Научная статья на тему 'Проблемы проектирования сетевых мультимедийно-информационных ресурсов (на примере национальных ресурсов)'

Проблемы проектирования сетевых мультимедийно-информационных ресурсов (на примере национальных ресурсов) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
89
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межкультурные коммуникации / сетевые мультимедийно-информационные ресурсы / социальные сети / интернет-мессенджеры / национально-культурные интернет-ресурсы / cross-cultural communications / network multimedia and information resources / social networks / Internet messengers / national and cultural Internet resources

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Марданшин Айдар Рафаэлевич

Рассматриваются проблемы проектирования сетевых мультимедийно-информационных ресурсов (СМИР) на примере интернет-ресурсов ряда субъектов Российской Федерации. Автор отмечает, что СМИР не только обеспечивают межкультурные коммуникации в виртуальном пространстве Интернета, но и выступают при этом фактором направленных социокультурных трансформаций в реальном социальном пространстве, а также оказывают позитивное и негативное влияние на коммуникантов как субъектов реальных мультикультурных связей. Наиболее эффективным каналом и инструментом сетевых коммуникаций являются сетевые мультимедийно-информационные ресурсы вследствие таких их особенностей, как интерактивность и эмоционально-эстетическая насыщенность, которые обеспечивают возможности для максимальной реализации в сетевой среде коммуникационного потенциала, в том числе прямой социокультурной направленности. Показано, что СМИР, в которых отражена планомерная, целенаправленная и скоординированная деятельность общественных организаций и движений в разных регионах, направленная на поддержание и продвижение идеи и ценности межнационального мира и согласия, может оказывать положительное влияние на консолидацию всех позитивно настроенных сил общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DESIGNING NETWORK MULTIMEDIA AND INFORMATION RESOURCES (ON THE EXAMPLE OF NATIONAL RESOURCES)

The problems of designing network multimedia and information resources (NMIR) on the example of Internet resources of a number of subjects of the Russian Federation are considered. It is argued that NMIR not only provide intercultural communication in the virtual space of the Internet, but also act as a factor of directed social and cultural transformations in the real social space, as well as have a positive and negative impact on communicants as subjects of real multicultural relations. The most effective channel and tool for network communications are network multimedia and information resources due to their features, such as interactivity and emotional and aesthetic saturation, which provide opportunities for maximum implementation of communication potential in the network environment, including direct social and cultural orientation, it is shown. That SMIR, which reflect the planned, targeted and coordinated activities of public organizations and movements in different regions, aimed at maintaining and promoting the idea and value of interethnic peace and harmony can have a positive impact on the consolidation of all positive forces in society.

Текст научной работы на тему «Проблемы проектирования сетевых мультимедийно-информационных ресурсов (на примере национальных ресурсов)»

РОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЕТЕВЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ (НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ)

УДК 304:004.738.5

DOI: 10.24411/1997-0803-2020-10110

А. Р. Марданшин

Московский государственный институт культуры

Рассматриваются проблемы проектирования сетевых мультимедийно-информационных ресурсов (СМИР) на примере интернет-ресурсов ряда субъектов Российской Федерации. Автор отмечает, что СМИР не только обеспечивают межкультурные коммуникации в виртуальном пространстве Интернета, но и выступают при этом фактором направленных социокультурных трансформаций в реальном социальном пространстве, а также оказывают позитивное и негативное влияние на коммуникантов как субъектов реальных мультикультурных связей. Наиболее эффективным каналом и инструментом сетевых коммуникаций являются сетевые мультимедийно-информационные ресурсы вследствие таких их особенностей, как интерактивность и эмоционально-эстетическая насыщенность, которые обеспечивают возможности для максимальной реализации в сетевой среде коммуникационного потенциала, в том числе прямой социокультурной направленности. Показано, что СМИР, в которых отражена планомерная, целенаправленная и скоординированная деятельность общественных организаций и движений в разных регионах, направленная на поддержание и продвижение идеи и ценности межнационального мира и согласия, может оказывать положительное влияние на консолидацию всех позитивно настроенных сил общества.

Ключевые слова: межкультурные коммуникации, сетевые мультимедийно-информационные ресурсы, социальные сети, интернет-мессенджеры, национально-культурные интернет-ресурсы.

Aidar R. Mardanshin

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406 Khimki city, Moscow region, Russian Federation

PROBLEMS OF DESIGNING NETWORK MULTIMEDIA AND INFORMATION RESOURCES (ON THE EXAMPLE OF NATIONAL RESOURCES)

The problems of designing network multimedia and information resources (NMIR) on the example of Internet resources of a number of subjects of the Russian Federation are considered. It is argued that NMIR not only provide intercultural communication in the virtual space of the Internet, but also act as a factor of directed social and cultural transformations in the real social space, as well as have a positive

МАРДАНШИН АЙДАР РАФАЭЛЕВИЧ - аспирант кафедры культурологии факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры MARDANSHIN AIDAR RAPHAELEVICH - doctoral student of the Department of Cultural Studies, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture

e-mail: aidr@yandex.ru © Марданшин А. Р., 2020

and negative impact on communicants as subjects of real multicultural relations. The most effective channel and tool for network communications are network multimedia and information resources due to their features, such as interactivity and emotional and aesthetic saturation, which provide opportunities for maximum implementation of communication potential in the network environment, including direct social and cultural orientation, it is shown. That SMIR, which reflect the planned, targeted and coordinated activities of public organizations and movements in different regions, aimed at maintaining and promoting the idea and value of interethnic peace and harmony can have a positive impact on the consolidation of all positive forces in society.

