Юридические науки
219
2. Иванова Н.Ю. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» с постатейными материалами и приложением нормативно-правовых документов. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 814 с.
3. Павленко В.В. Защита прав потребителей в сфере торговли и услуг. Практическое пособие. - М.: КноРус, 2014. - 126 с.
4. Челышев М.Ю. О формировании концепции развития законодательства о защите прав потребителей // Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование: Сборник статей / Под ред. Е.А. Суханова, Л.В. Санниковой. -М.: Инфотропик Медиа, 2011. - 188 с.
ПРОБЛЕМЫ ПРИЗНАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СЛУЖЕБНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ. ПУТИ РЕШЕНИЯ
© Кириллин Я.Е.*
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова,
г. Якутск
В этой работе автор пытается найти разумное решение урегулирования возможного конфликта между работодателем - образовательной организацией, реализующей образовательные программы высшего образования и представителем профессорско-преподавательского состава по поводу пользования и распоряжения исключительными правами на результат интеллектуальной (научно-исследовательской) деятельности преподавателя.
Ключевые слова результат интеллектуальной деятельности, служебные произведения, обязанности работника высшего учебного заведения, исключительные права на научные работы.
Одной из главных функций преподавателя как работника, устраивающегося путем конкурсного отбора в высшее учебное заведение, является осуществление научно-исследовательской деятельности [2, 3]. Данная обязанность прописывается практически в каждом трудовом договоре и является тем самым фактором, на котором зиждется вообще различие между преподавателем и другими лицами, ведущими образовательную деятельность. При этом в договоре данное требование (ведение научно-исследовательской деятельности) может быть выражено по-разному. Эго создает огромное количество нерешенных проблем о судьбе результата интеллектуальной деятельности преподавателя.
* Студент 4 курса кафедры Г ражданского права и процесса Юридического факультета.
220
ДОСТИЖЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ науки
В Типовой форме договора между образовательной организацией и преподавателями (мастерами производственного обучения), методической рекомендации 6 к Письму Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2015 г. N АК-2294/06 «О направлении методических рекомендаций» [6], мы видим следующее положение, которое косвенно указывает на обязанность преподавателя заниматься научно-исследовательской деятельностью: «4.4 Преподаватель обязан систематически заниматься повышением квалификации». Ясно, что примерная форма всегда должно дополняться конкретными требованиями, но данное положение уже указывает на то, что работник профессорско-преподавательского состава должен стараться получать ученые степени кандидата и доктора наук, которые предусматривают наличие публикаций соответствующего уровня, характера и качества.
Часть вторая статьи 1295 ГК РФ говорит о том, что исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное [1]. Как правило, преподаватель соглашается с автоматическим режимом принадлежности работодателю исключительных прав на будущие результаты интеллектуальной деятельности (при заключении трудового договора работник может не обратить внимание на эту деталь, ибо не все научные сотрудники подкованы в нюансах права интеллектуальной собственности, а в трудовом договоре отдельного пункта касательно судьбы результата интеллектуальной деятельности преподавателя может и не быть). Как следует поступать в спорном вопросе, который может возникнуть в определенной ситуации?
Тут нужно подходить к вопросу с точки зрения того, какая функция преподавателя является приоритетной для вуза, общества и государства. Если работодатели заинтересованы в том, что преподаватель занимается подготовкой кадров для обеспечения рабочей силой определенных секторов экономики, то государство и вуз преследуют также и цели развития общества, который зависит от научно-исследовательской деятельности научных кад-ров1. Казалось бы, все логично, и должно существовать такое положение, когда у преподавателя есть время для осуществления этой самой деятельности, однако в действительности данное обстоятельство осложняется некоторыми моментами. Во-первых, функция подготовки кадров занимает отнюдь не мало времени. Фактически на разработку методики, подготовку материала для лекционных занятий и семинарских работ уходит все свободное время. Наряду с многочисленными отчетами, которые должны подготавливаться преподавательскими работниками, это делает практически невозможным научную деятельность. Во-вторых, объекты авторского права предполагают
1 Однако существующие положения ФЗ «Об образовании» (ФЗ-273) недвусмысленно говорят о том, что высшее образование - это прежде всего подготовка кадров [2, ст. 69]. Однако мы будем все же обращать свое внимание на нормы ст. 72 ФЗ-273.
Юридические науки
221
творческий характер их создания, а это не всегда зависит от воли субъекта. В-третьих, те преподаватели, которые имеют все же достаточное количество научных публикаций и чьи работы пользуются спросом у научного сообщества и общества в целом, заинтересованы в получении как можно большего вознаграждения за труд, с чем не коррелируется интерес работодателя. Существует также множество других нерешенных моментов.
Регулировать труд преподавателя непросто. Первая приведенная нами проблема говорит о том, что зачастую не обеспечивается достаточное условие для ведения научно -исследовательской деятельности. Это можно решить снижением нагрузки по выполнению различного рода отчетов. Однако, как мы понимаем, в современном мире эта бюрократическая волокита не может изжить себя и набирает все новые обороты. Перепоручена другому лицу этой работы невозможно в силу того, что отчет носит личностный характер.
