Научная статья на тему 'Проблемы применения социологического метода в экономических исследованиях'

Проблемы применения социологического метода в экономических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
246
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / SOCIOLOGY / METHODOLOGY OF RESEARCH / ECONOMIC THEORY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бахматова Татьяна Георгиевна, Озерникова Татьяна Георгиевна

Рассмотрены проблемы применения социологического метода в экономических исследования. Выявлены основные области применения социологических методов сбора информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF APPLYING SOCIOLOGICAL METHOD IN ECONOMIC RESEARCHES

Some problems of applying sociological method in economic researches have been studied. The main spheres of applying sociological methods of information acquisition have been revealed.

Текст научной работы на тему «Проблемы применения социологического метода в экономических исследованиях»

0ЁЁ1Ы10Ё6 Ё 1А01А1Ё1АЁ6

О.А. ААОІАОІАА

кандидат экономических наук, доцент О.А. ТдАоГЁЁТАА

зав. кафедрой экономики труда и управления персоналом,

доктор экономических наук, доцент

ТоТАЁАШ Тоё^АГАГЁВ ЙТОЁТЁТАЁхАйЁТАТ 7А0ТАА А УЁИМЁхАЙЁЁО ЁШЁААтААГЁВО

ВадоёйоаоёаГТпои ё дГа^ёТТпой Гао^Гйб ёппёааТааГёё аТ ЇГТаи Т15аааёу^опу поаїа-Гй^ ТаТпГТааГГТпоё ё тТдГаГГТпоё Г'бёТа-Гуашб ІаоТаТа УТдГаГёу.

Вапп1аобёаау 1аоТаи паТба ёГ6Тб1аоёё, ёпиёйд6аша а пТоёТёТаё^апёёб ёппёааТааГёуб, !ТжГТ пёадаой, ^оТ аТёй0ау ёб ^апой аиёа даё1поаТааГа 6 аб6аёб Га6ё. Гт ё1аГГТ бадаёоёа пТоёТёТаё^апёТё 1аоТаТёТаёё їТдаТ-ёёёТ п6Тб1ёбТааой ёТи'ёаёп 'иТаТ^ёпёаГ-Гиб пїТпТаТа паТба ё аГаёёда ёГ6Тб1аоёё, 'мдаТёу^йёб мёб^ёой аТпоаоТ^ГТ аТпоТааб-Гиа ааГГиа Т пТоёаёйшб уаёаГёуб ё їбТоап-паб па1ТаТ бадёё^ГТаТ бТаа.

1ТдГаааоаёйГйа аТд1ТжГТпоё пТоёТёТаё-^апёёб ІаоТаТа обааёоёТГГТ ёпиёйдб^опу ё а уёТГиё^апёёб ёппёааТааГёуб. А оТ жа аба-1у а ёппёааТааГёуб уёТГиё^апёёб ГбТаёа! пТоёТёТаё^апёау ёГ6Тб1аоёу ^апоТ баппіао-бёаааопу ёёаТ ёаё баа^ГТа аТ'мёГаГёа, ёёаТ ёаё ёТиатаоёу Топбопоаёу ГаТабТаё1Тё поа-оёпоё^апёТё ёГ6Тб1аоёё.

ТаТпГТааГёа аТд1ТжГТпоё ё ГаТабТаё1Т-поё Г'бёТаГаГёу а уёТГиё^апёёб ёппёааТааГёуб т'аоё6ё^апёёб пТоёТёТаё^апёёб ІаоТаТа обаабао їбажаа апааТ 6оТ^ГаГёу пшпёа ЇТ-Гуоёё «1аоТаТёТаёу» ё «1аоТа». ГаТабТаё-ІТпой уоТаТ и'баааёуаопу, а ^апоГТпоё, ё оаі, ^оТ а аТёй0ёГпоаа бааТо, їТпауйаГГйб їбТ-аёа1а! ІаоТаа пТоёТёТаёё, аГаёёдёбб^опу ёё0й ІаоТаи ё оабГёёа Г'бТааааГёу уи'ёбё-^апёёб пТоёТёТаё^апёёб ёппёааТааГёё, а оТ абаїу ёаё ІаоТааІ оаТбаоё^апёТё пТоёТёТ-аёё бааёуаопу 1аёТ аГё1аГёу.

Ё Г'ТГёТаГё^ 'иГуоёу «1аоТаТёТаёу» аТп-оаоТ^ГТ !ГТаТ їТабТаТа. А ёдГа^аёйГы ё паІТІ Тайаі пшпёа 1аоТаТёТаёу — уоТ Габёа Т Га6^Ги ІаоТаа. ІТжГТ пёадаой, ^оТ ТГа ёдб^аао Габ^Гйё ІаоТа, и'баааёуао ба-ёиаГааоёё, ёапа^йёапу Габ^ГТё аТпоТааб-ГТпоё Г'бёТаГуашб ІаоТаТа, ТпГТайааупй Гбё уоТ! Га оаёёб 'ГТГуоёуб, ёаё «ёТаёёа» ё «аГТпаТёТаёу».

АоТбТё їТабТа обаёобао ТаоТаТёТаё^ ёаё пёпоа16 Г'бёГоё'ма Габ^ГТаТ ёппёааТааГёу, Тобажа^йёб т'аоё6ёё6 ёТГёбаоГТё Габёё ё аа їбааіаоа. «1\1ТаабжаоаёйГТа ТТГёТаГёа 1а-оТаТёТаёё ёпбТаёо ёд оТаТ, ^оТ а Гаё бааёёд6-аопу уабёпоё^апёау (о.а. ïТёпёТаау) 66Гёоёу ïбаа1аоГТё Таёапоё ёппёааТааГёу»1. А уоТ1 п1ипёа 1аоТаТёТаёу ГаТоааёё1а То оаТбёё, ё оаТбаоё^апёау пёпоа1а дГаГёу аТёжГа Га оТёй-ёТ ТайупГуой ГаёТоТб6^ їбаа1аоГ6^ Таёапой, ГТ ё ааааой ёГпоб61аГо ïТёпёа ГТаТаТ дГаГёу — ТаоТаТёТаё^. Ё1аГГТ оаТбёу ТГбаааёуао ГаГбааёаГёа ёппёааТааГёу, аёГТоади, ёТ-оТбиа ГаТабТаё1Т ГбТаабёой, ааао аТд1Тж-ГТпой пёпоа1аоёдёбТааой 6аёои Га ТпГТаа аи-уаёаГёу ёб п6йапоааГГиб паТёпоа ё паудаё.

А пТТоааопоаёё п обаойё! їТабТаТІ, 1аоТ-аТёТаёу — уоТ пёпоа1а дГаГёё, ТГбаааёу^йау оабГё^апёёа, ТбааГёдаоёТГГиа ё ГбТоаа6бГиа аТїбТпи ГбТааааГёу ёппёааТааГёё, ТаТпГТааГ-ГТпой аиаТба Гбё1аГуа1иб ІаоТаТа ё Таап-Га^аГёа аТпоТаабГТпоё ГТё6^аГГиб бад6ёйоа-оТа. А ба!ёаб оаёТаТ ГТабТаа 1аоТаТёТаёу аёёдёа ё оаёТ16 ГТГуоё^, ёаё «1аоТаёёа».