Keywords: cross-cultural communications, network multimedia and information resources, social networks, Internet messengers, national and cultural Internet resources.

Для цитирования: Марданшин А. Р. Проблемы проектирования сетевых мультимедийно-информационных ресурсов (на примере национальных ресурсов) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 1 (93). С. 86-98. DOI: 10.24411/ 1997-0803-2020-10110

Одной из форм электронной коммуникации в мультикультурном пространстве является создание и распространение сетевых мультимедийных информационных ресурсов (СМИР) как средства межкультурных коммуникаций. Проблема проектирования сетевых мультимедийно-информационных ресурсов, которые не только обеспечивали бы межкультурные коммуникации в виртуальном пространстве Интернета, но и выступали бы при этом фактором направленных социокультурных трансформаций в реальном социальном пространстве, а также оказывали позитивное влияние на коммуникантов как субъектов реальных мультикультурных коммуникаций, имеет соответственно три основных аспекта [4, с. 72-78]:

• проектируемые СМИР должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к сетевым информационным ресурсам;

• их контент должен отражать не только позитивные, но и проблемные, конфликто-генные тенденции межкультурных взаимодействий в социуме, которые могут привести к негативным трансформациям в социокультурной среде, и обеспечивать адекватное информационное сопровождение практической деятельности социальных

субъектов (индивидов, групп, организаций) по их нейтрализации;

• они должны быть привлекательными для индивидуальных субъектов сетевой коммуникации - представителей разных культур, и при этом оказывать позитивное влияние на их мировоззрение и систему ценностей, а также на культурные «ин-фологемы», актуальные в значимом для них сообществе.

Первый аспект, связанный с определением соответствия общим требованиям, предъявляемым к сетевым информационным ресурсам, позволяет опираться на современные подходы к оценке качества электронных информационных ресурсов, в частности СМИР, которые являются общепризнанными. Согласно одной из классификаций, при оценке качества выделяются инвариантные критерии, значимые для всех ресурсов, и вариативные, актуальные для некоторых видов СМИР. При этом выделяются следующие инвариантные критерии оценки качества:

• контент - соответствие информационным потребностям потенциальных пользователей СМИР (релевантность); актуальность; достоверность; чёткость и логичность структуры СМИР;

• сервисные характеристики - организация навигации по СМИР; поисковые возможности; возможность работы в локальном и/или сетевом режимах; наличие системы помощи (руководство пользователя, контекстные подсказки, контекстная помощь и т.п.);

• дизайн и эргономические характеристики СМИР - оптимальность используемых цветовых сочетаний в СМИР и контрастность изображений объектов; простота и дружественность интерфейса СМИР; адаптируемость к персональным характеристикам пользователя (возможность увеличения / уменьшения размеров шрифта, изменения цвета и т.п.);

• программная реализация СМИР: надёжность; комфортность работы; доступность, лёгкость освоения; мобильность; непротиворечивость в работе с другими ПС; модифицируемость; совместимость; защищённость от несанкционированного доступа и разрушения; возможность одновременной работы многих пользователей со своих рабочих мест [5].

Второй аспект проблемы проектирования сетевых ресурсов межкультурной коммуникации, обеспечивающих возможности для целенаправленного позитивного влияния на процессы трансформации социокультурной среды, предполагает, что их качество будет определяться наличием таких основных признаков, как направленность на преодоление:

• дезинтеграционных процессов в обществе, в том числе в сфере межнациональных отношений, посредством более полной реализации социокультурного потенциала сетевой коммуникации;

• конфликтогенных тенденций межкультурных взаимодействий в социуме, которые могут привести к негативным социокультурным трансформациям, обеспечи-

вая возможности их адекватного и своевременного информационного сопровождения.

Третий аспект оценки качества СМИР межкультурной коммуникации, связанный с обеспечением возможности оказания позитивного влияния на коммуникантов в качестве субъектов реальных мультикультур-ных взаимодействий, предполагает их соответствие следующим критериям:

• ценностная ориентированность контента, содействующая формированию личности как субъекта культуры и активной социальной коммуникации, а также вовлечению его в реальный социокультурный процесс;

• направленность контента на сохранение национально-культурной идентичности субъекта сетевой коммуникации при толерантном отношении к другим культурам и взаимодействии с ними;

• информационное противодействие агрессивным проявлениям в реальной и сетевой межкультурной коммуникации;

• привлекательность для индивидуальных субъектов сетевой коммуникации -представителей разных культур;

• взаимосвязанность ресурса средствами навигации и интерактивности с широким спектром других ресурсов, обеспечивающих межкультурную коммуникацию представителей разных культур, независимо от их территориальной удалённости друг от друга и языковых барьеров.

