Научная статья на тему 'Проблемы применения законодательства в сфере закупок дошкольными образовательными организациями Московской области'

Проблемы применения законодательства в сфере закупок дошкольными образовательными организациями Московской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
259
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственные и муниципальные закупки / электронный аукцион / поставка товаров и услуг / дошкольные образовательные организации / state and municipal procurement / online auction / provision of goods and services / preschool educational organizations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Альберт Владиславович Тумаков, Никита Андреевич Петраков

Анализируются некоторые положения федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Рассматриваются проблемы применения данного нормативно-правового акта в деятельности дошкольных образовательных организаций. Поднимается и анализируется проблема несовершенства законодательной базы в сфере закупок на примере деятельности дошкольных образовательных организаций Московской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Альберт Владиславович Тумаков, Никита Андреевич Петраков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poblems of legislative execution in the field of procurement of preschool educational organizations of Moscow Region

The article analyzes some of the provisions of the federal law «On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs». The problems of the application of this act in the activities of preschool educational organizations are considered. The problem of the imperfection of the legislative framework in the field of procurement is raised and analyzed by the example of the activities of preschool educational organizations in the Moscow region.

Текст научной работы на тему «Проблемы применения законодательства в сфере закупок дошкольными образовательными организациями Московской области»

УДК 347 ББК 67.404

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10063 © А.В. Тумаков, Н.А. Петраков, 2019

Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Альберт Владиславович Тумаков,

старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса,

кандидат юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]; Никита Андреевич Петраков, командир отделения 309 учебного взвода международно-правового факультета Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Аннотация. Анализируются некоторые положения федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Рассматриваются проблемы применения данного нормативно-правового акта в деятельности дошкольных образовательных организаций. Поднимается и анализируется проблема несовершенства законодательной базы в сфере закупок на примере деятельности дошкольных образовательных организаций Московской области.

Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, электронный аукцион, поставка товаров и услуг, дошкольные образовательные организации.

POBLEMS OF LEGISLATIVE EXECUTION IN THE FIELD OF PROCUREMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF MOSCOW REGION

Albert V. Tumakov,

Senior Lecturer, Chair of Civil and Labor Law, Civil Process,

Candidate of Law

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Nikita A. Petrakov,

commander of the 309 group of the International Law Faculty Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article analyzes some of the provisions of the federal law «On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs». The problems of the application of this act in the activities of preschool educational organizations are considered. The problem of the imperfection of the legislative framework in the field of procurement is raised and analyzed by the example of the activities of preschool educational organizations in the Moscow region.

Keywords: state and municipal procurement, online auction, provision of goods and services, preschool educational organizations.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Тумаков А.В., Петраков Н.А. Проблемы применения законодательства в сфере закупок дошкольными образовательными организациями Московской области. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):75-81.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ вступил в силу 5 апреля 2013 г., заменив утративший силу ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. Законодатель определил новые принципы осуществления государственных закупок, а именно: профессионализм заказчи-

ков, стимулирование инноваций; ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок [1]. Стоит отметить, что за 5 лет деятельность в сфере государственных контрактов непрерывно развивалась; было принято большое количество подзаконных актов, комментариев, инструкций. По данным, приводимым Национальной ассоциации институтов закупок, для проведения закупки специалисту необходимо знание ФЗ № 44 —

это 339 страниц, комментариев к нему — 648 страниц, подзаконных актов — 409 страниц, классификаторов — 3,61 тысячи страниц. В итоге проведение рядовой закупки требует предварительного усвоения 5 тысяч страниц информации [2]. И в данной ситуации невозможно не согласиться с тем, что обязанности по проведению госзакупок должны быть возложены на квалифицированного специалиста. Однако, даже несмотря на громоздкость законодательства о закупках, у правоприменителей (муниципальных и государственных учреждений) все равно возникают определенные проблемы, связанные с несовершенством контрактной системы.

