Научная статья на тему 'Проблемы психологического анализа самоопределения личности в бизнесе'

Проблемы психологического анализа самоопределения личности в бизнесе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
205
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы психологического анализа самоопределения личности в бизнесе»

ные образцы и лучшие профессиональные традиции.

Мы считаем необходимым отметить, что именно ка этом этапе у молодого сотрудника прокуратуры формируется профессиональная позиция, комплекс знаний, умений и профессионально важных качеств личности, вырабатывается индивидуальный стиль деятельности, а также происходит стабилизация нормативной профессиональной деятельности.

Третий этап - это этап профессиональной деятельности в полном смысле этого слова. Молодой сотрудник эффективно осуществляет свои функциональные обязанности, способен заменить другого работника со смежной специальностью, занимается самосовершенствованием, что ускоряет процесс его профессионального становления.

По мнению А.Т. Ростунова, третий этап профессионализации молодого сотрудника прокуратуры характеризуется высокой степенью общественной деятельности, превышением установленных норм и требует от него продвижения по служебной лестнице, что в свою очередь является одним из уровней его профессиональною становления как работника внутренних дел.

На этом этапе профессионализации проявляется высший уровень мотивации, который отражает потребность молодого сотрудника прокуратуры в развитии и продуктивной реализации его творческого потенциала, ориентированного на эффективное осуществление оперативно-служебной деятельности. Основой данной потребности специалиста выступают его высокие притязания на самореализацию в профессиональной деятельности, которая принимается им как главный приоритет.

Н.Л. Иванова, Г.В. Ушаков

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В БИЗНЕСЕ

В современных условиях, когда меняются привычные нормы взаимоотношений, требования к профессиям, качеству жизни, социальные и профессиональные стереотипы, самоопределение личности в профессиональном и социальном мире начинает рассматриваться как важнейший процесс, обеспечивающий успешность социальной адаптации и деятельности и проявляющийся во всех сферах жизнедеятельности человека. Интерес к этой проблеме возрастает в связи с изменениями, как общества, так и сложившихся представлений об условиях жизни людей. Не случайно, проблема самоопределения личности находит отражение во многих работах (Андреева, 2000; Иванова, 2008; Климов, 1996; Пряжников, 1999).

Самоопределение личности - процесс длительный и противоречивый, который зависит от деятельности многих социальных институтов, условий жизни человека, его вовлеченности в конкретные социальные, профессиональные, экономические отношения и т.д.

Актуальность исследования социального и профессионального самоопределения личности в бизнесе связана с рядом причин. Прежде всего, тем, что в психологической науке назрела

необходимость поиска новых подходов к пониманию социального самоопределения личности, анализу и обобщению факторов и условий формирования идентичности как основной характеристики, в которой выражается личностная определенность. Также методический инструментарий исследования различных аспектов самоопределения личности нуждаются в поиске новых методов и приемов. Ну и, наконец, сложностью и многоплановостью самого бизнеса, который выступает в качестве специфической среды, обусловливающей особенности самоопределения и развитие личности. Бизнес выступает одним из факторов социализации, но фактором очень существенным и в то же время многоплановым, сложным и противоречивым, вследствие чего он рассматривается на различных уровнях: психологическом, социально-психологическом, социологическом (Иванова, Михайлова, Штроо, 2007).

В данной статье мы хотим обозначить некоторые проблемы психологического анализа самоопределения личности в бизнесе.

Несмотря на довольно детальную проработку проблемы профессионального самоопределения, в психологии сложным и неоднозначным остается вопросы о соотношении личностных,

профессиональных и социальных компонентов в структуре профессионального самоопределения. Так, Н.С. Пряжников отмечает, что к настоящему времени все более распространенным становится смещение интереса к личностным аспектам в этой проблематике (Пряжников, 1996). В то время как Ю.К. Стрелков считает, что большие перспективы для профессиональной психологии открывает социально-психологическое обоснование применения понятия «действие». Социальный характер действия необходимо сопоставить с технологическим процессом (Стрелков, 2001).

Социальный и профессиональный аспекты самоопределения связаны с развитием сложившейся в отечественной психологии труда логики осмысления критериев профессионального развития от эффективности деятельности исполнителя до характеристик профессионала (Климов, 1996; Поваренков, 2002; Пряжников, 1999; Шад-риков, 1982). Профессионал как субъект труда в отличие от исполнителя сам ставит цели деятельности, определяет пути и средства их достижения, несет ответственность за последствия ее реализации. Он владеет деятельностью в целом, удерживает ее предметность в многообразных практических ситуациях, способен к построению деятельности, ее изменению и развитию (Шадриков, 1982). При этом самоопределение проявляется в комплексе представлений человека а) о себе как профессионала; б) о конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и удовлетворения потребностей; в) о системе ценностей и норм, характерных для данной профессиональной общности.

