ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 336.025, 330.341
ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕХНОЛОГИЯМ УПРАВЛЯЕМОГО ХАОСА В РАЗВИВАЮЩИХСЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ*
Андрей Станиславович Славянов,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики и организации производства,
Московский государственный
технический университет им. Н.Э. Баумана,
Москва, Российская Федерация
Предмет/тема. В статье рассматриваются проблемы противодействия технологиям управляемого хаоса, применяемым против российской экономики. Под хаосом понимается неопределенное и нестабильное состояние объекта, крайне чувствительное к начальным условиям.
Цели/задачи. Автором исследуется возможность применения теории хаоса при выработке рекомендаций по формированию мер противодействия экономическим санкциям.
Методология. В работе использовались методы исторических аналогий, метод анализа и синтеза, метод моделирования.
Результаты. Отмечено, что при определенных условиях в хаосе возникают структуры, называемые аттракторами, которые способствуют установлению нового порядка в системе. Рыночная экономика практически всех современных государств содержит элементы нестабильности, которые при определенных условиях могут спровоцировать разрушение системы или, наоборот, вывести ее на более высокий уровень развития. Задачей развивающейся экономики является противодействие хаосу, вносимому конкурирующими экономическими системами. Анализ показал, что наиболее опасным деструктивным воз-
* Работа подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект 15-06-08515 А).
действием на развивающуюся экономику обладают иностранные инвестиции, которые в состоянии дестабилизировать не только экономическую, но и социальную, а также политическую систему страны. Иностранные инвесторы оказывают существенное влияние не только на реальный сектор экономики, но и на финансовый, в том числе денежный рынок.
Для противодействия применяемым против нашей страны технологиям хаоса необходимо максимально снизить вероятность хаоса в финансовой системе и базовых отраслях промышленности. Для этого предлагается усилить роль государства в контроле за развитием экономики и поддерживать концентрацию производства в базовых отраслях промышленности и финансовой сфере. В научной сфере следует поддерживать приемлемый уровень хаоса среди научных коллективов и финансировать альтернативные и инициативные проекты на ранних стадиях их жизненного цикла.
Выводы/значимость. Предлагаемые меры могут повысить устойчивость отечественной экономики к применяемым технологиям управляемого хаоса и будут способствовать ее инновационному развитию.
Ключевые слова: неопределенность, хаос, аттракторы, технология управления хаосом, рынок, иностранные инвестиции, инновации
Развитие современных экономических систем происходит под воздействием множества различных внутренних и внешних факторов, которые могут в зависимости от условий тормозить или ускорять социально-экономические процессы. К таким факторам принято относить валютные курсы, процентную ставку, количество и качество рабочей силы, потребительский спрос и др. В самой системе также могут наблюдаться различные типы связей и отношений между ее элементами. Если имеется возможность определить все элементы системы и их взаимосвязи между собой (и с целями системы в виде формальных зависимостей), то такие системы принято называть детерминированными. Если же не представляется возможным достоверно определить состояние системы в определенный момент времени, то такие системы принято называть стохастическими, или вероятностными. Состояние такой системы можно охарактеризовать лишь с определенной долей вероятности [5]. Чем больше элементов в системе, тем больше связей и сложнее система, тем меньше вероятность достоверной оценки ее состояния. Поведение такой системы может показаться случайным, и для ее изучения используют специальный методологический аппарат, который называется теория хаоса.
Под хаосом понимается неопределенное и нестабильное состояние системы, крайне чувствительное к начальным условиям. Эта теория получила свое развитие после публикации Э. Лоренцом наблюдений за движением элементов сложной системы, которое показалось ему хаотическим [29]. Лоренц установил, что состояние сложной системы зависит от начальных условий, незначительное изменение которых вызывает существенное изменение траектории развития всей системы. В связи с тем, что начальные условия могут быть заданы только с определенной погрешностью, прогноз развития системы по заданным начальным условиям не будет представлять практической ценности, и такая система не является динамически устойчивой.
Можно заметить, что эта теория входит в некоторое противоречие с законом больших чисел, утверждающим, что совместное действие значительного количества независимых и случайных факторов приводит к результату, в пределе не зависящему от случая1. Однако в сложных экономи-
1 Под законом больших чисел будем понимать группу теорем, объясняющих причину устойчивости средних результатов большого количества наблюдений за случайными явлениями. Сюда входят теорема Бернули, неравенство Чебышева, теоремы Ляпунова, Пуассона и т.д.
-22 (307)
ческих системах можно наблюдать такие явления, как, например, мультипликатор расходов, который показывает, что результат воздействия на систему может в несколько раз превышать затраты на само воздействие.
Примером экономического хаоса можно считать модель рынка совершенной конкуренции А. Смита, где множество находящихся в равных условиях продавцов и покупателей совершают сделки. Следует заметить, что рынок не может даже незначительный отрезок времени находиться в равновесии, любое изменение начальных условий (доходы потребителей, новые технологии, налоги, тарифы и т.п.) нарушает сложившееся соотношение между ценой и количеством проданного товара [23, 24]. Чем больше проходит времени, тем больше вероятность того, что равновесие на рынке нарушится и система перейдет в другое, непредсказуемое, состояние [12]. Вместе с тем можно отметить, что модель рынка описывается известными уравнениями, которые отражают зависимости между спросом, предложением, доходом и т.д., т.е. система, по определению, является, с одной стороны, детерминированной и хаотичной - с другой. Подобные системы исследуются с помощью теории динамического или детерминированного хаоса [9].
