,0 У У У У У - У У

Молдова 1кв.-2014 $3,6 - $3,0 - $4,0 $2,0 $2,0 - $7,0 - $3,6 $4,0 - $3,0

1кв.-2019 $3,0 - $4,0 $5,0 $2,0 $2,0 $2,0 - У - У У - У

сз о

со £

m Р

сг

СТ1 А

Примечание: У - уход с рынка.

Составлено авторами по: Remittance corridor/Russia/

Prices Worldwide. - Sending money from Russia. - https://remittanceprices.worldbank.org/en/

Таблица 2. Тарифы на отправку денег из России в рассматриваемые страны финтех-компаний

Платежная система, веб адрес Страны-получатели Процент удерживаемой суммы системой из перевода

TransferWise, https:// transferwise. com/ru Армения, Азербайджан, Грузия, Украина, Беларусь, Литва, Латвия, Эстония 0,67%

PaySend, https:// paysend.com/ Все страны, кроме Туркменистана Фиксированная 49 рос. руб.

SendMoney24, https://www. sendmoney24. com Все страны 5,0-5,5%

Ое

Составлено авторами.

Компания PaySend является официальным провайдером платежных услуг, имеет лицензию ЦБ РФ, верифицирован Управлением по финансовому контролю и регулированию Великобритании (FCA), платежными системами VISA и MasterCard.

TransferWise - британская служба денежных переводов, запущенная в январе 2011 года эстонскими разработчиками К. Кярманн и Т. Хинрикус со штаб-квартирой в Лондоне и офисами в ряде городов, включая Таллинн, Нью-Йорк и Сингапур.

Основанная в 2011 году, SendMoney24.com является онлайн оператором по международным денежным переводам и платежным услугам. SendMoney24.com является собственностью и управляется Send Money 24 Ltd, которая находится в Великобритании. Send Money 24 Ltd зарегистрирована и регулируется Управлением по финансовому регулированию и надзору Великобритании (FCA) в соответствии с правилами платежных услуг 2009 для предоставления платежных услуг.

Помимо финтех-компаний на рынке предлагаются переводы путем передачи получателю платежной карточки одной из международных платежных систем, эмитированной в России, а также передача денег водителями автобусов и проводниками (по неофициальным данным, 3% от суммы перевода).

Данные таблицы 3 показывает, что тариф на отправку денег из России явно опережает в снижении общемировую тенденцию, оставаясь дешевле в три раза.

В то время как корреляция динамики тарифов отправки денег из России с общемировой тенденции составляет примерно 0,5, динамика по странам Большой 9 и Большой 20 почти синхронна (корреляция составила 0,9885).

По данным IFAD, в настоящее время в мире насчитывается более 3000 поставщиков услуг денежных переводов, и переход от использования банков к менее дорогостоящим операторам денежных переводов (money transfer operators, MTO) привел сектор в состояние необходимости постоянного изменения. Новые технологические плат-

формы, такие как онлайн-переводы, цифровые кошельки и приложения для мобильных денег, в сочетании с новыми технологиями перевода крипто-валют создали большую конкуренцию и прозрачность на рынке денежных переводов, хотя и требуют осторожности с точки зрения безопасности и мошенничества.

Таблица 3. Средний тариф отправки денег переводом в России и в мире,%

1 кв. 2014 1 кв. 2015 1 кв. 2016 1 кв. 2017 1 кв. 2018 1 кв. 2019

Из России 2,16 2,82 2,11 2,09 1,64 1,90

Из стран Большой 8 7,73 7,19 7,06 6,99 6,64 6,66

Из стран Большой 20 8,31 7,67 7,61 7,58 7,21 7,07

В среднем в мире 8,36 7,72 7,53 7,45 7,13 6,94

Рассчитано по: Remittance prices worldwide. 2019.

Роль неформальных каналов

В рамках данной статьи мы не затрагиваем различные варианты закрытых этнических систем. Например, в странах Азии и Африки легально или нелегально функционируют неформальные системы денежных переводов, получившие название в исламских странах «хавала».

По неофициальным каналам (туристы, контрабандисты, организованная преступность, диаспора, социальные сети и различные сообщества по интересам) отправляют неопределенно значимые суммы, то есть в реальности огромные объемы наличности физически перевозятся через границы.

Международная организация FATF определяет такие неформальные каналы как сервис денежных переводов, связанные с определенными географическими регионами или этническими сообществами, обеспечивающих перевод и получение денежных средств или эквивалентных ценностей и осуществляют расчеты путем торговли, наличных платежей и взаимозачетов в течение длительного периода времени. С точки зрения легализации, системы неформальных переводов (СНП) эксперты FATF разделяют легитимные, частично легитимные и нелегитимные. Легитимные не означает законные, такие системы (каналы) обеспечивают расчеты внутри племен, обслуживают легитимных клиентов, а государство их признает, разрешает рекламу услуг, но не регулирует. Полузаконные схемы обслуживают легитимных клиентов, но незаконно используются для перевода денег за границу. Нелегитимные СНП создаются для обслуживания преступных элементов. На практике, услугой денежного перевода в законной или полузаконной схеме может воспользоваться как легальный мигрант, так и преступник.

