Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ К НАКАЗАНИЯМ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА, ИМЕЮЩИМИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ К НАКАЗАНИЯМ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА, ИМЕЮЩИМИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
285
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / SOCIALLY SIGNIFICANT DISEASES / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ К НАКАЗАНИЯМ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА / ОТСРОЧКА ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / SENTENCED WHO IS NOT REQUIRED FOR REMOVAL FROM SOCIETY / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / PROBATION OFFICES / PAROLE / DEFERRED SENTENCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дворянсков И.В.

В статье рассмотрены теоретические и практические проблемы профилактики противоправного поведения осужденных к наказаниям без изоляции от общества, имеющих социально значимые заболевания. Выявляются пробелы в регулировании ответственности этой категории лиц, формулируются предложения по внесению дополнений в уголовный закон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of preventive work with sentenced, who is not required for removal from society, having socially significant diseases

The article deals with theoretical and practical issues of preventive work with sentenced, who is not required for removal from society, having socially significant diseases. Gaps in regulation of certain categories of persons responsibility are identified, proposals to amend criminal law are formed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ К НАКАЗАНИЯМ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА, ИМЕЮЩИМИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ»

И. В. ДВОРЯНСКОВ главный научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России,

I. V. DVORYANSKOV доктоР юридических наук, д°цент

Проблемы профилактической работы

с осужденными к наказаниям без изоляции от общества, имеющими социально значимые заболевания

Issues of preventive work with sentenced, who is not required for removal from society, having socially significant diseases

#

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические и практические проблемы профилактики противоправного поведения осужденных к наказаниям без изоляции от общества, имеющих социально значимые заболевания. Выявляются пробелы в регулировании ответственности этой категории лиц, формулируются предложения по внесению дополнений в уголовный закон.

Ключевые слова: социально-значимые заболевания, осужденные к наказаниям без изоляции от общества, уголовно-исполнительные инспекции, освобождение от отбывания наказания, отсрочка от отбывания наказания.

Abstract. The article deals with theoretical and practical issues of preventive work with sentenced, who is not required for removal from society, having socially significant diseases. Gaps in regulation of certain categories of persons responsibility are identified, proposals to amend criminal law are formed.

Keywords: socially significant diseases, sentenced who is not required for removal from society, probation offices, parole, deferred sentences.

#

Входе исполнения наказаний и иных уголовно-правовых мер без изоляции осужденных от общества одним из важнейших условий эффективной деятельности уголовно-исполнительных инспекций выступает профилактика противоправного поведения. Являясь формами реагирования на криминальную деятельность, профилактика, предотвращение и пресечение соотносятся с определенной стадией ее развития. Так, предотвращение означает своевременное обнаружение планирования и подготовки преступления. Пресечение выражается в противодействии уже начатому преступлению и предполагает принятие, прежде всего, оперативных, в том числе и силовых мер. Профилактика же представляет собой наиболее сложную стадию, объектом которой выступа-

ет не только криминальная деятельность сама по себе, но и ее детерминанты. Применительно к осужденным к наказаниям без изоляции от общества профилактическая работа осложняется рядом факторов, в частности, нахождением подконтрольного лица на свободе, как правило, в той же социальной среде и под влиянием на него тех же факторов, которые вполне возможно обусловили совершение им преступления, отсутствием технической и правовой возможности постоянного контроля его поведения, ограниченностью императивных средств воздействия на него. Еще более сложная ситуация возникает в ходе уголовно-исполнительной деятельности в отношении осужденных, страдающих так называемыми социально значимыми заболеваниями. Следует отметить, что показатели заболева-

емости рассматриваемой группы лиц, равно как и состав болезней, которыми они страдают, представляются крайне специфическими, что обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. Нередко образ жизни осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, далек от идеального, а в большинстве случаев отягощен патологическими влечениями, преступными интересами, известной неформальной преступной идеологией. Такой modus vivendi1 нередко приводит к возникновению тяжелых заболеваний, различных по своей этиологии и локализации, однако, зачастую сочетающихся и представляющих высокую эпидемическую опасность.

