Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ БИОМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ БИОМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
241
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БИОМЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ БИОМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ / КЛОНИРОВАНИЕ / БИОТЕРРОРИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сурайкин Иван Иванович, Маклакова Мария Александровна

Развитие биомедицинских технологий позволяет человечеству лечить ранее неизлечимые заболевания, проводить сложнейшие операции по трансплантации, но в то же время применение этих технологий привело к появлению кардинально новых проблем в области права. Авторы предлагают закрыть некоторые неурегулированные правовые пробелы закреплением новых норм в УК РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF APPLICATION OF MODERN BIOMEDICAL TECHNOLOGIES: LEGAL ASPECT

The development of biomedical technologies allows humanity to treat previously incurable diseases, to carry out complex transplant operations, but at the same time, the use of these technologies has led to the emergence of radically new problems in the field of law. The authors propose to close some unresolved legal gaps by fixing new norms in the Criminal Code of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ БИОМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

ВОПРОСЫ российской ЮСТИЦИИ

ВЫПУСК № 1 В

УДК 343.3.7

Сурайкин Иван Иванович Маклакова Мария Александровна Уральский государственный юридический университет имени В.Ф.Яковлева

Институт Юстиции Россия, Екатеринбург ivanss2000@mail.ru mary.m.1999@mail.ru Suraykin Ivan Ivanovich Maklakova Maria Aleksandrovna Ural State Law University named after V.F.Yakovlev

Institute of Justice Russia, Ekaterinburg

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ БИОМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Аннотация: развитие биомедицинских технологий позволяет человечеству лечить ранее неизлечимые заболевания, проводить сложнейшие операции по трансплантации, но в то же время применение этих технологий привело к появлению кардинально новых проблем в области права. Авторы предлагают закрыть некоторые неурегулированные правовые пробелы закреплением новых норм в УК РФ.

Ключевые слова: биомедицинские технологии, преступления с применением биомедицинских технологий, генная инженерия, клонирование, биотерроризм.

PROBLEMS OF APPLICATION OF MODERN BIOMEDICAL TECHNOLOGIES: LEGAL ASPECT Annotation: the development of biomedical technologies allows humanity to treat previously incurable diseases, to carry out complex transplant operations, but at the

462

same time, the use of these technologies has led to the emergence of radically new problems in the field of law. The authors propose to close some unresolved legal gaps by fixing new norms in the Criminal Code of the Russian Federation. Key words: biomedical technologies, crimes using biomedical technologies, genetic engineering, cloning, bioterrorism.

В настоящее время остро стоит вопрос о необходимости защиты человека, его достоинства, целостности, уникальности от вредных последствий некоторых современных биомедицинских технологий.

Биомедицинская технология - это совокупность приемов и способов (а также сами процессы) по обработке живого материала (человека вообще, отдельных его органов, тканей, животных, растений, бактерий и др.), которые качественно изменяют «живой» объект. Это могут быть также методы воздействия и на «неживой» объект, но при помощи процессов, так или иначе связанных с «жизнью» в самом широком смысле этого слова [7, с. 52].

Преступления с применением биомедицинских технологий - это виновно совершенное общественно опасные деяния, заключающиеся в неправомерном использовании биотехнологий в области клонирования; генной инженерии; трансплантологии; создания биологического оружия; биомедицинских исследований на человеке и т.д.

Данный вид преступления следует отграничивать от профессионального преступления медицинского работника по:

а) объектам посягательства, в которые входят помимо уже поставленных под охрану уголовного закона такие блага и интересы, которые в настоящее время российским уголовным правом не охраняются, как: генетическая целостность человека, достоинство человека в широком смысле слова, под которым следует понимать право на уважительное отношение до рождения, в период жизни и после смерти, и т.д.;

б) по значительности причиняемых последствий, то есть ставят в опасность жизнь не отдельного человека, а многих людей например: при вмешательстве в генотип человека, которое способно поставить под угрозу благополучие, жизнь и здоровье потомков этого лица, и т.д.;

в) субъекта биомедицинской деятельности, характеризующегося не просто наличием у него соответствующего медицинского или биологического образования, а высоким уровнем квалификации в соответствующей области биологии и медицины [6, а 46].

В настоящее время в РФ клонирование человека запрещено Федеральным законом от 20 мая 2002 г. № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека». Согласно ст. 4 ФЗ лица, виновные в его нарушении, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации [3]. Но на данный момент в России отсутствуют меры уголовной ответственности за клонирование человека.

Уголовная ответственность за клонирование может быть введена в зависимости от его вида, выделяют два вида: репродуктивное и терапевтическое клонирование человека. Первое представляет собой искусственное воспроизведение в лабораторных условиях генетически точной копии любого живого существа. В отличие от репродуктивного терапевтического клонирования предполагает развитие эмбриона до стадии бластоцисты (до 14 дней), затем его рост останавливают. Эмбрион используют для получения стволовых клеток с целью их дальнейшего терапевтического использования в медицине, то есть для лечения и профилактики различных заболеваний. Терапевтическое клонирование менее опасно и может проводиться, однако только в определенных случаях и по строго установленным правилам, которые следует разработать и закрепить в отдельном нормативно-правовом акте [2].

Поэтому предлагаем установить уголовную ответственность за репродуктивное клонирование и это преступление следует отнести к категории тяжких.

Статья 120.1. Репродуктивное Клонирование человека.