Наиболее популярной схемой в мире считается вышеупомянутая «хавала», которая имеет давнюю историю и распространена в исламских странах и там, где проживают выходцы из этих стран, особенно где мусульмане составляют ядро трудовых мигрантов и политических беженцев (Россия и Западная Европа). Аналогичные схемы переводов действуют среди китайцев, вьетнамцев, а также выходцев из африканских стран. Существуют другие этнические СНП: фей чьен (Китай), падала (Филиппины), худжа или хунд (Пакистан), фей кван (Таиланд). В Пакистане такая система переводов легальна, что обусловлено наличием кочевников и историческими традициями. Клиентами таких схем являются преимущественно трудовые мигранты, мелкие торговцы, но могут быть криминальные элементы и террористы. Системы неформальных переводов основаны не на переводе денежных средств, а подтверждении передачи актива (в иностранной или местной валюты) через какой-либо канал электронного сообщения в виде кодовых слов или цифр, и реже через социальные сети (для приема заказа), при этом отсутствуют сопроводительные документы, а соответственно и отчетность. Учитывая, что все финансовые транзакции осуществляются методом взаимозачета или при личных встречах, то отследить эти потоки государственные контрольные органы не в состоянии. Например, в Казахстане провоз наличных денежных средств через границу остается наиболее распространенным методом отправки денег домой [2]. Хотя, официально, в Казахстане все платежи и переводы средств, связанные с предпринимательской деятельностью, должны осуществляться через открытые банковские счета.

Выводы

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что основными препятствиями для снижения затрат на денежные переводы являются снижение рисков со стороны банков и эксклюзивное партнерство между национальными системами почтовых отделений и операторами денежных переводов. Эти факторы ограничивают внедрение более эффективных технологий в услугах денежных переводов, таких как приложения для Интернета и смартфонов, а также использование криптовалюты.

Высокие затраты, связанные с переводом денег по многим каналам денежных переводов, особенно для низкооплачиваемых работников, которые не имеют адекватного доступа к банковским услугам, уменьшают экономический эффект от миграции, в том числе для бедных домохо-зяйств в странах происхождения мигранта. Банки всегда были самыми дорогими каналами денежных переводов: в среднем они взимали в первом квартале 2019 года комиссию в 11%. В стремлении снизить риски отмывания денег международные банки-корреспонденты закрывают счета для операторов денежных переводов вместо того, чтобы управлять риском [3].

Почтовые службы являются вторыми после банков самыми дорогими каналами отправки, с тарифами свыше 7%. Комиссии за денежные переводы, как правило, включают дополнительное вознаграждение, поскольку национальные почтовые службы входят в эксклюзивное партнерство с операторами денежных переводов. Такая комиссия в среднем составляла 1,5%, но достигала 4% в некоторых странах.

Пересмотр эксклюзивных партнерских отношений и предоставление возможности новым игрокам действовать через национальные почтовые отделения, банки и телекоммуникационные компании поможет устранить входные барьеры, усилить конкуренцию, и снизит тарифы на денежные переводы.

Литература

1. Handbook for Improving the Production and Use of Migration Data for Development. - November 2017. - https://www.knomad.org/publication/ handbook-improving-production-and-use-migration-data-development-0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Тодороки Э., Челик К., Холматов М. Альтернативные системы денежных переводов в Казахстане. - Июль 2011 года. Всемирный банк. - URL: http://siteresources.worldbank. org/FINANCIALSECTOR/Resources/ARS-July2012(Russian).pdf

3. Remittance prices worldwide. The World Bank -Issue 29, March 2019. - https://remittanceprices. worldbank.org//sites/default/files/rpw_report_ march_2019.pdf

4. Роль систем «Хавала» и других аналогичных услуг в отмывании денег и финансировании терроризма. - Октябрь 2013. Доклад Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). - https://www.imolin.org/ pdf/imolin/FATF_Study_on_Hawala_and_Similar_ Service_Providers_RUS.pdf

5. Трансграничные переводы физических лиц (резидентов и нерезидентов)/ - Центральный банк РФ. - URL: http://www.cbr.ru/statistics/ default.aspx? Prtid=tg

6. Alvarez Sandra Paola, Briod Pascal, Ferrari Olivier and Rieder Ulrike. Remittances: How reliable are the data? MIGRATION POLICY PRACTICE -Vol. V, Number 2, April 2015-June 2015. -https://publications.iom.int/system/files/pdf/mpp_ issue_21.pdf

7. Balance of Payments and International Investment Position Manual (BPM6). - Last Updated: November 2013. - https://www.imf.org/external/ pubs/ft/bop/2007/bopman6.htm

