Научная статья на тему 'Проблемы разработки национальной инвестиционной стратегии в условиях финансовой нестабильности'

Проблемы разработки национальной инвестиционной стратегии в условиях финансовой нестабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хрусталев Е.Ю., Славянов А.С.

В статье анализируется экономическая ситуация в условиях финансовой нестабильности и дается оценка проводимой в стране инвестиционной политике с точки зрения экономической безопасности государства. В связи с тем, что иностранные инвестиции оказывают неоднозначное воздействие на экономику развивающихся государств, в статье предлагается механизм регулирования инвестиций на основе анализа разрывов. Авторами разработаны основные принципы инвестиционной стратегии, предложена экономико-математическая модель, позволяющая определить потребность отраслей и регионов во внутренних и иностранных инвестициях...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы разработки национальной инвестиционной стратегии в условиях финансовой нестабильности»

6 (39) - 2009

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

проблемы разработки национальной инвестиционной стратегии в условиях финансовой нестабильности *

е. ю. хрусталев,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ЦэМИ РАН

А. с. славянов,

преподаватель

Московская финансово-юридическая академия

Основная цель Государственной стратегии экономической безопасности страны — обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз [1]. Вместе с тем, несмотря на разработанную за это время законодательно-правовую базу, специальные правительственные организации (Совет Безопасности РФ, ФАС и т. п.) не смогли предотвратить негативных последствий мирового финансового кризиса для российской экономики.

Как известно, любая страна взаимодействует с мировой экономической системой посредством внешней торговли, международного движения капитала и трудовой миграции. По нашему мнению, именно иностранные инвестиции оказывают наиболее существенное воздействие на экономическое развитие всех стран, однако решающее влияние иностранный капитал оказывает на развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным: многое зависит от структуры экономики принимающей страны, от доли рынка страны, находящейся под иностранным контролем, и отраслевой направленности иностранного инвестирования [2].

* Статья подготовлена при поддержке РФФИ (проект № 0906-00060).

Именно несбалансированная, а, следовательно, неустойчивая отраслевая и региональная структура экономики, ориентированной в сторону производств, выпускающих продукцию с низкой добавленной стоимостью, оказалась не готова к тем проблемам, которые несут в себе иностранные инвестиции.

Комплекс отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности, в которые входят черная и цветная металлургия, производства, выпускающие основное химическое сырье, добыча полезных ископаемых, за последние восемь лет получил, по сравнению с другими отраслями, колоссальное развитие, связанное с благоприятной конъюнктурой мирового рынка. Однако деформированная в сторону производств, выпускающих продукцию с низкой добавленной стоимостью, экономика делает страну зависимой от индустриально развитых государств и транснациональных корпораций (ТНК), являющихся основными покупателями сырья и материалов. Колебания цен на эти товары на мировых рынках даже в относительно стабильном периоде 2006 — 2007 гг. (рис. 1, табл. 1) делают инвестиционные проекты в этих отраслях неоправданно рискованными [3].

Анализ чувствительности инвестиционных проектов показывает, что они наиболее чувствительны именно к изменению цены на продукцию. Снижение цены на продукты на 10 % приводит, по расчетам авторов, к снижению эффективности всего проекта более чем в 2 раза, а для половины проектов это значение является пороговым [4].

- 35

Рис. 1. Динамика цен на алюминий, медь и цинк на Лондонской бирже металлов за период 2006—2007 гг.

Мировая цена на сырьевые товары устанавливается на рынке, далеком от совершенной конкуренции, и определяется в основном спросом, который предъявляют ТНК, производящие товары с высокой добавленной стоимостью и имеющие свое влияние на поставщиков. На наш взгляд, причиной ценовых колебаний на сырьевых рынках являются скорее спекулятивные операции и олигополисти-ческий сговор, чем изменения потребности производства, открытии новых месторождений или появления новых технологий производства металлов или добычи нефти.

Таким образом, экономика, ориентированная на добывающие отрасли и производства с низкой добавленной стоимостью, такие как металлургия, нефтепереработка, основная химия, становится заложницей мировой конъюнктуры, которую определяют финансовые спекулянты, ТНК и индус-

триально развитые государства, далеко не всегда проводящие дружественную политику в отношении нашей страны. Таким образом, доходы домохозяйств, определяющие спрос и, соответственно, предложение на отечественных рынках, зависят не от количества и качества затраченного труда, а от того, насколько удачно сложатся финансовые спекуляции на мировых сырьевых рынках.