1. Клонирование человека, то есть создание человека, генетически идентичного другому живому или умершему человеку, путем переноса в лишенную ядра женскую половую клетку ядра соматической клетки человека, -наказывается... (тяжкое преступление).

2. Ввоз на территорию Российской Федерации либо вывоз с ее территории клонированных эмбрионов человека, то есть зародыша человека на стадии развития до восьми недель в этих же целях - наказываются... (тяжкое преступление).

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены: а) из корыстных побуждений; б) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) лицом с использованием своего служебного положения - наказываются... (особо тяжкое преступление).

В Федеральном законе "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" от 05.07.1996 N 86-ФЗ упоминается ответственность в области генной-инженерной деятельности "Юридические лица и граждане (физические лица), которые осуществляют генно-инженерную деятельность и действия или бездействие которых причинили вред работникам организации, осуществляющей генно-инженерную деятельность, населению, окружающей среде, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации"[5, 482 е.]. Но на сегодняшний момент в РФ отсутствуют меры уголовной ответственности за вред, причиненный генно-инженерной деятельностью.

В связи с чем предлагается дополнить Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" от 05.07.1996 N 86-ФЗ нормами о порядке осуществления генно-инженерной деятельности и применения ее методов к человеку, тканям и клеткам в составе его организма, а также закрепить в УК ответственность за нарушение данного порядка.

Статья 120-2. Генная инженерия.

1. Вмешательство в генотип человека, то есть выделение генов из организма, осуществление манипуляций с генами и введению их в другие организмы в не установленным законом порядке, — наказывается... (тяжкое преступление).

2. То же деяние, совершенное:

а) в отношении двух или более лиц;

б) из корыстных побуждений;

в) с применением насилия или с угрозой его применения;

г) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказывается... (тяжкое преступление).

Одним из преступлений с использованием биомедицинских технологий можно считать общественно опасное деяние, заключающиеся создании и использовании биологического оружия.

Диспозиция статьи 205 УК РФ в настоящее время определяет террористический акт следующим образом:

"совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения

указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями..." [1].

Понятие "иных тяжких последствий" раскрывает в пункте 3 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности": "под иными действиями, устрашающими население и создающими опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в статье 205 УК РФ следует понимать действия, сопоставимые по последствиям со взрывом или поджогом, например устройство аварий на объектах жизнеобеспечения; разрушение транспортных коммуникаций; заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности; вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов; захват и (или) разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений"[4].

Проанализировав изложенное выше, можно сделать вывод о том, что такой способ совершения террористического акта, как применение биологического оружия, не назван прямо ни в диспозиции статьи 205 УК РФ, ни понимается под "иными тяжкими последствиями", указанными в Постановлении Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1.

В связи с чем предлагаем дополнить УК РФ статьей 205.1 Биологический терроризм.

Содержание статьи могло бы выглядеть следующим образом:

1. Совершение террористического акта путем применения биологического оружия - наказывается...

2. Те же деяния:

а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) повлекшие по неосторожности смерть человека;

в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, - наказываются.

Необходимость закрепления биологического терроризма как самостоятельного состава преступления, объясняется тем, что биологическое оружие в силу ряда присущих ему боевых и функциональных характеристик делает его весьма удобным для совершения масштабного террористического акта.

Кроме того, полагаем, что биологический терроризм имеет повышенную общественную опасность, которая объясняется тем, что происходящая в настоящее время революция в области биотехнологий способна создать биологическое оружие, по поражающим параметрам не уступающее ядерному оружию и обладающее при этом гибкостью в применении.

Как отмечает ряд исследователей, одним из факторов, снижающих эффективность противодействия биологическому терроризму, является то, что еще не получили необходимого развития теоретико-правовые основы борьбы с этим общественно опасным явлением, равно как и ее конкретное международно-правовое регулирование [8, с. 4]. Следовательно, считаем оправданным закрепить в УК РФ предложенный состав преступления.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несомненно, достижения

в области биомедицинских технологий на сегодняшний день достигли

колоссального уровня. Так, например, одним из наиболее важных направлений

генной инженерии является производство лекарств нового поколения,

468

представляющих собой биологически активные белки человека. Кроме того, современные методы генной инженерии в комплексе с другими подходами совершают революцию в борьбе с ранее неизлечимыми генетическими, онкологическими и аутоиммунными заболеваниями. Однако вместе с тем проблемной остается уголовно-правовая сфера, в которой достаточно пробелов либо присутствует только частичное урегулирование вопросов, связанных с уголовной ответственностью за незаконное применение биомедицинских технологий. В связи с чем возникает необходимость совершенствования современного уголовного законодательства.

Список литературы:

1."Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 09.03.2022) // СПС «Консультант Плюс»

2. Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" от 05.07.1996 N 86-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

3. Федеральный закон от 20 мая 2002 г. № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека» // СПС «Гарант»

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 (ред. от 03.11.2016) "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" // СПС «Консультант Плюс»

5. Белов О.А., Спиридонова Ю.Н., Одинцов А. И. ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ // Пенитенциарная наука. 2020. №4. 482 с.

6. Крылова Н. Е. Об уголовно-правовой защите прав человека от общественно опасных нарушений биоэтики // Вестник Моск. ун-та. Серия 11 «Право». 2003. № 1. 46 с.

7. Старовойтова О. Э. Биомедицинские технологии как предмет правового регулирования // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. №1. 52 с.

8. Симонова А. Е. Международно-правовые аспекты борьбы с биотерроризмом: Автореф. дис. ... канд. юр наук. - Москва, 2007. - 4 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.