8. Labour Migration, Remittances, and Human Development in Central Asia. - Central Asia Human Development Series.- 2015 by the United Nations Development Programme Regional Bureau for Europe and the Commonwealth of Independent States. - https://www.undp.org/content/dam/rbec/ docs/CAM&RHDpaperFINAL.pdf

C3

о

CO

от m Р от

от А

IE

9. Lubambu K. The impacts of remittances on developing countries. - Directorate-general for external policies of the Union. European Parliament. - April 2014.- 80 pages. http:// www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ etudes/join/2014/433786/EXPO-DEVE_ ET(2014)433786_EN.pdf

10. Irving, Jacqueline; Mohapatra, Sanket; Ratha, Dilip. 2010. Migrant remittance flows: findings from a global survey of central banks (English). World Bank working paper; no. 194. Washington, DC: World Bank. http://documents.worldbank. org/curated/en/850091468163748685/Migrant-remittance-flows-findings-from-a-global-survey-of-central-banks

11. Kosse Anneke and Vermeulen Robert. Retail payments at a crossroads: economics, strategies and future policies. - ECB Working Paper 1683, June 2014.

DEVELOPMENT PROBLEMS OF MONEY TRANSFERS: TARIFFS, NEW PARTICIPANTS, INFORMAL TRANSFER CHANNELS

Krivoruchko S.V., Lopatin V.A., Dubova S.E.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article examines the problems of the development of cross-border remittances within the region, covering the former Soviet Union. The complexity of the analysis of this problem is there are channels of informal money transfers, an imperfect typology of money senders.

It is shown that in the countries formed on the territory of the former Soviet Union, there is a different degree of legalization of the market for cross-border money transfers, the level of non-cash money circulation and the shadow economy.

The analysis revealed a significant impact on the rates of money transfer systems such factors as the arrival of new participants and the functioning of informal transfer systems and highlighted a significant discrepancy in the ratio of outgoing and incoming transfers by country. In the conclusion, it is determined that the further development of the money transfer industry will be facilitated by the arrival of Fintech companies on the market, financial education and regulation adequate to risks.

Keywords: migrants, cross-border money transfers, payment systems, money transfer tariffs, money laundering, hawala.

References

1. Handbook for Improving the Production and Use of Migration Data for Development. - November 2017. - https://www.knomad. org/publication/handbook-improving-production-and-use-mi-gration-data-development-0

2. Todoroki E., Chelik K., Kholmatov M. Alternative money transfer systems in Kazakhstan. - July 2011. The World Bank. -URL: http://siteresources.worldbank.org/FINANCIALSECTOR/ Resources/ARS-July2012(Russian).

3. Remittance prices worldwide. The World Bank - Issue 29, March 2019. - https://remittanceprices.worldbank.org//sites/de-fault/files/rpw_report_march_2019.pdf

4. The role of Hawala systems and other similar services in money laundering and terrorist financing. - October 2013. Report of the Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF). -https://www.imolin.org/pdf/imolin/FATF_Study_on_Hawala_ and_Similar_Service_Providers_RUS.

5. Cross-border transfers of individuals (residents and non-residents) / - Central Bank of the Russian Federation. - URL: http:// www.cbr.ru/statistics/default.aspx? Prtid=tg

6. Alvarez Sandra Paola, Briod Pascal, Ferrari Olivier and Rieder Ulrike. Remittances: How reliable are the data? MIGRATION POLICY PRACTICE - Vol. V, Number 2, April 2015-June 2015. - https://publications.iom.int/system/files/pdf/mpp_is-sue_21.pdf

7. Balance of Payments and International Investment Position Manual (BPM6). - Last Updated: November 2013. - https:// www.imf.org/external/pubs/ft/bop/2007/bopman6.htm

8. Labour Migration, Remittances, and Human Development in Central Asia. - Central Asia Human Development Series.-2015 by the United Nations Development Programme Regional Bureau for Europe and the Commonwealth of Independent States. - https://www.undp.org/content/dam/rbec/docs/ CAM&RHDpaperFINAL.pdf

9. Lubambu K. The impacts of remittances on developing countries. - Directorate-general for external policies of the Union. European Parliament. - April 2014.- 80 pages. http://www.eu-roparl.europa.eu/RegData/etudes/etudes/join/2014/433786/EX-PO-DEVE_ET(2014)433786_EN.pdf

10. Irving, Jacqueline; Mohapatra, Sanket; Ratha, Dilip. 2010. Migrant remittance flows: findings from a global survey of central banks (English). World Bank working paper; no. 194. Washington, DC: World Bank. http://documents.worldbank.org/curated/ en/850091468163748685/Migrant-remittance-flows-findings-from-a-global-survey-of-central-banks

11. Kosse Anneke and Vermeulen Robert. Retail payments at a crossroads: economics, strategies and future policies. - ECB Working Paper 1683, June 2014.

a.

e

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.