Проблемы применения поправочных коэффициентов к ставке земельного налога
И.И. Иванов
заместитель председателя Комитета по управлению имуществом администрации города Кемерова
Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Такое определение налоговой ставке дается в статье 53 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Ставка земельного налога - это величина, используемая не только при расчете земельного налога. Она также используется при расчете выкупной стоимости земельного участка и размера арендной платы. Таким образом, учитывая, что в соответствии с абзацем «б» пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» земельный налог относится к местным налогам, а также то, что в местные бюджеты поступает часть средств от продажи земельных участков и часть средств от их аренды, от этой величины напрямую зависят размеры поступлений в местные бюджеты.
1. История вопроса
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» в последней редакции налог на земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель.
Средние ставки земельного налога установлены согласно Приложению № 2 (таблицы 1, 2, 3) к указанному закону, причем с момента принятия закона в первоначальной редакции изменения, касающиеся ставок, вносились в этот закон единожды: в
1994 году1.
Отсутствие необходимости пересмотра и внесения регулярных изменений в Приложение № 2 Закона Российской Федерации «О плате за землю» связано с ежегодной индексацией средних ставок земельного налога, производимой в соответствии с различными федеральными нормативными правовыми актами:
• 1994 год- статьей 12 Федерального закона от 01.07.1994 № 9-ФЗ «О федеральном бюджете на 1994 год» установлен коэффициент 50 (установить, что ставки земельного налога, установленные Законом РСФСР «О плате за землю», применяются в 1994 году для земель сельскохозяйственного пользования с коэффициентом 20, во всех остальных случаях- с коэффициентом 50);
• 1995 год- статьей 9 Федерального закона от 31.03.1995 № 39-ФЗ «О федеральном бюджете на 1995 год» установлен минимальный размер коэффициента на 1995 год не менее 2 (установить, что ставки земельного налога, установленные Законом Российской Федерации «О плате за зем-
1 Пунктом 21 статьи 1 Закона Российской Федерации от 09.08.1994 № 22-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О плате за землю» установлено, что в 1994 году средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах применяются с коэффициентом 50.
лю», применяются в 1995 году для земель городов, поселков с коэффициентом не менее 2).
При этом пунктом 3 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от
09.08.1994 № 22-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О плате за землю» Правительству Российской Федерации предписано: «индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные настоящим Федеральным законом ставки земельного налога на земельные участки в городах и других населенных пунктах (Приложение 2, таблица 1 к Закону РСФСР «О плате за землю»), а также на участки, используемые гражданами для жилищного, дачного и гаражного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда».
Во исполнение этой нормы с учетом минимального размера, предусмотренного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1995 год» постановлением Правительства Российской Федерации от
07.06.1995 № 562 «Об индексации ставок земельного налога в 1995 году» был установлен коэффициент 2 (применять в
1995 году установленные Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О плате за землю» ставки земельного налога на другие земли, исчисляемые в соответствии со статьями 6, 8, 9, 10, частью второй статьи 11 и частью третьей статьи 12 Закона Российской Федерации «О плате за землю», с коэффициентом 2);
• 1996 год- постановлением Правительства Российской Федерации от
03.04.1996 № 378 «Об индексации ставок земельного налога в 1996 году» установлен коэффициент 1,5 (применять в 1996 году установленные на 1995 год ставки и средние размеры земельного налога с коэффициентом 1,5);
• 1997 год- статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 № 29-ФЗ «О федеральном бюджете на 1997 год» установлен коэффициент 2 (установить, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 го-
ду, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2);
• 1998 год - Федеральным законом от
28.10.2003 № 162-ФЗ «О ставках земельного налога в 1998 году» был сохранен размер ставок, установленных на 1997 год (сохранить до 1 января 1999 года размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год);
• 1999 год- статьей 15 Федерального закона от 22.02.1999 № З6-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» для всех категорий земель установлен коэффициент 2, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота (установить, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2);
• 2000 год - статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» установлен коэффициент 1,2 (установить, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2);
• 2001 год- статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» сохранен размер ставок, действовавших в 2000 году (установить, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель);
• 2002 год- статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 № 194-ФЗ «О феде-
ральном бюджете на 2002 год» установлен коэффициент 2 (установить, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом 2,0 для всех категорий земель);
• 2003 год - статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» установлен коэффициент 1,8 (установить, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8);
• 2004 год - статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» установлен коэффициент 1,1 (установить, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1).