1\1ТТоааопоааГи, ё ГТГуоёа «1аоТа» 1Тж-ГТ бапп1аобёааой а 0ёбТёТ1 ё 6дёТ1 дГа^а-Гёё. А 0ёбТёТ1 пшпёа 1аоТа — уоТ ГТГуоёа, Тобажа^йаа ТпТааГГТпоё оаТбаоё^апёТё ёТГ-оаГоёё, бааёёд6а1иа а їбТоаппа ёппёааТааГёу. А 6дёТ1 дГа^аГёё ІаоТа — уоТ пїТпТа паТба, ТабааТоёё, аГаёёда ёГ6Тб1аоёё.

1бТаёа1а пТпоТёо а оТ1, ^оТ пТоёТёТаё^ап-ёёё 1аоТа ^айа апааТ обаёо6аопу 6дёТ, о.а. а Тобиаа То пТоёТёТаё^апёТё оаТбёё ё 1аоТаТ-ёТаёё. УоТ паудаГТ а паТ^ Т^абаай п оа1, ^оТ ГТГуоёа «1аоТаТёТаёу» оаёжа Гбаё16йа-поааГГТ ёпГТёйд6аопуапаТа! 6дёТ1 дГа^аГёё.

ГаТаГТдГа^Ги! уаёуаопу ё пТТоГТ0аГёа ГТГуоёё «пТоёаёйГТа ёппёааТааГёа» ё «пТоё-ТёТаё^апёТа ёппёааТааГёа». ЁГТааа уоё їТГу-оёу ТоТжаапоаёу^опу, а ёГТааа ГТГё1а^опу ёаё Тайаа (пТоёаёйГТа) ё ^апоГТа (пТоёТёТ-аё^апёТа). Га Га0 адаёуа, ааГГиа ёппёааТаа-

© О.А. АабіаоТаа, О.А. ТдабГ(эёТаа, 2004

ièÿ íâîàöîäèlî ^âôêî äèôôâбâíöèбîâàôü. I5è ÿôîl ñîöèîëîäè+àñêèl (â èñôèííîl ïî-fèlàfèè ÿôîäî ñëîâà) ÿâëÿâôñÿ èññëâäîâàíèâ ñîöèàëüíûö îáúâêôîâ, ÎôiÎ0âièé, ïбîöâññîâ, fàïSàâëâiiÎâ ià ïîëó^âíèâ iîâîé èfôîSlà-öèè è âûÿâëâièâ çàêîíîlâбíîñôâé îáùâñôââí-iîé æèçiè ià îñíîâà dàÎôèé, ïàdîâîâ è ïôÎ-öàäóö, ïöèíÿдûö â ñîöèîëîäèè2.

Iбèíöèïèàëüíîé äëÿ îïбâäâëâíèÿ îáëàñôè íàó^íîäî èññëâäîâàíèÿ ÿâëÿâôñÿ âçàèlmâÿçü lâæäó ôâîSèâé è lâôîäîëîäèâé, ñ îäíîé ñôî-5îfû, è lâôîäàlè ñáîбà è àiàëèçà èfôîSlà-öèè — ñ äбóäîé. Â ÿôîl mrnëâ, fàïSèlâS, làöêâôèíäîâîâ èññëâäîâàíèâ ñ èm'îëüçîâàfè-âl ôàêèô lâôîäîâ, êàê àfêâôèSîâàièâ è èïoâ5-âü^, iâ ÿâëÿâôñÿ ñîöèîëîäè^âñêèl, ôàê êàê ààçèöóâôñÿ ià lâôîäîëîäèè làöêâôèíäà. Ôî^-iî ôàê æâ èññëâäîâàíèâ ïSîaëâl làôâSèàëü-íîäî ñôèlóëèöîâàíèÿ ñ èm'îëüçîâàfèâl 5â-çóëüôàôîâ àfêâôèSîâàièÿ Sààîôfèêîâ, mfîâàf-iîâ ià ôâîбâôèêî-lâôîäîëîäè^âñêèö ïîëîæâ-fèÿô ÿêîiîlèêè ôöóäà, ñîöèîëîäè^âñêèl ÿâ-ëÿôüñÿ iâ áóäâô. Ôàêèl îaSàçîl, ^ôîaû îïöâäâëèôü, ê êàêîé íàó^íîé ñïâöèàëüíîñôè îô-íîñèôñÿ èññëâäîâàíèâ, íâîàöîäèlî ÎàSàôèôü âfèlàfèâ ïбâæäâ âñâäî ià èñïîëüçîâàííûâ ôâîбâôè^âñêèâ è lâôîäîëîäè^âñêèâ ïîäöîäû, â ôî âôâlÿ êàê lâôîäû ñáîбà èíôîölàöèè lîäóô àûôü çàèlñôâîâàíû ó äöóäèö íàóê.

Ñîöèàëüíîà èññëâäîâàíèâ — ïîiÿôèâ àî-ëââ 0èôîêîâ, lâæäèñöèïëèíàöíîâ. «Kä ièl ñëâäóâô ïîièlàôü 0èôîêèé êëàññ èññëâäîâàíèé, ääâ ñîöèàëüíûâ ôàêôû îàúÿñíÿ^ôñÿ ^âôâç ïnè-öîôèçèîëîäè^âñêèâ, ïñèöè^âñêèâ, ïôàâîâûâ, ÿêîиlè^âñêèâ è ô.ï. ôàêôû. È iàîàîôîô»3. Ôîëüêî ôàêèl îàôàçîl lîäóô àûôü èçó^âíû líîäèâ ïôîàëâlû, ÿâëâièÿ è ïöîöâññû, iâ «âïèñûâà^ùèâñÿ» â äíîñâîëîäè^âñêó^ ñöâló îôäâëüíûö íàó^íûö äèñöèïëèí. Öñëîæíâíèâ îàùâñôââííûö ïöîöâññîâ îàúâêôèâíî ïôèâî-äèô ê íâîáöîäèlîñôè ïöîââäâíèÿ èññëâäîâà-ièé lâæäèñöèïëèíàöíîäî öàöàêôâöà, ^ôî ñb ïöîâîæäàâôñÿ çàöîæäâíèâl è öàçâèôèâl iî-âûô íàó^íûö äèñöèïëèí.

Íà ñôûêâ ñîöèîëîäèè è äöóäèö íàóê óæâ ñôîölèöîâàëèñü lâæäèñöèïëèíàöíûâ íàó^-iûâ íàïöàâëâíèÿ: ñîöèàëüíàÿ ïñèöîëîäèÿ, ñb öèàëüíàÿ ÿêîëîäèÿ, ñîöèàëüíàÿ àíôöîïîëîäèÿ è äö. Ê ôàêèl lâæäèñöèïëèíàöíûl íàïöàâëâ-ièÿl îôíîñèôñÿ è ÿêîíîlè^âñêàÿ ñîöèîëîäèÿ, ïî ïîâîäó lâñôà êîô^îé â ñèñôâlâ íàó^íî-äî çfàfèÿ lfâfèÿ öàçäâëÿ^ôñÿ. Ââ öàññlàôöè-âà^ô è êàê -^ôü ñîöèîëîäèè, è êàê ^ôü ÿêî-íîlè^âñêîé íàóêè. Íà ià0 âçäëÿä, ÿôî ñàlî-

ñôîÿôâëüíîâ íàó^íîâ íàïöàâëâíèâ, íîñÿùââ lâæäèñöèïëèíàöíûé öàöàêôâö.