Особенностью такой системы является то, что, в принципе, возможно с достаточной степенью вероятности спрогнозировать ее состояние, однако траектория эволюции системы является хаотичной [1]. Так, паутинообразная модель ценового регулирования рынка показывает, что нарушение сложившегося на рынке равновесия может привести к следующим явлениям:
- колебания цен и объемов товаров будут затухающими, и равновесие быстро восстановится в новой точке;
- параметры рынка будут колебаться вокруг новой точки равновесия;
- в системе начнутся возрастающие колебания цен и объемов товаров.
В связи с тем, что экономические системы имеют ограничения (по ресурсам, доходам населения, производительности и т. п.), последний вариант представляется маловероятным, система через определенное время вернется в окрестности точки равновесия, хотя и не исключается вероятность ее разрушения. Новая точка равновесия будет отличаться от прежней своими параметрами, а совокупность точек равновесия покажет траекторию эволюции системы.
В хаотических системах со временем наблюдаются так называемые притягивающие множества -аттракторы, к которым система стремится, делая свое развитие предсказуемым [15]. Таким образом, некоторые хаотические системы могут через определенное время перейти в упорядоченное состояние. И. Пригожин в своей работе «Порядок из хаоса» отмечал, что в сильно нелинейных системах может существовать не одно, а несколько стационарных состояний. В более сложных нелинейных системах появляются так называемые странные аттракторы, которым уже не соответствует периодическое движение. Так, человеческое общество представляет собой необычайно сложную систему, способную претерпевать огромное число бифуркаций, что подтверждается множеством культур, сложившихся на протяжение сравнительно короткого периода в истории человечества. Столь сложные системы обладают высокой чувствительностью по отношению к флуктуациям, которые могут изменять всю структуру систем [14], что позволяет сделать вывод о том, что управление хаосом является вполне реальной задачей.
Альтернативой хаосу в физическом смысле считается явление механического или волнового резонанса. В экономике явление резонанса наблюдается при согласовании направления усилий всех экономических агентов на решение определенной проблемы [10]. Эффект резонанса в экономике имел место в периоды индустриализации советской экономики, послевоенного восстановления народного хозяйства, реализации космической и атомной программ.
Управлять хаосом можно путем вмешательства государства в формирование аттракторов, которые в экономике встречаются не только в паутинообразной модели рынка - их можно наблюдать при анализе слияний и поглощений компаний в некоторых видах экономической деятельности. Также можно заметить стремление участников рынка к самоорганизации, которая проявляется в виде создания различных формальных и неформальных союзов и объединений. К таким объединениям относятся союзы потребителей, тресты, синдикаты и т.п. [2]. Эти организации являются своего рода аттракторами в экономике, притягивающими участников рынка к взаимодействию в определенных рамках (орбитах). Такие аттракторы появляются не везде, а только в определенных регионах или видах экономической деятельности. Если государство вовремя выявит эти аттракторы и будет способствовать их форми-
рованию, то развитие системы может существенно ускориться.
Отметим, что слияния и поглощения наиболее распространены в сфере энергетики, металлургии, железнодорожного транспорта, финансов, электросвязи. В период промышленной революции в XIX в. появились инновационные технологии производства металлов, разработанные английскими изобретателями Г. Бессемером, С. Томасом, П. Джилькристом и французом П. Мартеном, которые предусматривали объединение доменных и прокатных процессов, что привело к концентрации металлургического производства. Аналогичные объединения предприятий имели место в химической, судостроительной и электротехнической промышленности. Наиболее распространенными формами объединения предприятий в Германии были синдикаты и картели, позволявшие, с одной стороны, сохранить самостоятельность предприятий, с другой - осуществлять поддержку слабых, убыточных предприятий, входящих в технологический процесс [22].
Появившиеся монополии обеспечивали не только гигантские доходы их владельцам, но и способствовали распространению инновационных технологий на предприятиях, а концентрация капитала в финансовой деятельности позволяла многократно увеличивать возможности банков по кредитованию предприятий, повышала финансовую устойчивость и платежеспособность кредитных и страховых организаций [26]. В Германии правительство способствовало концентрации капитала в базовых отраслях промышленности и на транспорте. Особое внимание было уделено формированию железнодорожной сети, которая в середине XIX в. состояла из множества зачастую не связанных между собой железнодорожных путей и веток, принадлежащих различным собственникам. Понимая важность транспортной системы для развития экономики, немецкое правительство в послевоенный период провело политику национализации местных железных дорог с выплатой компенсаций их владельцам. Это позволило государству централизованно регулировать тарифы перевозок грузов для развивающихся базовых отраслей промышленности. В результате национализации за 10 лет протяженность железных дорог в Германии увеличилась с 19,6 тыс. км в 1870 г. до 33,8 тыс. км в 1880 г. [20]. Аналогичные, но не совпадающие по времени процессы шли в Великобритании, где мелкие железнодорожные компании были сперва
поглощены более крупными конкурентами, которые, в свою очередь, были национализированы после окончания Второй мировой войны.