Мы думаем, что анализ профессионального самоопределения не может быть достаточно эффективным без обращения к феномену самоопределения личности в целом и социального самоопределения в частности. Очевидно, что в этом вопросе требуется интеграция различных подходов, что, в сущности, отражает более широкую проблему структуры самосознания личности и факторов ее формирования.

Вопрос о том, как соотносятся социальное и профессиональное виды самоопределения, чаще всего рассматривается следующим образом. Социальное самоопределение генетически более ранний процесс, связанный с личностнозначимой ориентацией индивида в системе социальных отношений. Он начинается в раннем детстве и приводит к формированию социальной

идентичности—важнейшей характеристике самосознания. Но идентичность не единственный результат этого процесса. Кроме нее в ходе социального самоопределения формируется комплекс жизненно важных характеристик, которые составляют ресурс личности: умение добиваться определенного места в системе статусных и ролевых отношений, методы принятия решений, способы взаимодействия с людьми и т.д.

Профессиональное самоопределение связанно с ориентацией индивида по отношению к требованиям профессии, потребность в которых появляется значительно позже, когда возникает социальная ситуация выбора профессии и подготовки к ней. В этом смысле профессиональная идентичность - атрибут достаточно взрослых в личностном плане людей.

Эти виды самоопределения могут рассматриваться как общее и частное по отношению к ситуации конкретного выбора профессии. Например, С.П. Крягжде профессиональное самоопределение соотносит с выбором конкретной профессии, а социальное - с выбором общего направления профессионального развития. Анализируя этапы профессионального самоопределения, автор считает, что на начальном этапе оно носит двойной характер: осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ее ранга, профессиональной школы - социальный выбор. Если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то человек пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию. В таком случае, социальное самоопределение представляет собой ограничение себя определенным кругом профессий; это как бы качественно более низкий уровень профессионального самоопределения, неполное, незавершенное профессиональное самоопределение (Крягжде, 1981). Критерием самоопределения выступает эффективность выбора профессии, точность совпадения личностных качеств и требований будущей деятельности. В этой работе профессиональное самоопределение выступает как более сложный и ответственный процесс по отношению к социальному.

В то же время многие исследователи подчеркивали большую важность таких критериев самоопределения как умение занять определенное место в обществе, подчеркивали самостоятельную значимость социальной ориентации для формирования жизненного плана. При таком

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 6

179

подходе профессионализация связывается не только с представлениями о характере труда, который выбирает и осваивает человек, но и с более широкой и личностно значимой ориентацией на определенное место или статусно-ролевой уровень в системе социальных отношений (Климов, 1996; Пряжников, 1999; Поваренков, 2002).

Соотношение социальных и профессиональных аспектов самоопределение, по нашему мнению, является важной предметной областью при изучении профессионального самоопределения и становления субъектов бизнеса.

Сложность психологического анализа самоопределения в бизнесе заключается, прежде всего, в том, что бизнес как активность, направленная на получение прибыли, имеет свои разновидности, которые, могут требовать от личности различных профессионально-деловых качеств. Самоопределение личности в бизнесе в зависимости от его видов может иметь специфику, связанную с различными проблемными ситуациями, когнитивно-ценностными компонентами идентичности, социальными и профессиональными качествами субъекта. В то же время основная целевая функция бизнеса задает и общую направленность, смысловые и профессиональные контексты деятельности. Поэтому изучение самоопределения личности по отношению к бизнесу как социальной среде и профессиональной деятельности представляет собой сложную задачу, связанную, как с выработкой адекватной модели самоопределения, так и с анализом природы и функций бизнеса.

В исследованиях деятельности представителей различных бизнес-организаций в условиях конкуренции была показана связь личностного развития и социального контекста становления профессиональной идентичности. Было выявлено, что деятельность, которая осуществляется в условиях жесткой конкуренции, сопровождается постоянными конфликтами и сравнением субъектов этой деятельности с конкурентами. Поэтому факторами формирования профессиональной идентичности выступают как требования деятельности, так и взаимодействия исполнителей, что способствует их пониманию, как собственных профессиональных качеств, так и своего места в профессиональной и более широкой социальной среде (Lloyd, Mullen, 1998).