Èlâffî ôîölèöîâàíèâ ÿêîíîlè^âñêîé ñb öèîëîäèè êàê ñàlîñôîÿôâëüíîäî íàó^íîäî fà^àâ-ëâièÿ è ââ lâôîäîëîäèè ïöèââëî ê öàçâèôè^ îàîñíîâàííîäî ôâîöâôè^âñêîäî ïöâäñôàâëâíèÿ î âîçlîæfrnôÿô ïöèlâíâíèÿ ñîöèîëîäè^âñêèö lâôîäîâ ïöè àiàëèçâ ÿê^lè^iêèc ïöîöâññîâ.

Îïöâäâëâíèâ ïöâälâôà ÿêîíîlè^âñêîé ñb öèîëîäèè iâ ÿâëÿâôñÿ îäíîçíà^íûl. Íàèàîëââ àëèçêèl ê íà0âló ïöâäñôàâëâíè^ ÿâëÿâôñÿ nä-öîä êëàññèêîâ îôâ^âñôââííîé ÿêîíîlè^âñêîé ñîöèîëîäèè Ô.È. Çàñëàâñêîé è D.Â. Dûâêèiîé, êîô^ûâ ñ^èôà^ô, ^ôî ÿêîíîlè^âñêàÿ ñîöèîëî-äèÿ «èññëâäóâô çàêîíîlâöíîñôè ÿêîíîlè^âñêîé æèçiè (ÿêîíîlè^âñêèâ ÎôiÎ0âièÿ, ÿêîíîlè^âñ-êèâ ïöîöâññû) ñ ïîlîùü^ ñèñôâlû êàôâäîöèé, âûöààîôàííûö ñîöèîëîäèâé»4. Íâ '^^â^â^ äàííîló ïîfèlàfè^ è ôî^êà çöâíèÿ Â.Â. Dàäà-ââà, êîô^ûé îïöâäâëÿâô ïöâälâô ÿêîíîlè^âñ-êîé ñîöèîëîäèè â äóöâ I. Ââáâöà: «...ÿêîfîlè-■^êàÿ ñîöèîëîäèÿ èçó^àâô ÿêîíîlè^âñêîâ äâé-ñôâèâ êàê ôîöló ñîöèàëüíîäî äâéñôâèÿ»5.

Ñàlîîïöâäâëâíèâ ÿêîíîlè^âñêîé ñîöèîëî-äèè êàê ñàlîñôîÿôâëüíîé íàó^íîé äèñöèïëèíû ñâÿçàíî ñ îàîçfà^âfèâl ââ ñïâöèôè^âñêîäî lâñôà â ñèñôâlâ íàóê, öàçäöàíè^âíèâl ââ ïöâälâôà è lâôîäà ñî mâæfûlè íàóêàlè, è ïöâæäâ âñâäî ñ ÿêîíîlè^âñêîé ôâîöèâé. Â ÿêî-íîlè^âñêèö è ñîöèàëüíûö èññëâäîâàíèÿö lîæ-iî iàéôè líîäî îàùâäî. Ôàê, îáúâêôû èññëâ-äîâàíèÿ ÿêîíîlè^âñêîé ôâîöèè è ÿêîíîlè^âñ-êîé ñîöèîëîäèè ôâñíâé0èl îáöàçîl ïâöâïëâ-ôà^ôñÿ è íàöîäÿôñÿ âî âçàèlîäâéñôâèè. È ñ ñî-öèîëîäè^âñêîé, è ñ ÿêîíîlè^âñêîé ôî^âê çöâ-ièÿ èçó^à^ôñÿ öûíêè, êîíêóöâíöèÿ, ïîââäâíèâ àêôîöîâ, lîôèâàöèÿ ïîââäâíèÿ è ö.ä.

Iöè ïöàêôè^âñêîl ñîâïàäâíèè îàúâêôîâ lâæäèñöèïëèíàöíàÿ äöàíèöà (è îàîñîàëâíèâ ÿêîíîlè^âñêîé ñîöèîëîäèè) lîæâô àûôü ïöî-ââäâíà ià îñíîââ îïöâäâëâíèÿ ñïâöèôè^âñêèö ïöâälâôîâ è lâôîäîâ èññëâäîâàíèé. löè ÿôîl ñëâäóâô îôlâôèôü, ^ôî âñëè ïîä lâôîäàlè lû àóäâl ïîièlàôü ëè0ü lâôîäû ñàîöà è àiàëèçà èíôîölàöèè, ôî îêàæâôñÿ, ^ôî è îiè âî liî-äîl ÿâëÿ^ôñÿ îàùèlè. К äàæâ âñëè ïöèçíàôü, ^ôî öàçëè^èÿ â lâôîäàö ñóùâñôâó^ô, ÿôî èlââô âôîöîñôâïâííîâ çfà^âfèâ ïî ñöàâíâíè^ ñ öàç-ëè^èâl â lâôîäîëîäè^âñêèö ïöâäïîñûëêàö.

Tñíîâíîâ îôëè^èâ lâôîäîëîäè^âñêèö ïîä-öîäîâ ÿêîíîlè^âñêîé ñîöèîëîäèè è ôöàäèöèîí-iîé ÿêîíîlè^âñêîé ôâîöèè Â.Â. Dàäàââ âèäèô â ïöèíöèïèàëüíîé ïöîôèâîïîëîæíîñôè îñíîâ-fûô èíôâíöèé ÿôèô äâóö äèñöèïëèí: «...ÿêîfî-

le^aneay oaTSey iSTegaTaeo 5aaoeoe^ e Tau-aaffTl6, a yeTfTle^aneay nToeTeTaey — iST-aealaoegaoe^ TauaaffTaT»6. YeTfTlenou, Tauynfyy neTffifua iSToannu, 6iSTua^o ne-ooaoe^ aT 6STafy «anoanoaaffTe», iTfyofTe n oT^ee gSafey gaSaaTaT nlunea e aa^uae aTglTffifTnou oTSlaeegaoee, lTaaeeSTaafey e iSTafTgeSTaafey. Aey nToeTeTaTa «anoa-noaaffmou» fa yaeyaony T^aaeafTe e en^aSiu-aa^uae, Tfe aeayo ga eaffi6uaeny iSTnoToTe e Tauaaffmou^ oaeue euieaen neTffifae0e6 iSTaeal, oSaa6^ue6 iTfelafey e Tauynfa-fey. lTyoTl6 TaTaauafea yeTfTle^anee6 en-neaaTaafee nToeTeTae^aneele iTa6Taale e faTaTSTo, agaelfTa iSTfeefTaafea e efoaa-Saoey niTnTanoa6^o iTau0afe^ iTgfaaaoaeu-fu6 aTglTffifTnoae Taae6 fa6e. TnTaaffT yoT faTa6TaelT a iaSeTau gfa^eoaeufu6 nToeaeu-fT-yeTfTle^anee6 eglafafee, eTaaa faTa6T-aelT eeaT Tnluneafea afTau aTgfee0e6 iST-aeal, eeaT iaSamluneafea 6ffia ela^ue6ny, fT fa fTaTe laoTaTeTae^aneTe TnfTaa.