Концентрация производства позволяет значительно снизить издержки и повысить производительность за счет эффекта масштаба [25]. В рамках объединения предприятий возникают единые стандарты, что значительно повышает качество продукции и услуг, дает возможность аккумулирования значительных ресурсов в целях дальнейшего финансирования перспективных социальных и инновационных проектов [27].
В.И. Ленин полагал, что превосходство монополий над конкурентами объясняется крупными размерами предприятий первых, использующих самые эффективные технологии. Монополии с самого своего основания прилагали все усилия к тому, чтобы в широких размерах повсюду заменять ручной труд машинным. Для этой цели монополисты скупают все патенты, имеющие отношение к базовой технологии, расходуя на их доведение гигантские суммы [7], а объединение предприятий позволяет решить проблему научно-технического развития. «Тресты держат у себя на службе так называемых developing engineers (инженеров для развития техники), задачей которых является изобретать новые приемы производства и испытывать технические улучшения. Стальной трест платит своим инженерам и рабочим высокие премии за изобретения, способные повысить технику или уменьшить издержки» [31].
Пример развития европейских стран показывает, что на инновационное развитие положительное влияние оказывает концентрация трансформационного (реального) сектора экономики, которая существенно ускоряет распространение новой техники и технологий. Так, на примере Франции, где приоритет получил транзакционный сектор, можно наблюдать ускоренный рост банковской системы и финансовых рынков на фоне потери темпов промышленного производства. При этом бурное развитие рынка ценных бумаг во Франции в XIX в. внесло существенную неопределенность в экономическую систему страны. Высокодоходные спекуляции на бурно развивающемся рынке ценных бумаг сделали невыгодными во Франции инвестиции в реальный сектор экономики. Во второй половине XIX в. капитал стал массово вывозиться за рубеж, в связи с чем финансовая система страны приобрела международный характер, в то время как ее промышленность находилась в зачаточном состоянии
(в промышленности Франции преобладали малые предприятия, в основном в легкой, парфюмерной и пищевой промышленности); в конце XIX в. 94% всех французских предприятий имели от одного до десяти рабочих [8].
Именно поэтому, несмотря на высокий уровень научных исследований и разработок, проводимых такими учеными, как Ампер, Пуассон, Гей-Люс-сак, Карно, Френель, Фуко и др., французская инновационная система развивалась в основном в финансовом секторе и была практически невосприимчива к изобретениям в технической сфере. Можно отметить следующее явление: чем выше доля транзакционного сектора в экономике, тем более явно наблюдается неопределенность и тем ближе система находится к хаотическому состоянию. При этом следует заметить, что трансформационный сектор экономики, базирующийся на поддержке государства, делает систему более устойчивой, предсказуемой и упорядоченной, что способствует ее инновационному развитию. Так, наиболее высокими темпами инновационного роста в XIX в. отличалась Германия, в экономике которой преобладали крупные предприятия и объединения, базировавшиеся на правительственном оборонном заказе. Было замечено, что военно-промышленный комплекс способен демпфировать кризисы перепроизводства [3], хотя еще в 1930-е гг. отечественными учеными было замечено, что некоторые страны, в частности Германия, Япония, Италия, «...усиленно развивая свою военную промышленность, не переживают еще состояния кризиса перепроизводства, хотя и приближаются к нему» [21].
Осознавая всю важность устойчивого развития экономики, советское правительство попыталось максимально упорядочить ее функционирование и снизить неопределенность, вызванную хаотичными рыночными отношениями. Практически между всеми элементами экономической системы были установлены жесткие планово-административные связи [13]. Были сформированы целые сети отраслевых научно-исследовательских организаций, которые пронизывали всю структуру экономики страны: центральный научно-исследовательский институт -региональный институт - проектный отраслевой институт - заводские лаборатории и опытные станции [28]. Результаты фундаментальных научных исследований оперативно анализировались на предмет их возможного использования в народном хозяйстве и затем передавались в прикладные институты для дальнейшей проработки [11]. С этого момента вся
цепочка прохождения проекта достаточно жестко прослеживалась партийным руководством, и на начальном этапе можно было наблюдать определенные положительные результаты, вызванные централизованным планированием и финансированием научной и производственной деятельности. Наибольшую активность российские ученые проявляли в период с 1920 по 1970 г. Именно в это время были сделаны важнейшие открытия и изобретения в области космонавтики, ядерной энергетики, электроники и авиастроения. Если в XIX в. доля России в важнейших мировых достижениях науки и техники не превышала 15%, то только в 1950-е гг. отечественными учеными были разработаны теория сверхтекучести и сверхпроводимости, сконструирован лазер, запущены космические спутники, построены атомные электростанции и корабли. Эти результаты во многом определили дальнейшее развитие науки и техники в мире [17]. Однако в дальнейшем, когда в детерминированную плановую модель экономики стали внедрять принципы хозрасчета, вносившие в упорядоченную систему элементы хаоса, эффективность функционирования социалистической системы экономики стала заметно снижаться.