Здесь следует обратить внимание на принципиальное различие между прямыми и портфельными инвестициями. Портфельные инвестиции определяются как инвестиции в ценные бумаги, которые не могут обеспечить их владельцам контроль за предприятием, инвесторы получают доходы от роста курсовой стоимости акций и части прибыли (дивиденда), которая устанавливается собственником предприятия. Для инвестора важна общая доходность портфеля, в случае активной стратегии инвестор избавляется от убыточных ценных бумаг и вкладывает свои средства в более прибыльные активы. Таким образом, одним из основных недостатков портфельных инвестиций для инвестора является то, что ему приходится довольствоваться не всей, а частью прибыли, которую определяет владелец предприятия, у него нет возможности контролировать материальные и финансовые потоки, он не может определять цену и виды выпускаемой продукции.

Инвестор, осуществляющий прямые инвестиции, всю прибыль распределяет самостоятельно, обладает возможностью полного контроля за предприятием, определяет цену и номенклатуру выпускаемой продукции, однако в случае падения доходности бизнеса не может быстро, в отличие от портфельного инвестора, реализовать свои активы.

Инвестиционная стратегия, направленная на поддержку добывающей промышленности, металлургии и других сырьевых производств, вобрала в себя недостатки как портфельных, так и прямых инвестиций. Производитель сырья, материалов,

Таблица 1

Изменение цен на сырьевые материалы в 2006 — 2007 гг., (USD/t)

Сырьевые товары Минимальная цена Максимальная цена Отклонение от среднего значения, %

Медь 4537 8788 26,9

Цинк 1912 4619 41,7

Алюминий 2267 3275 25,8

Никель 13505 54200 76,5

Свинец 914 3980 105,0

Нефть марки Brent* 54,60 94,68 27,0

Примечание: *Цена нефти в USD за баррель

35

30

25

энергии не может полностью контролиро- о/о вать свой бизнес, распоряжаться прибылью, планировать свою деятельность, так как цена и потребность в этих товарах в настоящий момент определяется в большей степенью финансовыми спекулянтами и ТНК, а не рыночными механизмами. Таким образом, цену за сырьевой продукт назначает посредник, который действует непредсказуемо и в своих интересах. В случае падения доходности бизнеса инвестор не в состоянии перепрофилировать производство с целью выпуска других пользующихся спросом продуктов, например доменные печи могут выплавлять только чугун, медеплавильный завод выпускает только медь и т. д.

Следует отметить, что чем ниже добавленная стоимость в выпускаемом продукте, тем сложнее и с большими затратами осуществляется перепрофилирование предприятия, и, наоборот, предприятия, выпускающие трудоемкую продукцию, как правило, быстро переориентируются на выпуск новых товаров. Например, на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения выпускается широкая номенклатура различных видов сельхозтехники, навесных приспособлений, различных устройств, но в случае необходимости может так же выпускаться строительная техника, автомобили, автобусы, также может быть размещен оборонный заказ. Максимальной мобильностью обладают предприятия легкой и пищевой промышленности, порой несколько раз в год меняющие ассортимент продукции.

Положение усугубляют иностранные инвестиции, направляемые в отрасли, являющиеся основными источниками ВВП. Наблюдается закономерность с коэффициентом корреляции 0,9645 между отраслевой направленностью иностранных инвестиций и видами экономической деятельности, дающими основное наполнение ВВП (рис. 2). Такая же закономерность прослеживается и между поступлениями валюты в страну и прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) (рис. 3), здесь коэффициент корреляции составил 0,9652х. Отсутствие ограничений для иностранного капитала приводит к потере контроля за ключевыми отраслями экономики, хотя именно эти отрасли являются основными потребителями государс-

31,9

27,9

□ ПИИ □ Доля отрасли в ВВП

0,6

Рис. 2. Поступление иностранных инвестиций и ВВП по видам экономической деятельности

1 Рассчитано авторами по материалам статистического сборника «Россия в цифрах — 2008».

Рис. 3. Прямые иностранные инвестиции в промышленность и экспорт 2003—2006 гг.

твенных капитальных вложений, частных внутренних и иностранных инвестиций. Именно из этих источников ожидают поступления налогов, иностранной валюты. Таким образом, создаются реальные угрозы для национальной экономической безопасности страны.

