ренние резервы и возможности, осуществлять глубокие структурные преобразования в экономике, модернизировать и диверсифицировать промышленность. Самое важное направление использования всех имеющихся внутренних возможностей и запасов должны включать поэтапное увеличение глубокой переработки богатого минерального сырья и ресурсов растительного мира, а также расширение объёма и видов производства товаров, обладающих высокой добавленной стоимостью.
Эти мероприятия, проводимые в Узбекистане в сфере развития промышленности, будут способствовать реализации стратегии повышения объёма валового внутреннего продукта к 2030 году как минимум в 2 раза.
Список литературы
1. Каримов И.А. «Наша главная цель - невзирая на имеющиеся трудности последовательно продолжать проводимые реформы и структурные преобразования в экономике, шаг вперёд за счёт дальнейшего открытия широких возможностей частной собственности, малому бизнесу и предпринимательству», газета «Народное слово», 2016 год, 16 января.
2. Указ Президента Республики Узбекистан № ПФ 4707 «О программных мерах по обеспечению модернизации и диверсификации производства и структурных изменениях», 4 марта 2015 года.
3. Ортиков А. и другие «Экономика промышленности», учебник, Ташкент, «Иктисодиёт», 2014 г., стр. 78.
4. Данные государственного комитета статистики Республики Узбекистан
Sayfullaeva Nigora Shakiraliyeva, assistant Bukhara engineering-technological Institute, the city of Bukhara, Republic of Uzbekistan PRIORITIES AND TRENDS OF DEVELOPMENT ' OF INDUSTRY IN UZBEKISTAN
The article provides an overview of the major directions of development of the industrial sector in Uzbekistan, and discusses the ways of implementing the State Program of reforming and diversifying the economy
Key words: gross domestic product, industry, GDP, modernization, diversification, production capacity, technical and technological renewal of production.
ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ УЗБЕКИСТАНА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Сайфуллаева Нигора Закиралиевна, ассистент Бухарский инженерно-технологический институт, г.Бухара, Республика Узбекистан
В статье проводится комплексный анализ имеющихся на сегодняшний день проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику, и рассматриваются направления усовершенствования инвестиционной политики в Узбекистане
Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестиционный климат, инфраструктура, либерализация, валютная политика, валютный курс, конвертация национальной валюты
Наряду с несомненными успехами, достигнутыми в сфере привлечения иностранных инвестиций в экономику нашей страны, имеется ряд преград и недостатков. В их числе: слабое развитие инфраструктуры, отсутствие рекламы инвестиционной привлекательности в странах мирового сообщества, высокий уровень дифференцированности в распределении инвестиций между областями, отсутствие свободной и полной конвертации валюты и т.д. С этой точки зрения для того чтобы оживить деятельность предприятий, основанных на иностранных инвестициях, а также увеличить непосредственно сам приток иностранных инвестиций целесообразно осуществить следующие мероприятия:
1. В целях улучшения инвестиционного климата страны и решения сопутствующих ему проблем следует организовать открытое общение и всесторонне обсуждать имеющиеся проблемы при участии специалистов предприятий, основанных на иностранном капитале, специалистов - представителей органов местной власти, руководителей крупных компаний и предприятий, обладающих возможностями инвестирования. Сконцентрировав, таким образом, все мысли и мнения широкой общественности, можно выработать экономически и научно обоснованную специалистами, учёными и практиками единую инвестиционную политику, а также разработать реально работающий механизм реализации принятых законов и решений и обеспечить его жизнеспособность.
2. Один из факторов, влияющих на поток иностранных инвестиций, - ведение маркетинговых исследований, которые в данное время проводятся довольно слабо, в результате мы наблюдаем большое количество остатков произведённой продукции, хранящейся на складах. Решение этой проблемы не связано только с инвестициями, здесь важно повышать потребительскую способность населения и предприятий, а также увеличивать величину здорового спроса на производимые товары и услуги.
3. На сегодняшний день всё ещё недостаточно хорошо проработана система беспристрастного и надёжного информационного обеспечения, отражающая финансовые показатели предприятий и экономические индикаторы. Для решения этой проблемы следует создать альтернативу - самостоятельно функционирующие негосударственные информационные агентства.