Конкурирующие модели развития вели перманентную борьбу за сферы влияния в мире, в ходе которой имели место обоюдные попытки внесения элементов хаоса в социально-экономическую систему соперника. Так, СССР всячески поддерживал оппозиционные партии, профсоюзы и другие общественные формальные и неформальные организации и движения (например, Коминтерн, антивоенные, национально-освободительные, антиколониальные движения и т.п.), в то время как США и их союзники пытались вывести из равновесия социалистическую систему, внедряя в нее враждебные ей элементы рыночного механизма и плюрализма. После развала СССР в довольно короткий срок США удалось серьезно пошатнуть финансовую и политическую системы нашей страны, частично разрушить ее оборонный и экономический потенциалы.
С развалом мировой социалистической системы и ее основы - СССР Российская Федерация, как и другие находившиеся в состоянии хаоса республики, некоторое время не представляла опасности для продвижения нового мирового порядка. Окончательное решение проблемы установления нового мирового порядка виделось после спровоцированного международным капиталом финансово-экономического кризиса 1997-1998 гг., который должен был окончательно дестабилизировать Россию и развивающиеся
-22 (307)
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
страны Юго-Восточной Азии. Однако после дефолта российская экономика вышла на новый, более высокий, уровень развития. В хаосе 1990-х гг. сформировались упорядоченные структуры - экономические аттракторы, которые были особенно заметны в базовых отраслях промышленности, транспорте, энергетике. В этих процессах были усмотрены угрозы устанавливающемуся однополярному мироустройству, и против российской экономической системы была разработана и начала применяться так называемая технология управляемого хаоса.
Как уже было показано, при определенных условиях из хаоса могут возникнуть упорядоченные структуры, в результате чего система, выведенная из равновесия в одном состоянии, может найти равновесие на другом, более высоком, уровне. Технология управляемого хаоса предполагает управление процессами перехода из одного состояния равновесия в другое. Для того чтобы затормозить развитие системы, необходимо вывести ее из равновесия и затем перевести на более низкий уровень или, если это не представляется возможным, всячески препятствовать установлению равновесия на более высоком уровне. Для достижения этой цели предлагается использовать идеологию демократического плюрализма, уважения индивидуальных прав человека [30], подмену ценностей и общепринятой идеологии рыночными отношениями, внедрением рыночных механизмов во все сферы общества. Огромную роль в этом играют иностранные инвестиции.
Иностранные инвестиции классифицируются в платежном балансе как прямые, портфельные и прочие. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) предполагают контроль за предприятиями, ресурсами, рынками сбыта. Считается, что иностранные инвестиции приносят в развивающуюся экономику новые технологии, рабочие места и способствуют экономическому росту. Однако опыт развивающихся государств, снявших барьеры на пути движения международного капитала2, показывает, что иностранные инвесторы первым делом пытаются установить контроль за финансовой системой страны и разорить национальную промышленность, скупают за бесценок интересующие их активы и только потом строят свои предприятия [4, 18].
Иностранные инвесторы не только открывают свои филиалы в стране - получателе инвестиций, но и закрывают местные производства по своему усмотрению. Так, пришедшая в 1992 г. на российский
2 Имеются в виду страны Центральной и Восточной Европы в период 1990-2000 гг.
рынок французская компания Danone сперва поглотила отечественную «Юнимилк», а затем стала закрывать свои предприятия в России. Так же поступили General Motors, Macdonalds, Apple, Google, Adobe и другие иностранные корпорации3.
Кроме того, можно было наблюдать, как в результате проникновения иностранных инвестиций сначала разорились не выдержавшие конкуренции отечественные предприятия, а затем стали разорятся компании, связанные с филиалами иностранных корпораций контрактами на поставку материалов, комплектующих на смежных производствах. В результате высококвалифицированные специалисты, исследователи и управленцы остались невостребованными. Пострадали и отечественные инвесторы, вложившие средства в инфраструктуру (дилерскую сеть, сервисные центры, рекламу) зарубежных компаний [19]. Именно таким образом согласованные действия нескольких крупных иностранных инвесторов могут дестабилизировать развивающуюся экономику, внеся в нее элементы хаоса.
Еще больший хаос в экономику вносят спекуляции на рынке ценных бумаг. Портфельные иностранные инвестиции являются причиной нестабильности на весьма неустойчивом российском финансовом рынке. Такие инвестиции легко входят в экономику через рынок ценных бумаг и так же быстро могут уйти, оставив после себя проблемы в виде хаоса на финансовом рынке. Массовый отток иностранного спекулятивного капитала, спровоцированный портфельными инвесторами в 1998, 2008 и в 2014 гг., вызвал биржевую панику и способствовал, таким образом, развитию финансового кризиса, что привело к весьма тяжелым для российской экономики последствиям. Следует отметить, что прибыль от финансовых операций у спекулянтов формируется не от роста производства, повышения его эффективности, а из потерь менее удачливых и недостаточно опытных игроков. Если учесть, что в ценные бумаги вложены средства отечественных страховых компаний и банков, то под угрозой находится финансовая система государства.
Особый интерес вызывают так называемые прочие инвестиции. По методологии платежного
3 В 2014-2015 гг. в Смоленске, Тольятти и Новосибирске были закрыты предприятия компании Danone, автомобильный концерн General Motors в марте 2015 г свернул производство автомобилей марки Opel и Chevrolet. Сеть Macdonalds и некоторые иностранные IT-компании закрыли свои предприятия в Крыму, корпорации Apple, Google и Adobe частично свернули свои проекты в России и т.д.
