Научная статья на тему 'Проблемы психологии гендерного равенства в системе высшего образования'

Проблемы психологии гендерного равенства в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1513
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендер / психология / гендерное равенство / высшее образо-вание / гендерное развитие / социальные установки / гендерные стереотипы / gender / psychology / gender equality / higher education / gender devel-opment / attitudes / gender stereotypes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акрамова Феруза Акмаловна

В данной статье представлены некоторые проблемы психологии гендерного равенства в системе высшего образования. Приведены результаты наблюдения и проведенного исследования. Указаны особенности гендерных стереотипов в высшем образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper considers some issues of gender equality psychology in higher education system. The results of observation and research are presented. Peculiarities of gender ste-reotyping in higher education are noted.

Текст научной работы на тему «Проблемы психологии гендерного равенства в системе высшего образования»

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ф. А. Акрамова

В данной статье представлены некоторые проблемы психологии гендерного равенства в системе высшего образования. Приведены результаты наблюдения и проведенного исследования. Указаны особенности гендерных стереотипов в высшем образовании.

This paper considers some issues of gender equality psychology in higher education system. The results of observation and research are presented. Peculiarities of gender stereotyping in higher education are noted.

Ключевые слова: гендер, психология, гендерное равенство, высшее образование, гендерное развитие, социальные установки, гендерные стереотипы.

Key words: gender, psychology, gender equality, higher education, gender development, attitudes, gender stereotypes.

Гендер стал сегодня наиболее важным термином, введенным сначала для обсуждения статуса женщин в обществе и семье, а впоследствии адаптированный традиционными общественными науками. Гендер - это набор социальных ролей, в которых мужчины и женщины исполняют свои неравные общественные роли. Гендерная роль - это поведение в соответствии с набором определенных социальных предписаний, которые адресуются обществом людям в зависимости от их пола. Гендерные стереотипы, сформировавшиеся в культуре, - это обобщенные представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины. Существует несколько причин, по которым различные аспекты гендерного (полового) неравенства, не связанные с биологическими различиями или не обусловленные осознанным выбором, становятся актуальными для многих государств мира. Проявления гендерного неравенства ухудшают качество человеческого капитала, тормозят социальное развитие, снижают эффективность экономической системы.

Именно поэтому достижение гендерного равенства отнесено к ключевым целям развития тысячелетия. Ее следует рассматривать с точки зрения обеспечения равного доступа к экономическим возможностям, услугам образования и системы здравоохранения, участия в общественной и политической жизни для обоих полов. Причем без расширения прав и возможностей женщин и увеличения их равенства с мужчинами не будут достигнуты и другие цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия. Важно также понимать, что гендерная проблематика не сводится только к вопросам неравного положения женщин. Она гораздо шире. Так, за последнее десятилетие в европейских и центральноазиатских странах с переходной экономикой наблюдалось значительное сокращение продолжительности жиз-

313

ни мужчин, а также рост доли юношей, прекращающих обучение на этапе среднего образования. Из общего числа учеников, остающихся на повторный год обучения, больший процент составляют мальчики и юноши. Кроме того, мужчины больше подвержены влиянию таких пороков, как злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами, что ведет к понижению их социальной ответственности.

Для оценки прогресса в достижении равенства между мужчинами и женщинами были предложены следующие индикаторы: (а) соотношение количества девочек и мальчиков на первой, второй и третьей ступенях образования (признание важности образования и улучшение его содержания, материального обеспечения и эффективности); (б) соотношение количества грамотных женщин и грамотных мужчин в возрасте от 15 до 24 лет; (в) доля женщин, работающих по найму вне сектора сельского хозяйства (важным является создание большего количества рабочих мест и улучшение условий работы, в том числе обеспечение гарантированных средств к существованию); (г) доля женщин в национальных парламентах (при этом необходимо не только увеличение количества женщин в парламенте, но и общее повышение роли женщин в государственном управлении).

В то же время надо понимать, что стремление обеспечить гендерное равенство не означает желание ликвидировать естественные различия между женщинами и мужчинами. Например, нет никаких разумно обоснованных причин для того, чтобы во имя соблюдения принципа гендерного равенства принуждать женщин к выбору той же модели карьерного роста, которой следуют мужчины. Такая модель должна быть результатом их свободного выбора. Уравнение ставок оплаты труда мужчин и женщин экономически эффективно лишь в том случае, если в среднем обе гендерные категории обеспечивают равный производственный вклад. Следовательно, равенство экономических результатов даже в среднестатистическом исчислении далеко не всегда оказывается справедливым или экономически эффективным.