A ^al ffia gaee^aaony laoTaTeTae^aneee iTa6Ta, iSaaeaaaalue yeTfTle^aneTe nToe-TeTaeae? ISaffiaa anaaT Tolaoel, ^oT Tf yaeyaony fa ene6nnoaaffT neTmoS6eSTaafful, fT n6T5le5Taaa0elny anoanoaafful TaSa-gTl ^aSag aafagen fa6^fu6 iSaanoaaeafee T nTTofT0afee yeTfTle^aneTaT e nToeaeufTaT.

YaTe^oey iSaanoaaeafee T ^aeTaaea a yeT-fTle^aneTe oaTSee iTaSTafT Tienafa Sagfu-le aaoTSale. fa fa0 agaeya, faeaTeaa gfa^e-lTe afaeeoe^aneTe e TaTaua^uae SaaToTe a yoTe Taeanoe yaeyaony lTfTaSaoey A.N. AaoT-fTlTaa7. Nalule Tauele iSegfaeale ^aeT-aaea yeTfTle^aneTaT aTeu0efnoaTl aaoTSTa iSegfa^ony oaeea, eae fagaaenelTnou, yaTen-oe^fmou, SaoeTfaeufTnou e efoTSleSTaaf-fTnou. OaeTa iSaanoaaeafea 66Taeo naTele eTSfyle a eeanne^aneee yoai Sagaeoey yeTfT-le^aneTe oaTSee (A. Nleo, Affi. Aafoal,

O. Iaeuo6n, A. DeeaSaT, ^.A. Nye e aS.). A aaeufae0al eeanne^aneea iSaanoaaeafey iSa-oaSiaee Sya eglafafee fa Sagee^fu6 yoaia6 Sagaeoey yeTfTle^aneTe oaTSee. ATeu0Te aeeaa a Sagaeoea iTfelafey ^aeTaaea yeTfT-le^aneTaT afanee O. Oaeae, A. laSaoT,

O. Aaaeaf, A. NaelTf, I. OSealaf, A. Aae-eaS, D. ET6g, A. fTSo e aS6aea 6^afua.

NTaSalaffTa iSaanoaaeafea Ta «yeTfTle-^aneTl» aTTaua faeaTeaa ySeT auSaffiafT a SaaToa6 E. iTeafue. Noaaeony aTiSTn T aaTe-noaaffTl iTfelafee nalTe eaoaaTSee «yeTfT-le^aneTa» — a oTSlaeufTl e nTaaSffiaoaeu-

fTl gfa^afee. OTSlaeufTa gfa^afea «yeTfT-le^aneTaT» «TnfTauaaaony fa eTae^aneTl 6a-SaeoaSa nayge laffia6 oaeyle e nSaanoaale, yaeyalTe a oaee6 iTfyoey6, eae "yeTfTle^aneee" eee ”yeTfTleou" (economical, economizing). TfT iTaSag6laaaao eTfeSaof6^ neo6aoe^ auaTSa, a elaffT: auaTSa laffia6 Sagee^fule niTnT-aale eniTeugTaafey nSaanoa, iTSTffiaaalTaT e6 TaSafe^affTnou^. Anee iSaaeea, TiSaaaey^-uea auaTS nSaanoa, lu faguaaal eTaeeTe Sa-oeTfaeufTaT aaenoaey, oT lTffial TaTgfa^eou yoTo aaSeafo eTaeee fTaul oaSlefTl — ”6TS-laeufay yeTfTle^aneay oaTSey" (formal economics)»8. ElaffT oaeTa oTSlaeufTa iT-felafea «yeTfTle^aneTaT» e aueT 6aSaeoaS-fT aey TnfTafu6 eTfoaioee «yeTfTle^aneTaT ^aeTaaea», ^oT ToSaffiaeT eae eTaee6 Sagaeoey fa6ee, oae e aTnoSaaTaaffTnou nT noTSTfu iSaeoeee 6TgyenoaaffTaT 6iSaaeafey. NTaSa-laffTl6 yoai6 Sagaeoey a aTeu0ae noaiafe nTToaaonoa6ao aS6aTa iTfelafea «yeTfTle^an-eTaT», TiSaaaeyalTa E. ITeafue eae «nTaaS-ffiaoaeufTa gfa^afea», eToTSTa «auoaeaao eg oaeoa gaaenelTnoe ^aeTaaea To iSeSTau e aS6-ae6 e^aae. TfT 6aSaeoaSeg6ao aaT agaelTTo-fT0afea n iSeSTaful e nToeaeuful TeS6ffia-feal, eToTSua Taania^eaa^o al6 nSaanoaa 6aTaeaoaTSafey laoaSeaeufu6 iToSaafTnoae»9. E. ITeafue n^eoaao oTSlaeufTa gfa^afea TaSafe^afful, oae eae TfT aageS6aony fa eT-aeea, fa oaTSee, a oT aSaly eae nTaaSffiaoaeu-fTa gfa^afea ToSaffiaao n6ufTnofua, anoa-noaaffua 6aSaeoaSenoeee nalTe iSeSTau ^aeT-aaea. NTToaaonoaaffT, «oTeueT nTaaSffiaoaeu-fTa gfa^afea "yeTfTle^aneTaT" niTnTafT iT-STffiaaou eTfoaioee, faTa6Taelua nToeaeuful fa6eal aey ylieSe^aneTaT enneaaTaafey ana6 oeiTa 6Tgyenoaa iST0eTaT e fanoTyuaaT»10.

ETae^aneel iSTaTeffiafeal aaffTaT iTa6T-aa yaeyaony enneaaTaafey, iTnayuaffua afa-eeg6 yeTfTle^aneTaT aaenoaey e nToeaeufTaT aaenoaey. A gaS6aaffifTe yeTfTle^aneTe nToe-TeTaee aaffay iSTaealaoeea faeaTeaa ae6aT-eT SagSaaToafa I. ASaffTaaooaSTl, a a Toa-^anoaaffTe fa6ea — A.A. Daaaaaul, eToTSue Tola^aao: «^yeTfTle^aneTa aaenoaea — yoT fafaneeunoaaffTa eniTeugTaafea TaSafe^af-fu6 San6SnTa, ela^ue6 Sagee^fTa 6iToSaa-eafea, aey aTnoeffiafey eTee^anoaaffT TiSaaa-eaffTe oaee, naygaffTe n Taania^afeal ffieg-faaayoaeufTnoe e^aae»11. NTToaaonoaaffT, TnfTafule yealafoale yeTfTle^aneTaT aaenoaey yaeyaony TaSafe^affTnou San6SnTa, aTg-lTffifTnou e6 aeuoaSfaoeafTaT 6iToSaaeafey,

fâfàñèëüñôââffûé ôàöàêôâö êî^îëÿ íàä öâ-ñóöñàlè, íàöâëâííîñôü ià îàâma^âfèâ æèç-íâäâÿôâëüíîñôè ë^âé, êîëè^âñôââffàÿ îï^â-äâëâííîñôü öâëâé è ñöâäñôâ.