В данной статье речь пойдет о проблемах, связанных с применением ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с которыми сталкиваются руководители дошкольных образовательных учреждений. Итак, согласно данным, поступающим от руководителей некоторых детских садов в Московской области, после принятия ФЗ № 44 самой большой проблемой стало ухудшение качества поставляемой продукции. И этот процесс вполне закономерен, ведь сам принцип электронного аукциона заключается в том, чтобы заключить договор на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг, по наиболее выгодной для заказчика цене. Это один из случаев, когда конкуренция поставщиков не всегда положительно влияет на качество по причине того, что цель поставщика — не оказать услугу максимально качественно, а любым способом получить право на заключение контракта и, соответственно, бюджетные средства на его исполнение. Поэтому поставщики стараются максимально сбить начальную цену. Усугубляется ситуация тем, что электронная система вынуждает заказчика заключить договор с наименьшей стоимостью, не учитывая качество продукта. Данное положение закреплено не только правилами проведения аукциона, предусмотренными ФЗ № 44, но и локальными актами. Например, в ст. 9.4.2 «Регламента работы подсистемы Электронный магазин Единой автоматизированной системы управления закупками Московской области», утвержденного распоряжением Комитета по конкурентной политике Московской области от 30 марта 2017 г. № 28-01-15/17 (далее — «Регламент работы подсистемы Электрон-

ный Магазин») это звучит следующим образом: «Из предложений Поставщиков, признанных соответствующими требованиям технического задания Заявки Заказчика, Заказчику автоматически для заключения Контракта предлагается предложение Поставщика, предложившего наименьшую цену...» [3]. И здесь уже возникает вопрос о свободе договора (ст. 421 ГК РФ), а именно о свободе в принятии решения о выборе партнера. Фактически складывается ситуация, при которой правила проведения закупок ограничивают право заказчика в выборе более качественного поставщика. Это позволяет сделать вывод о том, что конкуренция между поставщиками исключительно ценовая. Однако наименьшая цена, о чем уже говорилось ранее, не всегда означает, что товар будет наивысшего качества. Регулярно различные контролирующие органы выявляют недобросовестных предпринимателей, поставляющих в детские сады низкокачественные продукты. Примером такой ситуации может стать обращение в марте 2018 года в Россельхознад-зор МАДОУ Детский сад № 20 «Родничок» (Московская область) о поставках некачественной молочной продукции в детские сады в отношении ООО «Молторг». По итогам проверки проб масла было установлено превышение содержания консервантов, выявлено использование растительных жиров, а также были обнаружены бактерии группы кишечной палочки [5]. По данным от руководителей детских садов Московской области Роспотреб-надзор периодически выявляет фальсификат и предупреждает администрации учреждений об опасности приемки такого товара. Конечно, считать, что поставок некачественного товара до вступления в силу ФЗ № 44 не было, абсурдно, но заказчик обладал большей свободой выбора поставщика. Следовательно, мог заключить договор поставки с зарекомендовавшим себя с положительной стороны производителем. На практике происходит так, что контракт о поставке продуктов содержит более 60 наименований и заключается с поставщиком по результатам проведения электронного аукциона. Это обычно приводит к следующему: во-первых, субъекты малого предпринимательства не могут в силу большой специализации производить более чем 3—7 видов продукции, следовательно не могут побороться за право заключения подобного кон-

тракта; во-вторых, качество поставляемой продукции от крупного поставщика не всегда соответствует предъявляемым требованиям, так как данный поставщик самостоятельно не производит товар, а лишь перепродает по наиболее выгодным условиям. Как следствие, на рынке появляется большое число посредников, которые скупают товар низкого качества по заниженной цене и реализуют его через аукционы с целью получения большей прибыли. Возникает резонный вопрос: почему бы не заключать контракт на поставку продуктов питания не по результатам аукциона, а в порядке ст. 93 ФЗ № 44, заключая отдельный договор с каждым предпринимателем, специализирующемся на конкретном виде продукции? Ведь, согласно ч. 2 ст. 59 ФЗ № 44, «заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации» (продуты питания входят в этот перечень), а в самом распоряжении Правительства [6], к которому отсылает данная норма закона, сделано исключение для дошкольных образовательных учреждений. Следовательно, детским садам закупать продукты у единственного поставщика, возможно. Однако, существует ряд обстоятельств, препятствующих этому. Во-первых, при проведении закупок 60 наименований продуктов у различных поставщиков, объем документооборота возрастает в разы, и обеспечивать его технически сложно. Во-вторых, годовой объем закупок продуктов питания в среднем на одно дошкольное образовательное учреждение осуществляется приблизительно на 3 млн рублей, следовательно, нельзя применить основание ч. 4 ст. 93 ФЗ № 44, так как в нем установлен лимит в 2 млн. рублей. В-третьих, ч. 1 ст. 26 ФЗ № 44 устанавливает, что «в целях централизации закупок в соответствии с. муниципальными правовыми актами. могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. В свою очередь, данные органы и учреждения выступают организаторами совместных аукционов. В результате чего сразу несколько дошкольных образовательных организаций в соответствии с ч. 1 ст. 25 ФЗ № 44 заключают контракты с одним крупным поставщи-

