УГОЛОВНОЕ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
Б01 10.24412/с1-37234-2024-1-122-128
ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ
А.Т. Арутюнян, Л.Х. Азатян
Российско-Армянский (Славянский) университет Институт права и политики (ИПП) [email protected], уИШ@таИги
АННОТАЦИЯ
В данной статье детально рассмотрена проблема развития наркоторговли и вообще наркоситуации в различных странах, а также действующие механизмы противодействия и возникающие в процессе превенции проблемные вопросы.
Ключевые слова: наркотики, психотропные вещества, незаконный оборот, производственная конопля.
Введение
Незаконный оборот наркотиков, а также психотропных веществ стал серьезной задачей в различных государствах мира и является актуальной проблемой для изучения. Правоохранительные органы и правоприменители часто сталкиваются с проблемами выявления преступного деяния, идентификацией лиц, причастных к данному виду деяния и иных проблем, связанных с противодействием, которые связаны с нарастающим темпом развития технологий, которые открывают новый путь для наркоторговцев.
При разработке данной статьи использовались методы анализа, индукции, а также сравнительно-правовой метод.
Целью данной статьи является выявления проблем, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Задачами данной статьи является изучение различных правовых актов, регулирующих область производства и оборота наркотиков, а также рассмотрение способов совершения преступления в области незаконного оборота наркотиков и возникающих впоследствии проблем при противодействии.
Незаконный оборот наркотиков, как и зависимость от этих веществ, явля-
ются глобальной проблемой, которая присутствовала довольно давно и продолжает существовать по сей день. Статистические данные, которые представляются в ежегодных докладах, подготовленных Управлением ООН по наркотикам и преступности, указывают на непоколебимые мировые тенденции роста наркозависимости, вместе с этим, и на необходимость расширения методов борьбы с ней, поскольку действующие методы противодействия неэффективны. В соответствии с представленной статистикой, за последнее десятилетие число потребления наркотиков во всем мире возросло до 284 млн. человек, что на данный момент на 30% больше, чем было зарегистрировано в 2010 году [10].
Потребление наркотических и психотропных веществ не только приводит к наркозависимости, но и оказывает сильное негативное влияние на здоровье, становится препятствием для нормального функционирования организма и, в частности, влияет на нервную систему, что, в свою очередь приводит к состоянию неизлечимости, а в большинстве случаях и к суициду.
Неэффективность действующих механизмов противодействия незаконному обороту наркотиков стало глобальной проблемой, с которой соприкасаются все страны мира - от наиболее экономически развитых до стран, находящихся на самом низком уровне экономического развития.
В целях координации мировой политики по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ были приняты три основные конвенции:
• Единая конвенция о наркотических средствах (1961г.) [4].
• Конвенция о психотропных веществах (1971г.) [5].
• Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических
средств и психотропных веществ (1988г.) [6]
Вместе с этим, учитывая тот факт, что преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ носят международный характер, ответственность за их совершение регулируется как нормами международного, так внутригосударственного права. Установление соответствия норм уголовного законодательства положениям международных конвенций по противодействию незаконному распространению наркотиков является необходимой предпосылкой не только для усовершенствования уголовного законодательства, но и для разработки эффективных механизмов противодействия их незаконному обороту.
Как же можно охарактеризовать разрастающиеся тенденции наркоситуации в мире?
Во-первых, это - постоянный рост количества в общем объеме потребления сильнодействующих наркотиков, в частности, таких как, героин, кокаин и т.д. и синтетических наркотиков, таких как амфетамины, экстази и т.д., которые легки в употреблении и доступны широким массам.
Во-вторых, быстрые географические масштабы распространения, а именно: некогда транзитные страны, которые служили лишь для безопасной перевозки, стали в настоящее время активными регионами их реализации.
В-третьих, постоянные очаги вооруженных конфликтов, фактически во всех регионах мира, создают неконтролируемые зоны не только для реализации, но и для потребления наркотических средств. Этот факт обусловлен тем, что военным часто для поднятия так сказать «боевого духа», «небоязни врага» и переоценки своих возможностей предлагают наркотические средства. Особенно это касается наемников, привлекаемых для проведения военных операций.
В-четвертых, увеличение количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в общем коэффициенте преступности.