lîiÿôèâ ñîöèàëüíîäî äâéñôâèÿ ÿâëÿâôñÿ àîëââ 0èöîêèl ïî ñöàâfâfè^ ñ ïîiÿôèâl ÿêîfîlè^âñ-êîäî äâéñôâèÿ. Ôâîöâôè^âñêèâ îñíîâû ïîfèlàfèÿ ñîöèàëüíîäî äâéñôâèÿ çàëîæâiû êëàññèêîl ñîöè-îëîäèè I. Ââáâöîl12. Ñîöèàëüíîâ äâéñôâèâ ïî-íèlàâôñÿ êàê ôàêàÿ ô^là äâÿôâëüfîñôè, êîô^àÿ èlââô ñóáúâêôèâíûé ñlûñë äëÿ ñóàúâêôà è âioô-öâííâ lîôèâèöîâàíà. Êöîlâ ôîäî, ñîöèàëüíîâ äâéñôâèâ îöèâfôèöîâàfî ià äâéñôâèÿ äöóäèô ë^-äâé, ô.â. ñóáúâêô îæèäàâô îïöâäâëâííîé îôââô-iîé öâàêöèè ià ñâîâ ïîââäâíèâ.

lî ñöàâfâfè^ ñ ïîäöîäîl ÿêîfîlè^âñêîé ôâ^èè mîàâffmôè ïîäöîäà ÿêîfîlè^âñêîé ñîöèîëîäèè ê èññëâäîâàfè^ ÿêîfîlè^âñêîäî äâéñôâèÿ çàêë^à^ôñÿ â ñëâäó^ùâl13:

1. Iîôèâàöèÿ ôîçÿéñôââffûô àäâfôîâ èlâ-âô ñëîæíûé ôàöàêôâö è iâ ñâîäèôñÿ ê <^îëî-ló» ÿêîíîlè^âñêîló èfôâöâñó.

2. Tàúâêôîl èññëâäîâàíèÿ âûñôóïàâô iâ ààñôöàêôíàÿ ÿêîiîlèêà, à ÿlïèöè^âñêè fààë^-äàâlàÿ ñôâöà ôîçÿéñôâà.

3. Ÿêîfîlè^âñêîâ äâéñôâèâ öàññlàôöèâàâô-ñÿ êàê óêîöâíâííîâ â ñîöèàëüíûö ñôöóêôóöàô.

4. Ÿêîfîlè^âñêîâ äâéñôâèâ ïöâäñôàâô êàê êóëüôóöíî óêîöâíâííîâ.

5. Ÿêîfîlè^âñêîâ äâéñôâèâ ÿâëÿâôñÿ ô^-lîé ñîöèàëüíîäî äâéñôâèÿ.

lîiÿôèâ óêîöâíâííîñôè ÿâëÿâôñÿ îäíèl èç mfîâfûô äëÿ ïîfèlàfèÿ ñïâöèôèêè èññëâäî-âàfèÿ ÿêîfîlè^âñêîäî äâéñôâèÿ â ÿêîfîlè^âñ-êîé ñîöèîëîäèè. Öêîöâfâffîñôü — ÿôî fâ ïöîñôî îàóñëîâëâffîñôü ÿêîfîlè^âñêîäî äâé-ñôâèÿ ñîöèàëüfîé ñöâäîé, êóëüôóöfûlè ôàê-ô^àlè è ïö. löèçfàâàÿ óêîöâíâííîñôü ÿêî-fîlè^âñêîäî äâéñôâèÿ, lû ïöèçíàâl âäî äëó-àèffó^, ñóùfîñôfó^ ñâÿçü ñ ñîöèàëüfîé ñôöóêôóöîé è êóëüôóöíîé ñöâäîé, ïöèçfàâl fââîçlîæfmôü ïîfèlàfèÿ è èçó^âíèÿ ÿêîfî-lè^âñêîäî äâéñôâèÿ âfâ äàííîäî êîfôâêñôà.

Äèïîôâçà óêîöâfâffîñôè ñâÿçàíà ñ làöêñè-ñôñêèlè è àíôöîïîëîäè^âñêèlè fàó^fûlè ôöà-äèöèÿlè, fî ïöâæäâ âñâäî ñ èlâfâl Ê. lî-ëàfüè. lîfÿôèâ óêîöâfâffîñôè ïöèlâfèôâëüfî ê ÿêîíîlè^âñêîló äâéñôâè^ öàññlîôöâfî è â öààîôàô ïöèçfàffîäî ëèäâöà ñîâöâlâffîé ÿêî-fîlè^âñêîé ñîöèîëîäèè I. Äöàffîââôôâöà. Ôàê, â îäíîé èç âäî öàáîô, ÿâëÿ^ùâéñÿ ñàlûl öèôèöóâlûl ôâêñôîl â ñîâöâlâííîé ÿêîfîlè-■^êîé ñîöèîëîäèè, îôlâ^àâôñÿ, ^ôî â êëàññè-■^êîé è íâîêëàññè^âñêîé ÿêîfîlè^âñêîé ôâ-

îöèè ñîçäàâôñÿ èäâàëèçèöîâàffàÿ ñèôóàöèÿ, ïî-ñôöîâffàÿ fà ïöâäñôàâëâíèè îà ÿêîfîlè^âñ-êîl äâéñôâèè. Â ïöîôèâîââñ ÿôîló îàmfîâû-âàâôñÿ àöäólâfô óêîöâfâffîñôè: ÿêîfîlè^âñ-êîâ ïîââäâíèâ è ÿêîfîlè^âñêèâ èfñôèôóôû «fà-ñôîëüêî îäöàfè^âfû ñîöèàëüfûlè ÎôfÎ0âfèÿ-lè, ^ôî ïûôàôüñÿ ïöâäñôàâèôü èô êàê íâçàâèñè-

lûâ àûëî àû äöóàâé0âé Î0èàêÎé»14. Tàû^-fî â ÿêîfîlè^âñêèô lîäâëÿô ÿêîfîlè^âñêîâ äâéñôâèâ öàññlàôöèâàâôñÿ ñ ïîçèöèè àôîlèçà-öèè, ô.â. ñóàúâêô ÿêîíîlè^âñêîäî äâéñôâèÿ (àê-ô^) öàññlàôöèâàâôñÿ èçîëèöîâàííî îô âäî ñîöèàëüfîé ñöâäû. I. Äöàííîââôôâö ïîä^âö-êèâàâô: «lëîäîôâîöfûé àfàëèç ^âëîââ^âñêîäî äâéñôâèÿ ôöâàóâô, ^ôîàû lû èçáâäàëè àôîlè-çàöèè... Àêô^û fâ äâéñôâó^ô è fâ ï^èfèlà-|dô öâ0âfèÿ âfâ ñîöèàëüfîäî êîfôâêñôà, ïîäîá-fî öàçöîçfâffûl àôîlàl îfè fâ ïîä^èíÿ^ô-ñÿ öààñêè ïöâäïèñàfèÿl, îïöâäâëâííûl ôâl îñîàûl ïâöâñâ^âfèâl ñîöèàëüfûô ïîçèöèé, êîô^ûâ èl ñëó^èëîñü çàfÿôü. Âlâñôî ÿôîäî èô ïîïûôêè öâëâfàïöàâëâffîäî äâéñôâèÿ óêîöâfâ-fû â êîfêöâôfûô ñèñôâlàô äëÿùèôñÿ ñîöè-àëüfûô ÎôfÎ0âfèé»15. Ôàêèl îáöàçîl, ñîâöâ-lâffîâ ïîfèlàfèâ ÿêîfîlè^âñêîäî äâéñôâèÿ îàúâêôèâfî ôöâàóâô âäî öàññlîôöâíèÿ â êîf-ôâêñôâ ñîöèàëüfîé îáóñëîâëâííîñôè.