ком. Нацелены ли данные органы на определение поставщика, предоставляющего продукты наилучшего качества? Как уже отмечалось ранее, конкуренция в сфере закупок государственных и муниципальных нужд исключительно ценовая, поэтому очевидно, что выбор будет сделан в пользу экономии бюджета. Об этом также свидетельствует тот факт, что в Единой Информационной Системе хотя и предоставляется возможность заказчикам проводить совместные закупки в порядке ст. 25 ФЗ № 44, но на практике муниципальные контролирующие органы всегда берут на себя инициативу проведения аукциона сразу для нескольких заказчиков (ч. 2 ст. 25 ФЗ № 44). И обосновывается такая централизацией тем, что если на аукцион выходит крупный заказ, к примеру, от нескольких детских садов на поставку продуктов питания, то такой заказ привлекает к участию в аукционе большее количество конкурирующих поставщиков, что впоследствии позволит сэкономить. Но не является ли эта деятельность стимулированием монополизма, ведь ряд учреждений вынужден заключить контракт на поставку большого перечня товаров с одним поставщиком? Не является ли это ущемлением прав субъектов малого предпринимательства, которые возможно и желают осуществлять поставки продукции, но не выдерживают конкуренции с крупными фирмами в силу того, что не могут принять участие в совместном централизованном аукционе на поставку более 60 наименований товаров в силу своей специализации? Насколько независимо принятие решения уполномоченным органом о выборе поставщика, ведь цены на подобные совместные централизованные аукционы зачастую превышают 10 млн рублей? И главное, существует ли реальный, а не формальный, контроль качества получаемой от поставщика продукции? К сожалению, на данные вопросы ответ дать довольно трудно. Усугубляется ситуация тем, что заказчик, дошкольное образовательное учреждение, может стать заложником победителя аукциона. Происходит это в случае поставки явно некачественной продукции. Фактически администрация детского сада не наделена полномочиями по проведению нового аукциона или прекращению контракта со старым поставщиком, кроме того потребуется решить вопрос с возможностью вообще осуществлять образовательную деятельность до-

школьной организацией до тех пор пока не будут возобновлены поставки качественного продукта. Но на практике такая ситуация может возникнуть не часто и не по причине высокого качества поставляемого товара, а в силу банального отсутствия специализированных лабораторий контроля качества на местах и сотрудников, представляющих интересы образовательной организации в суде, ведущих исковую и претензионную работу.

Следующим проблемным аспектом, который возникает на практике в процессе проведения закупок, является несовершенство электронных платформ. Для того чтобы провести закупку товаров, работ или услуг, заказчику необходимо одновременно опубликовать план-график в ЕАСУЗе (единая автоматизированная система управления закупками), ПИКе (портал исполнения контрактов, подсистема ЕАСУЗ), ЕИСе (единая информационная система). Причем данные системы по своей сути дублируют друг друга. Логичнее было бы разработать возможность полной синхронизации этих систем или вовсе отказаться от некоторых в пользу самой удобной и надежной интернет-площадки, ведь их функциональные различия минимальны. Не выдерживает критики бесперебойность и корректность работы таких порталов как ЕАСУЗ и ЕИС. Даже при условии добросовестного и своевременного исполнения профессиональным заказчиком всех требований по публикации планов-графиков, технических заданий и прочих документов для формирования закупки у пользователей неоднократно возникала необходимость проводить все эти операции заново из-за системных сбоев. Некоторые заказчики жаловались также на то, что публикуемые данные о закупке «удваиваются», создавая тем самым два одинаковых контракта, или пропадают вовсе.

