Научная статья на тему 'Проблемы, пути и поиски решения в преподавании предмета информатики и информационно-коммуникационных технологий'

Проблемы, пути и поиски решения в преподавании предмета информатики и информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цебенко Тамара Алексеевна

В данной статье рассматриваются проблемы преподавания информатики. Анализируется влияние сокращения учебных часов по алгоритмизации и программированию в рабочих программах на развитие пространственного и логического мышления у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы, пути и поиски решения в преподавании предмета информатики и информационно-коммуникационных технологий»

наноэлектроника») представляет собою совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов: постановка общих целей и их максимальное уточнение в соответствии с требуемым содержанием; формулирование целей с ориентацией на достижение прогнозируемых и планируемых результатов; организация хода учебного процесса; оценка текущих результатов и, при необходимости, поправка, коррекция учебного процесса, направленные на гарантированное достижение поставленных целей. Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что модель оперативной оценки профессиональной подготовки студентов технических вузов (на примере направления подготовки «Электроника и наноэлектроника») представляет собой целостную дидактическую систему.

Список литературы

1. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.

2. Михеев В.И. Моделирование и методы измерений в педагогике / В.И. Михеев. М.: Высшая школа, 1987. 206 с.

3. Закиева Р.Р. Экспресс-тестирование как эффективный метод оценки качества подготовки студентов технических вузов / Р.Р. Закиева, А.В. Леонтьев / Казанская наука, 2014. № 12. С. 223-225.

ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ И ПОИСКИ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Цебенко Т.А.

Цебенко Тамара Алексеевна - преподаватель информатики и информационных технологий

в профессиональной деятельности, Государственное бюджетное профессиональное учреждение Ленинградской области Бегуницкий агротехнологический техникум, д. Бегуницы, Волосовский район, Ленинградская область

Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы преподавания информатики. Анализируется влияние сокращения учебных часов по алгоритмизации и программированию в рабочих программах на развитие пространственного и логического мышления у обучающихся.

Ключевые слова: педагогические функции общеобразовательного курса информатики, моделирование, программирование, компьютерная грамотность.

В наше время распространения электронных вычислительных машин, человеческие знания о природе информации приобретают общекультурную ценность. Этим объясняется интерес к быстро развивающейся научной дисциплине -информатике [3].

На сегодняшний день информатика выделилась в фундаментальную науку об информационно-логических моделях и она не может быть сведена к другим наукам, даже к математике, очень близкой по изучаемым вопросам.

Объектом изучения информатики являются структура информации и методы ее обработки. Появились различия между информатикой как наукой с собственной предметной областью и информационными технологиями.

Курс «Информатики» в последние годы вышел на новый этап своего развития. Изменился взгляд на то, что понималось под компьютерной грамотностью. Ранее под компьютерной грамотностью понималось умение программировать [2, 105].

Сейчас большая часть пользователей современных персональных компьютеров не программирует и не нуждается в этом. Сегодня созданы различные программные средства компьютерных информационных технологий, которые позволяют работать с компьютером пользователю, не умеющему программировать. Поэтому минимальный уровень компьютерной грамотности — это овладение средствами компьютерных информационных технологий.

Но в связи с тем, что снизилась роль алгоритмизации и программирования в современном курсе информатики, наметились определенные проблемы уже на уровне школьного обучения [5, 3].

В обязательном минимуме содержания предмета «Информатика» на этапе базового курса язык программирования изучается на уровне ознакомления. На следующем же этапе профильного курса, который учитывает специфику учебного заведения, этот раздел может быть развернут по желанию ведущего преподавателя до уровня изучения элементов объектно-ориентированного программирования [2, 17].

Но большинству преподавателей-разработчиков профильных курсов не всегда удается реализовать такой курс либо по различным причинам: отсутствием программного обеспечения или недостаточным уровнем подготовки.

Между тем эта ситуация грозит тем, что:

- обучающиеся не развивают на уроках информатики логическое мышление, теряется ее смысл как науки, развивающей дух исследователя;

- не осваивается на должном уровне ни одна из существующих систем программирования, а это означает, что обучающийся имеет слабые понятия о том, как пишутся программы, какова их структура. Они не понимают, как «устроены» все те программы, с которыми их знакомят на занятиях;

- разработка программы предполагает построение модели, а значит, о моделировании как таковом, будущий специалист имеет недостаточные знания и не обладает достаточным опытом построения таких моделей.

В наше время остро ощущается влияние информационных технологий. Вырабатывается новый стиль, новая культура представления знаний, и это имеет и будет иметь весьма значительные последствия как для обучения, так и для постановки новых требований в части качества и профессионализма специалистов [4, 17].

Можно утверждать, что появление компьютера было вызвано потребностями осуществления двух видов деятельности:

1) моделирования процессов различных явлений;

2) управления процессами.

Таким образом, мы видим, что сокращение изучения темы «Алгоритмизация и программирование» очень навредит будущему специалисту тем, что он не сможет строить модели, у него не разовьется пространственное и логическое мышление на том уровне, который необходим для успешного овладения профессией.