Проблемы психологии гендерного равенства в Узбекистане усложняются их малоизученностью и наличием различных точек зрения на равенство полов. В настоящее время, к сожалению, часто происходит различия между понятиями «гендерные проблемы» и «проблемы женщин». Поэтому, как считают специалисты, прежде чем говорить о проблемах достижения гендерного равенства, необходимо отделить данное понятие от так называемого «женского вопроса», или от смешивания его с ярым воинствующим феминизмом. В рекомендациях к национальным целям развития тысячелетия в Узбекистане для нашей страны выделена цель - поощрение равенства женщин и мужчин и расширение прав и возможностей женщин. В рамках ее реализации поставлена задача: ликвидация гендерного неравенства в начальном и среднем образовании к 2005 г., и на всех уровнях образования - не позднее 2015 г. Акцент на равенстве в сфере образования не случаен: в соответствии с концепцией человеческого развития, полный и равный доступ к образованию для мужчин и женщин служит основой для обеспечения свободы выбора, при котором достигается расширение их участия в общественной, экономической и политической жизни.

314

Состояние гендерного развития можно определить с помощью показателя “Соотношение между девочками и мальчиками в начальном, среднем и высшем образовании”. В целом ситуация с получением школьного образования в Узбекистане благоприятна в контексте гендерного развития, что является результатом активной государственной политики. Так, среди учащихся начальных классов девочки составляют 48,9 %, а мальчики - 51,1 %. Схожая ситуация и в средних классах: соответственно 48,8 % и 51,2 %. Однако на ступени высшего образования наблюдается заметный гендерный дисбаланс: доля женщин - около 39 %, мужчин - порядка 61 %. Такая ситуация во многом стала следствием снижения уровня субсидирования высшего образования, что обусловливает необходимость полной или частичной оплаты обучения. В таких условиях родители предпочитают обучать сыновей, а не дочерей. Большую роль играют и традиционные гендерные стереотипы, которые побуждают девушек к раннему замужеству, закрепляя за ними роль продолжателей рода и хранительниц семейного очага. В связи с этим нами была эмпирически изучена проблема психологии гендерного дисбаланса в образовании. В составленном нами социально-психологическом опроснике было поставлено несколько вопросов, направленных на изучение гендерных стереотипов, где объектом исследования являются юноши и девушки в возрасте 15-17 лет, обучающиеся в Экономическом лицее при Ташкентском государственном экономическом университете. Один из заданных нами в ходе исследования вопросов направлен на выявления отношения к необходимости создания условий для высшего образования: «Кому необходимо создать условия для высшего образования?» (табл. 1).

Таблица 1

Результаты вопроса «Кому необходимо создать условия для высшего образования», %

Объект Юноше Девушке Способному Затрудняюсь тветить

Юноши 71,3 7,5 19,0 2,3

Девушки 66,2 6,5 23,5 3,8

Как видно из таблицы, для получения высшего образования наибольшее предпочтение отдается юношам, так как существуют традиционные стереотипы, указывающие на мужчину как на кормильца семьи. Это и подтверждается представителями обеих полов в выборе ответа. В семье они, наблюдают, как отцы являются основными добытчиками. Из табл. 1 видно, что юноши и девушки вторым предпочли вариант ответа «Способному». Учитывая, что в лицее обучаются способные юноши и девушки, выбор этого варианта ответа очевиден.

Следующий вопрос направлен на выявления отношений молодого поколения (девушек и юношей); взрослого населения (женщин и мужчин) на важность получения высшего образования девушек (табл. 2).

315

Результаты вопроса: «Важно ли получение высшего образования девушкам?», %

Т аблица 2

Объект Да Нет Затрудняюсь ответить

Юноши 78,8 18,2 3,0

Девушки 78,9 18,1 3,0

Женщины 71,6 24,2 4,2

Мужчины 55,5 36,5 4,0

Полученные эмпирические данные по данному вопросу показывают, что в данное время получение девушками высшего образования одобрено респондентами различных категорий. В данном случае юноши, девушки и, конечно, женщины в максимальном соотношении выбрали ответ “Да”. Это подтвержает нашу гипотезу: в обществе по отношению гендерного развития полов сформированы социальные установки, в которых выражаются современые тенденции гендерных отношений. Резюмируя вышеизложенные суждения, можно сказать что в обществе есть тенденция к расположению гендерного равенства и, кроме того, наблюдается у некоторого контингента людей кое-какие гендерные стереотипы.

Список литературы

1. Бем С.Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов (Сер. «Гендерная коллекция - зарубежная классика»). - М.: РОССПЭн, 2004. - 336 с.

2. Саралиева З.Х. Социология гендерных отношений: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений (Сер. «Учебные пособия по гендерной теории в гуманитарных науках»). - М.: РОССПЭН, 2004. - 270 с.

3. Baker D. P., & Jones D. P. (1993). Creating gender equality: Cross-national gender stratification and mathematical performance. Sociology of Education, 66,91-103.

316

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.