4. В данное время всё ещё сохраняется неравномерность привлечения иностранных инвестиций в разрезе региональной структуры страны. Высокий удельный вес при распределении инвестиций имеют регионы, обладающие выгодным географическим расположением, индустриальные центры с развитой инфраструктурой - город Ташкент, Ташкентская область, Навоийская область, а также Кашкадарьинская область, в которых финансируются проекты стратегического значения, в то время, как области, специализирующиеся на выпуске сельскохозяйственной продукции - такие, как Сырдарьинская, Хорезмская и Джизакская области, - имеют малый удельный вес в освоении иностранных инвестиций.
Как показывает анализ, в привлечении иностранных инвестиций в республику существует ряд проблем:
- недостаточное развитие инвестиционной инфраструктуры. Решением этой проблемы может послужить стимулирование деятельности банков, инвестиционных фондов и лизинговых компаний и оптимизация их участия при реализации инвестиционных проектов;
- недостаточный уровень правовых знаний и бизнес-навыков у предпринимателей, в том числе опыта работы с инвестиционными проектами. Преодолеть этот изъян можно посредством создания в регионах центров, оказывающих маркетинговые, юридические услуги, и дальнейшего развития их деятельности;
- несоответствие инвестиционных предложений и технико-экономических обоснований проектов установленным требованиям - устранить это возможно за счёт организации органами местной власти практической помощи предпринимателям при разработке ими инвестиционных проектов, вовлекая в процесс коммерческие банки, региональные отделы Торгово-промышленной Палаты;
- бедственное финансово-экономическое положение инициаторов проекта - следует проводить глубокий тщательный анализ органами местной власти и коммерческими банками финансово-экономического положения инициаторов проектов, вносящих предложения в инвестиционные программы и программы социально-экономического развития регионов;
- неактивное участие органов местной власти в обеспечении иностранных инвесторов полной информацией об инвестиционной среде региона -в целях обеспечения иностранных инвесторов полномасштабной информацией (база инвестиционных проектов и бизнес-предложений, региональные печатные издания, сведения об экономическом анализе сырья и трудовом потенциале) целесообразно организовать в каждом регионе веб-портал «Инвестиционный потенциал области», а также проводить конференции, семинары и презентации по инвестиционной деятельности на территории республики и за рубежом.
5. Ещё одна актуальная проблема в деятельности совместных предприятий связана с устойчивостью национальной валюты - сума. В целях положительного решения этой проблемы правительством республики были разработаны и реализуются мероприятия по осуществлению в стране программы либерализации валютной политики. В частности, проводятся мероприятия по углублению процесса унификации валютных курсов, направленные на увеличение масштаба внебиржевых операций по обмену валюты. Основная цель данных мер - создание необходимых условий для скорейшего перехода к полной конвертации по текущим операциям. Для достижения этой цели необходимо:
1) наладить непосредственное сотрудничество с международными финансовыми структурами для того, чтобы найти необходимые валютные ре-
сурсы, что позволит обеспечить и гарантировать положительное протекание процесса перехода к полной конвертации национальной валюты;
2) либерализовать условия и требования продажи валюты, то есть поэтапно сокращать ограничения продажи валюты, учитывая рост объёма операций по обмену валюты.
Достижение свободной конвертации национальной валюты является трудной задачей и требует структурной перестройки экономики, расширения внешнеэкономической деятельности и совершенствования денежно-кредитной и валютной политики. Далеко не все государства мира обладают свободно конвертируемой валютой. Для повышения ценности национальной валюты каждому государству следует создать все условия для обеспечения свободного обмена национальной валюты на валюту других стран и применять методы регулирования валюты на своей территории. Опыт ряда стран показывает, что свободной конвертации можно достичь только на определённом витке развития экономики.