Программирование и компьютерное моделирование - неотъемлемые компоненты средств обучения на всех уровнях современного образования независимо от типа учебного заведения. Только сложность решаемых задач должна различаться.

Создатели идеи сокращения количества часов в этом направлении в корне неправы, так как поколение за поколением уже несколько лет лишено на самом деле качественного обучения предмету. Утерян важнейший компонент программы предмета.

Упоминаемая мной часть предмета является наиболее сложной, но и более полезной. И здесь открывается огромное поле для работы в методическом плане. Как заинтересовать и преподать, чтобы было не сложно? Над этим также стоит подумать. Это общая проблема, так как в любой области знаний такие темы есть и творчески

работающие преподаватели стараются ее решить. В этом и состоит один из аспектов педагогического мастерства.

Изучение информатики должно преследовать две цели: общеобразовательную и прагматическую [1, 10].

Общеобразовательная цель заключается в освоении обучающимися фундаментальных понятий современной информатики.

Прагматическая - в получении практических навыков с аппаратными и программными средствами современных компьютеров.

Курс информатики методически и содержательно построен должен быть так, чтобы обе задачи - общеобразовательная и прагматическая - решались параллельно.

На пути реализации этой задачи я столкнулась еще с рядом проблем и противоречий:

- из-за различия условий для преподавания информатики в различных школах и появившейся у школ относительной свободы в выборе профилей классов, учебных планов и образовательных программ появился значительный разброс в содержании обучения информатики.

- недостаточно-развитое логическое и алгоритмическое мышление обучающихся

- большой объем учебного материала и недостаточное количество часов

- различное программное обеспечение

- неумение большинства обучающихся работать самостоятельно

Для решения этих проблем из всего многообразия педагогических технологий и методов мною выбраны и внедряются следующие:

- технология дифференцированного обучения;

В начале курса обучения проводится мониторинг входных знаний обучающихся. Проводится анализ результатов учебной деятельности на основе диагностических карт индивидуального образовательного профиля каждого обучающегося, который позволяет своевременно выявить пробелы знаний и провести коррекционную работу.

- модульная технология;

- педагогика сотрудничества;

- интернет-технологии;

- игровое обучение;

- технология проектного обучения, в основе которой лежит креативность, и которая дает возможность самостоятельно конструировать свои знания, в результате чего формируются ключевые компетенции учащихся: трудовые, коммуникативные, социальные;

- проблемное обучение;

- внеурочная деятельность с применением информационно-коммуникационных технологий.

Исходя из современных требований к образованию, я ориентируюсь на личностные качества в педагогическом процессе, на поиск и развитие способностей обучающихся, построение личностно-ориентированной педагогической системы.

И это помогает мне в формировании профессиональных компетентностей обучающихся в зависимости от их личных склонностей и интересов

Деятельность моя как педагога состоит в том, чтобы, во-первых, проанализировать условия современного общества. Во-вторых, осознать и измерить тот ресурс, с которым необходимо работать, основные аспекты личности обучающегося, от которых зависит результат моей педагогической деятельности, а также педагогическая технология, которая бесспорно является рабочим инструментом в своеобразной «производственной» практике педагога.

Проанализировав условия, обозначив ценность ресурсов, применив особую технологию (в-третьих), просто необходимо определить коэффициент полезного действия педагогического труда.

Переход от результатов педагогической деятельности к новым проектам и задачам уже есть развитие и самопознание самого педагога, а значит и его учеников.

Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность». Только в деятельности человек постигает процесс работы со знанием, его преобразования, расширения, дополнения, нахождения новых связей, развивает самостоятельность, ответственность за результаты своей работы, приобретает опыт достижения цели.

Список литературы

1. Кузнецов А.А., академик РАО, профессор, доктор педагогических наук, главный редактор журнала «Информатика и образование», Захарова Т.Б., доктор педагогических наук, профессор, кафедра теории и методики обучения информатике Московского педагогического государственного университета, Захаров А.С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики Российского государственного аграрного заочного университета. Общая методика обучения информатике: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. // М.: Прометей, 2016. С. 295.

2. Захарова Т.Б., доктор педагогических наук, профессор, кафедра теории и методики обучения информатике Московского педагогического государственного университета, Захаров А.С. кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики Российского государственного аграрного заочного университета. Информатика как обязательный учебный предмет в системе общего образования // Наука и школа, 2015. С. 300.

3. Проблемы обучения программированию по курсу информатики в системе «школа-вуз»: [Электронный ресурс], 2006. Режим доступа: http// www.relga.ru /Environ/WebObjects/tgu-/ (дата обращения: 15.12.2017).

4. Захарова Т.Б. доктор педагогических наук, профессор, кафедра теории и методики обучения информатике Московского педагогического государственного университета. Совершенствование методической подготовки учителей информатики в свете требований ФГОС общего образования // Стандарты по информатике // Информатика и образование: электрон. журн., 2014. № 5. С. 17 -22. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://infojournal.ru/journal/info/archive/5-2014/ (дата обращения: 12.12.2017).

5. Кузнецов А.А. Школьная информатика: вчера, сегодня, завтра / Информатика и образование, 2014. № 10. С. 3-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.