-22 (307)
баланса, в эту категорию входят такие составляющие, как наличная валюта, депозиты, торговые кредиты и авансы, ссуды, займы, просроченные задолженности, прочие активы и обязательства. Определение довольно размытое, и здесь явно присутствуют криминальные переводы денежных средств за рубеж. Такие незаконные переводы в платежном балансе квалифицируются в «прочих инвестициях» как «сомнительные операции» и, несомненно, увеличивают уровень неопределенности (хаоса) в экономике.
Как показывает анализ влияния иностранных инвестиций на развивающуюся экономическую систему, иностранный капитал при отсутствии сопротивления и контроля со стороны органов власти достаточно быстро и эффективно может вмешиваться в управление экономикой [18].
Обратная задача состоит в создании такой ситуации, когда из турбулентности, возникшей в ходе развития, можно построить новую социально-экономическую систему более высокого уровня. Технология управления хаосом будет в этом случае ориентирована на упорядочение системы, заключающееся в поиске и стимулировании центров притяжения - экономических аттракторов и в ограничении деструктивного влияния внешних сил.
Отметим, что экономические аттракторы возникают не во всех видах деятельности. Наиболее часто предприятия группируются по технологическому принципу - для решения проблем на рынке ресурсов, в сфере финансов, сбыта продукции. Достаточно редко можно встретить объединения (аттракторы) в сфере бытовых, юридических, некоторых образовательных и других услуг, отличающихся относительно коротким технологическим циклом. Если и встречаются случаи организации предприятий в этой сфере, то их члены сохраняют большую долю самостоятельности, их отношения в таких объединениях носят ассоциативный характер. Здесь наблюдаются достаточно хаотичные процессы, и попытки создать в этих сферах упорядоченные структуры с жесткими связями не приведут к стабилизации системы. При этом можно наблюдать за процессами слияний и поглощений в металлургии, добыче и переработке полезных ископаемых, машиностроении, химической промышленности, транспорте, финансовой сфере и других видах экономической деятельности. В этих отраслях государство должно не только способствовать созданию объединений крупных предприятий, но и само участвовать в них в качестве инвестора, причем в системообразующих предприятиях и банках влияние государства должно быть решающим.
Как показывает опыт развития стран с переходной экономикой, наиболее разрушительные последствия несет финансовый хаос, поэтому государство должно уделять особое внимание финансовым рынкам [6, 23] и обязано контролировать его участников. На практике же контролирующие органы фиксируют нарушения на финансовых рынках уже после того, как незаконные сделки были совершены, и экономические агенты, в том числе и государство, понесли существенный ущерб. Упорядочению финансовой системы и снижению уровня хаоса будет способствовать внедрение в финансово-кредитные организации, осуществляющие сопровождение приоритетных инвестиционных проектов, государственных контролеров, в обязанности которых будет входить надзор за законностью и своевременностью осуществления трансакций. Такой институт уже действует в экономических системах индустриально развитых стран: банк, выдавая кредит предприятию, вводит в совет директоров своего представителя, который контролирует финансирование проектов. В развивающихся экономических системах государство, выдавая кредит банкам на финансирование инвестиционных проектов, также должно контролировать законность и эффективность использования ресурсов4.
Существенный вклад в нестабильность экономической системы вносят домохозяйства с высоким уровнем доходов5. По данным агентства Global Wealth Report, на долю самых богатых 1% россиян приходится 71% всех личных активов в России, в то время как в США этот показатель равен 37%, в Китае и Европе - 32%, в Японии - 17% [4]. Анализ показывает, что потребительский спрос домохо-зяйств с высоким уровнем дохода ориентирован не на внутренний, а на внешний рынок. Эти экономические агенты предпочитают инвестировать изъятый из национальной экономики капитал в объекты зарубежной недвижимости, ценные бумаги и другие финансовые инструменты [16]. В результате в оставшейся без инвестиций отечественной экономике усиливаются хаотические процессы, что приводит к деградации системы. Введение прогрессивной ставки налогообложения может
4 Существует немало примеров, когда средства, выделенные государством и предназначенные для финансирования инвестиционных проектов, попадают на рынок ценных бумаг или валютный рынок или вовсе переводятся на офшорные счета за рубежом.
5 Под высокими доходами понимаются такие, которые превышают средний по стране уровень доходов больше чем на порядок.
-22 (307)
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
выровнять доходы, поднять уровень инвестиций и стимулировать общий потребительский спрос на национальном рынке, что будет способствовать социально-экономическому развитию системы.
Вместе с тем жесткий порядок может нести в себе еще большие опасности для системы, чем хаос. Не исключено, что детерминированная система будет рассматривать проявления инициативы, новаторства как инакомыслие, форму проявления хаоса и блокировать их, как это уже было с исследованиями в области социологии, кибернетики и генетики в СССР. В этом случае система выбирает догоняющий тип развития с ориентиром на наиболее успешные проекты, реализованные у своих конкурентов. Такая стратегия уже закладывает в качестве нормы отставание страны от ведущих конкурентов и может привести в перспективе к разрушению системы, если не предпринимать соответствующих мер.
