Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
210
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ЗАПРЕЩЕННАЯ К РАСПРОСТРАНЕНИЮ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРИЗЫВЫ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВОЗБУЖДЕНИЕ НЕНАВИСТИ ЛИБО ВРАЖДЫ / УНИЖЕНИЕ ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александров Андрей Григорьевич, Разиньков Александр Сергеевич

Рассматриваются некоторые организационные аспекты и проблемы, возникающие при проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление фактов осуществления экстремистской деятельности, и последующем использовании их результатов.Some organizational aspects and problems arising in carrying out operational-search measures aimed at identifying the facts of extremist activity and subsequent use of their results are considered.Some organizational aspects and problems arising in carrying out operational-search measures aimed at identifying the facts of extremist activity and subsequent use of their results are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александров Андрей Григорьевич, Разиньков Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

Александров Андрей Григорьевич Разиньков Александр Сергеевич

Проблемы противодействия экстремизму в сети Интернет

Рассматриваются некоторые организационные аспекты и проблемы, возникающие при проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление фактов осуществления экстремистской деятельности, и последующем использовании их результатов.

Ключевые слова: Интернет, экстремизм, терроризм, оперативно-розыскные мероприятия, информация, запрещенная к распространению на территории Российской Федерации, призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждение ненависти либо вражды, унижение достоинства человека.

Problems of countering extremism on the Internet

Some organizational aspects and problems arising in carrying out operational-search measures aimed at identifying the facts of extremist activity and subsequent use of their results are considered.

Keywords: Internet, extremism, terrorism, information prohibited for distribution on the territory of the Russian Federation, calls for extremist activities, incitement to hatred or enmity, humiliation of human dignity, operational search activities.

Министр внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцев при подведении итогов работы за 2020 г. на расширенном заседании коллегии МВД России отметил, что «серьезную угрозу национальной безопасности создает экстремизм. В прошлом году сотрудниками органов внутренних дел выявлено 500 преступлений экстремистской направленности» [1]. Глава ведомства подчеркнул, что в данном направлении проводится комплексная работа. Например, подготовлен План межведомственных мероприятий по профилактике радикального поведения молодежи. Указанный документ предполагает совместную деятельность правоохранительных органов и иных заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций, представителей конфессий и этнических групп по выявлению молодых людей, склонных к радикальному проведению, формированию навыков противодействия влиянию представителей запрещенных на территории Российской Федерации террористических и экстремистских организаций, недопущению распространения противоправного контента в сети Интернет, оправдывающего насильственные, жестокие, аморальные действия.

Так, в 2020 г. по инициативе МВД России Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) заблокировала более 100 тыс. экстремистских интернет-ресурсов, свыше 7,5 тыс. материалов экстре-

мистской направленности были удалены [1].

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремизму в Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям: проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц [2].

Одним из способов противодействия правонарушениям и преступлениям экстремистской направленности является мониторинг информационного пространства сети Интернет, в ходе которого устанавливаются интернет-ресурсы, содержащие экстремистские материалы, с целью последующего ограничения к ним доступа.

По словам главы Роскомнадзора А. Липова, начиная с 2012 г., после законодательного закрепления возможности блокирования запрещенного контента в сети Интернет, удалено уже более 1,5 млн материалов с противоправной информацией. С 2019 г. Роскомнадзор активно занимается развитием информационной системы мониторинга сети Интернет, совер-

18

шенствованием методики выявления сайтов, содержащих противоправный контент, и системы мер реагирования на такие факты. Это обусловлено тем, что выявленная в автоматическом режиме информация не всегда является противоправной, зачастую она требует проверки и установления дополнительных сведений [3].

В целом в России уже сформирована эффективная система взаимодействия между федеральными и муниципальными органами власти по реагированию на размещаемый в сети Интернет противоправный контент. В зависимости от выявляемой информации центры по противодействию экстремизму МВД России сотрудничают с прокуратурой, Следственным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Ро-скомнадзором, Министерством юстиции Российской Федерации.

Так, например, мерой правового реагирования правоохранительных органов на факт выявления интернет-ресурсов, которые содержат материалы с призывами и описанием способов совершения самоубийств, является направление такой информации в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Если информационные материалы находятся на сайте, который зарегистрирован за пределами Российской Федерации, и установить лицо, их разместившее, не представляется возможным, то они в соответствии со ст. 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» направляются в районную прокуратуру для признания их запрещенными к распространению и включения в Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространяемую с нарушением авторских и (или) смежных прав.

