http://dis.ru/library/detail.php?ID=25143. - Загл. с экрана (Дата обращения: 20.10.2015).
5. Клейман А.В., Карих П.И. Актуальные вопросы финансового планирования на малых предприятиях ст. Статья// Вестник Челябинского государственного университета 2013 №8 (299). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cyberlenmka.m/artide/n/aktualnye-voprosy-fmansovogo-planirovaniya-na-malyh-predpriyatiyah. - Загл. с экрана (Дата обращения: 25.10.2015)
6. Отчет комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска о работе, выполненной в январе-мае 2015 года. [Электронный ресурс] / Презентация к докладу; Режим доступа: novo-sibirsk.ru/upload/articles/0/otchet_komiteta.ppt (Дата обращения 25.10.2015).
УДК 332.024.2
Гречихина А.В. студентка 4 курса факультет «Гуманитарно-педагогический» ФГБОУВОРГАУ-МСХА им К.А. Тимирязева
Россия, г. Москва ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
В статье рассмотрены проблемы разработки бизнес плана и пути их преодоления. Всего представлено около10 проблем, рассмотренных мной.
Ключевые слова: бизнес-план, планирование, компания.
The article considers the issues of developing a business plan and ways to overcome them. Altogether there are about 10problems, discussmyself.
Keywords: business plan, planning, company.
Сегодня можно сказать, что неустойчивость экономики часто приводит к невозможности осуществления нормального планирования. К сожалению, это заблуждение часто используется руководителями для оправдания отсутствия четкой системы планирования. Внешняя среда очень нестабильна, множество факторов, таких как инфляция, спад производства, налоги делают ситуацию неопределенной. Это значительно усложняет систему планирования, но никак не отрицает ее необходимость.
Тщательно составленный бизнес-план не только поможет проложить курс фирмы, но и послужит руководством по обеспечению деятельности . Потенциальные инвесторы практически ежедневно получают множество запросов по финансированию рискованных проектов, а поэтому необходимо предоставить им информацию о фирме и ее продукции профессионально, в соответствии с определенным планом .
Трудности во внедрении полноценного бизнес-планирования в России создает также отсутствие реальной информации о конкурентоспособности продукции и всей стратегии предприятия, конкурентной среде, конкурентных потенциалах. Кроме того, зачастую игнорируются интересы партнеров. В российской практике бизнес-планирования, в отличие от западных, где учет этих проблем дело само собой разумеющееся, необходимо, чтобы применительно к производству был тщательно спрогнозирован и в полной мере учтен вопрос уровня качества изделий или услуг. В западной практике, если продукт не конкурентоспособен по качеству, вопрос о его производстве сразу снимается. В России до сих пор нередко это в полной мере в расчет не принимается. Выходом из такой ситуации является стандартизация процесса бизнес-планирования, следование рекомендациям и обращение к консультантам в области бизнес-планирования - которые и направят, что необходимо для грамотного составления бизнес-плана, помогут учесть всю необходимую информацию для составления документа.
Распространенной ошибкой в российской практике при разработке бизнес-планов является попытка применить западную методологию разработки документов без адаптации к специфике российской деловой среды. Российская практика бизнес-планирования во многом основана на зарубежном опыте, но не следует во всем полагаться на зарубежный опыт бизнес-планирования, так как он не всегда учитывает особенности ведения и учета и процедуры финансирования.
Механизм бизнес-планирования в России должен включать в себя теорию, методологию и практику реального отечественного бизнеса, обладающего специфическими национальными особенностями. Этот механизм должен обеспечивать предпринимателей эффективным инструментом реализации предпринимательских целей (от возникновения до воплощения бизнес-идеи). Такого рода планирование в России призвано включать: разработку детализированного бизнес-плана; обеспечение реализации этого план; оценку эффективности внедрения; корректировку плана с целью повышения эффективности функционирования.
Бизнес-план инвестиционного проекта излагает результаты маркетингового исследования, обосновывает стратегии освоения рынка, предлагает конечные экономические и финансовые результаты. Инвестиционные проекты могут различаться по виду, например, они могут быть отнесены к социальным, экономическим, техническим и смешанным типам. Наличие реальной предпринимательской идеи специалисты считают основным фактором эффективности бизнеса и оправданности инвестиций. Преобладающее большинство бизнес-проектов носит инвестиционный характер.