Следует отметить, что смысл иностранного инвестирования для страны с переходной экономикой состоит в передаче иностранцам части своих активов (месторождений полезных ископаемых, предприятий, финансовой системы, рынков сбыта и т. п.) в обмен на решение определенных задач. Если задача состоит в повышении конкурентоспособности промышленности, росте жизненного уровня населения, то поток инвестиций должен быть направлен в отрасли, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью.

- 37

Эффект от инвестиций для принимающей страны проявляется в зависимости от отраслевой направленности ПИИ в различных сферах — коммерческой, социальной, бюджетной, поэтому, регулируя приток иностранных инвестиций в отраслевом разрезе, можно решать различные проблемы и достигать определенных результатов.

Можно предположить, что наибольшей социальной эффективностью обладают производства, выпускающие трудоемкую продукцию. Инвестиции в эти отрасли создадут больше рабочих мест, нежели в добывающую промышленность или в финансовый сектор, которые не требуют значительных затрат трудовых ресурсов.

В российской экономике складывается обратно пропорциональная зависимость между коммерческой эффективностью бизнеса и трудоемкостью продукции (соответственно и социальной эффективностью). Максимальную рентабельность имеют добывающая промышленность (31,5 %), металлургия (32,4 %), трудоемкость продукции этих отраслей почти в 15 раз меньше, чем в легкой промышленности, в 8 раз меньше, чем в машиностроении2. ПИИ направляются в высокорентабельные отрасли российской экономики, такие как торговля (31,9 %), добыча полезных ископаемых (17,2 %), операции с недвижимостью (8,8 %), финансы (4,6 %). На долю машиностроения, транспорта, связи приходится менее 10 % ПИИ (рис. 5), финансирование научных исследований за счет иностранного капитала ничтожно (менее 0,1 %). Вместе с тем более 60 % ПИИ направляются в отрасли с высокой коммерческой, но низкойсоциальной эффеьстивнос-тью, под которой понимаем значимые для населения последствия реализации инвестиционных проектов (рост доходов населения, новые рабочие места, услуги социального характера и т. п.).

Как видно, отраслевая направленность и масштабы иностранного инвестирования в Россиине соответствует Основным положениям Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (2).

Перед разработчикамиинвестиционной стратегии страны встает вопрос — в какие отрасли и

фпехр(х^).. ощфпехр)^)

ким образом возможноустранить диспропорции в отраслевом и региональном развитии, повысить конкурентоспособность промышленности, решить социальные проблемы.

Ргшработкуинвестиционнойстратегии предлагается основывать на анализе разрывов (GAP) между стратегическими целямии текущей ситуацией в экономике страны.ОАР-анализ проводится по следующим стратегическим направлениям:

1) отраслевой дисбшганс;

2) рт гиональный дисбаланс;

3)уровень экономическойбезопасности.

Определить размеры диспропорций в развитии офаслей и регионов нашей страны, способы ивремя для их устранения возможно, используя GAP-анализ (разрывов).

Структуруэкономики страны можно определит!) матрицей Уразмером тх я, где число стр ок т будет равно числу отраслей, число строк n — число регион ов, элементыматрицы у. равны отраслевому выпускувкаждом регионе.Тогдапланируемая структура, определяемая инвестиционной стратегией, может быть задана матрицей Y, ожидаемый выпуск всложившейся структуре определя-тся матрицей Y соответствующего размера.

'ужоо

У. =

УяО1 УяОп

yj y^ji y^jn

^УттлО

Уж

У. =

Ушпп^/

Уя11 У%1п

Ул] 1 y^ji У]

Уж

.(1)

Ушл^у

(УР11. Уш . .о

Ур21 • • • Ур2п Уш . • Уи2п

ypmi. V • • ypmn J Утоп1 • ч. • • y^mn J

f,

в каком объеме следует привлекать иностранный и отечественный капитал, чтобы получить

максимальную выгоду с наименьшим ущербом для национальной экономическойбезопасности, и ка-

Разрыв между желаемым результатомУ и реальностью Y предлагается устранить с помощью иностранных и внутренних инвестиций, направляемых в проблемные в отрасли экономики и депрессивные регионы страны.

(2)

где Ф,Ф0 — производительность соответственно инострфнных и отечественных основных фондов (фондоотдача), — ПИИи отечественные чистые инвестиции соответственно. С учетом темпов НТП можем записать структуру разрыва в виде:

f2^fiexp(x2t).. .fa^exp^t)

fm^fmexp(xmt).. .fm^fmexp(xmt)

+

У

фо1ехр^).. .r^oiexp(zit)

фо2ехр^).. .r^o2exp(zt)

^^exp^t). . ^.^..exp^t),

, (3)

2 Рассчитано авторами по материалам статистического сборника «Россия в цифрах — 2008».