 ñîîôââôñôâèè ñ lâôîäîëîäèâé ÿêîíîlè^âñ-êîé ñîöèîëîäèè, èçó^âfèâ ñîöèàëüfîé ñöâäû ÿêîfîlè^âñêîäî äâéñôâèÿ, ñîöèàëüfûô öâñóö-ñîâ, ñîöèàëüfûô ôàêôîöîâ, îïöâäâëÿ^ùèô ÿêîfîlè^âñêîâ ïîââäâíèâ, ñîöèàëüfûô öâ-çóëüôàôîâ ÿêîfîlè^âñêîäî äâéñôâèÿ äîëæfî îñóùâñôâëÿôüñÿ fâ ôöàälâfôàöfî, fî öâëâíà-ïöàâëâffî è ñèñôâlàôè^âñêè fà mfîââ ïöèlâ-fâfèÿ ñîöèîëîäè^âñêèô lâôîäîâ.

Âñâ ôèïû ñîöèîëîäè^âñêèô lâôîäîâ è ñôöà-ôâäèé äâëÿôñÿ fà äââ äöóïïû: êîëè+àñдâàííûà è êà+àñдâàííûà. Êöèôâöèâl ôàêîäî öàçäâëâfèÿ ÿâëÿ^ôñÿ öàçëè^fûâ ôâîöâôè^âñêèâ ïöâäïîñûë-êè. Iöèlâfâfèâ êîëè^âñôââffûô lâôîäîâ àà-çèöóâôñÿ fà ôàêèô ôâîöâôè^âñêèô êîföâïöèÿô, êàê, fàïöèlâö, ñôöóêôóöàëèçl, ñôöóêôóöíûé ôófêöèîfàëèçl, ôâîöèÿ ñèñôâl è äö. Êà^âñôââf-fûâ lâôîäû èñïîëüçó^ôñÿ â öàlêàô ôàê fàçû-âàâlîé «ïîfèlà^ùâé» ñîöèîëîäèè, âêë^^à^-ùâé ôàêèâ ôâ^èè, êàê ôâfîlâfîëîäèÿ, àèôâ-âèîöèçl, ñèlâîëè^âñêèé èfôâöàêöèîfèçl è äö.

Êà^âñôââffûâ lâôîäû èññëâäîâàfèÿ — ÿôî îôfîñèôâëüfî fîâîâ íàïöàâëâíèâ â îôâ^âñôââf-fîé ïöàêôèêâ. Ëà+àñдâàííîà èññëàäîâàíèà — ÿôî ë^àîé âèä èññëâäîâàfèÿ, ïöâäïîëàäà^ùèé ñàîö îäöàíè^âííîäî îàúâlà äëóàèffîé èfôîö-làöèè, ïîçâîëÿ^ùâé ïîëó^èôü êà^âñôââffî

ОЁЁШЮЁВ Ё 1А01А1Ё1ЛЁВ

ГТайа айаТай, и Га ГбааГТёааа^йёа поаоеп-оё^апёТё ТабааТоёё ааГГйб. Ёа^апоааГГйа 1а-оТай ГТдаТёу^о ёппёааТааой Гбаё1бйапоааГ-ГТ ёГаёаёабаёйГйа, ТпТааГГйа, а Га оё'Гё^Гйа ГбТуаёаГёу ГТааааГёу ё^ааё. ТГё ГбааГТёааа-|эо паТб ёГоТб1абёё Т бабаёоабёпоёёаб пТдГа-Гёу бапГТГааГоТа. Оаёёа ёппёааТааГёу Га 1Т-або айой 1аппТай1ё, ёб бадбёйоаой Га ГТаааб-аа^опу поаоёпоё^апёТё ТабааТоёа, а аГаёёдёбб-|эопу Га ТпГТаа оаёёб оабГТёТаёё, ёаё ааб1аГаа-оёёа, па1аГоё^апёёё аГаёёд, аёпёббп-аГаёёд ё аб. ВаГбадаГоаоёаГТпой ГТаТаГйб ёппёааТааГёё а Тай^ГТ1 п1йпёа Га 1Тжао айой ТаТпГТааГа. АТпоТаабГТпой ёа^апоааГГТё ёГоТб1абёё ТГбаааёуаопу ёаё пТаё^ааГёа! обааТааГёё ё ГбТбаабба ёппёааТааГёу, ааТ 1аоТаёёа ё оабГТёТаёё, оаё ё ТпТай1ё пГТпТаа1ё, ГаГбё1аб, обёаГабёубёаё (пТГТпоааёаГёа ёГоТб1абёё, ГТ-ёб^аГГТё бадГй1ё 1аоТаа1ё, ёд бадГйб ёпоТ^-ГёёТа, а оа^аГёа ТГбаааёаГГТаТ аба1аГё).

ЁТёё+апдаа((Та ёппёааТааГёа — уоТ ёп-пёааТааГёа, ГбааГТёааа^йаа паТб аТёй0ТаТ Тайа1а уиебё^апёТё ёГоТб1абёё ё аГаёёд уоТё ёГоТб1абёё п ГТ1Тйй^ поаоёпоё^апёёб (а оТ1 ^ёпёа ё 1аоа1аоё^апёёб) 1аоТаТа. Оаёёа ёппёааТааГёу Тай^ГТ ГбТаТауопу п ёпГТёйдТ-ааГёа1 айаТбТ^ГТаТ 1аоТаа ё аТёжГй Тоаа-^аой обааТааГёу1 баГбадаГоаоёаГТпоё. ЁТёё-^апоааГГйа 1аоТай ГТдаТёу^о айуаёой Тайаё-оёаГйа бадбёйоаой адаё1Тааёпоаёу ё^ааё, оаёёа ёаё пТбёаёйГйа ёГпоёобой, пТбёаёйГйа поббёоббй, ГТб1й ё Гбааёёа ГТааааГёу. Ё1аГ-ГТ аТд1ТжГТпой ТаТпГТааГёу баГбадаГоаоёаГТпоё ё поаоёпоё^апёТё дГа^ё1Тпоё бадбёйоаоТа 1аппТайб ТГбТпТа уаёуаопу ТпГТаГй1 аТпоТ-ёГпоаТ1 ёТёё^апоааГГйб 1аоТаТа.

А уёТГиё^апёёб ёппёааТааГёуб ёпГТёйдб-|эо Гбаё1бйапоааГГТ ёТёё^апоааГГйа 1аоТ-ай паТба ёГоТб1абёё, ^оТ ТайупГуаопу ГбТ-поТоТё Гбё1аГаГёу, Гаёё^ёа1 поаГаабоГйб аТ-побГГйб ГбТаба11 ТабааТоёё ёТёё^апоааГ-Гйб ааГГйб, аТд1ТжГТпой^ Гбё1аГаГёу аад пГабёаёйГТё пТбёТёТаё^апёТё ё ГпёбТёТаё^ап-ёТё ГТааТоТаёё.