В исследованиях карьерного роста также было показано, что преуспевать в деле могут те, кто

понимает, что значит быть профессионалом в своем деле и в то же время не оставляет без внимания и требования социального и профессионального окружения (Bretz, Judge, 1994). Профессиональная идентичность при этом выступает в качестве внутренней схемы, в которой отражаются представления человека о том, каким он должен быть, что уметь делать и как вести себя в профессиональном сообществе для того, чтобы успешно самореализоваться в деятельности и быть востребованным в профессиональном сообществе.

Бизнес функционирует благодаря деятельности представителей различных профессий, которые обеспечивают функционирование организаций. При этом серьезной проблемой может быть наличие внутренних смысловых противоречий между требованиями конкретной деятельности и развитием трудовой морали. Например, профессия менеджера, которая в наибольшей степени представлена сегодня в бизнесе, относится к гуманитарному типу, поскольку предполагает взаимодействие с людьми. Менеджеры во многих компаниях выступают в роли посредника между бизнесменом и клиентом, разрешают конфликтные ситуации, продвигают товары и услуги на рынок и т.п. Такие профессии обычно требуют от человека коммуникативных качеств, ориентации в профессиональной деятельности на общекультурные гуманитарные ценности и т.п. В то же время менеджер может выступать в жестких ролях при проблемных ситуациях. Его гуманистические ценности и задачи деятельности, диктуемые необходимостью получать прибыль, могут вступать в противоречие.

Еще один момент. Как писал И.С. Кон, во всех индустриально развитых странах традиционная трудовая мораль стала в некоторых отношениях проблематичной, менее эффективной, чем раньше. Молодежь, имеющая более высокий уровень образования и материальной обеспеченности, стала предъявлять более высокие требования к интеллектуальному, творческому потенциалу своей трудовой деятельности. Но интересного, творческого труда на всех не хватает, и не все к нему способны. Отсюда - падение трудовой морали и снижение заинтересованности трудом (Кон, 1980). Аналогичные проблемы имеют место во многих современных отечественных компаниях, в которых растет текучесть кадров, снижается исполнительская дисциплина и т.п. Не случайно все более актуальными в бизнес-организациях ста-

новятся исследования и практические формы работы по формированию профессиональной и организационной идентичности, преданности и лояльности сотрудников к организации (Ван Дик, 2006; Шнейдер, 2003). Поиск смысла в труде, развитие ответственности за результаты своей деятельности, свою команду, организацию, это вполне конкретные, личные проблемы, которые зависят от того, удалось ли человеку найти себе дело по душе, выстроить иерархию ценностей и целей, найти свое призвание. Их контекст и решение, конечно, связаны с особенностями организационной культуры и управления, как внешних факторов формирования самосознания, но, подчеркнем, и с направлением той внутренней активности личности, которая составляет основу самоопределения.

Проблемы анализа самоопределения частично вызваны и противоречивым отношением к новым реальностям жизни в среде самих психологов. Так, одним из критериев конкурентоспособности человека и его успешности в поиске работы на современном рынке труда является адаптивная активность, готовность искать новое место работы, менять профессию и место жительства. В то же время среди психологов наблюдаются разногласия по отношению к проблеме смены профессии. По мнению одних, он является закономерным и предсказуемым процессом, другие же считают его следствием ошибки, неправильного выбора профессии, то есть отклонением от нормального профессионального развития. Эту ситуацию пытается разрешить Е.А. Климов, который пишет, что выражение «выбор профессии» маскирует два важных обстоятельства. Первое: каждый отдельный выбор является обязательно процессом, то есть некой цепочкой взаимосвязанных шагов. Другими словами, профессиональный выбор — это не единовременный акт, а процесс, состоящий из ряда актов и решений. Второе: на многолетнем трудовом жизненном пути неизбежны многие выборы, то есть выбор профессии не является однократным актом (Климов, 1996).

