ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
ГАЛАНИНА Е.А.
В статье рассматриваются цели введения профильного обучения в общеобразовательных учреждениях. Поднимаются проблемы обучения математике при переходе на профильное обучение в старшей школе. Приводится перечень элективных курсов, которые могут оказать большую помощь в математической подготовке учащихся. Предлагаются методические рекомендации по разработке программ элективных курсов по математике.
The purposes of introduction of profile training in general educational establishments are considered in the article. Problems of training to mathematics rise at transition to profile training at the senior school. The list of rates at a choice which can render the big help in mathematical preparation of pupils is resulted. Methodical recommendations on development of programs of rates at a choice on mathematics are offered.
Социально-экономические и социокультурные изменения, происходящие в нашей стране, требуют существенных нововведений в педагогическую теорию и практику. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Современная система образования должна не только давать знания, но и формировать у обучающихся потребность в непрерывном овладении новыми знаниями, создавать возможности для практического закрепления приобретённых умений и навыков.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования в 2003 году по предложению Министерства образования Правительством Российской Федерации принято постановление о проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях с целью создания системы специализированной подготовки учащихся в старших классах общеобразовательной школы, апробации нового содержания и форм организации учебного процесса с учётом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии.
Результаты эксперимента по переходу школы на профильное обучение позволяют сделать выводы о важности и необходимости продолжения работы в данном направлении. Вместе с тем ещё остаётся ряд нерешённых проблем.
Так, новый Базисный учебный план общеобразовательных учреждений 2004 года, согласно которому математика входит в число обязательных учебных предметов, поставил весьма актуальные вопросы, один из которых - какая математика должна быть в каждом из профилей, число которых порядка десяти?
Объективно математика - одна из самых сложных школьных дисциплин, вызывающая трудности у многих учащихся. В тоже время имеются обучающиеся с явно выраженными способностями к этому предмету. Однако, несмотря на значительный разрыв в возможностях восприятия учениками данного курса, экзамен по математике является обязательным в ходе государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений. Поэтому возникает необходимость подготовить учащихся, изучающих математику на профильном уровне (6 часов в неделю), так, чтобы они могли получить максимальный балл на ЕГЭ для успешного поступления в высшие учебные заведения, а учащихся с базовой подготовкой по математике (4 часа в неделю) - на уровне, позволяющем набрать баллы, соответствующие отметке «отлично». Безусловно, 4 и 6 недельных часов - весьма незначительное время, отведенное Базисным учебным планом на изучение математики соответственно на базовом и профильном уровне. Отсюда возникает вопрос: как достичь целей обучения математике в разных профилях, поддерживая интерес школьников к этому предмету и не перегружая их?
Большую помощь в математической подготовке учеников могут оказать элективные предметы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы и позволяющие обучающимся выбирать собственную, наиболее интересную для себя образовательную траекторию на старшей ступени общего образования. Благодаря им, ученик сможет изучить дополнительные не включенные в учебник вопросы, отражающие специфику профиля (например, какие-то специфические вопросы математики «для биолога»).
Цель изучения элективных предметов - ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Элективные предметы выполняют различные функции. Одни из них могут развивать содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет «поддерживать» изучение смежных учебных предметов на профильном уровне. Например, элективный предмет «Математика для химика» даёт возможность углублять изучение профильного предмета химии. Другие - служат основой для внутрипрофильной специализации обучения. Например, курсы «Элементы математической логики» и «Элементы теории графов и ее применение» - в информационно-технологическом профиле.
Элективные предметы могут развивать содержание одного из базовых курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволит школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ по выбранному предмету на профильном уровне.
Некоторые из обязательных курсов по выбору предназначены обеспечить профессиональное самоопределение и познакомить с основами профессиональной деятельности, например, курсы «Русская школа и математическое образование», «Профессия математик».
Элективные предметы могут быть направлены на удовлетворение познавательных интересов, выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, школьник, обучающийся в гуманитарном классе, может выбрать курс «Математика без границ». Элективные предметы предназначены выполнять также и роль «надстройки», дополняя содержание профильного курса. Такой дополненный курс становится углублённым, а класс, в котором он изучается, превращается в класс с углублённым изучением отдельных дисциплин.
Таким образом, учитывая функции элективных предметов, можно предложить их следующий перечень по математике (Таблица 1).
Таблица 1. Перечень элективных предметов по математике
Функции элективных курсов Названия элективных предметов
Базовый уровень изучения математики Развитие содержания Поддержка профиля обучения Математика для химика. Математика в экономике. Решение задач со сложными процентами.
Подготовка к ЕГЭ Практикум по решению задач по математике. Решение уравнений и неравенств. Решение текстовых задач повышенной сложности. Функции и графики.
Удовлетворение познавательных интересов Исследовательская деятельность школьников при обучении математике. Избранные задачи по математике. Математика без границ.
Профильный уровень изучения математики Осуществление внутрипрофильной специализации Элементы математической логики. Элементы теории графов и ее применение. Элементы финансовой математики. Функции и их графики. Комбинаторика и элементы теории вероятностей.
Изучение основ профессиональной деятельности Русская школа и математическое образование. Профессия математик.
Дополнение содержания профильного курса Задачи с параметром. Практикум по решению олимпиадных задач. Решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. Многочлены.
Создание соответствующего учебно-методического обеспечения, прежде всего учебных пособий, в том числе разработка программ курсов по выбору и материалов по их проведению, - ещё одна проблема при переходе на профильное обучение. В связи с этим в настоящее время необходимо активизировать работу по созданию широкого спектра программ элективных предметов по математике.
При разработке программы элективного предмета по математике необходимо:
- проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля;
- определить, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или профильного;
- определить тему, содержание, основные цели курса, его функцию в рамках данного профиля;
- разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, отвести необходимое количество часов на каждый из них;
- выяснить возможность обеспечения данного курса учебными и вспомогательными материалами: учебниками, дидактическими материалами и т.д.; составить список литературы для учителя и учащихся;
- выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности, творчества ученика при изучении курса; если программа курса предполагает выполнение практических работ, выполнение проектов и т. д., то их описание должно быть представлено в программе;
- определить образовательные продукты, которые будут созданы учащимися в процессе освоения программы курса;
- определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы курса;
- определить форму отчётности учащихся по итогам освоения программы курса: контрольная работа, зачет, проект, реферат, выступление и др.
Усвоение учащимися курса математики возможно лишь при условии качественной методической работы педагога, что требует большого временного ресурса. Для частичного решения данной проблемы ещё предстоит работать над определением тематики наиболее интересных и востребованных элективных курсов, созданием программ и методических разработок занятий по ним.