где/, г — иностранные и отечественные инвестиции, фо;, ф^ — средняя производительность отечественного и иностранного капитала в I — отрасли, — темпы НТП в принимающей стране и стране — доноре капитала. Из (3) получим матрицу

дополнительного выпуска предприятии с иностранным капиталом (ПИК):

Fj = Z [Урл-У™ - r^oi eXP (zit)] /ФfieXP (xit). (12)

f^nexp(xit).. .f^exp^^ r УРИ . •Ур1п f Уш.. • y^ln r rn9oiexp(zit). "Л rlnфolexp(Zlt)

f^expfet).. .f^eexpfet) УР21- ..Ур2п У.21. • Ул2п r^expfet).. Г2пфо2ехр (z2t) . (4)

fmi9ftaexp( x„t). ..fm„q^f,„exp(xmt) Урт1. V • Урт1 J У^т1 • у™ J rm^omexp(zmt) ,.r,„^omeXp(Zmt)

Выражение(З) можно представить в виде суммы блочных матриц, еели примем, что ¥— матрица-строка отраслевых ПИИ, распределенных поп регионам страны:

Е^.Г- .1.....Г. .. (5)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 4 11 12... щ т) 4 '

R;.— мaтpицa — строка отраслевыхвнутрен-них инв естиций, поп регионам

страны:

R. = (Г, г.^.Г......г. (6)

1 4 11 12... щ т)' 4 '

— матрица-строка отраслевого планируемого (идеального) выпуска,распределенного по п р егионамсараны:

, у......у . ),

1 pij J pm''

(7)

F- матр ица.строка отрасл евого прогнозируемого (вероятного) выпуска,распределенного по n реГИОНаМ СТраНЫС

Y. = (у у ..... у......у ... (8)

ni 1 J П l2 C c ])) p z

Тогда (4) будет выглядрть как сумма матриц-сто лбцов: Г^ 2 "Л

Fi 9flexpaxxit( F2 9f2exip(x2t)

Fm 9fmexp(xmt(

J/

r Ypi Y . A JCl

Y)I2 Y ■

Y m Y ■

aPR;1^0lexpa:z1t(^

R2(])o2^x5:paz2t)

Rm9omexp(;5mt(

(9)

В развернутом виде после преобразованиИ в соответствии с правилами операции над матрицами получим:

Г

f^nexp^it) у fln 9fl2xp(x1t)"^

f21qcf2exp(x2tC. у f^eexp^t)

ра,1ф&Тхр(Х)2).. .f)n(|)f) exp(X)tC2/,

Из (10) можно полнить необходимые объемы иностранного инвестирования по отраслям ире-гионам страны:

г

)fii. •fj

f*. •fi. =

ami . .fmn

v. J1

/7

[yPii-y.u-rii9oi2xp(-1t)]/9f12xp(x1t)y [у pin 9oi exp(-it)] /9fi2xp(xit)

[>'p2i->',i2br2i9o22xp(-2t)]/9E,2xp(x2t)y [yp.i-y.zi - 1-2пфо2 2xp(-H2t)]/9e2xp(x2t)

ртГУ^-Г^фотеХр^^/фСХр^пД) .. [уртгу

Из (11) получим, что для развития у-го региона необходимы ПИИ в размере:

j

i=1

Модель (12) позволяет рассчитать вектор направленности ПИИ и время, необходимое для выправления дисбаланса экономики. Для этого 'фебуютсяследующие данные:

1) ил анируемые:

• Y^exp (qt) — структура пропорциональной экономики;

• ожидаемый прирост продукции в национальном секторе, основанный на внутренних чистых инвестициях;

2)статистичесюяе:

• Yn — сфуктура национальной экономики на текущий момент;

• Фoi Ф/ — средняя производительность отечественного и иностранного капитала по отраслям экономики;

• zi, x, — темпы научно-технического прогресса по отраслям экономики отечественного и иностранного сектора.

Инвестиционная стратегия разрабатывается не только с целью устранения отраслевого и регионального дисбаланса развития страны, но и для установления оптимального соотношения между иностранным и отечественным капиталом. Оптимальное соотношение иностранного и отечественного капитала будет поддерживать достаточный уровень национальнойэкономической безопасности, стабильное развитие всех отраслей экономики и, что самое главное, исключает возможность вытеснения отечественных производителей с местных рынков.