С учётом рассмотренных критериев нами был проведён анализ сайтов государственных органов и общественных организаций национально-культурной направленности с целью выявления того, как и какую информацию может получить пользователь Интернета на этих ресурсах в аспекте межкультурных коммуникаций в России. В ходе исследования ставилась также задача изучить, как сетевые межкультурные

коммуникации отражают реальную ситуацию культурных взаимодействий разных этносов в том или ином регионе страны [2, с. 25-32].

В этом аспекте наибольший интерес представляют ситуации, складывающиеся в республиках - субъектах Российской Федерации, которые ныне действующей Конституцией РФ охарактеризованы как «государство» (ст. 5, ч. 2) со своей Конституцией (ст. 5, ч. 2 и ст. 66, ч. 1) и правом устанавливать свои государственные языки, которые, наряду с русским языком, могут использоваться в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик (ст. 68, ч. 2). То есть этнос, именование ко-

торого вынесено в название субъекта Федерации, имеет приоритетный национально-культурный статус по сравнению с русскими и представителями других народов и этносов, проживающих на территории «государства».

Приведём несколько характерных примеров анализа информационных сайтов, в том или ином аспекте отражающих межкультурную коммуникацию в таких республиках, как Бурятия, Удмуртия, Башкортостан и Татарстан.

В таблице 1 приведены адреса и краткая характеристика информационных сайтов Республики Бурятия, которые по своему предназначению призваны служить инструментом межкультурной коммуникации.

Таблица 1

Информационные сайты органов управления и общественных организаций Республики Бурятия

№ Наименование Доступ Описание и характеристика

1 Министерство культуры Республики Бурятия https://egov- buryatia.ru/minkult/ about_authority/ Типичный стандартный сайт органа государственной власти. Новостной раздел постоянно обновляется. В работе сайта наблюдаются незначительные технические сбои, но в целом с основными задачами справляется: выработка и реализация государственной политики в сфере культуры, искусства, народных художественных промыслов.

2 Культурный центр Российского Востока https://minkultrb.ru/ Новая версия сайта Министерства культуры Республики Бурятия с расширенным функционалом и услугами. Сайт постоянно обновляется и выгодно отличается от официального сайта. Предоставлен большой спектр услуг и информационных сервисов: покупка билетов, онлайн-витрина народных промыслов, списки учреждений и объектов культуры, голосование, афиша и доска объявлений. Сайт работает с ошибками и с визуальной точки зрения не оформлен в национальном стиле, хотя имеет все возможности, так как не является официальным.

3 Визит Бурятия http://www. visitburyatia.ru/ Удобный, часто обновляемый сайт для туристов. На основном сайте в разделе «Бурятия» большое внимание уделено разделам: «Природа», «Культура», «Кухня», «Религия», «История» и «Достопримечательности». В «Справочнике» раздела «Культура» представлены списки культурных и спортивных центров, а также заповедников с коротким описанием. С визуальной точки зрения сайт никак не отражает в своём оформлении и подаче национальный или региональный колорит.

№ Наименование Доступ Описание и характеристика

4 Региональная национально-культурная автономия татар Бурятии http://tat-baikal.ru/ Сайт оформлен в современном стиле, без каких-либо национальных особенностей. Язык сайта только русский. Новостная лента обновлена в 2019 году, а в разделе мультимедиа - видео 2017 года. Специальной информации о жизни и культуре татар в Бурятии, кроме фотографий в презентации, не представлено.

5 Общество русской культуры РБ http://russ03.ru/ В оформлении эмблемы общества прослеживаются русские национальные мотивы. В целом сайт оформлен в строгом официальном стиле.

Проведённый анализ сайтов, адреса которых приведены в таблице 1, показывает, что СМИР, содержащиеся на этих интернет-площадках, выполняет лишь функцию информирования - контакты, часы работы, нормативно-правовая база. Термин «культура» в названии сайта подразумевает, что сетевой ресурс по своему происхождению и целевому назначению должен служить межкультурным связям, пробуждать у посетителей сайта интерес к русской, бурятской или иной культуре.

Отсутствие актуальной историко-культурной информации и обратной связи не позволяет этим ресурсам выполнять интегрирующую народы функцию. Возможно ли возникновение культурного взаимодействия разных этносов, проживающих на территории Бурятии, при посещении таких сайтов? Вряд ли.

Некоторым исключением в приведённом ряду СМИР является сайт «Общества русской культуры Республики Бурятия».

Сайт зарегистрирован в феврале 2014 года, имеет типичную внешнюю структуру со стандартной формой расположения блоков, достаточно привлекательным, «спокойным» дизайном. Внутренняя структура включает главную страницу и 8 страниц второго уровня, большинство из которых имеет по несколько страниц (самый многостраничный раздел - «Георгиевский кава-

лер», посвящённый забайкальскому казачеству). Однако информационная наполненность всех страниц сайта крайне низкая, а страница «Архив» - практически пустая. Судя по материалам, представленным на страницах «СМИ о нас», «Проекты», «Издания», «Кяхта (филиал)», наиболее активно сайт работал в период 2014-2018 годов, хотя страница «Новости» до конца 2019 года продолжала с большими перерывами пополняться информационными сообщениями. Несмотря на то, что сайт поддерживается в рабочем состоянии, всё-таки общая направленность сайта - исключительно информационная, поскольку никаких форм обратной связи и статистики посещаемости структурой сайта не предусмотрены.