На сегодняшний день функционирует разработанный механизм приоритетной конвертации внутренней валюты для предприятий, обеспечивающих производственные технологии, направленные на импортозамещение и экспорт, а также производящих для республики товары народного потребления первой необходимости. Кроме того, в соответствии с указом правительства Республики для импортозамещающих и экспортоориентирован-ных предприятий при участии иностранных инвестиций гарантируется своевременная конвертация сума на свободно конвертируемую валюту, в том числе гарантируется свободная конвертация доли прибыли и дивидендов, принадлежащих иностранным учредителям.
Следующим шагом в развитии валютных операций и валютного рынка стала отмена обязательной продажи 30 процентов валютной выручки Центральному банку, а вместо этого появился внебиржевой валютный рынок, либерализовавший валютные операции. Это создало возможность, исходя из спроса и предложения, самостоятельно устанавливать обменные курсы уполномоченными на это банками. Источником проведения операций на внебиржевом валютном рынке уполномоченными на это банками, помимо продажи 30 процентов выручки предприятиями, являются также собственные средства предприятий, а также депозиты клиентов в иностранной валюте и другие привлечённые средства. Позиционирование национальной валюты может стать непосредственной основой широкомасштабного использования национальной валюты - сума в международных торговых связях.
6. Количество инжиниринговых компаний, профессионально разрабатывающих инвестиционные проекты с участием иностранных инвестиций очень ограниченно, их деятельность развита недостаточно хорошо, обеспечение их квалифицированными кадрами также далеко от желаемого уровня. Главным затруднением является то, что услуги, оказываемые данными компаниями, не соответствуют установленным требованиям. Они не
отвечают требованиям иностранных финансовых институтов; в экспертизах, проводимых ими, отчётливо проявляются недостатки - неосновательность подготовки документов проекта, наличие неопределённостей в расчётах.
7. Серьёзной проблемой остаётся также сохраняющаяся внешняя угроза политической жизни республики. Явления, угрожающие мирной жизни страны - региональные конфликты, религиозный экстремизм и фундаментализм, коррупция и преступность - могут привести к нежеланию инвесторов, ведущих деятельность в нашей стране, инвестировать свои средства.
8. Недостаточный уровень экономических знаний у населения, отсутствие адекватного отношения общества к иностранным инвесторам являются причиной несерьёзного отношения населения, местных предпринимателей к иностранным инвесторам. У многих деловых людей, желающих осуществить какой-либо проект и наладить производство при участии иностранного капитала, всё ещё сохраняется прежнее устаревшее отношение к иностранным инвесторам. Это одно из отрицательных пережитков бывшего Союза. У людей всё ещё сильно представление о том, что лица, прибывшие из-за рубежа, в том числе инвесторы, всесторонне развиты, высокообразованны и весьма устойчивы в экономическом аспекте.
В деловой среде имеется сильное стремление привлечь как можно больше средств иностранных инвесторов, не уделяя при этом большого значения возврату инвестиций.
Средства иностранных инвесторов - это отнюдь не безвозмездная гуманитарная помощь, оказываемая субъектам малого бизнеса. Поэтому каждый предприниматель при составлении финансового плана проекта должен мысленно поставить себя на его место и только потом правильно рассчитывать прогноз движения средств. Иными словами, иностранный инвестор, так же как и местный партнёр, размещает свои средства в определённую отрасль с тем, чтобы через какое-то время получить прибыль. Если рентабельность инвестиций окажется низкой, и иностранный инвестор не сможет получить желаемую прибыль, его интерес к проекту ослабеет. А это, в свою очередь, может негативно повлиять на мнение других инвесторов о малом бизнесе в нашей республике.
С другой стороны, бывают случаи невыполнения своих обязательств самими иностранными инвесторами, осуществляющих свою деятельность в нашей стране. К сожалению, на практике имеют место случаи невыполнения иностранными инвесторами взятых ими обязательств, в том числе невнесение взносов в уставный капитал совместного предприятия в установленные сроки, отсутствие своевременного предоставления гарантий по внесению взносов и доставке оборудования, допущение недочётов и ошибок при доставке и монтаже оборудования.
9. Серьёзной преградой для деятельности инвесторов является также несоответствие отраслей телекоммуникации мировым стандартам и несовершенство рекламно-информационного обеспечения.