( Разработку ин-

вестиционной стратегии (табл. 2) предлагается основывать на анализе разрывов (GAP) между стратегическими целямии текущей ситуацией в экономике страны.

Рассмотрим возможность устранения диспропорции между обрабатывающими и добывающими отраслями экономики за пять лет на условном примере. Для этого составля-

- 39

ypii-yrii-ri^oiexpl-it)... урнп-ул-гщ ф„1 exp(zit) yP2i-y„2ii)"2i9o2exp(z2t)a. уР21-У.21 -Г2пфс2 exp^t)

уР)1-уН1-Г)1фо)ехр^С.. уР)1-у,ш,1 - rmn(|)o)exp(Z)tC/

. (10)

niMSfpHpt)]/ 9fm2xp(xmt)/

. (11)

ем прогнозную матрицу на основе статистических данных за 2005—2007 гг. Определяем возможный выпуск на пятилетний период с учетом падения темпа роста экономики в 2009 гг.:

• добывающая промышленность — 10 %;

• металлургия — 15 %;

• производство кокса и нефтепродуктов — 15 %;

• химическое производство — 10 %;

• машиностроение — 25 %;

• легкая промышленность — 10 %.

С учетом самых оптимистичных прогнозов роста структура сбалансируется только к 2020 г. при условии, что темпы роста отраслей, производящие

продукцию с высокой трудоемкостью и добавленной стоимостью (группы «Б»), будут в более чем в 2 раза превышать темпы роста сырьевых отраслей (группы «А»). По состоянию на начало 2008 г. выпуск продукции в отраслях группы «А» более чем в 3 раза превышал выпуск в отраслях группы «Б», к 2012 г. возможное соотношение составит 2 раза (табл. 3).

Составляем матрицу «идеальной» структуры экономики, которой собираемся достичь к 2012 г. Под «идеальной» структурой будем понимать пропорциональную структуру, в которой производство отраслей группы «А» будет равно производству отраслей группы «Б». Для этого, не меняя темпов роста в отраслях группы «А», увеличим темпы роста

Таблица 2

Построение инвестиционной стратегии России на основе GAP-анализа

Планируемая ситуация Текущая ситуация Разрыв Действия

Сбалансированное развитие всех отраслей экономики Деформированная в сторону производств с низкой добавленной стоимостью отраслевая структура экономики Отсталая производственная база, отсутствие финансирования НИОКР, нехватка кадров 1. Привлечение ПИИ в отрасли, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью. 2. Ограничение ПИИ в добывающую промышленность. 3. Финансирование национальных инвестиций для повышения абсорбционной способности экономики

Равномерное развитие всех регионов страны Развитые центральные и северо-западные регионы страны, отсталые восточные и северные районы Нехватка рабочих мест в депрессивных регионах, недостаточное финансирование социальной сферы, отсутствие мотивации населения 1. Привлечение «трудоемких» ПИИ в депрессивные регионы. 2. Создание соответствующей инфраструктуры в отдаленных районах. 3. Ограничение ПИИ в развитые районы страны

Высокий уровень экономической безопасности Уровень экономической безопасности снижается Высокая зависимость страны от мировых цен на топливо и металлы, усиливается иностранный контроль над жизненно важными отраслями и над финансовой системой 1. Ограничение ПИИ в жизненно важные отрасли экономики. 2. Ограничение ПИИ в финансовую систему. 3. Стимулирование ПИИ в инновации, образование

Таблица 3

Матрица Y отраслевого прогнозируемого (вероятного) выпуска

Отрасль экономики (матрица Yпi) Объем отгруженной продукции, млрд руб., по годам

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Добывающая промышленность 3062 3722 4473 4920 5412 5954 6549 7204

Металлургия 1903 2416 2956 3399 3909 4496 5170 5946

Производство кокса и нефтепродуктов 1438 1940 1426 2000 2300 2645 3042 3498

Химическое производство 672 764 883 971 1068 1175 1293 1422

Итого по отраслям группы А 7075 8842 9738 11291 12690 14270 16054 18069

Машиностроение* 1762 2245 2894 3618 4522 5652 7065 8832

Легкая промышленность** 121 155 161 177 195 214 236 259

Итого по отраслям группы Б 1883 2400 3055 3795 4717 5867 7301 9091

*Здесь машиностроение включает в себя следующие виды экономической деятельности: производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования.