Именно по этой причине с 2016 года Общество стало создавать свои страницы в разных социальных сетях: Т'шИег, БасеЬоок, «Одноклассники», «ВКонтакте», размещать материалы на УоиТиЬе, но в конце 2018 года социально-сетевая активность Общества прекратилась. Вероятно, это объясняется тем, что у страниц было мало подписчиков (22-25 человек, самое большее «ВКонтакте» - 160 участников группы) и посетителей, интересующихся деятельностью Общества.

Важно отметить, что национальный состав населения Республики Бурятия, по данным на 2019 год, характеризуется значительным преобладанием русских (67,8%),

тогда как бурятов почти в три раза меньше (27,8%). Зато оставшиеся 4,4% населения представляют широчайший спектр национальностей.

Поэтому очевидно, что низкая посещаемость и, следовательно, слабая отдача сайтов органов государственной власти и общественных организаций приведёт к тому, что их роль сведётся к некоему официальному представительству в Сети, а настоящее - живое - общение между разными социальными и национальными группами уйдёт в социальные сети и месседже-ры. Именно там могут быть «услышаны» и «увидены» эти 4,4% населения Бурятии, представляющие национальные меньшинства Республики.

Анализ информационных сайтов Республики Удмуртия показывает аналогичную картину. В таблице 2 приведены адреса и краткая характеристика сетевых мультимедийных ресурсов, создание которых должно быть направлено на реализацию межкультурных коммуникаций.

Наибольший интерес представляет сайт «Общества русской культуры Удмуртской Республики», которое было создано в 1991 году и на сегодняшний день является одним из самых крупных национально-культурных объединений республики.

Сайт имеет достаточно развёрнутую структуру и национально-колоритное художественное оформление. Меню сайта включает 16 разделов, отражающих информацию об Обществе, а также о направлениях его деятельности и проводимых мероприятиях. Обратная связь с посетителями сайта осуществляется в трёх формах - «Форум», «Гостевая книга», «Обратная связь».

В целом из материалов, представленных на сайте и на странице «ВКонтакте», выявляется целевая направленность деятельности Общества, которая вполне соответству-

ет его девизу «Традициям русским верны». В статье об истории Общества написано: «Основополагающий принцип отношения Общества к другим народам состоит в том, что мы выступаем за дружбу всех народов, за развитие всех культур»1. Однако контент сетевых ресурсов Общества никак и нигде не отражает его межкультурные взаимодействия и коммуникации. То есть из контента сетевых ресурсов Общества можно понять, что оно консолидирует тех русских жителей Удмуртской Республики, кто «стремится сохранить живой источник русской народной жизни во всём многообразии её проявлений»2, хотя русское население республики, по данным на 2019 год, составляет 60%, тогда как удмуртов - только 23,6%. С одной стороны, это может объясняться тем, что Общество русской культуры Удмуртской Республики зародилось на волне «парада суверенитетов», охватившего разваливающийся Советский Союз, который привёл в республике «к попытке противопоставить русскую и удмуртскую культуру, русских и удмуртов»3.

В таблице 3 представлены информационные сайты межкультурной направленности Республики Башкортостан, которые пользуются значительным интересом у населения республики.

Наиболее удачным примером сетевого ресурса, созданного официальными органами, может служить интернет-портал «Культурный мир Башкортостана», созданный по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализующий свою деятельность при поддержке Министерства культуры РБ.

1 См.: Общество русской культуры Удмуртской Республики [Электронный ресурс]. URL: https://ork-iz.ucoz.ru/

2 Там же

3 Там же.

Si

^ Информационные технологии в сфере науки и образования ВШШг I

Таблица 2

Информационные сайты органов управления и общественных организаций Республики Удмуртия

№ Название Доступ Описание и характеристика

1 Министерство культуры Удмуртской Республики http://minkultura. udmurt.ru/ Типичный сайт органа государственной власти. При замене флага на флаг любого другого субъекта РФ ничего не изменится.

2 Общество русской культуры Удмуртской Республики https://ork-iz. ucoz.ru/ Сайт объёмный и оформлен в стиле национального русского фольклора. Новостная лента и фотоальбом давно не обновлялись.

3 Столетие Удмуртии Ы^://удмур-тия 100.рф Сайт переведён на удмуртский язык. Оформлен в современном стиле с использованием национальных удмуртских орнаментов. На сайте представлена подробная история Удмуртии с фотографиями и с переходом на информационное агентство «УДМУРТИЯ»

4 Народы Удмуртии https://narodudm. unatlib.ru/ На данном ресурсе представлены все народности, проживающие на территории Удмуртии, в том числе русские и татары. Разделы сайта сопровождаются фотографиями.

Таблица 3

Информационные сайты органов управления и общественных организаций Республики Башкортостан

№ Название Доступ Описание

1 Министерство культуры Республики Башкортостан https://culture. bashkortostan.ru/ Стандартный сайт государственного учреждения, направленный на координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления в сфере культуры и межнациональных отношений.