Для поддержания управляемой конкуренции в сфере научных исследований и разработок в настоящее время используется целая система методов финансирования различных инициативных проектов на различных уровнях жизненного цикла инновации. К ним относятся фонды содействия инициативным исследованиям, бизнес-инкубаторы, венчурные компании и фонды, гранты [28] и т.д. Поддержка государством управляемой нестабильности в научной деятельности, которая заключается в поощрении множества альтернативных инициативных исследовательских проектов на ранних стадиях жизненного цикла, способствует развитию конкуренции, в результате которой в будущем могут быть реализованы важные для отечественной экономики инновационные проекты.
В заключение следует отметить, что меры по противодействию технологиям управляемого хаоса должны быть организованы государством и направлены на повышение устойчивости системы в приоритетных видах экономической деятельности с одновременным стимулированием малого инновационного бизнеса и поддержания конкурентной среды в сфере услуг.
Список литературы
1. Анищенко В.С. Детерминированный хаос // Соросовский образовательный журнал. 1997. № 6. С. 70-76.
2. Брижань А.В., Фалько С.Г. О некоторых инновационных тенденциях в менеджменте предприятий // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2013. № 4. С. 184-187.
3. Викулов С.Ф., Хрусталёв Е.Ю. Методология оценки экономической эффективности мероприятий по повышению военной безопасности государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 2. С. 2-11.
4. Гуриев С., Цывинский О. Россия - лидер по неравенству распределения богатства. URL: http:// vedomosti.ru/opinion/articles/2012/11/06/pervaya_ sredi_neravnyh.
5. Ланкин В.Е. Децентрализация управления социально-экономическими системами (системный аспект): монография. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. 228 с.
6. Ларионов В.Г., Фалько С.Г., Виноградов Д.В. Контроллинг в банковской сфере: теоретический аспект // Контроллинг. 2012. № 4. С. 12-15.
7. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. Полн. собр. соч. (5-е изд.). Т. 27. М.: ИПЛ, 1965-1975. С. 299-426.
8. Леоненко П.М., Юхименко П. И. Экономическая история. М.: Знания-Пресс, 2004. 499 с.
9. Магницкий Н.А. Теория динамического хаоса. М.: ЛЕНАНД, 2011. 320 с.
10. Найман Э.Л. Как покупать дешево и продавать дорого. М.: Альпина Паблишер, 2011. 554 с.
11. Орлов А.И. Критерии выбора показателей эффективности научной деятельности // Контроллинг. 2013. № 3. С. 72-78.
12. Орлов А.И. Модель оптимизации моментов выпуска новых моделей продукции на рынок. URL: http://ej.kubagro.ru/2014/08/pdf/03.pdf.
13. Орлов А.И. Проблемы методологии государственной политики и управления в неформальной информационной экономике будущего. URL: http://rus. neicon.ru:8080/xmlui/handle/123456789/15746.
14. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. 432 с.
15. Прохоров А. Нелинейная динамика и теория хаоса в экономической науке: историческая ретроспектива // Квантиль. 2008. № 4. С. 79-91.
16. Славянов А.С. Проблемы стимулирования спроса и предложения в российской экономике в период циклического спада // Экономика и математические методы. 2012. Т. 48. № 1. С. 103-110.
17. Славянов А.С. Проблемы формирования институциональной среды инновационного сектора российской экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 41. С. 41-50.
18. Славянов А.С. Прямые иностранные инвестиции как фактор необратимых процессов в
экономических системах периода трансформации // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 25. С. 32-39.
19. Славянов А.С. Хрусталёв Е.Ю. Методы формирования национальной инвестиционной стратегии на основе GAP-анализа. URL: http://vestnik. guu.ru/wp-content/uploads/2014/03/2.doc.
20. Сотников Е.А. Железные дороги мира из XIX в XXI век. М.: Транспорт, 1993. 200 с.
21. Сталин И.В. Отчетный доклад на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП(б). Соч. Т. 14. М.: Писатель, 1997. С. 290-341.
22. Фалько С.Г. Власова К.А. Специфика применения контроллинга в управлении немецкими компаниями, оперирующими на российском рынке. URL: http://hmbul.bmstu.ru/articles/202/202.pdf.
23. Фалько С.Г., ИвановаН.Ю. Инновационный менеджмент на высокотехнологичном предприятии. URL: http://vestnik.sseu.ru/view_pdf.php?pdf=4025.
24. Фалько С.Г., Павлов Ю.Н., Боровик И.Г. Проблемы управления инновационной деятельностью в российских коммерческих банках // Российское предпринимательство. 2000. № 9. С. 74-78.
25. ФедоровБ.С., Фалько С.Г. Проектный подход к управлению инновационными процессами // Российское предпринимательство. 2003. № 7. С.41-45.
26. Хрусталёв Е.Ю. Омельченко А.Н., Хрусталёв О.Е. Моделирование прогрессивных механизмов развития банковского сектора России в условиях глобализации // Финансы и кредит. 2013. № 15.С. 2-11.
27. Хрусталёв Е.Ю. Хрусталёв О.Е. Методология оценки отраслевых темпов и стабильности инновационного развития наукоемких предприятий и организаций // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 10. С. 2-15.
28. Хрусталёв Е.Ю., Цыганов С.А., Рудцкая Е.Р. Грантовая методология стратегического инновационно ориентированного управления фундаментальными исследованиями // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 13. С. 2-12.