Однако отдельного внимания заслуживает тема закупки услуг через электронные площадки. В целом, эта процедура похожа на закупку товаров. Но есть одно существенное отличие в процедуре заключения контракта, вызывающее нарекания со стороны заказчика. При закупке товаров через Электронный магазин, в котором производятся закупки на основании ч. 4 и ч. 5 ст. 93 ФЗ № 44, заказчик размещает техническое задание на товар и указывает предполагаемую цену. Поставщики, просматривая условия заказчика, формируют свою

оферту и направляют ее для рассмотрения. В случае несоответствия товара техническому заданию, заказчик отклоняет это предложение (путем нажатия соответствующей кнопки в личном кабинете) и обосновывает причины отказа. Ситуация меняется в случае закупки услуг. В соответствии с п. 9.3.1— 9.3.2 «Регламента работы подсистемы Электронный Магазин», поступившие от поставщиков предложения на выполнение работ или оказание услуг автоматически считаются соответствующими техническому заданию заявки заказчика, для заключения контракта предлагается предложение поставщика, предложившего наименьшую цену. Это означает, что заказчик не может отклонить предложение ус-лугодателя. Данный весьма странный факт работы системы Электронный Магазин обеспокоил многих специалистов в сфере закупок. В техподдерж-ку были направлены письма с просьбой разъяснить порядок отказа от заключения договора оказания услуг. Администрацией сайта были даны следующие рекомендации: в случае несоответствия предлагаемой услуги техническому заданию заказчика, он уведомляет об этом услугодателя для того, чтобы последний внес соответствующие корректировки. В случае отказа заказчик на стадии заключения контракта расторгает его со ссылкой на несоответствие техническому заданию, что негативно повлияет на рейтинг услугодателя. Возникает вопрос: почему нельзя сделать систему единообразной для заключения договоров по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг? Еще больший интерес вызывает обязанность заказчика доказывать будущему услугодателю, что ему требуется оказание услуг именно в том объеме, который он изначально указал в документах заявки. И в данном примере снова прослеживается стремление к экономии: система выбирает самое бюджетное предложение и заказчику не остается ничего, кроме как вести переговоры с подрядчиком или расторгать контракт. Единственным способом заключения контракта с проверенным контрагентом заказчику предоставляет п. 9.7.4 «Регламента работы Электронного магазина»: «Заказчики осуществляют закупку вне Электронного магазина... при наличии у Заказчика предложений об... оказании соответствующих услуг по более низкой цене, чем в содержащихся в Электронном магазине предложениях поставщиков.». Однако

в 2019 году данный пункт упразднен новым Регламентом работы подсистемы Электронный магазин Единой автоматизированной системы управления закупками Московской области, утвержденным распоряжением Комитета по конкурентной политике Московской области от 26.12.2018 г. № 2701-36/18 [4]. Теперь виды закупок, которые можно осуществлять вне Электронного магазина, перечислены в п. 2.4. В этот перечень входят закупки: малого объема, цена контракта по которой не превышает 1 000 рублей; услуг по защите информации; услуг в области науки и искусства (в том числе услуги по повышению квалификации); медицинских услуг (в том числе медицинские осмотры) и другие.

Введение данного ограничения должно простимулировать предпринимателей к регистрации в системе закупок и продвижению своих услуг на электронных площадках.

В нише закупок, связанных с выполнением строительных работ, существуют свои проблемы. Больше всего нареканий у руководителей дошкольных образовательных учреждений Московской области вызывает система выбора подрядчиков. Как нам уже известно, выбирается подрядчик по наименьшей предложенной цене. Однако зачастую выигрывают подрядчики не только не занимающиеся строительными работами как таковыми, но и базирующиеся в удаленных регионах. Ведь для того чтобы принимать участие в электронных аукционах, направлять коммерческие предложения, необходимо лишь пройти регистрацию на электронных площадках. Сведения об опыте работы, о предыдущих сданных объектах, об отзывах заказчиков, с которыми заключались договоры подряда, не требуются и не учитываются. После регистрации новоиспеченный подрядчик выбирает аукцион и делает все возможное, чтобы стать победителем (максимально возможно снижает цену). Далее, не имея ни бригады, ни материалов, ни инструментов такой подрядчик приезжает, зачастую из соседней области, для знакомства с объектом и предстоящими работами, наиболее экономно рассчитывает смету и нанимает местную бригаду рабочих без уведомления заказчика. Подобные ситуация произошла в одном из детских садов Воскресенского района Московской области: аукцион на ремонт помещения выиграл