2 Культурный мир Башкортостана https://kulturarb.ru/ Сайт исполнен в национальных цветах и переведён на русский, башкирский и английский языки. Новости постоянно и своевременно обновляются. На сайте представлены все аспекты жизни и культуры Башкортостана.

3 История и культура Башкортостана https://www. bashculture.ru/ Часто обновляемый портал с большим количеством информации по всем аспектам жизни башкир и жителей Республики Башкортостан. Сайт оформлен башкирскими орнаментами, фотографиями и рисунками на национальную тематику.

4 Ассамблея народов Республики Башкортостан http://addnrb.ru/ На сайте в основном информация о деятельности ассамблеи. Обо всех народностях, проживающим на территории Башкирии, есть небольшая информация об истории и культуре, в том числе русских и татар. Новости и галерея фотографий периодически обновляются.

5 Туристический портал TERRA BASHKIRIA https:// terrabashkiria.ru/ Современный республиканский туристический портал с большим количеством фотографий и полезной информацией для желающих посетить республику. Новостная лента актуальная и удобная. Сайт кросс-браузерный с логотипом, в котором использован башкирский орнамент.

№ Название Доступ Описание

6 Всемирный курултай (конгресс) башкир https://kurultay-ufa.ru/ru/ Сайт украшен национальными узорами и переведён на русский, башкирский и английский языки. На сайте отдельный раздел посвящён онлайн-обучению башкирскому языку. ВКБ является самой большой башкирской общественной организацией, активно содействующей культурно-национальной консолидации башкирского народа, претворению в жизнь конституционных прав башкирского народа по сохранению и развитию башкирского языка, возрождению национальной культуры, традиций башкиров, проживающих не только в Республике Башкортостан, но и в регионах Российской Федерации и странах зарубежья.

Портал имеет простую структуру и навигацию, лаконичное и не очень качественное оформление, но действует на трёх языках: русском, башкирском и английском, поскольку по своим целям он «способствует формированию и расширению общественного российского и мирового мнения о культуре Башкортостана»1.

Портал выполняет сугубо информационные функции, поэтому элементы обратной связи в его структуре отсутствуют. И так как он функционирует под эгидой Министерства культуры, в его контенте находят отражение разнообразные культурные события и мероприятия столицы и муниципальных образований республики, в том числе имеющие межкультурную направленность.

Как написано в одном из материалов портала, «Башкортостан - это многонациональная, многоконфессиональная, богатая культурными традициями республика, где в мире и согласии проживает огромное количество национальностей»2. Действительно, согласно данным сайта «Рахим итегез!»3,

1 См.: Культурный мир Башкортостана [Электронный ресурс]. URL: https://kulturarb.ru/ru/

2 Там же.

3 См.: Национальный состав Башкортостана «Рахим итегез!» [Электронный ресурс]. URL: http:// rahimitegez.ru/

«многонациональность - важнейшая особенность структуры населения республики, а также исторически обусловленная реальность»: в настоящее время в Башкортостане проживают представители более 100 национальностей, наиболее многочисленные из них - 30, в том числе 10 национальностей имеют численность выше 5 тыс. человек.

Основную часть населения составляют русские (36,0%), башкиры (29,5%), татары (25,4%), а также чуваши (2,7%), марийцы (2,6%), украинцы (1,0%), удмурты (0,5%), мордва (0,5%), белорусы (0,3%), лица других национальностей (1,4%).

По территории республики достаточно широко и равномерно расселены только русские, но они проживают в основном в городах, тогда как большая часть башкир проживает на юге и востоке республики, а основная масса татар, напротив, сосредоточена в северных и западных районах, граничащих с Татарстаном. В столице республики численное соотношение основных этносов несколько иное - русские составляют практически половину жителей города (48,9%), татары - почти треть (28,3%), а башкиры - только 17,1%. Уже из этой сухой статистики понятно, что вопросы межнациональных отношений и межкультурных коммуникаций имеют в республике большую актуальность.

Вероятно, интернет-портал «Культурный мир Башкортостана» не отражает в полной мере реальную ситуацию во всём многообразии её аспектов, но, безусловно, даёт определённое представление о ней. Так, раздел «Спецпроекты» включает подраздел «Башкортостан в диалоге культур», в котором представлен материал, отражающий сотрудничество Республики Башкортостан с ЮНЕСКО, насчитывающее два десятилетия (с 1998 года). Из него можно узнать, что «важным событием в международной жизни республики стала Презентация Республики Башкортостан в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже "Башкортостан: 450 лет вместе с Россией", организованная в марте 2008 года ... Башкортостан предстал перед международным сообществом как один из ведущих региональных центров сохранения и развития всемирного культурного и природного наследия, как уникальный пример межнационального и межконфессионального согласия и толерантности.»1. В то же время, когда речь идёт о культурном сотрудничестве и рассматривается возможность вхождения Уфы в программу «Сеть творческих городов ЮНЕСКО» по номинации «Музыка», подтверждением шансов на его участие в проекте являются «курай как признанный феномен и инструмент, уз-ляу (горловое пение), богатый башкирский фольклор, башкирский балет и опера, известные мастера искусств»2.