29. Lorenz E.N. Deterministic nonperiodic flow // Journal of the Atmospheric Sciences. 1963. Vol. 20. P. 130-141.
30. Mann S.R. Chaos Theory in Strategic Thought // Parameters. Autumn 1992. P. 54-68.
31. Tafel P. Die nordamerikanischen Trusts und ihre Wirkungen auf den Fortschritt der Technik. Stuttgart: Wittwer, 1913. P. 48-49.
National Interests: Priorities and Security Economic Security
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
ISSUES OF COUNTERACTING THE CONTROLLED CHAOS TECHNOLOGIES
IN EMERGING ECONOMIES
Andrei S. SLAVYANOV
Abstract
Importance The article overviews issues of counteracting the controlled chaos technologies that are applied against the Russian economy. The chaos shall mean the uncertain and unstable state of a target that is very susceptible to initial conditions. Objectives I study whether it is possible to apply the chaos theory in articulating guidelines for counteracting economic sanctions.
Methods The research is based on the methods of historical analogues, analysis and synthesis, modeling. Results In certain circumstances, chaos is noted to generate structures that are called attractors. The attractors establish a new order and alignment of a system. As the analysis shows, foreign investment has the most hazardous and destructive effect on the emerging economy. They are capable of destabilizing the social and political system of the nation, rather than the economic one only. Foreign investors influence not only the real sector but also the financial and monetary market. To resist the chaos technologies employed against the country, it is necessary to reduce the probability of chaos in the financial system and the fundamental manufacturing sectors as much as possible. In this respect, I suggest strengthening the role the State plays in controlling economic development and supporting the production concentration in the fundamental industrial sectors and finance. As for the scientific milieu, it is reasonable to maintain the tolerable level of chaos in research teams and finance alternative and promising projects at their earlier life cycle. Conclusions and Relevance The proposed activities and steps may contribute to higher resistance of the national economy to the applicable technologies of controlled chaos, thus ensuring its innovative development.
Keywords: uncertainty, chaos, attractors, chaos control theory, market, foreign investments, innovation
References
1. Anishchenko V.S. Determinirovannyi khaos [Deterministic chaos]. Sorosovskii obrazovatel'nyi
zhurnal = Soros Educational Journal, 1997, no. 6, pp.70-76.
2. Brizhan' A.V., Fal'ko S.G. O nekotorykh in-novatsionnykh tendentsiyakh v menedzhmente pred-priyatii [On some innovative trends in corporate governance]. Menedzhment i biznes-administrirovanie = Journal Management and Business Administration, 2013, no. 4, pp. 184-187.
3. Vikulov S.F., Khrustalev E.Yu. Metodologiya otsenki ekonomicheskoi effektivnosti meropriyatii po povysheniyu voennoi bezopasnosti gosudarstva [The methodology for evaluating economic efficiency of activities aimed at the State's military security improvement] . Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost'= National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 2, pp. 2-11.
4. Guriev S., Tsyvinskii O. Rossiya - lider po ner-avenstvu raspredeleniya bogatstva [Russia is the leader in terms of unequal wealth distribution]. Available at: http://vedomosti .ru/opinion/articles/2012/11/06/pervaya_ sredi_neravnyh. (In Russ.) (accessed 06.11.2012)
5. Lankin V.E. Detsentralizatsiya upravleniya sotsial'no-ekonomicheskimi sistemami (sistemnyi aspekt): monografiya [Decentralization of socio-economic systems management (systemic considerations): a monograph]. Taganrog, Taganrog Radioengineering Institute Publ., 2005, 228 p.
6. Larionov V.G., Fal'ko S.G., Vinogradov D.V. Kon-trolling v bankovskoi sfere: teoreticheskii aspekt [Controlling in the banking sector: a theoretical perspective]. Kontrolling = Controlling, 2012, no. 4, pp. 12-15.
7. Lenin V.I. Imperializm kak vysshaya stadiya kapitalizma. Poln. sobr. soch. (5-e izd.) [Imperialism, the Highest Stage of Capitalism. Complete Works, 5th edition]. Moscow, IPL Publ., 1965-1975, vol. 27, pp. 299-426.
8. Leonenko P.M., Yukhimenko P.I. Ekonom-icheskaya istoriya [Economic history]. Moscow, Znaniya-Press Publ., 2004, 499 p.
9. Magnitskii N.A. Teoriya dinamicheskogo khaosa [The theory of dynamic chaos]. Moscow, LENAND Publ., 2011, 320 p.
10. Naiman E.L. Kakpokupat'deshevo iprodavat' dorogo [How to Buy at Low Prices and Sell at High Prices]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2011, 554 p.
11. Orlov A.I. Kriterii vybora pokazatelei effek-tivnosti nauchnoi deyatel'nosti [Criteria for selecting research performance indicators]. Kontrolling = Controlling, 2013, no. 3, pp. 72-78.
12. Orlov A.I. Model'optimizatsii momentov vy-puska novykh modelei produktsii na rynok [Optimization model for moments of output of new models of products to the market]. Available at: http://ej .kubagro. ru/2014/08/pdf/03.pdf. (In Russ.)
13. Orlov A.I. Problemy metodologii gosudarstven-noi politiki i upravleniya v neformal'noi informatsion-noi ekonomike budushchego [Issues of the governmental policy methodology and management in informal IT-based economy ofthe future]. Available at: http://rus. neicon.ru:8080/xmlui/handle/123456789/15746. (In Russ.)