10. Ещё одной важной проблемой является недостаток данных по оценке экологической обстановки, которая может возникнуть в результате проведения авторитетными конкурентами ценовой и производственной политики на товарном рынке, формирования новых возможностей сырья и материалов и организации нового производства.
11. Деятельность по освещению и пропаганде действующей в стране законодательно-правовой базы по формированию благоприятного инвестиционного климата, а также льгот и привилегий, созданных для иностранных инвестиций - проводится недостаточно активно. Кроме того, встречаются случаи слабого надзора за правильным выполнением правовой базы регулирования и защиты инвестиционной деятельности учреждениями, уполномоченными защищать права инвесторов непосредственно на местах.
12. Существует множество преград при регистрации деятельности совместных предприятий и других видов предпринимательства при участии иностранного капитала, и сама процедура регистрации занимает много времени. Нам следует создать для иностранных инвесторов такие экономические условия, чтобы в итоге наша страна находилась в более привлекательном положении по сравнению с другими странами, а инвесторы и мы получили максимальный социально-экономический эффект. Для этого, в первую очередь, необходимо усовершенствовать экономическую инфраструктуру для совместных предприятий.
Эффективность привлекаемых из-за рубежа инвестиций недостаточно высока, что предусматривает ответные меры по повышению эффективности. В связи с этим очень важно определить направления совершенствования механизма привлечения иностранных инвестиций и их рационального использования. Внедрение инвестиций в экономику той или иной страны служит своеобразным катализатором социально-экономического развития. Более важной задачей является использование инвестиций как фактор, ускоряющий добавление в хозяйственный процесс потенциала не используемых ранее в полной мере природных, производственных и трудовых ресурсов.
Сочетание иностранных инвестиций и национальных ресурсов способствует ускорению применения передовых технологий, повышению квалификации работников и использованию местных производственных ресурсов, что приводит к высокому интегральному эффекту.
Конкурентная среда, стремительно развивающаяся на современном этапе, требует ускоренного принятия обоснованных решений с обеих сторон. Было бы целесообразно один из дней недели объявить «Днём инвесторов» и обязательно обеспечить участие представителей органов власти.
Это позволит не только обеспечить решение имеющихся затруднений на местах, но и повысить оперативность.
Меры, о которых было сказано выше, позволят не только улучшить социально-экономические возможности отдельно взятых регионов увеличить валовой региональный продукт и, в конечном счёте, - повысить благополучие и уровень жизни населения.
Применение предложенных рекомендаций на практике даст возможность активнее привлекать иностранные инвестиции в национальную экономику и обеспечить стабильность инвестиционной среды.
Список литературы
1. Закон Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях», № 609-1 от 30.04.1998 г.
2. Закон Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению гарантий и защите прав иностранных инвесторов», № 611-1 от 30.05.1998 г.
3. Расулов Н.Н. «Стимулирование привлечения иностранных инвестиций в экономику Узбекистана», учебник. Ташкент, «Фан», 2013 г., с. 165.
4. Ивасенко А.Г. «Иностранные инвестиции», учебное пособие, Москва, «КНО-РУС», 2010 г., с. 272.
5. www.mfer.uz - сайт Министерства внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан
УДК 332.1
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Сафонова Алина Александровна, аспирант (e-mail: kozinko@list.ru) Старооскольский технологический институт им А.А. Угарова (филиал) Национальный исследовательский технологический университет
«МИСИС»
В данной статье раскрываются подходы к определению понятия «пространственная экономика» в системе современных экономических знаний. Рассмотрены географический, макроэкономический и микроэкономический подходы к изучению пространственной экономики. Изучены тенденции развития экономического пространства в России. Сделан вывод об их закономерности.
Ключевые слова: кластер, кластерных подход, пространственная экономика, территория, регион.
С развитием человечества возрастает роль науки и научного знания, являющимися основными источником прогресса. Этот процесс сопровождается количественными и качественными изменениями в самой науке, которые проявляются, прежде всего, в интеграции научных дисциплин. Интеграционные тенденции начали проявляться в естественных науках. Эти процессы не обошли стороной и экономическую науку. Растущая слож-