И, конечно, обращает на себя внимание тот факт, что исполнителей на русском языке среди них нет, что говорит о неоднозначности статуса русской культуры по отношению к культурам других этносов, населяющих Республику Башкортостан и Россию в целом. Это если и не конфликтная, то стран-

1 См.: Культурный мир Башкортостана [Электронный ресурс]. URL: https://kulturarb.ru/ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Там же.

ная ситуация, свидетельствующая о том, что проблемы национальных межкультурных коммуникаций в республике существуют [9, с. 79-82]. Инструментами широкого обсуждения такого рода межнациональных проблем могут служить социальные сети и мессенджеры. Любая общественная организация и каждый отдельный человек имеют возможность создать группу в соцсети или канал в мессенджере и вынести на обсуждение самый острый вопрос межнациональных отношений. Ни на одном из сетевых ресурсов, представленных в таблице 3, нет возможности такого диалога между отдельным человеком и всем социальным сообществом группы и наоборот.

Таким образом, отчётливо прослеживается устойчивая тенденция в развитии сетевых мультимедийных ресурсов как фактора направленных социокультурных трансформаций последнего десятилетия: она проявляется в том, что происходит массовое перемещение СМИР по межкультурному взаимодействию отдельных индивидуумов и целых социальных групп в социальные сети (Classmates, Livejournal, Myspace, Facebook, Mixi, Youtube, i.qq.com, Twitter, Vkontakte, Ok, Instagram, Pinterest и другие) и интер-нет-мессенджеры (What'sApp, Viber, Telegram, Skype, «Там Там», WeChat, Snapchat, Facebook Messenger, ICQ, eMotion и другие).

Показателем такого перемещения является сравнительный анализ количественных показателей посещаемости информационных сайтов, с одной стороны, и социальных сетей - с другой. На протяжении последнего десятилетия сокращается количество как самих посещений, так и время нахождения пользователей на сайтах. В то же время наблюдается значительный рост количества пользователей социальных сетей и мессенджеров, которое измеряется сегодня десятками миллионов человек [8].

На примере сравнительного анализа содержания и статистики посещений информационных сайтов органов государственной власти и общественных организаций Татарстана и сетевых мультимедийных ресурсов, генерируемых социальными сетями и мессенджерами, становится особенно очевидным, что социальные сети стали основной площадкой сетевого межкультурного взаимодействия.

Анализ приведённых в таблице 4 сетевых мультимедийных ресурсов органов

управления и общественных организаций Татарстана показывает, что подходы к их проектированию и актуализации мало чем отличаются от того, что делается организациями Бурятии, Удмуртии и Башкортостана. Единственными отличиями является то, что, во-первых, все проанализированные ресурсы Татарстана действующие, и, во-вторых, в республике более энергично протекают межнациональные взаимоотношения и конфликты, что и отражается в сетевом пространстве.

Таблица 4

Информационные сайты органов управления и общественных организаций Республики Татарстан

№ Название Доступ Описание и характеристика

1 Министерство культуры Республики Татарстан https://mincult. tatarstan.ru/rus/ Стандартный сайт государственного учреждения. Реализует государственную политику и регулирует отношения в сфере культуры, искусства, кинематографии, государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в пределах полномочий, отнесённых к ведению субъектов Российской Федерации.

2 ТАТАРИКА. Татарская энциклопедия https://tatarica. org/ru «Татарская онлайн-энциклопедия Tatarica» - универсальный мультимедийный интернет-ресурс. Проект реализуется Институтом татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ за счёт средств бюджета Республики Татарстан. Современный эргономичный сайт с оформлением в татарском стиле, некоторые элементы навигации выполнены из татарских национальных узоров. Портал содержит большое количество интересной информации, аудио-, видео- и мультимедиаконтента.

3 Портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана http://addnt.ru/ Портал направлен на объединение народов, проживающих на территории Татарстана, как, например, Региональная общественная организация «Национально-культурная автономия башкир РТ - Курултай башкир РТ».

4 Туристический портал VISIT TATARSTAN https://visit-tatarstan.com/ Современный красочный сайт, рассчитанный на туристов. Удобная, интерактивная и интересная подача информации по туристическим и культурным объектам республики. На сайте можно найти информацию по всем аспектам жизни и культуре жителей Татарстана.

5 Общество русской культуры Республики Татарстан http://rus-rt.ru/ Сайт не отражает русские народные традиции. По оформлению и содержанию сайта видно, что он давно не обновлялся. По новостным заголовкам шестилетней давности понятно, что сайт носил больше экстремистский характер, чем просветительский.

Ярким примером сетевого ресурса, отражающего остроконфликтную ситуацию межкультурных отношений, может служить сайт «Общества русской культуры Республики Татарстан», который был открыт после пятилетнего перерыва, точнее создан заново взамен старого сайта 12 сентября 2010 года. За время перерыва в работе сайта Общество было преобразовано из городской общественной организации в региональную. Однако, как показывает анализ, новый сайт тоже фактически не работает.

В то же время сайт не отражает ситуацию установления в республике «этнического баланса» (термин, введённый председателем «Общества русской культуры Республики Татарстан» профессором Александром Салагаевым в одной из его научных статей). Напротив, немногочисленные материалы, помещённые в разделах сайта, подчёркивают продолжающееся межкультурное противостояние в республике. Невозможность высказать на сайте противоположное мнение привело к понижению его популярности и востребованности.