2. Таким образом, чтобы получить среднюю ставку земельного налога на 2003 год (Сзн2003) необходимо проиндексировать средние ставки земельного налога, установленные в Приложении № 2 Закона Российской Федерации «О плате за землю» (Сзн1991) путем последовательного применения соответствующих поправочных коэффициентов (К) и с учетом деноминации согласно Указу Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 года № 822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» (Кден):
Сзн2003 = Сзн 1991 * К1994 * К1995 * К1996 *
* К1997 * К1998 * К1999 * К2000 * К2001 * К2002 *
х К2003 : Кден
Сзн2003 = Сзн1991 ж 50 ж 2 ж 1.5 ж 2 ж 1 ж 2 ж ж 1,2 ж 1 ж 2 ж 1,8 : 1000
Сзн2003 = Сзн1991 ж 2592 : 1000
Сзн2003 = Сзн 1991 * 2,592.
Аналогичной позиции придерживается Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России), которое в своей Инструкции от 21 февраля 2000 года № 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю», зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации (Минюст России) 6 апреля 2000 года № 2183 (в редакции изменений и дополнений, внесенных приказом МНС России от 21.04.2003 № БГ-3-21/204, зарегистрированным в Минюсте России 19 мая 2003 года № 4551), предусмотрело аналогичный порядок индексации средних ставок земельного налога (п.п. 13, 15).
При этом органам местного самоуправления городов предоставлено право дифференциации средних ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории городов (ст. 8 Закона Российской Федерации «О плате за землю»).
На территории города Кемерова дифференциация ставок была произведена решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 «О ставках земельного налога на территории города Кемерова». Соответственно, подлежат индексации путем применения соответствующих коэффициентов и конкретные ставки земельного налога, установленные нормативными актами органов местного самоуправления (например, кемеровские ставки подлежали индексации только с 1997 года, т. к. были приняты в
1996 году с учетом всех коэффициентов индексации, существовавших на момент принятия - примечание к пункту 3 решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 «О ставках земельного налога на территории города Кемерова»).
Однако не все придерживаются аналогичного порядка индексации ставок зе-
мельного налога, считая, что поправочные коэффициенты при расчете ставок земельного налога применению не подлежат, либо подлежат, но не все. Причем в ряде случаев такую же позицию занимает арбитражный суд, обосновывая ее следующим.
2.1. При расчете земельного налога.
2.1.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Налоговым периодом в отношении земельного налога в силу статьи 17 Закона Российской Федерации «О плате за землю» является 1 год. Поэтому, по мнению некоторых налогоплательщиков, с 1 января 1999 года (вступление в силу части I НК РФ) нормы федеральных законов о федеральном бюджете на 1999-2001 годы в части установления коэффициентов к ставкам налога на землю не подлежат применению, поскольку был нарушен указанный порядок вступления их в законную силу, в результате чего в законную силу они не вступили2.
2.1.2. Введение федеральным законодательством коэффициентов, повышающих
средние ставки, установленные Законом Российской Федерации «О плате за землю», не влечет за собой повышение дифференцированных ставок, утвержденных актами органов местного самоуправления3.
2.1.3. Несоответствие порядка применения поправочных коэффициентов существующему налоговому законодательству, а именно статьям 17, 52 и 53 НК РФ. Статья 17 не предусматривает в качестве одного из элементов налогообложения поправочных коэффициентов. Статьи 52 и 53 НК РФ, предусматривающие порядок исчисления налога и дающие определение налоговой ставки, также не предусматривают применение каких либо коэффициентов4.
2.1.4. В соответствии с бюджетным законодательством (статья 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации) законы о бюджете принимаются на финансовый год, который длится с 1 января по 31 декабря. Таким образом, установленные законом о бюджете на предшествующий год коэффициенты не могут применяться в текущем году. Не являясь законодательными актами о налогах и сборах, федеральные законы о бюджете не устанавливали (и не могли устанавливать) новые ставки земельного налога5.
2 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.01.2003 по делу № Ф04/142-1141/А46-2002 по иску ОАО «Омскэнерго» к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Ленинскому административному округу города Омска.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.03.2003 по делу
№ Ф04/1495-370/А46-2003 по иску ОАО «Омский комбинат строительных конструкций» к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Кировскому административному округу города Омска.
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.07.2003 по делу № А27-5872/2003-6 по заявлению ОАО «Первый Кемеровский авторемонтный завод» к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по городу Кемерову. Обжалуется в апелляционной инстанции.
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 02.06.2003 по делу № А27- 874/2003-6 по иску ОАО «Концерн Кузбассшахтострой» к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по городу Кемерову. Отменено кассационной инстанцией.
3 Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 08.04.2003 по делу № А27-11968/2002-6 по иску ОАО «Втормет» к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по городу Кемерову. Отменено кассационной инстанцией.
4 Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.07.2003 по делу № А27-5872/2003-6 по заявлению ОАО «Первый Кемеровский авторемонтный завод» к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по городу Кемерову. Обжалуется в апелляционной инстанции.
5 Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03.06.2003 по делу № А27-5756/2003-6 по заявлению ОАО «Разрез Караканский» к межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации № 3 по Кемеровской области.