**Здесь легкая промышленность включает в себя следующие виды экономической деятельности: текстильное и швейное производство, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви.

Таблица 4

Матрица Y отраслевого планируемого выпуска (идеальной структуры)

Отрасль экономики (матрица Yп.) Объем отгруженной продукции, млрд руб., по годам

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Добывающая промышленность 3062 3722 4473 4920 5412 5954 6549 7204

Металлургия 1903 2416 2956 3399 3909 4496 5170 5946

Производство кокса и нефтепродуктов 1438 1940 1426 2000 2300 2645 3042 3498

Химическое производство 672 764 883 971 1068 1175 1293 1422

Итого по отраслям группы А 7075 8842 9738 11291 12690 14270 16054 18069

Машиностроение* 1762 2245 2894 4081 5754 8113 11439 16129

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Легкая промышленность** 121 155 161 266 438 723 1193 1969

Итого по отраслям группы Б 1883 2400 3055 4346 6192 8836 12632 18098

в отраслях группы «Б», полученная структура представлена матрице Yp в табл. 4.

Для выправления положения темпы роста машиностроения должны быть не ниже 42 % в год, в легкой промышленности темпы должны составлять не менее 65 % в год.

Определяем разрыв YGAP вычитая прогнозную матрицу Yn из матрицы планируемого отраслевого выпуска Y :

YGAP = Y - Y (13)

GAP p п x '

Подставив в (13) значения из табл. 3 и 4, получим:

<4920 5412 5954 6549 7204 4920 5412 5954 6549 7204

3399 3909 4496 5170 5946 3399 3909 4496 5170 5946

2000 2300 2645 3042 3498 - 2000 2300 2645 3042 3498

971 1068 1175 1297 1422 971 1068 1175 1297 1422

4081 5754 8113 11439 16129 3618 4522 5652 7065 8832

1^266 438 723 1193 1969J i^177 195 214 236 259

0 0 0 0 0

0 0 0 0 0

0 0 0 0 0

0 0 0 0 0

463 1232 2461 4374 7297

89 243 509 957 1710

. (14)

Столбцы матриц состоят из столбцов табл. 3, 4, начиная с 2008 г по 2012 г, строки соответствуют отраслям промышленности, строки 5, 6 — соответственно машиностроению и легкой промышленности.

Разрыв, который имеет место в машиностроении и легкой промышленности, необходимо заполнить выпуском за счет дополнительных инвестиций в эти отрасли. Производительность отечественных предприятий составляет в среднем 2,42 руб. с рубля основных фондов, производительность основных фондов на ПИК составляет 7,87 руб. с рубля основных фондов3. Всего инвестиции в основной капитал

3 Рассчитано авторами по данным статистического сборника «Россия в цифрах — 2008».

в 2007 г. составили 6626,8 млрд руб., из них 15,2 %, или 1007 млрд руб., были направлены в добывающую промышленность, 3,2 % или 721,6 млрд руб., в металлургию, 1,6 %, или 106 млрд руб., в химическое производство, 1,3 %, или 86 млрд руб., в нефтепереработку, всего в группу «А» направлено 1920 млрд руб. В то же время в машиностроение было направлено всего 2,6 % инвестиций, или 172,3 млрд руб., «в легкую промышленность — 0,14 %, или 1,3 млрд руб., всего — 173,6 млрд руб. Перераспределение инвестиционных потоков может дать ожидаемый эффект выравнивания отраслевых диспропорций.

Таким образом, из (13) получим, что элементы матрицы разрыва будут равны дополнительному выпуску на отечественных предприятиях (Я1Фо1ехр (т^)) и ПИК (^ фпехр (х^)).

^АИ = ^ФыехР + ^ Фйехр (х!). (15)

Темпы НТП в России (г) и индустриально развитых странах (х) различаются вследствие различного уровня финансирования науки и образования. В среднем доля затрат на науку и образование в индустриально развитых странах в ВВП в два раза превышает соответствующий показатель в России., поэтому принимаем г = 0,02; х= 0,04.

Доля накопленных ПИИ в обрабатывающих отраслях составляет около 15 %, ПИК контролируют более трети рынка продукции обрабатывающих отраслей, что создает угрозу экономической безопасности страны. В Чехии спад в экономике начался как раз после того, когда предприятия с иностранным капиталом (ПИК) стали контролировать треть рынка страны. Поэтому принимаем, что доля ПИК на рынках страны к 2012 г. не должна превышать критического уровня в 25 %, соответственно доля накопленных ПИИ в основных фондах должна снизиться до 10 %:

(X + Б) / (К +Я) = В, (16)

- 41

где .у — соотношение между иностранным и отечественным капиталом, Х0 — накопленные ПИИ, К0— основной капитал отечественных предприятий, F — ПИИ, R — внутренние чистые инвестиции.