Более сложной является ситуация, связанная с выявлением в сети Интернет экстремистских материалов, включенных в Федеральный список экстремистских материалов, составляемый Министерством юстиции Российской Федерации на основе судебных решений, которые принимаются после проведения специалистами дополнительных исследований подозрительной информации, а также оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), направленных на установление лица, ее разместившего.

На наш взгляд, сегодня проблема проведения ОРМ в рамках административного правонарушения требует значительного внимания со стороны законодателя.

Исходя из положений Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД), если при проведении ОРМ установлено, что состав преступления отсутствует, то они должны быть немедленно прекращены. В то же время С.В. Баженов утверждает, что результаты ОРМ, проведенных законно, могут быть использованы в качестве доказательств по делу об административном правонарушении [4].

Основания для проведения ОРМ, закрепленные в Законе об ОРД, неоднократно рассматривались Конституционным Судом РФ. Так, в определении Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона ''Об оперативно-розыскной деятельности'' по жалобе гражданки И.Г. Черновой» указано, что согласно п.п. 1 п. 2 ч. 1 ст. 7 Закон об ОРД одним из оснований для проведения ОРМ являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. По мнению заявительницы, данное положение позволяет проводить ОРМ по административным и иным правонарушениям, не являющимся уголовно наказуемыми деяниями, «по какому угодно поводу и в отношении какого угодно гражданина». Однако суд в своем решении указал на то, что в Законе об ОРД четко определены цели, задачи, основания и условия проведения ОРМ (ст. 1, 2, 8 (ч. 2) и 10) (в том числе связанные с ограничением конституционных прав граждан), исходя из которых под противоправным деянием следует понимать исключительно уголовно наказуемое деяние, т. е. преступление. Соответственно, если в ходе проведения ОРМ обнаруживается, что совершено не преступление, а правонарушение, то согласно ст. 2 и ч. 4 ст. 10 Закона об ОРД дело оперативного учета подлежит прекращению [5].

Выводы Конституционного Суда РФ являются обоснованными, однако усложнение общественных отношений порождает новые формы передачи информации, в том числе противоправной, которые не позволяют достоверно и

19

точно ее классифицировать, а также средств общения, не требующих обмена данными о личности общающихся (используются псевдонимы, ники, логины). Именно поэтому оперативные сотрудники при осуществлении ОРМ, выявляя в сети Интернет информационные материалы с косвенными признаками преступлений экстремистской направленности, фиксируют их в оперативно-служебных документах, после чего они направляются в ЭКЦ ГУ МВД России для проведения дополнительного исследования. т. к. только эксперт может оценить представленную информацию и сделать соответствующее заключение.

В то же время на практике часто возникают ситуации, когда заключение эксперта не позволяет сделать вывод о наличии в представленных материалах состава преступления, но при этом в них усматриваются признаки административного правонарушения. Очевидно, что в этом случае оперативный сотрудник должен возбудить административное производство и привлечь виновное лицо к административной ответственности. Для этого необходимо проверить ряд обстоятельств: виновность лица; наличие правонарушения; размер и характер ущерба; установить личность правонарушителя, смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Как известно, сегодня вопрос об установлении личности преступников, совершающих преступления в сети Интернет, стоит особенно остро. Большинство авторов, занимающихся проблемами теории и практики оперативно-розыскной деятельности, утверждают, что установить личность преступника в сети Интернет, который использует средства и методы сокрытия данных о себе (никнейм, УРЫ-анонимиза-ция и т. д.), можно только путем проведения активных оперативно-розыскных и технических мероприятий [6].

В связи с этим, несмотря на имеющуюся информацию о совершенном административном правонарушении, оперативный сотрудник вынужден проводить ОРМ с целью установления личности подозреваемого, тем самым нарушив

запреты на проведение ОРМ, о которых упоминалось выше.

Полагаем, что решение указанных нами проблем невозможно без законодательного закрепления допустимости проведения ОРМ в отношении лиц, причастных к экстремистской деятельности, при совершении ими правонарушений, т. е. по основаниям, указанным в п. 1 ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД и диспозиции ч. 1 ст. 282 УК РФ, разграничивающей правонарушение и преступление, наступающее в том случае, если лицом после его привлечения к административной ответственности по ст. 20.3.1 КоАП РФ в течение одного года совершены повторные действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет.