Используемый нами термин «социально-значимые заболевания» (СЗЗ) обозначает довольно разнообразные болезни (группы болезней). Необходимо констатировать, что довольно широко распространенное понятие «СЗЗ» не имея развернутого, законодательно закрепленного определения, находит отражение в ряде нормативных правовых актов Российской Федерации. Так, в ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об охране здоровья граждан») говорится, что «гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наб-людение в соответствующих медицинских организациях», а в ч. 2 данной статьи установлено, что перечень СЗЗ и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В ч. 2 ст. 43 ФЗ «Об охране здоровья граждан» называются основные причины законодательного закрепления рассматриваемого термина и актуальность профилактики таких заболеваний:

- высокий уровень смертности вследствие СЗЗ;

- высокий уровень первичной инвалидности вследствие СЗЗ;

- снижение продолжительности жизни заболевших.

Думается, что это ключевые признаки, характеризующие высокую общественную опасность таких заболеваний и лиц, являющихся

1 Образ жизни, условия существования

их носителями, в особенности тех из них, которые характеризуются асоциальным либо антисоциальным поведением, ведут образ жизни, отклоняющийся от общепринятых социальных стандартов, в том числе - правовых предписаний.

В качестве дополнительных признаков СЗЗ, значимых для исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, можно выделить:

- их распространенность среди лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденных от общества;

- высокую эпидемическую опасность;

- влияние на поведение субъекта, в отношении которого исполняется наказание без изоляции осужденного от общества (мотивация поведения);

- возможность использования СЗЗ в качестве средства (орудия) совершения противоправной деятельности в процессе исполнения наказания;

- необходимость обеспечения безопасности лиц, исполняющих наказания без изоляции от общества, в отношении осужденных, имеющих СЗЗ;

- необходимость обеспечения безопасности осужденных, имеющих СЗЗ.

Таким образом, фактическая социальная ситуация, в том числе и среди лиц, осужденных к различным видам наказаний, не связанных с изоляцией от общества, обусловила решение Правительства Российской Федерации о создании перечня СЗЗ и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» [1]. Перечень представлен в таблице.

Зачастую СЗЗ сочетаются друг с другом. Как показывает наше исследование, основными вариантами подобных сочетаний являются:

- развитие СЗЗ на фоне уже имеющегося без прямой (соматической) причинно-следственной связи (ВИЧ и психические расстройства);

- вариант осложнения СЗЗ, достигающего объема другого самостоятельного СЗЗ (инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, и психические/поведенческие расстройства (нейросифилис);

- прямая причинно-следственная связь между двумя и более СЗЗ, то есть наступление

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 22

одного (или более) СЗЗ вследствие соматических процессов, вызванных другим СЗЗ (ВИЧ и туберкулез) [2].

Важнейшим проблемным вопросом в деятельности уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), связанным с СЗЗ, является отсутствие законодательного определения наркомании и алкоголизма как самостоятельных СЗЗ в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715, что, с нашей точки зрения, значительно снижает эффективность профилактики данных заболеваний, особенно в контексте исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.

Следует констатировать, что в настоящее время имеет место точка зрения специалистов в области медицины и, в частности, психиатрии о том, что в широком смысле наркомания и алкоголизм являются разновидностью психических расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, в связи с чем их включение в перечень СЗЗ не является оправданным. Такая позиция подкрепляется фактическим отсутствием в Международной классификации болезней соответствующих диагнозов «алкоголизм» и «наркомания».

Между тем «алкоголизм», «наркомания» и «психические расстройства» давно уже стали самостоятельными видами болезней, а, следовательно, участвуют в разнородных группах общественных отношений, о чем явственно свидетельствуют нормы уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, административного и иных отраслей права. По крайней мере, в уголовно-правовой обиход прочно вошли сочетания «заболевание наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом» (ст. 72.1 УК РФ «Назначение наказания лицу, признанному больным наркоманией», ч. 5 ст. 73 УК РФ - о возложении судом обязанности пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания при условном осуждении, ст. 82.1 УК РФ «Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией»).