подрядчик из Ярославской области, однако фактически работы выполнялись местными рабочими, то есть имел место субподряд, который в договоре прямо был запрещен. Первой проблемой стал вопрос качества: подрядчик максимально сбил цену на аукционе, чтобы выиграть, а для того чтобы получить большую прибыль экономил на материалах и рабочих. Как итог, подрядчику не удалось сдать объект в срок, за что он был неоднократно оштрафован, так как имело место большое количество замечаний к его работе. Вторая проблема заключалась в том, что заказчик не мог контролировать, имел ли место субподряд. Смысл системы закупок теряется, если она лишь плодит посредников. Что мешает бригаде пройти регистрацию на электронных площадках и участвовать в аукционах? Ответ прост: на их работу всегда есть достаточный спрос в частном секторе. И наконец, третьей проблемой в данной ситуации стал вопрос гарантии на выполненные работы. Удаленный подрядчик не всегда добросовестно относится к этому обязательству, он может менять название фирмы, создавать новые, и это только для того, чтобы скрываться от заказчика. По-другому дела обстоят с подрядчиками, которые расположены в одном районе с заказчиком. Как правило, это проверенные фирмы, которые зарекомендовали себя с положительной стороны еще до того, как появилась контрактная система, и дорожат своей репутацией, поэтому выполняют гарантийное обслуживание добросовестно.

Последний аспект, касающийся недостатков контрактной системы, которые негативно влияют на работу дошкольных образовательных организаций — это вопрос отсутствия квалифицированных специалистов в сфере закупок. Одним из принципов закона о контрактной системе является принцип профессионализма заказчика (ст. 9). Законодатель толкует его следующим образом: «Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок». На практике данный принцип не всегда исполняется должным образом. Происходит это из-за того, что не все администрации районов обеспечивают шко-

лы и детские сады специалистами по закупкам. По данным от руководителей дошкольных образовательных учреждений Московской области работа по закупкам организована в разных районах по-разному. В некоторых районах созданы целые отделы закупок, обеспечивающие работу всех муниципальных учреждений по данному направлению. Есть и противоположные примеры, когда работа с электронными площадками по закупкам практически полностью, за исключением проведения крупных аукционов, возложена на руководителей образовательных учреждений и их заместителей. С точки зрения соответствия принципу профессионализма в данной ситуации возникают вопросы. Руководители и их заместители могут пройти курсы повышения квалификации для работы в электронных системах и заниматься деятельностью по закупкам, однако никто не освобождает их от выполнения основных должностных обязанностей. Это приводит не только к непрофессиональной работе в сфере закупок, но и к нарушению трудовых прав самих руководителей, которые вынуждены исполнять несвойственные им задачи. А ведь за нарушения в порядке осуществления закупок они могут быть привлечены к административной и даже уголовной ответственности. Следует отметить, что заказчик для работы в сфере закупок должен хорошо разбираться в особенностях работы электронных площадок и обладать юридическими познаниями, так как зачастую при заключении контрактов возникают спорные ситуации в применении ст. 31 и 33 ФЗ № 44. Примером может послужить жалоба ООО «САНАС» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на проведение профилактической дезинфекции [7]. Предметом спора стал вопрос обязательного наличия лицензии у организации, оказывающей услуги по дезинсекции и дератизации. Заказчик обязан указывать подобные требования в техническом задании, однако поставщики, специализирующиеся на дезинсекции и дератизации, оспаривают требования заказчика, так как считают, что лицензия им не требуется, ведь их деятельность не попадает под категорию «медицинская деятельность». Возникает спор о возможности участия поставщика в аукционе. И здесь непрофессиональный заказчик попадает в практически безвыходную ситуацию. С одной стороны —

в его интересах заключить контракт с проверенной фирмой, имеющей лицензию на проведение определенных работ, с другой стороны — не будет ли он привлечен к ответственности за предъявление особых требований к поставщику, ведь это можно расценивать как намеренное ограничение конкуренции? Стоит отметить, что дело об услугах по дезинсекции и дератизации дошло до Верховного суда РФ, и только там было установлено, что лицензия обязательна. Главный вопрос, готовы ли руководители дошкольных образовательных организаций, у которых нет ни высококвалифицированных специалистов по закупкам, ни юридического образования, отстаивать интересы организации при возникновении данных споров? Могут ли они подавать иски в суд на недобросовестных поставщиков, борясь за качество поставляемых товаров и оказываемых услуг? Очевидно, что в условиях отсутствия специалистов по закупкам, это невозможно.