Проведенный нами анализ показывает, что в 2020-2022гг. каждое пятое из зарегистрированных преступлений связано с продажей или хранением наркотиков. Вместе с этим, большинство корыстных преступлений также совершаются под воздействием наркотических средств, в том числе с целью приобретения очередной «дозы». Аналогичные тенденции наблюдаются как в России, так и во всем мире. Исключением не является и Армения, где также наблюдается рост преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств в рамках нарастающего Карабахского конфликта.
Что касается России, то ее географическое расположение между Западной Европой, экспортирующей синтетические наркотики, и Средней Азией, хозяйкой героина и каннабиса, неконтролируемые объемы сбыта, склонность населения, особенно эмигрирующих из Ближнего Востока, к употреблению наркотических средств - все это делает проблему противодействия более серьезной и, в некоторых случаях, выходящей из-под контроля.
Следует также отметить, что в настоящее время к основным детерминантам преступности, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, можно отнести увеличение объемов оборота наркотиков на мировых рынках, что, в свою очередь, обусловило снижение цен на наркотические средства, и фактически стало более доступным для разномассового потребления.
Законодательство РФ предусматривает различные меры по противодействию незаконному обороту наркотических средств и их аналогов, прекурсоров,
растений, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Основной целью этих мер является обеспечение безопасности общества и избежание последствий, которые могут негативным образом повлиять как на социум, так и на государство в целом. С помощью этих норм Российская Федерация ведет свою стратегию в антинаркотической государственной политике.
Большую роль в противодействии незаконному обороту наркотических средств занимает Международной комитет по контролю над наркотиками, в деятельность которого входит анализ докладов, которые представляются правительствами; оценка эффективности применения государствами норм действующих международных конвенций; наложение санкций на государства, не выполняющие требования международных конвенций, в результате чего может быть причинен вред другому государству, а также организуются подготовительные программы для руководителей учреждений по контролю над наркотиками.
Согласно статье 41 ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [7], противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел, Федеральный орган исполнительной власти по таможенным делам, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба внешней разведки, Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также другие Федеральные органы исполнительной власти, в пределах предоставленных им Правительством Российской Федерации полномочий [11].
Организация противодействия незаконному обороту наркотических средств является одним из основных направлений деятельности МВД РФ, в частности, подразделений по контролю за оборотом наркотиков; мероприятия осуществляются посредством выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, предусмотренных УК РФ. Основными направлениями деятельности по противодействию являются:
• перекрытие каналов контрабанды наркотиков;
• обнаружение мест незаконного изготовления, переработки, хранения
наркотических средств;
• изобличение организаторов наркопритонов;
• осуществление контроля деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотиков и т.д.
Несмотря на то, что правоохранительные органы активно осуществляют возложенные на них функции по противодействию незаконному обороту наркотических средств, используя при этом всевозможные направления деятельности, однако на сегодняшний день актуальной и фактически трудноразрешимой проблемой является наркооборот через онлайн-платформы. В России, как и во всем мире, распространенным способом наркоторговли является платформа «Телеграмм». Приобретение осуществляется разными способами:
• покупатель может выйти на связь с продавцом, и их переписка и данные останутся скрытными - таков механизм работы данного мессенджера;
• покупатель связывается с чат-ботом, то есть с программой, которая выполняет функцию продавца по заданному сценарию, а уж потом покупатель отмечает место, количество товара, который в последующем доставляется операторами данного бота к месту назначения.