2.2. При расчете выкупной стоимости земельного участка.
2.2.1. Поправочные коэффициенты являются элементом, определяющим порядок исчисления налога. Согласно пункту 1 статьи 17 НК РФ налоговая ставка и порядок исчисления налога являются различными элементами налогообложения. Таким образом, поправочные коэффициенты применяются исключительно в целях налогообложения, т. к. являются элементом порядка исчисления налога и не учитываются при расчете выкупной цены земельного участка6.
2.3. При расчете размера арендной платы.
2.3.1. Исходя из буквального толкования норм федеральных законов о федеральном бюджете на 1997-1999 годы повышающие коэффициенты применяются только в отношении ставок земельного налога. Положений о том, что эти нормы распространяются и на ставки арендной платы, бюджетные законы на 1997-1999 годы не содержат. Только начиная с 2000 года федеральные законы о федеральном бюджете содержат ссылки о применении коэффициентов, в том числе к ставкам арендной платы (Федеральный закон от 31.12.1999 № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год»: «Установить, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2).
Кстати, по непонятным причинам законодатель в Федеральном законе от 07.07.2003 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» опять не указал на применение коэффициента 1,1, установленного на
2004 год, при расчете арендной платы: «Установить, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1».
2.3.2. Поправочные коэффициенты являются элементом, определяющим порядок исчисления налога. Согласно пункту 1 статьи 17 НК РФ налоговая ставка и порядок исчисления налога являются различными элементами налогообложения. Таким образом, поправочные коэффициенты применяются исключительно в целях налогообложения, т. к. являются элементом порядка исчисления налога и не учитываются при расчете арендной платы.
3. С указанной позицией не можем согласиться, и считаем ее не соответствующей российскому законодательству по следующим основаниям.
3.1. При расчете земельного налога.
3.1.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ только акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом статья 2 НК РФ определяет отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах: «Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения».
Федеральные законы о бюджете на соответствующий год не содержат норм, регу-
6 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.10.2002 по делу № А56-16412/02 по иску ИПБОЮЛ Л.А. Барышевой к государственному учреждению «Фонд имущества Санкт-Петербурга».
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.11.2002 по делу № А56-11890/02 по иску ООО «Репинский торговый дом» к государственному учреждению «Фонд имущества Санкт-Петербурга».
лирующих указанные правоотношения, что не позволяет отнести их к законодательству о налогах и сборах.
В силу прямого указания статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год относятся к бюджетному законодательству Российской Федерации7.
Кроме того, Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 51-ФЗ «О приостановлении действия пункта 1 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» было приостановлено до 01.01.2000 действие пункта 1 статьи 5 части первой НК РФ. Таким образом, в любом случае действие пункта 1 статьи 5 части первой НК РФ не распространяется на федеральные законы от 22.02.1999 № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» и от 31.12.1999 № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год», т. к. последние были приняты и вступили в законную силу в период приостановления действия пункта 1 статьи 5 части первой НК РФ.
Таким образом, выводы арбитражных судов различных инстанций о том, что с 1 января 1999 года нормы федеральных законов о федеральном бюджете на 1999-2001 годы в части установления коэффициентов к ставкам налога на землю не подлежат применению, поскольку не вступили в законную силу в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 5 НК РФ, не соответствуют нормам материального права.
3.1.2. Федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах на-
логовой системы в Российской Федерации» и статьи 2 Федерального закона от
09.08.1994 № 22-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О плате за землю» являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований8.
3.1.3. Поправочные коэффициенты не относятся к такому элементу налогообложения, как порядок исчисления земельного налога по смыслу статьи 17 НК РФ. Статья 52 НК РФ, определяющая порядок исчисления налога, не называет поправочные коэффициенты в качестве составляющего элемента порядка исчисления налога.
Таким образом, коэффициенты устанавливают не порядок исчисления ставки земельного налога, а изменяют сами ставки в порядке их индексации.
3.1.4. Действительно, в соответствии с бюджетным законодательством (статья 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации) законы о бюджете принимаются на финансовый год. При этом начиная с 1994 года ни один из федеральных законов о федеральном бюджете не прекратил своего действия; все они и сегодня являются действующими законами. Таким образом, остаются действующими и установленные ими коэффициенты к ставкам земельного налога, при этом редакции статей, которыми устанавливаются коэффициенты, позволяют сделать однозначный вывод об их последовательном (к ставке предыдущего года с коэффициентом предыдущего года
7 Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03.06. 2003 по делу № А27-5756/2003-6 по заявлению ОАО «Разрез Караканский» к межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации № 3 по Кемеровской области.
8 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.08.2003 по делу
№ Ф04/3853-1225(1226)/А27-2003 по иску ОАО «Концерн Кузбассшахтострой» к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по городу Кемерову.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.07.2003 по делу № Ф04/3638-1156/А27-2003 по иску ОАО «Втормет» к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по городу Кемерову.