Со вторым моментом сложнее разобраться по следующим причинам. Так, нужно ответить на некоторые вопросы:
- допустимо ли принуждать преподавателя к занятию научно-исследовательской деятельности? Здесь ответ все-таки - нет. Но как тогда обеспечить интерес работодателя? И как быть, если преподаватель превосходно справляется с обязанностями по подготовке высококвалифицированных кадров?
- обязан ли преподаватель стремиться к получению ученого звания? Если он в этом не заинтересован? Что тогда понимать под «повышением квалификации»?
Здесь мы видим решение в том, что сама сущность высшего образования состоит в том, что студент, который обучается у конкретного преподавателя, должен научиться применять научные методы познания в практической деятельности. Описанная нами проблема (неопределенности выполнения в первую очередь определенных функций преподавателя) зародилась с чрезвычайно неоправданным распространением высшего образования после распада СССР, и, как мы полагаем, высшее образование должно стать прерогативой для тех профессий, которые предполагают непосредственное применение научных методов познания в практической деятельности. Естественно, профессорско-преподавательский состав должен состоять из тех лиц, которые заинтересованы в ведении научно-исследовательской деятельности и повышении квалификации в плане получения ученого звания. Принуждать преподавателя к написанию статьи / монографии / диссертации неправильно, однако его занятие научно-исследовательской деятельностью можно оценить по показателям студентов, участвующих в научно-практических конференциях, олимпиадах регионального, всероссийского и международного уровней и прочее. Также можно оценивать по отзывам в научных кругах опубликованных работ и так далее.
222
ДОСТИЖЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ науки
Ну и наконец, третья проблема, в которой и кроется суть нашей работы -это использование исключительных прав. Мы убедились, что данный режим обоснован современными и иными реалиями и требованиями действительности. Обязанность преподавателя заниматься научно-исследовательской деятельностью может исполняться совсем не количеством изданных работ. Количество, как известно, не всегда качество. К тому же, как выше отметили, обязанность эта исчерпывается тем, что преподавателем своевременно внедряются в образовательную деятельность новые методы или включаются в лекционный и семинарский материал новые сведения об изучаемом объекте.
Однако, как тогда быть с исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности в случае, если преподаватель все же публикует свои исследования? Как разрешать ситуации, когда между работодателем и работником возник спор об исключительных правах? Предлагаю следующее.
Преподаватели специализируются по определенной проблематике какой-то отрасли науки. Данные об этом заносятся в соответствующие базы данных вузов. Давайте предположим, что работодателем обеспечиваются условия для осуществления научно-исследовательской работы именно по данному узкому направлению, по которому преподаватель собирается защитить диссертацию. Получается, что если работником в какой-то определенный период времени были заинтересованы другие темы, и он написал об этом статью, то эта статья является сугубо личной деятельностью данного работника (которая, предположительно, была написана в свободное от работы время). По моему мнению, у работодателя по отношению к этой работе априори не должно возникнуть каких-либо претензий. Он как бы обеспечивал разработку совсем других вопросов. Внешне это может выражаться в финансировании стажировки в другом городе / другой стране, рекомендации семинаров и др. Тут заинтересованность работодателя прямая. Логично будет предположить, что вуз будет заинтересован потом в распоряжении исключительными правами.
Однако также предположим, что по этой же тематике исследований преподаватель написал такое количество статей, которое превышает необходимые требования для получения ученых званий, например. Считаю, что в данном случае работодатель уже тем, что звание получено работником, должен быть удовлетворен, поскольку его интерес в обеспечении общества результатом исследований своего преподавателя и вуза этим был соблюден. Присвоение же звания - один из главных признаков признания научным сообществом вклада в науку определенного человека. С достижением же звания доктора наук по сути даже прекращается обязанность по повышению квалификации в этом аспекте.
Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // «Собрание законодательства РФ». - 25.12.2006. - N 52 (1 ч.). - Ст. 5496. - СПС «Гарант».
Юридические науки
223
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 31 декабря 2012. - N 53 (часть I). - Ст. 7598. -СПС «Гарант».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 марта 2013 г. N 159 «Об утверждении Порядка создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность» // (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 июля 2013 г. Регистрационный N 29088). Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 25 июля 2013 г. N 161. - СПС «Гарант».
4. Приказ Минобрнауки России от 02.09.2015 N 937 «Об утверждении перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка проведения указанного конкурса» // (Зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2015 N 39321). Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 19 октября 2015 г. СПС «Гарант».
5. Письмо Минобразования РФ от 30 декабря 2002 г. N 25-111ин/25-22 «О направлении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ и примерных форм срочного трудового договора с преподавателем и научным сотрудником высшего учебного заведения» // Текст письма опубликован в журнале «ОвД. Межведомственный информационный бюллетень». - 2003. - март, N 7; Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. - 2003. -N 4. - СПС «Гарант».
6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2015 г. N АК-2294/06 «О направлении методических рекомендаций» // СПС «Гарант».