Бизнес-планирование в России имеет свои особенности - меняющиеся экономические отношения ставят руководителей перед необходимостью
самим просчитывать свои будущие шаги и учиться вести борьбу с конкурентами - появляется новое поколение руководителей, которые не были руководителями коммерческих организаций, и они плохо представляют весь круг ожидающих их экономических проблем, особенно в рыночной экономике - российские предприниматели должны научиться обосновывать свои заявки, доказывая инвесторам, что они могут просчитать все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.
Однако российские предприниматели часто не имеют необходимой профессиональной подготовки для написания бизнес-планов. У них большой опыт плановой и прогнозной работы, оценок экономической эффективности проектов. Поэтому многие руководители российских предприятий избегают разрабатывать бизнес-планы, предпочитая вести управление посредством интуитивного реагирования на складывающиеся ситуации. Необходимы оценка платежеспособного спроса на продукцию, состояние конкуренции, анализ экономической и финансовой устойчивости и результативность.
Для устранения такой ситуации необходимо прибегать к консультированию по планированию. Однако услуги консультантов в области планирования, особенно долгосрочного, востребованы, в основном, крупными компаниями или фирмами, которые склонны прибегать к услугам консультантов лишь тогда, когда предприятие уже оказалось в достаточно сложной ситуации. В маленьких компаниях предприниматели должны сами повышать свой уровень знаний о бизнес-планировании, ходить на тренинги и обучение повышения квалификации, обучать персонал, привлекать специализированных инвестиционных аналитиков.
Экономическая и социальная ситуация, в которой работают российские предприятия, зачастую не позволяют им осуществлять прямое использование зарубежных методических разработок при составлении бизнес-планов. Необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим условиям нашей страны. Условия нарождающегося рынка диктуют необходимость использования общепринятой в других странах практики продвижения предпринимательских проектов для инвестирования
К сожалению, российская специфика инвестиционного климата даже усложняет процедуры разработки бизнес- планов и учета в них ряда трудно предсказуемых факторов. К ним можно отнести уровни инфляции, различающиеся для оцениваемых в бизнес-плане показателей, например общая инфляция, инфляция на сбыт, на себестоимость продукции, на заработную плату, на основные фонды и налоговые ставки, перевод рублевых показателей в твердые валюты, проблемы оплаты поставок из-за кризиса неплатежей, недостаточность информационных и статических данных.
Для результативного анализа необходимо ввести систему мониторинга внешней среды, которая будет вести регулярные наблюдения за состоянием ключевых факторов для предприятия. Оно может осуществляться разными способами, такими как: обзор материалов, опубликованных в свободной печати; изучение мнения экспертов; участие в семинарах и конференциях; изучение опыта деятельности другого предприятия.
Наблюдение даст возможность выявить важные тенденции для составления прогнозов и определения возможных угроз финансовому состоянию.
Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать экономическое состояние, как своего предприятия и существующих и потенциальных конкурентов, так и извлекать выгоды из такого анализа, то есть планировать дальнейшую финансовую деятельность с учетом выявленных слабых мест.
Использованные источники:
1. Афонасова М.А. Бизнес-планирование: Учеб. Пособие./ М.А. Афонасова. - Томск : Эль Контент, 2012. - 108 с.
2. Бизнес-планирование и управление финансами: Сборник студенческих работ / под ред. Г. Чухнина. - М. : Студенческая наука, 2012. - 2176 с.
3. Жирнов, А.В. О необходимости принятия многовариантных предпринимательских решений и возможности их обоснования / А.В. Жирнов // Экономика и предпринимательство. - 2015.- № 9-2. - С. 11231127.
4. Жирнов, А.В. Развитие системы планирования региональных агропромышленных объединений / А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современное развитие АПК: региональный опыт, проблемы, перспективы»: сборник научных трудов. -Ульяновск: УГСХА, 2005. -С. 145-149
5. Лапшин Ю.А. Применение интерактивных методов в учебном процессе / Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина, А.В. Жирнов // Экономика и социум. -2014. -№ 3-2(12). - С. 377-380
6. Планирование на предприятии: Учебник / Р.В. Савкина- М:. издательство -торговая компания "Дашков и К", 2013.-324с.