Подводя итог, хочется отметить, что ФЗ № 44 имеет как преимущества, так и недостатки. Однако прошло уже более 5 лет с момента вступления его в силу, но на местах применение данного нормативно-правового акта вызывает множество вопросов и нареканий. Были созданы интернет-площадки, призванные обеспечить открытость, уменьшить бумажный документооборот, простимулировать малый бизнес, развить конкуренцию, сэкономить бюджет. Но несмотря на это, нельзя с уверенностью сказать, что контрактная система кардинально улучшила качество товаров, работ и услуг, искоренила коррупционную составляющую, стала помощником для руководителя в организации работы учреждения. Лучшим индикатором того, насколько хорошо работает закон, является степень удовлетворенности субъектов, интересы которых затрагиваются данным нормативным актом. В настоящий момент контрактная система, благодаря которой снизилось качество товаров, работ и услуг, появились безответственные поставщики, возникла необходимость в выполнении несвойственных обязанностей без должной квалификации, стала объектом нареканий от руководителей муниципального уровня. Исправить ситуацию возможно, для этого необходим диалог законодателя с правоприменителем.

Литература

1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ //»Собрание законодательства РФ», 08.04.2013, № 14, ст. 1652.

2. Дарья Викторовна ГОРОХОВА, эксперт ООО «Р.О.С.Т.У», кандидат экономических наук облемы применения Закона № 44 ФЗ // Журнал «БЮДЖЕТ» № 1 январь 2018.

3. «Регламент работы подсистемы Электронный магазин Единой автоматизированной Системы управления закупками Московской области», утвержденного распоряжением Комитета по конкурентной политике Московской области от 30 марта 2017 г. №28-01-15/17

4. Регламентом работы подсистемы Электронный магазин Единой автоматизированной системы управления закупками Московской обоасти, утвержденным распоряжением Комитета по конкурентной политике Московской области от 26.12.2018 г. №27-01-36/18 // URL: http://zakaz-mo.mosreg.ru/ dokumenty/ (дата обращения — 30.12.2018 г.).

5. Россельхознадзор — «О выявлении Рос-сельхознадзором фальсифицированной и небезопасной молочной продукции, поставляемой в детский сад Московской области» // Ц^:Ы!р:// podmoskovye.bezformata.com/Hstnews/molochnoj-produktcii-postavlyaemoj-v-detskij/66007647/ (дата обращения — 21.12.2018 г.).

6. Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» // URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi ?req=doc&base=LAW&n=290994&rnd=EAE1AD B2C60B689A7D78759678F55151&dst=100009&f М=134#04150570867060517 (дата обращения — 21.12.2018 г.).

7. Решение и предписание № 53-ж/2018 по жалобе ООО «САНАС» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на проведение профилактической дезинфекции. //и^:Ы1р:// fas.gov.ru/documents/614188 (дата обращения — 21.12.2018 г.).

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Муниципальное право России. 9-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под науч. ред. В.В. Еремяна, К.К. Гасанова. 2019 г. 415 с. Гриф УМО по юрид. образованию. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Изложены основные теории местного самоуправления, рассмотрена история возникновения и развития самоуправления в России. Показаны современные подходы к пониманию местного самоуправления, главные направления государственной политики России в этой области. Представлены предмет, метод, система и источники муниципального права. С учетом комплексного характера определено особое место муниципального права в системе российского права. Рассмотрены формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и его участия в нем. Описаны структура органов местного самоуправления и различные модели ее организации.

Материал изложен с учетом законодательства, действующего по состоянию на 1 июня 2018 г.

Для студентов (курсантов), аспирантов (адъюнктов) и преподавателей высших юридических образова-

Муниципальное право

России

Учебник

Девятое издание

тельных учреждений, органов и должностных лиц местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.