Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА В ФИНАНСИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ'

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА В ФИНАНСИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / РЯДЫ ПРОБЛЕМ И ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курдюкова А.В., Моляка А.В.

В статье приведены понять, описывающие программно-целевое планирования в современной экономике. Представлены механизмы и инструменты. Предоставляется схема - структуры расходов федерального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF APPLICATION OF PROGRAM-TARGET METHOD IN THE FINANCING OF THE SOCIAL SPHERE

The article gives to understand that describes the program-target planning in the modern economy. It provides mechanisms and tools. Is the scheme structure of Federal budget spending.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА В ФИНАНСИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ»

учета потребностям менеджмента и собственника; проведение анализа реального финансового состояния организации и разработка рекомендаций по его улучшению.

Использованные источники:

1. Мирзоева А.Р., Темукуева Ж.Х. Аудиторская деятельность как элемент развития рыночных отношений // Трансформация региона в условиях глобализации экономического развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 2-х томах. 2014. С. 31-36.

Курдюкова А. В. студент бакалавр Моляка А. В. студент бакалавр научный руководитель: Голова Е. Е., к.э.н.

доцент

Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина

Россия, г. Омск

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА В ФИНАНСИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация: в статье приведены понять, описывающие программно -целевое планирования в современной экономике. Представлены механизмы и инструменты. Предоставляется схема - структуры расходов федерального бюджета.

Ключевые слова: эффективный способ, виды программных документов, государственная программа, результаты финансирования, ряды проблем и их решения.

Kurdyukova, A. B. student of the bachelor Omsk state agrarian University named after P. A. Stolypin

Russia, Omsk Malaka A.V. student of the bachelor Omsk state agrarian University named after P. A. Stolypin

Russia, Omsk

Supervisor: Head of E. E., Ph. D., associate Professor Omsk state agrarian University named after P. A. Stolypin

Russia, Omsk

PROBLEMS OF APPLICATION OF PROGRAM-TARGET METHOD IN THE FINANCING OF THE SOCIAL SPHERE

Abstract: the article gives to understand that describes the program-target planning in the modern economy. It provides mechanisms and tools. Is the scheme structure of Federal budget spending.

Key words: efficient method, types of policy documents, the state program,

funding, problems and their solutions.

Государственные целевые программы могут быть использованы как эффективный инструмент реализации государственной политики на важнейших направлениях социально-экономического развития. В условиях ограниченности средств бюджета проблема формирования главных направлений реализации государственных целевых программ приобретает особую актуальность.

Программно-целевой метод это эффективный способ решения крупных и сложных социально-экономических проблем путем выработки и принятия органами государственного управления системы программных мероприятий, направленных на достижение целей, связанных с ликвидацией, сдерживанием, ослаблением появившейся проблемы.

Механизм применения программно-целевого метода можно представить в виде логической цепочки «цели - пути - средства -организация исполнения».

Говоря о государственном программно-целевом планировании, необходимо отметить, что оно использует программно-целевой метод планирования в государственном управлении экономикой в форме разработки и реализации на практике систематически дополняемого и изменяемого целого ряда экономических программ, создаваемых по мере возникновения или обострения социально-экономических проблем, решение которых невозможно без привлечения финансовых ресурсов.

Распространению программно-целевого планирования в современной экономике главным образом способствует его применимость и эффективность в условиях функционирования любой экономической системы. Программно-целевое планирование использовалось и в централизованной советской экономике, и в рыночной экономике капиталистических стран, по причине его относительной инвариантности применительно к виду, характеру развития социально-экономических систем. Независимо от вида социально-экономической системы проблемы могут быть решены и реально решаются на программной основе, с применением программно-целевого метода и методологии.

В качестве инструментов программно-целевого метода применяются различные виды программных документов, например, доклады администраторов бюджетных средств о важнейших направлениях их деятельности и прогнозируемых результатах, проекты целевых программ, реестры расходных обязательств, реестры государственных услуг, государственные задания.

Важнейшими из инструментов программно-целевого метода являются государственные программы. Государственная программа - это комплекс взаимосвязанных по задачам, ресурсам и срокам осуществления мероприятий и инструментов государственной политики, которые обеспечивают достижение приоритетов и целей социальной государственной

политики и безопасности в рамках реализации главных государственных функций. Государственная программа состоит из федеральных целевых программ и подпрограмм, содержащих ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти [2, а58].

Программно-целевое бюджетирование включает в себя не только корректировку содержания и продолжительности различных этапов бюджетного процесса, но и модификацию принципов учета, например, переход от кассового метода учета к методу начислений, горизонта бюджетного планирования, например, долгосрочное бюджетирование.

Бюджетирование, направленное на достижение конкретного результата, дает возможность выбора приоритетных расходных направлений, соответствующих поставленным целям и задачам, которые содержатся в стратегии развития территорий.