Из (16) определим максимальный объем ПИИ в обрабатывающую промышленность:

Б = в (К +Я) — Х0 (17)

Основные фонды машиностроения на конец 2007 г. составляют 1195 млрд руб., легкой промышленности — 66 млрд руб., объем накопленных ПИИ в этих отраслях — 273 млрд руб. и 4,1 млрд руб. — соответственно. Доля накопленных ПИИ в машиностроении составляет 22,8 %, в легкой промышленности — 6,2 %4.

Необходимые инвестиции найдем из системы двух преобразованных к каноническому виду (15) и (17) линейных уравнений:

Ъ - = № —Хо 1) Яфшехр(^) + Б; феехр(х^) = Уади

R1= [Уали - №о 1-Хо 0 фдехр^)]/ [(фшехр(^) + s фйехр(х^)]

Б! = s[YGAPl - (sKо 1-Хо 1) фдехр^)]/ [(фшехр(^) + s фйехр(х^)] + (sKо 1-Х0 1).

Подставив имеющиеся статистические значения в (18), получим, что в машиностроение в течение 2008—2012 гг. необходимо направить отечественные инвестиции в размере 2412,52 млрд руб., ПИИ следует ограничить до 87,75 млрд руб., в легкую промышленность — 463,66 и 48,86 млрд руб. соответственно. Для устранения отраслевых диспропорций необходимо направлять не менее 10 % инвестиций в машиностроение как основную отрасль, определяющую развитие страны и темпы научно-технического прогресса.

Прямые иностранные инвестиции оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие всех стран, в условиях глобального финансового кризиса, вызванного безответственной политикой индустриально развитых государств, негативные последствия в наибольшей степени проявляются в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой, ослабивших государственный контроль за стратегическими секторами экономики. В экономической теории предполагалось, что наиболее ненадежными для принимающей страны являются портфельные инвестиции, однако прямые инвестиции могут представлять еще большую опасность для развивающейся экономики. Наиболее ощутимые удары получи-

4 Рассчитано авторами по данным статистического сборника «Россия в цифрах — 2008» [5].

42 -

ли экспортно ориентированные отрасли экономики, снабжавшие ТНК сырьем, материалами, энергией.

В связи с этим возрастает необходимость контроля государства за притоком и направленностью ПИИ в экономику страны. С другой стороны, ПИИ обладают особенными свойствами, они несут не только финансовую составляющую, но и новые технологии, рынки, методы управления, их влияние на развитие принимающей экономики может быть весьма существенным.

В связи с этим Правительство РФ, разрабатывая инвестиционную стратегию страны, обязано учитывать эти факторы и решить две очень важные задачи. Во-первых, попытаться с помощью ПИИ выправить деформированную отраслевую структуру экономики. Во-вторых, снизить диспропорции в развитии регионов. Осуществляя мониторинг инвестиционного

процесса, Правительство должно вовремя реагировать на превышение иностранным капиталом критического уровня, способного негативно повлиять на развитие страны и регионов.

Снимая барьеры на пути международного движения капитала, государство с переходной экономикой может оказаться в следующих ситуациях.

1. Стабильноеразвитие, максимальный контроль за экономикой. Для этого необходимо, чтобы отечественные инвестиции превышали иностранные и компенсировали выбытие собственных основных фондов вследствие морального износа. Темпы экономического роста основаны на эффективном использовании собственных ресурсов. Финансирование науки и образования за счет бюджета должно обеспечивать высокую абсорбционную способность принимающей экономики. Государство всячески поддерживает отечественных предпринимателей, субсидирует приобретение патентов, лицензий, которые становятся основой инновационного роста экономики. Не допускается вытеснение отечественных предпринимателей иностранными инвесторами с местных рынков. Инвестиционная стратегия четко определяет отрасли, регионы и критические уровни, в которых допускается присутствие иностранного капитала. При превышении критических уровней приток иностранных инвестиций ограничивается. В стране высокий уровень национальной экономической безопасности, правительство самостоятельно в принятии решений, экономика страны может функционировать в условиях мирового финансового кризиса или экономических санкций.