Такую точку зрения подтверждают и эмпирические данные, полученные в результате опроса практических работников, занятых в процессе исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Так, 56,85 % (2 794 сотрудника) от общего числа опрошенных практических работников УИИ считают, что перечень социально значи-

Таблица

Перечень социально значимых заболеваний

Код заболеваний Наименование заболеваний

А 15-А 19 Туберкулез

А 50-А 64 Инфекции, передающиеся преимущественно половым путем

В 16; В 18.0; В 18.1 Гепатит В

В 17.1; В 18.2 Гепатит С

В 20-В 24 Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)

С 00-С 97 Злокачественные новообразования

Е 10-Е 14 Сахарный диабет

Р 00-Р 99 Психические расстройства и расстройства поведения

I 10-1 13.9 Болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением

мых заболеваний, представленный в постановлении Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», нуждается в дополнении. При этом 62,1 % опрошенных (3 052 сотрудника) предлагают дополнить его таким заболеванием, как наркомания, и 56,93 % (2 708 сотрудников) - алкоголизм. Весьма показательно: о том, что данный перечень нуждается в сокращении, заявило лишь 1,61 % (79 сотрудников) из числа опрошенных респондентов. При этом наиболее вероятными заболеваниями, которые следовало бы исключить из указанного перечня, по мнению практиков, были названы болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением (16,83 %), и сахарный диабет (14,34 %) [2].

Исходя из полученных данных, представляется целесообразным согласиться с мнением большинства опрошенных и предложить дополнить перечень СЗЗ, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715, двумя самостоятельными СЗЗ: алкоголизм и наркомания.

Таким образом, применительно к предмету исследования социально значимые заболевания представляют собой устанавливаемый Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем,

и законодательно закрепляемый перечень болезней различной степени выраженности и обратимости, оказывающих деструктивное воздействие на значительное количество общественных отношений и детерминирующих особенности исполнения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества [3].

На основе анализа действующего законодательства и определяя значение СЗЗ для исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, необходимо сделать вывод о том, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным рассматриваемой категории оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья, уголовно-исполнительным законодательством и установленным порядком отбывания наказания. Есть все основания полагать, что сотрудник УИИ в процессе осуществления своей служебной деятельности в отношении осужденных, имеющих СЗЗ, должен руководствоваться в том числе и специализированными нормами законодательства, регулирующими общественные отношения, связанные с конкретными видами СЗЗ [4-6]. Поскольку рассматриваемые нормативные правовые акты охватывают достаточно широкие группы общественных отношений (оказание медицинской помощи лицам с СЗЗ, социальная поддержка их и семей, финансовое обеспечение противодействия и профилактики СЗЗ, контроль и надзор государственных органов за выявлением, предупреждением и профилактикой СЗЗ и др.), данное обстоятельство оказывает бесспорное влияние на процесс исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.

Кроме исполнения наказаний, еще одним направлением деятельности УИИ в профилактической работе с осужденными к наказаниям без изоляции от общества, имеющими социально значимые заболевания, является контроль за исполнением осужденными принудительных мер медицинского характера и/или обязательного лечения.

Примером влияния СЗЗ на процесс исполнения наказания, не связанного с изоляцией от общества, является реализация положений статей 97-104 УК РФ, которые в большинстве своем посвящены психическим расстройствам. Примечательно, что ч. 1 ст. 104 УК РФ прямо определяет медицинские организации

государственной системы здравоохранения, оказывающие психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, как органы, реализующие принудительные меры медицинского характера в отношении лиц, которым назначены наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества. В настоящее время нормы ч. 3 ст. 18 УИК РФ предусматривают обязательное лечение от подавляющего большинства СЗЗ по решению медицинской комиссии лишь в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и лишь с 01.01.2017 содержание данной нормы распространяется на осужденных к принудительным работам как части категории лиц, приговоренных судом к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества. Вместе с тем в отдельных нормах УИК РФ, регулирующих исполнение наказаний без изоляции от общества, имеет место указание на то, что сотрудники УИИ контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора (ч. 3 ст. 39 УИК РФ), куда, как известно, относятся и назначенные по приговору суда принудительные меры медицинского характера.