Очевидно, что при таких условиях можно проводить комплекс ОРМ, не ограничивающих конституционные права граждан: опрос, наведение справок, оперативное внедрение, сбор образцов для сравнительного анализа, исследование предметов и документов в целях установления личности лица и умысла в его действиях, наличие которого позволит верно квалифицировать совершенное деяние. Следовательно, установление наличия в действиях лица состава административного правонарушения или преступления будет определяться с учетом совокупности фактов. А значит, более точное и глубокое исследование деятельности лиц, связанных с экстремизмом, своевременное и полное документирование (изъятие, фиксация) фактов экстремистской деятельности в сети Интернет посредством проведения ОРМ позволят в значительной степени повысить эффективность осуществляемых мер противодействия экстремистской деятельности.

1. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации Владимира Колокольцева на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации // Официальный сайт МВД России. URL: https://мвд.рф/news/item/23305248/ (дата обращения: 10.03.2021).

1. Speech by the Minister of Internal Affairs of the Russian Federation, General of the Police of the Russian Federation Vladimir Kolokoltsev at an expanded meeting of the board of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation //Official Website of the Ministry of Internal Affairs of Russia. URL: https://Med.pty/newsAtem/23305248/ (date of access: 10.03.2021).

20

2. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_37867/ (дата обращения: 09.03.2021).

3. Роскомнадзор: Экстремистские материалы лидируют среди запрещенных в Сети // Официальный сайт EurAsiaDaily. URL: https:// eadaily.com/ru/news/2020/08/10/roskomnadzor-ekstremistskie-materialy-lidiruyut-sredi-zapreshchennyh-v-seti (дата обращения: 05.03.2021).

4. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Общая часть. Омск, 2020. URL: https://ordrf.ru/uchebnik/page98.html (дата обращения: 04.03.2021).

5. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И. Г. Черновой: определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-О. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19780/d5d1f49254b 6661f05fa126c89e809018ed3af81/ (дата обращения: 01.03.2021).

6. Осипенко А.Л. Оперативно-розыскная деятельность в информационном обществе: адаптация к условиям цифровой реальности// Научный вестник Омской академии МВД России. 2019. № 4(75).

2. On countering extremist activity: fed. law d.d. July 25, 2002 № 114-FL. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ (date of access: 09.03.2021).

3. Roskomnadzor: Extremist materials are the leader among those banned on the Web // The official website of the EurAsiaDaily. URL: https://eadaily. com/ru/news/2020/08/10/ roskomnadzor-ekstremistskie-materialy-lidiruyut-sredi-zapreshchennyh-v-seti (date of access: 05.03.2021).

4. Operational-search activities of internal affairs bodies. Common part. Omsk, 2020. URL: https://ordrf.ru/uchebnik/page98.html (date of access: 04.03.2021).

5. In the case of verification of the constitutionality of certain provisions of the fed. law «On Operational-Search Activities» on the complaint of citizen I.G. Chernova: decision of the Constitutional Court of the Russian Federation d.d. July 14, 1998 № 86-O. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LA W_19780/ d5d1f49254b6661f05fa126c89e809018ed3af81/ (date of access: 01.03.2021).

6. Osipenko A.L. Operational-search activity in the information society: adaptation to the conditions of digital reality // Scientific bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. № 4(75).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Александров Андрей Григорьевич, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел Краснодарского университета МВД России; e-mail: ali_a023@mail.ru;

Разиньков Александр Сергеевич, начальник отделения информационного противоборства экстремистской деятельности и противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, ЦПЭ ГУ МВД России по Краснодарскому краю; e-mail: arazinkov5@mvd.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

A.G. Alexandrov, Candidate of Law, Senior Lecturer of the Chair of Operational and Investigative Activity in the Internal Affairs bodies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: ali_a023@mail.ru;

A.S. Razinkov, Head of the Department of Information Counteraction to extremist activities and counteraction to crimes committed with the use of information and Telecommunications Technologies of the CPE of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the Krasnodar region; e-mail: arazinkov5@mvd.ru

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.