Научная статья на тему 'Проблемы производства следственного осмотра'

Проблемы производства следственного осмотра Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3950
814
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННЫЙ ОСМОТР / СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ / ОСМОТР ЖИЛИЩА / ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ / ПРОЖИВАЮЩИЕ В ЖИЛИЩЕ ЛИЦА / ОБНАРУЖЕНИЕ И ИЗЪЯТИЕ СЛЕДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / INVESTIGATIVE SURVEY / INVESTIGATIVE ACTION / DWELLING SURVEY / CRIME SCENE SURVEY / PERSONS LIVING IN THE DWELLING / DETECTION AND WITHDRAWAL OF TRACES OF CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харзинова Виолета Мухамединовна

Статья посвящена актуальным проблемам производства следственного осмотра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of production of investigative survey

The article is devoted to the actual problems of production of investigative survey.

Текст научной работы на тему «Проблемы производства следственного осмотра»

Харзинова Виолета Мухамединовна

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры общеправовых дисциплин

Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиала) Краснодарского университета МВД России

(тел.: 88662751903)___________________________________________________________________

Проблемы производства следственного осмотра

Статья посвящена актуальным проблемам производства следственного осмотра.

Ключевые слова: следственный осмотр, следственное действие, осмотр жилища, осмотр места происшествия, проживающие в жилище лица, обнаружение и изъятие следов преступления.

V.M. Kharzinova, Master of Law, Assistant Professor, Head of a Chair of General Law Diciplines of North-Caucasion Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: 88662751903.

Problems of production of investigative survey

The article is devoted to the actual problems of production of investigative survey.

Key words: investigative survey, investigative action, dwelling survey, crime scene survey, persons living in the dwelling, detection and withdrawal of traces of crime.

Следственный осмотр - непосредственное действие следователя (дознавателя), направленное на обнаружение и изъятие следов преступления, вещественных доказательств, а также выяснение других обстоятельств совершения преступления.

В соответствии со ст. 176 УПК РФ целями следственного осмотра являются: а) обнаружение следов преступления; б) выяснение обстановки происшествия; в) выяснение других обстоятельств, имеющих значение для дела.

Исходя из тех целей, которые ставятся законодательством перед производством данного следственного действия, можно определить в обобщенном виде задачи следственного осмотра - собирание и исследование доказательств. Кроме того, это такое следственное действие, которое может указать характер события и количество участников, местонахождение преступника, похищенного имущества и других объектов, имеющих доказательственное значение. При проведении осмотра преследуется цель установления обстоятельств, которые способствовали совершению преступления. Во многих случаях осмотр является средством получения таких фактических данных, которые не могут быть добыты иным путем.

Следственный осмотр проводится в соответствии с положениями, предписанными Уголовно-процессуальным законодательством.

Все виды следственного осмотра производятся в соответствии со ст. 170 без участия понятых. Эти изменения в Уголовно-процессуальный кодекс были внесены Федераль-

ным законом от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской

Федерации». Вместе с тем, следует отметить, что уголовно-процессуальное законодательство не полностью отказывается от участия понятых - при производстве осмотра понятые принимают участие по усмотрению следователя, дознавателя. Если по решению следователя понятые в производстве следственного осмотра не участвуют, то применение технических средств фиксации хода и результатов следственного действия является обязательным. Если в ходе следственного осмотра применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.

Производство осмотра без участия понятых упрощает работу следователя и дознавателя, так как нет необходимости в привлечении понятых в производство следственного действия. Однако участие понятых в производстве следственного осмотра обеспечивает достоверность результатов следственного осмотра и признание протокола следственного осмотра достоверным доказательством. Понятые, в свою очередь, являются гарантом объективности производства следственных действий, поэтому никакие технические средства не могут заменить их в процессе производства следственных действий, в том числе следственного осмотра. Понятые - это живые свидетели, которые при необходимости могут быть допрошены для подтверждения достоверности

48

производства следственного осмотра. Замена понятых применением технических средств фиксации не является равнозначной заменой, поскольку техническое средство является «немым свидетелем», а понятой - это реальный свидетель, который может подтвердить объективность производства следственного осмотра при необходимости его подтверждения.