Вообше в концепциях, где самоопределение выступает как постоянно чередующиеся выборы, смена профессии - это продолжение поиска своего пути, один из этапов самоопределения. Проблема заключается в том, как человек осуществляет профессиональный выбор. Согласно Д. Сьюперу выбор профессии представляет со-

бой одну из фаз профессионального развития. В зависимости от времени и опыта меняются как объективные, так и субъективные условия профессионального развития, что обусловливает множественный профессиональный выбор. На разных этапах своего развития человек выбирает профессию различным образом. Например, человек, впервые выбирающий профессию, имеет значительно более широкое поле выбора, чем уже получивший профессиональное образование. Люди, имеющие семью и не имеющие ее, также обладают разным по объему полем выбора. Различно оно и у представителей разных социальных слоев. Постепенно у человека формируется профессиональная зрелость, уровень которой определяется тем, насколько человек, выбирающий профессию, учитывает конкретные особенности своей ситуации выбора (Super, 1971). Многие идеи автора были проверены в практике психологического консультирования. В частности, было показано, что по мере взросления индивида возрастает важность факторов реальности как детерминант профессионального выбора (Чернявская, 2001).

Таким образом, самоопределение личности в бизнесе, как и любой другой профессиональной среде, связано с личностно-значимой ориентацией по отношению к требованиям профессии и профессионального сообщества. В ходе этого процесса человек принимает решение о содержании своей деятельности, адекватном профессиональном уровне, подходящих статусно-ролевых позициях в своей организации и т.п. Это развернутый во времени процесс, в ходе которого происходит постоянное развитие профессионала. Мы не согласны с тем, что он осуществляется только в юношеском возрасте и связан с выбором профессии. Такая ситуация теоретически возможна, если человек смог сделать выбор «на всю жизнь», но практически почти не реальна.

Трудно выделить профессии, которые не меняются со временем. Наоборот, по отношению к большинству профессий, жизнь постоянно привносит какие-то нюансы в содержание деятельности (научные открытия, новые технологии и т.п.), методы управления, общественную значимость, востребованность и т.д. Вместе с социально-экономическим, культурным развитием общества также постоянно корректируются и требования к профессиональным сообществам, нормам взаимодействия и т.п. Все это приводит

Педагогика Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №6

181

к тому, что человеку приходится постоянно ориентироваться в социальной и профессиональной среде, быть готовым к саморазвитию. Поэтому социальное и профессиональное самоопределение является не только выбором профессии, позиции и т.п., а процессом принятия решений, который актуализируется по мере возникновения проблемных ситуаций и может продолжаться всю жизнь в зависимости от ресурсов и мотивации человека. Он сопровождается «муками творчества», кризисами, трудными психологическими состояниями, такими как профессиональное выгорание, эмоциональное истощение, стрессы и т.п.

В связи с этим одними из задач психологической помощи клиенту, испытывающему трудности в профессиональном самоопределении будут формирование у него профессиональной идентичности и готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать.

Таким образом, исследование самоопределения личности в бизнесе сопряжено с рядом проблем, которые позволяют выделить следующие предметные области исследования: а) соотношение социальных и профессиональных аспектов самоопределения; б) виды, механизмы и особенности социального самоопределение личности в бизнесе. Опираясь на эти идеи, нами проводится исследование процесса самоопределения личности в бизнесе на выборке, состоящей из бизнесменов - представителей менеджмента бизнес-организаций: участвующих в управлении собственников организаций, высшего менеджмента, руководителей отделов и проектов. Результаты этого исследования будут представлены в следующих статьях.

Библиографический список

1. Андреева Г. М. Психология социального познания. -М.: Изд-во Аспект Пресс, 2000.

2. Иванова ИЛ. Самоопределение личности в бизнесе. - М.; Ярославль: Аверс-Плюс, 2008.

3. Иванова НЛ., Михайлова ЕВ., ШтрооВА. Введение в психологию бшнеса.-М.: Изд-во ГУ-ВШЭ,2007.

4. Климов Е.А, Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону, 1996.

5. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. - Вильнюс, i 981.

6. Поварен ков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. -М.: Изд-во УРАО, 2002.

7. Пряжников Н.С, Теория и практика профессионального самоопределения. - М.: МГППИ, 1999.

8. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. - М., Академия, 2001.

9. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М., 1973.

10. Шадриков В Д. Проблемы системогенеза в профессиональной деятельности. - М.: Наука, 1982.

11. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность и память: опыт генетической реконструкции//Мир психологии.-2001.-№ I. - С. 64-78.

12. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. -М.: Владос, 2001.

13. Bretz R.D., Judge Т.A. Person-organization fit and the Theory of Work Adjustment: Implications for satisfaction, tenure, and career success // Journal of Vocational Behavior. - 1994. -№44. - P. 32-54.

14. Lloyd T.C., Mullen PB. Lake Erie fishermen: work, identity, and tradition. - Urbana: University of Illinois Press. 1990.

15. Super D., Bahn M.Y. Occupational Psychology. - London: Tavistock, 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.