В Российской Федерации программно-целевой метод начал применяться с 2014 года. Результаты финансирования государственных программ из федерального бюджета представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Структура расходов федерального бюджета на 2014-2016 гг., согласно распределению по государственным программам [4]_

Государственная программа 2014 г., млрд. руб- 2015г., млрд. руб. 2016г., млрд. руб. 2014г. , % 2015г. , % 2016г. , % Изменени я 2016 г. относи тельно 2014 г., %

Социальная поддержка граждан 1088,73 1161,1 9 1178,1 9,36 9,6 9,55 0,2

Обеспечение общего порядка и противодействие преступности 904,12 905,46 911,86 7,77 7,48 7,4 -0,38

Управление государственным и финансами и регулирование финансовых рынков 729,18 789,64 838,01 6,27 6,53 6,8 0,53

Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов РФ 631,01 647,2 666,54 5,42 5,35 5,41 -0,02

Развитие образования 418,99 441,52 466,05 3,6 3,65 3,78 0,18

Развитие здравоохранения 357,15 260,5 262,87 3,07 2,15 2,13 -0,94

Итого расходы 11634,3 2 12101 12329,7 1 100 100 100 -

Анализируя данные по структуре и динамике финансирования государственных программ из федерального бюджета, можно сделать вывод о росте удельного веса расходов по государственной социальной поддержке граждан, на управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков, на развитие образования.

Несмотря на очевидные преимущества программно-целевого планирования в управлении расходами бюджета, его внедрение связано с рядом проблем:

1) невозможность быстрого достижения желаемого результата в виде улучшения качества государственных услуг;

2) значительные временные и финансовые затраты на разработку количественных индикаторов оценки расходов;

3) изменение формы предоставления отчетных данных;

4) затруднения в исследовании мнения населения о предоставляемых государственных услугах;

5) сложная формализация результатов и определения социально-экономического эффекта государственных услуг;

6) стремление к достижению планового количественного значения индикатора без учета связи данного индикатора с общественным эффектом;

7) сложность установления взаимосвязи между объемами финансирования и полученными социально-экономическими результатами [2, с. 74].

Решением проблем в сфере применения программно-целевого метода в бюджетном финансировании наиболее важных сфер экономики и социальной политики могло бы стать совершенствование перспективного бюджетного планирования, разработка таких ключевых индикаторов выполнения целевых программ, которые бы учитывали социально-экономический эффект от выполнения целевой программы.

Другим направлением роста эффективности применения программно-целевого метода может стать совершенствование кадрового потенциала, создание экспертного сообщества по оценке проектируемых государственных программ, совершенствование экспертизы создаваемых государственных программ на установление степени их реализуемости, так как зачастую невыполнение целей и задач существующих государственных программ происходит по причине того, что в них содержатся завышенные требования.

Использованные источники:

1. Киянова Л.Д. Сущность программно-целевого метода как инструмента управления социально-экономическим развитием территорий/ Л.Д. Киянова, Т.И. Литвинова//Новые технологии, 2014. - №2. - с.56-62

2. Лукьяненко, З.Б. Программно-целевой метод в государственном управлении бюджетной сферой/ З.Б. Лукьяненко, Н.В. Югова// ARS ADMINISTRANDI, 2014. - №2. - с.72-78

3. Финансы России. 2016: Стат.сб./ Росстат. - М., 2016. - 343 c.

УДК:330

Кызъюрова Т.Н. студент 2 курса магистратуры Институт экономики и финансов Сыктывкарский Государственный Университет им. Питирима Сорокина

Россия, г. Сыктывкар ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В РФ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы, касающиеся вопроса повышения пенсионного возраста в России.

Ключевые слова: пенсия, пенсионный возраст, Пенсионный фонд, обязательное пенсионное страхование, пенсионные отчисления.

Kyzyurova TN, a student of the second year of a magistracy, Institute of Economics and Finance Syktyvkar State University Pitirima Sorokina

Russia, Syktyvkar THE PROBLEM OF IMPROVING THE PENSION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the problems concerning raising the retirement age in Russia.

Pension, retirement age, Pension fund, compulsory pension insurance, pension contributions.

Вопрос повышения пенсионного возраста в Российской Федерации является одним из крайне дискуссионных. С одной стороны выступающие «за» проведение такой реформы, в большей степени, это экономисты и финансисты, с другой стороны - противники данной меры, повременить с данным вопросом даже призывают и Президент, и Председатель Правительства.

Уже началось поэтапное повышение возраста выхода на пенсию для государственных служащих.

Также на уровне Правительства разрабатываются различные альтернативные варианты, вплоть до уравнивания возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин, повышение до 58 у женщин, 63 лет у мужчин, или же наиболее радикальные меры - до 60 и 65 соответственно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.