Другими словами, понятые - это очевидцы производства следственных действий, которые в любое время смогут подтвердить фактические обстоятельства производства следственного действия, а также содержание, ход и результаты следственного действия.

Часть 5 ст. 177 УПК РФ также отмечает, что осмотр жилища производится с согласия проживающих в нем лиц. При наличии согласия проживающих в жилище лиц производство осмотра осуществляется следователем (дознавателем) на основании постановления о производстве осмотра жилища. Постановление о производстве осмотра жилища является гарантом обеспечения следователем прав лиц, проживающих в этом жилище, и одновременно является гарантом соблюдения следователем норм закона.

Что следует понимать под термином «проживающие в жилище лица»? И у всех ли проживающих лиц следует в соответствии с законом испрашивать разрешение?

Под термином «проживающие в жилище лица» понимаются постоянно или временно проживающие в жилище собственники, наниматели помещения по договору социального найма или по договору аренды, граждане, а также проживающие совместно с ними совершеннолетние члены их семей (супруг, дети, родители и др.), не являющиеся членами их семей другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, опекуны, попечители и иные лица, вселенные в помещение в установленном законом порядке. Разрешение на производство осмотра жилища согласно ч. 5 ст. 177 УПК РФ следует спрашивать у всех совершеннолетних лиц, проживающих в этом жилище. Если хотя бы один из проживающих в данном жилище лиц против осмотра жилища, то осмотр производится на основании постановления судьи. Согласие на производство осмотра жилища должно быть получено в добровольном порядке. При его получении не допускается нарушение конституционных прав человека и гражданина, унижение чести и достоинства человека, совершение действий, посягающих на неприкосновенность личности, принуждение, обман, угроза, шантаж.

Факт дачи согласия на производство осмотра жилища должен иметь письменную форму. Данное положение не выделяется отдельно в уго-

ловно-процессуальном законодательстве, однако оно исходит их общих положений и принципов УПК РФ. Производство осмотра жилища на основании устного согласия влечет за собой признание результатов осмотра недопустимым доказательством.

В процессуальной литературе дается противоречивое толкование по поводу наличия или отсутствия согласия на проведение осмотра жилища. Так, И.Б. Калиновский отмечает: «если хотя бы одно полностью дееспособное проживающее лицо по своему согласию впустило в жилище следователя для осмотра, то он считается проведенным с согласия проживающих лиц, при условии, что до осмотра не поступило возражений от остальных проживающих лиц. Однако если даже при согласии большинства проживающих лиц надо принудительно проникать в жилище из-за возражений одного лица, то осмотр считается производимым без согласия» [1, с. 458]. Такое двусмысленное толкование закона не имело бы места, если бы в уголовно-процессуальном законодательстве указывалась форма получения согласия лиц, проживающих в жилище.

Некоторыми учеными-процессуалистами в протоколе осмотра рекомендуется следующая форма фиксации факта дачи добровольного согласия всех проживающих лиц в жилище на производство в нем осмотра: заверять подписями лиц, проживающих в жилище, и удостоверять подписью лица, производящего осмотр, а также подписями понятых [4, с. 306].

На наш взгляд, более правильным является, фиксирование факта дачи согласия на производство осмотра жилища. Так, Б.И. Сазонова отмечает, что следует «составлять в присутствии понятых протокол об отказе дать согласие на проведение осмотра» [3, с. 422]. Более того, считаем, что следует составлять в присутствии понятых протокол не только об отказе в даче согласия на проведение осмотра, но и о даче согласия на проведение осмотра. И только в этом случае процессуально правильным будет оформлен факт дачи согласия на проведение осмотра жилища. Поэтому полагаем необходимым составление протокола о даче согласия (или отказе в даче согласия) на проведение осмотра.

В случае отсутствия согласия проживающих в жилище лиц следователь выносит постановление о возбуждении ходатайства перед судом о разрешении производства осмотра жилища, получает согласие у руководителя следственного органа и направляет ходатайство в суд. Суд не позднее 24 часов с момента поступления ходатайства должен вынести постановление о разрешении производства осмотра жи -лища либо об отказе.

