БИЗНЕС В ЗАКОНЕ
1’2008
8. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
8.1. ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Махмудов И. Т.
Таджикский государственный национальный университет
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
В нынешних условиях, когда наше общество вступило в качественно новые отношения своего развития и идет по пути создания правового демократического государства, на правоохранительные органы возлагаются новые ответственные задачи в области усиления борьбы с организованной преступностью и коррупцией, укрепления законности и правопорядка, обеспечения безопасности республики. В этой связи, особую актуальность приобретают вопросы обеспечения законности в сфере борьбы с преступностью, где больше всего затрагиваются права и законные интересы граждан.
Получающая все большее развитие, демократизация сфер жизни народа и расширение гласности в деятельности государственных органов требовали иного подхода к проблемам защиты прав и свобод личности. Признание приоритета интересов личности над интересами государства, выдвинуло на передний план всемерное укрепление правозащитной функции правоохранительных органов, среди которых особое значение имеет деятельность органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в деле предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия тяжких, особо тяжких и организованных форм преступлений. По справедливому мнению Шматова М. А.1, человечество пока еще не выработало (и вряд ли когда-нибудь выработает) более адекватные и эффективные методы борьбы с преступностью, чем ОРД... Оперативно-розыскная деятельность, с одной стороны, является действенным средством борьбы с преступностью. Благодаря ей в мире раскрывается более 85% преступлений2. С другой стороны, эта деятельность, как показывают мировой опыт, наше прошлое и настоящее, таит в себе угрозу правам и свободам человека3. Поэтому в демократическом обществе, где человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность
1 См:Шматов М. А. Теория оперативно-розыскной деятельности в системе уголовно-правовых наук. Волгоград, 2001. С. 79.
2 Маркушин А. Г Оперативно-розыскная деятельность-необходимость и законность. 2-е изд., перераб. и доп. Нижний Новгород, 1997. С. 22.
3 Смирнов М. П. Оперативно-розыскная деятельность полиции зарубежных стран. - М.: Центр юридической литературы «Щит», 2001. С. 240.
определяются, как наивысшая социальная ценность, обязательно должны быть созданы надежные гарантии их защиты. В связи с этим возникает проблема создания надежных правовых гарантий от злоупотребления при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и необоснованного ограничения конституционных прав граждан. Поэтому в демократическом обществе, где человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность определяются, как наивысшая социальная ценность, обязательно должны быть созданы надежные гарантии их защиты. В связи с этим возникает проблема создания надежных правовых гарантий от злоупотребления при осуществлении оперативнорозыскной деятельности и необоснованного ограничения конституционных прав граждан.
Одним из действенных механизмов по обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности является прокурорский надзор. Согласно ст. 5 Конституционного Закона Республики Таджикистан «Об органах прокуратуры Республики Таджикистан» от 25 июля 2005 за № 107 одним из основных направлений прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности как самостоятельное направление прокурорского надзора призван обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства при осуществлении оперативно-розыскными органами и их должностными лицами оперативнорозыскной деятельности путем выявления и своевременного устранения любых нарушений закона и привлечения к ответственности виновных.
Однако еще существует немало проблем, препятствующих прокурорскому надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности стать более действенным и результативным.
Анализ действующего законодательства Республики Таджикистан, взгляды ученых и практиков в сфере прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью позволяют внести ряд предложений по дальнейшему совершенствованию и повышению эффективности правового регулирования прокурорского надзора в этой сфере.
Конституционный Закон Республики Таджикистан «Об органах прокуратуры РТ» регулирует вопросы как надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, так и надзор за законностью дознания и предварительного следствия, в одной главе (глава 4).
Такой подход таджикского законодателя мог бы быть использован в качестве аргумента в пользу позиции тех ученых, которые полагают, что надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и надзор за законностью дознания и предварительного следствия составляют единую отрасль прокурорского надзора.
Так ли это на самом деле? В юридической литературе выработаны критерии определения прокурорского
Махмудов И. Т.
ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
надзора в оперативно-розыскной деятельности как самостоятельной отрасли прокурорского надзора4. Ученые полагают, что для признания того или иного направления прокурорского надзора в качестве самостоятельной отрасли необходимо наличие следующих признаков: предмет надзора; задачи надзора; полномочия прокурора; объект надзора и других критериев.
Так, по мнению В.Н. Рохлина5, наряду с вышеуказанными критериями отрасль прокурорского надзора характеризуется наличием определенных организационных структур, управленческих структур, которые проводят и осуществляют руководство, контроль и методическое обеспечение при осуществлении тех задач, которые должна решать конкретная отрасль надзора. Прокурорскому надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности по законодательству Республики Таджикистан свойственны все вышеперечисленные основные признаки самостоятельности.
Мы, поддерживая мнения В. Н. Рохлина, в то же время считаем, что наличие структур является не обязательным, а факультативным признаком для признания самостоятельности отрасли.
А. Ф. Козусев6 справедливо отмечает, что выделение прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности привело бы к созданию специального управления, отделов, групп и т.д. (как это имеет место в других отраслях прокурорского надзора), а следовательно, способствовало бы повышению качества организационного руководства, планирования, проведению обобщений и распространению передового опыта, подготовке кадров для этой отрасли надзора, повышению их квалификации, улучшению взаимодействия уполномоченных прокуроров с прокурорами, осуществляющими надзор в иных случаях.
В структуре Генеральной Прокуратуры Республики Таджикистан отсутствуют какие-либо специальные организационные структуры, занимающиеся исключительно проблемами прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, что негативно сказывается на совершенствовании прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что прокурорский надзор за исполнением законов в оперативнорозыскной деятельности является самостоятельной отраслью прокурорского надзора. Поэтому чтобы обеспечить действительную самостоятельность дан-
ной отрасли надзора, предлагаем внести соответствующие изменения в действующее законодательство Республики Таджикистан «Об органах прокуратуры РТ», выделить в отдельную главу «Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативнорозыскной деятельности», где в отдельных статьях указать предмет надзора и полномочия прокурора. Также считаем целесообразным создание специальной организационной структуры (управления или отдела) за счет сокращения работников других структурных подразделений, занимающихся исключительно проблемами прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности.
Требуется совершенствования ведомственное регулирование прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. Несмотря на то, что еще с 1992 г., было законодательном урегулировано осуществление прокурорского надзора в оперативно-розыскной деятельности, и по настоящее время отсутствуют нормативные акты Генерального Прокурора РТ по вопросам организации надзора за исполнением законов в этом важном, молодом направлении прокурорского надзора, что сказывается отрицательно на эффективности этого направления надзорной деятельности.
Давно назрела необходимость в издании специального Приказа Генерального Прокурора РТ «Об организации и осуществлении надзора за исполнением Закона РТ «Об оперативно-розыскной деятельности»». Принятие подобного нормативного акта способствовало бы усилению прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, совершенствованию целенаправленной организации надзора с учетом уровня соблюдения требований законов в этой деятельности, а не «по остаточному принципу» - как справедливо считает А. Ф. Козусев7, то есть при условии, если остается время от выполнения задач, решаемых в других отраслях надзора - преимущественно при надзоре за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия.
Реализация вышеуказанных предложений привела бы в будущем к действительному усилению и совершенствованию прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности как важного механизма по соблюдению прав и свобод человека и гражданина в Республике Таджикистан.
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
4 См.: Козусев А. Ф. Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. М., 2001. С. 109; Осипкин В. Н. Понятие прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, его сущность и место в структуре прокурорско-надзорного права // Труды Санкт-Петербургского юридического института Генеральной Прокуратуры РФ. 1999. № 1. С. 23; Литвинова И. В. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: дисс. ... к.ю.н. СПб, 2001. С. 116; Бойков А., Скворцов К., Рябцев В. Пределы развития правового статуса Российской прокуратуры в условиях переходного периода // Уголовное право. 1999. № 2. С. 20.
5 См.: Рохлин В. Н. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Санкт-Петербург, 2003. С. 79.
6 См.: Козусев А. Ф. Указ. раб. С. 115-116.
7 См.: Козусев А. Ф. Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. М., 2001. С. 115.