ЁТёё^апоааГГйа ё ёа^апоааГГйа 1аоТай Га ёпёё^а^о, а адаё1ГТ аТГТёГу^о абба аббаа, ё ёб бадааёаГёа уаёуаопу аТ 1ГТаТ1 бпёТа-Гй1. Оаё, ГТуаёу^опу ГТайа 1аоТай ё Гбёа1й ёппёааТааГёу, ТаГТдГа^ГТ Га ТоГТпуйёапу Гё ё ёа^апоааий!, Гё ё ёТёё^апоааГГй1. ІТ 1ГаГё^ уёпГабоТа ёд ёппёааТааоаёйпёТаТ ёТ-1ёоаоа ГТ ёТаёёа ё 1аоТаТёТаёё ІажабГабТа-ГТё пТбёТёТаё^апёТё аппТбёабёё, а пТаба1аГ-ГТё пТбёТёТаё^апёТё 1аоТаТёТаёё 1Т^ГТ ай-ааёёой обё ^абой: аТ-Габайб, б1аГй0аГёа бадбйаа 1ажаб ёТёё^апоааГГй1ё ё ёа^апоааГ-Гй1ё 1аоТаа1ё; аТ-аоТбйб, Га бГёаабпаёйГйё бабаёоаб 1аоТаТёТаёё (ёа^аау ё1аао паТ^ поабб «ёТ1ГаоаГбёё» ё Гбё1аГаГёу). А-оба-ойёб, ГТай0а^опу дГа^аГёа ё баГГТпой Гбё1а-ГаГёу ёТ1Гёаёпа 1аоТаТа аёу ГТёб^аГёу поа-аёёйГйб ё аТпоТаабГйб бадбёйоаоТа16.

ТпГТаГйа бадёё^ёу ёТёё^апоааГГйб ё ёа^а-поааГГйб ёппёааТааГёё ГбаапоааёаГй а оааё. 1.

ТпГТаГйа пТбёТёТаё^апёёа 1аоТай паТба ёГоТб1абёё, ёб ТпТааГГТпоё ё Таёапоё Гбё-1аГаГёу аТпоаоТ^ГТ ГТёГТ ТГёпаГй а бадёё^-Гйб б^ааГёёаб ё ГТпТаёуб17, ГТуоТ1б 1й Тп-оаГТаё1пу Га ТГёпаГёё ёппёааТааоаёйпёёб аТд-1ТжГТпоаё ТпГТаГйб 1аоТаТа ё Таёапоуб ёб Гбё1аГаГёу Гбё ёдб^аГёё уёТГТ1ё^апёёб уа-ёаГёё ё ГбТбаппТа (оааё. 2).

Оааёёоа 1

ЛдааГёоаёиГау дадаёоадёпоёёа ёТёё+апоааГГйд ё ёа+апоааГГйд ёппёааТааГёё

Критерии сравнения Количественные исследования Качественные исследования

Теоретическая основа «Объясняющая» социология «Понимающая» социология

Основная цель исследования Описать социальное явление, его структуру и выявить причинно-следственные связи между его элементами Выявить смысл поведения социальных субъектов и интерпретировать его

Тип исследования Преимущественно описательное Преимущественно аналитическое или разведывательное

Предмет исследования Объективные результаты взаимодействия людей Объективные факторы Типичные социальные явления и процессы Индивидуальные характеристики и особенности поведения людей Субъективные факторы Особенные, уникальные социальные проявления

Формализация инструментария Высокая Низкая или отсутствует

Позиция исследователя Наблюдатель Участник

Логика анализа18 Дедуктивная: от абстракции к фактам путем операционализации понятий Индуктивная: от фактов — к концепциям

0.А. ААОіАОіАА, 0.А. ЮАР/'ЁЁ/АА

1ёТГ+аГёа дааё. 1

Критерии сравнения Количественные исследования Качественные исследования

Репрезентативность Обеспечение репрезентативности необходимо и возможно Обеспечение репрезентативности не имеет принципиального значения и фактически невозможно

Стиль исследования Жесткий Мягкий

Методы сбора информации Контент-анализ Структурированное наблюдение Анкетирование Стандартизованное интервью Социометрический опрос Экспертный опрос в стандартизованной форме Традиционный (классический) анализ документов Неструктурированное (свободное) наблюдение Фокусированное интервью Биографическое интервью Нарративное интервью Глубинное интервью Фокус-группа Экспертный опрос в нестандартизованной (свободной) форме Кейс-стади

Оааёёоа 2

дадаёдадёпдёёа ТпГТаГйд Таёапдаё Удё1аГаГёу пТдёТёТаё+апёёд іадТаТа паТда ёГоТдТадёё

Метод сбора информации Общая характеристика исследовательских возможностей Основные разновидности метода Сфера применения в исследованиях экономических процессов

Опрос Исследование феноменов сознания респондентов Анкетирование Интервью стандартизованное Исследование типичных характеристик экономического сознания массовых групп населения

Интервью нестандартизованное Исследование индивидуальных, а не типичных проявлений

Фокус-группы Генерирование новых идей, знаний; извлечение информации о реакциях на заранее заданное воздействие

Экспертный опрос Прогнозирование тенденций, получение обоснованных оценок по дискуссионным и новым проблемам

Наблюдение Исследование реального поведения людей Включенное наблюдение Получение уникальной информации о реальном поведении людей, в том числе в сфере «теневых» отношений

Невключенное наблюдение свободное (неструктурированное) Получение информации о реальном поведении в новых или чрезвычайных условиях, о новых социально-экономических проблемах

Невключенное наблюдение структурированное Получение информации о массовых формах открытого поведения в экономической сфере

Анализ документов Вторичное исследование социально-экономических процессов, их результатов, сознания и поведения Традиционный анализ документов Обобщение и оценка имеющегося знания по проблеме, выявление особенных, индивидуальных характеристик

Контент-анализ Получение наиболее общих, объективных количественных оценок по исследуемой проблеме

Экспери- мент Установление наличия (или отсутствия) влияния фактора (их совокупности) на исследуемый объект (его характеристики) Мысленный эксперимент Гипотетическое исследование причинноследственных зависимостей в социальноэкономических явлениях и процессах

Реальный эксперимент Социальная технология, способ регулирования социально-экономических процессов

Кейс-стади Глубокое понимание уникальности социального феномена, а также выделение типичных характеристик; выявление скрытых механизмов социально-экономических явлений Объяснение сложных или малоизвестных феноменов Мета-оценка других исследований Объяснение причин процессов, приведших к непредвиденным результатам Понимание причин и последствий нововведений Иллюстрация теоретических положений

iTääTäy eöTä e5äöeüö 5ännlTö5äfe^ TnT-ääffTnöäe e äTglT^frnöäe nTöeTeTäe^äneT-äT läöTää ä yeTfTle^äneeö ennäääTääfeyö, IT^fT nääeäöü näääö^ueä äüäTäü:

1. NTöeTäTäe^äneö^ e yeTfTle^äneö^ lä-öTäTeTäe^ i5efyöT i5TöeäTimöäääyöü, ä öT ä5äly eäe neTffifTnöü TäuäeöTä egö^äfey TäönäTääeäääö fäTäöTäelTnöü Täüääefäfey 5ägäe^füö ni'TnTäTä iTfeläfey i5Tääälü.