Утрата со стороны Общества интереса к информационному сайту, по всей видимости, также объясняется перемещением его интернет-активности в социально-сетевую среду - на сайте есть отсылка к Информпор-талу Общества в сети «ВКонтакте», который имеет более двух тысяч подписчиков и достаточно активно работает с 2012 года по настоящее время.

В таблице 5 представлены адреса и краткая характеристика интернет-сообществ в социальных сетях и интернет-каналах, которые посвящены культуре и жизни татарского народа.

Именно такие мультимедийно-информационные ресурсы являются наиболее эффективным каналом и инструментом сетевых коммуникаций вследствие таких их особенностей, как интерактивность и эмоционально-эстетическая насыщенность, которые обеспечивают возможности для максимальной реализации в сетевой среде коммуникационного потенциала, в том числе прямой социокультурной направленности [10, с. 27-31].

Таблица 5

Интернет-сообщества в социальных сетях и интернет-каналах, посвящённые культуре татарского народа

№ Название / подписчики Описание и характеристика

1 Татары и Татарочки Просветительно-информационный телеграм-канал об исторических событиях, личностях. Публикуются новости о современной жителей татар и жителей Татарстана.

2 Tatarlar Обсуждение новостей и культурных событий с наиболее активными представителями татар в каждом регионе России и за рубежом.

3 Tatar Portal Обсуждение новостей и культурных событий с наиболее активными представителями татар Москвы и Московской области.

4 Курултай башкир Республики Татарстан Курултай башкир - молодёжная организация. Новости, дискуссии, обсуждения жизненных проблем башкирской молодёжи.

4 Bashkir Globe Представители башкирского народа по всему миру имеют возможность общаться онлайн, делиться информацией и новостями. Активное обсуждение культурных мероприятий и совместных встреч.

Участие в таких интернет-сообществах даёт каждому члену группы полное ощущение сопричастности ко всему происходящему и возможность не только услышать и увидеть, но и быть услышанным и увиденным.

В то же время реализация социокультурного подхода к проектированию сетевых мультимедийно-информационных ресурсов межкультурной коммуникации требует от инициаторов их создания высокой социальной активности, гражданской ответственности, а также широкого спектра компетенций в области эффективной организации социокультурной коммуникации в сетевой среде, позволяющей в силу своей специфики активно реализовывать принципы гражданской инициативы, самоуправления, саморегуляции, партнёрства и представительства интересов разных социальных групп и каждого коммуниканта [11, с. 140-145].

Нельзя не согласиться с Е. Г. Ефимовым в том, что «... социальные сети - это своеобразный "слепок" культуры. Как показывает история развития социальных сетей, значительную роль в их развитии играет культура. До сих пор, несмотря на технические достижения БасеЬоок, во многих странах доминируют свои национальные сети, которые по различным параметрам отличаются друг от друга и сохраняют свои уникальные черты» [3, с. 82]. Безусловно, каждая сетевая группа имеет ярко выраженную социальную, национальную, возрастную и даже ген-дерную специфику.

Обобщая проведённый анализ доступных в Интернете информационных сайтов национально-культурной направленности, созданных государственными органами и общественными организациями в республиках Российской Федерации, можно резюмировать следующее:

• практически для всех проанализированных сайтов характерно отсутствие чётко обозначенных целей, направлений и форм деятельности организации, которую они представляют в Сети, тогда как это должно быть понятно пользователю уже при знакомстве с входной страницей сайта;

• прослеживается чёткая тенденция того, что информационные сайты утрачивают свою актуальность, а значит, ценность и полезность для пользователей, уступая приоритетность социально-сетевым форматам коммуникации заинтересованных в данной проблематике пользователей;

• основной узел проблем межкультурной коммуникации, как явно проявляющихся в социокультурных процессах, так и пока латентно протекающих, обусловлен неопределённостью статуса русской культуры и русского языка по отношению к другим национальным культурам этносов России. Эта ситуация конфликтогенная, поэтому её нейтрализация не может откладываться надолго.

Только планомерная, целенаправленная и скоординированная деятельность общественных организаций и движений в разных регионах, практически поддерживающая и продвигающая идеи и ценности межнационального мира и согласия, направленная на нейтрализацию очагов конфликта и консолидацию всех позитивно настроенных сил общества, может сделать этот процесс наименее болезненным. Реальную масштабность этим процессам могут обеспечить именно сетевые формы взаимодействия всех коллективных и индивидуальных субъектов межкультурных коммуникаций, содержательно и функционально ориентированных на решение социокультурных проблем общества, в частности проблем межкультурной коммуникации.

^ Информационные технологии в сфере науки и образования НИг I

Примечания

1. Бреслер М. Г. Социальные сети и сетевые сообщества информационного общества : монография.

Уфа : РИЦ БашГу, 2014. 174 с.

2. Головин А. Ю. Формирование «национальной картины мира» российской интернет-аудитории

// Созидательная миссия культуры : сборник статей молодых учёных. Выпуск 6 (8). Москва : МГУКИ, 2008. С. 25-32.