14. Prigozhin I., Stengers I. Poryadok iz khaosa. Novyi dialog cheloveka s prirodoi [Order out of Chaos. Man's new dialogue with nature]. Moscow, Progress Publ., 1986, 432 p.
15. Prokhorov A. Nelineinaya dinamika i teoriya khaosa v ekonomicheskoi nauke: istoricheskaya retro-spektiva [Nonlinear dynamics and chaos theory in economics: a historical retrospective]. Kvantil' = Quantile, 2008, no. 4, pp. 79-91.
16. Slavyanov A.S. Problemy stimulirovaniya sp-rosa i predlozheniya v rossiiskoi ekonomike v period tsiklicheskogo spada [The problems of demand stimulus and supply in the Russian economy in the period of cyclic recession]. Ekonomika i matematicheskie metody = Economics and Mathematical Methods, 2012, vol. 48, no. 1, pp. 103-110.
17. Slavyanov A.S. Problemy formirovaniya institutsional'noi sredy innovatsionnogo sektora ros-siiskoi ekonomiki [Problems of institutional environment formation of innovation sector of the Russian economy]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezo-pasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 41, pp. 41-50.
18. Slavyanov A.S. Pryamye inostrannye investitsii kak faktor neobratimykh protsessov v ekonomicheskikh sistemakh perioda transformatsii [Foreign direct investment as a factor generating irreversible processes in economic systems in transit]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2011, no. 25, pp. 32-39.
19. Slavyanov A.S., Khrustalev E.Yu. Metody formirovaniya natsional'noi investitsionnoi strategii
na osnove GAP-analiza [Methods for formulating a national investment strategy based on GAP-analysis]. Available at: http://vestnik.guu.ru/wp-content/up-loads/2014/03/2.doc. (In Russ.)
20. Sotnikov E.A. Zheleznye dorogi mira: izXIXv XXI vek [Railways of the world: from the nineteenth to the twenty-first century]. Moscow, Transport Publ., 1993,200 p.
21. Stalin I.V. Otchetnyi doklad na XVIII s"ezde partii o rabote TsK VKP(b). Sochineniya. T. 14 [The report at the 18th Congress of the All-Union Communist Party (Bolsheviks). Works, Vol. 14]. Moscow, Pisatel' Publ., 1997, pp. 290-341.
22. Fal'ko S.G., Vlasova K.A. Spetsifika primeneni-ya kontrollinga v upravlenii nemetskimi kompaniyami, operiruyushchimi na rossiiskom rynke [The specificity of controlling in management of German companies operating in the Russian market]. Available at: http:// hmbul.bmstu.ru/articles/202/202.pdf. (In Russ.)
23. Fal'ko S.G., Ivanova N.Yu. Innovatsionnyi menedzhment na vysokotekhnologichnom predpriya-tii [Innovation management in the high-tech enterprise]. Available at: http://vestnik.sseu.ru/view_pdf. php?pdf=4025. (In Russ.)
24. Fal'ko S.G., Pavlov Yu.N., Borovik I.G. Problemy upravleniya innovatsionnoi deyatel'nost'yu v rossiiskikh kommercheskikh bankakh [Problems of managing innovative activities in the Russian commercial banks]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2000, no. 9, pp. 74-78.
25. Fedorov B.S., Fal'ko S.G. Proektnyi podkhod k upravleniyu innovatsionnymi protsessami [The project approach to managing innovation processes]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2003, no. 7, pp. 41-45.
26. Khrustalev E.Yu., Omel'chenko A.N., Khrustalev O.E. Modelirovanie progressivnykh mekhanizmov razvitiya bankovskogo sektora Rossii v usloviyakh globalizatsii [Modeling progressive mechanisms for developing Russia's banking sector in the context of globalization]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2013, no. 15, pp. 2-11.
27. Khrustalev E.Yu., Khrustalev O.E. Metod-ologiya otsenki otraslevykh tempov i stabil'nosti innovatsionnogo razvitiya naukoemkikh predpriyatii i organizatsii [The methodology for evaluating the sectoral growth and sustainability of innovative development of high-tech enterprises and organizations]. Ekonomicheskii analiz: teoriya ipraktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2014, no. 10, pp. 2-15.
28. Khrustalev E.Yu., Tsyganov S.A., Rudtskaya E.R. Grantovaya metodologiya strategicheskogo innovat-sionno orientirovannogo upravleniya fondamental'nymi issledovaniyami [The grant-based methodology for strategic and innovation-oriented management of basic researches]. Ekonomicheskii analiz: teoriya ipraktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2013, no. 13, pp. 2-12.
29. Lorenz E.N. Deterministic Nonperiodic Flow. Journal of the Atmospheric Sciences, 1963, vol. 20, pp.130-141.
30. Mann S.R. Chaos Theory in Strategic Thought. Parameters, Autumn, 1992, pp. 54-68.
31. Tafel P. Die nordamerikanischen Trusts und ihre Wirkungen auf den Fortschritt der Technik. Stuttgart, Wittwer, 1913, pp. 48-49.
Andrei S. SLAVYANOV
Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russian Federation [email protected]
Acknowledgments
The research was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project No. 15-06-08515 A.