Научная статья на тему 'Проблемы распознавания объектов в условиях отсутСТвия априорной инфОрмации о ракурсе СЪЕМКИ с использованием мультиспектральных изображений'

Проблемы распознавания объектов в условиях отсутСТвия априорной инфОрмации о ракурсе СЪЕМКИ с использованием мультиспектральных изображений Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
161
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы распознавания объектов в условиях отсутСТвия априорной инфОрмации о ракурсе СЪЕМКИ с использованием мультиспектральных изображений»

Секция математического обеспечения и применения ЭВМ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Полаженко С. Тестирование программного обеспечения: Актуальность вопросов тестирования безопасности // http://security.software-testing.ru.

2. Тамре Л. Введение в тестирование программного обеспечения. - М.: Вильямс, 2003. -359 с.

3. Липаев В.В. Тестирование программ. - М.: Радио и связь, 1986. - 295 с.

4. Бейзер Б. Тестирование “черного ящика”. Технология функционального тестирования программного обеспечения. - СПб.: Питер, 2004. - 318 с.

5. Myers G. The art of software testing. New York: John Wiley & Sons, 2004. 234 p.

6. BlackR. Managing the software testing process. Redmond: Microsoft press, 1999. 381p.

7. Канер C., Фолк Д., Кек Нгуен Е.. Тестирование программного обеспечения. - Киев: ДиаСофт, 2000. - 544 с.

УДК 681.51

А.Н. Шкурко ПРОБЛЕМЫ РАСПОЗНАВАНИЯ ОБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ОТСУТСТВИЯ АПРИОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ О РАКУРСЕ СЪЕМКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИСПЕКТРАЛЬНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Системы технического зрения, основанные на спектрофотометрической съемке, предоставляют ряд преимуществ, по сравнению с классическими системами, использующими трехцветные RGB-изображения. Выигрыш в использовании мультиспектральной съемки достигается за счет возможности использования более детальной информации об интенсивности светового излучения объекта в различных спектральных областях, в том числе и за границами видимого диапазона длин электромагнитных волн.

При получении мультиспектральных изображений используют различные типы аппаратов: спутниковые кадровые спектрофотометры; кадровые спектрофотометры, устанавливаемые на самолеты и ДПЛА; стационарные лабораторные спектрофотометрические установки.

Для решения задач распознавания и классификации, например, малоразмерных мобильных объектов, расположенных на поверхности Земли, наилучшим образом по разрешению (масштабу) подходят изображения, полученные при помощи бортовых спектрофотометров летательных аппаратов. Кроме того, на таких снимках существенно меньше искажения, вносимые атмосферой и кривизной земной поверхности.

Основной проблемой при распознавании в данных условиях является изменение изображения объекта при смене ракурса съемки. Проведенные эксперименты с использованием известных алгоритмов распознавания (основанных на корреляционно-экстремальном анализе), показали, что приемлемые показатели по надежности и достоверности распознавания достижимы лишь при ограниченном изменении угла ракурса съемки (порядка нескольких градусов).

Основной информацией, на которую может опираться алгоритм распознавания в данных условиях, является информация о цвете объекта. При использовании мультиспектральной съемки, на снимках представлена более детальная информация, в том числе из невидимого диапазона световых волн (т.е. на снимках присутствует информация из области инфракрасного и ультрафиолетового спектров), та-

Известия ЮФУ. Технические науки

Специальный выпуск

ким образом, на мультиспектральных изображениях имеется возможность различения объекта и фона и, соответственно, осуществления распознавания объекта.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в условиях отсутствия априорной информации о ракурсе съемки использование мультиспектральных изображений значительно повышает вероятность успешного распознавания объекта.

УДК 681.51

Н.Ш. Хусаинов ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ АВТОНОМНОГО КОНТРОЛЯ ЦЕЛОСТНОСТИ СИСТЕМЫ РАДИОНАВИГАЦИИ

Функционирование рассматриваемой радионавигационной системы (РНС) основано на использовании набора стационарных опорных навигационных устройств - радиомаяков и навигационного модуля, устанавливаемого на борту летательного аппарата (ЛА). На основании заранее известных координат радиомаяков и измеряемых дистанций от ЛА до каждого радиомаяка навигационный модуль вычисляет координаты объекта в точке контакта.

Ситуации, связанные с нарушением целостности РНС, обычно приводят к недопустимости использования информации об измеренной дальности до радиомаяка (радиомаяков). Решение задачи автономного контроля целостности основано на введении избыточности в навигационную схему - установке одного или нескольких дополнительных радиомаяков сверх минимального числа, необходимого для решения навигационной задачи.

Для контроля целостности системы навигации может применяться ряд подходов [1].

1) Контроль радиомаяка средствами аппаратуры самого устройства, например, при включении (самоконтроль) или средствами наземного пункта управления РНС путем периодического тестирования работоспособности радиомаяков (РМ). В первом случае усложняется структура сигнала и появляются временные задержки в измерении дальностей. Во втором - необходимы дополнительные издержки на передачу информации о неисправности РМ от пункта управления АСРН на борт ЛА, что не всегда является возможным.

2) Автономные методы контроля целостности, основанные либо на использовании дополнительных бортовых навигационных устройств (высотомера, ИНС, системы спутниковой навигации и т.п.), либо на избыточности навигационного поля.

Особый интерес представляют методы автономного контроля целостности второй группы, основанные на обработке информации в один и тот же момент времени об измеренных дальностях до группы радиомаяков, которая характеризуется избыточностью информационного поля (Receiver Autonomous Integrity Monitoring, RAIM).

Разработанный автором алгоритм автономного контроля целостности может функционировать при различной степени избыточности навигационной схемы и обнаруживать/изолировать совместный отказ более чем одного радиомаяка (при условии наличия необходимой степени избыточности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.