49

Необходимо отметить, что согласно ч. 5 ст. 177 УПК РФ следователь возбуждает ходатайство перед судом только в одном случае: если проживающие в жилище лица возражают против осмотра. Возникает сразу вопрос: как быть, если проживающие в жилище лица отсутствуют? На этот вопрос законодатель прямо не дает ответа. Ответ можно найти только в виде комментария, где отмечается, что и в этом случае следователь (дознаватель) получает в установленном порядке решение суда на производство осмотра [2].

В связи с вышеизложенным полагаем, что абз. 1 ч. 5 ст. 177 УПК РФ следует изложить в следующей редакции: «Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании постановления суда».

В данной редакции предлагается вместо слова «решение» употребить слово «постановление», так как термин «решение» охватывает вынесение таких процессуальных документов, как постановление и определение. При рассмотрении такого рода ходатайств судья всегда выносит постановление. Поэтому процессуальный документ, по которому производится данное следственное действие, следует назвать не решением, а постановлением. Кроме того, производство осмотра жилища по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, проводится дознавателем, поэтому предлагается отметить, что данное полномочие имеет не только следователь, но и дознаватель.

В исключительных случаях, когда имеются безотлагательные обстоятельства, осмотр жилища может быть произведен на основании постановления следователя (дознавателя) без получения судебного решения. Вместе с тем, в УПК РФ не указано, что относится к безотлагательным обстоятельствам. Однако в литературе отмечаются различные ситуации, которые относятся к случаям, не терпящим отлагательства. Так, А.П. Рыжаков к таким случаям относит следующие ситуации:

1) внезапно появились фактические основания проведения осмотра жилища;

2) принимаются меры к уничтожению или сокрытию предметов (документов, ценностей), имеющих отношение к уголовному делу (заявлению или сообщению о преступлении);

3) налицо иные обстоятельства, позволяющие полагать, что отказ от незамедлительного осмотра жилища может привести к потере сведений, имеющих значение для уголовного дела (заявления или сообщения о преступлении) [2].

В постановлении следователя (дознавателя) о производстве осмотра жилища, помимо основания производства осмотра жилища, должно быть указано обоснование необходимости его незамедлительного производства.

Постановление о производстве осмотра жи -лища должно быть предъявлено лицу (лицам), жилище которого осматривается. Однако это не означает, что осмотр допускается только в присутствии проживающих в нем лиц. Осмотр жилища производится согласно ч. 5 ст. 177 УПК РФ и в отсутствие проживающих лиц, но на основании постановления судьи. Уголовнопроцессуальный закон не содержит прямого указания на производство осмотра жилища только в присутствии проживающих в нем лиц или хотя бы одного из проживающих в нем совершеннолетних лиц. Это означает, что производство осмотра жилища возможно осуществлять в отсутствие проживающих в нем лиц только при условии обеспечения всех мер по их участию в осмотре жилища.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

1) производство осмотра производится с участием понятых в тех случаях, когда, по мнению следователя, дознавателя, есть необходимость в дополнительном подтверждении фактических обстоятельств производства следственного осмотра;

2) осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании постановления суда.

1. Калиновский К. Б. Глава 24. Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент // Комментарий к Уголовнопроцессуальному кодексу Российской Федерации /под ред. А.В. Смирнова. СПб., 2003.

2. Рыжаков А. П. Требования к порядку производства следственных действий - осмотра. Комментарий к ст. 177 УПК РФ // СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 28.03.2013).

3. Сазонов Б. И. Глава 24. Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В.И. Радченко. М., 2003.

1. Kalinowski K.B. Chapter 24. Survey. Examination. Investigative experiment // Comment to the Code of criminal procedure of the Russian Federation/ed. byA.V. Smirnov. SPb., 2003.

2. Ryzhakov A.P. Requirements for order in-

quiries about production - survey. Comment to article 177 of Code of criminal procedure of RF HLS «СonsultantPus». (reference date:

28.03.2013).

3. Sazonov B.I. Chapter 24. Survey. Examination. Investigative experiment // Comment to the Code of criminal procedure of the Russian Federation / ed. by V.I. Radchenko M., 2003.

50

4. Торбин Ю.Г. Глава 24. Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. / под общ. ред. А.Я. Сухарева. М., 2002.

4. Torbin Yu. G. Chapter 24. Survey. Examination. Investigative experiment // Comment to the Code of criminal procedure of the Russian Federation in the Federal law of May 29, 2002 / ed. by A.Ya. Suharev. M., 2002.

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.