Третье направление деятельности УИИ в отношении осужденных, страдающих СЗЗ, характеризуется применением оснований освобождения осужденного от наказания вследствие наличия у него такого заболевания.

Законодатель предусмотрел ряд случаев, при которых СЗЗ могут являться основанием для освобождения лица от наказания, не связанного с изоляцией осужденного от общества. Ключевая норма, предусматривающая основание освобождения от наказания в связи с болезнью, содержится в ч. 2 ст. 81 УК РФ, которая закрепляет, что лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания.

В свою очередь УИК РФ подчеркивает непосредственное отношение института освобождения от наказания в виде обязательных (ч. 3 ст. 26 УИК РФ) и исправительных работ (ч. 4 ст. 42 УИК РФ), предусматривая, что в случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 24

Как видим, в данном случае законодатель пользуется достаточно широким по смыслу термином, не позволяющим работнику УИИ конкретизировать для себя не только виды (формы) тяжелых заболеваний, но и сами эти заболевания. В этой связи важно понимать, какие именно СЗЗ могут являться основаниями для освобождения от отдельных видов наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Для этого нужно обратиться к постановлению Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» [7], которое устанавливает перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказаний. В этот перечень входят такие СЗЗ, как туберкулез, психические расстройства, различной степени тяжести злокачественные новообразования, заболевания, возникающие как сочетанные с социально значимыми или как формы их осложнения, ВИЧ и др.

При этом возникает проблема критериев оценки тяжести заболевания и его способности препятствовать отбыванию наказания. Во-первых, перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказаний, представляет собой неравнозначное, на наш взгляд, перечисление фактических диагнозов, таких как гипертоническая болезнь III стадии, вторичная артериальная гипертензия: с повторным трансмуральным или крупноочаговым инфарктом миокарда со стойкими нарушениями ритма и проводимости и прогрессирующей недостаточностью кровообращения; объемных диагностических групп (например, болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) в стадии вторичного заболевания в виде генерализованной инфекции, злокачественного новообразования или поражения центральной нервной системы) или даже групп заболеваний, содержащих в своем названии юридическую оценку состояния субъекта наряду с медицинской (например, хронические психические расстройства стойкого характера, лишающие лицо возможности осознавать характер и общественную опасность своих действий (бездействий).

К слову сказать, в 2011 году введена специальная норма, предусматривающая отсрочку от наказания осужденному к лишению свободы, признанному больным наркоманией, совершившему впервые преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ,

и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую реабилитацию, социальную реабилитацию. В таком случае суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения и медицинской реабилитации, социальной реабилитации, но не более чем на пять лет. Так, если осужденный, признанный больным наркоманией (отбывание наказания которому отсрочено), отказался от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклоняется от лечения после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за поведением осужденного, суд по представлению этого органа отменяет отсрочку отбывания наказания и направляет осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда. Контроль за поведением таких осужденных и выполнением обязанности пройти курс лечения также возложен на УИИ. После прохождения курса лечения от наркомании, медицинской реабилитации, социальной реабилитации и при наличии объективно подтвержденной ремиссии, длительность которой после окончания лечения, медицинской реабилитации, социальной реабилитации составляет не менее двух лет, суд освобождает осужденного, признанного больным наркоманией, от отбывания наказания или оставшейся части наказания. В случае установления судом факта совершения осужденным, признанным больным наркоманией, отбывание наказания которому отсрочено, преступления, не указанного в ч. 1 ст. 82.1 УК РФ, суд по представлению УИИ отменяет отсрочку отбывания наказания, назначает наказание по правилам, предусмотренным ч. 5 ст. 69 УК РФ, и направляет осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда. В случае, если в период отсрочки отбывания наказания осужденный, признанный больным наркоманией, совершил новое преступление, суд отменяет отсрочку отбывания наказания, назначает ему наказание по правилам, предусмотренным ст. 70 УК РФ, и направляет осужденного в место, назначенное в соответствии с приговором суда.

