ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ С.В. Шапошникова, кандидат экономических наук, доцент, Л.А. Линькова, студент, А.В. Оглобина, студент, В.В. Щербакова, студент Воронежский государственный технический университет
В настоящее время в условиях все более широкого распространения рыночных отношений на предприятиях и в организациях нашей страны бурно протекает процесс совершенствования форм и методов работы. Новый импульс приобретает развитие частной инициативы и создания малых предприятий. Управление существующими производственными и непроизводственными процессами требует изменения стиля и принципов подготовки и принятия решений.
Не все собственники и менеджеры в должной степени подготовлены к ведению бизнеса в рамках цивилизованных общепринятых правил. Как показывает практика, новое руководство остро нуждается в методической помощи для решения ежедневно возникающих практических вопросов.
Одним из таких вопросов является составление бизнес-планов, необходимых для определения перспектив развития предприятий; осуществления структурной перестройки производства; обоснования целесообразности получения банковских кредитов; создания условий для организации рентабельной работы.
Важнейшей задачей разработки бизнес-планов является проблема привлечения и обоснования инвестиций и кредитов, в том числе зарубежных, необходимых для осуществления проектов (предложений) технического перевооружения или реконструкции предприятий. В этом случае бизнес-план необходим как основной инструмент, дающий возможность выбора того или иного варианта инвестирования основной деятельности, подтверждающий гарантирован-ность их возврата на основе эффективного использования.
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес -план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, получать инвестиции и кредитные ресурсы, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.
Горемыкин В.А. определяет бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:
- рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы;
- развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;
- документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;
результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке.
Бекетова и Найденков считают, что бизнес-план - это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения
Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом. Бизнес-план увязывает внутрифирменный макроэкономический анализ, проводимый специализированными научными организациями. Его, как правило, составляет каждая фирма, хотя возможности подготовки таких документов могут быть различны: мелкая фирма для разработки бизнес-плана может привлекать специалистов консалтинговых организаций.
В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:
■ конкретный проект производства определенного товара (услуг) - создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);
■ всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которого является выделение ее слабых и сильных
сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;
■ изучение конкретных финансовых, технико-
экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.
Основные функции бизнес-плана
Внутрифирменная деятельность Внешние функции
1 2
Разработка стратегии (концепции) развития фирмы и конкретизация отдельных направлений ее деятельности Привлечение для реализации проектов инвестиций
Разработка и осуществление проектов создания новой продукции (услуги) Оценка внутреннего научного, технического, производственного и коммерческого потенциала фирмы и выявление резервов Обоснование для включения проектов в государственные (региональные) программы и получение средств из централизованных источников
Подготовка и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий и приобретению оборудования Получение банковских кредитов
Подбор новых и переобучение собственных рабочих и специалистов Обеспечение успешной реализации акций фирмы на фондовом рынке
Продолжение таблицы
1 2
Контроль за финансовыми результатами деятельности фирмы Организационно-финансовое обоснование необходимости создания совместных производств, предприятий с использованием иностранного капитала и других форм совместной деятельности
Мероприятия по снижению степени риска в деятельности фирмы Разработка и осуществление мероприятий по созданию финансово-промышленных групп
Формирование благоприятного имиджа фирмы
План мер предупреждения банкротства и выхода из кризисных ситуаций
Подготовка и проведение собраний акционеров фирмы
Бизнес-план позволяет решать следующие задачи:
• определить и экономически обосновать целесообразность дальнейшей деятельности фирмы, целевые рынки, состав и показатели товаров и услуг, а также место, которое фирма может занять на этих рынках;
• сформулировать цели развития фирмы, стратегию, тактику и комплекс мероприятий для их достижения;
• проанализировать наличие производственных ресурсов, резервов, которые могут быть задействованы и необходимость привлечения внешних ресурсов;
• выявить обеспеченность фирмы квалифицированными кадрами, осуществить подбор работников (команду, которая способна реализовать бизнес-план) и распределять обязанности со всей полнотой несения ответственности за исполнение;
• оценить финансовое положение в соответствии с намеченными планами, реальность достижения целей с помощью собственных средств и возмож-
ность получения кредита со стороны;
• определить состав маркетинговых исследований по изучению рынка, мероприятий по рекламе, по разработке каналов сбыта;
• по возможности, предусмотреть «подводные камни», которые могут учинить препятствия в реализации намеченных планов;
• расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал.
Каждая задача плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана - концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Именно бизнес-план -важное средство для увеличения капитала фирмы. Процесс составления плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.
Объективно говоря, составление бизнес-плана не только мобилизует руководителей фирм к более тщательному изучению своей деятельности, в том числе в процессе воплощения планов, но и делает управление более эффективным.
Бизнес-планирование в России имеет свои особенности:
- меняющиеся экономические отношения ставят руководителей перед необходимостью самим просчитывать свои будущие шаги и учиться вести борьбу с конкурентами;
- появляется новое поколение руководителей, которые не были руководителями коммерческих организаций, и они плохо представляют весь круг ожидающих их экономических проблем, особенно в рыночной экономике;
- российские предприниматели должны научиться обосновывать свои заявки, доказывая инвесторам, что они могут просчитать все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.
