Научная статья на тему 'Методология исследований по теории и методике профессионального образования'

Методология исследований по теории и методике профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закиева Рафина Рафкатовна

В статье анализируются методология исследования по теории и методике профессионального образования, на основе которой разработана модель оперативной оценки профессиональной подготовки студентов технических вузов. Разработанная модель основана на главной целевой установке повышение эффективности оперативной оценки профессиональной подготовки студентов технических вузов, которая представляет собой целостную дидактическую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология исследований по теории и методике профессионального образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Закиева Р.Р.

Закиева Рафина Рафкатовна - кандидат педагогических наук, кафедра промышленной электроники и светотехники, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

Аннотация: в статье анализируются методология исследования по теории и методике профессионального образования, на основе которой разработана модель оперативной оценки профессиональной подготовки студентов технических вузов. Разработанная модель основана на главной целевой установке - повышение эффективности оперативной оценки профессиональной подготовки студентов технических вузов, которая представляет собой целостную дидактическую систему. Ключевые слова: профессиональное образование, модель, методология исследования.

В процессе решения задачи методологии исследования по теории и методике профессионального образования нами была разработана модель оперативной оценки профессиональной подготовки студентов технических вузов.

Теоретической основой для разработки данной модели стали научные подходы, представленные в работах Темникова Г.В., Темниковой С.С., Иванова И.С., Зотовой Т.А., Ахулковой А.И., Беспалько В.П., Сластёнина В.А. и других.

В своей статье мы использовали понятие модели, данное в педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, как систему объектов или знаков, воспроизводящую некоторые существенные свойства оригинала, способную замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте [1].

Практическая ценность модели в любом педагогическом исследовании, в основном, определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования (наглядность, определенность, объективность), которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и ее функции в педагогическом исследовании [2].

Структура данной модели представлена следующими взаимосвязанными блоками: теоретико-целевым, структурно-содержательным, процессуально-технологическим, дидактическим и оценочно-результативным (таблица 1). Рассмотрим данные блоки более подробно.

В таблице 1 представлена модель оперативной оценки профессиональной подготовки студентов технических вузов методом экспресс-тестирования.

Данная модель дает целостное представление об эффективности профессиональной подготовки студентов технических вузов (на примере направления подготовки «Электроника и наноэлектроника») методом экспресс-тестирования.

Разработанная нами модель основана на главной целевой установке - повышение эффективности оперативной оценки профессиональной подготовки студентов технических вузов [3].

Важным элементом представленной модели является обратная связь, существующая между конечным результатом учебной деятельности и каждым промежуточным этапом. Она выступает в качестве связующей нити, которая пронизывает весь учебный процесс и позволяет его оперативно и своевременно корректировать.

Таблица 1. Модель оперативной оценки профессиональной подготовки студентов технических вузов методом экспресс-тестирования

личностно -ориентированный деятельностный компетентностный

Основные принципы оценки профессиональной подготовки студентов технических вузов

Основные подходы к организации оценки профессиональной подготовки студентов

■ принцип персонализации; - принцип личностного развития.

принцип профессиональной направленности обучения; - принцип практико-ориентированный.

- принцип непрерывности

проверки знаний;

- принцип вариативности.

Структура профессиональной подготовки студентов технических вузов (ФГОС ВО по направлению подготовки «Электроника и наноэлектроника»)

базовая часть

Профессиональный цикл

вариативная часть

Виды профессиональной деятельности направления подготовки «Электроника и

наноэлектроника»

проектно-конструктор ская

производственно-технологическая

научно-исследова тельская

организационн о-

управленческа я

монтажно-наладочная

сервис

но-эксплу атацио нная

Виды контроля оценки профессиональной подготовки студентов технических вузов текущий | промежуточный

Средства оценки профессиональной подготовки студентов технических вузов методом _тестирования

специальные устройства для контроля знаний

демонстрационные средства в виде графических изображений на экране _компьютера_

стандартные бумажные бланки

«служба коротких сообщени й»

Аппаратно-программный комплекс для проведения экспресс-тестирования средством _«службы коротких сообщений»_

серверно

е

оборудов ание

аппаратные требования

устройство

для модуляции и

демодуляци и сигналов в системах автоматиче

ской передачи данных

проекционна я установка

мобильн

ый телефон

программное обеспечение

графическая

среда разработки LabVIEW программного обеспечения National Instrumens

операционная система Microsoft Windo ws

Организационно-педагогические условия реализации метода экспресс-тестирования

обеспечение положительной мотивации студентов к применению экспресс-тестирования в образовательном процессе вуза

готовность преподавателя к применению экспресс-тестирования на своих занятиях

разработка регламента экспресс-тестирования на основе «службы коротких сообщений»

наличие

банка тестовых заданий по дисциплине

Уровни профессиональной подготовки студентов

Низкий - 65 баллов и менее

Средний - 66-84 баллов

Высокий - 85-100 баллов

Результат: оперативная и объективная оценка усвоения студентами учебного материала

Таким образом, моделирование профессиональной подготовки студентов технических вузов (на примере направления подготовки «Электроника и

наноэлектроника») представляет собою совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов: постановка общих целей и их максимальное уточнение в соответствии с требуемым содержанием; формулирование целей с ориентацией на достижение прогнозируемых и планируемых результатов; организация хода учебного процесса; оценка текущих результатов и, при необходимости, поправка, коррекция учебного процесса, направленные на гарантированное достижение поставленных целей. Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что модель оперативной оценки профессиональной подготовки студентов технических вузов (на примере направления подготовки «Электроника и наноэлектроника») представляет собой целостную дидактическую систему.

Список литературы

1. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.

2. Михеев В.И. Моделирование и методы измерений в педагогике / В.И. Михеев. М.: Высшая школа, 1987. 206 с.

3. Закиева Р.Р. Экспресс-тестирование как эффективный метод оценки качества подготовки студентов технических вузов / Р.Р. Закиева, А.В. Леонтьев / Казанская наука, 2014. № 12. С. 223-225.

ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ И ПОИСКИ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Цебенко Т.А.

Цебенко Тамара Алексеевна - преподаватель информатики и информационных технологий

в профессиональной деятельности, Государственное бюджетное профессиональное учреждение Ленинградской области Бегуницкий агротехнологический техникум, д. Бегуницы, Волосовский район, Ленинградская область

Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы преподавания информатики. Анализируется влияние сокращения учебных часов по алгоритмизации и программированию в рабочих программах на развитие пространственного и логического мышления у обучающихся.

Ключевые слова: педагогические функции общеобразовательного курса информатики, моделирование, программирование, компьютерная грамотность.

В наше время распространения электронных вычислительных машин, человеческие знания о природе информации приобретают общекультурную ценность. Этим объясняется интерес к быстро развивающейся научной дисциплине -информатике [3].

На сегодняшний день информатика выделилась в фундаментальную науку об информационно-логических моделях и она не может быть сведена к другим наукам, даже к математике, очень близкой по изучаемым вопросам.

Объектом изучения информатики являются структура информации и методы ее обработки. Появились различия между информатикой как наукой с собственной предметной областью и информационными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.