2. Ö5ääeöeTffT i'Tä nTöeTäTäe^äneele läöTääle iTfelä^öny öTeüeT läöTäü näT5ä e äfäeegä eföT5läöee. fäTäöTäelT ääeäöü äeöäfö fä em'TäügTääfee nTöeTäTäe^äneeö läöTäTä fä öTeüeT ä ögeTl, fT e ä 0e5TeTl nlüneä neTää, Tö5ä^ä^uäl fäiTn5äänöääf-fö^ näygü n nTöeTäTäe^äneTe öäT5eäe. ÖäeTe i'TäöTä iTgäTäyäö Ti5ääääeöü iTfyöeä läöTää eläffT eäe nTöeTäTäe+äneTäT, ö.ä. TäT-gfä^eöü ääT i5ääläöfö^ Täeänöü.

3. läffiäenöeläefäQfäy ä5äfeöä lä^äö nT-öeTeTäe^äneele e yeTfTle^äneele ennäääTää-feyle lT^äö äüöü !5Tääääfä fä TnfTää T'i'5ä-ääääfey 5ägäe^ey ä läöTäTäTäe^äneeö i5ää'i'T-nüäeäö e öääyö ennäääTääfey, öäe eäe Täuäeöü ennäääTääfey, läöTäü, öäöfeeä näT5ä e äfäee-gä eföT5läöee yääy^öny äT lfTäTl Täuele.

4. fäTäöTäelTnöü e äTglT^frnöü i5eläfä-fey nTöeTäTäe^äneTe läöTäTäTäee äey ennäääTääfey yeTfTleee fäeäTäää ^äöeT TäTnfTääfü ä yeTfTle^äneTe nTöeTäTäee, 5ännläö5eää^-uäe yeTfTle^äneTä ääenöäeä eäe 5ägfTäeä-fTnöü nTöeääüfTäT ääenöäey e Ti5ääääy^uäe ääT öeT5äfäffmöü ä nTöeääüfüö TöfT0äfeyö.

5. EläffT i5egfäfeä nTöeääüfTe öeT5äfäf-fTnöe yeTfTle^äneTäT ääenöäey Töäe^ääö nT-öeTäTäe^äneö^ läöTäTeTäe^ Tö yeTfTle^än-eTe. ITfyöeä öeT5äfäffmöe Tgfä^ääö i5ä^-ää änääT fääe^eä nöufTnöfTe TäönäTäääffT-nöe yeTfTle^äneTäT ääenöäey nT nöT5Tfü nTöeääüfTe e eöäüööQfTe n5ääü.

6. iTneTäüeö iTfyöü yeTfTle^äneTä ääenöäeä äfä nTöeääüfTäT eTföäenöä fääTglT^-fT, äey egö^äfey nTöeääüfTäT «eTföäenöä» fäTäöTäelü niaöeöe^äneeä nTöeTäTäe^äneeä läöTäü näT5ä eföT5läöee.

Ä öäeTl lTsfT iTä^äöefööü, ^öT VTgfä-ääöäeüfüä äTglTsfTnöe nTöeTeTäe^äneeö lä-öTäTä ä egö^äfee yeTfTle^äneeö yäeäfee 1T-äöö nöüänöääffT äTgSänöe, änee äöääö TV'öä-ääeäfä e TnTgfäfä eö TnTääffTnöü, ITä^efäf-fTnöü iSeföeläl nTöeTeTäe^äneTe läöTäTeT-äee. ESTlä yöTäT, eföääSäöey yeTfTle^äneT-äT e nTöeTeTäe^äneTäT läöTäTä iTgäTeyäö iTeö^eöü nenöälfüe nefäSääöe^äneee yööäeö, eTöTöüe fä lT^äö äüöü ITeö^äf iöe läöäfe-^äneTl Täüääefäfee ee0ü öägee^füö nlTnT-äTä näTSä eföTSläöee.

IDElÄxÄfEß

1 ßäTä Ä.Ä. Nööäöääey nTöeTeTäeväneTäT enneääTää-fey. TVenäfeä, Täüynfäfeä, VTfeläfeä nTöeäeüfTe 5ä-äeüfTnöe. I., 1998. N. 53.

2 NTöeTeTäeväneee _yföeeeTVääeväneee neTääöü / Dää.-eTT5äefäöT5 Ä.Ä. Ine'i'Tä. I., 1998. N. 115.

3 EöääväfeT Ä.E. NTöeTeTäey äey yeTfTlenöTä: Ö^ää. VTnTäeä. I., 2001. N. 335.

4 Qäneääneäy O.E., Düäeefä D.Ä. NTöeTeTäey yeTfTle-väneTe ffiegfe: T^äSee öäTSee. iTäTneäeSne, 1991. N. 18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Däääää Ä.Ä. Äüä Säg T VSääläöä yeTfTleväneTe nTöeTeTäee // YeTfTleväneäy nTöeTeTäey. 2002. O. 3,

3. N. 24. http:// www.ecsoc.msses.ru

6 Oäl sä. N. 23.

7 ÄäöTfTlTä Ä.N. xäeTääe ä gäSeäeä yeTfTlevän-eTe öäTSee. I., 1993. 320 n.

8 ITeäfüe E. YeTfTleeä eäe efnöeöööeTfäeüfT TöTS-

leäffüe VSTöänn // YeTfTleväneäy nTöeTeTäey. 2002. O. 3, 2. N. 62. http://www.ecsoc.msses.ru

9 Oäl sä.

10 Oäl sä. N. 63.

11 Däääää Ä.Ä. «xöT öäeTä yeTfTleväneTä ääenöäeä»?

// YeTfTleväneäy nTöeTeTäey. 2002. O. 3, 5. N. 21.

http://www.ecsoc.msses.ru

12 ÄäääS I. TnfTäfüä nTöeTeTäeväneeä VTfyöey // EgäSäffüä VSTegääääfey. I., 1990.

13 Däääää Ä.Ä. «xöT öäeTä yeTfTleväneTä ääenöäeä»?

14 ÄSäffTääööäS I. YeTfTleväneTä ääenöäeä e nT-

öeäeüfäy nöSöeööSä: VSTäeälä öeTSäfäffTnöe // YeT-Mleväneäy nTöeTeTäey. 2002. O. 3, 3. N. 44-45.

http://www.ecsoc.msses.ru

15 Oäl sä. N. 50.

16 Meter K.M. van. Sociological methodology // International Social Science Journal. 1994. Febr. P. 15.

17 Nl., fä'S.: TgäSfeeTää O.Ä., ÄäöläöTää O.Ä. En-neääTääöäeüneeä läöTäü ä läSeäöefää e nTöeTeTäee: Övää. VTnTäeä. ESeööne, 2001. 107 n.

18 NäläfTää Ä.Ä. Eävänöääffüä läöTäü: äääääfeä ä äöläfenöeväneö^ nTöeTeTäey. I., 1998. N. 37.

Ä.Ä. ÄÖÄflA

кандидат философских наук, доцент

MÄÖTDÄiEÄ Ä NENOÄIÄ ТГОТЁТАЁхАМЁТЁ вАётгмоооёоёё

Eäefeöü n^eöääe, ^öT enöTQey änöü e5öä e fäö ääee eg eTföäenöä TIQäääääffTnöü, eTfnöQöe-

fe^ääT, ^öT fä nöuänöäTäääT äü ä V6T0äTl e 6öy fTäüe nlüne eäe egäQäuäfeä elä^uääT-

fä äöääö nöuänöäTääöü ä äöäöuäl. Tfe äü5ü- ny nlüneä. Ääy yöTäT nnüäääenü fä Äääfääeeä

© K.m. Aöä fTä, 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.