2. Высокие темпы развития, национальный контроль за ключевыми отраслями экономики, правительство определяет стратегические сектора экономики, в которые иностранный капитал допускается после дополнительных согласований. Отечественная наука и образование частично финансируются за счет государственного бюджета и венчурных фондов с иностранным участием. Правительство поощряет наукоемкие инвестиции в основной капитал, повышающие общий технический уровень производства и абсорбционную способность экономики. Правительство поддерживает отечественного производителя в конкурентной борьбе с ПИК, стимулируя инвестиции в инновации, субсидируя приобретение высокотехнологичных лицензий и патентов. Потери от вытеснения местных производителей компенсируются ростом выпуска в контролируемых ключевых отраслях и высокоэффективным производством ПИК. Появляются определенные угрозы национальной экономической безопасности, правительство не может самостоятельно принимать решений, находясь в зависимости от обязательств перед иностранными инвесторами. Экономика подвержена изменению конъюнктуры мировых финансовых и товарных рынков, возникает опасность появления негативных явлений (нестабильность национальной валюты, инфляция, безработица и т. п.) в случае неблагоприятного развития ситуации на мировых рынках.

3. Иностранный капитал полностью контролирует экономическую и политическую систему, правительство потеряло самостоятельность в принятии решений. В этой ситуации возможно развитие по двум сценариям:

1) оптимистический — максимально высокие темпы роста, технический уровень производства страны приближаются к мировому, растет благосостояние населения, соответственно и потребление, которое стимулирует производство, в стране созданы научные и образовательные центры, исследования финансируются иностранным капиталом, в стране построены экологически чистые современные предприятия, выпускающие наукоемкую продукцию мирового технического уровня, страна интегрируется в европейские и мировые рынки, получит доступ к дешевым финансовым ресурсам, передовым технологиям, образовательным и социальным программам;

2) пессимистический — экономический рост основан на экспортно-ориентированных производствах, добывающей промышленности, производстве продукции с низкой добавленной стоимостью и высокой экологической нагрузкой на окружающую среду, остальные отрасли деградируют, технический уровень производства низкий, иностранный капи-

тал контролирует рынок ресурсов и поддерживает низкую цену на сырье, материалы, энергию и замораживает уровень заработной платы, благосостояние населения поддерживается на минимально приемлемом уровне. Наука и образование финансируются на минимальном уровне, за счет благотворительных взносов и бюджета. Управление в компаниях осуществляют менеджеры и специалисты, приглашенные из-за рубежа, местные трудовые ресурсы в силу отсутствия должного образования задействованы, как правило, на низкоквалифицированных работах. Как правило, вслед за потоком инвестиций направляются потоки трудовой миграции, если качество местной рабочей силы не будет устраивать ТНК, то возможно привлечение дешевой рабочей силы из азиатских государств, которая окончательно вытеснит местное население с рынков труда.

Наиболее приемлемыми являются первые две ситуации, вероятность оптимистического сценария в ситуации № 3 для России намного меньше пессимистического (если учесть климатические, культурные и другие особенности нашей страны, являющиеся неприемлемыми для стандартов индустриально развитых государств, которые навряд ли будут обустраивать инфраструктуру страны, не представляющую для них никакого интереса, кроме коммерческого).

Поэтому, учитывая вышесказанное, Правительству РФ необходимо контролировать присутствие иностранного капитала. Предлагаемые методы оценки народнохозяйственной значимости и уровня безопасности прямых иностранных инвестиций на экономику могут быть использованы Министерством экономического развития и торговли РФ для разработки инвестиционной стратегии страны, направленной на устранение диспропорций в развитии, а также Федеральной антимонопольной службой и Комиссией по контролю за иностранными инвестициями. Для выполнения этой задачи существенным подспорьем могут служить результаты данного исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения. Одобрена Указом Президента РФ от 29.04.1996, № 608.

2. Индекс цен и запасы основных цветных металлов на лондонской бирже металлов (LME) // Металлургический бюллетень, 2009. http://www metaltorg. ru/cources/lme_index. php.

3. СлавяновА. С. Влияние прямых иностранных инвестиций на развитие стран с переходной экономикой //Инвестиции в России, 2008, № 8.

4. Славянов А. С. Некоторые проблемы прямых иностранных ивестиций в развивающихся странах и странах с переходной экономикой //Экономика и финансы, 2007, № 9.

5. Статистический сборник «Россия в цифрах—2008». — М.: Федеральная служба государственной статистики, 2008.

- 43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.