Очевидно, что дисбаланс в тяжести заболеваний негативно влияет и на сам процесс реализации законодательных норм, связанных с освобождением осужденного, страдающего СЗЗ, от отбывания наказания, в особенности,

если учитывать тот факт, что нормы ст. 26 и 42 УИК РФ предоставляют возможность субъекту самому ходатайствовать об освобождении от отбывания наказания, а п. 5 Правил медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от наказания в связи с болезнью, констатирует, что «осужденные направляются на медицинское освидетельствование учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения при наличии у них заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, подтвержденного клиническими данными обследования его здоровья в условиях стационара лечебно-профилактического учреждения».

Во-вторых, большая вариативность диагнозов создает предпосылки для злоупотребления полномочиями медицинских работников. Вместе с тем уголовный закон не содержит эффективного механизма, обеспечивающего добросовестное выполнение медицинскими работниками своих обязанностей в рамках рассматриваемых отношений по освобождению осужденных от наказания. При этом законодатель пользуется достаточно широким по смыслу термином, не позволяющим работникам уголовно-исполнительной системы конкретизировать для себя не только виды (формы) тяжелых заболеваний, но и сами эти заболевания. Таким образом, принятие такого серьезного юридического решения как освобождение от наказания непосредственно зависит от усмотрения профессионального медицинского работника. Однако, несмотря на сложность и почетность их труда, к сожалению, нельзя исключать злоупотреблений ими своими полномочиями, которые могут привести не только к необоснованному освобождению осужденного от наказания, но и спровоцировать последующий рецидив преступлений, привести к существенным негативным последствиям. Не исключена вероятность подкупа медицинских работников в целях выдачи ими «нужных» заключений.

Кроме общих норм о должностных преступлениях, других оснований привлечения недобросовестных медицинских работников, давших заведомо ложное заключение о наличии у осужденного заболевания, не существует. К тому же далеко не всегда их статус соответствует признакам должностного лица.

Возможность квалификации таких деяний по ст. 307 УК РФ, как заведомо ложные пока-

зание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод существует только в случаях, когда возбуждено новое уголовное дело и оно находится на стадии предварительного следствия или судебного рассмотрения. Да и предмета преступления в данном случае не будет, поскольку показания или заключение должны касаться нового преступления, а не оснований освобождения от наказания за предыдущее.

Очевидно, что существует необходимость уголовно-правовой новации, закрепляющей ответственность медицинских работников за заведомо ложные заключения о наличии у осужденного заболевания, дающего основание для освобождения его от наказания. ^

1. Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих : пост. Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 // Российская газета. 2004. 7 декабря (№ 271).

2. Правовые и организационные аспекты исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, в отношении осужденных, имеющих социально значимые заболевания: аналит. матер. - М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2016.

3. О переходе органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации на международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра (вместе с «Планом основных мероприятий по переходу органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации на МКБ-Х на 1997-1998 годы», «Программой обучающего центра по внедрению международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра») : приказ Минздрава России от 27.05.1997 № 170 // Здравоохранение. 1997. № 7.

4. О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) : федер. закон от 30.03.1995 № 38-ФЗ // СЗ РФ. 03.04.1995. № 14, ст. 1212.

5. О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации : федер. закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ // СЗ РФ. 25.06.2001. № 26, ст. 2581.

6. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании : закон Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 20.08.1992. № 33, ст. 1913.

7. О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью : пост. Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 // Российская газета. 2004. 13 декабря (№ 28).

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.