Еще одной неконтролируемой платформой наркоторговли являются операции, осуществляемые с использованием криптовалют, которые не имеют материальной или электронной формы и которые позволяют, сохраняя анонимность пользователя, выполнять незаконные финансовые операции. Эта система не дает определить адрес пользователя и его данные. Так образом, очень часто наркобизнес осуществляется посредством использования тех самых криптовалют, вследствии чего правоохранительные органы оказываются перед следующими проблемами:
• во-первых, выявление преступника;
• во-вторых, изъятие имущества (денег), так как денег фактически нет [1] [12]. Помимо вышеперечисленного, считаем необходимым обратить внимание
на последние изменения, внесенные в закон РА «О наркотических и психотропных веществах» [8], согласно которым в Республике Армения легализовано производство, импорт, экспорт и оптовая продажа производственной конопли. Следует отметить, что вышеуказанная деятельность является лицензируемым видом деятельности. Лицензия содержит в себе ряд условий, за соблюдением которых осуществляется государственный инспекционный контроль. Но именно на этом этапе перед государством может возникнуть ряд проблем, в частности:
• согласно ст. 3 закона РА «О наркотических и психотропных веществах», [8] наркотические средства - это любые вещества природного или синтетического происхождения, препараты и растения, которые, в соответствии с законодательством РА и международными договорами, в частности,
Единой конвенцией о наркотических средствах 1961г., включены в перечень наркотических средств, подлежащих контролю в Республике Армения. Согласно постановлению правительства РА Ш129-Н от 21 августа 2003г. [9], производственная конопля считается ограниченным в обороте наркотическим веществом. При этом, единственным способом определения производственного значения конопли является лабораторный метод определения процентного содержания тетрагидроканнабинол (ТНС), который должен быть меньше или равен 0.3 процентам, в противном случае конопля производственной считаться не будет. • производственная конопля сама по себе является специфическим растением, которая может цвести 4 раза в году, в зависимости от климатических условий, что, в свою очередь, в определенной степени может влиять на концентрацию тетрагидроканнабинола (ТНС) в растениях. Таким образом, из производственной конопли она естественным образом становится запрещенным к обороту наркотическим средством.
Считаем, что легализация в Республике Армения производства производственной конопли может привести к таким негативными последствиям, как, например, культивации под грифом производственной конопли определенного количества простого каннабиса, и внедрения его в незаконный оборот, что потребует дополнительных усилий государственного контроля, а также разработки новых механизмов и средств выявления правонарушений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ковалев А.А. К вопросу о расследовании и раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ через сеть Интернет: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/k-voprosu-o-rass1edovanii-i-raskrytii-prestup1eniy-svyazannyh-s-nezakonnym-oboшtom-narkoticheskih-sredstv-i-psihotшpnyh-veschestv
2. Фролова Н.А. Наркобезопасность в современных условиях нового вида войны: проблемные аспекты / Н.А. Фролова // «Актуальные проблемы государства и права», 2021: https://cyber1eшnka.m/artic1e/n/narkobezopasnost-v-sovremennyh-ш1oviyah-novo-go-vida-voyny-prob1emnye-aspekty
3. Беляев И.Ю. Проблема систем контроля за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // «Вопросы безопасности», 2022: https://cyber1enin-ka.ru/artic1e/n/prob1ema-sistem-kontro1ya-za-nezakonnym-oborotom-narkoticheskih-sredstv-i-psihotropnyh-veschestv
4. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года.
5. Конвенция о психотропных веществах (заключена в г. Вене 21.02.1971г.).
6. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988г.).
7. Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (10 декабря 1997 года).
8. Закон РА «О наркотических средствах и психотропных веществах» (от 27 июня 2022г.).
9. Решение Правительства РА № 1129-Н от 21 августа 2003г. «Об утверждении перечня подлежащих контролю в РА наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»
10. Всемирный доклад о наркотиках ООН https://www.unodc.org/doc/wdr2016/WDR_-2016_ExSum_russian.pdf
11. Косарев М.Н., Обухова Т.В. О правовых основах противодействия незаконному обороту наркотиков в России: https://cyberlenmka.ru/article/n/o-pravovyh-osnovah-protivo-deystviya-nezakonnomu-oborotu-narkotikov-v-rossii
12. Проблемы противодействия преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаемым посредством сети Интернет: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-protivodeystviya-prestupleniyam-v-sfere-nezakonnogo-oborota-narkotikov-sovershae-mym-posredstvom-seti-internet/viewer
13. Курченко В. Противодействие незаконному обороту наркотических средств. СПб., 2003. С. 499.
14. Лапатников, М.В. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков: учебное пособие для среднего профессионального образования / М. В. Лапатников, Т.А. Николаева, И.А. Казнина. М.: Изд-во «Юрайт», 2022. 174с. (Профессиональное образование). ISBN 978-5-534-12174-2. [Текст]: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/495435 (дата обращения: 26.07.2023).
PROBLEMS OF COMBATING DRUG TRAFFICKING
A. Harutyunyan, L. Azatyan
Russian-Armenian (Slavonic) University Institute of Law and Politics (ILP)
ABSTRACT
In this article, we examined in detail the problem of the development of the drug situation in various countries, the existing countermeasures and the problematic issues that arise in the process of prevention. Keywords: drugs, psychotropic substances, illegal circulation, industrial hemp.