Таким образом, значение бизнес-планирования резко возросло, и предпринимателям, всем без исключения, начиная от директоров крупных государственных предприятий и акционерных обществ и кончая представителями малого бизнеса, необходимо знать и уметь составлять бизнес-план.
Однако предприниматели часто не имеют необходимой профессиональной подготовки для написания бизнес-планов. У них большой опыт плановой и прогнозной работы, разработок ТЭО, оценок экономической эффективности проектов. Но современная ситуация требует смещения акцента производственной стороны проектов на рыночную. Необходимы оценка платежеспособного спроса на продукцию, состояние конкуренции, анализ экономической и финансовой устойчивости и результативность.
Недостаточный анализ существующего состояния дел и не обоснованные требования к проекту не позволяют вскрыть все проблемы, четко определить параметры изменения состояния системы и подготовить необходимую информацию для принятия решения.
Нечетко определены цели проекта. Редко цели проекта бывают четко определены, обоснованы и документированы. Нужно проверить:
- На каких данных базируется определение цели?
- К какому горизонту планирования относятся цели?
- Каков будет результат достижения цели?
- Какие сроки и затраты следует определить?
Цели должны иметь четкое содержание и смысл,
результаты должны быть измеримы, и заданные параметры должны быть выполнимы.
Вместо объективного поиска решений предпочтение отдается излюбленному варианту разработчи-
ков. Для каждой цели, как правило, существует множество альтернативных решений по ее достижению, но, как правило, выбирают только один вариант.
Поэтому важно выяснить:
- Возможны ли другие альтернативные решения?
- По каким критериям производится оценка и выбор альтернатив?
- Как определяются и оцениваются риски альтернатив?
- Что происходит при нулевой альтернативе: «Ничего не менять»?
Целенаправленно отобранные и полно документированные альтернативы позволяют найти рациональное, а возможно, и лучшее решение и обеспечивают экономичный образ действия.
Авторы рекомендуют разрабатывать и внедрять механизм бизнес-планирования, который позволит осуществлять составление и реализацию бизнес-планов более эффективно. Особенности формирования механизма организации бизнес-планирования определяются содержанием процесса бизнес -планирования, который включает следующие работы:
1) сбор информации;
2) предварительное технико-экономическое обоснование проекта;
3) окончательное технико-экономическое обоснование проекта;
4) составление бизнес-плана инвестиционного проекта;
5) анализ каждого раздела бизнес-плана;
6) корректировка и доработка бизнес-плана;
7) окончательный вариант бизнес-плана.
На входе в подсистему бизнес-планирования располагается выбранный из множества альтернатив проект, обладающий набором свойств и особенностей; на выходе - разработанный и утверждённый бизнес-план проекта. Разработке различных разделов бизнес-плана предшествуют три подготовительные стадии, затем бизнес-процесс переходит в стадию разработки инвестиций и реализации проекта. Бизнес-план разрабатывается для обоснования инновационного проекта, определения программы действий и привлечения необходимых средств для финансирования.
Разработка и обоснование каждого раздела бизнес-плана служит средством достижения целей бизнес-планирования. Эта взаимосвязь является основой формирования эффективного механизма бизнес-планирования новой продукции.
При рассмотрении инвестиционного-процесса целесообразно проследить весь проектный цикл - от зарождения идеи до снятия изделия с производства. При финансировании бизнес-планов заинтересованность и контроль со стороны инвесторов осуществляется до момента полного возврата вложенных средств
и получения доходов, которые возможны лишь при расширенном производстве продукции. Таким образом, в сферу интересов исследователя попадают процессы, связанные не только с разработкой бизнес-плана, но и с его презентацией, финансированием, реализацией и сопровождением.
При организации бизнес-планирования проекта авторами было выделено три стадии - сбор и обработка информации, разработка бизнес-плана, его реализация (см. рисунок).
Каждая из этих стадий может быть разбита на ряд взаимосвязанных этапов. Взаимодействие различных этапов бизнес-планирования показано линиями: сплошной линией отмечены управленческие воздействия высшего руководства предприятия на процесс разработки и реализации инновационных проектов, жирной соединены главные этапы для каждой стадии бизнес-планирования, на которые должно быть направлено основное внимание проектной группы, пунктиром связаны этапы, для осуществления кото-
рых требуется привлечение специалистов функциональных подразделений или внешних консультантов по бизнес-планированию.
Среди российских предприятий можно назвать следующие категории, особенно нуждающиеся в применении планирования и построении механизма бизнес-планирования инвестиционных проектов.
1. Новые частные фирмы. Бурный процесс накопления капитала привел к росту числа и усложнению деятельности многих из этих фирм, также появились и другие факторы, создающие потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству. Главная проблема, связанная с отсутствием планирования в этой группе фирм, — недоверие к формальному планированию, основанное на мнении, что бизнес — это лишь умение «крутиться», правильно и быстро ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание даже к не очень отдаленному будущему.