3. Ефимов Е. Г., Ладаускас С. В., Лукьянова В. А. Социальные сети как социокультурный феномен :

монография. Волгоград : Изд-во ВолгГМУ, 2019. 180 с.

4. Информационный менеджмент : учебник / Н. М. Абдикеев, В. И. Бондаренко, А. Д. Киселев ; под

науч. ред. Н. М. Абдикеева. Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2014. 400 с.

5. Колкова Н. И., Скипор И. Л. Электронные информационные ресурсы: современные подходы к

оценке качества [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/730896182

6. Коноплицкий С. Сетевые сообщества как объект социологического анализа // Социология: теория,

методы, маркетинг. 2004. № 3. С. 167-178.

7. Овчинникова И. Г. Коммуникация и идентификация в социальных сетях: факторы, типажи, нацио-

нально-культурная специфика (на материале социальной сети Твиттер) // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2013. № 2. С. 143-156.

8. Первушин Н. С., Чудова И. А. Интернет-аддиктивность как специфика картины мира // Вестник

Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2014. Том 14. № 1. С. 202-213.

9. Роменков А. Интернет-блоги как инструмент политической борьбы // Власть. 2008. № 7. С. 79-82.

10. Сорокина Е., Федотченко Ю., Чабаненко К. В социальных сетях. Twitter - 140 символов само-

выражения. Москва [и др.] : Питер, 2011. 144 с. : ил.

11. Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества : сборник научных трудов / РАН, ИНИОН,

Центр социальных научно-информационных исследований ; отв. ред. Верченов Л. Н., Ефре-менко Д. В., Тищенко В. И. Москва, 2013. 360 с. (Серия : Информация. Наука. Общество).

12. Фасхутдинова Г. А. Информационно-коммуникационные взаимодействия как атрибут развития

современного общества : автореф. дис. на соиск. учён. степ. кандидата философских наук : 09.01.11 / Фасхутдинова Гульнара Анфисовна. Уфа, 2010. 16 с.

References

1. Bresler M. G. Sotsial'nye seti i setevye soobshchestva informatsionnogo obshchestva [Social networks and

network communities of information society]. Ufa, Publishing house of the Bashkir State University, 2014. 174 p. (In Russian)

2. Golovin A. Yu. Formirovanie "natsional'noy kartiny mira" rossiyskoy internet-auditorii [Creating a

"national picture of the world" for the Russian Internet audience]. Sozidatel'naya missiya kul'tury. Sbornik statey molodykh uchenykh. Vypusk 6 (8) [Creative mission of culture. A collection of articles by young scientists. Issue 6 (8)]. Moscow, Publishing house of the Moscow State University of Culture and Arts, 2008. Pp. 25-32. (In Russian)

3. Efimov E. G., Ladauskas S. V., Lukyanova V. A. Sotsial'nye seti kak sotsiokul'turnyy fenomen [Social networks

as a social and cultural phenomenon]. Volgograd Publishing house of the Volgograd State Medical University, 2019. 180 p. (In Russian)

4. Abdikeev N. M., etc. Informatsionnyy menedzhment [Information management]. Moscow, Publishing house

"Infra-M", 2014. 400 p. (In Russian)

5. Kolkova N. I., Skipor I. K. Digital information resources: modern approaches towards quality assessment.

Available at: https://docviewer.yandex.ru/view/730896182 (In Russian)

6. Konoplitsky S. Setevye soobshchestva kak ob"ekt sotsiologicheskogo analiza [Network communities as

an object of sociological analysis]. Sociologiya: teoriya, metody, marketing [Sociology: theory, methods, marketing]. 2004, no. 3, pp. 167-178. (In Russian)

7. Ovchinnikova I. G. Communication and Identification in Social Networks: factors, types, national and

cultural specifics (case of Twitter). Bulletin of Perm University. Politology. 2013, no. 2, pp. 143-156. (In Russian)

8. Pervushin N. S., Chudova I. A. Internet-addiktivnost' kak spetsifika kartiny mira [Internet addiction as

a specific picture of the world]. Vestnik NSU. Series: Social and economics sciences. 2014, vol. 14, no. 1, pp. 202-213. (In Russian)

9. Romenkov A. Internet-blogi kak instrument politicheskoy bor'by [Internet blogs as a tool of political

struggle]. Vlast' [The Power]. 2008, no. 7, pp. 79-82. (In Russian)

10. Sorokina E., Fedotchenko Yu., Chabanenko K. V sotsial'nyh setyah. Twitter - 140 simvolov

samovyrazheniya [In social networks. Twitter - 140 characters of self-expression]. Moscow, etc., PITER Publishing House, 2011. 144 p. (In Russian)

11. Verchenov L., Efremenko D., Tishchenko V., eds. Social networks and online communities: collected

articles. Moscow, Published by ISISS RAS, 2012. 360 p. (In Russian)

12. Faskhutdinova G. A. Informatsionno-kommunikatsionnye vzaimodeystviya kak atribut razvitiya

sovremennogo obshchestva. Avtoreferat diss. kand. filos. nauk [Information and communication interactions as an attribute of modern society development. Synopsis cand. philos. sci. diss.]. Ufa, 2010. 16 p. (In Russian)

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.