применяется коэффициент текущего года), а не взаимоисключающем (к ставке предыдущего года вместо коэффициента предыдущего года применяется коэффициент текущего года) порядке применения.
Кроме того, как уже было указано, такой порядок индексации был разъяснен в Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 февраля 2000 года № 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю», зарегистрированной в Минюсте России от 6 апреля 2000 года № 2183 (в редакции изменений и дополнений, внесенных приказом МНС России от 21.04.2003 № БГ-3-21/204, зарегистрированным в Минюсте России от 19 мая 2003 года № 4551).
3.2. При расчете выкупной стоимости земельного участка.
3.2.1. Так как поправочные коэффициенты устанавливают не порядок исчисления ставки земельного налога в целях налогообложения, а изменяют сами ставки в порядке их индексации, следовательно, при расчете выкупной стоимости земельного участка, ставки должны применяться с учетом поправочных коэффициентов.
3.3. При расчете размера арендной платы.
Согласно статье 36 Земельного кодекса
Российской Федерации, Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Закона Российской Федерации «О плате за землю» порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности либо в введении муниципали-
тетов, устанавливается органами исполнительной власти местного самоуправления.
В случае наличия в утвержденном уполномоченным органом местного самоуправления порядке определения величины арендной платы такого элемента, как ставка земельного налога, последняя должна применяться с учетом поправочных коэффициентов (см. п. 3.2.1.).
На территории города Кемерова методика определения размера арендной платы за использование земельных участков определена постановлением главы города от
21.07.2003 № 76 «О методике определения размера арендной платы за использование земельных участков», в пункте 3 которого предусмотрено, что при расчете арендной платы применяются ставки земельного налога, утвержденные решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 «О ставках земельного налога на территории города Кемерова», повышаемые последовательно с 1997, 1999, 2000, 2002, 2003 годов на коэффициенты индексации 2; 2; 1,2; 2; 1,8 соответственно.
Выводы.
Как видно из всего изложенного, практика применения поправочных коэффициентов к ставкам земельного налога неоднозначна и противоречива. Федеральным арбитражным судом одного округа выносятся противоположные по смыслу поста-новления9.
1. Таким образом, для того чтобы быть застрахованным от вынесения судом «неу-
9 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.01.2003 по делу № Ф04/142-1141/В46-2002 по иску ОАО «Омскэнерго» к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Ленинскому административному округу города Омска.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.03.2003 по делу № Ф04/1495-370/А46-2003 по иску ОАО «Омский комбинат строительных конструкций» к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Кировскому административному округу города Омска.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.08.2003 по делу № Ф04/3853-1225(1226)/А27-2003 по иску ОАО «Концерн Кузбассшахтострой» к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по городу Кемерову.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.07.2003 по делу № Ф04/3638-1156/А27-2003 по иску ОАО «Втормет» к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по городу Кемерову.
довлетворительного» решения, не остается ничего, как рекомендовать органам местного самоуправления, уполномоченным дифференцировать ставки в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «О плате за землю», ежегодно пересматривать ставки с учетом индексированных средних ставок, установленных в Приложении № 2 Закона Российской Федерации «О плате за землю». Причем делать это каждый раз необходимо заблаговременно, дабы избежать «недоразумений» со вступле-
нием «нового» акта в законную силу (п. 1 ст. 5 НК РФ).
2. При разработке уполномоченными органами местного самоуправления порядка (методики) определения размера арендной платы не использовать в качестве составляющего элемента расчета ставку земельного налога, заменив ее иными составляющими, например кадастровой стоимостью земельного участка.
Москва, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации 18-20 октября 2004 года Консультационный семинар «РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: правовое регулирование и защита интересов правообладателей. Арбитражная практика»
Семинар предназначен для руководителей и юристов предприятий - владельцев недвижимости, арендаторов и пользователей недвижимости, строительных организаций.
В программе:
• основания, условия и порядок возникновения и прекращения прав на земельные участки, поправки к земельному законодательству России;
• полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по распоряжению земельными участками;
• изменение целевого назначения и разрешенного использования земельных участков;
• проблемы установления сервитутов на земельные участки;
• плата за землю и кадастровая оценка земель, формирование цены выкупа земельных участков;
• практические вопросы государственной регистрации прав на земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости, инвентаризация и межевание земельных участков;
• государственная регистрация прав на вновь созданные объекты недвижимости;
• практика арбитражных судов по спорам о государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним._______________________________________________
Получить более подробную информацию о семинарах и ознакомиться с условиями участия Вы можете у организатора - ООО «Бизнес-Семинары» на сайте www.business-seminars.ru ______и по телефонам (095) 937-58-09 (многоканальный), факс: (095) 363-02-58 (59)______
т
Бизнес-Семинары