Взаимодействие этапов бизнес-планирования инвестиционного проекта
2. Государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные, предприятия. Для них функция планирования является традиционной. Однако их опыт планирования относится в основном к периоду централизованно управляемой экономики. В то время планирование на этих предприятиях имело вторичный характер, служило продолжением плановой деятельности, центрального и отраслевого уровней, а следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать, предвидеть и определять собственные цели развития. Поэтому, как и фирмам первого типа, государственным приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования.
Разработка конкретного бизнес-плана в большинстве случаев процесс творческий, основанный на учете не только общих закономерностей бизнеса но, и специфических условий, личного опыта и знаний предпринимателя. В зависимости от реальных обстоятельств подготовка бизнес-плана может быть организована различным образом:
самим предпринимателем, имеющим соответствующий опыт;
командой предпринимателя, которая будет в дальнейшем реализовывать проект;
сторонней специализированной компанией. При разработке бизнес-планов принято привлекать не только необходимых экспертов и консультантов, но и самих заказчиков, а также будущих пользователей, если объект планирования будет эксплуатироваться другим субъектом рыночной экономики. По требованию заказчика бизнес-плана могут быть представлены альтернативные варианты проекта, в которых исходные данные - варьируются, и в зависимости от них выстраивается различная структура проекта, его результаты. В итоге заказчик получает возможность выбора, например: вариантов вложения различного объема инвестиционных средств и соответствующего срока ввода объекта в эксплуатацию.
Последнее представляется актуальным для современных российских условий, в которых реально существует дефицит инвестиционных средств. Практику действия специализированных фирм по разработке бизнес-планов в российских условиях вряд ли можно считать развитой, поэтому в большинстве случаев их разработку осуществляют сами предпринимательские фирмы.
Во всех случаях неоценимую помощь разработчикам могут оказать профессионально составленные примерные бизнес-планы как типовые образцы, которые могут служить им известным примером для подробного обоснования своего собственного плана. Конечно, в каждом конкретном случае любой план
имеет свою специфику как в предмете деятельности и порядке его осуществления, так и в качественном и особенно количественном отношении - ценах, нормах затрат ресурсов, рынках сбыта и других показателях. Поэтому потребуется вносить соответствующие коррективы в приведенные в настоящем пособии примерные планы, которые могут послужить хорошим ориентиром, базисной основой, канвой технико-экономического обоснования своего проекта, и позволяют сэкономить время, силы и средства предпринимателя или обучающегося.
Практика использования типовых проектов, которые учитывают специфику различных сфер и отраслей бизнеса, довольно широко распространена не только среди начинающих предпринимателей, но и в профессиональной среде разработчиков бизнес-планов. Однако в опубликованных в России книгах и брошюрах излагаются в основном различные общие методические приемы составления бизнес-планов, раскрывается их роль и значение в достижении поставленных целей и мало приводится систематически обоснованных образцов проектных решений.
В настоящее время на международном рынке материальной продукции в бизнес-планировании наблюдается ряд тенденций и закономерностей:
1. Сокращение жизненных циклов рынков товаров и товарных марок;
2. Повышение уровня индивидуализации и специализации заказов потребителей;
3. Сокращение сроков выполнения заказов;
4. Повышение требований к уровню качества и сервиса выпускаемой продукции;
5. Повышение уровня сложности выпускаемой продукции.
Таким образом, для успешного ведения бизнеса современный руководитель должен своевременно анализировать внешние источники и отражать их в бизнес-плане.
Правильный выбор и эффективное использование компьютерных программных продуктов позволяют значительно улучшить качество бизнес-планов.
В настоящее время существует весьма широкий спектр специализированных программных продуктов.
Наиболее часто в нашей стране применяются пакеты прикладных программ COMFAR (Computer model for reporting) и PROPSPIN (Project profile screening and preappraisal information system), созданные при ЮНИ-ДО - Комиссии Организации Объединенных Наций по промышленному развитию; пакет «Альт-Инвест» фирмы «Альт» (Санкт-Петербург) и пакет «Project Expert» фирмы «Про-Инвест Консалтинг». Системы типа «Microsoft project», «Timt line» и «Primavera» предназначены только для разработки календарного плана работ и сетевого проекта, включая
длительность и затраты по его стадиям, и применяются в основном как системы управления проектами.
Литература
1. Бизнес-план. Рекомендации по составлению: нормативная база. - М.: «Издательство НФИОР», 2001. - 304с.
2. Деркачевская. О.В. Особенности бизнес-планирования в России [Электронный ресурс] / О.В. Деркачевская.
3. Горемыкин В.А. Бизнес-план: учебник / В. А. Горемыкин. - М.: «Ось -89», 2006. - 864 с.
4. Лазарев А.В. Актуальные проблемы бизнес-планирования. [Электронный ресурс] / А.В. Лазарев. -Режим доступа: http ://www. i-u.ru/biblio/archive/ lazarev_aktprbp/#top
5. Бекетова О.Н. Бизнес-план: теория и практика / О.Н. Бекетова, В.И. Найденков. - М.: «Альфа-Пресс», 2006. - 272 с.